ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ
статья по теме

В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи своего  саморазвития и самосовершенствования, умеющие сами добывать  нужные знания, умения и навыки. Общество ставит перед профессиональным образованием новые задачи по подготовке современного специалиста, который будет не просто профессионалом в той или иной области, а человеком, гражданином, обладающим такими социально-необходимыми  личными качествами, как толерантность, профессиональная ответственность,  креативность мышления, культура здоровья и здорового образа жизни. Достижение этих целей возможно через тесную интеграцию учебного и воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор Л.Н.Кирюхина преподаватель Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии

ОПЫТ РАБОТЫ  ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО  И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

  В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи своего  саморазвития и самосовершенствования, умеющие сами добывать  нужные знания, умения и навыки. Общество ставит перед профессиональным образованием новые задачи по подготовке современного специалиста, который будет не просто профессионалом в той или иной области, а человеком, гражданином, обладающим такими социально-необходимыми  личными качествами, как толерантность, профессиональная ответственность,  креативность мышления, культура здоровья и здорового образа жизни.

 Все эти качества заложены в общих компетенциях  Государственного образовательного стандарта третьего поколения. Например, современный специалист должен:

- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

- работать в коллективе, в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

Приобретение этих качеств  позволит выпускникам успешно реализовать себя в своей будущей профессии.

Достижение этих целей возможно через тесную интеграцию учебного и воспитательного процесса. Процессы обучения и воспитания являются  неразрывными в системе образования, так как решают единую задачу – воспитание высокоразвитой и образованной личности. Новые задачи, стоящие перед профессиональным образованием, требуют совершенствования и модернизацию учебной и воспитательной работы, а именно их тесного слияния, взаимодействия и взаимодополнения.

            Основными направлениями  совершенствования интеграционных процессов в области воспитания и образования в системе СПО могут быть:

- включение разделов воспитательной направленности в материалы лекций, рассказов,  бесед и другие средства и методы изучения нового материала;

-   включение основных направлений воспитательной работы в разработку условий  профессиональных задач, производственных ситуаций, практических заданий для проведения лабораторно-практических  и практических занятий, занятий учебной практики;

- разработка профессионально – творческих заданий научно-исследовательского характера и их включение в программу  учебной,  производственной и преддипломной  практики по специальности;

- разработка тематики курсового и дипломного проектирования, основных требований к содержанию этих работ с учетом  воспитания общечеловеческих, гражданских и профессиональных ценностей;

-  включение в учебный процесс личностно-ориентированных технологий обучающей и воспитательной деятельности, индивидуальных методов работы, позволяющих в максимальной степени учитывать способности и интересы каждого студента.

-  организация и проведение факультативных  занятий по актуальным проблемам воспитания (эстетики, здорового  образа жизни, психологии общения, коммуникативной культуры, социально-правовым вопросам и др.).

 Задача совершенствования процесса образования и воспитания становится решаемой при использовании целой системы современных педагогических технологий. Данная система включает следующие группы технологий:

1.Адаптивные технологии интеграции обучения и воспитания в учреждениях профессионального образования.

       Адаптивная технология ориентирована на адаптацию системы профессионального образования к возможностям  и особенностям студентов, на обучение самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, навыкам общения.

Целью технологии является «приспособление» процесса обучения и воспитания  к индивидуальным возможностям, потребностям и интересам студента, создание психологически комфортных условий, обеспечивающих самоутверждение и самореализацию. В состав адаптивных технологий входят:

- технология организации рефлексивной деятельности;

- технология педагогической коммуникации (ее сущность состоит  в ориентации  на межличностное взаимодействие в образовательно-воспитательном процессе);

- технология консультационного сопровождения студентов в процессе обучения;

- технология личностно-ориентированного обучения;

- алгоритмические технологии обучения и воспитания;

- технология концентрированного обучения.

2. Развивающие педагогические технологии интеграции обучения и воспитания.

Данные технологии предполагают использование системы технологических приемов, способствующих развитию личности студента:

- перенос  усвоенных приемов с обучающей задачи на воспитательную;

- самоуправление своей образовательно - воспитательной деятельностью;

- приемы обобщения  и синтезирования полученной информации,  способствующей эффективности  и успешности во всех аспектах жизнедеятельности.

3. Опережающие технологии.

 Данные технологии представляют собой актуальные современные образовательно - воспитательные технологии:

- технология имитационного моделирования;

- технология проектирования;

- технология портфолио;

- технология  рефлексивного саморазвития личности, и др.

            Бюджетное образовательное учреждение «Алатырский сельскохозяйственный техникум» работает над совершенствованием  интеграционных процессов обучения и воспитания. Основным фактором, обеспечивающим эффективность данной деятельности является использование инновационных технологий в профессиональной деятельности педагога.

       Преподаватели техникума активно применяют различные виды инновационных технологий. К ним можно отнести  использование следующих  методов обучения: проблемный, исследовательский методы, метод проектов, кейс – метод, решение типовых производственных задач, деловые игры,  т.п. Метод проблемного обучения практикуется в техникуме через уроки-диспуты,  проблемные лекции, поисковые лабораторные работы. Деловые игры проводятся, как правило, по специальным дисциплинам и носят практико-ориентированный характер. Они позволяют решать учебные задачи, моделировать производственные ситуации, способствует формированию профессиональных компетенций.

В техникуме действует Центр внедрения инновационных технологий, который способствует росту педагогического мастерства преподавателей, повышению педагогической культуры и их профессиональной квалификации. На базе данной инновационной площадки  создана творческая группа из педагогов - новаторов. Задачами центра являются распространение и внедрение инновационных педагогических технологий, организация теоретических и практических занятий педагогов, участие в научно-практических и педагогических конференциях, доведение до педагогов техникума информации о новых методиках и технологиях. Центр действует в соответствии с разработанным Положением. Педагогический коллектив и методическая служба техникума работает в инновационной технологии саморазвития человека академика К.Я. Вазиной. Согласно этой технологии, содержание обучения представляется в виде системы модулей, которые органично входят в проблемные и исследовательские ситуации коллективно-индивидуальной мыследеятельности педагога - технолога и студента. В данной технологии содержание дисциплины задается не выдачей информации, а системой отношений, возникающих в процессе совместной деятельности, где модуль выступает так же методологическим средством саморазвития человека.

       Важным моментом  в интеграции учебно-воспитательного процесса является рациональная организация воспитательной работы учебного заведения.

         В техникуме разрабатывается  перспективный план воспитательной работы, одним из ведущих направлений которого признается     совершенствование     воспитания     как     неотъемлемой     части     целостного образовательного процесса на основе принципов гуманистической направленности воспитания. В   соответствии   с   этим   планом   воспитательная   работа   осуществляется   в   трех направлениях:

1. Модернизация педагогических технологий, ориентированных на формирование у студентов знаний, умений, навыков.

2. Ориентированное обучение и воспитание, как современная педагогическая технология.

3. Духовно - нравственные традиции образования и воспитания.

           В соответствии с перспективным  планом составляются годовые планы воспитательной работы учебного заведения и групп, план методической комиссии классных руководителей, воспитателя общежития, график воспитательных мероприятий техникума, план работы библиотеки, план работы психологической службы, план спортивно - массовой работы.

Воспитательная работа в техникуме осуществляется по основным направлениям: гражданско-правовое воспитание, трудовое воспитание, нравственное  и этическое воспитание, воспитание экологической культуры  и культуры здорового образа жизни. Патриотическое воспитание в техникуме   осуществляется с учетом регионального компонента, с целью воспитания у студентов любви и уважения к малой Родине, к ее истории.

Таким образом, использование инновационных технологий в обучении  и воспитании в сочетании с высоким кадровым потенциалом обеспечивают эффективность интеграционных процессов в системе образования. Для оценки уровня достигнутых результатов психологическая служба техникума проводит тестирование студентов на различных этапах их обучения. Результаты тестирования исследуются  и позволяют в дальнейшем скорректировать планы работы педагогического коллектива.

Литература

  1. Байкова Л.А. Воспитание в традиционной и гуманистической педагогике / Л.А.Байкова // Классный руководитель, 1998. - №2. - С.2-9.
  2. Барышникова Т.П. Педагогические условия развития способности к самореализации студентов вуза : автореф. дис. канд. пед. наук / Т.П.Барышникова - Хабаровск, 2002. - 23 с.
  3. Васильева Н.Н. Личностно-ориентированная межкультурная коммуникативная технология обучения студента / Н.Н.Васильева. - Ростов-на-Дону : РДГУ, 2000. - 240 с.
  4. Жиделева В.В. О необходимости интеграции учебного  и воспитательного процессов в системе ВПО. Ж. «Современные наукоемкие технологии» 2004г №4 стр.65 – 67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный семинар в Анапском сельскохозяйственном техникуме

10.12.13 года в Анапском сельскохозяйственном техникуме состоялся практико-ориентированный семинар для СПО. На семинар приехали представители со всего Краснодарского края:ГБОУ СПО Ленинградский технич...

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами

В настоящее время повысилась востребованность специалистов со средним профессиональным образованием. В условиях роста требований к качеству подготовки специалистов среднего звена, одним из условий раз...

Анализ формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки квалифицированных спортсменов по летнему полиатлону в условиях Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии

Анализ формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки квалифицированных спортсменов по летнему полиатлону в условиях Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чуваш...

Методическая разработка урока "Цветоведение" преподавателя ГБПОУ "Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова" Сушко Татьяны Степановны

Урок проводится по профессии Мастер отделочных строительных работ по модулю МДК 03.01 Технология малярных работ...

Представление возможности по дополнительному образованию в условиях ГБПОУ КК "Славянский сельскохозяйственный техникум"

Изучив региональный рынок, нами были выявлены возможности дополнительного профессионального образования при подготовке в Славянском сельскохозяйственном техникуме конкурентоспособных специалистов поср...

Сценарий выступления агитбригады обучающихся ОГАПОУ «КОРОЧАНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

Сценарий выступления агитбригады обучающихсяОГАПОУ «КОРОЧАНСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»Автор: Семикопенко Н.Г., педагог дополнительного образования На сцене участники агитбрига...