Проектно – исследовательская деятельность как средство организации подготовки к сдаче ЕГЭ
статья по теме

Одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ - основополагающая задача работы каждого учителя - предметника. Цели и задачи работы: изучение и анализ составляющих готовности учащихся к ЕГЭ, организационных форм работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике, анализ использования различных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в собственной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektno_-_issledovatelskaya_deyatelnost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Кузьмина Наталья Игоревна,

учитель математики ГБОУ гимназии №399

Красносельского района Санкт-Петербурга

Проектно – исследовательская деятельность

 как средство организации подготовки к сдаче ЕГЭ

Наука и техника развиваются столь стремительно, что появление новых технологий зачастую не воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Новое стало рядовым и привычным элементом реальности. Удивление и восторг от самого факта научного открытия и его достижения людьми уступили место восхищению и любованию новинками индустрии. Для школьника XXI века, с рождения окруженного новейшими технологическими разработками, они – удобный и легкий путь к освоению новых сервисов нового времени. И то, что процесс создания этих инноваций ведется выдающимися учеными и профессионалами, и вовсе не так очевиден и прост, часто осознается не до конца. Ценность, сложность и красота научного исследования зачастую не представляет интереса для современной молодежи. В связи  с этим перед школой стоит задача подготовки выпускников, умеющих самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта.

         Как же увлечь российского школьника в науку?

Анализ требований, которые  предъявляются ФГОС нового поколения к обучающимся, говорит о том, что образование должно стать личностно-ориентированным, направленным на организацию разноуровневой познавательной деятельности учащихся. Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять развитию исследовательского поведения в образовании детей. Новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении требуют и новых методов обучения. И в базисном учебном плане выделено основное направление такого вида деятельности: проектно - исследовательское.  Наука является основным фактором обеспечения конкурентоспособности продукции и престижа страны на мировом рынке. Поэтому ведущие страны мира уделяют значительное внимание научно-исследовательской деятельности, затрачивая на это значительные средства.

С другой стороны, одним из главных критериев оценки работы каждой школы в настоящее время является результат сдачи выпускниками ЕГЭ на итоговой аттестации. От этого результата зависит, и возможность каждого выпускника правильно выбрать ту профессию, которая ему необходима. Поэтому правильная организация подготовки каждого обучающегося к сдаче ЕГЭ - основополагающая задача работы каждого учителя - предметника. Цели и задачи работы: изучение и анализ составляющих готовности учащихся к ЕГЭ, организационных форм работы с обучающимися при подготовке к ЕГЭ по математике, анализ использования различных форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ в собственной работе.

Американский ученый, теоретик и практик образования для взрослых М.Ноуэл писал: « Главной сегодняшней задачей стало производство компетентных людей- таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообразование на протяжении всей своей жизни». Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Проектная, исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.

Тем не менее, осуществление ЕГЭ в штатном режиме приведет к спаду интереса к исследовательской деятельности учащихся 10 – 11 – х классов. Данное мнение опирается на анкетирование старшеклассников: в старшей школе преобладает прагматический подход к образованию. Многие учащиеся и их родители ориентированы только на те виды деятельности, которые будут востребованы при итоговой аттестации. Но будущее у исследовательской деятельности есть! ВУЗы, понимая, что они не получают полного представления об абитуриентах, организуют собственные конкурсы защиты разнообразных проектов.

В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. Особое место в работе ЕГЭ занимают задания части С, наиболее сложная и трудоёмкая часть работы, выполнение которой предполагает развёрнутые ответы. Задания, включенные в ЕГЭ по математике, позволяют учащимся продемонстрировать знания по предмету, свой интеллектуальный уровень, умение самостоятельно работать. ЕГЭ даёт возможность выявить действительно знающих учащихся, умеющих аналитически, критически и логически мыслить.

Кодификатор заданий показывает, что к такой работе можно приступать уже с 5 класса. Можно использовать такой алгоритм предэкзаменационного повторения:

- определить внутри каждой темы вопросы для обязательного повторения;

- вычленить вопросы для беседы в целях актуализации и закрепления ранее полученных знаний;

- отработать по теме, разделу типовые задания базового и повышенного уровней.

- в план подготовки к экзамену включить вопросы теоретического и практического (памятки) характера с целью оказания помощи в решении задач.

Развитие критического мышления у школьников необходимо начинать как можно раньше, постепенно формируя умения работать с информацией на всех типах уроков, т.е. закладывая навыки исследовательской работы. Мало знать формулы, алгоритмы, важно уметь найти их в  выражениях, выделить в тексте задания. В основе мышления человека лежит работа с информацией, осмысление её, сопоставление разных точек зрения, оценивание. Процесс развития критического мышления на уроках математики немыслим без самостоятельной исследовательской работы учащихся. Поэтому уже в 5-ом классе можно давать такие задания, которые требуют навыка применения знаний в нестандартных ситуациях, стремления к поиску научной истины, т.е. целенаправленно готовить обучающихся к ЕГЭ необходимо уже с пятого класса. (Так, анализируя кодификатор и спецификатор заданий ЕГЭ, можно сделать вывод, что задачи В1, В2, В4 вполне можно предложить учащимся 5 класса.)

Учебное исследование отличается от научного тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако, если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну. Учебные исследования можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные.

Монопредметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.

Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.

Надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.

В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется монопредметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики, как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.

Исследования на уроках

Применение исследовательского метода обучения возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.

Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя.

Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.

Проведение нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования. Это может быть урок-исследование, урок-лаборатория, урок — творческий отчет, урок изобретательства, урок — рассказ об ученых, урок — защита исследовательского проекта и т.д.

Проведение учебного эксперимента может включать элементы или в целом научное исследование. Это наблюдение и изучение фактов и явлений, выделение проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, метода обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования.

Домашнее задание исследовательского характера.

Исследования вне урока

Факультативные занятия, курсы по выбору и элективные курсы предполагают углубленное изучение предмета, дают большие возможности для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Школьное ученическое научно-исследовательское общество. Эта форма учебной деятельности, сочетающая работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.

Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение учебных исследований в рамках данных мероприятий. Это — учебно-исследовательские работы, проекты; участие в конкурсах районного, городского, всероссийского, международного уровней; олимпиадные задания для школьников исследовательского характера; статьи, форумы, конференции, посвященные учебно-исследовательской деятельности школьников.

Учебно-исследовательская деятельность как составная часть учебных проектов.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

- подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий);

- планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы);

- исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания);

- обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации);

- презентация (итоговый отчет каждой группы осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»);

- оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (каждый ученик оценивает ход и результат собственной деятельности в группе, каждая рабочая группа оценивает деятельность своих участников, учитель оценивает деятельность каждого ученика, подводит итоги проведенной учащимися работы, отмечает успехи каждого).

Деятельность учащихся в рамках предлагаемого проекта обеспечивает им возможность «проживания» всех этапов формирования умственной деятельности.

Учебник Г.ВДорофеева нравится тем, что в каждой главе содержит задания-исследования, а в конце главы – рубрику «Для тех, кому интересно» и дополнительные задания к главе. Все это дает возможность рассматривать  задачи исследовательского характера, а это хорошая подготовка к адекватному восприятию задач С3, С4, да и многих задач части В по алгебре.

В 7-ом классе работаем над коллективным проектом по теме «Треугольник», рассчитанным на целый год. На начальном этапе каждая  из 4 групп получила проектное задание. Типы заданий следующие:

- практические задания (измерения, построения с помощью чертежных инструментов, разрезания, сгибания). Предварительные измерения, изготовление моделей треугольников, сгибание и разрезание фигур, поиски информации – все это служит базой для теоретических обобщений, выдвижение гипотез. Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии;

- практические задачи – задачи прикладного характера.

Практические задания и задачи ориентированы на физическое выполнение тех действий, для которых не хватает времени на уроке;

- проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;

- теоретические задания на поиск и конспектирование информации, ее анализ, обобщение;

- задачи - совокупность заданий на использование общих для них теоретических сведений.

Все задания разделены на блоки по темам:

1. Треугольник. Основные понятия и элементы.

2. Признаки равенства треугольников.

3. Равнобедренный треугольник.

4. Прямоугольный треугольник.

Такая работа позволяет подготовить учащихся к заданиям С2, С4 и заданиям части В.

Подготовка к ЕГЭ – это не натаскивание ученика по учебному материалу, а систематический процесс научения на каждом уроке на протяжении всего обучения ученика в школе. Путь к успеху непрост.  И учитель должен вести ученика по этому пути с пятого класса. Положительные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется активной познавательной и исследовательской деятельности учащихся: работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний. Другой фактор успеха – целенаправленная работа по использованию всех видов заданий ЕГЭ в учебном процессе на любом этапе урока, как при изучении нового материала, так и при контроле и проверке знаний. Несмотря на то, что итоговая аттестация в форме ЕГЭ проводится уже не первый год, мы все еще продолжаем спорить о сложности этой формы сдачи экзамена, о неспособности выпускников справиться с большей частью заданий. По данным психологов и педиатров можно говорить о тенденции падения интеллектуального потенциала в средней школе как о свершившемся факте. Поэтому, выполняя заказ государства по подготовке и проведению ЕГЭ, нам, учителям, необходимо грамотно планировать свою работу на всех ступенях обучения, со всеми категориями обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в процессе обучения

В данной работе описывается сущность проектно-исследовательской деятельности младших школьников, условия формирования проектно-исследовательских умений, приведен алгоритм работы над проектом, а также ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ.

Проблема повышения качества подготовки специалистов всегда была актуальна. В связи с этим при реализации различных программ, для решения актуальных задач совершенствования образования необходимо учиты...

доклад «Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся»

Самостоятельная работа – это универсальный способ образовательной деятельности обучающегося, который связан не столько с усвоением суммы знаний, сколько с расширением границ восприятия и осмыслен...

Презентация "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"

презентация к выступлению "Проектная технология как средство организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся"...

Формирование профессиональных компетенций с использованием проектно-исследовательской деятельности студентов СПО специальности 26.02.06 «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики» в Жатайском техникуме.

Аннотация: Проектно-исследовательская работа студентов по изучению принципа действия электрического генератора посредством преобразования асинхронного двигателя от стиральной машины в электричес...

Проектно-исследовательская деятельность студентов как средство формирования общих и профессиональных компетенций.

Данная статья предназначена для преподавателей английского языка  профессионального образования. В статье представлена информация о значимости участия студентов в проектно-исследовательской деяте...

Статья "Проектная и научно-исследовательская деятельность в организациях СПО, реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих укрупненной группы «Промышленная экология и биотехнологии»

Статья в соавторствес коллегами - преподавателями Ланцовой У.В. и Саютиной В.И. посвящена организауции проектной и научно-исследовательской деятельности в организациях СПО, реализующих прогр...