Урок и дети
А теперь предлагаю Вам, уважаемый Учитель, свои размышления об уроке, о целостности педагогического процесса, о втором уровне жизни детей.
Урок есть важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики. Ему уже несколько сотен лет, и я уверен, что еще долгое время он будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения.
Я не могу представить себе школу без уроков, не в том смысле, что такой школы не может быть, а в том, какой будет результат в развитии и становлении ребенка. Школы без уроков уже существуют, в них другой порядок жизни, основанный на свободном излиянии познавательных потребностей ребенком, и в таких моментах учитель со своим учеником могут сесть на ступеньке лестницы или пойти в библиотеку и заниматься учением до тех пор, пока ребенку не расхочется постигать мудрости. Дети живут в таких школах (они есть в США, Англии, во Франции...) весело и радостно, бегают, прыгают, дерутся, играют — в общем, проявляют все свои функциональные тенденции совершенно свободно. Многообразные игровые комплексы, содержательность оборудования здания школы и двора создают им для этого хорошие условия. Однако общественность начала выражать все более усиливающееся беспокойство по поводу качества развитости и знаний, а также норм поведения у детей, окончивших эти школы (они начальные). Это есть школа без уроков в том понимании, в каком они сложились в нашем опыте, в наших представлениях.
Но я видел уроки в некоторых школах США, Англии, ФРГ, которые ломают наше понимание урока. В одних уроки проводятся без звонка, то есть учителя сами регулируют время урока, в других уроки могут длиться в течение 90 минут, в третьих уроки могут проводиться без парт, на коврике, в четвертых на уроке дети могут заниматься разными делами: решением задач, чтением, письмом, аппликацией, а учитель ведет с ними групповую и индивидуальную работу.
Представьте себе такой урок с 7-летними детьми (третий год обучения).
Дети полукругом устраиваются на ковре, каждый поудобнее для себя, без какой-либо регламентации. Учитель — молодой бородатый мужчина — тоже сидит на ковре перед ними.
— Мы сегодня проведем симпозиум о лягушках, — говорит учитель.
Сует руку в маленькую картонную коробочку:
— Я сейчас достану лягушку...
Достает лягушку, показывает детям, тянет ее за лапки:
— Смотрите, какие у нее глаза, лапки, цвет какой... Сажает лягушку на ковре, та начинает прыгать в разные
стороны. Дети с веселым испугом разбежались по комнате: кто на диван залез, кто на стул.
— Кто не боится, пусть возьмет лягушку в руки, у меня здесь и другие лягушки есть. Выпускает из коробочки еще трех лягушек. Те тоже начинают прыгать.
— Лягушка не кусается, она вам вреда не причинит. Только берите ее нежно, не причиняйте боль и рассмотрите внимательно. Один из смелых лежа подползает к лягушке, осторожно берет ее в руки. Смелость передается другим. Образовывается четыре группы детей.
— Даю вам 15 минут, — говорит учитель, — за это время вы должны изучить лягушку: какие у нее глаза, лапки, форма, как она прыгает. Нужно посадить ее в аквариум и посмотреть, как она будет там себя вести.
Каждый получает листок, на котором нарисована лягушка. На нем ребенок должен записать свои личные наблюдения, описать внешность лягушки. В группах дети выбирают докладчиков, они обобщают наблюдения других.
Проходит 15 минут. Учитель опять приглашает всех на симпозиум. Дети устраиваются полукругом. Докладчикам дается по полторы минуты. Они рассказывают о результатах наблюдений.
Начинается дискуссия. Учитель в ней уже тот человек, который в жизни «не видел» лягушек, боится их, но страшно интересуется, что это за животное, почему живет то на земле, то в воде, как может прыгать на длинные расстояния, как себя ведет. Такая роль учителя не оговаривается, это происходит как бы само собой.
Дети объясняют, показывают, доказывают, убеждают его.
Для высказывания своего мнения каждому дается 15-20 секунд. За это время надо высказать какую-нибудь мысль, обосновать ее. Потом еще можно взять слово.
Симпозиум завершается тем, что делаются обобщения, сравнения.
— На следующем занятии я собираюсь принести вам черепаху, хотите? Живую, конечно.
Дети в восторге. Они интересуются, что будет с этими четырьмя лягушками.
— Можно оставить в школе, пустить в нашем дворике, там травка, бассейн маленький, это им понравится. А если кто хочет и может поухаживать за лягушкой, пусть возьмет себе домой.
Этот урок я записал в начальной школе г. Лос-Анджелеса (США).
Вот другой урок. Первый класс (5-6-летние дети), конец учебного года. Учитель — тоже молодой бородатый мужчина (в школах стран Запада я не раз встречался с мужчинами — учителями начальных классов).
Урок начинается с медитации.
Дети восхваляют солнце, день, природу, внушают самим себе быть добрыми, милосердными, любить близких, учителя, товарищей, любить учиться, читать и т.д. Это не заученные фразы, каждый импровизирует для себя, говорит вполголоса. На это уходит 15 минут.
Затем учитель ведет непринужденную беседу о прожитом дне.
Далее дети приступают к чтению рассказа, обсуждают его, высказывают свое мнение, дополняют, продолжают содержание.
Переходят к письму. Детям предлагается записать предложения, проанализировать их грамматически, дополнить.
После этой работы дети достают флейты и разучивают красивую, спокойную мелодию. Кто-то дирижирует вместо учителя, кто-то набирает мелодию на висячих металлических трубах.
Приступают к решению математических задач. Сами создают задачи и сами решают их.
Учитель приглашает детей в маленький спортзал. Там устраивается весьма подвижная игра (нужно подпрыгивать, бегать, садиться, успевать, догадываться), требующая от детей математической сообразительности, быстрого вычисления. Учитель — равноправный участник игры.
90 минут урока исчерпываются.
Дети идут отдыхать, завтракать, проводят свободное время по собственному усмотрению: играют во дворе, где сооружены сложные спортивные городки, идут в игровую комнату, играют на компьютере, сидят в библиотеке, лежат на диване...
Этот учитель поведет детей до восьмого класса, будет учить их по возможности всем предметам.
Урок этот я записал в Вальдорфской школе (г. Кассель, Германия).
Непринужденность и увлеченность были главными чертами описанных мною уроков. Я не оцениваю их и не считаю, что именно они есть эталоны современных уроков. Хочу только подчеркнуть, что в нашей школьной действительности уроки требуют качественного обновления.
Мне представляется, что урок в нашей школе находится в кризисном состоянии. Во что он у нас превратился?
Уроки у нас превратились в какие-то застывшие в разных методических позах изваяния, изображающие типичные «схватки» учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться. Теория и методика вместе с инспекторской службой сделали уроки безжизненными и бездушными, а школы ежедневно производят их миллионными тиражами по образцам готовых штампов. Спешу сделать оговорку: конечно, бывают, на радость детям, многие учителя, которые ломают штампы, создают другое качество уроков с другими, более очеловеченными свойствами. Но сколько процентов будет таких уроков в потоке всех остальных? Как Вы думаете, уважаемый Учитель? Урок в жизни ребенка!
Вся школьная и внешкольная жизнь ребенка подвергнута этому процессу обучения в форме урока. Личность ребенка измеряется тем, как он ведет себя на уроке, в чем и как себя проявляет, с чем приходит на урок и с чем с него уходит.
И надо же тогда, чтобы они, дети и урок, любили друг друга, стремились друг к другу?
Но этого нет.
Что касается детей, у них все определенно. К тем исследованиям и наблюдениям, которые выясняют отношение школьников к уроку, добавлю и результаты своих опытов. Приведу типичные высказывания из сочинений семиклассников на тему «Здравствуй, урок!».
«Здравствуй, урок, и давай тут же попрощаемся...»
«Что мне делать, урок, если все время смотрю на часы, когда ты кончишься?»
«Урок, тебя надо отправить на заслуженную пенсию...»
«Ты мой мучитель, мой плохой сон, мой испорченный день...»
«Мне тебя жаль, урок, ты — жертва учителей...» Есть в сочинениях и уважение к уроку, вроде: «Хотя ты такой недобрый, но я же знаю, ты заботишься обо мне...»
«Ты порой так радуешь меня, когда идешь к нам с улыбкой...»
Но таких очень мало, меньше десяти процентов. Дети не любят уроки, хотя знают, что без них им никуда не деться.
Откуда такая неприязнь у детей к уроку?
Урок несет им знания, и они хотят познать мир; урок сулит им взросление, и они стремятся к взрослению; урок заботится об их будущем, и они устремлены в будущее.
Почему же тогда такая нелюбовь друг к другу?
Да, друг к другу, ибо урок тоже проявляет какую-то настороженность и недоверие к детям, не верит, что они хотят учиться. Он требует от них проявлять полную сознательность и дисциплину уже взрослого, а не взрослеющего человека. Требует высокой познавательной активности, сознания долга и ответственности, проявления воли и выдержки тоже уже по-взрослому, а не по-взрослеющему.
Требование — вроде нравственной позиции урока. Он же для Детей старается, а они обязаны учиться! Урок с подчеркнутым Уважением относится к тем, которые учатся усердно и прилежно, всегда выполняют домашние задания (без них урок детей не отпускает), на уроке сидят спокойно и слушают, поднимают руки, отвечают, когда учитель спрашивает. Эти дети «хорошие», им Можно говорить добрые, поощрительные слова, дарить высокие отметки, хвалить и ставить другим в пример.
Но урок сердится, и порой не на шутку, на таких, которые не слушают, не выполняют, отстают, разговаривают на уроке, увлекаются другими делами, мешают ходу его дидактических наступлений. Эти дети для урока, ну, не плохие, но и не хорошие, они непослушные, ленивые, отстающие, слабые, безалаберные, не дисциплинированные. Их можно отправить в так называемые «классы выравнивания». Там особые уроки. Может быть, они чем-то повлияют на них, а там видно будет, может быть, вернутся обратно. И чем скорее освободится школа от тех, которые упорно не хотят учиться и мешают другим, хамят и грубят учителям, тем лучше (но для кого — для них самих, для учителей, для урока?). Пусть ходят в школу те, которые стремятся к знаниям, хотят учиться, ведут себя прилично. А остальные? Что остальные! Они не пропадут, найдут себе способ жизни.
Урок гонится за знаниями, умениями и навыками. Если большинство детей учатся нормально, его, урок, тоже не будут ругать, а может быть, и хвалить будут. Для урока не существуют дети, ребенок, все они для него только ученики, обязанности и долг которых — учиться. Урок предан не детям, а законам формальной дидактики, которая называет его основной формой организации процесса обучения. Хочу повторить это определение, звучащее в каждом учебнике педагогики, дидактики, методики, чтобы хорошо задуматься над ним: «Урок есть основная форма организации процесса обучения». Обращаю Ваше внимание, уважаемый Учитель, на два момента: первое — проигнорированы дети, без которых урок просто не может существовать, и второе — проигнорирована целостность педагогического процесса [воспитания и обучения].
Из книги Ш.А. Амонашвили «Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности».
Комментарии
Урок и дети
Да, урок-это форма учебного
Да, урок - это
"Для урока не существуют
Урок и дети
Урок и дети.
Урок и дети
Урок и дети
Урок-хорошая форма
Согласна с Вами, Нелли
Согласна с Вами, Нелли Дмитриевна, что многим детям не хватает времени для усвоения школьного материала. Мой старший сын очень медлительный. И для него опросы на уроках,эстафеты и др. соревновательные задания часто непосильны для выполнения. Поэтому ситуацию успеха поддерживаем мы, родители. В школе, к сожалению, ребенок чувствует себя неуверенно.
Дети
Урок музыки.
Татьяна Николаевна. Какой
Татьяна Николаевна. Какой должен быть урок в современной школе- вопрос сложный. Все новое- это хорошо забытое старое. Дело не в уроке, а в человеке, который его ведет. Да да. Не в учителе, а в человеке. Если человек хочет, чтобы дети радовались (не путайте с "шумели") значит его дети будут проходить материал радостно и легко запоминать самое трудное. Если человек угрюм и думает только о том, чтобы скорее закончился учебный день- вряд ли он будет стараться принести радость детям. С книгами Амонашвили ("Здравствуйте дети") я познакомилась 36 лет назад. Хотите верьте, хотите нет, но все 36 лет эти книги для меня- руководство к действию. Ничто не заменит нам ценность СЛОВА и ценность ]ПЕЧАТНОГО СЛОВА". Можно включить на уроке интерактивную доску, пустить презентацию, долго говорить о творчестве Васнецова и Кандинского, но если учитель не любит детей, каждого своего ребенка, не живет его проблемами, не думает6 как ликвидировать пробелы по русскому у Пети, по математике у Васи, как не обидеть ребенка критическим замечанием, не испортить ему настроение невниманием- урока не будет. С уважением- Татьяна Николаевна
Скучным может быть урок
Скучным может быть урок только у скучного человека. Дети это чувствуют. Даже если дети пришли уже готовыми к школе, а 2-3 человека не умеют читать, хороший учитель всегда найдет дело по душе каждому на уроке и не обидит тех, кто слабее. Например сейчас в первом классе 12 детей уже читают 50-60 слов в минуту, а трое не читают вообще. Кончно, странички Букваря созданы так, что учитель может выстроить работу с детьми разного уровня знаний. Может... Если хочет. С уважением - Татьяна Николаевна
А еще можно много говорить о
А еще можно много говорить о том, что учитель тоже человек и у него куча личных проблем. Совет- подошли к дверям школы- забыли свои проблемы на 4-5 часов. И детям польза и вы отдохнете. С уважением- Татьяна Николаевна
Мне понравились уроки, о
Мне понравились уроки, о которых рассказано в статье. Всё, как прописано в стандартах второго поколения: сплошные УУД)
Да. Вспоминаю уроки из моей
Да. Вспоминаю уроки из моей школьной жизни. И были они разными. Конечно, от личности учителя многое зависело. На уроках иностранного языка к учительнице мы очень хорошо относились, потому что она воспринимала нас не как "субъектов образовательного процесса", а как личностей со своими взглядами и переживаниями. И называла нас на "вы" с 9 класса.
Всё это хорошо, когда
Всё это хорошо, когда администрация школы не против...
Увы, в нынешних условиях
Увы, в нынешних условиях воспитатели и учителя задавлены бумажной работой. связаны по рукам и ногам СанПином. инструктажами, распоряжениями. уведомлениями.. не совсем (чего уж греха таить) адекватными родителями.. боюсь представить, что будет, если я принесу на занятие живую лягушку, или хомячка...хотя это было бы интересно и познавательно. И куда нагляднее картинок на плакатах. Живые уголки.. вроде интересная штука.. но такие правила придумали. что соблюдать их практически невозможно.. аквариум в группе не поставить.. даже цветы в горшках.. и то проблема.
Да, стало как-то всё
Да, стало как-то всё формально. Вспоминаю те времена, когда рисовали наглядность сами, а получали столько удовлетворения от урока... А сейчас, вроде бы столько всего доступно, не надо даже в библиотеки ходить, а в школе стало тоскливо.
К сожалению, есть жёсткие
К сожалению, есть жёсткие рамки урока (
Спасибо, очень познавательно
Спасибо, очень познавательно