Лексические темы. Материал для родителей.

Шахова Ульяна Анатольевна

Данный материал простроен с с учетом тех лексических тем, что изучают дети в детском саду, старшей группы комбинированной направленноси. Он поможет закрепить пройденный материал  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Артикуляционная гимнастика для детей в картинках1.56 МБ
Файл Лексическая тема. Осень18.17 КБ
Файл Лексическая тема. Овощи. Огород380.99 КБ
Файл Лексическая тема. Сад.Фрукты476.93 КБ
Файл Лексическая тема. Игрушки2.4 МБ
Файл Лексическая тема. Домашние животные.641.74 КБ
Файл Лексическая тема. Дикие животные.415.34 КБ
Файл Лексическая тема. Мебель608.57 КБ
Файл Лексическая тема. Транспорт626.28 КБ
Файл Лексическая тема. Профессии на транспорте1.61 МБ
Файл Лексическая тема. Детский сад. профессии.2.37 МБ
Файл Лексическая тема. Профессии. Швея582.64 КБ
Microsoft Office document icon Лексическая тема. Профессии на стройке.556.5 КБ
Файл Лексическая тема. Наша армия1.67 МБ
Файл Лексическая тема. Комнатные растения490.49 КБ
Файл Лексическая тема. Рыбы1.95 МБ
Файл Лексическая тема. Весенние сельскохозяйственные работы2.97 МБ
Файл Лексическая тема. Космос355.48 КБ
Файл Лексическая тема. Хлеб189 КБ
Файл Лексическая тема. Почта1.4 МБ
Файл Лексическая тема. Лес. Грибы. Ягоды.2.59 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: «Осень»

Месяц: октябрь

Лексическая тема: осень

  1. Логопедические минутки

Упражнение «Прохлопай слово» упражнение в передаче ритмического рисунка слова: дожди, кусты, рябина, дуб.

Упражнение «Осень» координация речи с движением; совершенствование умений прыгать на носочках, приседая без опоры, ходить высоко поднимая колени.

Вдруг закрыли небо тучи,

Поднимаются на носочки, поднимают вверх перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.

Прыгают на носочках

Долго дождик будет плакать,

держат руки на поясе.

Разведет повсюду слякоть.

Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,

Идут по кругу,

Поднимай повыше ноги.

высоко поднимая колени

Упражнение «Каштаны»: развитие тонкой моторики и ловкости; расширение и активизация словаря прилагательных.

Каштаны в ладошке я крепко держу,

Каштаны в ладошке кручу и кружу.

Я ловко катаю каштаны в ладошке,

Они убегают как мышки от кошки.

Артикуляционная гимнастика

Игры на фонематический слух

«Общая артикуляционная гимнастика» развитие артикуляционной моторики

«Улыбка-трубочка», «Лопата», «Маятник», Каждое упражнение выполняется 3-5 раза. После каждого повторения воспитатель дает возможность отдохнуть, проглотить слюну, напомнить о том, что мягкие ладошки должны лежат на коленях.

Упражнение «Осенние листочки». Развитие длительного плавного выдоха. Встать прямо листочки на ладошке, поднести ладонь к губам, немного отодвинуть от лица. Сделать вдох, вытянуть губы трубочкой, подуть на листочек

  • «Сердитый ёжик».
    Цель: работа над плавностью и длительностью выдоха. Это упражнение можно включать в список актуальных заданий, когда малыши говорят о животных, которые и в дикой природе живут максимально близко к человеку.
    Инструкция:
  1. Введение — 2 минуты. «Ребята, встаньте так, чтобы ноги были на уровне плеч».
  2. «Теперь делаем максимально возможный наклон, стараясь обнять свою грудь, голову опускаем и, выдыхая, произносим: «П-ф-ф» — 1 минута.
  3. Но вот ёжика угостили вкусным пряником, и он стал радостным. «Ф-р-р» — 1 минута.
  4. Повторяем 4–5 раз. «Молодцы!»
  • «Листопад».
    Для выполнения этого упражнения потребуются вырезанные из цветной бумаги листочки разных видов деревьев.
    Инструкция:
  1. Введение — 1 минута.
  2. Каждому малышу выдаём по несколько листочков, вырезанных из тонкой цветной бумаги, и предлагаем подуть на них — 2 минуты. Обратите внимание, что листья стоит нарезать разной формы — для разных деревьев. А попутно с выполнением упражнения объяснять, с какого дерева какой лист упал.
  3. Повторяем 3–5 раз — 2–3 минуты. «Отлично справились, а заодно и названия деревьев вспомнили!»

Видео: дыхательная гимнастика в старшей группе, упражнение «В осеннем лесу» https://youtu.be/_XA5XY83OAE

  1. Подвижные игры (физминутки, пальчиковые игры)

«Листья» координация речи с движением. Совершенствование умения прыгать с продвижением на носках ног.

Листья осенние тихо кружатся,

Кружатся, расставив руки в стороны.

Листья нам под ноги тихо ложатся.

Приседают.

И под ногами шуршат, шелестят,

Движения руками влево-вправо.

Будто опять закружится хотят.

Кружатся на носочках

Пальчиковая гимнастика

Дождь по лужам звонко скачет, «Здороваются» большие пальцы рук, потом указательные и т.д

Целый день сегодня плачет, «Здороваются» с мизинца и т.д.

Наклонил цветы и травы, пальцы «здороваются» начиная с большого пальца

Стали полными канавы, «Здороваются» с мизинца и т.д.

Намочил он все подряд. Ритмичные хлопки ладонями по столу.

Ну-ка, дождь, полей ребят! Беспорядочные удары пальцами по столу.

  1. Иллюстративный материал.

Альбом «Круглый год» картина «Ранняя осень», «Четыре времени года», сюжетные картинки по теме недели «Дети собираю осенние листья в осеннем парке», «Люди собирают яблоки в осеннем саду», «Клин перелетных птиц в небе», «Мальчики собирают в осеннем лесу лисички»,

  1. Художественная литература

 Стихи для чтения

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый. (И. Токмакова)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке. (И. Токмакова)

Осень

Что ни день- то резче ветер

Рвет в лесу листву с ветвей….

Что ни день- то раньше вечер,

А светает все поздней.

 Медлит солнышко, как будто

Подниматься силы нет…

Потому и всходит утро над землей

Почти в обед (И. Мазанин)

Небо в луже

Отразилось небо в луже,

Облака по луже кружат…

Или просто в небе ветер

Их кружил и не заметил,

Как упало небо в лужу.

Облака по небу кружат…

Как же это получилось?

Небо в лужу опустилось.

Очень просто! Оказалось –

Это небо в нем купалось. (Н.Нищева)



Предварительный просмотр:

https://cf.ppt-online.org/files/slide/5/5pZxHQeltfE6Shnc4OTUdGB0I3Ay9CJsurgmV7/slide-0.jpg

https://obuchalka-dlya-detey.ru/wp-content/uploads/Ovoshhi-kartinki-dlya-detey.jpg

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». [Координация речи с движением, развитие тонкой моторики, чувства ритма.]

Хозяйка однажды

Приседают, «шагают» пальцами по

с базара пришла

ковру.                                      

Хозяйка с базара домой принесла Картошку,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!..

Хлопок.

Вот овощи спор завели на столе —

Попеременно ударяют кулачками и

Кто лучше, вкусней

хлопают е ладоши.

Загибают по одному пальцу на назва-

и нужней на земле

ние на руках.

Картошка?

Капуста?

Морковка?

Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!..

Хлопок.

Хозяйка тем временем

Стучат ребром ладони.

ножик взяла

И ножиком этим

Загибают па одному пальцу на назва-

крошить начала

ние на руках.

Картошку,

Капусту,

Морковку,

Горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Хлопок.

Накрытые крышкою,

Складывают руки накрест.

в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, Капуста,

Загибают по одному пальцу на название на руках.

Морковка,

Горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

Хлопок.

И суп овощной оказался неплох!

Показывают, как едят суп

Ю. Тувим

2. Подвижная игра «Дождик».  Развитие общей моторики, координации речи с движением, интонационной выразительности речи. Закрепление умения прыгать на носочках.

Дождик, дождик, веселей!

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Капай, капай, не жалей!

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Только нас не замочи!

Потянуться. Сомкнуть руки над головой.

Зря в окошко не стучи!

Четыре прыжка на носочках, руки на поясе.

Брызни в поле пуще:

Бегут по кругу, взявшись за руки.

Станет травка гуще!

Меняют направление движения.  

Белорусская песенка

3. «Посчитай овощи» игра на согласование числительных с существительными. Образец: один помидор, два помидора, пять помидоров. (огурец, тыква, кабачок, редиска, репа) Следите чтобы, ребенок правильно проговаривал окончания существительных во множественном числе.

4. «Веселый повар». Потренируйте ребенка в образовании относительных прилагательных. Поиграйте в игру с мячом «Веселый повар». Вы бросаете ребенку мяч и говорите, из чего нужно приготовить блюдо. Ребенок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: Сок из моркови. — Морковный сок. Салат из свеклы. — Свекольный салат. Икра из кабачков. — Кабачковая икра. Котлеты из картофеля. — Картофельные котлеты.

Предложите ребенку рассказать об одном из овощей по плану: — Как называется овощ? — Где он растет? — Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус? — Что можно приготовить из него? Например: Это помидор. Он растет в теплице или парнике. Он красный, круглый, гладкий, мягкий, кисло-сладкий на вкус. Из него можно приготовить сок, томатную пасту, салат.

5. Упражнение "Один-много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один помидор - много помидоров.

Одна морковь - много моркови.

И так далее.

                                 

6. Упражнение "Измени по образцу" на употребление глаголов настоящего времени во множественном числе.

Растет - растут.

Зреет - ...

Зеленеет - ...

Краснеет - ...

Сажает - ...

Копает - ...

Окучивает - ...

Рыхлит - ...

Поливает - ...

Убирает - ...

Спеет - ...

7. « Отгадай загадки». Развитие логического мышления.

Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)

Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)

Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)

Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)

Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)

Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)

Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи. (Капуста)

Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d75/000c4274-949b0375/1/img3.jpg

9. Игра с мячом  «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Пример: Помидор. – Помидорчик.

10. Чтение художественной литературы. Русская народная сказка «Вершки и корешки», Е. Стюарт «Огород», Э Островская «Посадили мы картошку»

Винегрет.

Я сегодня на обед

Приготовлю винегрет.

Сам. Без всякой помощи

Буду резать овощи.

Потихоньку. Понемножку

Кожуру тяну с картошки –

Мы её варили

Целиком.  В мундире.

Свёклу чищу и морковь.

Кап.  Упала каплей кровь.

Но стою спокойно я:

Эта кровь – свекольная.

Если я и всхлипну вслух,

То всему виною – лук.

Вот водой умоюсь,

Сразу успокоюсь.

Как дорежу огурец,

Мама скажет:  «Молодец!»



Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/10/16/125866025_0.jpg

ФРУКТЫ. САД.

Дети должны знать:   основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями. Где растут фрукты; в чем их польза; что из них готовят. Различать понятия — плоды и плодовые деревья.

Расширение словарного запаса детей:

-названия: яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, вишня, персик, абрикос, слива, хурма, банан, пальма, мякоть, семена, плод, косточка, корка, яблоня, дерево, ветка, сад, урожай, полив, компот, джем, варенье, сок;

-признаки: фруктовый, красный, зеленый, желтый, спелый, вкусный, сладкий, кислый, сочный, созревший, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, душистый, ароматный;

-действия: сажать, расти, поливать, ухаживать, зреть, собирать, заготавливать, варить, консервировать, выжимать, сушить, поспевать, мыть, резать, вынимать, окапывать.

1. «Назови ласково»

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.

 Яблоко — яблочко — яблочки,

груша — грушка — грушки,

лимон —лимончик — лимончики,

апельсин — апельсинчик — апельсинчики,

мандарин — мандаринчик — мандаринчики,

абрикос — абрикосик — абрикосики,

вишня — вишенка — вишенки,

банан — бананчик — бананчики,

дерево — деревце — деревца,

сад — садик — садики,

ветка — веточка — веточки.

2. «Один — много»

-Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Яблоко — яблоки — яблок (нет чего?- яблок),

груша — груши — груш,

слива — сливы — слив,

персик — персики — персиков,

абрикос — абрикосы — абрикосов,

хурма — хурма — много хурмы,

вишня — вишни — много вишни (несколько вишен),

апельсин — апельсины — апельсинов,

лимон — лимоны — лимонов,

фрукт — фрукты — фруктов,

сад — сады — садов,

косточка — косточки — косточек,

дерево — деревья — деревьев,

ветка — ветки — веток,

пальма — пальмы — пальм,

семя (семечко) — семена — много семян,

сок — соки — много соков, много сока.

 3. «Посчитай фрукты»

-Образование существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах Одно яблоко — два яблока — пять яблок,

одно красное яблоко — два красных яблока — пять красных яблок,

одна груша — две груши — пять груш,

одна зеленая груша — две зеленые груши — пять зеленых груш,

один банан — два банана — пять бананов,

один желтый банан — два желтых банана — пять желтых бананов.

 4. «Назови, какое дерево?»

Образование относительных прилагательных

 Дерево с яблоками — яблоневое — яблоня,

... грушами — грушевое — груша,

... сливами — слИвовое (ударение на первый слог) — слива,

... персиками — персиковое — персик,

... абрикосами — абрикосовое — абрикос;

пальма с бананами — банановая.

5. «Назови сок, варенье»

Образование относительных прилагательных

Сок из яблок — яблочный,

... груш — грушевый,

... слив — слИвовый,

... вишни — вишневый,

... лимонов — лимонный,

... абрикосов — абрикосовый,

... апельсинов — апельсиновый,

 ... персиков — персиковый,

 ... фруктов — фруктовый,

... мандаринов — мандариновый. 

….банана - банановый                                                    

….граната — гранатовый  

…  ананаса - ананасовый              

…персика — персиковый                                        

…..кокоса - кокосовый                        

6.  «Скажи наоборот»

Поиск антонимов

-Персик большой, а абрикос маленький;

-у яблока семечек много, а у сливы одно — косточка;

-апельсин круглый, а банан длинный;

-лимон кислый, а персик сладкий;

-апельсин больше, а мандарин меньше.

7 .«Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов):

яблоко — яблочко

лимон — лимончик

банан — бананчик

апельсин — апельсинчик

8.Объясни  словечко

Плодоносит,  удобрение,  толстокожий.

9. «Вопрос  на  засыпку!»

Чего  в  саду  больше – яблок  или  яблонь? 

10. Подобрать родственные слова:

яблоко — яблочко, яблоня, яблочный;

вишня — вишенка, вишневый;

смородина — смородинка, смородиновый;

лимон — лимончик, лимонный.

11. Составить сложносочиненные предложения с союзом а по образцу:

лимон кислый, а яблоко сладкое;

лимон овальный, а яблоко круглое;

лимон желтый, а яблоко красное.

12.  «Найди и раскрась фрукты»

 https://dou29-asb.ru/assets/components/gallery/connector.php?action=web/phpthumb&ctx=web&w=850&h=900&zc=0&far=&q=90&src=%2Fassets%2Fgallery%2F125%2F2040.gif

13.  «Чего не хватает в вазе?» На столе — ваза с фруктами. Дети закрывают глаза, а логопед убирает два фрукта. Открыв глаза, дети угадывают, чего не хватает в вазе: «В вазе не хватает лимона и груши» и т. д.

14. «Какого фрукта не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске — четыре-пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

15. Рассказы

Осенью в садах собирают урожай фруктов. Люди аккуратно снимают плоды с деревьев, чтобы не повредить их. Фрукты полезны: в них много витаминов. Все любят фрукты, потому что они сочные, сладкие, душистые, ароматные. Но едят их не только в сыром виде, а также из них делают соки, джемы, варят компоты, варенье.

 

 16.Отгадывание и составление описательных загадок.

Это фрукт. Он растет на дереве, круглый, сладкий, румяный. (Яблоко)

«Апельсин — это фрукт. Он растет на дереве. Он круглый, оранжевый, твердый, кисло-сладкий. Апельсин покрыт корочкой. Внутри у него мякоть с маленькими косточками. Мякоть съедобная, а корочка и косточки — несъедобные. Апельсин полезный: он питает и очищает организм, чтобы дети росли сильными и здоровыми».

Затем дети повторяют рассказ целиком.

«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».

17. Рассмотрите с детьми картину «Сбор яблок». Побеседуйте с ребенком, что он видет на картине.https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2000092/6589afb8-14dd-498d-b728-48e6baa9da62/s1200?webp=false

18. Разгадывание загадок.

Загадки

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,

а откусишь — сладко.

                       (Яблоко)

На сучках висят шары,

 посинели от жары.

                     (Слива)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

                          (Яблоко.)

Я сладкий, рос на юге.

Как солнышко в листве.

Оранжевый и круглый,

 Я нравлюсь детворе.

                       (Апельсин.)

Листья плотные, да лаковые.

Плоды желтые, да лакомые.

Ее скорее скушай. Созрела, значит ...

                                   (Груша.)

С  юга  этот  неженка –

 кругленький  да  свеженький.

На  щеках  его  пушок,

А  дотронься – брызнет  сок.  

                             (Персик)

Я  и  чёрный,  я  и  белый,

я и ловкий, я и смелый,

Я без лестниц, без ступеньки

 на любую влезу стенку.

Ус  зелёненький  завью,

 в  грозди  солнышко  налью

И  ребятам-малышам

 всё до капельки отдам.

                               (Виноград)

 Было  зелёное  платье  атласное.

Нет, не  понравилось, выбрала  красное,

Но  надоело  платье  и  это,

Платье  надела  синего  цвета.                                

                                       (Слива)

В  шкурке    золотистой,

 сладкий  и  душистый.

                           (Апельсин)

В  шкуре  жёлтой,  кислый  он,

Называется…                    

                                  (Лимон)

19.Чтение художественной литературы.

Стихотворения

Девочка Маринка пришла в сад,

Там на деревьях фрукты висят.

Дедушка сорвал Маринке

Оранжевые апельсинки,

Дал Маринке в кулачки

Красные яблочки.

Дал Маринке желтую грушу:

— Ты, Маринка, фрукты кушай.

Вот тебе, Марина, для фруктов корзина.

Что такое сад?

Что такое сад?

Розовый наряд.

Яблони цветущие,

Скворечники поющие.

Синие капели,

Мячики-качели.

Заросли шиповника,

Ягоды крыжовника.

Груши золотистые,

Персики пушистые.

Шорох листопада,

Осенняя прохлада.

Снегирей семейка,

Любимая скамейка.

***
Компот

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ.
Н. Нищева 

Лимон

Что за "ЛИ"?
Что за "МОН"?
В звуках нету смысла,
Но едва шепнут "ЛИМОН",
Сразу станет кисло.
Г. Сапгир 

Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В. Волина 

20. Пальчиковая гимнастика

 В сад за сливами

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец — самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Игра «Компот»

Будем мы варить компот (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить (загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот (опять «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (дети разламывают воображ апельсин на дольки)

Много нас,                                   (показывают 10 пальцев)

А он один.                                    (показывают 1 палец)

Эта долька – для ежа.                 (загибают большой палец левой руки)

Эта долька – для стрижа.           (загибают указательный палец)

Эта долька – для утят.                (загибают средний палец)

Эта долька – для котят.              (загибают безымянный палец)                

Эта долька – для бобра.              (загибают мизинец)

А для волка -  кожура.                (бросательное движение правой рукой)

Он сердит на нас –                       (сжимают кулаки и прижимают их к груди)

Беда!!!

Разбегайтесь –                                   («Бегут» пальцами по столу).

Кто куда!

Игра «Хитрый ежик»      Дети сидят на стульях.

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки   Когда «ежик» дотрагивается до ребят, они называют фрукт.

Грушу, сливу — всякий плод,

Что под деревом найдет,

И с подарочком богатым

Возвращается к ребятам.

Яблочко

Яблочко с кулачок,   Повертеть кулачком.
Красный бочок.

Тронешь пальцем — гладко,           Погладить кулачок пальцем другой руки.

А укусишь — сладко!            Движение разжимания и сжимания челюстей.

Ах, вкусно!                      На выдохе произнести:  «Ах, вкусно!»

21. Дыхательная гимнастика

 Нюхаем садовые цветы (Развитие речевого дыхания.)

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.

 Маша и Даша в саду. (Развитие речевого дыхания, силы и тембра голоса.)

Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко).

 Сбор урожая (Развитие речевого дыхания и голоса).

Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0ca4/000319e3-6b4831db/img0.jpg

«Домашние животные и их детеныши"

Вы поможете своему ребенку стать более любознательным, развитым и успешным, если:

1. Повторите с ребенком названия домашних животных и почему эти животные называются домашними (живут рядом с человеком, приносят человеку пользу, а он ухаживает за ними)

2. • Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных.

3. Предложите ребенку поиграть в игру «Кто у кого?»: Взрослый называет любое домашнее животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

4. Выясните, знает ли ребенок, как подают голос животные (Кошка- мяукает; свинья – хрюкает; собака –лает; овца - блеет; корова – мычит)

5. Предложите ребенку отгадать загадки о домашних животных.

6. Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие домашних животных. (Например: кошка – пушистая, ласковая, ловкая, усатая; лошадь - сильная, быстрая, выносливая, грациозная и т. д)

7. • Поиграйте с ребенком в игру «Бюро находок». Вы бросаете мяч ребенку и называете часть тела животного, ребенок образовывает словосочетание с притяжательным прилагательным и возвращает мяч вам. Например: уши кролика - кроличьи, хвост собаки - собачий и т. д.

Рекомендации для родителей по теме

«Домашние животные»

1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Назвать животных и их детенышей. Рассказать, чем кормят домашних животных, какую пользу они приносят человеку, как он за
ними ухаживает. Закрепить в словаре обобщающее понятие «домашние животные».

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=1527c6f9ce056566fb0b37dd0308a2bd-l&n=13

2. Обрати внимание на отличительные особенности животных. Упражнение: «Что у
кого?»:
Покажи по картинкам и назови части тела домашних животных.

У коровы — рога,.... У лошади — грива,....

У свиньи — пятачок,.... У собаки — лапы,....

Изображение

3. Упражнение «Назови ласково». Назови ласково папу, маму и детеныша каждого домашнего животного.

Кот — котик, кошка — кошечка, котенок — котеночек.

Пес — ..., собака — ..., щенок — .... Бык — ..., корова — ..., теленок — ....

Козел — ..., коза — ..., козленок — .... Баран — ..., овца — ..., ягненок — ....

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=af95e2ad0d2f01394323ef7d2f5b0f11-l&n=13

4. Рассказать ребенку, как называются домики, которые человек построил для домашних
животных (для коров — коровник, для свиней — свинарник и т.д.).

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=679af540c0c932813805f7e93c493aca-l&n=13

5. Упражнение «Кто как голос подает?». Закончи предложения.

Корова — мычит.
Кошка — .... Собака — .... Лошадь — .... Свинья — ....

6. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения (подбери и
назови как можно больше слов-действий).

Собака (что делает?) — нюхает, рычит, грызет, охраняет...
Лошадь (что делает?) — .... Свинья (что делает?) — ....

7. Упражнение «Что забыл нарисовать художник?»:Кого нарисовал художник? Чего
не хватает у каждого животного? 
{У кролика не хватает ушей. И т. д.) Помоги художнику. Дорисуй недостающие части тела.

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=8d35ea17d9f9fa142962e23dcca86d81-l&n=13

8. Упражнение «Скажи одним словом». Закончи предложения:

У козы нет рогов. Она безрогая. Ты дорисовал рога, и теперь она рогатая.

У кролика нет ушей. Он .... Ты дорисовал уши, и теперь он ....

У кошки нет хвоста. Она .... Ты дорисовал хвост, и теперь она ....

9. У маленького поросенка праздник. Решили домашние животные поздравить его с днем рождения. Посмотри на картинку. Назови животных, которые пришли к поросенку на праздник. Как называются их домики? Соедини каждое животное с его домиком цветной линией-дорожкой. Как ты думаешь, что подарил каждый из гостей поросенку? (Соедини линиями гостей и их подарки).

Изображение

10. Упражнение «Расскажи-ка». Составь рассказы о домашних животных по предложенному плану.

Изображение

https://im0-tub-by.yandex.net/i?id=e88df591bd24a6926e980a540ebaea8c-l&n=13



Предварительный просмотр:

http://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkL9xLHzYAnny6rtt8TVsIHqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Рекомендации для родителей

"Дикие животные "

Дети должны знать:

- названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лось, кабан, барсук, бобер, лиса, заяц, белка, еж, рысь;
- что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище;
- как называется жилище медведя (берлога), волка (логово), лисы (нора), белки (дупло);
 
- кто ещё из зверей живёт в норках (зайцы, кроты, мыши, суслики, хомяки);
- кто из зверей меняет цвет шубки (заяц, лиса), рога (лось, олень);
- различать названия частей тела животных и людей.

Расширение словарного запаса детей:

Существительные: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, лось, олень, кабан, барсук, рысь, белка, берлога, логово, нора, дупло, шерсть, шкура, хищники;

Прилагательные: лохматый, косматый, пушистый, сильный, хитрый, колючий, быстрый, ловкий, бурый, зубастый, неуклюжий, косолапый, пугливый, длинноухий;

Глаголы: охотится, крадется, воет, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает, запасает, рыть, зимовать, залегает, впадает (в спячку).

Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением зверей наших лесов (иллюстрации зайца, белки, волка, медведя, ежа, кабана, рыси, лося, лисы, оленя, бобра, енота), отметить их внешние признаки;

Расскажите о том, где животные живут, чем питаются;

закрепите в словарном запасе ребенка названия зверей и их детенышей.

Дидактическое задание «Угадай, кто это?» 

(подобрать существительные к прилагательным).

Бурый, косолапый, неуклюжий, всеядный - ... .

Серый, зубастый, страшный, хищный - ....

 Дидактическое задание «У кого - кто?» 

(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):

медведь – медвежонок/медвежата,       волк – волчонок/волчатаhttps://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5549b73ac0546/img_user_file_5549b73ac0546_8.jpg

 Дидактическое задание «Назови маму» 

(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):

у медвежонка мама медведица

 Дидактическое задание «Кто где живет?»

(упражняем в употреблении именительного падежа существительных).

Кто живет в норе?       В норе живёт лиса.

Кто живет  в берлоге?  В берлоге живёт медведь.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cf4/0000207b-0d9d100b/hello_html_m6a7815d0.jpg

Упражнение "Посчитай" на согласование числительного с существительным.

Один волк, два волка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Одна волчица, две волчицы, 3 ..., 4 ..., 5 ...
Один волчонок, два волчонка, 3 ..., 4 ..., 5 ...
И т.д.

Лось большой, а заяц - ...
Белка слабая, а волк - ...

Пальчиковая гимнастика 

https://i04.fotocdn.net/s23/55/public_pin_l/500/2576479030.jpg https://cdn2.imgbb.ru/user/106/1061569/201510/955b7248ab18e910e376ceff12feaf91.jpg

Дидактическое упражнение «Сравни животных с людьми»

У человека — рот, а у животных – пасть.
У человека — лицо, а у животных – морда.
У человека — зубы, а у животных – клыки.
У человека — живот, а у животных – брюхо.
У человека — ногти, а у животных – когти.
У человека — руки, а у животных – лапы.

Дидактическая игра

«Кто как голос подаёт?»

лиса – тявкает
медведь – рычит
волк – воет
ёжик – фыркает и т.д.

Дидактическое упражнение

«Что лишнее и почему?»

Белка, лиса, корова, волк (корова, так как остальные – дикие животные).

Ёжик, медведь, заяц, собака (собака, так как остальные – дикие животные).
Заяц, собака, корова, кошка (заяц, так как остальные – дом. животные).
Лиса, кошка, заяц, волк (кошка, так как остальные – дикие животные).
Лошадь, медведь, коза, собака (медведь, так как остальные – дом. животные).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fa9/00182b88-10071c65/hello_html_58e9a72b.png

 Дидактическое упражнение

«Составлять рассказ о диком животном по плану».

Это лиса, дикое животное. Лиса-хищница, охотится на мышей, птиц, зайцев. Лиса-животное среднего размера. У нее небольшое стройное тело, голова с острой мордочкой и острыми ушами, быстрые ноги и пушистый хвост. Тело лисы покрыто густой рыжей шерстью. Жилище лисы- нора. Ее детеныши-лисята.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0457/000743ce-4dc0c54c/hello_html_656a93b4.png

Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их.

Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет.

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лисичка рыжая — в норе,

Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Почитайте с ребенком дома:

«Олененок» Ю. Кушак, «Покормите птиц зимой» А. Яшин,

«Скачет шустрая синица…» А. Барто,

«В медвежий час» Г. Цыферов, «Первая охота»,

«Лесной колобок – колючий бок», В. Бианки, «Зимовье зверей»,

«Лисичка-сестричка и волк»,

«Сказка про Комара Комаровича»,

народные сказки о животных, их повадках.

http://ok-t.ru/cozyhomesteadru/baza1/145055322105.files/image002.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее логопедическое задание по лексической теме «Мебель».

https://olonec.social-karelia.ru/wp-content/uploads/sites/15/2020/06/vc1qgraryag.jpg

  1. Рассмотри картинку. Назови то, что на ней нарисовано одним словом.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0953/00153f02-88b48275/img14.jpg

2. Объясните ребенку:

- для чего нужны диван, кровать, стол, стул, табуретка, шкаф, буфет. Например: стул нужен для того, чтобы сидеть, шкаф – для того, чтобы хранить одежду, книги и т.д.

- части мебели (желательно посмотреть на настоящей мебели).

у стула есть – спинка, сиденье, ножки;

кресло – спинка, сиденье, подлокотники;

стол – ножки, крышка;

шкаф – стенки, дверцы, полки.

3. Игра «Назови ласково» со словами: диван, шкаф, кровать, табуретка, кресло, стул, стол (кресло – креслице, стул – стульчик, стол – столик).

4. Игра «Жадина» со всеми этими словами (мой диван, моё кресло).

5. Игра «Чего не стало?» Ребенок закрывает ладошкой предмет мебели на картинке и говорит: «Не стало дивана, комода». (и т.д.).

6. Игра «Что для чего?» (употребление в речи предлогов на, в ).

На чем можно сидеть? – Сидеть можно на стуле, на диване...

На чем можно лежать? – Лежать можно на диване, на...

На что можно поставить тарелку с супом?

Куда можно убрать одежду?

7. Игра «Что лишнее?» Рассмотри картинку и назови лишние предметы и скажи почему они лишние. Например: Лишняя груша, потому что она не мебель.

hello_html_m25a49360.png

8. Рассмотреть табуретку и кресло, сравнить их по плану:

что это?;

для чего нужно?;

сравнить части этой мебели.

Пример рассказа: Это табуретка, а это кресло. На табуретке можно сидеть и на кресле можно сидеть. У табуретки есть сиденье и у кресла есть сиденье. У кресла есть спинка, а у табуретки нет спинки. У кресла есть подлокотники, а у табуретки нет подлокотников. 

Загадки

С ногами, а без рук,

С боками, а без ребер,

С сиденьем, а без живота,

Со спиной, но без головы.

Кресло

Под крышей — четыре ножки,

А на крыше — суп да ложки.

Стол

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

Вешалка

Все одеть ее хотят,

И на ней весь день висят

И пальто, и куртки,

Когда придем с прогулки.

(Вешалка)

Она меня впускает в дом

И выпускает вон.

В ночное время — под замком

Она хранит мой сон.

Она ни в город, ни во двор

Не просится гулять:

На миг заглянет в коридор —

И в комнату опять.

Дверь

Одной ручкой всех встречает,

Другой ручкой провожает.

Дверь

В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется…

Буфет

Свысока он смотри вниз:

В нем и новенький сервиз,

И старинная посуда,

И ножей, и вилок груда.

Здесь одежды только нет:

Это все-таки…

(Буфет)

Если ты устал играть,

То ложишься на…

Кровать

Днем спит на ней покрывало и подушка,

А по ночам там спит – Андрюшка.

Кровать

Меня в комнате всякий приметит,

А открыв меня, зиму с летом встретит.

Шкаф

Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать, —

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать.

Диван

Четыре брата

Одним кушаком подпоясаны,

Под одной шляпой стоят.

Стол

С ногами — без рук,

С боками — без ребер,

С сиденьем — без живота,

Со спиной — без головы.

Стул

Здесь и вешалки, и полки,

Словно в доме этажи.

Брюки, кофточки, футболки –

По порядку все лежит.

Шкаф

Я хозяйкам очень нужен,

Я с посудой очень дружен,

Я посуде всякой рад,

Называюсь я…

Сервант

Длинный парень у стены,

Кости с рёбрами видны,

Руки тонкие, как палки,

Смотрится смешно и жалко,

Все его одеть хотят.

Вешалка

Не тахта и не диван.

Не кровать и не топчан,

Но на ней порой у Кости

Сладко спят наши гости.

А когда поспят немножко,

Соберут ее гармошкой

И до ночи каждый раз

Уберут подальше с глаз.

Раскладушка

Я на стол чуть-чуть похожа,

Есть на кухне, и в прихожей,

В спальне я бываю редко,

А зовусь я …

Табуретка

Не смотрел в окошко —

Был один Антошка,

Посмотрел в окошко —

Там второй Антошка!

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка?

Зеркало

Словно праздничный товар,

Ты на ней расставишь обувь:

И кроссовки, и сапожки,

Сандалеты, босоножки,

Чтобы не пылились

И легко носились.

Обувная полка

У него четыре ножки,

На коня похож немножко,

Но не скачет никуда.

И тарелки, чашки, ложки,

И прекрасная еда

На его спине широкой

Разместились без труда.

(Обеденный стол)

На него садятся, но не стул.

С подлокотниками, но не диван.

С подушками, но не кровать.

(Кресло)

Четыре ножки,

Одно тело и две спинки,

На одной из спинок –

Перинка для Иринки.

(Кровать)

Всех в объятья принимает –

И баюкает, качает.

(Кресло-качалка)

У него спина большая,

И на ней он разрешает

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать.

(Письменный стол)



Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ «ТРАНСПОРТ»

https://pandia.ru/text/82/009/images/img1_57.pngТема: «Транспорт»

  1. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастики

«Лопаточка» - «Иголочка» 8-10 раз

«Часики» 8-10 раз

«Качели» 8-10 раз

«Маляр» 8-10 раз

«Накажем непослушный язычок» 8-10 раз

1. Рассказать про виды транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный).

2. Знать признаки: пассажирский, грузовой, воздушный, водный, железнодорожный.

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования — приехать, уехать, отъехать) заводить, выруливать, взлетать, приземляться, отчаливать, тормозить.

  1. «Подбери признак»

Машина (какая?) -

Автобус (какой?) -

Самолет (какой?) -

4. «Подбери действие» (не менее трех)

Поезд (что делает?) -

Самолет (что делает?) -

Пароход (что делает?) -

  1. «Один — много»

Машина -

Самолет -

Колесо -

Вагон -

Крыло -

Капитан -

Водитель -

Летчик -

6. «Четвертый лишний»

Пароход, лодка, самолет, парусник

Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро

Самолет, вертолет, велосипед, воздушный шар

7. «Кто чем управляет?»

Водитель управляет (чем?) -

Машинист управляет (чем?) -

Летчик управляет (чем?) -

Капитан управляет (чем?) -

8. «Закончи предложение»

Пешеход — это

Пассажир — это

Кондуктор — это

Регулировщик — это

9. «Придумай продолжение»

На перекрестке случилась авария, потому что

Машина буксовала и не могла тронуться с места, потому что

На остановке собралось много народу, потому что

Водитель затормозил у пешеходного перехода, потому что

У светофора все машины затормозили, потому что

Водитель сигналил мальчику, потому что

Дети долго не могли перейти дорогу, потому что

10. Какой транспорт относится:

- к водному виду -

- к воздушному -

- к наземному -

- к подземному -

11. Нарисуй или вырежи картинки с изображением различного вида транспорта. Придумай рассказ: «Я отправлюсь в путешествие на … » Записать.

На чем отправишься? Цель поездки? В какое место? Можно ли на этом транспорте добраться до места?

http://dostavka27.umi.ru/images/cms/data/57_transport.gif

http://www.familyholiday.net/wp-content/uploads/2012/10/Remembrance-_Day_-or_-Veterans_-Day_-Coloring-_Pages-__091.jpg

http://fotoham.ru/img/picture/Jun/07/56f880872c057d47112b309f4992b2d8/mini_2.jpg

http://storage.surfingbird.ru/l/15/8/10/23/r2_cs14110.vk.me_LAakrbtewkI_1051cedb.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Профессии. Швея»

https://img5.lalafo.com/i/posters/original/09/d6/0f/ffa585b4935d3527ec417435a7.jpeg

  1. Родителям рекомендуется  посетить  с  ребенком магазин  ткани, рассмотреть образцы ткани и фурнитуры, посетить  ателье  по  пошиву  одежды,  где  познакомить  его  с  профессиями  портнихи, швеи, закройщицы, приемщицы. 
  2. Что нужно для работы швее

https://lh5.googleusercontent.com/O-Iwbz4DB3fOxG4Vt08XP0fC_66SXsryCs4lf89NgOiuhxqRQIcPxYojeX-wp-VXQh92k2s-Z13dXd5mcEMu7BAyfI2oM_YV44riYsy0pSFEh1naR0Ar54E5JLsusPgWChIuIZMD

  1. «Чья, чей, чьи, чье?»

        

Это чья шапка? — Моя.

Это чьё платье? — Моё.

Это чей костюм? — Мой.

Это чье пальто? — Мое.


4.«Один — много»

футболка –футболки ;

платье — ...;

брюки — ...;

рубашка— ....

5. Игра «Какой? Какая? Какое?»
Шуба — меховая, теплая, мягкая, пушистая ...
Платье - ....
Костюм - ....
Шуба - ....

6. «Сосчитай одежду» (счет до 10)

Одна шуба, две шубы, три шубы, четыре шубы, пять шуб…..
Одна майка - ....
Одно платье - ....
Один костюм - ....
Один пиджак - ....

7. «Из чего сшито?»
Платье из шелка какое? — шелковое.
Костюм из джинсы - ...
Шуба из меха - ...
Сарафан из ситца - ...
Пальто из драпа - ...
Куртка из кожи - ...
кофта из шерсти - ...

8. Подбери слова, противоположные по значению::
Длинный рукав - короткий рукав.
Глубокий карман - ....
Большой воротник - ....
Высокая стойка - ....
Дорогая куртка - ....
Чёрные полоски - ....
Чистая куртка - ....
Новый комбинезон - .....

9. «Скажи ласково»
Рукав - рукавчик.
Карман - ....
Воротник - ....
Стойка - ....
Куртка - ....Полоска - .....
Комбинезон - ....

10. Ответь на вопросы полными распространёнными предложениями:
Где продают одежду, ткани?
Кто работает в магазине?
Кто работает в ателье?
Что делают с одеждой в магазине?
Что делают с одеждой в ателье?

11. Составь описательный рассказ по плану:
-Название.
-Какого цвета.
-Из чего состоит.
-Из какого материала.
-Для какого времени года предназначена.

Например: это шуба. Она коричневого цвета. У шубы есть воротник, рукава, манжеты, карманы, пуговицы. Сшита шуба из меха. Она меховая. Шубу носят зимой - это зимняя одежда. В шубе зимой тепло и уютно.

12. Отгадай загадки:
Змея на дерево вползла,
Собою дерево спасла:
Когда ветры налетели,
Она дерево согрела. (Шарф)

Дорожка сшита — связана
Да к домику привязана.
Кругом домик обежит,
А потом замрёт – лежит,
Домик охраняет,
Холод отгоняет. (Шарф)

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (Шарф)

Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)

Широка да тонка,
Надувает бока,
Весь день на мне ездит.
Не слезая сидит,
А ночь придёт –
Свернётся и спит. (Рубашка)


Черна, а не земля,
Пушиста, а не снег,
Греет, а не печка. (Шуба)


Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх.
Думаешь, что вышел,
А на самом деле вошёл. (Рубашка)


Если день стоит пригожий,
Он не выйдет из прихожей.
Если дождик моросит,
Он на улицу бежит. (Плащ.)


Ветер дует-дует –
Никак не сорвёт!
Солнышко пригреет –
Само спадёт. (Пальто)

13.Рассмотри картинку и составь рассказ. Раскрась.
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d6a2d771e99/595679_8.png

14.  Проверь правильно ли ты употребляешь слова: надеть (на себя), одеть (кого-то); выучить:

«На дворе холодный день,

Ты пальто своё ... (надень),

Также брата-малыша потеплее ты... (одень)».

«Чтоб гулять и не замёрзнуть, надо шапку... (надевать),

Куклу надо... (одевать), майку ж надо ... (надевать).



Предварительный просмотр:

Лексическая тема "Профессии на стройке"

1. Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и

цементом. Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей, каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик. Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:

Каменщик (что делает?) кладет стены.

Маляр (что делает?) красит стены, окна, двери.

Электрик (что делает?) проводит свет.

Крановщик (что делает?) управляет подъемным краном.

Рассмотрите картинки. Побеседуйте об изображенных профессиях

2.        Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?» Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч  и заканчивает ее. Например:

Маляр пользуется... кистью.                                                                                            Штукатур пользуется... — мастерком.                                                                                        Электрик пользуется... — отверткой.                                                                                                    Сантехник пользуется... — плоскогубцами.                                                                                          Стекольщик пользуется... — стеклорезом.

3.        Выучите с ребенком стихотворение:

Красить комнаты пора.                                                                              Пригласили маляра.                                                                                                       Он приходит в старый дом                                                                                              С кистью, краской и ведром.

  1. Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных специальностей: ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.

6.  Отгадайте загадки

Я землю копала — ничуть не устала.

А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)

Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)

Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)

7. Упражнение для кистей рук

Красят домик маляры для любимой Кулаки опущены вниз.

детворы. Одновременно поднять вверх кисти рук,

Если только я смогу, то им тоже помогу. раздвигая в стороны пальцы.

8. Подбери признаки» (не менее 5 признаков)
Дом (какой?) - …; комната (какая?) - …; строители (какие?) - …здание (какое?)-..., квартира, помещение ..,
9.  «Для чего что?»
(молоток, краска, шпатель, пила, экскаватор, бульдозер и тд.)
С что можно делать этим предметом ?
10. «Один-много» (кирпич-.., дом-..., стена-..., маляр-.., крыша-.., и т.д)
11. «У меня- у нас — нет» ( кирпич, дом, окно, дверь и т.д)
12. «Сосчитай» (подъемный кран, многоэтажные дома, просторные квартиры и тд)

13. «Назови ласково» (дом-.., стена-.., балкон-..., краска-.., крыльцо-..., )

14. «Из чего какой» (из кирпича-, бревен, глины, соломы, дерева, железа, стекла, )

из кирпича - кирпичный....

15. «Скажи наоборот» (высокий-.., новый-.., темная-,.., узкая-..., тесная-..., )
Подбери предмет к признаку. «Что может быть узким? (узкая улица, просторная квартира, темный чердак, высокий дом)

16.Раскрасьте рисунок, побеседуйте по рисунку. 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашние задания по лексической теме «Комнатные растения» https://i.pinimg.com/736x/ce/8a/9e/ce8a9ebd556904311949bae37ad9da89.jpg https://static-ru.insales.ru/images/products/1/1254/96224486/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg

Родителям рекомендуется:

Познакомить ребенка с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки (какой стебель, листья, цветы и т.п.)

Выучить с ребенком некоторые названия комнатных растений (кактус, фикус, герань, бегония, традесканция, хлорофитум, фиалка);

Объяснить ребенку, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль. Объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вид утром и вечером. Сравнить кактус и алое, составить небольшой сравнительный рассказ о внешних особенностях этих растений (по возможности показать ребенку несколько видов кактусов).

  1. Упражнение «Четвертый лишний»

Кактус, герань, незабудка, фикус

(Незабудка – лишняя, т.к. не является комнатным растением)

  1. Игра «Узнай по описанию»

Взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает. Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». - Кактус.

  1. Упражнение «Сочини загадку»

Предложите ребенку самому придумать загадку – описать растение, используя его характерные признаки (форму стебля, листьев, наличие цветов и т.п.)

  1.  Подумай и объясни, почему эти растения называются комнатными? Наблюдение за комнатными растениями, за их цветением, участие в уходе за растениями дома.

  1.  Вспомни, как надо ухаживать за комнатными растениями и закончи предложения.

Чтобы цветы не сохли, их надо _______________.

Пыльные листья надо __________________.

Чтобы комнатные цветы цвели, их надо _______________ .

  1. Заучивание стихотворения «Фиалка»

Рано-рано поутру

Лейку новую беру.

Мне воды не жалко.

Пей, моя фиалка!

  1. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными.

Один мак; моя ромашка; много васильков и т.д.

  1.  Образование множественного числа существительных.

Кактус - кактусы. И т.д.

  1.  Составление рассказа-описания о фиалке по данному плану.

Это фиалка. Она красивая. У нее зеленые листья и розовые цветы. Она растет в коричневом горшочке. Ее нужно поливать, подкармливать.

  1. Игра «Цветок и божья коровка». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов). Выделяйте голосом предлоги.

Ты знаете, что весной просыпаются насекомые.

Родитель. Вот божья коровка проснулась и залетела к нам в окно. Где она сидит? Начни ответ со слов «божья коровка».

Дети. Божья коровка сидит на листочке.

Родитель. А теперь что делает божья коровка?

Дети. Божья коровка слетела с листочка.

Родитель. Где прячется божья коровка?

Дети. Божья коровка прячется под листом.

Родитель. А где она летает сейчас?

Дети. Божья коровка летает над цветком.

  1.  Игра «Назови ласково».

Цветок — цветочек

Лист —

Стебель —

Корень — и т.д.

  1.  Нарисуй или приклей картинки с изображением комнатных растений. Покажи и назови части: корень, стебель, ветка, лист, бутон, цветок

https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/05/03/komnatnye_rasteniya_1.png


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Космос»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0759/00169c98-3a78934e/hello_html_72db8e59.png

Физминутка

«Луна»

В небе плавает луна. (плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать. (руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять — (хлопки над головой)

И пониже перевесить. (руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь –(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем. (дети тихо садятся)

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

В космос полетел отряд.

Пальца обеих рук соединяются с большими,

Командир в бинокль глядит, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты,

Спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Дыхательная гимнастика

«Надеваем шлем от скафандра». И.п. - сидя на корточках, руки над

головой сцеплены на замок. Вдох - и.п.; выдох - развести руки в стороны,

произнести: «Чик». Повторить четыре-шесть раз.

«Запускаем двигатель». И.п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью,

сжаты в кулаки. Вдох - и.п.; выдох - вращать согнутые руки (одна вокруг

другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р».

Повторить 4-6 раз.

«Летим на ракете». И.п. - стоя на коленях, руки вверх, ладони

соединить над головой. Вдох - и.п.; долгий выдох - покачиваться из стороны

в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно

произносить: «У-у-у-у». Повторить четыре-шесть раз.

«Пересаживаемся в луноход». И.п. - узкая стойка, руки вдоль

туловища. Вдох и.п.; выдох - полный присед, руки вперед, произнести:

«Ух!». Повторить четыре- шесть раз.

«Лунатики». И.п. - стоя на коленях, руки согнуты в локтях и разведены

в сторону, пальцы врозь. Вдох - и.п.; выдох - наклонить туловище в сторону,

произнести: «Хи-хи», повторить по три-четыре раза в каждую сторону.

«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. - ноги врозь, руки вдоль

туловища. Вдох - через стороны поднять руки вверх; выдох - руки плавно

опустить, произнести: «Ах!». Повторить четыре-шесть раз.

Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Шар» Приготовьтесь, включите насос, чтобы надуть воздушный шар.

Встать прямо. Совершить медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Выполнить три раза.

Упражнение «Насос». Затем сделать плавный выдох, медленно втягивая живот. Выполнить три раза. .Произносить звук (С_С_С_С).

Беседа. ПОЧЕМУ СОЛНЦЕ ВСХОДИТ И ЗАХОДИТ?

Утром Солнце всходит на востоке, а вечером заходит на западе. Кажется, что

Солнце движется вокруг Земли. На самом же деле наша Земля вращается

вокруг своей оси. В течение суток каждая часть Земли, скажем, Россия, один

раз оказывается на солнечной стороне планеты — и у нас наступает день, а другой раз — на темной, и у нас наступает ночь.

Вопросы: Почему кажется, что Солнце движется вокруг Земли? Что происходит на самом деле?

Объяснить детям, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;

— рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением

космоса, космонавтов и космической техники;

— рассказать детям о первом космонавте - Ю.Гагарине.

- рассказать детям для чего нужны космонавты.

Задание №1« Сосчитай до пяти»

 Один спутник, два спутника ... пять спутников.

 Одна звезда .

 Одно созвездие

 Одна станция ...

 Одна ракета…

 Одна планета…

 Один космонавт…

 Задание № 2 «Назови ласково»

 Солнце-

 Земля-

 Корабль-

 Звезда-

 Ракета-

 Космонавт-

 Планета -

Задание № 3  «Все летим в космос» Употребление местоимений.

Я-лечу, (буду космонавтом; приземлюсь

на луну...)

Мы-, Ты-, Вы-, Он-, Она-, Оно-, Они-...

 Задание № 4 .Игра «Скажи наоборот»

Цель: учить детей подбирать слова с противоположным значением (антонимы). Например: далёкий — близкий

тесный — ...

большой — ...

улетать — ...

высокий — ...

взлетать — ...

известный — ...

включать — ...

тёмный — ...

подниматься — ...

яркий — ...

Задание №5 Чистоговорки

 АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты

 КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета

 ТА – ТА – ТА - в космосе темнота

 ДА – ДА – ДА - яркая звезда

 НА – НА – НА - круглая луна

 НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты

 ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо

 МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета

 УН – УН – УН - голубой «Нептун»

 ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля»

Задание № 6«Чего много в космосе?» Составить предложения:

В космосе много…(ракет, комет, звезд, космонавтов, планет,

спутников).

Задание № 7  «Раздели слова на части» Сосчитай сколько частей в каждом слове. Ра-ке-та, кос-мо-навт, лу-на, спут-ник, ор-

би-та, звез-да, кос-мос, ко-ра-бль....

Задание № 8 «Скажи наоборот»

В солнечный день очень светло, а в космосе-....,

Летом на солнце очень жарко, а в космосе-....,

На земле люди совершают движения быстро, а в космосе-....,

На земле работать легко, а в космосе- .....

Солнце горячее, а Луна…

На Земле космонавт ходит и бегает, а космосе…

Сказка

"Жил на свете Звездочет. Каждую ночь он наблюдал далекие звезды, а днем изучал самую близкую звезду - Солнце, пытаясь разгадать тайну их рождения, жизни и смерти. Но время шло. Звездочет старел, а тайна оставалась неразгаданной. И тогда он решил полететь к Солнцу, чтобы все увидеть самому. "Возьму свою старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчусь!" - решил он. "Что ты, что ты, - заскрипела карета, - мне не выдержать такого длинного путешествия - развалюсь по дороге! Ведь оно продлится не менее 500 лет! Возьми уж лучше автомобиль!" Послушался Звездочет, выбрал машину. Но едва он взялся за руль, как зафырчал мотор: "Фр-ррр! Не буду включаться. Сто лет работать без отдыха не делаю!" Решил Звездочет взять самолет. Сказал он самолету: "Отнеси меня, пожалуйста, к Солнцу! Я очень тороплюсь, сколько лет для этого надо?" "10 лет. Но я не могу выполнить твою просьбу. В космосе нет воздуха и моим крыльям не на что опереться. Иди к моей сестре-красавице ракете. Только она может летать в безвоздушном пространстве". Так Звездочет и поступил. Но только он собрался занять место в кабине корабля, как из-за туч выглянуло Солнце, и его золотистые лучи брызнули во все стороны. Один солнечный луч коснулся щеки Звездочета и шепнул: "Ракете нужен год, а мне только 8 минут. Полетели?" Обрадовался Звездочет, потянулся за солнечным лучом и пропал с глаз..."

Вопросы после прочтения

- Что наблюдал Звездочет ночью?

- Что он наблюдал днем?

- Куда решил полететь Звездочет?

- Какие виды транспорта решил использовать Звездочет, чтобы осуществить свою мечту?

- Сколько времени нужно ракете, чтобы долететь до Солнца?

- Сколько времени понадобилось солнечному лучу?

 

Стихотворение

Мечтаю быть я космонавтом,

Чтобы к звездам полететь.

Но для этого мне надо

Очень многое суметь.

Кашу должен съесть я смело.

Ох, и трудное же дело!

И зарядку по утрам

Буду делать бодро сам.

Да, я стану космонавтом -

На ракете полечу.

Смелый я, и мне не страшно,

Даже маму прокачу!

https://pdnr.ru/studopediaru/baza29/6268405487710.files/image001.jpg https://1.bp.blogspot.com/-Y9qj7P_qBYY/Xr50SskP6cI/AAAAAAAAAEA/BuiU6VdtfdQY3PHclzm5F-BAayFEkbmNACNcBGAsYHQ/s1600/Qmcx9Inp2x4.jpg https://img.labirint.ru/rcimg/d18210da7f194b999a95792123d367a5/1920x1080/comments_pic/0847/03lab5vph1226988423.jpg?1226988427



Предварительный просмотр:

https://i.ytimg.com/vi/CVr1NM6eMs8/maxresdefault.jpg

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ОТКУДА ПРИШЕЛ ХЛЕБ»

ОБРАЗОВЫВАЕМ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА:

Игра «Назови ласково»

(образование уменьшительно-ласкательных форм существительных)

Колос – колосок, зерно – зернышко, хлеб – хлебушек, блин – блинчик,

булка – булочка, баранка – бараночка, печенье – печеньице, сушка –

сушечка, пирог – пирожок. И т. д.

Игра «Родственные слова»

(подбор однокоренных слов)

Назовите хлеб ласково. /Хлебушек/.

Назовите крошки хлеба. /Хлебные крошки/.

Вкусный и полезный квас из хлеба. /Хлебный квас/.

Посуда для хлеба. /Хлебница/.

Человек, который выращивает хлеб. /Хлебороб/.

Прибор для резания хлеба. /Хлеборезка/.

Завод, где выпекают хлеб. /Хлебозавод/.

ОБРАЗОВЫВАЕМ ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:

Игра «Самый умный»

(образование относительных прилагательных)

Поле, на котором выращивают рожь. /Ржаное поле/.

Поле, на котором выращивают пшеницу. /Пшеничное

Колос пшеницы. /Пшеничный колос/.

Мука из пшеницы. /Пшеничная мука/.

Мука из ржи. /Ржаная мука/.

Хлеб из пшеницы. /Пшеничный хлеб/.

Хлеб из ржи. /Ржаной хлеб/.

ПОДБИРАЕМ СИНОНИМЫ:

Игра «Какой хлеб?»

(подбор прилагательных к существительному)

Хлеб по запаху (какой) — пахучий, душистый, ароматный.

Хлеб на вкус (какой) — вкусный, приятный.

Хлеб на ощупь (какой) — свежий, мягкий, пышный, твердый.

НАЗЫВАЕМ ПРОФЕССИИ И ДЕЙСТВИЯ:

Игра «Узнай профессию»

(активизация словаря по теме)

Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)

Кто работает на мельнице? (Мельник.)

Кто работает в пекарне? (Пекарь.)

ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ:

Игра “Мукомол”

Мукомол, мукомол! Ты нам зерна молол!

(круговыми движениями рук перед собой показывает мельницу, где перемалывают зерна в

муку.)

А теперь из муки

(“Сыплет” руками муку сверху вниз, быстро перебирая пальцами.)

Все, что хочешь пеки!

Мишке – пышки;

(показывает руками пышную круглую булочку.“Пышка” - пышная высокая, сдобная

булочка, меняя руки правая вверху, левая внизу, и наоборот.)

Зайке – сайки;

(показывает перед собой длинные тонкие булочки округлой формы.“Сайки” - булочки,

которые напоминают длинные ушки зайчика.)

Для ежа – отличные бублики пшеничные

(педагог описывает в воздухе указательными пальцами круговые движения от кисти,

изображая бублик.)

Пальчиковая гимнастика «Хлеб»

Муку в тесто замесили (показать, как месим тесто)

А из теста мы слепили (показать, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки (поочередно сгибать пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопки в ладоши)

Очень вкусно! (вытянуть руки вперед)

Игра «Отгадай, что это?»

(согласование прилагательного и существительного в роде, числе; развитие языкового чутья)

- Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?

(Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка»).

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

• Ржаное — это поле или хлеб?

• Пшеничный – это колосок или поле?

• Пшеничная – это мука или пирожок?

• Пшеничное – это мука или тесто?

• Ржаные – это колоски или колосок?

• Пшеничные - это пироги или мука?

• Хлебные – это крошки или посуда?

• Хлебный – это квас или крошки?

Игра «Придумай слово»

(развитие словотворчества)

Задание 1 Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (Хлебница).

Задание 2 Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а

как называется прибор, который режет хлеб? (Хлеборезка).

Задание 3 Завод, где делают хлеб, называется как? (Могут быть разные варианты ответов, пусть РЕБЕНОК

придумает свои – «хлебник», «хлебный завод», «хлебофабрика» и другие любые варианты).

После этого подскажите: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Если ребенок не догадались, то скажите: «Да, такие слова, которые ты придумал, действительно могли бы быть в русском языке. Ты придумали замечательные слова! Но люди договорились называть такой завод по-другому: «хлебозавод». Поэтому мы говорим так: «Хлеб выпекают на…? (хлебозаводе)»; «В магазин привезли хлеб, сделанный на? (хлебозаводе)».

Где еще могут выпекать хлеб? Расскажите, что пекари выпекают хлеб в пекарне.

Хлебозавод большой, там работает много людей. А пекарня маленькая. В ней работает несколько пекарей.

Задание 4 Человека, который выращивает хлеб, работает на поле, называют «хлебороб».

А как можно назвать человека, который печет хлеб? (Хлебопек).

Игра «Составь предложение»

(формирование умения составлять предложение по двум опорным словам)

Повар – блины

Бабушка – пирожки

Магазин – хлеб

Маша – булочки

Папа – ватрушка

Собака – сухарь

Хлебозавод – мука

Игра «Что делают с хлебом?»

(подбор глаголов к существительному)

С хлебом что делают? (Сеют, выращивают, убирают, едят, покупают, продают, пекут,)

Побеседуйте о хлебе: откуда он берется, что делают из зерна, муки, теста и т. д.

Почитайте пословицы, стихи, загадки о хлебе.

Он бывает с толокном,

Я пузырюсь и пыхчу,

С рисом, мясом и пшеном,

Жить в квашне я не хочу.

С вишней сладкою бывает.

Надоела мне квашня,

В печь его сперва сажают.

Посадите в печь меня.

А как выйдет он оттуда,

(Тесто)

То кладут его на блюдо.

(Пирог)

Он на солнышке стоит

"Хлеб – всему голова!

И усами шевелит.

Золотые слова". –

Разомнешь его в ладони –

Говорили нам предки веками.

Золотым зерном набит.

Испеки хлеб своими руками.

(Колос)

Хлеба к обеду в меру бери,

Хлеб – драгоценность, им не сори.

Считалки о хлебе

Чистоговорки о хлебе

Дождик, дождик поливай –

Будет хлеба урожай.

Жок-жок-жок – это пирожок.

Будут булки, будут сушки,

Шки-шки-шки – мама жарит пирожки.

Будут вкусные ватрушки

Шки-шки-шки – мы любим пирожки.

Жок-жок-жок – кушай, Женя пирожок.

Катилася торба с высокого горба

Ач-ач-ач – ВТО калач.

В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

Чи-чи-чи – пекутся в печке калачи.

С кем хочешь поделиться?

Чи-чи-чи – мы любим калачи.

Чи-чи-чи – на праздник будут калачи.

Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Взрослый и ребенок по очереди называют различные хлебобулочные изделия, победит тот, кто больше назовет.

Нарисуйте с ребенком.

Хлебное поле. Хлебное поле рисовать несложно, но понадобится предварительная работа. Сначала нарисуйте фон голубого цвета, чтобы краска хорошо просохла. На следующий день нарисуйте саму пшеницу, растущую на поле. Можно нарисовать желтые, созревшие полностью колоски, а можно изобразить зеленую поросль. Дети старшей группы уже учатся изображать движение предметов. Поэтому нужно пояснить детям, что ветер колышет колоски и они наклоняются в разные стороны. Их можно нарисовать и полукругом, опущенными вниз. Когда колосок созревает, зерна становятся тяжелыми и тянут его вниз. Нижняя часть картинки заполняется палочками, на которых держатся зерна. Сверху на голубом небе можно нарисовать белые облака и солнце.

https://www.virtualacademy.ru/files/screenshots/f_5a975595b722d.jpg


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: