В.А. Сухомлинский. Заповеди красоты

    Красота — могучий источник воспитания нравственной чисто­ты, духовного богатства, физического совершенства. Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего ми­ра — природы, искусства, челове­ческих поступков — ребенок черпал духовное благородство: подлин­ную человеческую доброту, сердеч­ность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрас­ного.

    Мы говорим ученикам:

    Красота — это радость твоей жиз­ни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мер­цание звезд, розовый разлив вечер­ней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный ко­сяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебе­лек и голубой колокольчик подснеж­ника, — увидел и изумился, и пошел по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой — и в твоем сердце рас­цветет человеческая красота. Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот ли­стьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон се­ребряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох сне­жинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжествен­ную тишину ночи, — услышал и, за­таив дыхание, слушает сотни и тыся­чи лет чудесную музыку жизни. Умей слушать и ты эту музыку, умей на­слаждаться красотой.

    Эту заповедь красоты мы стре­мимся внести во все сферы духов­ной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, об­щественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.

    Уже первая осень школьной жиз­ни убеждает нас, что красота — мать доброты и сердечности. Все твое восхищение кустом шиповни­ка, на котором горят соцветья крас­ных ягод и оранжевых листков, маленьким кленом, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опаленным первым ночным дыханием заморозка, — все это про­буждает у ребенка ласковое, добро­желательное, заботливое отношение к живому и живущему. Он сочувст­вует растениям, готовящимся к трудной поре — к зиме.

    Особо значительны для воспита­ния чувства красоты весенние эк­скурсии и наблюдения. «Нельзя дол­го спать в эти дни, — учим мы де­тей, — можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солн­ца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток сол­нечных лучей озаряет цветы, по­крытые капельками росы. Это — изумительная игра красок и оттен­ков, и если ребенок, затаив дыхание, любуется ее неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся черст­вости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, при обретенное благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.

    Создавай, твори красоту — учим мы детей. Пусть рядом с пшенич­ным колосом цветет хризантема, ря­дом с кукурузным стеблем — роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты созда­ешь собственную красоту.

    С малых лет мы воспитываем у  детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.

    Предметы большой заботы учени­ческих коллективов — красота классных комнат, школьных празд­ников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школь­ной художественной галерее.

    Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведе­ния художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту му­зыки, так повторное чтение поэти­ческого произведения открывает тебе все новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие че­ловека. Люби музыку — она облагораживает твои мысли и чувства. Мы ставим целью добиться, что­бы чтение художественных произве­дений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое лич­ное наслаждение. Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слуша­ет десятки раз, так у каждого куль­турного человека должны быть лю­бимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему все новые и но­вые оттенки красоты, — такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.

    Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребенком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передает его из поколения в поколение. Дети восхищаются красотой утренней зари — и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звездами — и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова мерцанье. В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвященные словам закат, сумерки, тишина, шепот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.

    Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах — вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.

    С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаем слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на пленку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.

    Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребенка к миру прекрасного.

 

Комментарии

Белякова Людмила Михайловна

С вдохновением прочитала давно известные и в то же время такие новые мысли Сухомлинского. Что говорить, воспитание красотой - это вектор воздействия на душу человека беспроигрышный. НО, надо признаться, что сегодня в школе это направление страдает однобокостью: мы учим детей любоваться. наслаждаться прекрасным, больше рассчитывая на эмоциональное воздействие, чем на потребность создавать красоту. Никто не умаляет гедонистический смысл художественного образа, но видеть в "капле океан" могут единицы, а из этих единиц лишь крохи потянутся к созиданию. Почему это происходит? Вероятно, из общепринятых (а как жаль) представлений в обществе - достичь большего при наименьших затратах, а то и полного отсутствия всякого труда. Пессимистично? Зато реалистично.
Животова Елена Викторовна

Здравствуйте, Людмила Михайловна. С интересом всегда читаю ваши статьи, комментарии. Всё замечательно и реалистично, спасибо Вам.
Елисеева Ирина Анатольевна

Я работаю с детьми дошкольного возраста и у нас также ведётся работа по теме "В мире прекрасного". у нас подобраны иллюстрации и фотографии с изображением прекрасных моментов в созерцании окружающей среды, в наблюдении за распустившимися бутонами цветов и молодыми зелёными весенними листочками, за пожелтевшими и увядающими осенними листьями , за первым выпавшим снегом и прилетевшими птицами на ветках деревьев. Наши возможности привить и видеть красоту его окружения ограничены стенами д/с и показами картинок, а детям требуются прогулки по городу, паркам, посещение театров и музеев. и это всё должны делать родители, привлекать внимание детей к прекрасным моментам жизни. Почему приезжая к нам, в С-Пб, гости посещают достопримечательности нашего города, потому что у нас много прекрасных и незабываемых мест, впрочем, как и во всех городах есть что посмотреть и чем полюбоваться. Почему сейчас стало модным вывозить детей за границу? Почему бы , например , не свезти ребёнка в столицу нашей страны или отправиться в поход с семьёй на природу?
Осташова Ирина Николаевна

Полностью с Вами согласна, Ирина Анатольевна! Детям очень полезно видеть и узнавать красоту природы и мира, в котором они живут! Чтобы гармонично развиваться и духовно и нравственно и физически.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хорошо, что в школу вновь возвращается В.А.Сухомлинский.

У Нас очень много накоплено положительного в вопросах воспитания и обучения детей с момента рождения ребенка вплоть до окончания ВУЗа, но почему-то всё в разброс.
Зайцева Ирина Николаевна

Да, действительно, некоторым счастье увидеть красоту цветка, снежинки, услышать шёпот, шорох, и наслаждаться этим, даётся от рождения. Чуткость к прекрасному! Научить можно лишь тому, что знаешь сам. Давайте учиться чувствовать прекрасное! Давайте ходить с детьми в походы, музеи, картинные галереи, читать и наслаждаться текстами классиков литературы!
Сайкун Найля Низамутдиновна

Ходим в походы с учениками. Наслаждаемся красотой природы!
Старавойтова Елена Анатольевна

Красота - неотъемлемая часть жизни каждого человека, и она повсюду. Наша задача: научить маленького человечка замечать эту красоту в окружающей природе, в произведениях искусства, в предметах, что находятся рядом с нами, да и в самих людях. Не только красоту внешнюю, но и духовную. Любоваться ею, стремиться самому создавать её. Я полностью согласна с Ириной Анатольевной, что невозможно одними силами детского сада и школы развить в ребенке чувство прекрасного. Всё должно начинаться с семьи!
Голубева Наталья Леонидовна

Я, конечно,согласна с Людмилой Михайловной-детей надо учить созидать красоту,но меня поражает неумение созерцать!Мы утрачиваем такое русское качество...А страшит "свое"представление подростков о красоте.Да,пройдет время,и они забудут о красных волосах,черных ногтях итд Но навязанный им вот сейчас стандарт:90-60-90-это красота,а все остальное- нет-это страшно.Норковое манто и мерседес-это красота,а опрятность и скромность"отстой"-это страшно.Стараюсь на уроках литературы обязательно использовать понятия красоты внешней и внутренней.Это не только для оценки человека(героя),это и о природе,и о Родине:"Топи да болота..."
Куковерова Ольга Анатольевна

Думаю, что " красота - спасёт мир", но чтобы видеть красоту - надо детей этому учить! А статья - замечательная.
Носкова Татьяна Борисовна

Мне кажется, Физическое совершенство поистине прекрасно только тогда, когда оно сливается с духовной красотой человека. Красота порождает любовь, любовь же творит мир по законам красоты.

Красота! В этом слове заключена целая вселенная эмоций, переживаний, чувств и мироощущений! Поистине, красота – великая сила, способная созидать и разрушать, вселять надежду и беспощадно отнимать ее, наказывать и награждать. Именно поэтому тема красоты всегда присутствует в лирике поэтов, в картинах художников и статуях скульпторов. И это неудивительно, поскольку в мире еще не создали более совершенного оружия, чем красота. Да, красота, – и только красота, – Спасает нас от гибели позорной… Она одна осталась непокорной Тебе, житейская слепая суета! Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, – Ничто не затемнит ее – нерукотворной; Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной Ее не запятнать! Она – всегда чиста. В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной Творца-художника, – везде о ней мечта: Во всем она горит огнем любви нетленной. Под тяжким бременем своей судьбы креста – Я перед ней стою, коленопреклоненный. О, Красота! Святая Красота!.. Аполлон Коринфский
Лысова Елена Васильевна

"Красота - высшая форма гениальности, но в отличие от гениальности она не требует подтверждений", - Оскар Уайльд.
Зарьянова Марина Кирилловна

Спасибо, за отличный материал. Очень понравился. Трудно порой подобрать слова для того, чтобы выразить свои мысли, и на помощь приходят умные книги, талантливые педагоги - добрые учителя.

Абрамова Ольга Анатольевна

Согласна с вами!

Иванова Ольга Александровна

Совершенно согласна с автором -эстетическое воспитание необходимая и одна из важнейших частей образования!

Мухановская Елена Васильевна

Спасибо за замечательную статью В.А. Сухомлинского! Действительно, нужно учить детей замечать красоту во всех проявлениях жизни: "Жизнь прекрасна. Найди в ней очарование, приглядись к ней своими глазами и ты увидишь весь её блеск и великолепие" Терри Гудкайнд.

Денисова Екатерина Александровна

Действительно, КРАСОТА СПАСЕТ МИР!!!!!Нужно только учиться видеть прекрасное вокруг нас в суете наших будней и повседневных дел! Все прекрасное РЯДОМ!smiley

Дзюбий Наталия Николаевна

Как здорово вы сказали. Нужно только учится видеть.Все прекрасное рядом!!!!

Павленко Татьяна Александровна

и правда сказано что, красота — могучий источник воспитания нравственной чисто­ты, духовного богатства, физического совершенства. Как писал известный русский писатель Ф. М. Достоевский, "Мир спасет красота...". Ведь каждый из нас по своему осмысливает красоту. Сегодня, в наше не простое, по своему "жестокое" время, многим не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. И для нас педагогов, стоит на первом месте решение этой проблемы. Ведь от того, как мы смотрим на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это наши дети, воспитанники.

Мисюрова Светлана Евгеньевна

Замечательная статья. Всё точно подмечено. Красота идёт с нами по жизни.

Никольская Юля Николаевна

Спасибо!!!

Никольская Юля Николаевна

Очень интересно!!!

Вальщикова Ольга Олеговна

Эту заповедь красоты мы стре­мимся внести во все сферы духов­ной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, об­щественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.
Аспекты правильны,воспитание красоты — мать доброты и сердечности.

Каретникова Ульяна Геннадьевна

"Твори красоту, учим мы детей!" Всё правильно! Красота - могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства. В красоте окружающего мира каждый ребёнок должен черпать духовное благородство, человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного....

Мы говорим ученикам:

Красота — это радость твоей жизни.