Публичный отчёт директора школы

отчёт о работе школы за 2011-2012 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnyy_otchet_direktora_shkoly.doc311 КБ

Предварительный просмотр:

Публичный доклад

муниципального бюджетного образовательного учреждения

 «Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа»

Муниципального образования «Тёмкинский район» Смоленской области

об итогах 2011 – 2012 учебного года

  1. Общая характеристика учреждения
  1. Тип - общеобразовательное бюджетное учреждение, вид - основная общеобразовательная школа, является юридическим лицом.  Дата регистрации юридического лица – 23.05.1997.
  2.  Лицензия на образовательную деятельность: серия РО №045305, регистрационный №4002, срок действия лицензии – бессрочно.

Аккредитованные образовательные программы – дошкольного, начального общего, основного общего образования.

Свидетельство о государственной аккредитации: серия 67ОП №001301 от 25 июня 2012 года.

1.3. Школа расположена в д. Бекрино на территории муниципального образования «Тёмкинский район» Смоленской области. Социальное окружение школы включает:  библиотеку, Дом культуры, почтовое отделение, магазины.  Сельскохозяйственных предприятий нет.

1.4. Характеристика  контингента обучающихся.

        На 31.05.2012 г. в школе 5 воспитанников дошкольной группы (1-мальчик и 4- девочки), 8 классов (6 классов комплектов), 22 обучающихся (13 - мальчиков и 10 – девочек), 1 обучающийся воспитывается в многодетной семье.

1.5. Основные позиции программы развития, решавшиеся в этом году.

Сроки реализации программы:  2011 – 2015 г.г.

 Этапы реализации программы:

1. Подготовительно - организационный  (сентябрь 2011–январь 2012 гг.).

2. Основной этап (январь 2012–сентябрь 2014 гг.)

3. Аналитический  (сентябрь 2014–сентябрь 2015 гг.).

Анализ и рефлексия  достигнутых результатов. Самоконтроль, экспертная оценка, обобщение опыта, определение перспектив дальнейшего развития школы

 Организационная структура и план конкретных действий:

1 этап.  Подготовительно – организационный.

Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.  

1.1. Создание творческой группы для разработки программы.

1.2. Составление координационного плана реализации программы на  учебный год.

1.3. Создание методического и программного обеспечения.

2 этап. Основной: теоретический и практический.

Реализация Программы развития:

2.1. Реализация планов учебной, воспитательной и методической деятельности образовательного учреждения.

2.2. Обеспечение  материально-технического оснащения школы.

1.6. Структура управления школой.

Управление Школой осуществляется  на основе принципов единоначалия и самоуправления.  Непосредственное управление Школой осуществляет директор.

Контактные телефоны:

директор                                                                          Петрова Л.С.   8(48136)2-36-34

старшая вожатая                                                             Иванова И.Ю  8(48136)2-36-34        

Высшими представительными органами школьного самоуправления являются Общее собрание трудового коллектива.  В школе существуют профсоюзная организация,  действуют педагогический совет, родительские комитеты.

  1.  С 2012 года в школе имеется сайт, в настоящее время его адрес –

  1.  Контактная информация:

 Почтовый адрес: 215344,  Смоленская область, Тёмкинский  район, д.Бекрино,  ул. Центральная,  д.5.

 МБОУ «Бекринская муниципальная основная общеобразовательная школа»

       Телефон/факс, бухгалтерия:  (48136)2-36-34,

Электронный  адрес: bekr01@mail.ru

  1. Особенности образовательного процесса

2.1.Состав обучающихся, классов, средняя наполняемость

Класс

Количество классов

Число обучающихся

1

1

3

2

1

2

3

1

1

4

1

1

1-4

4

7

5

1

5

6

1

3

7

1

4

8

0

0

9

1

3

5-9

4

15

Всего

8

22

2.2.  Характеристика образовательных программ по ступеням обучения.

   В соответствии с Типовым  положением о дошкольном образовательном учреждении в школе реализуется общеобразовательная программа дошкольного образования.

  В соответствии со статьей 32 «Типового положения об общеобразовательном учреждении» школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
I ступень - начальное общее образование, срок освоения 4 года;
II ступень - основное общее образование, срок освоения 5 лет.

           Задачами начального общего образования являются обеспечение становления личности ребенка, обеспечение усвоения обучающимися школы обязательного минимума содержания основного общего образования на уровне требований федерального государственного образовательного стандарта, преемственности образовательных программ всех уровней, сформировать желание и умение учиться, обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье обучающихся.

           Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

2.3.  Дополнительные бесплатные образовательные услуги.

В 5 - 8 классах обучающиеся имеют возможность посещать факультативные и кружковые  занятия, а в 9  классе- элективный курс.

  2.4.  Характеристика внутришкольной системы оценки качества.

  2.4.1.  Текущая  аттестация.

В 1, 2 (первое полугодие) классах используется только качественная оценка успешности освоения учебных программ.

В 3 – 9 классах текущий учет знаний, умений и навыков осуществляется по четырехбальной системе: 2 – «неудовлетворительно», 3  - «удовлетворительно», 4 – «хорошо», 5 – «отлично». Оценки выставляются учителями в классные журналы и дневники обучающихся.

Оценка фактических знаний, умений и навыков обучающихся производится учителями по итогам устного, письменного и других форм контроля.  В конце изучения темы, курса возможен зачет. Формы, методы проведения текущего и тематического контроля выбирает учитель. Критерии и нормы отметок определяются соответствующим положением.

 Промежуточная аттестация.

2.4.2. Промежуточная аттестация состоит из проверочных работ, проводимых по линии администрации школы, и выставления учителями отметок в 3-9 классах за каждую  четверть и год. Система отметок при промежуточной аттестации 4-бальная: 5 - «отлично», 4 – «хорошо», 3 - «удовлетворительно», 2 – «неудовлетворительно».

Проверочные работы.

В 1 классе в конце учебного года, а во 2-4 классах в конце каждой четверти проводится:

- проверка техники чтения;

- диктант по русскому языку;

- контрольная работа по математике.

В 5-8 классах в конце года проводятся:

-диктант (изложение, тест) по русскому языку;

- контрольная работа по математике.

Четвертные (полугодовые) и годовые отметки.

 Отметки обучающимся  за четверть (полугодие) и год выставляются на основе результатов письменных работ и устных ответов с учетом их фактических знаний, умений и навыков.  

Классные руководители доводят до сведения  обучающихся  и их родителей четвертные (полугодовые), годовые отметки и решение педагогического совета  школы о переводе  обучающегося,  в случае неудовлетворительных результатов учебного года – в письменном виде  под роспись родителей с указанием даты ознакомления..

2.5. Подготовка к введению ФГОС

2.5.1. В образовательном учреждении ведется работа по разработанному  и утвержденному плану-графику реализации ФГОС начального общего образования.

2.9.2.  Изучаются и используются в методической работе  рекомендации  по вопросам реализации ФГОС второго поколения для руководителей ОУ, координаторов ФГОС НОО и учителей начальных классов.

2.9.3. В 2011-2012 учебном году прошли курсы повышения квалификации по вопросам ФГОС НОО 2 педагога.

3.Условия осуществления образовательного процесса

3.1. Режим работы

Количество обучающихся: 55 человек                              

Количество  общеобразовательных классов: 9

Время начала учебных занятий:  9:00                                  

Начало

Режимное мероприятие

Окончание

09.00

1-ый урок

09.45

09.45

1-ая перемена

09.55

09.55

2-ой урок

10.40

10.40

2-ая перемена

10.50

10.50

3-ий урок

11.35

11.35

3-ья перемена

(организация питания)

12.05

12.05

4-ый урок

12.50

12.50

4-ая перемена

13.00

13.00

5-ый урок

13.45

13.45

5-ая перемена

13.55

13.55

6-ой урок

14.40

3.2. Учебно-материальная база.

           Здание школы сдано в эксплуатацию в 1966 году, капитального ремонта не проводилось. В школе имеется 9 учебных кабинетов,  спортивный зал, столярная и слесарная мастерские, мастерские обслуживающего труда, библиотека, музей, компьютерный кабинет.

Кабинеты

Коли – чество

Состояние

Опти – мальное

Допус – тимое

Крити – ческое

Спортзал

1

+

Мастерская

1

+

Кабинет русского языка

1

+

Кабинет математики, физики

1

+

Кабинет информатики

1

+

Кабинет химии

1

+

Кабинет истории

1

+

Кабинет немецкого языка

1

+

Кабинет начальных классов

2

++

Столовая

1

+

Музей

1

+

Библиотека

1

+

Материально- техническая база: имеется 5 компьютеров, в процессе обучения задействовано 4, из них 1 подключен к сети Интернет, 1 сканер; 2 принтера;  2 музыкальных центра; 1 телевизор; цифровая фотокамера, 1 DVD, спортивный инвентарь, учебно-опытный участок 0,002га.

3.3.  Организовано горячее питание обучающихся в столовой (завтраки), Медицинское обслуживание осуществляет  ОГБУЗ Темкинская ЦРБ.

3.4.  В школе организовано дежурство администрации и педагогов.

3.5. Обеспечение транспортной доступности и безопасности детей при перевозке к месту обучения.

Образовательная деятельность осуществляется для детей  деревень Бекрино, Дубенск, Шатеша. Для подвоза школьников школа имеет  транспортное средство  –  ГАЗ 322171 на 11 мест. Всего в 2011-12 учебном году на подвозе находилось 6 обучающихся школы  д.Дубенск.

4.Кадровое обеспечение

4.1. Кадровый состав.

4.1.1. Административный – директор, бухгалтер.

4.1.2. Педагогический – 10 человек, из них:

                         

Возрастной состав

Образовательный ценз

Квалификационная категория

До 35

лет

35 – 55 лет

Свыше

55 лет

Высшее

Средне-

специальное

Неоконченное высшее

Высшая

Первая

Вторая

Молодой специалист

4

(20 %)

6

(60%)

7

 (60%)

3

 (40%)

1

(50%)

4

(30%)

2

 (20%)

 

 

4.1.3.  Вспомогательный и обслуживающий персонал – 5 человек. Соотношение педагогических и прочих кадров – 53% и 47%.

4.2.  Развитие кадрового потенциала (профессиональные достижения отдельных педагогов, участие в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах).

Школа  функционирует  в  одном  здании. Школа располагает  8 учебными кабинетами, имеются  спортивный  зал, спортивная площадка. В  течение  учебного  года  заведующие  кабинетами  пополняют  фонд  методическим  и  дидактическим  материалом.

          В ходе реализации поставленных задач педагогический коллектив школы работал над  преобразованием всех сфер жизнедеятельности  школы, в центре которой стоит идея развития творческого потенциала учителя и ученика.

     


 Деятельность, направленная на получение основного образования

В течение последних трех лет одной из задач для достижения стратегической цели работы школы стало создание системы обучения и воспитания, обеспечивающей развитие каждого школьника в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

В работе с учащимися школа руководствуется Законом РФ «Об обра зовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Ус тавом школы, методическими письмами и рекомендациями управления образования, внутренними приказами, в которых определен круг регулируемых вопросов о правах и обязанностях участников образовательного процесса. Учебный план школы был составлен на основе Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г № 196; санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. № 1178-02), зарегистрированных в Минюсте России 05.12.2002., регистрационный № 3997; Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденных приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312; приказа Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», приказа управления образования и науки администрации Смоленской области от 02.02.2010 г № 656 «Об утверждении базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Смоленской области, реализующих программы общего образования».

Учебный план школы на 2011 - 2012 учебный год был составлен на ос новании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемствен ность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимого. Учебный план  школы включает две составляющие: 1.Инвариантную часть: базовые общеобразовательные курсы – курсы, обязательные для всех обучающихся во всех профилях обучения. 2.Вариативную часть: элективные учебные предметы – обязательные для посещения предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

Базисный учебный план для I-IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы – 34 учебных недель. Продолжительность урока для I класса – 35 минут, для II-IV классов – 45 минут.

Базисный учебный план для V-IX классов ориентирован на 34 учебные недели в году. Продолжительность урока – 45 минут.

Образовательная программа школы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы – обеспечение базового общего среднего образования, развитие ребенка в процессе обучения. Главным условием для достижения этих целей является включение  каждого ребенка на каждом учебном занятии в деятельность с учетом его возможностей  и способностей.

 Формы организации учебного процесса в 2011 –2012 учебном году:

  1. уроки (классно – урочная форма),
  2. факультативные курсы,
  3. элективные курсы,
  4. олимпиады, конкурсы,
  5. предметные недели,
  6. открытые уроки.

    В 2011 -2012 учебном году в школе обучалось 22 учащихся, из них – 10    девочек и 13 мальчиков. Процент обученности составил 80 %.     Процент качества знаний составил 43.    

Эти цифры говорят о стабильной работе педагогического коллектива.    Два  учащихся закончили учебный год на «отлично»,  4 человека закончили учебный год на «4» и «5». «Похвальный лист» получили  2 ученика, поэтому в новом учебном году нужно обратить серьезное внимание на работу с учащимися, которые только в одной четверти имели одну оценку «4». Большой резерв повышения качества знаний среди учащихся, имеющих по одной «3».

Сравнительный анализ качества знаний по классам за три года.

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

2011-2012

уч.год

1

-

1

-

1

1

-

2

 40%

2

67 %

2

45%

2

0%

3

34%

3

40 %

3

100%

3

0%

4

0%

4

 33%

4

58%

4

100%

5

0%

5

 25%

5

41%

5

40%

6

 0%

6

 0%

6

57%

6

33%

7

 50%

7

 0%

7

-

7

25%

8

 0%

8

 50%

8

58%

8

0%

9

 50%

9

 0%

9

50%

9

0%

   

     Анализ  вышеприведённой  таблицы  показывает,  что    снизилось  качество  обучения во 2,3,6,9  классах.  Повысилось  качество  знаний  в  следующих  классах: в 4 классе.

Анализ  работы  по  предметам  на  конец  учебного  года  показывает,  что  самый  высокий  процент  качества  знаний  по  физической культуре, музыке, ИЗО -  93 % , технологии – 83 %.

Анализ  качества  знаний  по  предметам

Начальная школа

Предмет

Качество знаний, %

2008-2009 уч. год

2009-2010 уч. год

2010-2011 уч.год

2011-2012

Русский  язык

50%

45%

45%

40

Литер. чтение

50%

75%

70%

60

Математика

50%

47%

47%

40

Немецкий язык

50%

47%

47%

40

Окружающий мир

50%

47%

57%

50

ИЗО

75%

75%

93%

70

Музыка

75%

75%

93%

70

Физическая культура

75%

100%

93%

60

Технология

100%

100%

83%

80

Информатика

50%

50%

70%

70

Основная школа

Предмет

Качество знаний, %

2008-2009 уч.год

2009-2010 уч. год

2010-2011

2011-2012

Русский  язык

40%

38%

27%

40

Литература

38%

45%

35%

35

Математика

60%

44%

54%

54

Алгебра

50%

38%

40%

Геометрия

50%

25%

20%

Информатика и ИКТ

100%

35%

56%

60

История

70%

50%

57%

63

Обществознание

50%

54%

58%

63

Природоведение

40%

45%

33%

35

Биология

50%

44%

56%

46

География

50%

44%

67%

64

Физика

50%

25%

60%

64

Химия

100%

25%

20%

0

Немецкий  язык

38%

45%

44%

42

ИЗО

40%

40%

85%

60

Музыка

35%

39%

58%

65

Физическая культура

37%

39%

85%

70

Технология

37%

35%

80%

75

ОБЖ

100%

50%

33%

33

Литература Смоленщины

100%

0%

50%

33

География Смоленщины

100%

25%

60%

33

История Смоленщины

50%

44%

44%

33

История Православной культуры земли Смоленской

100%

50%

66%

    По  сравнению  с  прошедшим  учебным  годом  качество  знаний  остались на том же уровне  по  природоведению, обществознанию, немецкому языку, музыке, литературе, физической культуре. Понизилось  качество  знаний  по остальным предметам.                  

Анализ качества знаний показывает, что при переходе в следующий класс произошло снижение качества знаний в   4, 7 классах; осталось на прежнем уровне  – в 9, 3, 6 классах, повысилось – в 8, 5 классах. 

Остаётся проблема нестабильного качества знаний учащихся по отдельным предметам.
Причины:
• отсутствие индивидуальной работы учителя-предметника с учащимися;
• отсутствие системной целенаправленной работы с сильными детьми;
• отсутствие дифференцированных заданий слабым;
• бесконтрольность детей в семье;
• ухудшение состояния здоровья за время обучения в школе;
• «усредненный» подход к обучению и воспитанию учащихся.
Пути решения:
•  активно включать учащихся в постановку целей учебных и внеучебных занятий в определение их содержания и организационных особенностей;
• внедрять эффективные образовательные технологии, продуктивные формы и методы обучения, учитывающие возрастные и индивидуально- психологические особенности школьников и обеспечивающих увеличение самостоятельной работы школьников;
• учителям применять на практике методику разноуровневых проверочных работ.

    В начальную школу принимаются дети седьмого года жизни. Предварительно с будущими первоклассниками проводятся подготовительные занятия по специально разработанной программе.

    В 2011 -2012 учебном году в начальном звене обучалось 7 учащихся. Все учащиеся переведены в следующий класс. Похвальным листом награждено 2 человека.

    Итоговые контрольные работы, проведенные в начальном звене  показали следующую динамику:

  1. математика: по сравнению с результатами входного контроля качество знаний возросло с 39 до 43 %. Анализируя характер ошибок, можно сделать вывод о том, что их характер не изменился. Но на 5% младших школьников стали меньше допускать ошибки в анализе и решении составных задач; на 20% учащихся больше ошибок стали допускать в заданиях, содержащих геометрический материал.
  2. русский     язык: качество знаний учащихся  в начальном звене по сравнению с результатами входного контроля осталось на прежнем уровне (39 %), успеваемость по показателям года снизилась на 10%.

За последние три года качество знаний учащихся несколько снизилось. Это, на наш взгляд связано с изменениями в социальном составе обучающихся и состоянием здоровья детей, приходящих в школу.

    Таким образом, анализ качества знаний   обучающихся первой ступени  свидетельствует об удовлетворительном уровне усвоения детьми программного материала.

    Мониторинг уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку, математике, немецкому языку, истории, химии, физике и географии  в основном звене проводилось в виде административных контрольных работ:

  1. входной контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний учащихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
  2. промежуточный контроль, целью которого является отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости;

- итоговый контроль, цель которого состоит в определении уровня сформированности ЗУН при переходе учащихся в следующий класс.                   

    Результаты работ анализировались, обсуждались на заседаниях  МС, МО и совещаниях при  директоре.

    Одним из главных статистических показателей работы являются результаты государственной (итоговой) и промежуточной аттестации учащихся. По решению педагогического совета учащиеся 5-8 кл. сдавали переводные экзамены по русскому языку и математике.  Переводная аттестация проходила в форме  контрольных работ и диктантов. Учащиеся 2 - 4 классов в ходе переводной аттестации писали контрольные работы по математике и русскому языку.

Результаты экзамена по математике  следующие:

Класс

Сдали на

Качество, %

Учитель

«5»

«4»

«3»

«2»

5

1

-

2

-

33

Тишкова Н.А.

6

-

3

1

-

75

Фролова Н.И.

7

-

-

-

-

-

8

-

1

2

-

33

Результаты переводных экзаменов по русскому языку следующие:

Класс

Предмет

Количество

уч-ся

в классе

«5»

«4»

«3»

«2»

Качество

знаний, %

Учитель

5

Русский язык

3

1

-

2

-

33

Сергеева Г.В.

6

Русский язык

4

-

1

1

2

25

Тишкова Н.А.

7

Русский язык

-

-

-

-

-

8

Русский язык

3

-

1

1

1

33

Тишкова Н.А.

Итоговая аттестация учащихся 9 класса.

           Все учащиеся 9 класса были допущены к итоговой аттестации за курс основной школы.

№ п/п

Предмет

Сдали

Качество %

Учитель

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Алгебра

(письменно)

-

-

3

-

0%

Фролова Н.И.

2

Русский язык

(письменно)

-

-

3

-

0%

Тишкова Н.А.

3

География Смоленщины

1

1

1

-

66%

Иванова И.Ю.

4

Биология

1

-

-

-

33%

Петрова Л.С.

5

Обществознание

-

-

1

-

66%

Петров С.А.

    Итоговая аттестация  по русскому языку  в 9 класса проходила с участием ТЭК. Экзаменационная работа состояла из трех частей, которые последовательно выполнялись учащимися.

    Анализ работ показывает, что практически все учащиеся справились с работой по русскому языку, уровень сформированности важнейших речевых  умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму обязательного содержания основного общего образования по русскому языку. Учащиеся не полностью  овладели навыками анализа текста: не передали содержание близко к тексту, не сохранив его художественное своеобразие и логику изложения, не сформулировали основную мысль текста. Однако не все учащиеся подтвердили свою годовую оценку. Работа по развитию письменной речи оказалась недостаточной, поэтому ученики набрали малое количество баллов при написании  сжатого изложения и сочинения-рассуждения.  

    Итоговая аттестация  по математике  в 9 класса проходила с участием ТЭК. Экзаменационная работа состояла из двух частей, которые последовательно выполнялись учащимися.

    Практически все учащиеся подтвердили годовую оценку по алгебре. Анализ результатов позволяет сделать вывод, что на уровне обязательной подготовки удовлетворительный результат получен практически по всем заданиям, включенным в экзаменационную работу.

    Наиболее популярными предметами по выбору были  биология, обществознание. На  экзаменах по выбору практически все учащиеся показали низкий уровень подготовки, знание программного материала, не справились с практическим заданием, не смогли сделать выводы и высказать собственное мнение.

    При проведении государственной итоговой аттестации учащихся выпускных 9  класса школа руководствовалась Положением о проведении итоговой аттестации, разработанным Министерством образо вания РФ. Экзаменационный ма териал был подготовлен учителями своевременно, рекомендован МО, рассмотрен на заседании педагогического совета и утверждён директором школы, нормативные документы оформлены в срок, для учителей,  учащихся, родителей  были оформлены стенды в соответствии с инструкцией.

    В школе, в рамках предпрофильной подготовки, в 9 классе проводится информационная работа. Классный руководитель 9 класса Иванова И.Ю. ведет работу по выявлению интересов, проверке возможностей ученика на основе небольших курсов, позволяющих составить представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.

    Профориентационная работа была направлена на то, чтобы помочь ученикам сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи неизбежные в поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы. В работе по предпрофильной ориентации применялся комплекс мер: психолого-физиологических, педагогических, инфор мационных.

    Классными руководителем Ивановой И.Ю. проводилась информационная работа с учащимися и их семьями. На протяжении учебного года детям и родителям были охарактеризованы различные учреждения общего, профессионального и дополнительного образования, где учащиеся смогут продолжить образование после основной школы.

    С учащимися 9-х классов проводилось тестирование и анкетирование по следующим методикам: «Карта интересов», «К какому типу профессий вы склонны», «Предпочитаемые профессии», «Любимые занятия».

    На  основании  результатов  диагностики с учащимися 9-х классов проводится консультативная работа, направленная на объяснение школьникам того, какой вид профессиональной деятельности может являться для них предпочитаемым, учитывая их познавательные интересы, особенности личности, склонности к определенному типу профессий. Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии. А выбор профессии часто определяет в дальнейшем весь жизненный путь человека. Поэтому очень важно предостеречь выпускника в этот момент от возможных ошибок, оказать помощь в выборе.

    С этой  целью в феврале месяце проводилась диагностика уровня готовности учащихся 9-го класса к профессиональному  самоопределению. Диагностика проводилась по методике выявления готовности школьников к выбору профессии В.Б. Успенского. Готовность к профессиональному самоопределению предполагает, во-первых, умение ориентироваться в мире профессий, во-вторых, знать себя (свои индивидуальные особенности, интересы и склонности, возможности и способности).

    Как показывает количественный анализ результатов диагностики:                                                                                      

- у 2 учащихся низкий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

    Качественный анализ свидетельствует о том, что у девятиклассников поверхностные знания о мире профессий и учебных заведениях, где можно получить необходимую профессию. Представления о содержании многих профессий, условиях труда неполные, учащиеся не владеют информацией о требованиях, предъявляемых профессией человеку. Им неизвестны  противопоказания, которые существуют для многих профессий. У девятиклассников недостаточно знаний о себе, своих возможностях и склонностях.

    На основании результатов диагностики с учащимися 9-х классов проводилась консультативная работа, направленная на объяснение школьникам того, какой вид профессиональной деятельности может являться для них предпочитаемым, учитывая их познавательные интересы, особенности личности, склонности к определенному типу профессий.

    Результаты проводимой в течение года работы классным руководителем таковы:

- 2 учащихся решил продолжить обучение  в ПТУ;

 - 1 учащийся решил продолжить обучение в Гагаринском аграрно-экономическом колледже.

Работа со школьниками, обладающими высокой мотивацией к обучению.

    Решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного человека в школе ведется работа по индивидуальной самореализации обу чающихся.

    На основе анализа учебной работы, индивидуальных собеседований и непо средственной практической внеурочной деятельности детей и подростков создан банк данных о творческих способностях учащихся и их одаренности.

    Для школьников, имеющих высокую мотивацию к обучению, предложены элективный курс по русскому языку, участие в различных олимпиадах,  творческих конкурсах.

    С целью развития интеллектуальных способностей школьников, расширения их кругозора, углубления знаний обучающиеся принимают участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.

    Ежегодно отслеживается уровень обученности учащихся, мотиви рованных на учебу.

    В течение 2011 – 2012 учебного года были проведены внутришкольные предметные олимпиады по русскому языку, литературе, математике, иностранному языку, биологии, физике, химии, географии, истории. По результатам школьных  предметных олимпиад была сформирована команда для участия в районных   олимпиадах.

                 Показатели участия в районных  олимпиадах:

                                                                                                                                                           

Учебный год

1 место

2 место

3 место

2008-2009

-

1

2009-2010

-

-

1

2010-2011

-

-

-

2011-2012

-

-

-

    Можно считать, что число призовых мест остаётся стабильным. Качество подготовки участников олимпиад по химии, иностранному языку, биологии, физике крайне низкое. Причиной такого положения является слабая работа учителей этих предметов с учащимися, желание детей читать дополнительную литературу по этим предметам мотивированными на учебу.

    Традиционно высокие результаты показывают школьники на олимпиадах по истории, обществознанию,   русскому языку.           

        Остаётся проблема обеспечения самореализации некоторых учащихся в различных видах учебной и социальной деятельности.

Причины:
• влияние социальных и экономических факторов;
• недостаточно выделяются в содержании учебного материала вопросы, касающиеся понимания учащимися социальной и практической значимости изучаемого материала, осознания личностной значимости осваиваемого содержания;
• недостаточна диагностика учебных и личностных возможностей учащихся;

• недостаточная эффективность элективных курсов;

Пути решения:

  1. активизация работы с родителями и учащимися по повышению престижа образования;
  2. диагностика учебных и личностных возможностей учащихся должна осуществляться по следующим блокам: 1) личностно-смысловое отношение детей к изучаемому материалу, к процессу собственной познавательной деятельности; 2) интеллектуальная культура школьника; 3) культура учебной деятельности;
  3. ориентация учителей: 1) на использование в образовательном процессе заданий, требующих нестандартного подхода к их решению, 2) на  вовлечение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность, 3) на эффективное  использование информационных технологий, 4) на  усиление целенаправленной работы учителей с учащимися, мотивированными на учёбу,
  1. активно включать учащихся в социум школы.

Проблема повышения мотивации учащихся – невысокий уровень познавательных интересов отдельных учащихся препятствует осознанному усвоению школьниками знаний.
       
Причины:
• снижение ценности образования в обществе;
• отсутствие связи между образованием и благополучием в жизни после окончания школы;
• бесконтрольность детей в семье;
• отклонения в состоянии здоровья;

• недостаточная работа педагогического коллектива по развитию познавательных интересов учащихся;
• недостаточная дифференциация и индивидуализация обучения на основе учета диагностических данных.
Пути решения:
• ориентация педагогической  поддержки школьников на интересы ученика, на обеспечение образования  в соответствии с их возможностями (реализация ресурсного подхода), на формирование интереса  к личностно-творческой самореализации;
• организация работы учителей по раскрытию перед учащимися социальной, практической значимости изучаемого материала;
• совершенствование работы учителей по вопросу развития познавательных мотивов учащихся через индивидуализацию обучения на уроке и во внеурочной деятельности;
• широкое внедрение разноуровневого содержания образования, использование эффективных инновационных технологий обучения.
   Необходимо продолжить создание условий для достижения школьниками повышенного уровня образованности, который отличается от базового не столько объемом знаний,  сколько ориентацией на овладение методологическими знаниями и способами продуктивной деятельности.

 Деятельность, направленная на сохранение здоровья обучающихся и формирование здорового образа жизни.

В прямо пропорциональной зависимости качество знаний учащихся находится с их здоровьем. Наиболее распространенные заболевания учащихся отражены в данной таблице:

Учебный год

Количество учащихся в школе

Уч-ся с отклонен.   в здоровье (чел. %)

Из них хронических заболеваний

Сердечн сосуд.

Нервн. сист.

Дых.

аппар.

Жел.

киш.

Почки

Лор.

забол.

Опор.

двиг.

Зрение

Отклон. в эндокр. сист.

Ожирен.

2007 -2008

2008-2009

2009-2010

25

3(12%)

1

-

-

-

1

-

-

1

-

-

2010-

2011

23

7(30%)

1

-

-

-

-

-

5

1

-

-

2011-2012

23

3(13%)

1

1

1

    В школе ведется существенная работа по охране и укреплению здоровья учащихся: 2 раза (в начале и конце учебного года) в год проводятся профилактические осмотры. Дети, имеющие отклонения в здоровье направляются на лечение, они находятся под наблюдением учителей, родителей; по мере необходимости для занятий физической культурой дети направляются в специальные группы или освобождаются от занятий физкультурой.

    В школе организовано горячее питание для всех учащихся, соблюдаются санитарно-гигиенический, дыхательный, тепловой и световой режимы, в целях устранения перегрузок учащихся соблюдаются требования к расписанию занятий и всему режиму работы образовательного учреждения.

    В истекшем учебном году постоянно проводились Дни здоровья в целях привлечения учащихся к занятиям физической культурой во внеурочное время и пропаганды здорового образа жизни, спортивные соревнования по лапте, мини – футболу, легкой атлетике. Также в этом направлении ведется работа на классных часах, уроках и занятиях дополнительного образования.

    Но нужно сказать, что на уроках учителей физкультминутки проводятся нерегулярно; проветривание помещений, влажная уборка проводится не всегда;  здоровьесберегающие технологии педагоги школы используют не системно.

    Одним из приоритетных направлений работы школы в прошедшем учебном году было совершенствование применения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в управлении, обучении и воспитании. Это было вызвано необходи мостью создания активной среды, в которой обучение и воспитание школьников должно происходить не за счет ресурсов их здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала обучающихся.

Таким образом,

  1. наблюдается рост количества детей, отнесенных к основной группе здоровья,
  2. количество детей, отнесенных к подготовительной и специальной группам, освобожденных от занятий физической культурой снижается, но составляет 1/4 от общего числа обучающихся.

Состояние методической работы

В целях создания образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащихся и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами перед методической службой школы   были поставлены следующие цели:

1. Оказание   действенной   помощи   учителям   и   классным   руководителям   в улучшении организации обучения и воспитания учащихся;

2.  Обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

3.   Совершенствование урока с учетом проблемы, над которой работает школа.

Основными задачами МР являются:

1.   Совершенствование учебных планов и программ.

2.  Совершенствование методов повышения эффективности проведения всех видов учебных занятий.

3.   Совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения   и   воспитания,    внедрение   в   педагогический   процесс   передового педагогического опыта, новых информационных технологий.

4.  Совершенствование     материально-технического     обеспечения     образовательного процесса.

Каждая задача в области реализации основных целей МР решается через использование различных форм:

I. Организационные формы

1.   Методические объединения.

2.   Самообразование учителей.

II. Дидактические формы

1. Теоретические      семинары.       Цель:       повышение      теоретического      уровня профессиональной подготовки учителя.

2.   Методические   оперативки.   Цель:    своевременное   ознакомление   учителей   с новейшими    достижениями    науки,    передового    педагогического    опыта    и определение путей их внедрения.

3. Творческий отчёт МО. Цель: систематизация процесса накопления и обобщения передового педагогического опыта внутри школы.

4.   Фестиваль   педагогических   идей:   калейдоскоп   уроков.   Цель:   знакомство   с методическими находками, педагогическим творчеством отдельных учителей.

Планирование методической работы школы имело диагностическо -прогностическую основу. Каждый учитель в методическом объединении определил особенности деятельности и личностные ориентиры. Учителя школы осознали необходимость постоянного самоанализа своей педагогической деятельности, самосовершенствования, а это – основа творчества.

        Педагогический совет школы выполняет основную управляющую функцию в развитии инновационной деятельности  в учреждении. Кроме того, в учебном году проходили заседания методического   совета по итогам классно-обобщающего контроля (5-9 классы), на которых анализировались итоги классно – обобщающего контроля.

    В школе необходимо совершенствовать систему  работы по обобщению и распространению передового педагогического опыта в различных формах и на различных уровнях. В этом году  не обобщён опыт работы  ни одного учителя. Педагоги крайне неохотно идут на обобщение, распространение педагогического опыта.

       В 2011 - 2012 учебном году все методические объединения продолжали работать над проблемой школы.

В новом учебном году учителям начальных классов необходимо:

  1. Осуществлять поиск новых форм и методов работы.
  2. Систематически приучать учащихся к самостоятельному выполнению заданий, самостоятельной работе с книгой.
  3. По русскому языку разнообразить творческие задания, расширять словарный запас слов, повышать грамотность через использование современных технологий.
  4. По математике разнообразить формы работы с задачей, устным счётом, способствовать развитию логического мышления, математической речи.
  5. Каждому учителю разработать мониторинговую систему предметных достижений учащихся, с целью повышения качества знаний.

В истекшем учебном году было проведено 5 заседаний МО по вопросам, которые отражают направление работы школы, связаны с тематикой педагогических советов.

    Так по итогам заседаний были устранены  некоторые пробелы в работе с одаренными детьми, разработан план проведения  школьного этапа олимпиад по предметам гуманитарного цикла. Особое внимание на всех заседаниях уделялось подготовке учащихся 9 классов к ГИА по русскому языку, итогам пробных тестирований, что привело к постепенному росту качества знаний учащихся. Кропотливая работа по обучению написанию сочинения, изложения, работа с текстом велась на уроках, на дополнительных занятиях, включалась в домашние задания. В течение года была продолжена индивидуальная работа со  слабо успевающими по предметам. Продолжается работа по накоплению дидактического материала по различным темам с учетом различного уровня подготовки (низкий, средний, высокий) учащихся.

Учителями МО разработаны дифференцированные задания, позволяющие осуществлять разноуровневый подход в обучении.

 Однако необходимо отметить, что  учителям методического объединения необходимо активнее вовлекать школьников в исследовательскую деятельность по предметам. Также необходимо упорядочить дидактический и иной материал по осуществлению дифференцированного подхода в обучении.

В 2011 - 2012 учебном году подали заявления на аттестацию на высшую квалификационную категорию следующие педагогические работники школы:

  1. Фролова Н.И. – подтверждение

         Благодаря условиям, созданным в школе для профессионального роста учителей, произошли изменения в повышении мастерства учителей.

Результаты аттестации

педагогических работников школы в 2011-2012 учебном году следующие:

№ п.п.

Ф.И.О.

Должность

(предмет)

Отказались от аттестации

Аттестовано

Не подтвердили заявленную категорию

Примечания

На высшую квалификационную категорию:

1

Фролова Нина Ивановна

учитель математики

-

+

-

-

Качество знаний учащихся  по школе в разрезе учителей (в %):                  

               

Ф.И.О. учителя

2008-2009

уч.год

2010-2011

уч.год

2011-2012

уч.год

Петров Сергей Александрович

61 %

63 %

57%

Петрова Любовь Сергеевна

63 %

66%

65%

Тишкова Надежда Алексеевна

88 %

86 %

35%

Сергеева Галина Викторовна

73 %

69 %

45%

Иванова Ирина Юрьевна

- %

57 %

56%

Ермолина Елена Михайловна

63 %

68 %

75%

Федулова Евгения Фёдоровна

58 %

62 %

58%

Гришаенкова Светлана Николаевна

78 %

67 %

60%

Фролова Нина Ивановна

73 %

60 %

51%

Данные таблицы показывают, что качество знаний учащихся у большинства учителей остаются стабильным.

 Следует заметить, что профессиональный уровень учителей несколько возрос, значит, основные направления методической работы и контроля выбраны верно.

В новом учебном году администрации школы  необходимо усилить индивидуальную работу с учителями; учителям – предметникам чаще посещать уроки своих коллег, регулярно следить за новинками методической литературы, принимать активное участие в работе МО школьного и районного значения, изучать новые педагогические технологии, внедрять в свою практику одну из них, в необходимых случаях обращаться за помощью в методические службы школы, района, области.

На уроках создаются условия для развития творческих способностей учащихся, логического мышления, самостоятельности и т.д., это можно проследить по методическим целям открытых уроков (их проведено 15), (цель каждого повседневного урока проследить невозможно):

  1. организация и способы контроля самостоятельной работы на уроке;
  2. обучение через сотрудничество;
  3. стимулирование познавательного интереса;
  4. самостоятельная работа при изучении нового материала;
  5. развитие логического мышления учащихся и организация самостоятельной работы в процессе изучения новой темы;
  6. индивидуально-дифференцированный подход в работе с учащимися;

В течение всего  прошедшего учебного года была организована работа библиотеки с целью формирования интереса к книге, углубления знаний учащихся о книге, повышения читательского интереса. Познакомить детей с историей создания книги в целях формирования бережного отношения к ней, развивать интерес детей к периодическим изданиям с целью формирования читательских вкусов, расширить знания школьников о словарях, энциклопедиях, научить работать с ними, научить детей ориентироваться в потоке информации, познакомить с различными видами библиографических пособий – вот основные задачи библиотеки.

Самообразовываясь, педагоги не только повышают свой профессиональный уровень, но и тем самым ищут пути формирования личности, способной ориентироваться в современных условиях жизни, об этом говорят темы самообразования учителей школы.

Для учителей  особенно важным должен быть тот методический аспект, который заключается в привитии школьникам глубокого интереса к изучению предмета, творческого подхода, умения и предрасположения к самостоятельной работе. Обучающие и воспитательные задачи необходимо чтобы были разнообразны и решались через использование индивидуальных, коллективных форм обучения, ролевую игру, дифференцированный подход к учащимся.

Продуктивность педагогического процесса зависит и от материально – технического обеспечения урока. Все заведующие кабинетами ведут необходимую документацию, систематизируя и постоянно пополняя материально-техническую базу кабинетов; изготавливают различный дидактический и раздаточный материал к урокам и занятиям.

В школах увеличилось количество учеников, которые испытывают те или иные трудности в обучении. Совместная коррекционная работа учителей не проводится. Накапливается практический материал, возникающие вопросы рассматриваются на МО, в индивидуальных консультациях, на родительских собраниях.

Результаты деятельности фиксируются в личных делах и дневниках учащихся, число которых соответствует числу обучающихся в начальной школе. Все документы ведутся аккуратно и заверены надлежащим образом.

           Работа с учебными кабинетами в этом учебном году улучшилась. Однако  в некоторых кабинетах собранный ранее дидактический материал не пользуется спросом у самих учителей – хозяев кабинетов, стар и беден по содержанию, имеет неэстетичный вид. Необходимо, чтобы подборка дидактического материала, тестовых заданий, материала  для работы по новым технологиям велась целенаправленно, чтобы учебный кабинет был действенен, собранный в нём материал имел надлежащий вид, пользовался спросом, оказывал помощь в повышении профессионального мастерства учителя.

Однако состояние методической службы ориентируется на решение преимущественно краткосрочных задач тактического характера, отсутствует  опережающее видение роли методической работы в развитии человеческих ресурсов школы, недостаточно осуществляется  индивидуальный  и  дифференцированный подходы в организации работы  педкадров с различным уровнем профессиональной подготовки и остаются проблемы:

  1. нет чёткости построения всей работы по принципу «диагностика – анализ»;
  2. медленно идёт освоение новых технологий, психологическая перестройка педагогов к переходу на личностно-ориентированное обучение;
  3. ШМО уделяют мало внимания изучению и внедрению новых технологий;
  4. плохо ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  5. недостаточно высокий уровень умений и навыков самоанализа деятельности педагогов школы и учащихся;
  6. недостаточно сформированы познавательные интересы и творческая активность  отдельных учащихся,

Таким образом, предстоит решить следующие задачи:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей в организации работы с разноуровневым контингентом детей с целью подготовки учащихся к профессиональному самоопределению и личностно-творческой самореализации.
  2. Обеспечивать потребность непрерывного профессионального роста педагогических кадров как условия достижений результатов учебно-воспитательной деятельности школы через систему повышения квалификации на базе РМЦ, ОУ на основе индивидуальной образовательной траектории.
  3. Создавать мотивацию и условия для творческой работы педагогов, формировать методическую компетенцию педагогов.
  4. Развивать взаимодействия и взаимосотрудничество с колледжами,  родительской общественностью.
  5. Корректировать планы и программы в условиях обновления содержания образования и перехода на новый базисный учебный план.
  6. Сосредоточить основные усилия МО на создании научной базы знаний у учащихся выпускных классов для успешного продолжения обучения по выбранной специализации.
  7. Организовать, совершенствовать, поддерживать методическую, исследовательскую работу педагогов и школьников через сетевые проекты.

 Система внутришкольного управления

Практическая работа по реализации Программы развития школы осуществляется на основе конкретной управленческой деятельности.

  1. Самоуправление осуществляется Педагогическим советом совместно с   Советом школы, органами ученического самоуправления. Педагогический Совет школы организует выполнение решений; утверждает режим работы школы; поддерживает инициативы по совершенствованию системы обучения и воспитания и стимулирования творческого поиска учителей; участвует в общественном контроле за питанием и медицинским обслуживанием обучающихся.

Управленческий труд между директором и его заместителями распределен с учетом дифференциации функциональных обязанностей каждого и спецификой работы школы таким образом, что обеспечивает рациональную расстановку педагогических кадров в школе, не допускает дублирования в работе каждого и дает возможность повысить персональную ответственность каждого за порученный участок работы.

Организационные и методические оперативные совещания педагогического коллектива проводятся по мере необходимости. Тематика рассматриваемых вопросов обусловлена содержанием задач, определяемых нормативными документами; уровнем научно-педагогической и методической подготовки учителей школы; отношением членов коллектива и руководства к использованию своих служебных обязанностей; содержанием задач, выполнение которых намечено педагогическим коллективом на учебный год.

  1. Совещание при директоре - это оперативный орган управления, который мобилизует педагогический коллектив на выполнение поставленных задач. В работе совещаний при директоре принимают участие  только педагоги. Тематика вопросов, выносимых для обсуждения на совещания при директоре, разнообразна: О режиме работы школы и единых требованиях к нему.
  2. Соблюдение санитарно-гигиенического режима в учебных кабинетах
  3. Классно-обобщающий контроль 5 кл. «Единство требований к учащимся 5 класса»

     4. Заполнение журналов учителями-предметниками и  классными руководителями

     6. Контроль за посещаемостью занятий «трудными» уч-ся

     7. Об организации осенних каникул.

     8. Эффективность использования разнообразных форм работы на уроках физкультуры

     9. Выполнение требований техники безопасности труда в школе

    10. Изучение положения о проведении ГИА.

    11. Система работы учителя с рабочими тетрадями

    12. Соблюдение техники безопасности на уроках химии, физики, информатики, биологии, технологии

    13. О посещаемости занятий уч-ся школы

    14. Итоги рейда по проверке поведения учащихся  во внеурочное время в общественных местах.

Подобные совещания при директоре позволяют осуществлять систематический сбор оперативной и тематической информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в школе и его результатах, об уровне и качестве управления им. Формами решения текущих вопросов являются отчет, самоотчет, анализ, оценка, информация. По итогам совещаний вырабатываются и своевременно принимаются меры по повышению результативности работы педагогического коллектива и руководства школы.

На заседаниях МО рассматривались следующие вопросы: знакомство с  новинками  методической  литературы;  вопросы,  содержащие  формы и  способы  подготовки  учащихся  к  олимпиадам;    утверждался экзаменационный  материал;  обсуждались  проведенные   открытые   уроки; анализировались итоги ГИА по математике и русскому языку в 9 классе (в том числе пробных), итоги экзаменов в новой форме по математике, русскому языку  в 9 классе;  давались рекомендации по улучшению качества подготовки к итоговой аттестации выпускников,  по работе с отстающими учащимися.

Особое внимание в работе МО и администрации школы уделяется совершенствованию форм и методов организации урока с использованием информационных технологий.

В управление школой включены и родители, которые наравне с другими субъектами внутришкольного управления участвуют в совершенствовании учебно-воспитательного процесса. Тематика общешкольных родительских собраний и родительских лекториев разнообразна, например:

  1. О сдаче выпускных экзаменов за курс школы в новой форме в 9 классах.
  2.   О летнем отдыхе детей и проведении профилактической операции «Подросток», ответственности родителей за организацию свободного времени, труда и отдыха подростков в летний период.
  3. Семейное воспитание и здоровье наших детей.
  4. Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться.
  5. Поговорим о правах ребёнка.
  6. Интеллектуальный марафон.

Формы работы с родителями различны: индивидуальные беседы, посеще ние на дому, малые педагогические советы, совместные классные и общешкольные внеклассные мероприятия.

Самоуправление в школе осуществляется на основе сотрудничества педагогического и ученического коллективов.

Школа поставлена в условия возрастающей конкуренции в сфере образования. Поэтому ее персонал должен учиться отстаивать свои позиции за счет повышения эффективности своей работы, развития творческой активности педагогов, модернизации образования в целом. Учителя школы направляют свой труд  на создание современных образовательных систем, ориентированных не только на выполнение государственного заказа, но и на удовлетворение реальных и прогнозируемых потребностей каждого участника образовательного процесса; обеспечивающих развитие личностного потенциала обучающихся, мотивацию к саморазвитию и самореализации личности.

Решение данных задач невозможно без высокопрофессионального кадрового потенциала.

 Система внутришкольного контроля

Основными элементами контроля учебно – воспитательного процесса в 2011-2012 учебном году были:

  1. выполнение всеобуча;
  2. состояние преподавания учебных предметов;
  3. качество ЗУН учащихся;
  4. качество ведения школьной документации;
  5. выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;
  6. подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;
  7. выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Формы контроля, использованные в 2011-2012 учебном году:

  1. классно - обобщающий контроль в 5-9 классах,
  2. обзорный контроль – обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных кабинетов, контроль рабочих программ и образовательных программ, календарно – тематического планирования факультативных занятий; выполнение программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5-ом классе, организация работы кружков, секций; система работы учителей с тетрадями учащихся; работа с отстающими и трудными учащихся; организация физкультурно – оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченности уч-ся питанием;
  3. административный контроль  за уровнем знаний и умений по предметам – входной, промежуточный, итоговый контроли, формы работы по подготовке учащихся  к итоговой аттестации;  
  4. тематический контроль - работа с "трудными" учащимися и неблагополучными семьями; эффективность использования современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных для подготовки выпускников к ГИА; индивидуальные занятия с школьниками; состояние преподавания элективных курсов, их роль в подготовке к ГИА; изучение состояния дидактического обеспечения дифференциации и индивидуализации учебного процесса.
  5. текущий  контроль - деятельность классных руководителей, учителей-предметников  по  совершенствованию духовно-нравственного воспитания.

Методы контроля:

  1. наблюдение,
  2. изучение документации,
  3. проверка знаний (срезы, тесты, контрольные работы),
  4. анкетирование,
  5. анализ.

Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Основные направления посещений и контроля уроков:

  1. формы, методы и технологии обучения,  применяемые на уроках,
  2. самостоятельная работа учащихся, ее содержание и организация,
  3. индивидуализация и дифференциация обучения,
  4. классно – обобщающий контроль.

Итоги контроля подводились на совещаниях при директоре.

Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив школы на учебный год.

Однако не все намеченные мероприятия по контролю выполнены.  В новом учебном году администрации школы необходимо продумать систему внутришкольного контроля с учетом анализа работы школы.

Исходя из вышесказанного педагогическому коллективу необходимо:

  1. в условиях обновления содержания образования вести постоянный поиск инновационных технологий для совершенствования качества образования;
  2. использовать в новом учебном году учебно-методические пособия, рекомендованные МО РФ;
  3. для расширения и углубления знаний учащихся администрации школы создать условия для внеклассной работы по предмету;
  4. активизировать работу со слабоуспевающими учениками;
  5. чаще использовать задания вариативного характера, тестовые задания с целью подготовки к ГИА.

Система воспитательной работы

Цели и задачи воспитания на 2011- 2012 учебный год в школе определялись в соответствии с заданными качествами, направлениями развития личности учащихся, с основными направлениями воспитательной деятельности, задачами образовательного учреждения.              

В центре воспитательного процесса - ребёнок (личность, способная строить жизнь, достойную человека).

Целью воспитательной системы, нашедшей отражение в программных документах школы, являлось:

- воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности;

- личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

        В прошедшем году школа решала следующие воспитательные задачи:

        1) развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся;

        2) развитие самоуправления школьников;

        3) повышение эффективности работы по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию через реализацию программы «Военно-патриотическое воспитание в школе»;

        4) повышение эффективности диагностической работы по изучению личности учащихся;

        5) активизация работы с родителями, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.

        Решение всех вышеперечисленных задач способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой – совместная творческая деятельность учащихся и взрослых по различным направлениям.

Основными направлениями  работы с детьми в прошедшем учебном году являлись:

- гражданское и патриотическое воспитание;

- трудовое и проф. ориентационное воспитание;

- здоровый образ жизни, экологическое воспитание;

- профилактика асоциального поведения подростков;

- художественно-эстетическое воспитание.

        Воспитательную работу в школе осуществляли 6 классных руководителей, старшая вожатая школы, учителя - предметники. Классные руководители строили свою работу с ученическим коллективом на основе коллективной, равноправной, творческой деятельности. Они использовали в своей работе различные формы и методы воспитательной работы.

Важной частью развития воспитательной системы является формирование и укрепление школьных традиций. Традиции  школы остаются значимыми и принятыми детьми.

        Традиционными в школе стали мероприятия:

• День знаний;

• День учителя;

• Праздник «Золотая осень»;

• Празднование Дня Матери;

• Праздник «Новый год у ворот»;

• День защитника Отечества;

• Праздник мам и бабушек;

• День Космонавтики;

* День Победы;

• Последний звонок;

* День защиты детей.

        Работа по патриотическому воспитанию в прошедшем учебном году велась по утверждённому плану мероприятий, посвящённых 67-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Воспитанию чувства патриотизма у учащихся способствовали такие формы патриотической работы, как: беседы, Уроки мужества, героико-патриотические чтения, тематические классные часы, посвящённые знаменательным для нашей страны  датам. Так, в прошедшем учебном году в школе были проведены следующие мероприятия:

- единый классный час «От нас с тобой зависит – в какой стране мы будем жить!»,

- единый классный час «В единстве наша сила» (ко Дню единения России),

- единый классный час «Урок России»,  посвящённый Конституции РФ,

- классные часы, посвящённые дням воинской славы России,

- классные часы на тему «Государственная символика»,

- уроки мужества на темы: «Подвигу жить в веках (битва за Москву)»,  «900 дней блокады»,

- выставка  рисунков о войне «Мы за мир во всём мире!»,

- турнир знатоков истории Великой Отечественной войны,

- спортивные игры,

- День защитника Отечества (конкурсные программы «А ну-ка, мальчики!»,

- школьные соревнования по шашкам и шахматам,

- митинг 9 мая.

        Одной из задач патриотического воспитания является формирование у школьников экологической культуры, экологического мышления. С целью решения этой задачи в школе были проведены следующие мероприятия экологической направленности: День птиц, познавательная игра «Экологическая кругосветка», игра «Экология и мы», посвящённая Дню Земли, классные часы, посвящённые Дню памяти погибших в радиационных катастрофах и авариях, субботник по благоустройству территории школы  и улиц деревни, озеленение учебных кабинетов. Также экологические знания учащиеся получают на уроках по окружающему миру (1-4 кл.), уроках природоведения (5 кл.), экологии растений (6 кл.), экологии животных (7 кл.), географии (6 - 9 кл.).

        Формированию активной гражданской позиции способствовало непосредственное участие школьников в органах ученического самоуправления. Уже не первый год в школе работает Совет старшеклассников, который участвует в соуправлении жизнедеятельностью коллектива школы.

        В своей работе педагогический коллектив школы много внимания уделял вопросам гражданско-правового просвещения и воспитания учащихся. В ходе изучения  обществознания (5-9 кл.) у учащихся формируются представления о человеке, обществе, государстве, социальных связях и отношениях. Учащиеся с интересом включаются в обсуждение таких тем, как: «Права и свободы человека и гражданина», «Мои гражданские права и обязанности», «Нормы морали и права», «Культура межнациональных отношений» и т.п. Классными руководителями проводились классные часы на правовые темы с учётом возраста учащихся: «Суд совести» (школьники побуждались к постоянной работе над собой, к анализу и критической оценке своих дел, поступков, мыслей), «Соблюдай закон» (о предупреждении детской преступности). Были проведены такие мероприятия, как: « Правила поведения в школе и на улице» (1-4 кл.), «Соблюдай правила дорожного движения» (5 – 7 кл.). Также были проведены родительское собрание и беседа с подростками на тему «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» с участием инспектора по делам несовершеннолетних.  В течение года в школе работал Совет профилактики, в состав которого входят родители, учителя. Членами Совета производились рейды в вечернее время по выявлению фактов безнадзорности и беспризорности среди подростков.

        Результатом совместной работы школы и семьи явилось то, что в течение 2011 - 2012 учебного года   учащимися школы не было совершено ни одного правонарушения.

        Привитие учащимся трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением деятельности школы. Так в течение года в школе 1 раз в четверть проводилась трудовая операция «Чистый класс», осенью – весной - «Чистая школа» (субботник по благоустройству территории школы, озеленение учебных кабинетов).

        Важное составляющее воспитания в школе – это художественно-эстетическое воспитание, т. е приобщение детей к миру искусства, вовлечение их в творческую деятельность. Учащиеся принимали активное участие в подготовке и проведении концертов ко  Дню Учителя, 8 Марта, Дню Победы, Новогоднего праздника, конкурсных программах к 8 Марта и 23 февраля.

        Учащиеся нашей школы активно участвовали в районных конкурсах:

- в районных соревнованиях по легкой атлетике, участвовали Захаров С. (2 кл.), занял 1 место; Голубева Н. (3 кл.), заняла 2 место; Макаров А. (7 кл.), занял 3 место;

- в районном конкурсе рисунков;

- в районном конкурсе «Богатыри земли Темкинской», участвовал Макаров А., учащийся 7 кл., занял 4 место;

- в районных соревнованиях по лыжным гонкам, участвовали Захаров С. (2 кл.), занял 1 место; Голубева Н. (3 кл.), заняла 1 место; Макаров А. (7 кл.);

- в областном конкурсе среди молодых и будущих избирателей Смоленской области на лучшую творческую работу, посвящённому избирательному праву и избирательному процессу, участвовали учащаяся 4 кл. Федорова М. и  учащаяся 6 кл. Федулова В.;

- в районном смотре - конкурсе детского творчества «Россия – Родина моя!», посвящённом 200-летию Отечественной войны 1812 года, где детский творческий коллектив школы занял 2 место;

- в районных олимпиадах по разным предметам;

- в Альбусе по различным предметам;

- в районном экологическом конкурсе.

Особое внимание в школе уделялось любимым занятиям учащихся, которые рассматриваются педагогическим коллективом как важный фактор личностного развития ребёнка. В школе действовали разновозрастные кружки по интересам:  «Моя фотография», «Наглядная геометрия», «Кружок по русскому языку», секция «Легкая атлетика». Результаты некоторых кружков демонстрировались на школьных выставках.

Таким образом, разнообразной творческой деятельностью в школьных кружках было занято постоянно 20 детей (из 22-х), т. е. всего в школьных кружках занято около 90% учащихся.

        Важное место в воспитании занимала работа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни среди школьников. Воспитательная работа по этому направлению велась по утверждённому плану мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании. Классными руководителями проводились согласно планам воспитательной работы  классные часы с тематикой, направленной на формирование у школьников  навыков здорового образа жизни, отрицательного отношения к алкоголизму, курению, наркомании. В сентябре – октябре  прошедшего года проводились профилактические  мероприятия  «Курить – здоровью вредить», «Ты и алкоголь», «Подросток в мире вредных привычек». В  течение года в школе проводились ежемесячные Дни здоровья, конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», соревнования «Весёлые старты» между классами, классные часы по профилактике асоциального поведения школьников для углубления представлений учащихся о вредных привычках,  для воспитания отрицательного отношения к алкоголю, табаку, наркотикам, для побуждения к сопротивлению вредным привычкам.  Школьники принимали участие в районных соревнованиях по лыжам,  минифутболу.

        В течение учебного года и каникулярное время для организации и проведения досуга учащихся  привлекались не только классные руководители, учитель физкультуры, но и работники ДК и сельской библиотеки.

        На осенних, весенних и летних каникулах в школе работал оздоровительный лагерь. Работа в нём велась по утверждённому плану совместно с сельскими  ДК и библиотекой.

        В этом году активизировалась работа с родителями. Об этом говорит более высокая явка родителей на собрания, заинтересованность родителей делами школы. Больше родителей стало приходить на школьные праздники.

Таким образом, вся воспитательная работа в школе направлена на реализацию личностного подхода в воспитании каждого ребенка, на развитие инициативы, самостоятельности, на разностороннее воспитание социально значимой, активной, успешной личности, востребованной в современном социуме, предупреждение правонарушений среди учащихся.

Решения, принятые по итогам общественного обсуждения

           По итогам обсуждения работы школы за предыдущий период были приняты решения:

Заключение. Перспективы и планы развития

  1. формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности обучающегося:   ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной,   информационной    
  2. реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий
  3. разработка системы критериев оценки результативности  деятельности педагогов и обучающихся по повышению качества образования
  4. организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации