Мониторинг сформированности ключевых компетентностей

Шварц Анна Михайловна

Мониторинг сформированности ключевых компетентностей средствами компетентностно-ориентированных заданий

     Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.

Рассмотрим некоторые их виды и цели использования (см. таблицу 1)

 Таблица 1

 

Виды заданий и их цели

Вид задания

Цель

Учебное задание

Осознание учебных задач, освоение предметного содержания

Текстовая задача

Формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания

Проблемная задача

Общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество

Практическое задание

Формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.

Компетентностно-ориентированное задание

Формирование умений действовать в социально-значимой ситуации

 

     Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.

     Анализ многих действующих учебников показывает, что подавляющее большинство заданий, размещенных в них, – это учебные задания и текстовые задачи. Заданий другого типа представлено крайне мало. Правда, в последние годы в начальной школе появились программы и учебники, в которых авторы делают ставку на деятельностные, продуктивные задания.

     Безусловно, очень важно, чтобы при обучении учащиеся выполняли деятельность разного вида: репродуктивную, частично-поисковую, творческую продуктивную. В зависимости от цели занятий учитель выбирает те или иные виды заданий. Компетентностно-ориентированные задания, являясь по сути деятельностными продуктивными, должны быть включены в обучение как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетенций.

     Компетентностно-ориентированные задания являются подмножеством практико-ориентированных заданий. Практико-ориентированные задания – это задания, требующие применения приобретенных знаний и умений и связанные с той или иной сферой деятельности человека (учебной, производственной, бытовой).

     Чтобы научиться выявлять компетентностно-ориентированные задания и составлять их, необходимо разобраться с признаками, по которым задание может быть отнесено именно к компетентностно-ориентированным:

•     это деятельностное задание;

•     оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;

•     оно строится на актуальном для учащихся материале;

•     его структура задается следующими элементами: стимул, задачная формулировка, источник  и инструмент проверки.

     Характеристика структуры компетентностно-ориентированного задания и требованиям к  элементам структуры представлена в таблице 2.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_struktury_kompetentnostno.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика структуры компетентностно-ориентированного  задания

Элемент структуры задания

Характеристика элемента, его функции

Требования к элементу

Стимул

Мотивирует ученика на выполнение задания.

Включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации.

Выполняет функции:

мотивирует учащегося на выполнение задания;

моделирует практическую, жизненную ситуацию;

при необходимости может нести функцию источника информации

Должен быть кратким (не более трех предложений); и не отвлекать учащегося от содержания задания.

Задачная формулировка

Понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Проверяется то, что задано в  задачной формулировке

Должна точно указывать ученику на ту деятельность, которую он должен совершить;

Должна быть истолкована единственным образом;

Должна содержать требования к способу представления результатов работы, трактование которых тоже должно быть однозначным;

Должна быть учащемуся интересна;

Должна соответствовать возрасту учащегося;

Должна точно соотноситься с инструментом проверки (модельным ответом или специфической шкалой оценки). Все, что ученику в задачной формулировке предписано сделать, должно быть оценено. Все, что подлежит оценке, должно быть предписано ученику в задачной формулировке.

Типичные ошибки в задачных формулировках

• Наличие отрицаний в формулировках.

• Отсутствие указания на деятельность, которую следует выполнить.

• Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ.

•Использование формы представления результата, незнакомой учащимся.

Источник информации

Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Источник должен быть необходимым и достаточным для выполнения заданной деятельности.

Учитель должен отбирать источники, которые, по его сведениям, не были бы знакомы учащимся.

Источник должен быть эффективен, т.е. позволяет выполнить задание при минимальных затратах.

Желательно основывать как можно больше заданий для учащегося на одном источнике (или комплекте источников).

 Источник должен  быть интересен учащимся.

 Важен при выборе источника важен учет возрастных, гендерных (половых), а также конъюнктурных интересов.

Источник должен соответствовать возрасту учащихся.

Задание не должно основываться только на источнике, оно должно опираться на знания учащихся. Необходимо предварительно убедится, что учащиеся обладают необходимыми знаниями (провести тестирование).

Бланк

Задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания: последовательность действий, напоминает  о количестве требуемых в задачной формулировке объектов (аргументов, признаков, критериев и т.п.).

Повышает удобство проверки компетентностно-ориентированного задания.

 Бланк желательно включать в состав задания со структурированным или частично структурированным ответом.

Бланк является обязательной частью задания, выполняя которое учащийся должен продемонстрировать деятельность по структурированию информации.

 Удобно бланк для выполнения задания располагать после задачной формулировки и перед источниками информации.

Инструмент проверки

(информация для учителя)

Инструмент проверки

(информация для учителя)

Определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности.

Может быть:

Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор).

Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов :

• пример формулировки правильного ответа,

• другие формулировки правильного ответа,

• примеры ответов, которые частично верны,

• подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ).

Должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке.

Сложность в том, что ответов широкое разнообразие и описать все практически невозможно.

Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом.

Позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов.

Описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров.

В параметры аналитической шкалы включены:

параметры Единой шкалы (предъявляют общие требования к развернутому ответу),

параметры Специфической шкалы - для конкретного тестового задания

Специфическая шкала содержит критерии оценки конкретного тестового задания и регулируется его содержанием.

Единая шкала используется для оценки всех тестовых заданий, требующих развернутого ответа, и предъявляет следующие общие требования:

Содержание и полнота выполнения тестового задания.

Организация текста - Деление на абзацы, логические связи между частями текста, формат текста.

Речевое оформление - Использование терминологии, запаса лексики, соблюдение норм русского языка.

Орфография и пунктуация.

Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом.