Формирование экологического воспитания обучающихся в ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»
статья на тему

Вагайцева Екатерина Александровна

Экологическое воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_statya_vagaytseva.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  Новосибирской области «Новосибирский электромеханический колледж»

Формирование экологического  воспитания обучающихся в ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»

The formation of environmental education of students in the college «NEC»

Ключевые термины:  экологическое воспитание, личность, здоровый и безопасный образ жизни, обучающийся.

Вагайцева Екатерина Александровна

Vagaitseva Ekaterina Alexandrovna

учитель географии

предметно-цикловая комиссия

общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Адрес электронной почты: ekaterinavagaitceva@mail.ru

Адрес: ул. Первомайская, 202

Контактный телефон:89231344127

Аннотация:  экологическое воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо с позиций личностного развития каждого человека - правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Если наше поколение не сделает невозможного, нас ожидает немыслимое.
Петра Келли

Сегодня нет ни одного человека, который бы не слышал о таких понятиях как «экология», «охрана окружающей среды», «экологические проблемы».

«Экология и мир» – эти два слова стали своеобразными символами сегодняшнего дня, укоренившись в лексике многих народов. Несмотря на высокий уровень технического прогресса, мы по-прежнему полностью зависим от окружающего нас мира живой и неживой природы. Прогресс усиливает воздействие человеческого общества на природу и способствует развитию природоохранной деятельности, поэтому актуальным становится развитие такой грани личностного развития подростка, как экологическая воспитанность.

Формирование экологической воспитанности - это процесс приобщения учащихся к соучастию в решении общечеловеческих проблем охраны окружающей среды через творческие дела экологической направленности, выставки, конкурсы, акции.

Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общечеловеческой ценности. Оно основано на понимании того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении возникновения экологических проблем. Оно призвано способствовать развитию у подростков ценностного отношения к природе, окружающим людям и себе как части природы.

Цель экологического воспитания: формирование нравственных принципов экологической культуры обучающихся в процессе изучения учебных дисциплин и во внеклассной работе.

Формирование экологического воспитания связано с реализацией следующих задач:

1. Развитие творческой, инициативной личности, заботящейся о сохранении окружающей среды;

2. Воспитание любви к родине;

3. Формирование гражданской активности путем привлечения молодежи к охране окружающей среды;

4. Формирование у обучающихся ориентации на продолжение образования путем самообразования и самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования;

5. Углубление знаний нормативно правовых документов, обеспечивающих конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду;

6. Активизация бережного, этического отношения к окружающей среде;

7. Воспитание  ответственности за природу, за все компоненты растительного и животного мира.

Формирование экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся основано на взаимодействии всех участников образовательного процесса. Для формирования экологически грамотной личности необходимо: взаимодействие администрации с учащимися, педагогических работников, активизация самого классного коллектива, привлечение психологов и социальной службы колледжа, взаимодействие с родителями.

В настоящее время студенты нацелены преимущественно на получение экологических и природоохранительных знаний. Для реализации поставленных задач в колледже предусмотрено изучение следующих дисциплин «Экология», «Экологические основы природопользования»; ведется кружок «Юный эколог». Целью развития экологического образования в Новосибирском электромеханическом колледже является расширение практических навыков экологической грамотности студентов.

Для реализации целей экологического воспитания в колледже ведутся следующие формы работы:

Предметная работа – осуществляется при изучении базовых и профессиональных дисциплин (проводятся занятия по «Экологии» и «Экологическим основам природопользования»);

Межпредметная форма - основана на экологическом содержании занятий и подразумевает практическую реализацию принципа интеграции – внедрение экологического образования на занятиях общеобразовательных дисциплин: биологии, химии, физики, математики, литературы, ОБЖ, географии. Экологические компоненты находят свое отражение при изучении следующих тем, например, по географии «Географические аспекты глобальных проблем», «Современные глобальные проблемы», «Глобальные прогнозы и гипотезы. Стратегия устойчивого развития», «Взаимодействие человека и природы». При изучении дисциплины профессионального модуля «Автомобильные эксплуатационные материалы» подробно рассматриваются экологические свойства автомобильных эксплуатационных материалов.

Внеурочная работа  - основана на различных формах внеурочной воспитательной деятельности:

  • Тематические классные часы по темам затрагивающим проблемы экологии и здорового образа жизни («Чернобыль – атомная трагедия ХХ века», о влиянии радиации на организм людей, «Экология и здоровый образ жизни», «Заповедные места Новосибирской области»).
  • Исследовательская работа (проектная деятельность) - основана на экологических исследованиях по оценке состояния окружающей среды. Студентами колледжа подготовлены и рассмотрены следующие темы проектной исследовательской деятельности: «Экологические проблемы г. Новосибирска», «Экологические проблемы Первомайского района г. Новосибирска», «Берегись автомобиля» (о влиянии автомобильного транспорта на экологию Первомайского района), «Оценка эколого-климатической благоприятности территории г. Новосибирска и Первомайского района», «Уникальные ландшафты Новосибирской области». Многие работы опубликованы с сборниках статей учебных заведений г. Новосибирска.

Исследовательская работа ведется и на уровне самостоятельной обработки информации: подготовка рефератов, докладов, выполнения творческих работ. Тематика определяется в зависимости от специальности и тесно связана изучаемым студентами направлением. Например «Дом, который построен из… или Строительные материалы и их воздействии на организм человека», «Автомобиль будущего: альтернативные виды топлива», «Промышленные предприятия г. Новосибирска и проблема утилизации отходов».

  • Участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах. На основе исследовательских работ активно ведется участие в конференциях, ежегодно участвуем в форуме «Менделеевские чтения», организуемом на базе Новосибирского химико-технологического коллежа. Ежегодное участие в олимпиаде по экологии среди средних образовательных учреждений г .Новосибирска и Новосибирской области.
  • Активно организуются и проводятся субботники, осуществляется озеленение территории колледжа (клумбы, посадка саженцев деревьев).
  • Организуются экскурсии, направленные на изучение культурных объектов Новосибирской области и ознакомления с уникальными ландшафтами. На экскурсиях появляется возможность рассмотреть природные сообщества своей местности, особенности антропогенного воздействия на нее. Принимаем участие в облагораживании изучаемых территорий: в весенний период обрабатываем стволы деревьев садовым варом, очищаем территорию колледжа, принимаем участие в акциях по очистке берегов р. Иня.
  • В период проведения недели предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин студенты колледжа принимают участие в конкурсе плакатов «Современные проблемы экологии».

В колледже на протяжении многих лет работают над проблемой практического применения экологических знаний. Основная деятельность осуществляется на практических занятиях по экологии, когда у учащихся появляется возможность применить полученные во время занятий знания и навыки.

Важное внимание уделяется получению навыков трансформации знаний, полученных при изучении общеобразовательных дисциплин и экологии, на решение практических природоохранных задач применительно к своей специальности. Для студентов специальности 23.02.03 разработана программа дисциплины «Экологические основы эксплуатации автомобильного транспорта»; на занятиях по «Экологическим основам природопользования» специальность 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)» уделяется особое внимание экологии энергетики и энергосбережения;  по специальностям 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин», изучаются экологические аспекты всех видов транспорта, экологические свойства топлив и смазочных материалов, мероприятия по улучшению экологических характеристик различных видов топлива.

Для оценки эффективности процесса экологического воспитания используется система показателей, которая позволяет оценить ход и результативность решения поставленных задач. К таким показателям относятся:

  1. Увеличение количества обучающихся, вовлеченных в программы по экологическому воспитанию (посещение кружков, экологических акций);
  2. Положительная динамика результативности участия учащихся в проектах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по направлению «экология»;
  3. Использование инновационных воспитательных технологий, обеспечивающих эффективную педагогическую деятельность в сфере экологического воспитания, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
  4. Сохранение и укрепление здоровья учащихся;
  5. Наличие в учебном заведении системы эколого-педагогического просвещения педагогов, родителей обучающихся;
  6. Улучшение условий для раскрытия творческого потенциала педагогов и подключение их к вопросам организации экологического воспитания детей и молодежи.

Диагностика экологической воспитанности личности является важным звеном в оценке подготовленности учащегося к самостоятельной жизни, в том числе к профессиональной деятельности, и должна проводиться на всех этапах системы непрерывного образования.

В рамках программы духовно-нравственного развития и воспитания личности, формирования гражданской идентичности обучающихся в Новосибирском электромеханическом колледже проводятся мероприятия по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы;
  • Реализация модульных образовательных программ и просветительской работы с родителями;
  • Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся;
  • Проведение мониторинга сформированности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Для большей продуктивности необходим комплексный подход к формированию экологически грамотной личности. Перспективными направлениями развития экологического воспитания в колледже являются следующие мероприятия:

1.Эколого-просветительская деятельность (разработка и реализация экскурсий по Новосибирской области, участие и в научно-просветительских конференциях и их организация);

2.Организация исследовательской деятельности (изучение объектов природы требующих особой охраны в НСО; экологический мониторинг территории колледжа, района, города; рассмотрение здоровьесберегающей роли комнатных растений; работа на участке колледжа);

3.Реализация проектной работы экологического воспитания через художественно эстетическую деятельность (дизайн цветочных клумб колледжа; конкурсы, выставки и мероприятия по теме «Экология»);

4.Природоохранная деятельность (экологические средники, участие в экологических акциях).

Формирование всесторонне развитой личности студента средствами естественнонаучного образования подразумевает умственное, нравственное и физическое совершенствование учащегося. Этот процесс определяется воздействием всей окружающей среды, поэтому преподаватель имеет огромные возможности расширять воспитательное воздействие природы на все свойства личности.

Задачей экологического воспитания в колледже является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое проявляется во всех формах и видах деятельности учащихся. (Табл. 1) На характер отношений личности к природе оказывают влияние нравственные, эстетические установки, которые реализуются в форме мотивов. Научные знания о природе и понимание ее моральных ценностей получают конкретное выражение в трудовой деятельности студента, оказывают влияние на выработку навыков заботливого отношения к окружающей среде.

Таким образом, экологическое воспитание оказывает влияние на все стороны личности, ее представления о научной картине мира, формирует бережное отношение к окружающей среде и своему здоровью. Комплексный подход в образовательной деятельности и семейное воспитание способствуют формированию экологически грамотной современной личности студента.


Таблица №1 - Тематика мероприятий по формированию экологически целесообразного образа жизни

Ценности, на формирование которых направлены действия

Уровень мероприятия

Формы и виды мероприятий

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде

Классные мероприятия

  • Уроки по «Экологии» и «Экологическим основам природопользования»;
  • Написание реферативных, научно-исследовательских  работ, экологических проектов;
  • Экологизированные  интегрированные уроки;
  • Проведение экологизированных классных часов, экскурсий;
  • Работа кружка «Юный эколог»;

Общеколледжные мероприятия

  • Ознакомление с планом работы по экологическому образованию педколлектива;
  • Пропаганда природоохранных  знаний:
  • публичная защита рефератов, проектов,
  • оформление экоуголка.

Общегородские мероприятия

  • Экскурсии на заводы (НЗКХ);
  • Экскурсии в городской краеведческий музей;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Классные мероприятия

  • Организация походов и экскурсий
  • Изготовление кормушек. 5-6 класс.

Общеколледжные мероприятия

  • Проведение экологических субботников;
  • Проект благоустройства территории вокруг колледжа;
  • Помощь родителей  в благоустройстве и озеленении территории колледжа.

Общегородские мероприятия

  • Участие в городских экологических акциях;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Классные мероприятия

  •  Уроки диспуты и уроки конференции

Общеколледжные мероприятия

  • Организация тематических выставок;
  • Организация  и проведение творческих конкурсов;
  • Озеленение классных комнат.

Общегородские мероприятия

  • Участие в конкурсах и проектах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты методической работы за 2016/2017 учебный год ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»

Отчет о методической работе за 2016/2017 учебный год в ГБПОУ ЛО «Лисинский лесной колледж»...

Ценностные ориентации обучающейся молодежи ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж №3» Егорьевский филиал.

Изучение ценностных ориентаций молодежи дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее потенциал. Очень важно понять, в какую сторону меняются поведенческие нормы, осоз...

Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанль...

Педагогический проект Подготовка обучающихся по профессии «швея» ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения №2 им. Героя России Ю.М.Наумова» к участию в Региональном чемпионате «Абилимпикс» Новосибирская область

Чемпионат «Абелимпикс» позволяет выявлять и поощрять талантливых обучающихся, повысить их самооценку и заявить о себе, как о профессионале, поэтому они являются одним из наиболее перспекти...

Формирование у обучающихся III-IV курсов музыкального колледжа по специальности "Музыкальное искусство эстрады" навыков разработки индивидуальной трактовки изучаемого произведения посредством выбора вокальных приемов

Научная статья из сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2019)...