Программно-методическое сопровождение образовательного процесса

Попирайко Неонила Николаевна

Программа внеурочной деятельности "Истоки"

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_1_klass.docx23.5 КБ
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy_1_klass.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

                           Программа внеурочной деятельности в 1 –А классе «ИСТОКИ»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Истоки» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием учебного пособия для 1 класса общеобразовательных учебных заведений «Азбука Истоков золотое сердечко», авторы: Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин.

Программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МАОУ «Школа-сад № 10», отраженных в программе развития школы, а именно:

- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;

- создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении;

-создание условий активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И.А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А.В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

  • развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
  • создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

        В 1995г. социокультурный системный подход признан Российской Академией Естественных наук. Курс «ИСТОКИ» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

– раннее и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

– присоединение семьи к школе;

– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;

подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе – внимание сосредоточено на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т. д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создает необходимые условия для целостности и завершенности курса в рамках начальной школы.

        В l-м классе дети подводятся к пониманию собственно истоков, знакомятся с социокультурным наполнением Слова, Образа, Книги.

                                                                                                                                            1 класс

АЗБУКА ИСТОКОВ «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО»

СЛОВО

ОБРАЗ

КНИГА

  • Золотое сердечко
  • Доброе Слово
  • Честное Слово
  • Слово о родителях
  • Святое Слово
  • Родник
  • Первый Образ
  • Светлый Образ
  • Образ Богородицы
  • Благодатный Образ
  • Книга
  • Первая Книга
  • Живая Книга
  • Книга книг
  • Мир Книги

                                                                                                  СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 класс

Учебный курс «ИСТОКИ» для l-го класса позволяет младшему школьнику освоить понятие истоки, узнать, что значат Слово, Образ, Книга с большой буквы.

        Золотое сердечко живёт добрым, честным, святым Словом. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет «медью звенящей».

        Использование учебного материала по теме «СЛОВО» поможет учителю  осуществить социокультурное присоединение от семьи к начальной школе.

        «ИСТОКИ» предполагают обучение через «Образ». Не всё видимое есть Образ. Многое является безобразным.

Вторая часть учебного курса знакомит с Образом Истоков. Книга является главным инструментарием образования в школе.

                Третья часть учебного курса позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга - живое существо. Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. Как сделать первые шаги по выпуску своей первой Книги?

        

Главными целями этого курса в l-м классе являются:

- освоение первых социокультурных категорий Слово, Образ, Книга;

- развитие ценностей Истоков;

- развитие целостного восприятия, способности слышать

Слово, видеть Образ, чувствовать окружающий мир.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД

Истоки. Золотое сердечко. Слово. Душевное тепло. Радость. Любовь. Дар Слова. Честное Слово. Честь. Верность. Верный друг. Слово о родителях. Родительская любовь. Счастье. Надежда. Утешение. Благодарение. Забота. Святое Слово. Дар Божий. Образ. Родник. Святой источник. Святая вода. Крещение. Первый образ. Спаситель. Крест. Светлый Образ. Белый Свет. Икона. Образ Богородицы.  Чудотворная икона. Покров. Благодатный Образ. Озеро. Остров. Облако. Запечатленный Образ. Книга. Любимая Книга. Первая Книга. Живая Книга. Живое Слово Книги. Созидание. Книга книг. Заповеди Божии. Светлое Христово Воскресение. Жизнь Вечная. Мир Книги.

                                                               КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс

Тема урока

Содержание

Активные формы

обучения

Дата

СЛОВО (10 часов)

По плану

Факт.

1

Золотое сердечко

Драгоценный дар Слова.

Ресурсный круг «Слово, как ценность»

2

Золотое сердечко любит

(«Доброе Слово»), надеется («Честное Слово»)

и верит («Святое Слово»).

Работа в паре

«Слово о родителях - основа жизни»

3.

Доброе слово

Смысл жизни - делать добро.

Ресурсный круг «Доброе слово - доброе

дерево - добрый плод»

4.

Какие слова душу согревают

Жизнь пробуждают? Душевное тепло, радость, любовь

Работа в паре «Душевное тепло»

5.

Честное слово - основа крепкой дружбы.

Основа крепкой дружбы

Ресурсный круг «Духовная искра»

6.

Верность.

Верный друг.

Работа в паре «Родственные души»

7.

Слово о родителях

Родители - самые близкие люди.

Работа в паре

«Родительская любовь. Забота о родителях»

8.

Счастье. Надежда. Утешение.

Благодарение. Забота о родителях

Ресурсный круг «Родители»

9.

Доброе Слово о родителях - основа жизни.

Вечные ценности

Работа в паре «Вечные ценности»

10.

Святое слово.

Верить - значит жить. Дар Божий. Святое.

Ресурсный круг

«Слово путь к сердцу найдёт»

ОБРАЗ (12 часов)

11.

Родник - начало жизни.

Работа в паре «Начало жизни»

12.

Святой источник.

Святая вода.

Ресурсный круг «Вода -Живая вода-Святая вода»

13.

Крещение.

Почему святой источник не замерзает даже в лютые морозы?

Ресурсный круг «Крещение»

14.

Первый образ

О том, как Золотое сердечко спасает

Работа в паре «Золотое сердечко»

15.

Спаситель.

Спас нерукотворный.

Ресурсный круг «Спас»

16.

Первый Образ.

Крест. Слово Образа.

Работа в паре  «Образ»

17.

Светлый образ

Белый свет. Светлый путь.

Работа в паре «Путь-дорога»

18.

Икона.

Преподобный. Блаженный праведный. Матушка. Благоверный.

Ресурсный круг «Значимые слова жизни»

19.

Образ Богородицы

Дом Пресвятой Богородицы.

Работа в паре «Почему родные просторы значимы для человека»

20.

Заступница.

Чудотворная икона. «Скоропослушница».

 Работа в паре «Пословицы и

поговорки»

21.

Покров.

Почему русские люди свято чтут Образ Пресвятой Богородицы?

 Ресурсный круг «Покров

22.

Благодатный образ

Озеро. Остров. Облако. Берег.

Ресурсный круг «Запечатленный Образ»

Книга (10 часов)

23.

КНИГА

О том, как Золотое сердечко созидает.

Работа в группе «Золотое сердечко»

24.

Как Книга передаёт Слово и Образ?

Единение Слова и Образа. Любимая Книга

 Работа в группе «Любимая книга»

25.

Первая книга

Твоя Первая авторская Книга.

Ресурсный круг «Мои Истоки»

26.

Какие Образы и Слова ты хотел бы в книге передать?

Кому ты хотел бы книгу посвятить?

Работа в группе « Образы и Слова»

27.

Живая книга

Живое Слово Книги.

Ресурсный круг «Ценности Живого слова»

28.

Духовное общение

Сопереживание. Душевный отклик.

1. Работа в паре  «Какое бывает слово»

2. Ресурсный круг «Созидание»

29.

Книга книг

Свет Учения. Заповеди Божии.

Работа в паре «Заповеди Божии»

30.

Светлое Христово Воскресение

Жизнь Вечная.

 Ресурсный круг «Душа поёт»

31.

Мир книги

Торжество Света и Добра.

1. Работа в паре «Добро и зло»

32.

Выбор. Открытия.

Чтение, как ценность.

Ресурсный круг «Любимая книга»

33.

Обобщающий урок

Храм души

Ресурсный круг

«Мир, в котором мы живем»

Учитель: Попирайко Неонила Николаевна



Предварительный просмотр:

                           Программа внеурочной деятельности в 1-А классе «Умники и умницы»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО с использованием методического пособия Петерсон Л.Г. «Игралочка. Раз ступенька…»

Программа разработана с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МАОУ «Школа-сад № 10», отраженных в программе развития школы, а именно:

- доступное качественное образование для всех участников образовательного процесса;

- создание условий для организации инновационной деятельности в образовательном учреждении;

-создание условий активного использования ИКТ и цифровых образовательных ресурсов всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- осуществление поддержки талантливых и социально активных учащихся.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовнонравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи

  • развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  • развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  • формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Организационно-педагогические основы обучения

Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
-  обучающихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
- обучающихся, имеющих желание реализовать свои знания;
- обучающихся, имеющих различные проблемы в обучении;
- обучающихся, нацеленных на обучение.
Количество занимающихся в группе – 15-25 человек.
Продолжительность занятий: занятия проходят 1 раз в неделю. 1 класс – 35 минут

Ценностные ориентиры курса

  • ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
  • ценность    человека    как    разумного    существа,    стремящегося    к    познанию    мира    и самосовершенствованию.
  • ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
  • ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
  • ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
  • ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.

Программа способствует достижению личностных образовательных результатов и реализации активных форм работы с обучающимися.

Актуальность программы обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников навыков самостоятельного приобретения знаний, познавательных интересов, активной жизненной позиции.

Практика показала, что большинство  детей приходит в школу с неустойчивым вниманием,  со слабой памятью, неумением работать самостоятельно.

Данный курс предусматривает проведение специально построенной системы заданий, которые помогут учащимся преодолеть неустойчивость внимания, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности и самостоятельно работать.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные

1). формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности:

- развития познавательных интересов, учебных мотивов;

- формирования мотивов достижения и социального признания.

2).формирование моральной самооценки, развитие доброжелательности к людям, готовности к сотрудничеству  и дружбе.

Метапредметные

     Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.  
  • проговаривать последовательность действий.
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • учиться работать по предложенному учителем плану.
  • учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

     Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

    Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • слушать и понимать речь других.
  • читать и пересказывать текст.
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные

1).  описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

2).  выделять существенные признаки предметов;

3).  сравнивать между собой предметы, явления;

4).  обобщать, делать несложные выводы;

5).  классифицировать явления, предметы;

6).  определять последовательность событий;

7).  судить о противоположных явлениях;

8).  давать определения тем или иным понятиям;

9).  определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

10). выявлять функциональные отношения между понятиями;

11). выявлять закономерности и проводить аналогии.  

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Данный  курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство. Обучающиеся достигают значительных успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам в школьной деятельности. А это означает, что возникает интерес к учебе. В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются хорошие условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии необходимо проводить  коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. Благодаря этому у детей сформируется такое важное качество деятельности и поведения, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.

В курсе используются задачи разной сложности, и  слабые дети могут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно подобрать задачи, которые они могут решать успешно. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6–10 лет, часть – составлена автором пособия. В процессе выполнения  каждого из них идет развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, которые выбираются из множества данных;
  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Также включена работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

1

2

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

3

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

4

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

5

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

6

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

7

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

8

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

9

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

10

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

11

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

12

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

13

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

14

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

15

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

16

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

17

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

18

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

19

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

20

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

21

 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

22

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

23

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

24

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

25

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

26

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

27

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

28

Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

1

29

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

30

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

1

31

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию палочек. Рисуем по образцу.

1

32

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

1

33

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года

1

 Учитель: Попирайко Неонила Николаевна