интегрированный урок по музыке и изо "Импрессионизм"
методическая разработка

Кострыгина Жанна Сергеевна

ссылка на презентацию https://disk.yandex.ru/i/s2JmykPHB_7O7Q

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_muzyke_i_izo.doc200 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по музыке и ИЗО


Класс:

Дата:

Тема урока: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Цель урока: познакомить учащихся с направлением искусства конца XIX начала XXвека –«Импрессионизм»

Задачи:

Образовательная: способствовать расширению знаний об искусстве второй  половины  XIX начала XXвека через взаимосвязь живописи и музыки Развивающая: развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать, интерес к искусству через творческое самовыражение;

Воспитательная: способствовать формированию духовной культуры, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства эпохи «Импрессионизм».

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый, творческий

Оборудование: ПК, экран, гуашь, кисти, мольберты, формат а-4

Наглядный материал:  презентация, включающая портреты Э.Дега, Э.Мане, К.МонеЮ, О.Ренуара, М.Равеля, К.Дебюси, Н.А. Римского-Корсакова, Э.Сати, В.Ван Гога.

Репродукции картин: В. Боровиковского «Портрет графини Лопухиной», О. Ренуара «Юная девушка, расчесывающая волосы», К. Моне «Руанский собор», «Впечатление. Восход солнца».

Музыкальный материал: Н.А. Римский-Корсаков вступление к опере «Садко» «Океан море синее», К. Дебюсси «Затонувший собор», «Девушка с волосами цвета льна», «Лунный свет», М. Равель «Болеро».

Содержание учебного материала:

I этап урока проводит преподаватель изо.

1. Сегодня мы познакомимся с направлением искусства второй половины XIX начала ХХ века – «Импрессионизм» от фр. Impression – впечатление. Это направление зародилось во Франции сначала в живописи, а затем перешло в музыку и литературу. Его представители раскрыли новые образы. Они стремились наиболее естественно запечатлеть окружающий мир в его подвижности, изменчивости, расплывчатости, неясности, передать свое первое впечатление.

Импрессионизм зародился в 1860 г., когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в живопись многообразие городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерны изображение случайных ситуаций, неожиданные ракурсы, срезу фигур.

Стремясь к максимальной непосредственности и точности, художники стали писать преимущественно на открытом воздухе и почти вытеснили традиционный тип картин, тщательно и неспешно создаваемых в мастерских. Работали художники очень быстро, потому что движение солнца меняло освещение пейзажа. Иногда они выливали краску на холст прямо из тюбика и получали чистые сверкающие тона с эффектом мазка. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Определили, что положенные рядом краски усиливают друг друга и наоборот, при смешивании они утрачивают интенсивность. Все цвета разделены на первичные или основные и производные: голубой-оранжевый; красный – зеленый; желтый – фиолетовый.

Таким образом, стало возможным, не смешивая краски на палитре получать нужный цвет путем правильного наложения их на холст. Этот прием позволил отказаться от черного.

Новые приемы живописи, непривычный вид картин, привели к тому, что их произведения не принимали в Парижский салон, где живописцы имели единственную возможность представить зрителям свои работы. Объединившись в 1874 г., они организовали независимую выставку, после которой художников стали называть «Импрессионисты». Это название родилось благодаря критику Луи Леруа. Так называлась картина К. Моне, показанная на выставке «Впечатление. Восход солнца» (« Impression. Levant soleil»).

Замысел картины художник передал такими словами: «Как много надо работать, чтобы передать то, что я хочу уловить: «мгновенность» и, главное, атмосферу и свет, разлитый в ней».

Ответьте на вопросы:

  1. Что является центром композиции картины? (оранжевый круг солнца)
  2.  В каком направлении поднимается солнце? (из утренней мглы, навстречу зрителю)
  3. В какие тона окрашивается небо и вода? (розовато – желтый, на поверхности воды его отблеск – ранжево-красная дорожка).
  4. Как художник изображает лодки, суда, портовые краны? (темными силуэтами, словно в призрачной дымке, окутанность туманом.

Итак, художники по-новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погружены фигуры людей, предметы. В картинах можно почувствовать ветер, влажность после дождя, движение людей. Они стремились разглядеть и показать богатство цвета в природе.

II этап урока проводит преподаватель музыки.

Импрессионизм пришел на смену эпохи романтизма.

Мы еще не изучали данную эпоху, но, забегая вперед скажу, что характерным для романтизма было обращение к внутреннему миру человека, его чувствам. Образ одинокого героя, не находящего места в окружающем мире и ищущим счастья в скитаньях, противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира. Отсюда отказ от крупных, многочастных произведений и обращение к малым формам: песне, небольшим пьесам, которые были восприняты импрессионистами и продолжали развиваться с помощью поиска новых средств выразительности.

Отрицая классицизм романтики и импрессионисты восприняли от классицизма симфонический метод развития музыки

Вопрос. Что характерно в развитии классических симфонических произведений?

- показ противоречий, нарастание конфликта, кульминация, разрешение.

Совершенно верно. Симфоническое развитие может быть стремительным, как в творчестве Бетховена, вспомните 1 часть симфонии № 5, или постепенным – Гайдн симфония № 103, но всегда представляет процесс достижения нового результата.

Вопрос. Какова основная идея, заложенная не только в 5й симфонии, но и во всем творчестве композитора?

- Бетховен отражает свой жизненный девиз: «Через борьбу – к победе!»; борьба человека с судьбой.

Вопрос. Назовите черты характеризующие стиль эпохи классицизма?

- стиль основан на стремлении к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, обращение к общественной и гражданской проблематике, строгая организация художественного произведения, четкое деление героев на положительных и отрицательных и их противопоставление.

Стремление к большей конкретности музыкальных произведений, более тесной связи с литературой привело к созданию программных произведений.

От художников импрессионизм унаследовал стремление передать тончайшие настроения, изменчивость образа, различные оттенки.

Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 г. «Три мелодии», несущие в себе черты нового стиля. Эти открытия были подхвачены через 10 лет М. Равелем и К. Дебюсси.

Композиторы учились «слышать свет», передавать в звуках движение воды, колебание листвы.

Инструментовка характеризуется уменьшением размеров классического оркестра (насколько уменьшается!!!)

Вопрос. Сколько и какие группы инструментов входят в состав классического симфонического оркестра?

- четыре. Струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные.

Какие инструменты составляют каждую из групп?

- ………..

Также для инструментовки характерна прозрачность, тембровые контрасты, усложнение аккордовых комплексов – нонаккордов, ундецимаккордов, квартовые созвучия, кластеры, использование натуральных ладов, пентатоники (показ созвучий на инструменте!), активным использованием солирующих инструментов и однородных групп. Любимое тембровое сочетание – арфа и флейта.

Ярким примером использования солирующих инструментов является произведение М. Равеля «Болеро», где одна тема поочередно проходит у разных инструментов на фоне неизменного ритма малого барабана. Мы послушаем необычную трактовку этого произведения современного французского дирижера Андре Рье. (Слушание)

Чтобы получить представление о воздействии на творчество музыкантов зрительных образов и пейзажей, достаточно перечислить их названия: «Облака», «Сады под дождем», «Отблески на воде».

Понимание того, как оркестр может нарисовать живописные картины, пришло К. Дебюсси от русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Послушайте два фрагмента и сравните «Диалог ветра с морем» из симфонической сюиты «Море» К.Дебюсси и «Океан – море синее» Н.А. Римского – Корсакова. Что общего между фрагментами, изображающими морской пейзаж? (сначала – неподвижность, волнение, спокойствие, далее развивается волнение)

На слайде мы видим репродукции картин К. Моне из цикла «Руанский собор» - это цикл из 30 картин, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года, освещения:

  • В свете восхода солнца
  • В полдень
  • На закате

Прослушивание К. Дебюсси «Затонувший собор». Какую картину Вы увидели, слушая это произведение? Опишите характер музыки (таинственный, завораживающий, отдаленный).

Перед Вами два портрета разных стилей В. Боровиковский «Портрет графини Лопухиной» и О. Ренуар «Юная девушка, расчесывающая волосы». Слушаем К.Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна». Какой портрет больше подходит к прозвучавшей музыке. Почему?

III этап урока проводят учитель музыки и ИЗО.

Творческое задание для учащихся: У каждого вида искусства свой язык и свои средства воплощения. Но этими разными языками представители импрессионизма идут к одной цели. Какой? (передача мимолетного впечатления)

На ваших столах приготовлены листы и краски. Изобразите и объясните свое впечатление от прослушанной музыки. Слушание К. Дебюсси «Лунный свет».

Просмотр рисунков. Мы не можем судить о правильности рисунков, поскольку цель направления – передача мимолетного впечатления, а оно у каждого свое.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель наблюдает, направляет, помогает.

Рефлексия. Карточки выхода.

Вопросы:

  1. Что вам понравилось сегодня на уроке?
  2. Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  3. Какими средствами выразительности один и тот же образ можно передать в музыке и ИЗО изображая например лунную ночь?

- отсутствие четкости, размытость, отсутствие четких мелодических фраз

- игра цветов, оттенков, смена тональностей и ладов

- использование соответсвующих регистров – низкий и высокий

- динамика – пиано, меццо пиано

- тембры – флейта, ксилофон, колокольчики, виолончель

- темп – не быстрый (анданте, адажио, ленто, лярго)

- исполнительский штрих – легато, обилие педали.

D:\работа\УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ СЛУШАЕМ МУЗЫКУ\img089.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по психологии и музыке . Тема: Характер в психологии и музыке

Урок проходит в увлекательной форме с опорой на слайды презентации, при этом обучающиеся сначала сами рассуждают, а потом находят подтверждение .Содержание урока подобрано таким образом,чтобы увлечь с...

Интегрированные уроки как одно из средств повышения активности студентов на уроках.

Интегрированный урок - это урок, цель которого может быть достигнута только при объединении разных предметов. Для них характерно вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, испо...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе - "урок - путешествие""Удивительный мир искусства"...

Урок 9 класс ТЕМА: « Применение элементов векторной геометрии в решении физических задач» ( интегрированный урок физики и математики)

Цель:1. Повторение основных определений темы.           2.Формирование умений практического применения действий над...

Проект: Роль интегрированных уроков музыки в развитии творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Проект направлен на развитие общекультурного уровня школьника, развитие творческих способностей, формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в духовной культуре, и ориентирован на учащих...