Статья "Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.
статья

Ларина Татьяна Альбертовна

Развитие творческих способностей детей, их рост, развитие и потенциал начинаются с создания творческой образовательной среды.
"Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества, в душе творящей, есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия". В. Г. Белинский

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Статья

Творческая деятельность педагога на уроке в детском музыкальном театре.

Составители:

        педагог дополнительного образования

Ларина Татьяна Альбертовна,

                                                                   педагог дополнительного образования

Такмакова Ирина Александровна,

концертмейстер

Муралева Мария Геннадьевна


Санкт-Петербург

2023

             

                  Учитель - главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только занятиями, выполнением учебных программ и норм. Слова Льва Николаевича Толстого ярко подчеркивают роль учителя в образовательном процессе: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не будет иметь любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель». 

Детский музыкальный театр – это определённый вид музыкально-театральной исполнительской деятельности, где каждый его участник должен быть исполнителем и актером одновременно, должен уметь танцевать и пластически выражать музыкальное действие. Все эти условия предполагают наличие музыкально-театральных (творческих) способностей и их развитие. Музыкально - театральное направление представляет собой курс актёрского мастерства, сценической речи и вокала. Оно направлено на развитие творческого воображения и фантазии, умения «перевоплощаться», «верить» в предлагаемые педагогом образы и ситуации, владеть собой, своими чувствами, распределять внимание. Занятия ставят своей целью раскрепостить учащихся, выработать у них умения сценической импровизации, театрального ансамбля, актерской пластики (театральные этюды, игры на развитие внимания, фантазии, пантомима, работа с воображаемыми предметами). На занятиях по вокалу, дети выполняют упражнения на артикуляцию, дикцию, работают над дыханием. Занятия вокалом очень раскрепощают детей, они освобождаются от стеснения и страха перед оценкой окружающих. Танцевально-пластическое направление представляет собой занятия с хореографом, которые ставят своей целью приобретение навыков исполнения основных танцевальных движений, фигур, под музыку, а также постановку корпуса, рук, ног, головы. На танцевальных занятиях разучиваются хореографические фрагменты готовящегося музыкального спектакля, а также идет постоянная подготовка отдельных танцевальных номеров для спектакля. Творческие способности – это фундамент развития любых способностей, это умение человека находить особый взгляд на привычные вещи или задачи. Творческая личность обладает способностью оригинально мыслить, смотреть на хорошо знакомые вещи и явления нетрадиционным взглядом, видеть их с другой стороны, закрытой ото всех стороны, и как следствие – умение открывать в этих предметах и явлениях что-то новое и необычное. Соответственно, творческий человек - своеобразно мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

Конечно, способность к творческим решениям проявляется не сразу, но у каждого человека есть свой определенный потенциал. Творческие возможности можно и нужно развивать. Путем творческих усилий и труда педагог находит и развивает возможности ученика, создает благоприятные условия для развития и самосовершенствования личности ребенка. Так же творческое решение построения урока и подбора материалов, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывая у них познавательный интерес. Для того чтобы творчески подходить к учебному процессу, педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи, строить свою деятельность с учетом различных социальных и других условий, уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников, постоянно заниматься самообразованием, в ходе которого он овладевает новыми знаниями, методами своей деятельности. Вся деятельность воображения проявляется в создании нового из элементов прежнего опыта. Непременным качеством творческой личности является высокая степень концентрации внимания именно на решении какой-либо проблемы, а не во внешних ее стимулах: награждении, поощрении и т.д. Если занятие проходит в такой творческой атмосфере, у ребенка не только развиваются творческие способности, но и появляется отличное настроение, прилив сил, желание познавать еще больше, развивается наблюдательность, интуиция, снимаются психологические зажимы, голос звучит увереннее, ярче, улучшается физическое состояние, ребенок начинает по-новому ощущать свое тело. Появляется внутренняя свобода, желание творить, и удовольствие от того, что делаешь. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение, ведь творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному, в самом высоком и широком смысле этого понятия.

Условно можно выделить три сферы творческой деятельности педагога:

  1. Методическая. Связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно подбирать материал и строить занятия, применять накопленный педагогический опыт в своей практике.
  2. Коммуникативная. Связано с взаимодействием с детьми, с общением как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией.
  3. Творческая. Определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования.

Любой творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и аналитически мыслить. Для развития творческих способностей в музыкальном театре необходимым условием является формирование вокально-хоровых навыков.

Для формирования этих навыков можно применить некоторые творческие задания:

  1. Задания для развития ритмического чувства. (на заданный ритм придумать слова, фразы и передать его хлопками, прищелкиванием пальцев, «перевертыши» услышанного ритмического мотива. Сочинить ритмический ответ на вопрос, построенный на характерном ритмическом мотиве марша, польки, колыбельной.
  2. Задания для развития ладового и звуковысотного слуха. (сочинить интонацию, или выразительные мотивы для игры «Эхо», например, зов птиц, сигналы гудка паровоза, пожарной машины, перекличка птиц. Сочинить ответ на мелодическое приветствие учителя).
  3. Задания для развития интонационного слуха. (передать в интонации разные чувства: грусть, радость, злость, ласку. Определить характер предложенной учителем вокальной миниатюры, где есть яркая смена эмоционального содержания).
  4. Задания для развития исполнительских способностей. (самостоятельно определить эмоционально-образное настроение песен, которые могут быть подчёркнуты характерным звучанием какого-то конкретного инструмента. Попробовать исполнить эти фразы. Придумать инструментальное сопровождение для музыкальной характеристики каждого образа по эмоционально-изобразительной стороне произведения (например, к песне В. Калинникова «Тень-тень»), объяснить свой выбор: характер звучания выбранного инструмента, способ звукоизвлечения, динамику, характер ритмического рисунка).
  5. Задания для развития творческого восприятия музыки. (попробовать передать темп, ритм, состояние произведения во время его звучания определенным жестом, движением тела или изобразить графически в пространстве).

Важно не забывать, что без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности, особенно в искусстве, где всё пронизано творческим началом, ведь оно и воспитывает, и вызывает в человеке творческую фантазию и безусловно занимает, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему самосовершенствования человека. Всё творчески усвоенное детьми, становится прочным их достоянием и жизнь ребенка обогащается новыми чувствами и красками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методическая разработка сценария сказочного представления Новогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дело Капитана Врунгеля" Составители-педагоги:Такмакова И.А., Ларина Т.А.,концертмейстеры: Егиазарян С.С.(педагог-организатор), Кошелева О.Н.

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского районаМузыкальный отделМетодическая разработка сценариясказочного представленияНовогодний онлайн-спектакль фантазия "Новогоднее дел...

Статья - "Специфика работы концертмейстера в театральном коллективе" составители:Муралева М.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.

В статье идет речь о грамотности концертмейстера и специфики работы в театральном коллективе, как в одном целом организме, о равноправном участии в процессе творчества....

Методическая разработка сценария концерта «Музыкальные зарисовки» авторы :Такмакова И.А, Ларина Т.А.

: Отчетные концерты очень важны для детей. Ведь здесь они могут максимально тонко прочувствовать выразительность и поэтичность слова, и музыки, глубже понять смысл и красоту музыкального языка, у них ...

Методическая разработка сценария праздничного представления «Дикие гитары на новогодней ёлке» авторы:Такмакова И.А., Ларина Т.А.

Новый год - самый любимый праздник у детей. Подготовка к празднику, письма Деду Морозу, украшение ёлки, поиски костюма, и долгожданные подарки под ней. Как помочь Снегурочке? Когда придет Дедушка Моро...

Статья-"Форма и важность взаимосвязи: педагог – родитель – ученик" Составители:МуралеваМ.Г., Такмакова И.А., Ларина Т.А.

quot;Чтобы быть хорошим преподавателем - нужно любить тех, кому преподаешь, и любить то, что преподаешь..." В.О.Ключевский...