Методическая разработка урока "Цветоведение" преподавателя ГБПОУ "Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова" Сушко Татьяны Степановны
план-конспект урока по теме

Урок проводится по профессии Мастер отделочных строительных работ по модулю МДК 03.01 Технология малярных работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

                    ЦВЕТОВЕДЕНИЕ

 Тема:  «Свет и цвет в природе. Смешение цветов»

Учебно-воспитательные цели:

  1. Сформировать понятие о различии света как излучения и цвета как свойства материала.

     Рассказать об отражении лучей, преломлении света, световой           тональности и насыщенности цвета, воздействие цвета на человека.

     Знакомство с основными способами смешение окрасочных составов.

  1. Развитие эстетического вкуса.
  2. Добиться понимания профессиональной значимости цветоведения в малярных работах.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, пигменты различных цветов, рекламные буклеты по цветовой гамме, каталог колеров.

Тип урока: Урок первичного усвоения знаний с демонстрацией приемов по смешиванию цветов, показа презентации и закрепление материала по тестам

  1. Орг. Момент (2 мин)
  2. Ход урока

1 этап – Актуализация опорных знаний (5 мин)

Предложить учащимся ответить ( да, нет ) на ряд вопросов

1) Маляр не должен знать законов цвета и композиций, его дело просто красить?

2) Важно ли  правильное сочетание цвета потолка и стен?

3) При отделки учитывают назначение помещений?

4) Ориентация по сторонам света необходима?

5) Влияет площадь помещения на цветовую отделку?

6) Необходимо ли отделочнику иметь квалификационный художественный разряд?

После ответов учащихся, подвести к выводу о необходимости знаний по основам цветоведения.

Несмотря на кажущуюся простоту малярные работы требуют всевозможных навыков и умений – различать оттенки цветов, гармонично сочетать окрашенные поверхности, зрительно изменять пропорции помещения. Знания законов цвета и композиции способствуют формированию у маляра художественного вкуса.

2 этап – Формирование новых знаний (20 мин)

В процессе рассказа показываются слайды презентации  «Цветоведение»

Понятие о цвете и свете 

Цвет- это свойство поверхности предметов вызывать у человека определенное зрительное ощущение. Фундамент учения о цвете заложен Исааком Ньютоном в 1666г. при разложении луча света в стеклянной призме ( слайд №1 ) Следовательно в природе известно семь основных цветов, расположенных последовательно один за другим: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Каждый из этих цветов состоит из множества цветовых оттенков, плавно переходящих один в другой. Человеческий глаз способен различать до 300 цветовых оттенков.

Свет-это лучистая энергия, излучаемая солнцем, электрической лампой, пламенем огня. Цвет предмета (поверхности) зависит от его способности отражать, поглощать или пропускать лучи света. ( слайд №2, №3) Поверхность кажется белой, если она отражает все лучи света; черной – когда полностью их поглощает.

Цвет и свет неразрывно связаны между собой. Вот почему окрашенные поверхности при искусственном и естественном освещении приобретают различные световые оттенки. ( слайд №4)

Воздействие цвета на человека

Многие думают, что цвет воспринимается человеком как чисто визуальная характеристика: смотрю-вижу. Но психологи говорят, что цвет воздействует на человека физически и психологически, вызывая определенные ощущения. Возникает теперь другая характеристика: смотрю-чувствую.(слайд №5, №6)

Психологи, художники, архитекторы подразделяют цвета на  хроматические (цветные): красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный, коричневый

ахроматические (бесцветные):черный, серый, белый.

Человеческое сознание подразделяет цвета хроматической гаммы на «теплые» и «холодные»  (слайд №7, №8)

Теплые цвета (красный, желтый, оранжевый, коричневый) действуют на человека стимулирующее, вызывая бодрое настроение, а холодные цвета (голубой, синий, фиолетовый) – успокаивающе. Зеленый цвет в зависимости от преобладания в нем желтого или синего оттенка соответственно относится к теплому или холодному тону.

Каждый цвет способен оказывать особое психологическое воздействие на человека.

Сообщения учащихся:

Белый цвет – Хлебникова М.

Черный цвет – Шаломов В.

Серый цвет – Шульгина В.

Красный цвет – Сорокина М.

Желтый цвет – Литвинов А.

Зеленый цвет – Иванова С.

Голубой цвет – Имирсултанова Т.

Синий цвет – Бадалова М.

Фиолетовый цвет – Бадалова Р.

Коричневый цвет – Сосков Д.

По восприятию цвета подразделяются на «тяжелые» (теплые и темные) и

«легкие» (светлые и холодные). (слайд №9)

При отделке поверхности в два цвета обычно нижнюю часть окрашивают в темный цвет, а верхнюю в более светлый.

Отдельные цветовые тона (слайд№10). создают впечатления удаления или приближения поверхностей. Теплые цвета кажутся выступающими  более близкими, а холодные – отступающими удаленными. Наибольшей способностью приближать обладает оранжевый и желтые цвета, а удалять – синий и бирюзовый..

Цветом поверхности можно добиться иллюзорности уменьшения или увеличения объема помещения. Холодные цвета (особенно голубые и синие) создают ощущение увеличенного пространства, а теплые и темные (особенно коричневые) зрительно его уменьшают. Небольшие помещения со стенами, окрашенными в светлые голубовато-серые тона, кажутся более просторными.

Смешивание окрасочных составов

    Цвет окрасочным составам придают пигменты. Их характеризуют следующие свойства: (слайд №11, №12)

  1. цветовой тон – четко различимое отличие в цвете окрашенной поверхности. Естественный ряд цветовых тонов образует луч света в стеклянной призме, но в малярных работах используется значительно большее количество цветовых тонов.
  2. светлота – или яркость, большая или меньшая способность окрашенной поверхности приближаться к белому цвету.
  3. насыщенность – степень густоты цвета окрашенной поверхности         ( приближение ее окраски к предельно возможной для данного цвета)

      Насыщенность имеет несколько градаций: очень темная, темная, чуть                                темная, средняя, светлая и очень светлая.

  Большинство окрасочных составов для малярных работ получают при смешивании пигментов различного цвета. (слайд №13,№14, №15, №16, №17)

Из основных цветов (КРАСНОГО _ ЖЕЛТОГО _ СИНЕГО) получают все остальные. В цветовом круге основные цвета объединены вершинами сплошного треугольника.

Демонстрация смешения цветов колеров (помогает учащийся)

  1. Смешение красного и желтого дает оранжевый цвет
  2. Смешение желтого и синего – зеленый
  3. Смешение синего и красного – фиолетовый

В результате смешения трех основных цветов можно получить 12 цветовых тонов. При дальнейшем смешивании можно получать 24 и более цветовых тона.

Однако не при всяком смешивании пигментов возможно получить новый цвет, некоторые из них при смешивании дают грязно серый цвет. Такие цвета называют дополнительными. Они расположены на противоположных сторонах диаметра цветового круга. Дополнительные цвета используют для смягчения или приглушения ярких тонов окрасочного состава. Например взяв из дополнительных цветов красный и добавив в него немного голубовато-зеленого, получим красно-желтоватый цвет приглушенного оттенка.

Для затемнения цвета окрасочных составов в них добавляют черные пигменты. Добавив в красный пигмент черного, получают окрасочный состав коричневого цвета.

Образцы цвета окрашенной поверхности приводятся в «Альбоме колеров», где каждый образец сопровождается рецептурой. (продемонстрировать «Альбом колеров»)

3 этап. Закрепление материала (10 мин)

Учащиеся садятся за компьютеры, где отвечают на тестовое задание. (10 мин)

Оценить знания учащихся. Выставить оценки.

  1. Подведение итогов. (3 мин)

На сегодняшнем уроке мы познакомились с интересными свойствами цветов

и их воздействием на человека, научились смешивать основные цвета и знаем что такое дополнительные цвета. Но наше знакомство на этом не закончилось. На следующем уроке мы будем рассматривать как фактура поверхности сочетается с цветовыми окрасочными составами, что такое цветовая гармония и гармоничное сочетание контрастных цветов.

На втором часе нашей пары мы с вами посмотрим  диск с различным оформлением интерьеров помещений и обсудим их цветовое решение.

Список используемой литературы:

  1. Р.Е. Арзуманян  «Иллюстрированное пособие для маляров» Москва Стройиздат 1999г.
  2. М.В. Кондрашова «Маляр» Москва Цитадель 2000г.
  3. «Альбом колеров»
  4. Диск «Современные интерьеры» приложение к журналу «Технологии строительства»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ц В Е Т О В Е Д Е Н И Е .

Слайд 2

Тема: «Свет и цвет в природе. Смешение цветов» Учебно-воспитательные цели: Сформировать понятие о различии света как излучения и цвета как свойства материала. Рассказать об отражении лучей, преломлении света, световой тональности и насыщенности цвета, воздействие цвета на человека. Знакомство с основными способами смешение окрасочных составов. Развитие эстетического вкуса. Профессиональная значимость цветоведения в малярных работах

Слайд 3

Разложение луча света в треугольной стеклянной призме.

Слайд 4

Понятие о цвете и свете Цвет – это свойство поверхности предметов вызывать у человека определенное зрительное ощущение. Свет – это лучистая энергия, излучаемая солнцем, электрической лампой, пламенем огня.

Слайд 5

Поверхности белого и черного цвета.

Слайд 6

ХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Цветные

Слайд 7

АХРОМАТИЧЕСКИЕ ЦВЕТА Бесцветные

Слайд 8

Подразделение цветов на «холодные» и «теплые».

Слайд 9

Диаграмма психологического воздействия цвета на человека.

Слайд 10

Воздействие цвета на человека.

Слайд 11

Фрагмент декоративной отделки создающей иллюзию удаления и приближения поверхностей.

Слайд 12

Характеристики свойств пигментов Цветовой тон – четко различимое отличие в цвете окрашенной поверхности. Светлота – большая или меньшая способность окрашенной поверхности приближаться к белому цвету. Насыщенность – степень густоты цвета окрашенной поверхности.

Слайд 13

Градации насыщенности.

Слайд 14

Смешивание окрасочных составов.

Слайд 15

Отражение света от поверхности.

Слайд 16

Иллюзорность восприятия объема помещения в зависимости от выбора цвета окраски.

Слайд 17

ЦВЕТОВОЙ КРУГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный семинар в Анапском сельскохозяйственном техникуме

10.12.13 года в Анапском сельскохозяйственном техникуме состоялся практико-ориентированный семинар для СПО. На семинар приехали представители со всего Краснодарского края:ГБОУ СПО Ленинградский технич...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи...

«Ступени роста:от студенческого творчества–к профессиональному мастерству–2020»:материалы заочной Всероссийской студенческой научно-практической конференции.Май 2020 г./Лискинский промышленно-транспортный техникум имениА.К.Лысенко.-Лиски, 2020

Ананин К.А., Завьялова С.В.Размышляя о войне. С. 160Веселов Д.А., Завьялова С.В. Молодежь и карьера. С. 179Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Правильный выбор профессии - путь к успеху. С. 183Мигунова К.Р., ...

«Горжусь своим прадедом, дедом, отцом!»:материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Май 2021 г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко.-Лиски

Азизов Д.А., Завьялова С.В. Прадеды - участники Великой Отечественной войны. С. 25Манжетова А.О., Завьялова С.В. Треугольники судьбы. С. 29Капустина К.М., Завьялова С.В. Прадедушка - ветеран Великой О...