Общепедагогические технологии

Попирайко Неонила Николаевна

Общепедагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование коммуникативной компетентности

у младших школьников на уроках русского языка»

Неонила Николаевна Попирайко

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

г. Когалым

Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность», на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся. В настоящий момент важно не просто вооружить детей теоретическими знаниями в области конструктивного взаимодействия, а интегрировать теоретические знания и практические умения.

Младший школьный возраст определяется отечественными психологами как важный этап социализации и развития коммуникативных способностей ребенка. Следовательно, формирование коммуникативной компетентности ученика младшего школьного возраста является одной из главных проблем. Ведь дети 6-7 лет не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта со взрослыми. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятный для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся.  Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое. Поэтому работу по формированию коммуникативной компетентности необходимо начинать с развития связной речи учащихся, так как  именно в процессе речевого общения идет становление и развитие личности ребенка.

Работая с детьми младшего школьного возраста, было обращено внимание на то, что с каждым годом   у детей возникает  все больше и больше затруднений  при общении друг с другом, с окружающими людьми. Ученики не могут высказать свои мысли, чувства, просьбы, в соответствии с речевыми ситуациями. В ходе наблюдений были выявлены причины, по которым у детей возникают проблемы с развитием речи (речевые нарушения, ограниченный словарный запас, средства массовой информации  и компьютерная техника заменяют общение с родителями, быстрая утомляемость и ослабленное здоровье детей, русский язык не является родным языком.). Эти причины  также  мешают успешной учебной деятельности ребенка.  

Поэтому  работу над темой, вынесенной в заголовок данной статьи, нужно начинать с диагностики речевых ошибок, выстроенную на базе  коммуникативного подхода. Проанализиров,  работы учащихся, выяснилось, что преобладают информационно-коммуникативные ошибки, причину можно усмотреть в том, что оперативная память ребенка не справляется с удержанием того, что он написал и еще нужно написать (конструированием).  Конструктивно-коммуникативные ошибки  встречаются при употреблении местоимений в предложении и тексте, количество которых возрастает почти в два раза, что можно объяснить общим смысловым и конструктивным усложнением письменных работ, их жанровым изменением - преобладанием сочинений над изложениями. Наименьший процент ошибок приходится на логико-коммуникативные. Вероятно это происходит, потому, что дети в данном возрасте не оперируют широко причинно-следственными, родовидовыми отношениями и соответственно не употребляют в своей речи сложноподчиненных предложений, отражающих эти отношения. По данным психологов, эти отношения осваиваются позднее.

Анализ результатов  исследования поможет  спланировать работу по формированию коммуникативно-речевой направленности (развитию речи) на уроках русского языка.

          Направления работы:

  • воспитание звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, работа с чистоговорками  и скороговорками, дидактические игры, направленные на развитие фонематического слуха);
  • работа над значением слова (использование словарей и справочников «Будь внимателен», «Проверь себя», «Грамматика для малышей» и т.д., цель которых  дать ответы на вопросы);
  • работа над предложением (распространение, дополнение неоконченных предложений, изменение порядка слов, восстановление деформированного, составление предложения по аналогии, увеличение количества слов в предложении и усложнение содержания);
  • работа над текстом (написание сочинения).

Конечная цель и ожидаемый результат:

  •  научить детей правильно  использовать в речи известные слова и обороты,  осознанно отбирать их для выражения своих мыслей, а также строить текст по  логическим частям, соблюдая нужную последовательность и связность в передаче мыслей, стараясь не упускать главное в содержании;
  • повышение качества обучения и сформированности   у учащихся коммуникативных навыков.

Особое внимание заслуживает работа над сочинением, так как сочинение должно стать формой выражения собственного «я» ребенка, его мыслей и чувств, стать душевным откликом на события его собственной жизни. Кроме того, сочинение  оказывает психотерапевтический эффект, поможет снять тревожность, неуверенность в себе, повысить самооценку. Ученик должен научиться  рассуждать, рассказывать и описывать увиденное, услышанное или прочитанное.   Чтобы учащиеся приобрели необходимые умения для написания сочинений, нужна система упражнений, основанная на принципе наращивания трудностей.

         Хочется выделить такой вид упражнений,  как фотомонтаж. Этот интереснейшая работа представляет собой сочетание нескольких крупных, красочных фотографий по принципу перекликающихся тем.  Отражает динамику жизни, подчеркивает связи, функции предметов и явлений, зависимость одного кадра жизни от другого. Именно поэтому этот вид упражнений может служить стимулом для устных и письменных высказываний учащихся, концентрировать внимание, развивать  творческое мышление.  

Так в четвертом классе предлагаются фотографии, последовательность которых ребята могут самостоятельно установить. Например, по  теме «Отдых», «Экскурсия в лес или парк». Фотомонтаж может быть использован и для создания текстов рассуждений, если он отражает определенные причинно-следственные связи. Данный вид упражнения может выполняться одним учеником или группой учащихся. Коллективное совместное творчество превращает учеников класса в единомышленников, учит их совместному сосуществованию, создает на уроке атмосферу не конкуренции, а сотрудничества.

Психологами доказано, что возраст детей начальной школы самый подходящий для развития основных коммуникативных и творческих навыков, так как именно в младшем школьном возрасте у ребенка формируется то, что сейчас называют креативность.            

         Таким образом, системная работа по развитию речи способствует формированию коммуникативной компетентности у младших школьников, так как  в процессе формирования навыков связной речи отчетливо устанавливается тесная связь речевого и умственного развития детей: развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Современный подход к проблеме развития речи предполагает формирование прочных и осознанных школьниками основ речевого поведения и культуры. Поэтому  такая система  работы по развитию речи  позволяет ученикам овладеть навыками устной и письменной речи и допускать как можно меньше ошибок.

Библиографический список

  1. М.Р. Львов. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М., 2001.

  1. Д.Н. Богоявленский. Психология усвоения орфографии. - М., 2000.

  1. А.И. Власенков. Развивающее обучение русскому языку. - М., 2001.

  1. А.Я. Карупе. Обучение детей в школе. - М., 2001.

  1. В.Г. Костомаров. Русский язык среди других языков мира. - М., 2003.

  1. А.И. Липкина. Работа над устной речью учащихся. - М., 2003..

  1. Н. И. Политова «Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка» - М.: Просвещение, 2005.

  1. Н.И. Политова «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» - М., 2006.

  1. Н.С. Рождественский Обучение орфографии в начальной школе. - М., 2001.



Предварительный просмотр:

«Современные педагогические технологии как средство достижения нового качества образования»

    В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период. Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов.  Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

      Наиболее часто используемые технологии: ИКТ-технологии, проектные, проблемного обучения, игровые технологии.

ИКТ-технологии.

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства. Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Применение ИКТ на уроках усиливает: - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Проектная технология.

В XXI веке метод проектов – широко используемая педагогическая технология в урочной и внеурочной деятельности, т.к. одна из задач этого метода стимулировать интерес школьников к учебной деятельности. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащегося, которую они выполняют в течение определенного времени.

Главными целями введения проектной технологии в начальной школе являются:

  • Развитие интереса к предмету;
  • Приобретение исследовательского опыта;
  • Развитие умения творчески оформлять и доносить информацию до детей в

классе, на большую аудиторию;

  • Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
  • Получение дополнительных знаний по теме;
  • Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).

      Технология проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

     Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею.

Технология проблемного обучения.

Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения цели основ наук. Такое обучение является проблемным.

    Для того, чтобы использовать технологию проблемного обучения в учебном процессе необходимо выполнять условия ее выполнения:

Проблемное обучение целесообразно применять:

- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,

- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу, т.к. для слабых учащихся этот метод оказывается трудным (это преодолевается дифференциацией уровней проблемности),

- когда у учителя есть время для проблемного изучения темы, т.к. оно требует больших затрат времени.

Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Игровые технологии.

 Игровые технологии можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов,  учебников. Задача учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Учителю начальных классов приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

     Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения.

     Технологии  проблемного обучения, игровые технологии и технологии уровневой дифференциации учителя нашего МО  давно и успешно используют. Но  чаще пользуются традиционными технологиями. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения.

     Использование современных педагогических технологий в обучении – это  эффективное средство от однообразия, скуки, способствующее развитию учащегося, осознанию себя как члена группы, расширению знаний, формированию важных и значимых для личности знаний.



Предварительный просмотр:

" Целеполагание и планирование как реализация управленческих функций учителя "

 «Приёмы целеполагания на уроках математики»

                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                    Подготовила:

учитель начальных классов

                                                              Попирайко Неонила Николаевна

2019 год

Важным моментом целеполагания есть понимание цели для каждого обучающегося. Чтобы ученик сам поставил перед собой  учебную цель, на уроке должна возникнуть ситуация, которая подтолкнула бы его к определению целей на уроке.

Именно на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.  Доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Г.А. Цукерман Российской академии образования, говорила: “Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию.необходимости его появления”.

При организации данного этапа подбираются средства, приемы, мотивирующие учащихся на предстоящую деятельность. При выборе приемов целеполагания учитываются следующие условия: уровень знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность.

        Понятия целей: 

1) предвосхищаемый результат деятельности;

2) предметная проекция будущего;

3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека.

        Под целью в образовании следует понимать предвосхищаемый результат - образовательный продукт, который должен быть реальным, конкретным.

        В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

        Цели должны быть:

Диагностируемые.

Конкретные.

Понятные.

Осознанные.

Описывающие желаемый результат.

Реальные.

Побудительные (побуждать к действию).

Точные.

        Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.

        В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся. Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема

        Приемы целеполагания. 

Визуальные: 

Тема-вопрос

Работа над понятием

Ситуация яркого пятна

Исключение Домысливание

Проблемная ситуация

Группировка.

Аудиальные: 

Подводящий диалог

Собери слово

Исключение

Проблема предыдущего урока.

        Обязательными условиями использования приемов целеполагания является: учет уровня знаний и опыта детей, доступность, т.е. разрешимая степень трудности, толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных, вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания. (универсальные)

Тема-вопрос

        Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность. Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий: 1.Повторить знания об имени прилагательном. 2.Определить, с какими частями речи сочетается. 3.Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными. 4.Определить закономерность изменений, сделать вывод. Это сформулированы конкретные учебные цели.

Работа над понятием

        Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".

Подводящий диалог 

        На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Ситуация Яркого пятна 

        Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока. Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".

Группировка 

        Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока. Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.

Исключение 

        Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие. Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Например, тема урока "Дикие животные". Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее. Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые". – Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка". – Что общего во всех словах? (Названия животных) – Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.

Домысливание 

        1. Предлагается тема урока и слова "помощники": повторим, изучим, узнаем, проверим С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока. 2.Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?" (63 + 7) : 10 24 : (16 – 4·2) (42 – 12 + 5) : 7 8 ·(7 – 2 · 3)

Проблемная ситуация 

        Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова: Самостоятельное решение Коллективная проверка результатов Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения Постановка цели урока.

Проблема предыдущего урока 

        В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.

«На понимание и синтез» 

        Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. На уроках литературного чтения фантастическая добавка актуальна в таких заданиях: написать письмо литературному герою; сочинить письмо одного литературного героя к другому.

«На запоминание и воспроизведение»:

        Удивляй! Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное. Всегда можно найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Это могут быть факты из биографии писателей.

Практичность теории. 

        Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. Например, ситуация: с вопросом «чье имя носит улица?» к учащимся обратились иностранцы. Так в 3-4 классе можно начать разговор о жизни и творчестве писателя.

«На понимание и применение» 

        Лови ошибку! Этот прием позволяет учителю проверить знание деталей.

Источник: Pedsovet.su 1.Технология целеполагания урока. Г.О.Аствацатуров. Волгоград, издательство «Учитель», 2010. 2. Подходы к целеполаганию на уроке http://www.eidos.ru. 3.Формирование навыка целеполагания http://www.gimnazy161.ru. 4.Каким должен быть современный урок http://www.it-n.ru. Использованная литература и Интернет-источники тературного произведения, литературоведческих приемов, а ребенку осознать важность внимания.