Амонашвили Ш.А. О Мощи сердца

Мари Ивановна, Вы смотрите на соревнования участников Зимней Олимпиады? Я смотрю, но не на все, а на выступления по фигурному катанию. Мне нравится, как спортсмены танцуют на льду, с какой легкостью выполняют они сложные и опасные движения, с какой скоростью и как изящно скользят по льду. Каждый танец – это как поэтический всплеск. Смотрю и любуюсь молодыми. И каждый раз, когда заканчивается очередной прекрасный танец и красивая пара выражает публике свою признательность, мне хочется верить, что они в душе такие же чистые и совершенные, как внешне, как в танце, как сам танец. По другому и не должно быть: всем телом, всеми движениями, да еще в паре творишь перед многотысячной публикой (а смотрят миллионы) красоту. Откуда же эта красота выплескивается? Из души, конечно! И делаю вывод: душа у этих молодых спортсменов такая же красивая, нравственно чистая, бескорыстная, без зависти, такая, как только что сотворенная ими красота.

Может ли быть так, что душа у человека кривая, но красивый танец прикрывает ее? К сожалению, да. Очень многие свою темную душу прикрывают то речью, то песней, то манерами. Однажды я оказался среди артистов одного известного ансамбля. Молодые ребята своими песнями приводили в восторг публику. Каждый из них на сцене представлял собою олицетворение культуры и нравственности. Но потом, после спектакля, я наблюдал, как они разнузданно вели себя, как сквернословили, как хамили и грубили. И все песни, которые они пели на сцене о любви, о нежности, о жизни, о доброте и так далее, в моем сознании омрачались и теряли силу воздействия на мои чувства. Тогда я подумал: неужели публике все равно, кто исполняет «Аве Марию» - светлый или темный ангел? И возможно ли, чтобы талантливо исполненная песня была оторвана от души человека? Нет, такое невозможно, ибо действует закон: «Добрый человек из доброго сердца выносит доброе; злой человек из злого сердца выносит злое». Так вот, какие бы не были манеры, телодвижения, песни и танцы, в них обязательно отразятся светлые или темные душевные порывы исполнителя.

Так вот, об Олимпиаде, Мари Ивановна! Восторг от танца пятнадцатилетней девочки Юлии Липницкой не покидает меня. Весь огромный дворец ликовал. Президент страны, стоя ей аплодировал. Она на ледяном поле сотворила невообразимую красоту, которая меня лично и воспитывает, и учит. Воспитывает потому, что чистит мою душу – я со слезами на глазах наблюдал, как она создавала образ мечты и устремленности. Учит потому, что я еще раз убеждаюсь: дети безграничны в своих возможностях, лишь бы были рядом с ними мудрые и добрые наставники. Потом она давала интервью, в котором я чувствовал ее скромность, сдержанность, искренность. Значит, заключаю я для себя, она в душе еще более прелестна, чем в танце, в ней нет зависти, нет гордыни, нет злобы, а есть духовно-нравственная красота. Этот кладезь станет источником ее восхождения и творческого фейерверка в жизни. Пожелаем ей, Мари Ивановна, чтобы она так и осталась в так называемом большом спорте чистой и прекрасной.

Но вот я стал свидетелем такой картины при парном катании. Не буду называть фамилии спортсменов. Выступала последняя пара, которая претендовала на золотую медаль. Комментатор объяснил нам, что спортсменам сейчас нельзя ошибиться, они должны выполнить все четко, иначе могут проиграть. Наверно, это понимали сами фигуристы и, должно быть, сильно волновались. Ситуация сложилась так, что от их выступления зависела «судьба» другой пары, которая уже откаталась, но не набрала гарантированного количества баллов для первого места. Не думаю, что среди нескольких тысяч зрителей был хоть один, кто желал бы последним выступающим неудачу, кроме предыдущей пары. Но неудача их все же постигла и судьи, разумеется, это отразили в своих оценках. Таким образом, они проиграли, и зрители провожали их с сочувствием. Но как же приняла происшедшее предыдущая пара? Вот об этом хотел бы с Вами поговорить, Мари Ивановна. Видимо, не без причин оператор долго показывал на экране напарницу, которая прыгала от радости, обнимала рядом стоящих, махала руками, в общем, безумно радовалась тому, что их конкуренты провалились. Все сочувствовали, а она радовалась. Я понимаю: те проиграли, а она со своим партнером именно по этой причине оказалась впереди. Были бы мы с Вами их тренерами, Мари Ивановна, наверно, объяснили бы нашим воспитанникам, что в спорте так бывает: то проиграешь, то выиграешь, что делать; надо и то и другое принимать достойно, и не надо желать неудачи твоим «конкурентам», бурно радоваться тому, что именно их поражение, а не твое совершенное выступление, принесло тебе победу. Я понимаю, от олимпийских медалей зависит многое в жизни: слава, блага, продвижение. Но неужели ничего не зависит от того, что ты умеешь сочувствовать человеку в беде, или же оттого, что ты великодушный и благородный, а не падкий на олимпийские или другие медали, которые достались тебе из-за неудачи твоих соперников?

Олимпийские игры, Мари Ивановна, вовсе не современные изобретения, они имеют античную историю, начатую в Греции. Тогда тоже кто-то плакал из-за своих поражений, а кто-то радовался своим победам. В литературе сохранилась притча, которая рассказывает о следующем. Во время одних таких соревнований среди присутствующих оказался некий прохожий старик, которого никто не знал. Он долго наблюдал, как и в чем соревнуются молодые люди, потом призвал их к себе и сказал: «Вы соревнуетесь в проявлении мощи разных частей вашего тела, но забыли о главной части». Спортсмены оглянулись. «О какой части мы забыли?» - спросили они. Старик ответил: «Это сердце. Соревнуйтесь в проявлении мощи сердца». Спортсмены не поняли, как можно проявить мощь сердца. Тогда он объяснил им: «Соревнуйтесь в проявлении великодушия». Спортсмены и это объяснение не поняли и не послушались старика. Однако, мы же с Вами понимаем, Мари Ивановна, как это было бы здорово, если бы античные греки уже тогда заложили бы в олимпийских играх традицию соревнования в мощи сердца! Хороши сочинские игры, но каковыми были бы они, если бы великодушие стало бы основой всех видов спорта. Мари Ивановна, скажите об этом Вашим знакомым тренерам, учителям физкультуры, родителям и, вообще, всем, кому это нужно.


Источник: http://www.gumannajapedagogika.com/stromati

 

Комментарии

Пашехонова Людмила Александровна

Воспитывать великодушие в подрастающем поколении становится сложнее. Многие дети кроме себя "любимых" ничего и никого не хотят замечать.

Карипова Инга Александровна

Наверное, это не вольная месть за безразличие к ним со стороны взрослого....

Каретникова Ульяна Геннадьевна

Да, Людмила Александровна, это действительно так.

Гревцева Алла Александровна

а кому это нужно? воспитатели детских садов много сил тратят на воспитание у подрастающего поколения чувств сострадания, сопереживания к близким, друзьям, животным и т.п. Но что дальше. к сожалению выходя за стены детского сада, оказавшись в школе, дети сталкиваются совершенно с другими приоритетами в жизни.и если рядом нет понимающих взрослых в лице родителей и учителей,то наши дети будут радоваться только своим победам и удачам.

Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

Вот ,вот и я с этим согласна на все 100%!!!!Видим ,какая пропасть лежит между детскими садами и школой!!!всё чему учим в ДОУ ,перечёркивается воспитанием в школе,как не продуманы учебные программы -нет преемственности,то о чём так трезвонят сегодняшние учёные-педагоги и психологи.Тема лидерства ,соревнования -у меня получилось ,а у тебя нет,так тебе и надо ,буду радоваться твоему провалу-вот самое главное сейчас!

Кобякина Марина Николаевна

Милосердие - милость идущая из сердца... в первую очередь воспитывается в семье, но даже если этого не дает семья, то мы, педагоги, должны воспитывать собственным ли примером или на примерах из истории, литературы , жизни. Должны! И если хоть один ученик, когда то вспомнит, чему мы его учили, то наш труд был не зря.

Губенко Светлана Михайловна

Знаете, я думаю о том, что весь процесс обучения ребенка в школе нацелен на то, чтобы он постоянно достигал видимых результатов. Решил контрольную на 5- молодец, выиграл олимпиаду - молодец,обогнал других на физкультуре - молодец! Но практически нигде не оценивается душевная составляющая, та же скромность. Поэтому чему мы удивляемся? Откуда знать этой девочке, которая неожиданно стала чемпионкой, что неприлично так себя вести.

Коваленко Инна Николаевна

Абсолютно с Вами согласна. С первого класса у ребенка должно быть портфолио с его победами и достижениями. Все направлено на увеличение объема этого портфолио. Ребенок привыкает к тому, что его всегда сравнивают и он должен соответствовать какому-то идеалу."Выше, быстрее, сильнее"-вечная гонка за успехами и лидерством!Какая душа и сострадание, некогда!

Ельникова Валентина Борисовна

Я недавно посетила олимпийские объекты. Увидела эту мощь и красоту. Какой заряд энергии они несут.В нашей школе есть разные учителя и разные дети. Однако хороших учеников и добрых учителей больше. Наши дети "впитывают" добро. Я это вижу.Это проходит незримой нитью. Мы так много проявляем великодушия, что это не может не сохраниться в сердцах наших потомков.

"Главное не победа, а участие!" - вот какой девиз был в Древней Греции при проведении Олимпийских игр. Чествовали и победителей, и не одержавших победу. Проигравших не было! Победитель прежде всего пожимал руку своему сопернику, и лишь потом поворачивался на поклон к публике! Мне кажется, это было проявлением великодушия и уважения к своему оппоненту.
Бесспорно, уважение и милосердие нужно воспитывать с младых ногтей. И глупо говорить о том, что в детском саду такое воспитание есть, а в школе нет. Моя дочь, отличница, заканчивает четверть с одной четверкой. Очень переживает по этому поводу, но еще больше переживает за неуспех своих друзей, у которых еще более низкий результат. При этом она подталкивает их к действию, заставляет их делать дополнительные доклады, презентации, чтобы исправить ситуацию. Я уверена, что в школе, несмотря на то, что обучение стало похоже на соревнование, сохранилось и милосердие, и великодушие, и уважение друг к другу.

Мандрикова Людмила Андреевна

Спасибо за ваш позитивный комментарий, Екатерина Васильевна! Согласна с Вами полностью! Учителя, дети и их родители разные... и это понятно... Но за долгие годы работы в школе убедилась, что доброго и светлого намного больше и во взрослых, и в детях!

Крюкова Татьяна Сергеевна

Прав был старик, который сказал, что нужно соревноваться не только в своей физической мощи, но и нужно соревноваться в проявлении великодушия! Мы, педагоги, должны чаще обращать внимание детей именно на проявление великодушия к своим сверстникам, окружающим нас людям.Кто, если не мы.

Работая на уроках парами, в группах ребята учатся помогать друг другу,ведь общий результат зависит от результата каждого.Стараюсь,чтобы дети переживали друг за друга,если есть промахи,а не смеялись над ними.

Холина Елена Евгеньевна

Интересная фраза "кто-то плакал из-за своих поражений, а кто-то радовался своим победам". Наверно, надо учить радоваться своим победам, а не чужим неудачам. Я убеждена, что если дети видят по отношению к себе милосердие, человечность, великодушие, то и они такими становятся не только друг с другом, но и со всеми окружающими.

Пашинина Алла Леонидовна

Я думаю,научить ребенка радоваться чужим победам-верх мастерства учителя и родителей.

Я работала два года в центре дистанционного обучения и видела стремление детей с ограниченными возможностями к учению и их сопереживание своим одноклассникам. Сейчас, работая в обычной школе, я стараюсь рассказывать об этих ребятах. Дети интересуются их успехами (перезваниваюсь и общаюсь по скайпу со своими бывшими учениками), постоянно спрашивают о их здоровье. Мне кажется. что мы стали излишне оберегать детей от знания беды, несчастья других людей и отсюда идёт "немилосердие" их.

Марденская Светлана Фёдоровна

По-моему сама соревновательная система уже являет собой образец непримиримого соперничества, превосходства. Будешь великодушным - не станешь чемпионом. Так считают многие.Система поощрения толкает на жестокие действия. И какой-же силы должен быть спортсмен, чтобы оставаться великодушным!

Шектыбаева Татьяна Биржановна

Сострадание, великодушие... А мы сами часто бываем великодушны или сострадательны? Можно много говорить об этом и о том, как надо строить свою работу на уроке, но мы сами чаще всего не выражаем эти чувства. Согласитесь, что учить надо своим примером.
Мы сами не всегда сочувствуем коллегам искренне, бывает, что говорим одно, а в душе позволяем себе мысли, которые совсем не так сострадательны. Поэтому надо начинать с себя, с родителей учеников, со своих поступков.
И потом, радость от своей победы - это нормальное человеческое чувство. Было бы странно, если бы эта пара фигуристов начала плакать из-за того, что соперники проиграли. Эту ситуацию нельзя рассматривать как показатель отсутствия сострадания. Это скорее показатель отсутствия дружеских отношений между соревнующимися парами.

Настоящий друг,я так думаю,это тот,который радуется за победу другого и переживает,если у друга что то не получается.А в жизни получается иногда по другому...

Балезин Николай Владимирович

Совершенно согласен!

Николаева Татьяна Петровна

Работая на занятиях парами, подгруппами дети помогают друг другу. Да, а на счёт, милосердия — это проявление великодушия. Ведь ответом на добро чаще всего бывает добро.

Да,так должно быть,но жизнь порой доказывает обратное...

Власова Валентина Васильевна

Великодушие - это великая душа человека, которая вмещает множество добрых качеств и чувств.

Зименс Мария Фёдоровна

Прекрасная статья! Надо понимать, что Учитель хотел до нас донести "Соревнуйтесь в проявлении великодушия!" Пока, к сожалению, мы видим другое! А когда ты сам смотришь и наблюдаешь за проявлением отвержения прекрасного спортсмена, критику в его адрес, его "не успех", тем самым. нанося глубокие сердечные раны в душу!, - понимаешь, хорошо быть на пьедестале, ты важен, нужен, хорош, упал - никто! Сильные духом обязательно поднимутся и пойдут дальше к высотам своего мастерства; забудут? ту боль, что нанесена? На то мы и ЧЕЛОВЕКИ, чтобы и в тяжёлые моменты жизни быть рядом, поддержать, протянуть руку помощи, улыбнуться, может быть сказать и это всё пройдёт!?

Кондратова Людмила Карповна

Спасибо за прекрасный урок!За правильные слова, которые иногда не умеешь вовремя найти.

Порхаева Кристина Викторовна

С удовольствием читала статью. Спасибо

Спасибо за статью!

Гуськова Ольга Васильевна

Хорошая статья - затрагивает вечные темы!Ростки великодушия закладываются с детства!!Нужно не только говорить об этом , но и на примере происходящих событий объяснять детям!Часто хожу с дошколятами на соревнования!В команде" Лягушат" всегда один за всех и все за одного.Нет такого, чтобы дети осуждали ребенка из команды за неудачно выполненное задание. Нет я не подбираю именно "таких " детей.В течении определенного времени , дошколята становятся такими!
- Сегодня у Кати не получилась эстафета,-говорю я,-но все вместе вы помогли команде и больше не ошибались!В эстафете с мячом Катя была самая меткая и всей команде помогла заработать высший бал!!Ваша команда сегодня была не только быстрая, но и самая дружная! Я горжусь вами!
Дети радуются победе, особенно, когда выигрывают часто!!Конечно же они забывают о тех кто проиграл!Проходя мимо проигравшей команды, я первая благодарю соперников, а за мной и "Лягушата" делают тоже самое!!Еще раз спасибо за статью!

Я думаю, что и эти спортсмены прекрасно понимают, что нужно проявлять великодушие.Но стремление к успеху, славе затмевают разум и сердце. Ведь некоторые зарубежные спортсмены и болельщики радовались, когда наших спортсменов не допустили до олимпиады в Корее.Но, правда всегда торжествует и наши побеждают!!!

Кулькова Светлана Степановна

А пример Юлечки Лепнинской показывает, что милосердие в большом спорте вещь не востребованная. Показатели, достижения, амбиции - решают всё. Как могли взрослые люди (тренеры, медики)допустить, что у девочки анорексия случилась?
Сегодня Мария Сотскова (к сожалению) не очень удачно выступила в короткой программе. В такой же ситуации американские и европейские тренеры начинают поддерживать своих спортсменов, обнимать,похлопывать, улыбаться. Наши, к сожалению, даже не могут скрыть своё недовольство.Введенный рейтинг стран по набранным медалям испортил дух олимпиады.

Мудрецов Игорь Вячеславович

Актуальненько... В контексте сегодняшнего дня.

Шевченко Ирина Витальевна

Воспитание, к сожалению, имеет отдаленные результаты. Нам, педагогам, эти результаты известны лучше всех... Поэтому, несмотря на все несовершенства образовательной системы, предлагаю и дальше сеять "разумное, доброе, вечное"!

Вальщикова Ольга Олеговна

Воспитывать великодушие стало бы основой всех видов спорта.