Конспект урока кубановедения в 8-м классе по теме "Повседневная жизнь и традиции казачьего населения "
план-конспект урока

Токарева Виктория Александровна ,

 учитель истории и обществознания

БОУ СОШ №2, ст. Динская

Конспект урока кубановедения в 8-м классе по теме "Повседневная жизнь и традиции казачьего населения "

Цель урока: познакомить учащихся с повседневной жизнью и традициями казачьего населения

Задачи:

 

Оборудование урока: Кубановедение,  8  класс-учебное  пособие  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  ТрёхбратоваКомпьютер, проектор, экран, электронная презентация (приложение), карточки с пословицами, карточки для рефлексии, этнографический дневник.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма проведения: этнографическая  экспедиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_17.10.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Токарева Виктория Александровна ,

 учитель истории и обществознания

БОУ СОШ №2, ст. Динская

Конспект урока кубановедения в 8-м классе по теме "Повседневная жизнь и традиции казачьего населения "

Цель урока: познакомить учащихся с повседневной жизнью и традициями казачьего населения 

Задачи:

Оборудование урока: Кубановедение,  8  класс-учебное  пособие  для  общеобразовательных  учреждений  под  редакцией  Б.А.  ТрёхбратоваКомпьютер, проектор, экран, электронная презентация (приложение), карточки с пословицами, карточки для рефлексии, этнографический дневник.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Форма проведения: этнографическая  экспедиция

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1. Орг. момент.

(1мин)

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Я надеюсь, что сегодня мы проведём наш урок с пользой для каждого.

Приветствуют  учителя и друг друга.

Благоприятный настрой на учебную деятельность.

2. Актуализация урока.

(2 мин)

Сегодня  на  уроке  мы  с вами  отправляемся   в  этнографическую  экспедицию.  

Что изучает этнография?

Для чего нужна эта наука?

 

Ответы учащихся.

Определение  темы урока.

3.  Постановка цели и задач урока.  (3 мин)

Давайте подумаем, какая будет тема нашей этнографической экспедиции? Посмотрите на предметы которые стоят на этом столе, что их объединяет? Сейчас мы послушаем песню  и попытаемся обозначить цель и задачи нашего урока. Ребята,  как вы думаете  какова цель нашего урока? (ответы детей), а задачи?

Опираясь на наши задачи, которые мы с вами обозначили, давайте попробуем составить маршрут урока!

Маршрут  урока:

  1. Казачьи традиции и уклад жизни.
  2. Подготовка к военной жизни .
  3. Традиционная казачья кухня.
  4. Подведение итогов

Для того чтобы разобраться в тех вопросах, которые мы наметили, я предлагаю отправиться в экспедицию  под названием «Жизнь казачьего населения». Для этого предлагаю Вам сформулировать этапы экспедиции.

 I этап. Историческая справка.

II этап. .

III этап.

Ответы учащихся:Формулировка вопросов:

- Что такое традиции?

- Уклад жизни казачьего населения?

-Определить какие были традиционные ценности?

Совместно с учащимися формулируем этапы экспедиции.

Определение цели, задач. Составление плана урока.

4. Формулировка определения термина.

(2мин)

А вы знаете, что такое  традиции? 

Первоначально это слово обозначало «предание». В качестве традиции выступают также ценности, нормы, образцы поведения, вкусы, взгляды.

А так же у каждой семьи есть какие-то традиции.

Давайте, мы сейчас составим кластер  «Традиции»

Традиции – всё то, что унаследовано от предшественников.

Какие традиции есть в вашей семье, согласно нашей теме ?

Ответ учащихся, запись термина, составления кластера.

Систематизация обществоведческой информации.

 5. Слово учителя. Работа в группах.

Итак, продолжаем экспедицию.

Традиционный уклад жизни казаков заключался в сочетании военной службы  с хозяйственными занятиями. Казачество всегда отличалось бережным отношением к своим традициям ценностям.

Сейчас Вы, разбившись на группы, познакомитесь с пословицами и поговорками о ценностях казаков. На ваших столах конверты, в них вы найдёте подсказки. (дети собираю пословицы и поговорки и готовятся к ответу)

Сейчас мы посмотрим видеоролик из кинофильма «Тарас Бульба»

Давайте выделим основные ценности в жизни казаков.

Казаки - глаза и уши армии.(А. Суворов).

В чем заключался  улад жизни казаков ?

Какие традиции у казаков ?

Ответы учащихся.

6. История

(4 мин)

30  июня  1792  года  императрица    Екатерина   II, подписала  жалованную  грамоту    черноморцам    на  владение  кубанскими  землями.  Первая   партия     казаков – переселенцев  25  августа   1792  года  прибыла  в  Тамань.  В  течение   октября  прибывали   на  Кубань и  другие переселенцы  из  Украины.   Им  предстояло    жить  в  новом  месте,  осваивать   новые  земли.    И  здесь  они  столкнулись  с  проблемой:  из  чего   строить  хаты?   Ведь  леса-то  здесь  нет!   Способ  строительства  жилья  подсмотрели  казаки  у  адыгов. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Прослушивание информации по теме, самостоятельная запись в этнографический дневник учащегося.

Систематизация исторической информации.

7. Групповая работа.(8 мин)

8.Музыкальная  минутка(1 мин)

Инструктаж по работе групп.

Учащиеся получают алгоритмы работы в группах, знакомятся с ними.

В соответствии со своими критериями определяет состав четырех рабочих групп, инструктирует учащихся.

Работать вы будете в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 7 минут поделиться своими знаниями с другими учащимися.

Инструктаж по работе групп.

Учащиеся получают алгоритмы работы в группах, знакомятся с ними.

В соответствии со своими критериями определяет состав четырех рабочих групп, инструктирует учащихся.

Работать вы будете в группах. Каждая группа на столе имеет свой алгоритм выполнения задания; все необходимое для того, чтобы по прошествии 7 минут поделиться своими знаниями с другими учащимися.

Алгоритм выполнения задания.

Группа № 1.

  1. Внимательно изучите  материал.
  2. Подберите строительный материал тот, как вы считаете, использовали раньше наши казаки в строительстве хаты.
  3. Выделите общее черты хат.
  4. Представьте основной смысл прочитанного в наглядной форме (это может быть таблица, схема или кластер), чтобы материал стал понятен тем ученикам, которые не читали данный текст.

Алгоритм выполнения задания.

Группа № 2.

  1. Внимательно изучите  материал.
  2. Выделите традиционные элементы убранства казачьего жилища.
  3. Назовите виды декоративно- прикладного  искусства у казаков.

Алгоритм выполнения задания.

Группа № 3.

  1. Внимательно изучите  материал.
  2. С какого возраста готовили к службе казака?
  3. Выделите основные  атрибуты  казака в военной жизни?
  4. Какими качествами должен обладать казак ?

  1. Представьте основной смысл прочитанного в наглядной форме (это может быть таблица, схема или кластер), чтобы материал стал понятен тем ученикам, которые не читали данный текст.

Алгоритм выполнения задания.

Группа № 4.

  1. Внимательно изучите  материал.
  2. Выделите основу питания казаков.
  3. Перечислите традиционные блюда казаков.
  4. Выясните отношения казаков к хлебу.
  5. Представьте основной смысл прочитанного в наглядной форме (это может быть таблица, схема или кластер), чтобы материал стал понятен тем ученикам, которые не читали данный текст.

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Ответы учащихся

Умение организовывать поиск информации.

9. Кроссворд (3мин)

На этой позитивной  ноте мы продолжаем!

Ребята предлагаю вам сейчас разгадать кроссворд «Повседневная жизнь и традиции казачьего населения»

Ответы учащихся

10.  Рефлексия. Итог урока(3 мин).

У вас на партах остался ещё один конверт. Там разрезная картинка, сложите её.  На доске появляется надпись: ЛЮБО. Ребята, что за слово получилось? Как Вы его понимаете?  Правильно, так говорили казаки, когда им что-то нравилось, было хорошо. Любо ли вам было на уроке? Мы с вами знаем, что казаку конь себя дороже. И конечно конь всегда должен быть подкован. И человек должен быть всегда подкован, но информацией и знаниями. Предлагаю вам написать на этих бумажных подковах, что вам на уроке было ЛЮБО, что вы нового узнали, что хотели ещё узнать.  

Звучит песня «Любо, братцы, любо »

Ответы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математики в 7 классе, презентация.

Тема урока: «Закрепление знаний учащихся о наречии» Тип урока:урок закрепления знаний. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная. ЦЕЛИ УРОКА:1. Образовательные:обо...

Конспект урока по математике в 5 классе «Сложение и вычитание десятичных дробей»

урок изучения нового материала по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 кл...

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Конспект урока по математике в 6 классе.Тема :" Противоположные числа"

Урок закрепления знаний и способов деятельности.На уроке применяется накопительская система оценок....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Конспект урока по музыке в 3м классе УМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама».

Конспект урока по музыке в 3м  классеУМК Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»....