Главные вкладки

    Учите ребенка мыслить. Сухомлинский В.А.

    Недавно, во время поездки в Кировоград, я познакомился с молодым железнодорожником. Работает он на полустанке, где нет даже начальной школы. Возвращался домой с родительского собрания в школе. Меня поразили печальные глаза молодого отца. В них была грусть и какая-то глубоко затаенная, давно не дающая покоя мысль.

    «Учится сын в третьем классе, живет на квартире у дальних родственников, - рассказал он мне. - Если вы не только учитель, но и отец, то поймете меня. Разве может быть для отца большее горе, чем услышать от учителя: сын ваш тихий, дисциплинированный, трудолюбивый, но... умственными способностями не отличается. Учится на тройки - и то хорошо. Лучшие оценки - четверка, пятерка - не для него, так я понял учителя. Другие по три, по четыре задачи решают на уроке, а мой Сашка и одной не решит. Не поймет даже, о чем речь идет в задаче. В чем же дело? Разве мальчик мой какой-то недоразвитый? Поверьте, я бы полжизни отдал за то, чтобы стал он умным человеком».

    Нелегко, очень нелегко беседовать с отцом о таких вещах. Для любящих родителей нет ничего дороже ребенка. Это вечная истина, потому что смысл жизни человеческой в том, чтобы повторить себя в новом человеке, повторить на более высокой основе, поднять детей своих на более высокую ступеньку умственного, нравственного, эстетического развития, чем достигли мы сами, родители. Нелегко вести беседу на эту тему, но вести надо.

    В наше время - пору всеобщего расцвета творческих сил каждого гражданина социалистического общества - от умственного развития человека зависит его личная судьба и счастье. Человек, чувствующий в какой-то мере свою неполноценность в умственном развитии, свою ущербность, - глубоко несчастен. Присмотритесь внимательно к подросткам, попавшим на скользкий путь преступлений, правонарушений, - кто они? Среди них много недоучек - людей, в силу самых разных причин обделенных интеллектуальными ценностями, людей, для которых духовные богатства, накопленные человечеством, остались где-то в стороне.

    До тех пор, пока в нашем обществе будут недоучки, неудачники в учении, мы не можем дать полного духовного счастья буквально каждому, всем без исключения членам общества. А личное счастье - это залог счастья общества. Неудивительно, что родителей все больше беспокоят трудности, которые встречают их дети в учении. Почему один может учиться отлично, а другому будто самой судьбой предназначено не подниматься выше тройки? Что же это такое - судьба? Почему она так щедра к одним и скупа к другим? Ведь мы стоим сейчас накануне осуществления всеобщего среднего образования для молодежи; давайте вдумаемся в величие, в небывалую в истории новизну этого дела. Каждый, все без исключения получат среднее образование. Это означает, что Володя или Коля, которого с трудом тянут, чтоб кончил он восьмилетку, - будет учиться дальше, должен кончить десятый класс.

    Вопрос этот приобретает исключительную остроту. Задача подчас не только в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос отца или матери, но и помочь им найти пути развития умственных способностей их Володи или Коли, по возможности предотвратить такие нежелательные, печальные, иногда даже трагические явления, когда, потеряв веру в свои силы, маленький гражданин не только оказывается за бортом школы, но и противопоставляет себя обществу, вступает с ним в конфликт.

    Предотвратить несчастье вступающих в жизнь людей одна школа не может. Отец и мать - такие же воспитатели, как и учитель, они должны быть не менее мудрыми творцами Человека, чем учитель, потому что ум их сына уходит своими корнями в ту пору, когда еще сына не было на свете. Воспитание Человека начинается задолго до его рождения.

    Вам, дорогие отец и мать, хочется, чтобы ребенок был умным, сообразительным, чтобы духовные богатства и ценности человечества стали его личным достоянием. От чего же зависит осуществление этих чаяний? От чего вообще зависят умственные способности ребенка и взрослого человека?

    Причин и истоков много. Надо сперва остановиться на причине, корни которой кроются порою в той безответственности, с какой молодые мать и отец подходят к созданию нового человека, новой жизни.

    Речь идет о наследственности. Умственные способности имеют материальную основу - мозг. Эта основа как раз и начинает формироваться в утробе матери. Есть страшный враг детства и детского здоровья вообще, особенно умственного развития ребенка. Имя этому врагу - алкоголизм родителей. У алкоголиков рождаются дети, которые в той или иной мере имеют отклонения, аномалии в развитии коры полушарий головного мозга. Чтобы родить урода, - не обязательно быть алкоголиком. Достаточно отцу и матери быть в состоянии сильного опьянения. Дети, зачатые в момент опьянения родителей, уже в зародыше несут страшные следы «зеленого змия». В одних случаях эти отклонения, аномалии имеют ярко выраженный характер - ребенок растет умственно отсталым, ему уже в утробе матери было предопределено учиться в специальной школе - для дебилов, имбецилов или идиотов. В других случаях недостаточное развитие клеток коры полушарий менее выражено - клетки угнетенные, хилые, их функции нарушены. Такой ребенок очень медленно мыслит, у него плохая память. Всю жизнь этот человек вынужден нести тяжкое бремя, сваленное на его плечи легкомысленными родителями.

    Почему надо говорить об этом? Потому что, к сожалению, у нас есть дети, имеющие нарушения, отклонения, аномалии в умственном развитии из-за пьянства родителей. Есть в одном из классов нашей школы подросток - сын алкоголика. Несчастный он человек, никакое воспитание не может возместить того, чего не дала ему природа из-за преступного отношения родителей к будущему своих детей. Этот подросток с большими трудностями научился писать и лишь на пятом году обучения впервые самостоятельно решил несложную задачу для 3-го класса... Заучив правило, мальчик через два часа ничего не помнит. Дочитав условие задачи до конца, он уже не помнит начало. Слабость памяти - так в повседневной жизни называют этот порок в умственном развитии. В основе его лежит глубокое уплотнение клеток коры полушарий головного мозга, вследствие чего информация от окружающего мира доходит к клеткам с большим опозданием и не подвергается той обработке, какой она подвергается в нормальных клетках. Никакое лечение здесь не поможет. Только терпеливая, кропотливая воспитательная работа педагога может в какой-то мере выровнять умственное развитие ребенка. Но такую работу - надо сказать об этом откровенно - умеет проводить один из ста педагогов.

    Уважаемые молодые родители, помните, что здоровье и умственное развитие ваших детей зависят от вас. Помните, что создание человека - это не просто биологический акт. Человек тем и отличается от животного, что он осознает свою деятельность, включая и повторение самого себя в детях.

    Еще в большой мере зависит умственное развитие ребенка от окружения, в котором он делает первые шаги познания. Речь идет, прежде всего, о человеческом окружении, о тех сложных и многогранных взаимоотношениях, благодаря которым ребенок познает мир и себя как частицу природы, как разумное, одаренное, творческое существо.

    С первых шагов сознательной жизни ребенка родители должны обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира, добиваясь того, чтобы маленький человек умел видеть. Умение видеть, умение замечать то, что с первого взгляда не отличается чем-то особенным, - это, образно говоря, воздух, на котором держатся крылья мысли. Первоисточник разума, мысли, мышления - в окружающем мире, в тех явлениях, которые человек видит, познает, которые вызывают у него интерес. Первая искра мысли загорелась в сознании нашего далекого предка несколько десятков тысячелетий назад, наверное, тогда, когда он увидел какое-то удивительное, непонятное для него явление, и ему захотелось понять сущность этого явления.

    Со времени далекого рассвета человеческой культуры и до наших дней окружающий мир, и прежде всего природа, является богатейшим и неисчерпаемым источником мысли. Разум - это раньше всего любознательность. Вы пошли со своим четырехлетним сыном на прогулку. Вот лес, за ним - молодые насаждения: сосенки, елки, дубки, ясень. Ребенок сам не заметит разницы между лесом и искусственными насаждениями. Любознательность надо воспитывать - учить наблюдать. Скажите сыну: «Посмотри на эти высокие деревья и на маленькие деревца, чем отличается старый лес от молодого?» Ребенок не сразу заметит разницу, но, присмотревшись внимательно, обязательно заметит. В его глазах вспыхнет радостный огонек, он скажет: «В старом лесу нет ровных рядков, а в молодом - какие ровные рядки!»

    «А почему это так?» - спрашиваете вы, и сын задумывается. Ему хочется объяснить непонятное, но далеко не всегда он сможет это сделать. Даже если он и не дает ответа на ваш вопрос, даже если ответ дадите вы, - огонек любознательности уже вспыхнул в детском сознании. Сын ваш увидел то, на что он никогда не обратил бы внимания, если бы вы не пробудили у него желания узнать, почему в молодом лесу ровные рядки, никогда бы он не узнал, что человек посадил лес своими руками.

    Вы идете в старый лес, перед вами толстые стволы дубов и ясеней. И вот ребенок уже сам увидел: на стволах - зеленый мох, и везде он растет почему-то с одной стороны - подальше от солнышка. «Почему это так?» - спрашивает сын. У него нет еще достаточного запаса знаний, чтобы объяснить такое удивительное явление. Он изумлен открытием еще одной тайны природы. Вы идете в глубь леса. Мальчик воскликнул: «Э-ге-е-ей!» И лес где-то далеко откликнулся, эхо катится оврагами и смолкает вдали. «Что это такое?» - спрашивает мальчик.

    Вот и начался его путь в мир познания. Используйте каждый свободный час для того, чтобы помочь ребенку сделать еще и еще один шаг по этому пути. Идите вместе с ним в поле, в лес, на берег пруда. Самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, - если только вы умеете увидеть их и раскрыть на них глаза вашему ребенку. Незабываемые минуты изумления, удивления, которые переживает ваш сын, - это взлеты пытливой мысли.

    В детском мозгу в такие мгновения совершаются удивительные вещи: между мыслящими клетками устанавливаются тончайшие нити взаимосвязей. И чем больше вещей и истин открывается перед вашим ребенком в окружающем мире, тем больше он видит непонятного, загадочного. Почему летом солнышко высоко в небе, а зимой - низко? Почему на высоком дубе растут маленькие желуди, а на маленьких стеблях - большие арбузы и тыквы? Почему сверкает молния и гремит гром? Почему одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются у нас на зиму? - тысячи подобных вопросов задает ваш ребенок в неповторимые часы путешествие в мир природы. И чем больше он поставит вопросов, чем больше увидит вокруг себя в годы раннего детства, тем умнее он пойдет в школу, тем зорче будет его глаз и острее память. Будьте же воспитателем ума своего ребенка, учите его мыслить.


    Сухомлинский В.А. Учите ребенка мыслить // Правда Украины. - 1966. - 19 нояб.

     

    Комментарии

    Гашкова Вера Алексеевна

    Хочется говорить о наследственности и рождении детей от родителей алкоголиков. Это беда современного общества.Ведь в истории еще по законам Римской империи людям до 30 лет, то есть в период наиболее активного воспроизводства запрещалось пить вино, в древней Греции пьяный муж по законам не мог сходиться с женой. Жених и невеста на Руси во время свадьбы употреблять спиртное не могли согласно древним традициям. Остается только восхищаться прозорливости наших предков, так как современные исследования демонстрируют, что в семьях, где родители не выпивают здоровые дети рождаются в 5 раз чаще, чем в семьях, где родители регулярно выпивают. Особенно важно выделить, что речь идет не о родителях-алкоголиках, а о семьях, где умеренно выпивают. Плохо, что все эти исторически складывающиеся традиции утрачены.

    Иванцова Татьяна Федоровна

    Вы правы, Вера Алексеевна. Алкоголизм родителей - это страшно для детей. Но мне кажется еще страшнее, когда родителей это совсем не страшит. Им не нужны умные дети. И их собственный неполноценный интеллект их устраивает . И учеба детей не интересует и о дальнейшей судьбе своих детей в проблеме"где выпить?" думать некогда. А семей таких все больше и больше, и дети им нужны для получения собственной материальной выгоды. И чем помочь таким детям?

    Прохорова Александра Александровна

    Несмотря на то, что прямых доказательств передачи алкоголизма потомству нет, доказано неспецифическое вредное влияние алкоголя на наследственный аппарат и на половые клетки, в результате чего ребенок чаще рождается с различными отклонениями или уродствами, которые объединяются медиками под общим названием алкогольного синдрома плода. Однако, судя из жизненного опыта, даже дети алкоголиков могут развиваться, если попадут в нормальную среду. А еще есть пример, когда сын такой матери и сам в люди выбился, и своих младших брата и сестру поднял. Но это, наверно, уникальный случай, не каждый так сможет. А учить мыслить ребенка просто обязаны все: и родители, и воспитатели, и учителя. Я считаю, что эти слова В.А.Сухомлинского должны стать для многих руководством к действию. В современной действительности это очень актуально.

    Кулькова Светлана Степановна

    Почти полвека с даты выхода этой злободневной для любого преподавателя статьи. Что то изменилось? Проблема нисколько не уменьшилась, даже усугубилась. Формирование универсальных учебных действий подрастающего поколения, вот основная задача в настоящее время всех участников образовательного процесса начиная с детского сада и т.д.. "... родители должны обращать внимание ребенка на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира...". Меня удивляет ситуация, когда утром в маршрутном такси, мамочка едет со своим 3-5 летним малышом уткнувшись в телефон, а малыш в окно. Целых тридцать минут можно было потратить на полноценное, интересное и познавательное общение с ребенком. Так нет..

    Кузнецова Оксана Леонидовна

    Светлана Степановна, вы совершенно правы. Сама наблюдала на днях такую картину. Ребенок 3-4 лет ехал с мамочкой. Мамочка вставила в уши наушники и "ушла в себя", что называется. Мальчик в это время играл какой - то непонятной игрушкой: то ли робокоп, то ли человек-паук. да играл, это громко сказано. Лупил этой игрушкой по стеклам, сиденью и громко "гудел". мама этого не замечала вовсе. Все люди переглядывались. Длилось это остановок 6. Продолжалось бы и дольше,но люди пристыдили мамочку.

    Медведева Вера Алексеевна

    Мне пришлось иметь дело с детьми из одной многодетной семьи. Мать страдала алкоголизмом, отец детей был неизвестен. Старший мальчик закончил школу с очень небольшим количеством троек, учился очень неплохо. Второй - с большим трудом,из восьмого класса перевели в вечернюю. Третий - просто умница, учился гораздо лучше своих "благополучных" одноклассников. Четвёртый не освоил даже программу первого класса. Пятой была девочка, о ее учёбе ничего не знаю. Но вот ведь какая в семье странная наследственность. Причём внешне все дети - просто вылитая мама, одно лицо.

    Кузнецова Оксана Леонидовна

    Вера Алексеевна, очень часто так бывает, что в семье алкоголиков, либо где родители сами не далекого ума, дети просто умницы. А бывает и наоборот. В очень благополучной семье бывают слабые дети.

    Шектыбаева Татьяна Биржановна

    Обсуждение наследственности вероятно необходимо, но в последнее время проблема прежде всего в том, что родители не хотят общаться с детьми. Меня поражает, что у нас в группе продленного дня есть дети из очень благополучных семей, за которыми родители приходят к самому закрытию, причем в этот день могут быть выходными на работе. Или вообще не работают, а дети в группе продленного дня. Почему? Да, согласна, бывают какие-то дела, бывают обстоятельства. Но не каждый же день! Вот, что страшно. Даже вполне умственно нормальные дети из благополучных семей не имеют возможности общаться с родителями. Какие уж тут причинно-следственные связи... Вся надежда на школу.

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Согласна с вами. Но эта проблема начинается ещё с детского сада.

    Браво, Татьяна Биржановна! Алкоголь - страшное дело, но невнимание гораздо страшнее! Кошки учат своих котят ловить мышей, а наши "золотые" мамочки, как кукушки, готовы подбросить детей кому угодно, чтобы пройти по салонам-кинотеатрам-барам. Вот бич нашего времени!

    Абрамова Ольга Анатольевна

    Статья актуальна до сих пор.

    Пикалкина Наталья Борисовна

    СКОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО...А ДО СИХ ПОР АКТУАЛЬНО. АЛКОГОЛИЗМ- ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.

    Самсонова Кристина Викторовна

    Без комментариев. Все определенно и очевидно.

    Кириллина Галина Николаевна

    В жизни человек всегда делает выбор.Чтобы сделать выбор, человек рассуждает,основываясь на свои знания, логику мышления. Если с малых лет у детей развивать творческое мышление,которое состоит из логического мышления и образного мышления, человек всегда делал бы правильный выбор в своей жизни. Логическое мышление основано на знаниях, а образное мышление - на чувствительности.Также в школе необходимо учить приёмам мыслительной деятельности.

    Жигайло Елена Владимировна

    Умственные способности у всех детей разные. Зависит это и от наследственности, и от здоровья самого ребёнка, и от окружения ребёнка. Есть одарённые дети и умственно отсталые. Прав В.Сухомлинский, когда говорит о роли взрослых, которые учат ребёнка мыслить, устанавливать причинно-следственные связи ("Первоисточник разума, мысли, мышления - в окружающем мире..."). Меня тронули слова автора статьи о том, что "Только терпеливая, кропотливая воспитательная работа педагога может в какой-то мере выровнять умственное развитие ребенка. Но такую работу - надо сказать об этом откровенно - умеет проводить один из ста педагогов". Сегодня такую работу проводят многие учителя. Ведь почти в каждой школе есть умственно отсталые дети, находящиеся на индивидуальном обучении. И когда видишь результаты своего труда, радуешься вместе с детьми.

    Мартьянова Ольга Викторовна

    Присоединяюсь к предыдущим высказываниям: и наследственность, и алкоголизм, и отсутствие простого внимания к ребенку со стороны родителей - все это приметы нашего времени. И еще попытка объединить самых разных детей по уровню развития в один класс общеобразовательной школы, так называемая "инклюзия" - родители захотели!!! Так что честь и хвала учителям, которые работают с такими детьми!!!

    Жигайло Елена Владимировна

    Я не против "инклюзивного обучения". Хотелось бы узнать мнение и моих коллег. Опрос здесь - http://nsportal.ru/gp

    Юмашева Антонина Михайловна

    Ольга Викторовна, я с вами полностью согласна, честь и хвала учителям, которые работают с такими детьми! Говорить можно обо всём, а дела такого рода, очень трудны и ответственны.

    Свинина Любовь Геннадьевна

    Так много разговоров о разуме, а где же сердце? Из чего складывается оценка и какой она, чаще всего, бывает: объективной или субъективной? Заглядываем ли мы "внутрь" человека (ребёнка)? Есть дети, которым просто скучно сидеть на уроках и слушать учителя (и факторы данного отношения могут быть различными), но это ещё не говорит о нём, как о плохом ученике! Знаю лично людей, на которых ставили в школе "крест", а они сдавали успешно экзамены, оканчивали не только школы, а и высшие учебные заведения с отличными отметками, многого добились в жизни!Да, пусть ребёнок не так успешен, как его одноклассники; может быть и с семьёй не повезло - родителей не выбирают, но он - Человек! Видите проблему - помогите! Но никогда не осуждайте!!!

    Кулькова Светлана Степановна

    Уважаемая Любовь Геннадьевна! Согласна с Вами,что осуждать ребенка нельзя ни в коем случае. Это не его вина- это его беда, что вовремя не заинтересовали книжкой, а подсунули планшет со "стрелялками" (для мальчика) или с "куклами Винкс" (для девочек). Нет времени водить на кружки, тогда сами вместе с ребенком займитесь ОБЩИМ делом. Воспитывать это огромный труд,который не знает выходных и отпусков. Уж мы то с Вами это знаем.

    Стеликова Галина Валериевна

    Деятельностный подход положен в основу государственных образовательных стандартов второго поколения. Задачей обучения является формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности и способствующих развития ключевых компетентностей и предметных компетенций. Знания должны стать фундаментом практической деятельности, то есть стать действенными. Востребованность результатов обучения и реализация возможности выбора – основные принципы проектной деятельности. Проектная деятельность предполагает новые отношения учителя и ученика. Ученик перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится полноправным участником образовательного процесса. Задача учителя обеспечить учащимся возможность реализации проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории.

    Федорцова Наталья Аркадьевна

    Замечательная статья.Всем будущим родителям очень полезно бы было ее изучить.