Консультационный центр

Шахова Ульяна Анатольевна

В данном разделе предоставлена информация для родителей, чьи дети не посещают детский сад. Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Не смотря на большое количество существующих на сегодняшней день педагогических пособий, они не могут решить проблему каждой конкретной семьи. Поэтому родителям необходима консультативная помощь, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы, размещу необходимую информацию, дам совет.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

         С какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом?

Очень часто родителей интересует, с какого возраста необходимо начинать занятия с логопедом. Однозначно нельзя ответить на этот вопрос, многое зависит от индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Если родители заметили отставание ребенка от сверстников им стоит обратиться с проблемой к специалисту незамедлительно.

На консультации логопед проведет обследование ребенка, даст родителям все необходимые рекомендации. Не откладывайте поход к логопеду:

  • во-первых, упущенного времени не вернуть;
  • во-вторых, выслушав специалиста, вы получите полезную информацию;
  • в третьих вы перестанете беспокоиться, что с вашим ребенком что-то не так;
  • в четвертых при необходимости вам посоветуют консультации невропатолога, психоневролога, окулиста, отоларинголога, психолога;
  • в пятых определитесь, с какого возраста вашему ребенку рекомендовано начинать занятия с логопедом

Характеристика речи детей.

ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ.

Словарь. В два года словарь ребенка - 250-300 слов. Недостаточно развито понимание обобщенного значения слов. Дети пропускают в слове слоги, вставляют лишние звуки в слово, а при стечении согласных пропускают один звук («тол» - стол ).

Грамматика. Предложения состоят из одного слова, появляются предложения из нескольких слов. Речь еще очень несовершенна. Допускают ошибки в роде, в числе, в падеже существительных.

Звукопроизношение. Ребенок правильно произносит следующие звуки ( п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь, т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль, к, кь, г, гь, х, хь). Дети или пропускают, или заменяют следующие звуки (с, з, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь, л).

ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ.

Словарь. В три года словарный запас составляет 800-1000 слов. Дети неправильно произносят длинные и мало знакомые слова.

Грамматика.Ребенок говорит короткими предложениями, состоящими из нескольких слов. Порядок слов в предложении не всегда правилен, нарушается согласование слов в предложении.

Звукопроизношение. Дети смягченно произносят некоторые согласные. Свистящие с, з, ц произносят недостаточно четко, заменяют, пропускают. Недостаточно четко произносят звуки ш, ж, ч, щ, не редко они пропускают или заменяют эти звуки. Звуки л, р пропускают, заменяют.

ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ.

Словарь. К четырем годам словарь детей достигает 1900-2000 слов. В речи появляются новые слова, образованные по аналогии.

Грамматика. Дети используют в речи распространенные предложения. Речь становиться более последовательной, связной.

Звукопроизношение. Звуки ребенок произносит более правильно и четко. Замена шипящих и свистящих звуков исчезает. Произношение некоторых звуков у детей может быть не сформированным. Звуки л, р произносят не все дети.

ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ.

Словарь. К пяти годам запас слов увеличивается до 2500-3000. В речи встречаются перестановки и пропуски слогов и звуков только в трудных малознакомых словах (регулировщик и т. п.).

Грамматика. У детей увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. В речи ребенок использует все части речи.

Звукопроизношение. Дети готовы к правильному произношению и восприятию всех звуков родного языка. Встречаются недостатки произношения: шипящих; звуки р, л заменяются. Встречается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной слоговой структурой.

ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ.

Словарь. Словарный запас увеличивается до 3000-3500. Грамматика. Ребёнок овладевает основными закономерностями соединения и изменения слов в предложении. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам. Звукопроизношение. Дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.

 

Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка.

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка. 

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.



Предварительный просмотр:

 "Теория и практика деятельности учителя-логопеда в современной дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО"

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………..3

      1.1. Развития речи в норме и недоразвитие речи детей раннего возраста……............................................................................................................4

      1.2. Основные этапы логопедической работы по формированию речи детей раннего возраста……………………………………………………...………..….7

  1. Игры и упражнения, направленные на развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста ……………………………….....................................16
  2. Вывод……..……………………………………………………………………20

    Список литературы…………………………………………………….............22

 

 

1.Введение

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для правильной диагностики нарушений речи, для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание. Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

Выявление нарушений речевого развития на ранних этапах возрастного

развития и своевременная логопедическая работа, направленная на устранение данных нарушений, способствует предупреждению отклонений в речевом развитии или минимизацию данных нарушений в преддошкольном и дошкольном возрасте.

1.1. Развития речи в норме и недоразвитие речи детей раннего возраста

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи. В литературе вопросам поэтапности становления детской речи при ее нopмальном paзвитии уделяeтся достатoчно многo внимaния (Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев). 

Первый этап – от рождения до года. Ребенок рождается, и свое появление он знаменует криком. Крик (1,5мес.) - первая голосовая реакция ребенка. Плач и крик ребенка активизируют деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата. В 2-3 месяца появляются специфические голосовые реакции - гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Их с трудом можно идентифицировать со звуками родного языка. При всём этом можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э), наиболее легкие для артикулирования; губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В 4 месяца усложняются акустические сочетания: зарождаются новые, гн-агн, ля-аля, рн и т.д. Ребенок в процессе «гуления» как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз воспроизводит один и тот же звук, получая при этом наслаждение. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. При нормальном развитии ребенка, между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка - лепет. В этот период лепетных звуков появляется признак локализованности и структурация слога. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования. В 7-8,5 месяцев дети произносят слоги типа ба-ба, дя-дя, де-да и т.д., соотнося их с определенными окружающими людьми. Лепет, или «лепетная речь», - стадия доречевого развития ребёнка, следующая за гулением и предшествующая появлению первых слов и фраз. Появляется примерно в конце первого - начале второго полугодия жизни ребёнка и длится до конца первого года Лепет - это не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. «Ма-ма» (мама) - говорит ребенок, и это относится именно к маме. В процессе общения со взрослыми ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить звуковые элементы звучащей речи окружающих.В 8,5-9 месяцев лепет носит модулированный характер с разнообразными интонациями. В 9-10 месяцев расширяется объем лепетных слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. Первые слова появляются к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у девочек и мальчиков. Есть указания на то, что у мальчиков - слова появляются на 11-12 месяце, а у девочек на 8-9 месяце жизни.

Второй этап - преддошкольный (от 1 года до 3-х лет).Темп развития речи в норме в преддошкольном возрасте является очень высоким. Если к концу второго года ребенок употребляет до трехсот слов, то к началу третьего года их число резко возрастает, достигая к концу третьего года 1000-1500 слов. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Наиболее распространенные данные:

к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов;

к концу 2-го г. — 300 слов;

к 3 г. — около 1000 слов.

К 2 г. дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.

Овладевая родной речью, ребёнок весьма часто выдумывает новые слова. Процесс придумывания ребёнком новых слов на основе лексического, грамматического и фонетического материала родного языка носит название словотворчества. Для создания собственных языковых единиц ребёнок проделывает большую аналитикo-синтетичеcкую работу: он наблюдает, анализирует, сравнивает, делает выводы, что, в конечном счете, приводит к перечному элементарному осмыслению языка и его функциональных возможностей в речи.

Словотворчество на определённом этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразностью грамматических форм родного языка; в основе его располагаются те же принципы работы мозга, что и в основе прямого изучения того словесного материала, который взрослые сознательно дают детям. Словотворчество наблюдается у детей, начиная с двух лет и заканчивая пятью с половиной годами. В младшем возрасте словотворчество носит скорее фонетический характер, а в старшем дошкольном возрасте грамматический и лексический характер  ( по А.Н. Гвоздеву).

К началу 3-го г. жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дайТате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.

На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.

В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

 

1.2. Этапы работы по  формированию речи детей раннего возраста.

I этап  – однословное предложение (с неговорящими детьми).

Цель этапа – вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширить объем понимания речи.

  1. Понимание речи.

1.Формировать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание, сосредотачиваться, настраиваться на восприятие речи и давать ответные двигательные и звуковые реакции.

 

2.Расширять объем понимания чужой речи, накапливать пассивный словарный запас с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием.

 

3.Формировать умение детей соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением.

4.Развивать понимание грамматических форм речи, понимание соотношения между членами предложения, понимания вопросов (вопросы задаются в контексте):
-Кто?

Что?
-Кого?

У кого?
-Кому?
-Чем?
-Где? Куда? Откуда?

 

5.Формировать умение понимания предложных конструкций с предлогами –в, -на

 

6.Развивать способность понимания действий, совершаемых одним и тем же лицом.

 

7.Развивать у детей способность к быстрому переключению с одного действия на другое по словесной инструкции, различению утвердительных и отрицательных приказаний с частицей не

 

8.Способствовать развитию зрительной и слуховой памяти, логического мышления в процессе запоминания названий игрушек, частей тела, одежды, обуви, названий животных и т.д.

 

9.Формировать понимание простых типов предложений: с + п (субъект+предикат), с + п + о (объект прямого действия)

 

  1. Общеречевые навыки.

1.Способствовать формированию у детей речевого подражания и подражательности

 

2.Формировать элементарные произносительные навыки:
А)работа над гласными [ а ] [ о ] [ у ] [ и ]
(узнавание и воспроизведение по беззвучной артикуляции)

Б)желательное, но не обязательное правильное произнесение зубно-губных [ п ] [ б ] [ м ], переднеязычных [ т ] [ д ]

[ н ] и заднеязычных [ к ] [ г ] [ х ]

3.Развивать интонационную выразительность, модуляцию голоса, вырабатывать правильное диафрагмально-реберное дыхание и длительность речевого выдоха на материале гласных звуков

 

4.Способствовать развитию правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук, мимики и адекватного их использования.

 

  1. Фонематические представления.

 Формировать фонематические представления (Игра: «Найди игрушки»
Логопед прячет игрушки, ребенок их находит и говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу»)

4. Самостоятельная речь.

1.Вызывать у детей потребность подражать слову взрослого, подражать животным, подражать музыкальным инструментам, транспортным шумам.

 

2.Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

 

3.Формировать умение называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.

 

4.Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

 

5.Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

 

6.Формировать умение выражать состояние междометьями

 

7.Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа:
а)СГ + СГ (на, да, мама, Катя)
б)ГСГ (иди, усы)

5.Моторика.

1.Развивать моторику артикуляционного аппарата

2.Развивать общую моторику

 

 

 

ІІ этап. Первые формы слов.

Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения; расширять объем понимания чужой речи.

  1. Понимание речи.

Формировать умение узнавать предметы по их назначению,узнавать демонстрируемые игрушки или предметы по их описанию

соотносить слова один – мало – много с соответствующим количеством предметов. Соотносить слова большой – маленький с величиной предлагаемых предметов, быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое:
А) без предмета;
Б) с предметом или предметами

различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей НЕ
А) без предмета
Б) с предметом

различать, к кому обращена команда-просьба (только для группы детей)

по форме глаголов повелительного наклонения различать, к кому обращены просьбы – к одному лицу или нескольким (для группы детей)

различать грамматическую форму единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение)

различать единственное и множественное число существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на –а (-я) (II склонение)

  1. Самостоятельная речь.

Цель: формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух-трехсловные предложения.

Формировать умение называть знакомые лица, предметы или предметные картинкиФормировать умение «наращивать» слоги к концу слов

объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

отдавать команды (куклам, игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственного числа повелительного наклонения

объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа

 объединять слова: обращение + повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного:
А) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа
Б) винительный падеж существительного имеет окончание –у

грамматически раздельно употреблять форму именительного и винительного (с окончанием –у) падежей одних и тех же слов.

употреблять инфинитив глаголов спать, гулять, играть, кушать, есть, пить, мыть, рисовать, петь, лепить, прыгать, убирать, а затем соединять их в словосочетания во словами хочу, иди, надо, не надо, можно

Следить, чтобы в общении дети использовали имеющиеся у них в активной речи словосочетания, например выражали желания (дай +существительное, хочу + инфинитив), спрашивали разрешения (можно + инфинитив или существительное), выражали повеление и т.д.

  1. Моторика.

Учить следить за движениями педагога и осознанно им подражатьВызывать резкое и сильное движение руки в сочетании с громким и резким звуком

Учить подбирать и использовать движения для стимуляции собственной речи

Соотносить звукоподражание с движением. Вырабатывать двигательную реакцию на слово

Развивать автономность движений каждого пальца – загибать пальцы без помощи рук

Развивать тактильные ощущения. Воспитывать силу и точность движения пальцев, лучезапястного и локтевого суставов

Вырабатывать двигательно-звуковую реакцию на стихотворно-ритмический рисунок

Упражнять в слежении за движением пальцев обеих рук

Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений

Учим выполнять одинаковые движения, произнося разные слоги. Отрабатываем четкое произнесение согласных звуков в слоге.

Отрабатывать смену положений пальцев рук – кулак, ребро, ладонь

Совершенствовать умение обводить закрашивать, штриховать трафареты,
работать со шнуровкой и мелкой мозаикой

Развивать тактильно-кинестетические ощущения

  1. Общие речевые навыки.

Формировать произвольный ротовой выдох. Продолжительный ротовой выдох

длительный носовой выдох

целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

умение различать холодную и теплую струю выдыхаемого воздуха.

предпосылки целенаправленного комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

умение контролировать силу воздушной струи.

Развивать умение формировать длительный фонационный выдоха.

Формировать речевой выдох.

Вырабатывать громкость и силу голоса

Воспитывать контроль над темпом, ритмом, силой голоса при произнесении гласных звуков

Развивать реакцию на интонацию, мимику, соответствующую интонацию

3.Фонематическое восприятие.                                                      

Формировать умение дифференцировать неречевые звуки, их направление, различать неречевые звуки по высоте, тембру и силе

воспроизводить речевые и неречевые звуки

в заданном ритме

узнавать определенный персонаж по тембру и силе воспроизводимого им звука

запоминать и воспроизводить слоговые цепочки

различать существительные сходные по звучанию.

выделять заданный звук из ряда

ІІІ этап. Двусоставное предложение.

Цель:

— учить детей грамматически правильно строить предложения типа именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-его лица настоящего времени;

— воспроизводить ритмико – слоговую структуру трёхсложных слов с правильным произношением ударных и безударных гласных;

— в понимании речи продолжить работу по различению грамматических форм слов.

1.Понимание речи.   

Формировать у детей умения:
— различать слова (сущ.), сходные по звучанию (затем различающиеся лишь одним звуком);- различать слова (глаголы), близкие по звучанию;— не смешивать названия действий, которые обозначают похожие ситуации;

— различать названия действий, противоположных по значению;

— понимать действия, изображённые на сюжетных картинках;

— различать значения приставок в страдательных причастиях;

-определять по грамматической форме глагола, кому принадлежит совершаемое действие – одному лицу или нескольким лицам;

— по глаголу прошедшего времени определять лицо, которому принадлежит совершаемое действие;

2.Общие речевые навыки.

— различать, кому из них надо совершать действие;— определять взаимоотношения действующих лиц, уточнить реальность ситуации;

— понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, под, в, около, из, из-под. Дифференцировать предлоги: в-на; под –из-под; из-от; около-за;

— объединять демонстрируемые предметы (или их изображения) по общему назначению;

— различать падежные значения;

— различать множественное и единственное число предложного падежа существительных;

— понимать значения прилагательных, противоположных по значению;

— различать пространственные наречия;

3.Фонематическое восприятие.

Развивать глубокий вдох. Развивать длительный плавный выдох.

Развивать речевой выдох.

Развивать речевое дыхание, силу голоса.

Развивать силу голоса.

Развивать умение изменять силу голоса.

Развивать высотный диапазон голоса.

Развивать умение изменять тембр голоса.

Развивать интонационную выразительность речи.

4.Самостоятельная речь.

Формировать умение пользоваться повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией. Формирование понимания эмоций, выраженных мимикой.

Развивать умение выражать эмоции с помощью мимики.

Развивать восприятие и воспроизведение ритмических структур

Развивать чувство речевого ритма.

Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки.

Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Формировать у детей умения:
— отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам;

  1. Координация речи с движением.

— подбирать названия предметов к названным действиям;— употреблять возвратную форму глаголов 3-его лица единственного числа настоящего времени;

— различать вопросы что делает? что делают? и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова;

— сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени;

— договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

  1. Мелкая моторика.

Упражнять в выполнении заданного количества одинаковых слов и движений. Упражнять в последовательной смене слов и движений.

Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

Упражнять в соотнесении одноимённых пальцев рук.

Развивать силу и точность движений пальцев.

Развивать автономность движения каждого пальца – загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

Развивать синхронность движения пальцев.

Расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

V этап. Расширение объема предложения, сложное предложение

Цель: развивать связную речь на основе выполнения практических зданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

  1. Понимание речи.
  2. Закреплять навык координации речи с движением. Психогимнастика.2. Управлять в основных видах словоизменения.
  3. Расширять элементарные математические представления посредством формирования многогранных образов.
  4. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей.
  5. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основе.
  6. Общеречевые навыки.
  7. Развивать речевое дыхание и силу голоса.2. Формировать умение говорить постоянно в спокойном темпе, координируя речь с движением.
  8. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации.
  9. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах.
  10. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
  11. Фонематические представления.
  12. Формировать умение различать звуки близкие по артикуляции2. Формировать умение преобразовывать слова путем замены или добавления звука.
  13. Формировать умение находить слово, отличающееся от остальных по звучанию.
  14. Совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием.
  15. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (начало, конец, середина слова)
  16. Самостоятельная речь.
  17. Формировать умение образовывать однокоренные слова.2. Формировать умение образовывать слова при помощи приставок, суффиксов.
  18. Развивать умение подбирать антонимы.
  19. Подбирать многоязычные слова, с оттенками разных значений, близких по значению слов.
  20. Формировать умение образовывать словосочетания с помощью разных частей речи.
  21. Упражнять в составлении предложений с однородными членами.
  22. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзами (а, и, или).
  23. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал.
  24. Управлять в составлении предложений с различными предлогами.
  25. Моторика.
  26. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении.2. Развивать координацию движения рук с положениями языка.
  27. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений.
  28. Развивать и совершенствовать речевые и двигательные возможности ребенка.
  29. Развивать имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики.
  30. Совершенствовать точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованность движений.

              

  1. Игры на развитие речевого дыхания

Сила дыхания – это основа для устной речи. От того, насколько правильно ребёнок делает вдохи и выдохи, зависит чёткость произношения звуков, громкость голоса и правильное интонирование. Предлагаем подборку игр на тренировку дыхания у ребёнка. Зачем тренировать речевое дыхание?

Дыхание – простой физиологический процесс, которому груднички учатся в первые секунды своей жизни. Но дыхание человеку нужно не только для того, чтобы наполнять легкие кислородом, но и для общения. Человеческая речь основана на правильном дыхании, каждая фраза произносится на выдохе. Часто у детей вдохи и выдохи короткие, слабые, из-за чего речь у них сбивчивая, неразборчивая. Маленькие дети не умеют тянуть выдох, как бы дозировать выходящий воздух. Иногда они даже произносят слова на вдохе, что делает их речь совсем непонятной. Речевое дыхание отличается от неречевого именно продолжительностью выдоха. Правильное речевое дыхание влияет на: чёткое различение звуков; громкость речи; соблюдение пауз; интонацию.

При ненатренированном речевом дыхании дети сталкиваются с такими проблемами: они «добирают» воздух на середине фразы; не говорят длинными предложениями; сходят на шепот в конце фразы; торопятся, глотая окончания слов; неправильно интонируют. Основная задача тренировок дыхания – сформировать сильный и плавный выдох, а также научить ребёнка контролировать расход воздуха и направлять поток воздуха губами.
           Многие задания сразу связаны с произношением звуков, поэтому тренировка дыхания неразрывно идёт с развитием речи, с её запуском у малышей. Главное, правильно подобрать задания и регулярно тренироваться. Дыхательная гимнастика очень полезна не только для развития речи, но и для здоровья ребёнка – лёгкие наполняются кислородом, который попадает во все внутренние органы. Но из-за избытка кислорода такие занятия могут достаточно быстро утомить ребёнка, при интенсивных упражнениях они даже способны вызвать лёгкое головокружение. Это не опасно, однако, стоит ограничивать занятия во времени: 5-10 минут ежедневных тренировок будет достаточно

            Игры для развития речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.


           Игры для развития дыхания для детей до 3 лет В этом возрасте важно развивать силу дыхания и продолжительность выдоха. Детям до двух лет сперва нужно показать, чем отличается носовое дыхание от вдохов и выдохов через рот. Затем нужно научить малыша складывать губы «трубочкой», чтобы дуть. В этом может помочь обычная трубочка для напитков. В повседневной жизни вам могут в этом помочь простые действия: на прогулке подуть на яркую вертушку, как ветер, надуть мыльные пузыри, сдуть с одуванчика семена. Если встретите летом на улице божью коровку, не забудьте рассказать стишок и помочь ей улететь, подуйте на неё вместе с ребёнком. А дома можно поиграть в незамысловатые, но полезные игры. Аромат Покажите ребёнку цветок – как он вкусно пахнет! Покажите на своём примере, как нужно нюхать цветок, а затем издайте звук «м-м-м», будто получаете удовольствие от аромата. Предложите ребёнку понюхать цветок, следите за тем, чтобы при этом у него был закрыт рот, вдох должен получиться через нос.

Затем можно предложить ему предметы или картинки с разными «ароматными» предметами. При этом малыш должен сначала нюхать предмет, а затем показывать реакцию: Произносить звук «м-м-м» на выдохе, если предмет пахнет вкусно. Например, духи, мыло, свежая выпечка, конфета. Морщить нос на выдохе, если предмет пахнет плохо, резко. Например, чеснок или лук. Если вы играете с картинками, можно взять намного больше приятно и неприятно пахнущих предметов.

Как гудит паровоз Играть со звукоподражаниями можно ещё до года. Малыши с удовольствием показывают, как фыркает ёжик, как гудит паровоз, как свистит чайник. Можно показывать картинки с предметами и просить повторить звук. Выбирайте те звукоподражания, которые направлены, в первую очередь, на «вытягивание» гласных или на длительный выдох на шипящих, свистящих. Со временем вы добавите больше согласных.
               Подойдут такие простые задания: Как девочка плачет? А-а-а. Как шипит змея? Ш-ш-ш. Как льётся водичка? С-с-с. Как гудит паровоз? У-у-у. Как воет волк? У-у-у. Как фыркает ёж? Ф-ф-ф. Как жужжит пчела? Ж-ж-ж. Девочка спит, тихо. Ч-ч-ч (палец у рта). Как жужжит комарик? З-з-з. Как сердится медведь? Э-э-э. Как поют дети? О-о-о.
                Птичка-свистулька К году ребёнок уже может научиться свистеть в свисток или праздничную дуделку. Поиграйте с ребёнком, спросите, как птичка свистит, малыш ответит свистом. Затем можно предложить поиграть в прятки, ребёнок прячется и свистит, а взрослый по свисту догадывается, где он (и не страшно, что за дверью спрятана только рука и голова малыша, он в этот момент уверен – его не видно). Можно подарить ребёнку свистульку – это игрушка, вырезанная из дерева или выполненная из керамики, в которую можно дуть. Первый музыкальный инструмент доставит много удовольствия, но главное, с ним можно развивать силу выдоха. Мама: Наступило утро, птичка громко здоровается со всеми свистом. Ребёнок делает глубокий вдох и сильно дует в свистульку. Мама: Вечером птичка поёт тихую колыбельную, покажи, как поёт птичка? Ребёнок дует медленно, свистулька «поёт» тихо. Чем старше ребёнок, тем сложнее могут быть задания. Например, можно чередовать сильные и слабые выдохи или проводить несложный звуковой диктант – длинные и короткие, громкие и тихие свистки.
«Горячий чай»

Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

«Бабочка, лети! »

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Божья коровка полети на небо»

Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

Божья коровушка,

Полети на облачко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде – бобы,

В лесу – ягоды, грибы,

В роднике – водица,

Во поле – пшеница.

«Прожорливые фрукты»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования - кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.

«Сдуй снежинку»

Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

Чтоб не таяли снежинки

На ладошках у Маринки,

Подсказали ей синички

Спрятать ручки в рукавички.

«Кораблики».

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Наполните тазик водой, предложите ребенку поиграть: давай пустим в плавание кораблики. Смотри, какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш, корабль. А теперь ты попробуй.  Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов.

«Расти, пена!»

Цель: развитие сильного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребенку после того, как он научится хорошо дуть через трубочку в стакан с водой (не пьет воду, не перегибает трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей. Затем предложите подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.

Вывод

Важнейшей характеристикой развития человека является своевременное и полноценное формирование речи. На это в своих исследованиях указывали физиологи, психофизиологи, нейрофизиологи, нейропсихологи, лингвисты, психологи, психолингвисты и педагоги. Ученые большое значение в развитии речи отводят сформированности структурно-функциональной организации работы мозга, значимости социального общения и познавательного развития.

Для того, чтобы у ребенка полноценно сформировалась речь необходимо учитывать следующие условия: биологические, т.е. своевременное созревание центральных отделов речевого аппарата и всех анализаторных систем, правильное строение и функционирование периферического речевого аппарата; социальные - благоприятное социальное окружение, полноценное речевое общение взрослого и ребенка, способствующее в дальнейшем адаптации ребенка в обществе; мотивационные - побудительное намерения к говорению, т.е. наличие потребности в речевом общении; языковые - своевременное формирование фонетико-фонематической, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Большинство современных периодизаций и концепций базируются на исследованиях отечественных ученых, которые выделяли следующие этапы становления речи в норме: подготовительный этап – реакция на голос говорящего, установление эмоционального общения со взрослым, наличие голосовых реакций во взаимодействии со взрослым; основной этап – появление гуления, переходящего в лепет при общении со взрослым, которые положительно влияют на становление речи; заключительный этап – появление первых слов, только под влиянием взрослого, формирование речи как системы, построение трехсложных и четырехсловных предложений, употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, взаимодействие с помощью речевых средств общения, понимание смысла рассказов и выполнение инструкции, формирование связности речи.  

В настоящее время на фоне увеличения количества детей с перинатальным поражением центральной нервной системы или перинатальной энцефалопатией, особо актуальной становится проблема задержки речевого развития. У детей с задержкой речевого развития отмечается позднее появление речи, грубое нарушение фонетического и фонематического строя речи, бедность и крайняя ограниченность словарного запаса, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования, искажение слоговой структуры слова, затруднение в овладении грамматикой, несовершенство связной речи, преимущественное использование ребенком невербальных средств коммуникации (мимика, жесты). Нарушения речевого развития у данной категории детей приводят к вторичным нарушениям, проявляющимся в психологических, социальных отклонениях, нарушениях в эмоциональной и личностной сферах, а также предметной и игровой деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аванесян, Р.Д. Программа первого года коррекционной работы с трехлетними детьми, имеющими системное недоразвитие речи / Р.Д. Аванесян, О.А. Румянцева, О.Б. Сизова. – СПб., 2001. – С. 4 – 13.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст] / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – 225 с.

3. Анохин, П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности [Текст] / П.К. Анохин. – М.: Наука, 1979. – 454 с.

4. Антонов, А.И. Микросощолотя семьи (методология исследования структур и троцессов) Учебн. Пособие для вузов [Текст] /А.И Антонов. – М.: Издательский дом «NotaBene», 1998. — 360 с.

5. Аркин, А.Е. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М: Просвещекме, 1967. – 445 с.

6. Баенская, Е.Р. Мы: общение и речь взрослого с младенцем: Книга для родителей [Текст] / Е.Р. Баенская, Ю.А. Разенкова, И.А. Выродова. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 132 с.

7. Бельтюков, В.И. Саморазвитие неживой и живой природы / В.И. Бельтюков – М.: ПОЛИГРАФ СЕРВИС, 1997. – С. 90–106. 96

8. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 462 с.

9. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет. [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова. – М.-1992. – 143 с. 97

10. Гаркуша, Ю.Ф. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей 2 — 2,5 лет. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: «Прометей» МПГУ, 2005. – с.248 -252.

11. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 472 с.

 12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов [Текст] / В.П. Глухов. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 351 с.

13. Горелов, И.Н. Невербальные компоненты коммуникации [Текст] / ред. В. Н. Ярцева; предисл. В. И. Карасика. Изд. 4-е – М.: Либроком, 2009. – 112 с.

 14. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона в условиях направленного коррекционно-развивающего обучения: дис. канд. пед, наук: 13.00.03. – М., 2003. – 182 с.

15. Дунайкин, М.Л. Нейропсихологический анализ нарушений психического развития детей первого года жизни с перинатальным поражением мозга: дисс…канд.психол.наук. – М., 2002. – 175 с.

16. Елагина, М.Г. Почему ребенок не говорит / М.Г. Елагина. – М.: Дошкольное воспитание. – 1988. – №4. – С. 44 – 53.

17. Жинкин, Н.И. Язык – речь – творчество. (Избранные труды) [Текст] / Под ред. С.И. Гиндина – М.: Лабиринт, 1998. – С.321.

18. Жукова, Н.С. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова. – М.: Медицина, 1993. – С. 112.

19. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.А. Зимняя. – М: Московский Психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – С.32-67.

 20. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия [Текст] / В.А. Ковшиков. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2001. — С. 31. 98 30. Кривовяз, И.С. Психолого-педагогическое изучение детей младшего дошкольного возраста с недоразвитием речи и некоторые аспекты коррекционной работы с ними // Дефектология. – 1995. – №6. – С. 55 – 62.

21. Покровская, Ю.А. Дефиниция «Задержка речевого развития» в современной логопедии / Ю.А. Покровская. – М.: ЛОГОМАГ, 2013 – С.211-218.

22. Разенкова, Ю.А. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: обще приоритетное направление в развитии [Текст] / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2004. С.345 – 352.

23. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 240 с.

24. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Т.Н. Ушаковой. – М.: Пер Сэ, 2006. – 416 с.

66. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.

25. Хомский, Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. – М.: МГУ, 1972. – 122 с.

26. Цветкова, Л.С. Нейропсихология и афазия: новый подход [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. – С. 140-162.

27. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

28. Чиркина, Г.В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: ИКП РАО, 1999. – С. 148-150.