МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
методическая разработка по теме

Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания занятий для дальнейшего использования в педагогической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБПОУ  «МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Рассмотрен на заседании цикловой   комиссии

Общегуманитарных и социально –                                    

экономических дисциплин

     

_____________________________________

                                                                  Председатель _______/Загородникова Т.И./

                                                                       

Преподаватель ___________/Кузьмин С.В./

 

Моршанск, 2017



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….… 3

Глава 1. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАНЯТИЙ...…………………………4

1.1 Что такое занятие (урок)?..…………………………………………….…. 4

1.2 Классификация методов преподавания.……………………………….… 4

1.3 Уровни познавательной деятельности..…………...…….…………….… 5

1.4 Характеристика некоторых особенностей организации занятия.........… 6

1.5 Методическая характеристика занятий………………………………..… 6

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ.………………………………...…10

2.1 Фронтальная форма обучения..……………………………………….….10

2.2 Групповая форма обучения.…………………………………….………. 11

2.3 Индивидуальная форма обучения...………………………….……….….11

Глава 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ КУРСА БЖД

………………………………………………………………………….…………13

3.1 Речевые методы….…………………………………….………………….13

3.2 Наглядные методы….…………………………………………………….15

3.3 Практические методы…...….…………………………………………….17

3.4 Контрольные методы….………………………………………………….19

3.5 Мнемонические методы…………………………………………………. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....………………………………………………………………. 26

ЛИТЕРАТУРА.…………………………………………………………………. 27



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

     На протяжении большого промежутка времени образовательные учреждения накопили достаточно большой опыт обучения учащихся. Многие педагоги исследовали формы обучения (И.М. Чередов, В.К. Дьяченко, В.А. Сластёнин и т. д.), таким образом, сложились различные точки зрения на понятие, эффективность применения различных форм и методов процесса обучения. До сих пор нет единого мнения по данному вопросу. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся.

     Целью моей работы является исследование и обобщение современных методов и форм преподавания занятий для дальнейшего использования в педагогической работе.

     Можно выдвинуть следующую гипотезу, если преподаватель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, учащиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень

обучения студентов.

Глава 1. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ЗАНЯТИЙ

  1. Что такое занятие (урок)?

     Занятие (урок) - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

                                                       Скаткин М.Н.

     Занятие - это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава преподавателей и учащихся в определенный отрезок времени.

     Занятие - это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы.

     Рождение любого занятия начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего преподаватель хочет добиться; затем установления средства - что поможет преподавателю в достижении цели, а уж затем определения способа - как преподаватель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

     Занятия классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения занятия, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на занятии, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

  1. Классификация методов преподавания

     Легко выделить три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

     Применяя словесные методы, преподаватель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.

     При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность студентов. Преподаватель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет

правильность их восприятия.

     Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово преподавателя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.

     Разделение методов учебного процесса на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, быть активными.

     Многими методистами рекомендуются следующие критерии выбора методов обучения в соответствии с различными формами содержания занятия.  

     При изучении объектов используются возможности чувственного восприятия - рисунки, слайды, фотографии, модели, картографический материал.                                                                                                                    

     При изучении процессов необходима постановка экспериментов, кинофильмы, демонстрирующие динамику развития процесса, серии рисунков, так же отражающие поэтапность изменения ситуации.

     При изучении единиц измерения основными методами должны служить задания на оценку действия измеряемого фактора, либо задачи и задания на вычисление с использованием данных единиц измерения.

     Методы, выбранные для проведения конкретного занятия должны соответствовать степени подготовленности и самостоятельности студентов, то есть необходимо соответствие их уровню познавательной деятельности.

  1. Уровни познавательной деятельности

     Уровень познавательной деятельности закладывается преподавателем на стадии подготовки занятия и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия.

     Выделяются:

     Рецептивный уровень, характеризующийся монологом преподавателя и прослушиванием излагаемого текста учащимися.

     Репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения материала.

     Эвристический уровень отличается снижением активной роли преподавателя на занятии. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы преподавателя, подводят студентов к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на занятии.

     Исследовательский уровень определяется следующими условиями:

1. Преподаватель на занятии занят только контролем выполнения заданий,

управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.

2. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом занятия. С другой стороны, избыточное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возможность воспринимать логику изучаемого материала.

  1. Характеристика некоторых особенностей организации занятия

     Начинать занятие рекомендуется с установки, активизирующей учащихся, готовящей их к познавательной деятельности. На этом этапе студент должен

внутренне подготовится к восприятию материала, выполнению каких-либо заданий.

     Лучше всего начинать занятие с объявления его темы, значения и места в курсе БЖД, формы его проведения. Затем проверить подготовленность рабочего места у студентов, в зависимости от формы занятия и применяемых методов провести инструктаж по условиям работы на данном занятии.

     Надо всегда помнить, что изучение нового материала эффективно только тогда, когда преподавателю удается построить необходимые логические причинно - следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой на занятии темы. При этом новая информация должна опираться на уже имеющиеся у студентов знания и умения.

     Хочется подчеркнуть, что на восприятие материала, отношение к нему, оказывает влияние не только его "интересность" для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность преподавателя, манера его речи, поведение, а часто - настроение и внешний вид.

  1. Методическая характеристика занятий

1. Вводное занятие «урок усвоения новых знаний».

     Характеристика.

     Занятие этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Занятие ставит своей целью создание у студентов надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).

     Состав:

1. Представление преподавателя, знакомство с новыми студентами. Эта составляющая занятия используется или в начале нового учебного года, или при приеме группы в течение года.

2.  Состав, структура и значение материала курса (раздела).

3. Инструктаж, в ходе которого внимание учащихся акцентируется на требованиях, предъявляемых преподавателем к студентам, правилах работы на занятиях при изучении данного предмета (раздела), необходимых для продуктивной работы предметов и оснащения учащегося (ручки, тетради, учебника и других принадлежностей).

2. Лекционное занятие.

     Характеристика.

     Данное занятие целиком посвящается изучению нового материала.

     Состав:

1.  Подготовительный этап. В него входят постановка задач занятия, проверка готовности студентов к учебной деятельности.

2.  Организация познавательной деятельности учащихся по ходу изучения нового материала.

3.  Изучение нового материала, определение его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение. Обобщение информации происходит по частям, соответствующим логическим разделам темы.

4.  Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.

5.  Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Занятие данного типа применимо при значительном объеме и сложности новой информации. Оно может быть довольно широко использовано при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных, кино- и видеопродукции). Незаменимо при использовании слайдов и диафильмов.

3. Занятие контрольного учета и оценки знаний, умений, навыков (ЗУН).

     Характеристика.

     Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения студентами. Может иметь различную форму: от контрольной  работы до зачета.

     Состав:

1. Постановка задач занятия.

2. Разъяснение его цели и формы проведения. Даётся информация о требованиях к ответам, критерии выставления оценок, правилах работы с   источниками знаний.

3. Постановка и выполнение заданий.

4. По возможности - подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности ответов студентов. При контроле сложных или объемных тем и разделов в форме письменной контрольной работы данный этап может быть перенесен на один из последующих уроков. Повторение занимает важное место в методике любого предметного курса. Наиболее рационально распределять занятия этого типа по сетке всего семестра. Кроме того, при наличии резерва времени желательно выделить несколько часов в конце семестра для того, чтобы иметь возможность с одной стороны проконтролировать степень усвоения учащимися всего материала курса, а с другой – акцентировать внимание студентов на общих закономерностях и взаимосвязях между различными темами курса.

     Учет знаний учащихся осуществляется путем использования различных форм и методов, но, тем не менее, основными являются вопросы преподавателя. В зависимости от формулировки, они заставляют студента сопоставлять, сравнивать явления, искать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщать материал.

     При выставлении итоговой оценки необходимо учитывать степень активности студента в процессе выполнения групповых работ, качество его докладов, выступлений во время дискуссий и выполнения практических работ.

4. Комбинированное занятие.

     Является наиболее распространенным в практике.

     Характеристика.

     Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.

     Состав:

1. Подготовительный этап: разъяснение задач занятия, проверка готовности студентов к учебной деятельности.

2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.

3.  Проверка домашнего задания.

4. Изучение нового материала, определение его места в системе знаний студентов, его осмысление и обобщение.

5. Закрепление и проверка результатов работы на занятии. Этот этап имеет следующую функциональную нагрузку: выделить из материала занятия главное и удостовериться в том, что эти части информации усвоены студентами.

6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению. Не всегда целесообразно переносить этот этап на конец занятия, когда внимание учащихся заторможено. Домашнее задание может быть объявлено перед изучением нового материала, либо перед закреплением изученной темы. В любом случае оно должно сопровождаться деталями и инструкциями по его выполнению. Необходимо четко определить и довести до студентов как правильно выполнить домашнее задание, какие знания и умения необходимо приобрести и хорошо усвоить.

     Частое использование комбинированного урока, к сожалению, приводит к снижению познавательного интереса учащихся. Некоторый положительный эффект дает изменение структуры занятия, порядка использования его частей, но и в этом случае возможности активизации внимания студентов через некоторое время исчерпываются.

     Наиболее применим комбинированный урок в изучении объемных тем, в первую очередь в тех случаях, когда вновь изучаемый материал является логическим продолжением и развитием ранее полученной учащимися информации.

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

2.1 Фронтальная форма обучения

     При фронтальной форме проведения занятия обучение проводится со всей группой в полном её составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания. Различные варианты работ используются только для предотвращения списывания.

     Основное и единственное преимущество фронтальной формы учебного процесса заключается в том, что при данной форме занятия значительно облегчается работа преподавателя.

     Основным недостатком фронтальной формы учебного процесса является то, что у студентов, объединенных в данную группу, даже при относительно одинаковых способностях (что само по себе - большая редкость), может значительно различаться скорость восприятия материала, темперамент и другие психологические характеристики. В результате часть студентов не уложится в отведенное для работы время, а другая часть, выполнив задание значительно раньше срока, начнет искать для себя незапланированные развлечения, либо выполнять "работу на заказ" для отстающих.

     Фронтальная форма организации занятия применима при изучении нового материала, проводимого методом рассказа, лекции или беседы. Но и в этом случае желательно учитывать различную скорость восприятия учащихся.

     Ранее в практике фронтальная форма применялась наиболее часто, при этом ориентация была на наиболее типичный "средний" уровень учащихся.    

     Следствиями данного подхода, сохранившегося и по сей день, являются:

1. Рост числа неуспевающих - студентов, которые в меру своих дефектов воспитания или недостатка способностей не могут справиться с отдельными, наиболее сложными базовыми вопросами курса и в результате не могут воспринимать и понимать основанные на этой базе разделы. Помочь данной группе учащихся при фронтальной форме урока практически невозможно. В результате преподаватель вынужден либо проводить дополнительные занятия с неуспевающими студентами, где в доступной для них форме и при более низком темпе дублировать изучавшийся ранее материал, либо считать всю эту группу учащихся "браком" и кандидатами на второй год обучения, что недопустимо по социальным соображениям.

2. Резкое снижение заинтересованности в предмете у студентов, обладающих способностями выше среднего уровня. Им не интересно заниматься "по среднему", поскольку их возможности требуют более сложного и разнообразного материала. Правда, у данной группы учащихся всегда остается возможность самообразования, если преподаватель не в состоянии организовать для них какие-либо кружки и факультативы.

2.2 Групповая форма обучения

     Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации занятия.

     При первом варианте группа условно разделяется на подгруппы по уровню возможностей и способностей студентов, и каждой из получившихся подгрупп задания и материал предоставляются отдельно. В данном случае каждый студент работает с относительно посильной по уровню сложности информацией.

     Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Он предусматривает деление группы на подгруппы, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности. Подгруппы получают одинаковые по сложности задания. Задание одно для всей подгруппы и его выполнение либо невыполнение зачитывается одинаково для всех членов группы. При подобной работе выполнение творческой части задания ложится, естественно, на наиболее способных студентов, а отстающим, как правило, поручают техническую и оформительскую работу. Однако даже при

механической обработке материала они оказываются в состоянии, во-первых, хотя бы частично разобраться в подготовленной для них "лидерами" информации, и, во-вторых, получают необходимые навыки в оформлении работ. Причем распределение ролей в подгруппе происходит без участия преподавателя, что несет в себе и некоторый воспитательный элемент: "лидером" оказывается не самый сильный и наглый, а наиболее талантливый учащийся. Естественно, у преподавателя остается возможность (часто это просто необходимо) дифференцировать оценку для различных участников подгруппы.

2.3 Индивидуальная форма обучения

     Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного студента. В результате данная форма работы является наиболее трудоемкой для преподавателя и, следовательно, практически не находит своего применения в практике. Действительно, при наполняемости группы свыше 15 человек организовать индивидуальный подход к каждому студенту в полном объеме не представляется возможным.

     Однако эта форма учебной работы находит свое частичное выражение в некоторых учетно-контрольных занятиях, проводимых в виде зачета, когда производится индивидуальный опрос каждого учащегося, а так же при проведении дополнительных занятий с отстающими. Такую форму работы можно применить на консультационных часах, когда студенты сдают пропущенный ими материал в виде индивидуальных заданий (например ответы в тетради на вопросы после параграфа или устные ответы на вопросы пройденных тем).

Глава 3. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С МАТЕРИАЛОМ КУРСА БЖД

     Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:

• речевые;

• наглядные;

• практические;

• контрольные;

• мнемонические.

3.1 Речевые методы

     Речевые методы в основном могут быть использованы на таких занятиях изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.

1. Рассказ.

     Фронтальный метод. Применяется для раскрытия вопросов малознакомых учащимся, когда у них еще нет достаточных знаний для организации плодотворной беседы. Применим в тех случаях, когда от студентов требуется не столько понимание тех или иных процессов, сколько их образное и последовательное описание.

2. Лекция.

     Фронтальный метод. Характеризуется монологом преподавателя, построенному по принципам научности, систематичности подачи материала темы или объемного вопроса программы.

     Содержание лекции должно отличаться внутренней, легко прослеживаемой логикой изложения, значительным количеством ярких подробностей, иллюстрирующих отдельные положения текста и применяемые в нем научные термины. Лекция должна обладать значительными признаками рассказа и, желательно, элементами беседы.

3. Беседа.

     Фронтальный либо индивидуальный метод. В беседе изложение преподавателем содержания занятия соседствует с вопросами, задаваемыми им студентам. Вопросы должны опираться либо на данные, известные студентам из средств массовой информации, либо на знания, усвоенные на предыдущих занятиях изучаемого курса или других предметов. В ходе ответов на данные вопросы производится контроль степени усвоения излагаемого материала.

     Вполне приемлема и такая форма беседы, когда излагаемый преподавателем материал провоцирует учащихся на постановку преподавателю вопросов по изучаемой или смежной теме. Такая беседа значительно активизирует интерес студентов к излагаемому в ответ на заданный вопрос по материалу, обеспечивает более высокую степень его усвоения.

     Эвристическая беседа отличается особой формой вопросов, так  называемыми "наводящими". При правильных ответах на подобного рода вопросы учащиеся должны самостоятельно прийти к запланированному преподавателем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса.

4. Доклад.

     Индивидуальный метод. Данный метод эффективен в тех случаях, когда требуется осуществить изучение нового материала в нетрадиционной форме.    

     Доклад (серию докладов) предлагается подготовить наиболее успевающему студенту или группе студентов с целью их последующего заслушивания на занятии. Темы докладов задаются таким образом, чтобы они взаимно продолжали либо дополняли друг друга, и таким образом, охватывали всю тему занятия. При инструктаже учащегося требуется четко сформулировать тему доклада, определить источники информации, необходимые для его написания, максимальный и минимальный объем, а так же при необходимости - его план.

     Обычно доклады распределяют за 1-2 недели до запланированного по данной теме занятия. За день до занятия крайне желательно просмотреть готовый доклад на предмет случайных ошибок или неверно понятых терминов.

     Доклад осуществляется в форме словесного изложения. Необходимо учитывать, что заучивание текста доклада наизусть приводит к перегрузке докладчика, а чтение доклада "с листа" - к невнятности речи и резкому снижению эффективности восприятия у группы. Для того, чтобы стимулировать внимание учащихся к докладу, перед ними необходимо  поставить некую задачу или дать задание, решаемое с помощью информации, имеющейся в тексте доклада. Кроме того, желательно поощрять различные вопросы у группы к докладчику.

     На доклад отводится 5-10 минут. Максимальный объем текста, который можно проговорить за это время, не торопясь, внятно и достаточно громко – 2 страницы формата А4 шрифтом Times New Roman, 12pt через 1.5 интервала. Поэтому в докладе многие разделы работы не описываются подробно, лишь упоминаются, либо приводятся только результаты.

     Время доклада можно распределить следующим образом:
1. Вступление - актуальность, цель (иногда и задачи) исследования, гипотеза и положения выносимые на защиту доклада (2-3 минуты).

2. Методы исследования - 1-2 минуты, а еще лучше просто                          проиллюстрировать методы плакатом или слайдом и сказать о них лишь несколько слов.

3. Результаты исследования - 3-4 минуты.

4. Заключение - 1-2 минуты.

     Классическая схема доклада подразумевает изложение (краткое) актуальности темы, цели исследования (иногда и задачи), гипотезы и положения выносимые на защиту доклада.

3.2 Наглядные методы

     Наглядные методы также используются на занятиях изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний и предназначается для зрительного восприятия информации студентами. Применение этих методов улучшает понимание материала, позволяет его определенным образом систематизировать и структурировать.

1. Педагогический рисунок.

     Фронтальный метод. Цели, решаемые преподавателем с помощью рисунка на доске, могут быть весьма разнообразны. К примеру, педагогический рисунок может иллюстрировать механизм возникновения изучаемого в данный момент явления или процесса, серия рисунков – отображать динамику развития явления или процесса. Рисунком может быть задана структура занятия или мнемонические (служащие для улучшения запоминания) символы. Если важно подчеркнуть логику материала, то рисунок рекомендуется выполнять параллельно с изложением темы. Если же значение рисунка носит иллюстративно-мнемонический характер или же предполагается его использование в качестве основания для вопросов учащимся, имеет смысл заготовить его заранее, но открыть для обозрения только в надлежащий момент урока.

     Возможно и комбинированное использование рисунка. К примеру, заготовленная заранее контурная карта позволит показать область распространения ЧС (чрезвычайной ситуации) непосредственно во время объяснения, либо она может быть заполнена студентом, вызванным для контроля знаний.

2. Эксперимент.

     Фронтальный метод. Эксперимент, демонстрирующий непосредственно явления или процессы возможен в курсах физики и химии, иногда - биологии. В курсе же  Безопасности жизнедеятельности эксперимент несет, в основном, функцию моделирования процесса возникновения чрезвычайной ситуации. Эксперимент, таким образом, изначально разрабатывается и проводится преподавателем как составной иллюстративный элемент занятия по изучению нового материала. Представляется необходимым сопровождение демонстрации эксперимента соответствующими комментариями, позволяющими учащимся мысленно изменить масштабы видимого до масштабов изучаемой катастрофы. Кроме того, на дальнейших занятиях необходимо возвращать студентов к увиденному в ходе эксперимента.

3. Применение технических средств обучения (ТСО).

     Фронтальные методы. Экранные технические средства обучения (кинофильмы, видеофильмы, слайды, диафильмы, учебные телепрограммы) обладают одной важной особенностью. Преподаватель не имеет возможности непосредственной разработки учебного материала. Он вынужден или полностью соглашаться с редактором указанного пособия и ориентироваться на его (редактора) восприятие материала, его оценку возможностей учащихся, либо демонстрировать пособие не полностью, а избранными фрагментами. Случается, что фрагменты, выделенные из контекста ленты, меняют свое значение или сильно теряют в глубине восприятия.

     Эффективность кино- (видео-) и телевизионных занятий впрямую зависит от подготовки учащихся к восприятию содержания учебной ленты, от характера поставленных пред ними до начала просмотра вопросов и заданий. По окончании просмотра экранного пособия рекомендуется провести краткую беседу, чтобы выяснить степень усвоения изложенного в нем материала.

     Другая группа экранных технических средств обучения лишена вышеназванных недостатков. К ней относятся эпипроектор и кодоскоп.

     Эпипроектор позволяет включить в текст лекции или рассказа иллюстрацию из любого полиграфического источника, спроецировав её на экран для всеобщего обозрения. Это значительно удобнее, чем показывать указанную иллюстрацию, ходя по рядам или передавая книгу по партам. При использовании эпипроектора не теряется время на постепенный просмотр пособия всеми студентами группы. Преподаватель может продолжать объяснение материала, а учащиеся получают доступ к иллюстрации именно в тот момент, когда наиболее готовы к ее восприятию, а не с задержкой.

     Кодоскоп, или графический проектор, является в какой-то мере заменителем учебной доски. Он позволяет рисовать на широкой прозрачной пленке непосредственно в процессе объяснения материала, и все нарисованное немедленно отображается на экране. Возможно так же использование заранее приготовленных изображений.

     Все экранные средства обладают одним общим и очень значительным недостатком. Они не позволяют производить какие-либо записи или копировать рисунки в момент демонстрации. Теоретически возможно оборудовать все учебные места в аудитории скрытыми источниками света, но на практике это маловероятно для учебного заведения.

     К звуковым техническим средствам обучения относятся проигрыватель и магнитофон. Использовать их на занятии можно двояко. Традиционным является применение звуковых технических средств обучения для сопровождения речи преподавателя соответствующими шумовыми эффектами, примерами звуков.

     Используются ТСО и для замены "живой" речи преподавателя. Однако средства данной группы позволяют, подобрав спокойные мелодии, звуки типа "зеленый шум", использовать их при минимальной громкости звучания, в качестве фона для занятия. При этом могут быть достигнуты две цели: с одной стороны у учащихся снимается часть нервной нагрузки, с другой стороны студенты, прислушиваясь к фону, вынуждены прислушиваться и к значительно более громкой речи преподавателя.

     К новым техническим средствам обучения относятся компьютеры с соответствующим программным обеспечением и оборудованием, которое обещает совершить переворот в формах обучения. Сейчас на занятиях актуальны презентации.

3.3 Практические методы

     Группа практических методов ставит своей задачей обеспечение освоения учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Кроме того методы данной группы, ориентированные на изучение нового материала, развивают у студентов самостоятельность.

1. Практическая работа.

     Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение студентами навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Поскольку в курсе БЖД учащиеся изучают природные явления, имеющие географическую обусловленность, то при разработке практических работ необходимо пользоваться уже сформированными у них умениями и навыками работы с географической картой, атласом, контурными картами.

     В зависимости от уровня познавательной активности студентов практическая работа может быть организована тремя разными способами.

а) По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа. Сверяясь с ним, студенты получают возможность применить его способы и подходы к решению поставленных в практической работе задач.

б) По алгоритму. В данном случае студентам необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно пошаговое описание. Это можно организовать в форме фронтального инструктажа или выдать персонально каждому учащемуся (группе учащихся) карточку- инструкцию.

в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий - все определяется самостоятельно студентами (группой студентов). Перед преподавателем стоит в этом случае только две задачи - грамотно и доступно сформулировать проблему (задание) и осуществлять текущую консультацию и контроль в процессе выполнения работы. Такой подход к практическим работам возможен только при групповой форме образовательного процесса, либо при высоком уровне подготовленности и самостоятельности учащихся.

2. Самостоятельная работа.

     Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе БЖД является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации. Исходя из возможностей группы, имеющегося в распоряжении преподавателя материала и других критериев, выбирается один из способов, описанных выше при характеристике практической работы.

     При организации самостоятельных работ, в которых основным (единственным) источником информации служит учебник по БЖД, необходимо формулировать предлагаемое студентам задание так, чтобы они анализировали текст, выделяли его главные положения, определяли структуру материала. Недопустимо организовывать самостоятельную работу в форме механического переписывания фрагментов текста.

     При использовании нескольких источников информации целесообразно давать задания на сравнение материала разных источников, сопоставление и дополнение информации основного источника выдержками из дополнительных.

3.4 Контрольные методы

     Контрольные методы применяются как самостоятельные комплексы для организации учетно-контрольных занятий, так и как составляющие комбинированных занятий. Целью данной группы методов, как ясно из их названия, является выяснение уровня усвоения учебной информации студентами.

1. Терминологический диктант.

     Фронтальный метод. Метод позволяет проконтролировать знание учащимися специальных терминов, использующихся в пройденном материале курса. При этом возможен следующий инструктаж студентов преподавателем: Возьмите отдельный лист бумаги. В правом верхнем углу подпишите свою фамилию и группу. Пронумеруйте строки листа с первого номера до... (десятого, пятнадцатого). Вам не надо записывать тот вопрос, который я вам зачитаю. Необходимо только напротив номера вопроса написать односложный ответ. К примеру, вопрос номер десять: "Оценка, выставляемая студенту, при отсутствии ответа". Под номером десять пишется ответ - "Единица" или цифрой "I". Имейте ввиду, что читать я буду быстро и времени на раздумывание или списывание у вас не будет. Если вы не знаете ответа, против его номера ставьте прочерк". Инструктаж дублируется необходимыми записями на доске. После инструктажа, убедившись в готовности студентов, преподаватель зачитывает с листа тексты формулировок. Их должно быть 10-15. Необходимо внятно, четко и громко произносить номер задаваемого вопроса. Скорость чтения должна быть достаточной для ответа, но недостаточной для каких либо консультаций. Оценка выставляется соответственно следующим критериям, приведенным в таблице.

     Таблица 1. Критерии выставления оценки за терминологический диктант.

Количество правильных ответов

Оценка

При 10 вопросах

При 15 вопросах

10

14 - 15

5

8 - 9

10 - 13

4

5 - 7

7 - 9

3

3 - 4

3 - 6

2

Менее

Менее

1

2. Программированное обучение. Тесты.

     Индивидуальный метод. Решает задачи контроля знания терминологии или простых теоретических вопросов.

     При организации контроля методом классического теста студентам выдается список вопросов, каждый из которых имеет несколько ответов. Студент переписывает вопрос на свой листочек и напротив него выписывает тот ответ (те ответы), которые считает правильными. При наличии в колледже копировальной техники, можно выдать учащимся листы - задания с подготовленным полем для записи фамилии и группы, в котором студент вычеркивает неправильные ответы. Если подобной техники не имеется, заготовленные листы - задания можно запаять в полиэтилен, с которого пометки написанные шариковой ручкой легко удаляются.

     При программированном подходе к тестированию организация работы строится несколько по-другому.

     Вариант 1. Цифровой метод.

     При использовании программированного контроля в данном случае преподавателя интересует только цифра - код ответа.

     В карточке - задании, выдаваемой учащемуся, имеются пронумерованные вопросы и также пронумерованные тезисы - ответы. Студентам предлагается подписав листочек, вычертить на нем следующую таблицу.

     Таблица 2. Рабочее поле программированного теста.

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ карточки

№ ответа

1

     Студент должен заполнить строку ответов с номерами тех тезисов, которые он считает правильными ответами на заданный вопрос.

     Так же правомерно выдать учащимся рисунок, элементы которого пронумерованы, а в виде вопросов предложить текстовые описания этих элементов, либо перечень их свойств. Причем в данном случае для разных вариантов номера на одном и том же рисунке могут быть отмечены цифрами

различного цвета.

     Метод применим для текущего контроля темы и итогового контроля крупных тем.

     Вариант 2. Графический метод.

     Так же как и в предыдущем варианте, студенту предлагается карточка - задание, несущая вопросы и тезисы-ответы. На своем подписанном листочке учащийся проводит линию и градуирует ее в масштабе 1 деление - 2 клетки. Важно, чтобы у всей группы был единый масштаб.

     Таблица 3. Рабочее поле графического контрольного теста.

№ ответа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

№ карточки

     При данном способе контроля вопросы не нумеруются. Если учащийся считает, что тезис - ответ № 3 соответствует одному из вопросов, он отмечает его номер полукругом.

     Если, по его мнению, тезису № 5 не соответствует ни один вопрос карточки, номер прочеркивается.

     Проверка работ осуществляется карточкой - дешифратором, являющимся зеркальным отражением правильно заполненного графика.

     Метод применим для итогового контроля крупных тем.

3. Контрольная работа.

     Фронтальный или индивидуальный метод. Обычно контрольная работа планируется на целый учебный час.

     При организации контрольной работы возможно использование двух различных подходов:

1. Фронтальная контрольная работа состоит из 2-6 вариантов, что должно предотвратить возможность списывания. Вопросов в каждом варианте – не менее 5 и они различаются по уровню сложности (но не по требуемому объему ответа).

     Студенты оцениваются соответственно количеству правильных ответов. Поскольку уровень вопросов различен, количество ответов будет коррелировать со степенью подготовленности учащегося.

2. Индивидуальный метод. Вариантов заданий много. Рекомендуется максимально приблизить количество вариантов к списочной численности группы.

     Каждый вариант состоит из 3 вопросов соответствующих разным составляющим контролируемой темы. Вопросы во всех вариантах одинаковы по уровню сложности. Студент получает вариант, соответствующий его способностям и уровню подготовки. Работы оцениваются в зависимости от количества правильных ответов, их подробности и связности изложения, уровня сложности варианта.

4. Экспресс – опрос.

     Индивидуальный метод. Обычно экспресс-опрос применяется в составе комбинированного занятия  для выборочной проверки подготовки домашнего задания. При его проведении вызванные студенты размещаются на передних партах каждого ряда, что обеспечивает надежное наблюдение за их действиями со стороны преподавателя, и получают карточки с вопросом или заданием, предусматривающем использование материала заданного на дом задания. Возможно также использование тестов. Пока "первые парты" готовят свои ответы, преподаватель имеет возможность вести опрос остальной части группы.

5. Опрос.

     Фронтальный и индивидуальный метод. Ставит своей задачей проконтролировать усвоение учебного материала у максимально возможного количества учащихся при минимальном расходе времени занятия.

     При опросе желательно иметь на доске приготовленные задания, которые требуют некоторого времени на их подготовку. Студенты вызываются к доске и готовят на ней в письменной или графической форме ответы на указанные задания. Преподаватель в это время слушает ответ одного (из вызванных к доске) студента, или ведет контроль домашнего задания в форме беседы. После окончания устных ответов (беседы) проводится проверка заданий, выполненных на доске. С отвечающих студентов требуется комментарий к их ответам (рисункам). С оставшейся части группы запрашивается анализ ошибок, допущенных отвечающими.

3.5 Мнемонические методы

     Несколько мнемонических методов, облегчающих восприятие и запоминание материала учащимися.

1. Репродуктивное домашнее задание.

     Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Обычный тип домашнего задания, предусматривающий повторение и закрепление изученного на занятии материала. Домашнее задание данного типа может проверяться как на следующем занятии, так и отсрочено – на занятиях учетно-контрольного типа.

2. Превентивное (опережающее) домашнее задание.

     Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Превентивное домашнее задание эффективно задавать, когда построение следующего занятия осуществляется методом беседы, а материал весьма обширен и разнообразен. Кроме того, данная форма домашнего задания благоприятна в тех случаях, когда преподавателю желательно отвлечься от основной темы занятия для обсуждения различных сопутствующих вопросов. Превентивное домашнее задание не требует специальной проверки. Степень знакомства учащихся с материалом контролируется при обсуждении текущей темы занятия по уровню и содержанию задаваемых ими вопросов.

3. Конспект.

     Индивидуальный метод. Метод учебной деятельности, применимый в случаях, когда информация труднодоступна, или ее источником являются периодические издания. Используется для того, чтобы эта информация была в любой момент под руками у студента, а так же для более глубокого запоминания им учебного материала.

     Конспектирование предполагает умение учащегося выделять из текста главные компоненты, основные мысли, оставляя за пределами записываемого текста пояснения и иллюстративный материал. Задание написать конспект целесообразно сопроводить инструкцией, заостряющей внимание учащихся на вышеизложенных особенностях работы.

4. Реферат.

     Индивидуальный метод. Рефератом называется учебная научная работа, ставящая своей основной целью научить студентов использованию дополнительной литературы. Другая цель - более глубокое знакомство с материалом какой-либо учебной темы. При значительной индивидуальности подхода (возможны формулировки тем рефератов разнообразной сложности и глубины), метод применяется в основном в масштабе всей группы, либо задание подготовить реферат дается учащимся, пропустившим какую-нибудь тему (по пропущенной теме).

     Основные требования, применяемые к реферату:

-  использовать материалы современных изданий не старше 5 лет;

- изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90;

- страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А 4 по ГОСТ 9327-60;

- реферат должен быть выполнен любым печатным способом на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14pt.);                                                                                                                

- текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см;                                                          

- выравнивание текста по ширине;                                                                         

- разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание;                                                                        

- перенос слов недопустим!                                                                                              

- точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух        предложений, их разделяют точкой;                                                                                     

- подчеркивать заголовки не допускается;                                                                              

- расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела);                                                                                 

- название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом;                                                                                                                                  

- в тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац;                                                                  

- перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка;                                                                    

- все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов

должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами;                          

- нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3»;                                   - номер страницы на титульном листе не проставляется!                                                                    

- номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки;                        

- список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов;                                                                                                              

- рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.                                        

     Оформление литературы:                                                                                                            

1. Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:        

- фамилия и инициалы автора;                                                                                            

- наименование;                                                                                                                    

- издательство;                                                                                                                          

- место издания;                                                                                                                      

- год издания.                                                                                                                      

2. Все источники, включенные в библиографию, должны быть                последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:                                                                                

- законодательные акты;                                                                                                                

- постановления Правительства;                                                                                                      

- нормативные документы;                                                                                                          

- статистические материалы;                                                                                                                  

- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.                                                                                                       

     В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.      

     Содержание реферата:

  1. Титульный лист должен содержать наименование учреждения, в котором выполнялся реферат, Ф.И.О. автора, Ф.И.О. руководителя, год написания.        
  2. В реферате в обязательном порядке должно быть представлено:                

2.1 Введение (не более 1-2 стр.), где отражены:                                                                    

- цели и задачи работы;                                                                                                              

- основной замысел.                                                                                                                

2.2 Основная часть (12-15 стр.), обусловлена задачами исследования.                              

2.3 Заключительные выводы (1-3 стр.).                                                                        

2.4 Список литературы.                                                                                                                

2.5 Приложения (таблицы, графики, схемы).                                                                          

3. Введение и основная часть реферата должны начинаться с формулировки задачи и заканчиваться формулировкой выводов по задаче.

Рефераты должны проверяться и рецензироваться преподавателем.

     По материалам рефератов рекомендуется проводить специальное занятие в форме конференции или защиты реферата, на котором резюме (основные мысли и положения), подготовленные автором заранее, докладываются им

перед группой и обсуждаются студентами этой группы.

     Крайне желательно выдавать учащимся темы рефератов как можно раньше. Важно, чтобы на момент распределения тем были известны сроки сдачи работ на проверку и рецензирование преподавателем, а также дата защиты реферата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод о том, что в результате изучения курса БЖД с использованием разнообразных методов, форм и инновационных технологий, учащиеся научатся:

- использовать полученные знания и умения в практической деятельности на службе в Вооруженных Силах РФ и повседневной жизни;

- вырабатывать потребности в соблюдении норм здорового образа жизни и не воспринимать вредные привычки;

- обеспечивать личную безопасность в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- проявлять бдительность и безопасное поведение при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов показало, что после внедрения различных методов и инновационных технологий в изучение предмета «Безопасность жизнедеятельности» повысилась успеваемость и активность учащихся на занятиях БЖД.

Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что использование различных активных методов и форм обучения положительно влияет на формирование познавательного интереса к предмету БЖД.

Таким образом, разнообразные методы, формы и инновационные технологии, на мой взгляд, действительно являются эффективными. Способствуют реализации известных дидактических принципов организации учебного процесса. Наполняют деятельность преподавателя принципиально новым содержанием, позволяя сосредоточится на своих главных - обучающей, воспитательной и развивающей - функциях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буланова М.В.- Топоркова Педагогические технологии - Москва - Ростов-

на - Дону, 2004.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения - М., 2003.

3. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) - Москва - Ростов- на- Дону,

2003.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы - Ростов- на-

Дону, 2002.

5. Методика воспитательной работы. Под редакцией В. А. Сластенина - М.,

2002.

6. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. Под редакцией Е.С. Полат - М., 2003.

7. Подласый И.П. Педагогика - М., 1999.

8. Рогов Е.И. Личность учителя: Теория и практика - Ростов- на- Дону, 1996.

9. Сластенин В.А. Педагогика - М., 2002.

10.Харламов И.Ф. Педагогика - М., 2004. 1. Батышев С. Я. Профессиональная

педагогика. М.: Изд.«Эгвес».

11. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии».

М.Педагогика,1989г.

12. Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по

проведению деловых игр", М., 90.

13 Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. -

Калининград, 1996.

14. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос.

для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., - Ростов-на-Дону:

Изд-во “Учитель”, 2001.

15. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы

профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во

«Мастерство», 2002.

16. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е

изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986.

17. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.

18. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение,

1992г.

19. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.:

Владос, 2003



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку преподавателя ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» С.В. Кузьмина  «Современные методы и формы преподавания предмета БЖД»

В настоящей работе исследуется тема «Современные методы и формы преподавания предмета БЖД», а также цели, задачи и порядок организации и проведения учебных занятий.

Выбранная тема методической разработки актуальна и значима, представляет собой интерес с точки зрения реализации преподавателями БЖД своих знаний и практических умений. Помогает эффективно применять различные формы и методы процесса обучения. Способствует приобретению практических навыков в области внедрения различных методов и инновационных технологий в изучение предмета «Безопасность жизнедеятельности», которые влекут за собой повышение интереса к предмету БЖД, успеваемость и активность учащихся на занятиях.

В работе исследуются и обобщаются современные методы и формы преподавания занятий для дальнейшего использования в педагогической работе.

Помимо того, методическая разработка логически, последовательно изложена и аргументирована.

Оформление работы соответствует достаточно высокому уровню профессиональной подготовки преподавателя дисциплины БЖД.

Рецензент

___________________                ________________/_____________/

___________________



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку преподавателя ТОГБПОУ «Многоотраслевой колледж» С.В. Кузьмина  «Современные методы и формы преподавания предмета БЖД»

В методической разработке С.В. Кузьмин подробно раскрывает современные методы и формы преподавания занятий БЖД.

Методическая разработка состоит из введения, основных вопросов, заключения и списка использованных источников.

В работе указаны актуальность, значимость и цели исследования и обобщения современных методов и форм преподавания занятий БЖД.

Помимо того, раскрыты такие вопросы, как:

- Что такое занятие (урок)?

- Классификация методов преподавания;                                                                                    

- Уровни познавательной деятельности;                                                                                                

- Характеристика некоторых особенностей организации занятия;

- Методическая характеристика занятий;                                                                                          

- Фронтальная форма обучения;

- Групповая форма обучения;

- Индивидуальная форма обучения;

- Речевые методы;

- Наглядные методы;

- Практические методы;

- Контрольные методы;

- Мнемонические методы.

Для более эффективного применения различных форм и методов процесса обучения в методической разработке приведены примеры проведения занятий.

В целом, методическая разработка предназначена для наиболее полной реализации преподавателями БЖД своих знаний и практических умений в таких  областях, как обучающая, воспитательная и развивающая.

Содержание и оформление работы соответствует высокому уровню профессиональной подготовки автора.

Рецензент

___________________                ________________/_____________/

___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного урока дисциплин «Информатика» и «Основы безопасности жизнедеятельности» Информационная безопасность

Целью данного урока является сформировать целостное представление об информационной безопасности, угрозах информационной безопасности и защите информации...

Статья по БЖ - Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности»

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности, обучения безопасному образу жизни в сложных условиях, техногенных, социальных, природных и экологических катастроф. Появившийся в нач...

Разработка внеклассного мероприятия "Знатоки предмета "Безопасность жизнедеятельности""

Цели:1. Закрепление теоретических знаний обучающихся, полученных в процессе обучения по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».2. Пропаганда социальной значимости курса БЖД, подняти...

Методическая разработка на тему: «Современные методы и формы преподавания курса ОБЖ».

Профессиональная культура преподавателя ОБЖ предполагает наличие совокупности общей культуры личности и профессиональных знаний, представляющих собой основные направления деятельности педагога, так...

Методическая разработка открытого занятия по ОДБ.12. Основы безопасности жизнедеятельности по теме: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций

Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия по изучению программной темы: Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций, использование элементов современных педагогических т...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности»

Методическая разработка внеурочного мероприятия по предмету «Безопасность жизнедеятельности»...