Рабочая программа учебной дисциплины ГЕОГРАФИЯ
рабочая программа по теме

Халецкая Наталья Васильевна

Данная программа содержит весь учебный материал содержащий в требованиях ФГОС к  СПО.Кроме того, в программе даны пояснения по самостоятельной работе студентов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_uchebnoy_distsipliny_geografiya.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент среднего профессионального и начального профессионального

образования  Томской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Томский государственный педагогический колледж»

(ОГБОУ «ТГПК»)

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

География

Томск – 2013 г.


Рабочая программа учебной дисциплины
 разработана на основе Федерального государственного стандарта общего образования по специальностям среднего профессионального образования 050146 Преподавание в начальных классах, 050144 Дошкольное образование.

Организация-разработчик: ОГБОУ «ТГПК»

Разработчики:

Халецкая Н.В., преподаватель

Рекомендована научно-методическим советом ОГБОУ «ТГПК»

Протокол НМС №____________ от «____»__________20__ г.

Председатель ________________О.В. Обоянцева

© ОГБОУ «ТГПК»

© Халецкая Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


  1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

  1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах на базе основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

О.00 Общеобразовательный цикл

ОДБ.05 География

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионом и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для групп дневного обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

30

     контрольные работы

8

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

Составление рефератов

Работа по контурным картам и атласам

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы для групп заочного обучения

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

16

в том числе:

     лабораторные  работы

     практические занятия

4

     контрольные работы

4

     курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

101

в том числе:

Составление рефератов

Работа по контурным картам и атласам

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины География

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Современные методы географических исследований

17

Тема 1.1.

География как наука

Содержание учебного материала

7

1

Традиционные и новые методы географических исследований.

Практические занятия

Практическая работа №1. (ПР1) Показать на контурной карте мира острова Тихого, Индийского, и Атлантического океанов.

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Доклады по темам:

- международные отношения.

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

- географические аспекты глобальных проблем человечества.

Тема 1.2.

Картография

Содержание учебного материала

2

1

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей.

Практические занятия

Практическая работа№2(ПР2)Составление карты Томской области.  

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

-на контурной карте указать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

-определить и сравнить по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений Томска и Томской области.

Раздел 2.

География населения

и стран мира

100

Тема 2.1.

Человек и природа в современном мире

Содержание учебного материала

4

1-2

1. Взаимодействие человечества и природы.

2. Изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.

3. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

4. Семинар «Рациональное и нерациональное природоиспользование».

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР 3). Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания.

Выполнение тестового задания Т1. Тема: Население мира

4

Контрольная работа КР1 по теме «Состав и размещение населения».

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Тема 2.2.

Размещение и состав населения

Содержание учебного материала

4

1 - 2

1. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.

2. Типы воспроизводства населения.

3. Состав и структура населения. География религий мира.

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР. 4): Постоянный рост населения Земли, состав и структура населения.

Выполнение тестового задания Т3 Тема: «Зарубежная Европа»:

4

Самостоятельная работа обучающихся

4

Доклады по темам: Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов

- в странах Западной Европы

-в странах»третьего мира»

Составление круговых диаграмм по составу населения, проведение сравнительных анализов между разными странами в разное время.

Тема 2.3.

Урбанизация

Содержание учебного материала

6

1-2

1. Основные направления и типы миграций в мире.

2. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.

3. Урбанизация как всемирный процесс.

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР. 5): Географические особенности размещения населения, работа с картами и атласами, составление круговой диаграммы.

Составление тематического кроссворда(Урбанизация и размещение населения) не менее 25 слов.

3

Самостоятельная работа обучающихся

4

Доклады по темам:

- Особенности разных народов и культур;

- Страны СНГ (доклад).

 На примере одной страны (на выбор) составить комплексную географическую характеристику регионов и стран мира. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Тема 2.4.

Мировое хозяйство

Содержание учебного материала

5

1 -3

1. Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

2. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

3. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации.

4. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы.

5. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР 6): Мировое хозяйство, отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.

Мировая торговля и туризм.

Выполнение тестового заданияТ2 по теме «ТЭК и комплекс конструкционных материалов

3

Контрольная работа КР2 по теме «Мировое хозяйство».

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Тема 2.5.

Регионы и страны мира

Содержание учебного материала

2

1 -2

1. Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.

2. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР. 7): Современная политическая карта мира.

Выполнение тестового задания  Т4 Тема: «Экономико-географическая характеристика стран СНГ»

4

 Контрольная работа КР3 по теме: « Австралия и Океания»

2

Самостоятельная работа обучающихся

4

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

Тема 2.6.

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

5

1-2

1. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.

2. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

3. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР 8): Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Составление тематического кроссворда(тема на выбор) не менее 25 слов.

4

 Контрольная работа КР4 по теме: Итоговая контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающихся

5

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее патентными странами мира.  Указать на особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

Тема 2.7.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

5

1 -2

1. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях.

2. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.

3. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.

4. Роль географии в решении глобальных проблем человечества».

Практические занятия

Работа с контурной картой и атласом (ПР. 9):»Содержание глобальных проблем человечества»

Выполнение тестового задания  Т5 «Глобальные проблемы человечества»

Составить тематический кроссворд по теме « Глобальные проблемы человечества»

5

Самостоятельная работа обучающихся

5

Составление простейших таблиц,  схем,  картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения.

Всего часов

117


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета: плакаты, географические карты, материалы для демонстрации, парты, стулья, компъютерный стол.

Технические средства обучения: мультимедиапроектор, компъютер, интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Петрова, Н.Н. География (современный мир) : учебник / Петрова Н.Н.  – 4-е изд. перераб. и доп.  М.: Форум, 2011.- 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Атлас. География мира. 10 класс.
  2. Контурные карты. 10 класс. - М.: Просвещение, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/
  2. http://yandex.ru/clck/redir
  3. http://yandex.ru/clck/redir/
  4. http://www.drofa.ru/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

  • У1 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Беседа, работа по атласам и контурным картам (ПР1-ПР9)

  • У2 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Работа по атласам и таблицам учебника, письменный контроль в форме тестового задания (Т1-Т5)

  • У3 применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Рефераты, доклады.(З1)

  • У4 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • У5 сопоставлять географические карты различной тематики;

Работа по атласам и контурным картам  (ПР1-ПР9)

У6 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  •  нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной

Беседа, рефераты.

Работа по атласам и контурным картам(ПР1-ПР9)

  • Знать:
  • З1 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Письменный контроль в форме тестовых заданий, контрольной работы (Т1-Т5,КР1-КР4)

  • З2 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионом и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Письменный контроль в форме тестовых заданий, контрольной работы, практических  работ (Т1-Т5,КР1-КР4,ПР1-ПР9)

  • З3 географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Письменный контроль в тестовых заданий (Т1- Т5)

. З4  особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда

Рефераты, письменный контроль в форме практической работы(ПР8)

Разработчики:         

_ОГБОУ  ТГПК       преподаватель         _Халецкая_Н.В.______________        __________________       _____________________

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП. 05 География гуманитарного профиля для специальности 051001 Профессиональное обучение (Дизайн)

Настоящая программа учебной дисциплины География ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее -ФГОС) среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН. 02 География туризма

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.2.10 Туризм (базовый уровень). Дисциплина Ге...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «География» для специальностей технического и социально-экономического профилей первого курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины  «География» для специальностей  технического  и  социально-экономического профилей первого курса составлена на основании пример...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОУД.12 ГЕОГРАФИЯ...

Рабочая программа учебной дисциплины "География"

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14. ГЕОГРАФИЯ для специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции...

Рабочая программа учебной дисциплины «География» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины «География» является частью образовательной программы, входит в образовательный цикл, относится к базовым общеобразовательным дисциплинам. Реализует тр...