3. ГИА (ЕГЭ): история

Шеина Юлия Юрьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Указания по подготовке к экзамену по истории

I. При подготовке следует руководствоваться следующими рекомендациями:

изучение (повторение) материала должно проводиться в строго хронологической последовательности без пропусков тем.

II. На экзамене обучающийся, выпускник должен показать:

  1. хорошее знание фактического материала, в частности характеристики исторических деятелей;
  2. владение общенаучными понятиями, такими как закономерность, объективный и субъективный факторы, цивилизация, культура, исторический прогресс, производительные силы и производственные отношения, экономика, революция и реформы, правовое государство и т.д.;
  3. умение раскрыть закономерности, показать причинно-следственные связи, дать оценку событиям, явлениям, процессам, грамотно и логично формулировать и обосновывать свою точку зрения, сопоставлять факты разных периодов, правильно пользоваться хронологией, ориентироваться в исторических картах.

III. Материал изучается не отдельными вопросами, а крупными темами по разделам: Восточные славяне в древности; Древняя Русь; Феодальная раздробленность Руси; Русь в 14-16вв.; Россия в начале 17 в.; Россия в 17 в.; Россия в 18 в. и т.д.

Работа над усвоением раздела начинается с первичного ознакомления с материалом, выделением главного, причинно-следственных связей, закономерностей. При этом необходимо отмечать логику, хронологическую последовательность событий, их противоречия, выводы.

Усвоив основное содержание раздела, можно переходить к вопросам, раскрывающим разные его стороны. Так, рассматривая тему «Русь в 14-16 вв.», выделяют вопросы: предпосылки объединения, роль Москвы и ее первых князей в собирании русских земель, этапы формирования централизованного государства, внешняя политика, культура.

Отдельные темы могут потребовать вторичного прочтения, осмысления существа изложенных фактов. Прочитанное надо увидеть целиком. Так, 17 в. Начинается Смутным временем, а кончается Азовскими походами Петра 1, Великим посольством; это - «бунташный век» и окончательное закрепощение крестьян Уложением 1649 г.; политическая и религиозная борьба по укреплению централизации; развитие экономики и формирование единого всероссийского рынка; смена сословно-представительной монархии на самодержавно-дворянскую; присоединение Левобережной Украины и Смоленщины; начало освоения Сибири; развитие светской культуры.

IV. К каждому разделу курса следует иметь план-конспект ответа. Простое чтение учебной литературы без записи малополезно, ибо оно приводит в действие лишь зрительную память. Краткое конспектирование служит хорошим средством запоминания, так как при письменном изложении зрительная память дополняется двигательной. Составление конспекта помогает прочно и надолго усвоить материал. Конспект должен соответствовать основным вопросам. В тетради отчерчиваются поля, на которые выносятся вопросы плана. Определения, даты, имена, географические пункты и т.д. подчеркиваются или выделяются другим цветом. Желательно писать на правой странице, а левую оставлять для внесения дополнений, схем, таблиц. Усвоив тему, постарайтесь кому-нибудь ее рассказать, чтобы окончательно закрепить материал.

V. На экзамене следует пользоваться исторической картой. Приобретите атласы истории 8-11 классов средней школы и при изучении очередной темы отрабатывайте материал по соответствующей карте. Карты приводятся и в учебниках. Картографический материал позволяет наглядно представить такие вопросы, как образование государства, рост его территории, направление торговых путей, изменения в экономике, военные действия, развитие революционного движения и т.д. В атласах истории приводятся диаграммы экономического характера, различных показателей жизни страны. Можно использовать знания о происхождении географических названий (Москва, Волга, Урал). Все эти данные могут служить наглядным пособием при ответе. На экзамене разрешается пользоваться атласами. Лучше познать историю помогут различные таблицы, графики, иллюстрации, схемы.

VI. Без дат нет истории. Делая записи в конспекте, не забывайте отмечать, когда произошло то или иное событие, годы жизни или правления исторических деятелей. Лучше запоминаются даты и события при составлении хронологических таблиц по определенному этапу. Так, например, по эпохе Петра 1 можно сделать в конспекте таблицу, начало которой приводится:

1672 г. — рождение Петра 1.

1682 г. — Петр 1 провозглашен царем.

1682 — 1696 гг.— совместное правление Петра 1 и Ивана 5.

1682 — 1689 гг. — регентство Софьи.

1695, 1696 гг. — Азовские походы.

1697 — 1698 гг. — Великое посольство.

В учебниках и в пособиях даются хронологические таблицы. По ним можно себя проверить. Закрыв колонку дат, вспомните их по событиям; затем, наоборот, по датам - какое произошло событие.

VII. При конспектировании полезно составлять тематические таблицы. Они помогают систематизировать материал, концентрировать внимание на главном, сравнивать различные факты и явления, избегать смещения разновременных, но схожих событий. Пример - таблица «Борьба народов нашей страны с внешними врагами в 13-15 вв.».

Дата

Сражение, битва, война

С кем проходит борьба

Кто руководит борьбой

Результат

Для заполнения таблицы следует отобрать необходимый материал и изложить его в хронологическом порядке

Для заполнения таблицы следует отобрать необходимый материал и изложить его в хронологическом порядке. При составлении таблицы используют атлас.

VIII. Необходима постоянная работа по отработке определений, терминов. Например: государство, раннефеодальное общество, феодальный строй, Боярская дума, дворяне, абсолютизм, кризис феодализма, капитализм и т.д. Можно использовать разные источники - как учебную литературу, так и словари, энциклопедические справочники, сопоставляя их определения. В результате такой работы студент сможет самостоятельно пользоваться различными терминами и понятиями.

IX. Очень важно знать материал об исторических персонажах. Изучаемый период истории лучше понимается при осмыслении деятельности конкретных исторических личностей.

X. Обратите внимание на так называемые межпредметные связи: знания по географии, литературе, обществознанию, искусству и другим предметам. Привлекайте краеведческий материал. Все это позволит более глубоко осмыслить и усвоить исторические данные, а на экзамене раскроет вашу эрудицию.

XI. Заниматься подготовкой к экзамену следует регулярно из месяца в месяц, а перед экзаменом оставить время для повторения.

Ход самостоятельной работы может быть примерно таким:

  1. Прочитать очередную тему, установить ее содержание, вопросы, проблемы.
  2. По учебной литературе проработать соответствующий материал. Если тема раскрыта недостаточно полно, следует обратиться к другому источнику.
  3. После этого надо вторично прочитать текст, уяснить фактический материал, дать оценку историческим событиям, явлениям, действиям исторических лиц, отметить причинно-следственные связи, особенности данного периода, сравнения произошедших процессов.
  4. Проработанный материал законспектировать.

XII. Заключительная часть в системе изучения материала - самопроверка по вопросам повторения.



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Напишите пропущенное понятие (термин).

 

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.

2.Напишите пропущенное слово.

 

Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV—XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.

3. Напишите пропущенное слово (термин).

 

Сборник законов, принятый в XV в. и сыгравший большую роль в централизации Российского государства и создании системы общерусского права назывался ____________.

4. Напишите пропущенное понятие (термин).

 

Часть древнерусского города, где жили торговцы и ремесленники, называлась _______.

5. Запишите понятие, о котором идёт речь.

 

«Основная часть территории России, не включённая в опричнину Иваном IV Грозным».

6. Напишите пропущенное слово.

 

Важный в истории России процесс, характеризуемый понятиями «Юрьев день», «урочные лета», «бессрочный сыск беглых крестьян», называется ______________ крестьян.

7. Напишите пропущенное слово.

 

После свержения Василия Шуйского в России находилось у власти боярское правительство, вошедшее в историю под названием______________.

8. Напишите пропущенное понятие (термин).

 

Ханские чиновники, собиравшие с русских земель дань в XIII — начале XIV вв., назывались ______________.

9. Напишите пропущенное словосочетание.

 

Состоявший из представителей различных слоёв населения орган при царе, созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел (впервые – в 1549 г.), назывался _______.

10. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

_____________________ – вооружённая огнестрельным оружием пехота, созданная в XVI в. и набираемая из городских слоёв (посадского населения). __________________ несли службу за жалованье и за освобождение от торговых пошлин, занимаясь торговлей и ремеслом в свободное от службы время. В XVII в. _________________ охраняли царскую резиденцию, царя. В конце XVII в. _________________ не раз бунтовали и как род войск были ликвидированы при Петре I.

11. Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Народное собрание у восточных славян, обсуждающее важнейшие вопросы жизни племени; впоследствии орган управления в городах, в том числе в Новгороде, где на нём выбирали посадника и других представителей власти.

12. Напишите пропущенное слово.

 

Территория, выделенная монарху в особое правление, а также политика террора и репрессий, которая проводилась в период правления Ивана IV, получили одно название — «_______».

13. Напишите пропущенное слово.

 

_______ — денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека в Древнерусском государстве назывался.

14. Укажите термин, о котором идёт речь.

 

«Титул главы Русской православной церкви до 1589 г. После учреждения патриаршества этот титул носили самые видные иерархи церкви».

15. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с процессом закрепощения крестьян.

1) Юрьев день; 2) урочные лета; 3) пожилое; 4) заповедные лета; 5) уставная грамота; 6) мировой посредник

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Древнерусского государства до начала политической раздробленности.

1) смерд; 2) помещик; 3) рядович; 4) пожилое; 5) боярин; 6) закуп

 

17. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.

1) Самозванец; 2) старообрядец; 3) семибоярщина; 4) тушинский вор; 5) коллегии; 6) ополчение

18. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI в.

 

1) стрельцы; 2) земский собор; 3) закупы; 4) царство; 5) рядовичи; 6) приказы

 

19. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к эпохе правления Ивана IV.

1) стрельцы; 2) опричники; 3) полки «нового строя»; 4) Избранная рада; 5) Табель о рангах; 6) Уложение о службе

20. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим во второй половине XII—XV в.

 

1) Дворяне; 2) стрельцы; 3) поместье; 4) пожилое; 5) старообрядцы; 6) местничество

 

21. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) VIII—XII вв.

 

1) рядовичи; 2) волхвы; 3) помещики; 4) закупы; 5) полюдье; 6) пожилое

22. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI—XVII вв.

 

1) заповедные лета; 2) баскаки; 3) подворная подать; 4) урочные лета; 5) ордынский выход; 6) воеводы

23. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям и явлениям, происходившим в период существования Древнерусского государства.

 

1) митрополит; 2) вира; 3) ярлык; 4) старообрядцы; 5) подсечное земледелие; 6) полюдье

 

24. Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к XVIIв.

1) Немецкая слобода; 2) мещане; 3) Новоторговый устав; 4) вотчины; 5) Генеральный регламент; 6) Соборное уложение.

25. Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к системе управления и общественному строю восточных славян VII–X вв.

 

1) вече; 2) вервь; 3) старейшина; 4) дворянин; 5) урочные лета; 6) князь.

26. Ниже приведён список терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к Древнерусскому государству X–XII вв.

1) закуп; 2) мещанин; 3) Боярская дума; 4) лествичная система; 5) погост; 6) дружина.

27. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную структуру Древней Руси.

  1. смерды 2) закупы 3) рядовичи 4) мещане 5) холопы 6) казаки

28. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, кроме двух, относятся к истории Русской православной церкви XV–XVI вв.

  1. нестяжатели 2) раскольники 3) Москва — Третий Рим 4) иосифляне 5) десятина 6) старообрядцы

29. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к системе управления России XVII в.

 

  1. губернаторы 2) приказы 3) Боярская дума 4) воеводы 5) Коллегия иностранных дел 6) местничество

30. Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Ивана III.

1) кормление 2) пожилое 3) Земский собор 4) Юрьев день 5) Судебник 6) старообрядцы



Предварительный просмотр:

1.

Высказывается следующая оценка развития России в XVII в. до начала реформ Петра I:

«Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

2.

Высказывается следующая оценка политической деятельности московского князя Ивана Калиты: «При Иване Калите были созданы благоприятные условия для формирования национальной государственности с центром в Москве».

 Используя исторические знания, приведите не менее двух аргументов, подтверждающих данную оценку, и не менее двух аргументов, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

3.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Взаимоотношения Руси и Орды имели характер не столько зависимости, сколько взаимовыгодного (хотя и неравноправного) сотрудничества -подчинение Орде, которая не посягала на православные религиозные начала, способствовало защите русских земель от угрозы с католического Запада».

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

4.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Переход к феодальной раздробленности во второй четверти XII в. можно считать прогрессом в развитии средневековой Руси, её расцветом».

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

5.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Земские соборы ограничивали царскую власть».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

 6.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 «Типичные черты политики «просвещённого абсолютизма» за короткое царствование Петра III обнаружились особенно эффективно... Так называемый Век Екатерины начался, по существу, ещё за несколько лет до её восшествия на престол». (А. Б. Каменский, историк)

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

7.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 В конце XIX в. перед Россией стояли серьёзные экономические проблемы, её экономическое развитие было нестабильным.

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

8.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 Мероприятия внутренней политики Александра III были направлены на ограничение достижений реформ 1860—1870-х гг.

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

9.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке

 Время правления Николая I было временем «торжества реакции» и беспощадного подавления всякого инакомыслия, благодаря чему развитие страны было приостановлено на 30 лет.

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

10.

 Высказывается следующая точка зрения на выступление декабристов:

Восстание декабристов было в основном вызвано внешними факторами, влиянием европейской революционной мысли и европейского революционного движения на Россию, внутри же страны не было серьёзных предпосылок для подобного переворота.

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её.

11.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 "Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

12.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 «Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

13.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

 «Николай II был неспособным монархом, и его царствование было крайне неудачным».

 Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

1.Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

− в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;

− московская дипломатия не участвовала в европейских делах (постоянные контакты были лишь с Польшей и со Швецией);

− до 1710-х гг. Россия не смогла освоить производство современных видов вооружения, которыми уже обладали страны Запада (оружие покупали за границей). Это свидетельствует об отсутствии тесных контактов с Западом, предполагающих заимствование производственных технологий;

2) в опровержение, например:

− крупные мануфактуры основывались иностранцами;

− началась «военная революция»: появились солдатские, драгунские и рейтарские полки, созданные по европейскому образцу;

− в Немецкой слободе служили офицеры-иностранцы;

− происходило «обмирщение культуры»: кризис средневекового сознания; появлялись новые – светские – сюжеты, темы и образы в литературе и искусстве. Названные процессы происходили во многом под влиянием западной культуры.

2. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например

- началось сосредоточение политической власти великого Владимирского князя в руках московских князей;

- при Иване Калите сложились доверительные отношения между Моск-вой и Ордой, обеспечившие на значительный период времени благоприятные условия для укрепление политического авторитета Москвы на Руси;

- за счёт приобретения права на сбор дани (ордынского выхода) в руках Московского князя были созданы благоприятные материальные условия для ускоренного экономического развития княжества;

- при Иване Калите укрепилась практика присоединения к Москве территорий других княжеств и уделов;

- при Иване Калите Москва превратилась в духовно-религиозный центр Руси

 2) в опровержение, например

- получение ярлыка на великое Владимирское княжение произошло по-средством подавления народного восстания в Твери против поработите-лей и разорением её земель;

- укрепление власти Ивана Калиты сопровождалось использованием им монголо-татар для борьбы со своими политическими конкурентами из русских князей;

- в период правления Калиты сложилась практика управления, основанная на лицемерии, вероломстве и угодничестве перед поработителями;

- использование Калитой церковных иерархов в мирских целях политической борьбы со своими конкурентами

3. Пояснение.

 1) в подтверждение, например:

- Орда помогала Руси в противостоянии с Западом, при этом не посягая на православные религиозные начала;

- под влиянием Орды сформировались начала самодержавной власти, позволившие преодолеть удельную раздробленность;

- через Орду осуществлялись культурные и торговые связи с Востоком;

 2) в опровержение, например:

- в результате постоянных набегов разорялись русские земли;

- русские земли были обложены тяжёлой данью;

- зависимость от Орды препятствовала контактам Руси с Европой.

4. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы:

1) в подтверждение, например:

- рост городов. по сравнению с Древнерусским государством;

- успехи в развитии ремесла, торговли и образования.

2) в опровержение, например:

- феодальные усобицы замедляли развитие;

- резко упала обороноспособность Руси

5. Пояснение.

1) в подтверждение, например:

— земские соборы выбирали царей (Бориса Годунова, Михаила Романова); некоторые историки полагают, что, вступая на престол, Михаил Фёдорович подписал грамоту, ограничивавшую его права;

— после Смуты Земские соборы (1613 — 1615, 1616 — 1619, 1619 — 1622 гг.) принимали важные решения о сборе чрезвычайных налогов, которые обычно принимались царской властью;

— депутаты могли не поддержать правительственное предложение — как это случилось на соборе 1642 г., обсуждавшем вопрос о войне с Турцией из-за захваченного донскими казаками Азова;

2) в опровержение, например:

— депутаты земских соборов не принимали (и не пытались принять) никаких законов, ограничивавших царскую власть; «земство» не смогло юридически закрепить своё право на участие в решении государственных дел;

— большинство соборов были созваны по воле царя; царь и его советники определяли нормы представительства на соборе и повестку дня;

— соборы выступали в качестве совещательного органа при верховной власти; депутаты совещались, после чего подавали свои коллективные мнения. Царь не всегда требовал от них конкретного решения — «приговора»;

— окрепшая царская власть в середине XVII в. безболезненно отказалась от созыва Земских соборов.

6. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Аргументы в подтверждение, например:

— принятие Манифеста о вольности дворянской (1762 г.)» согласно которому дворяне освобождались от обязательной службы;

— Пётр III ликвидировал Тайную канцелярию;

— прекращено преследование старообрядцев;

— принято решение о секуляризации церковных земель.

Аргументы в опровержение, например:

 — при Петре не получило развития образование, не было открыто новых учебных заведений,

— что при нем был введён запрет на ввоз некоторых товаров, что не способствовало развитию Империи.;внешнеполитические шаги Петра Ш не отвечали национальным интересам России (выход из Семилетней войны, вывод войск из Пруссии и др.);

— он не знал и не хотел узнать страну, которую возглавил;

8. Пояснение.

Аргументы в подтверждение, например: – законодательство Александра III в отношении земств резко снизило долю недворян в их составе, сузив таким образом социальную базу земств;

– по новому «Городовому положению» был значительно повышен имущественный ценз для участия в выборах в городские думы и, таким образом, от участия в городском самоуправлении были отстранены не только трудящиеся массы города, но и мелкая буржуазия, что вступало в противоречие с быстрым процессом урбанизации, проходившим в тот период;

– изменения в системе образования (подчинение сельских школ Синоду, циркуляр «о кухаркиных детях») резко сузили возможности для получения образования выходцам из низших сословий и препятствовали удовлетворению нужд быстрорасту-щей российской экономики в образованных специалистах;

– при Александре III был учреждён Дворянский земельный банк, который выдавал ссуды помещикам под залог их земель на льготных условиях; поддержка дворян, которые, как правило, «проедали» выданные банком деньги, а не вкладывали их в производство, тормозила процесс перехода помещичьих земель к состоятельным крестьянам, эффективнее использовавшим сельскохозяйственные угодья;

– законодательство Александра III консервировало крестьянскую общину (запрещались семейные разделы и ограничивался досрочный выкуп наделов), что тормозило развитие деревни.

 Аргументы, в опровержение, например:

− при Александре III в деревне постепенно изживались остатки крепостничества (снижение выкупных платежей, ликвидация временно обязанного состояния крестьян);

− при Александре III постепенно менялась устаревшая система налогообложения (отмена подушной подати);

− в 1882 г. правительство учредило Крестьянский поземельный банк, который вы-давал ссуды на покупку земли крестьянам, что способствовало распространению частной поземельной собственности среди крестьян;

− в период правления Александра III начинало формироваться рабочее законодательство (законы об ограничении труда подростков и женщин на производстве, о правилах найма и увольнения рабочих);

− протекционистская политика правительства Александра III способствовала бурному развитию промышленности (завершился промышленный переворот);

− в 2 раза выросло количество паровых двигателей, увеличилась добыча угля и нефти;

− в ряде регионов страны выросли крупные промышленные центры (Баку, Юзовка, Ижевск, Орехово-Зуево) и др.);

− в период правления Александра III отмечен интенсивный рост протяжённости железных дорог, начато строительство Транссибирской магистрали;

10. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать аргументы.

 1) В подтверждение, например:

- участники тайных обществ воспитывались в духе идей французского Просвещения, идей Жан-Жака Руссо, Дени Дидро;

- примером для программ и деятельности декабристов стали программы и деятельность участников Французской революции XVIII века;

- многие участники декабристских обществ состояли в масонских ложах;

- участники тайных обществ испытали влияние революций 1820-х годов в Европе;

- существенное влияние на взгляды и деятельность декабристов оказало участие в заграничных походах русской армии.

 2) В опровержение, например:

- передовые круги дворянства задумывались над причинами отставания России, снижения доходности сельского хозяйства, разорения имений, видя главную из них в крепостничестве;

- российское самодержавие не учитывало национальные интересы страны, опираясь только на чиновничество;

- передовое дворянство осознавало необходимость проведения реформ в России.

 

9. Пояснение.

Аргументы в подтверждение:

- привлечены к следствию и понесли различные виды наказания все причастные к движению декабристов

- учреждено III Отделение канцелярии е. и. о. и создан Корпус жандармов, в задачу которых входила организация политического и идеологического контроля над обществом и преследование лиц, замеченных в противозаконной деятельности

- провозглашение и поддержание государством архаичной идеологической доктрины «Православие-Самодержавие-Народность», нацеленной на борьбу с либерально-демократическими настроениями в обществе

- активное участие вооружённых сил государства в подавлении в России и за её пределами покушений представителей разных национальностей на принципы «Священного союза»

- отказ от политики веротерпимости и активизация борьбы с раскольниками

- установление жёсткого идеологического контроля над деятельностью образовательных учреждений

 Аргументы в опровержение

- была кодифицирована правовая база Российского государства, выпущено "Полное собрание законов Российской империи";

- был установлен правовой контроль государства над взаимоотношениями между помещиками и крепостными крестьянами

- была проведена реформа государственных крестьян Киселева;

- была оздоровлена финансовая система страны

- получило развитие техническое образование в стране

- государство поощряло отечественную буржуазию

- государство популяризировало достижения отечественной науки и техники

7. Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

 Аргументы в подтверждение, например:

—Россия серьёзно отставала от развитых стран в производстве промышленной продукции на душу населения;

— низкий уровень внутреннего потребления ставил под вопрос дальнейшее развитие промышленности (что показал кризис 1900—1903 гг.);

— рост внешней задолженности;

— не был преодолён аграрный кризис (малоземелье крестьян, низкая урожайность и др.);

— высокие непроизводительные расходы тормозили развитие экономики;

— в вывозе России преобладали хлеб и сырьё, сохранялась зависимость от иностранных машин и промышленных товаров

Аргументы в опровержение, например:

при выборе первой точки зрения может быть сказано, что:

— для России в конце XIX в. были характерны высокие темпы экономического развития;

— Россия вышла на пятое место в мире по объёму промышленного производства;

— развитие новых отраслей промышленности (нефтедобыча, химическая, электротехническая и др.);

— быстрые темпы железнодорожного строительства (вторая по протяжённости железнодорожная сеть в мире);

— интенсивный процесс акционирования предприятий;

— стабильное экономическое развитие России было обеспечено богатейшими природными ресурсами;

— благодаря денежной реформе С.Ю. Витте Россия получила стабильную денежную систему;

— в страну притекали иностранные инвестиции;

— росли государственные доходы, что позволяло обеспечить профицит бюджета;

11. Пояснение.

Аргументы в подтверждение:

— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны

— подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны;

− пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне;

Аргументы в опровержение:

— пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма

— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции

— советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора

— подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии —  как к союзнику или как к врагу, что нанесло вред обороноспособности страны

— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам.

12. Пояснение.

1) в подтверждение, например:

- реформы способствовали укреплению частной крестьянской собственности на землю (превращению крестьян в собственников земли);

- Столыпин освободил хозяйственных крестьян от гнёта общины;

- при нём была активизирована деятельность Крестьянского банка по выдаче крестьянам ссуд;

- реформы ускорили переход части помещичьих земель в руки крестьян через куплю-продажу;

- переселенческая политика позволяла решать проблему малоземелья крестьян в центральном регионе;

- столыпинские реформы позволяли решать проблему чересполосицы крестьянских земель;

- в ходе реформ получила значительное развитие крестьянская кооперация;

- выросла урожайность крестьянских земель, товарность крестьянских хозяйств;

- реформа позволила некоторым беднейшим крестьянам продать свою землю и сменить род деятельности;

2) в опровержение, например:

- выделившиеся из общины бедняки в большей части не нашли себе места в жизни и пополнили ряды люмпенов;

- многие переселенцы на окраины империи вернулись назад полностью разорившимися;

- реформа вызвала в деревне противостояние между выделявшимися и остававшимися;

- разрушался державшийся столетиями патриархальный уклад, что не могло не сказаться на стабильности в крестьянской среде.

 

13. Пояснение.

аргументы в подтверждение:

1) страна была ввергнута при нем в череду войн и революций, которые привели к краху царского режима

2) не умел правильно подбирать людей для управления страной, в годы Первой мировой войны министры правительства с калейдоскопической быстротой сменяли друг друга, многие из них были некомпетентными;

3) был довольно нерешительным и непоследовательным - не довел до конца преобразования Столыпина.

4) Неудачная политика привела к кровавому воскресению и, соответственно, к первой русской революции и ко второй, соответственно ;|

5) Бюрократия чиновников, которые не боялись царского наказания

6) Поражение в русско - японской войне.

7) Отказ от реформаторской деятельности в период, когда в стране развивалась промышленность, отказ от улучшения положения рабочих...

 Аргументы в опровержение:

1) первым из правителей предложил ограничить вооружения, был инициатором созыва Гаагской мирной конференции, выступал за мирное разрешение конфликтов между странами;

2) ввел в стране демократические права и свободы, дал население избирательное право, разрешил деятельность политических партий;

3) ввел в стране законодательный и представительный орган власти Государственную Думу

4) отменил выкупные платежи.



Предварительный просмотр:

11. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Эта мысль родилась во мне в то время, когда я узнал о существовании партии, желающей произвести переворот в пользу великого князя Константина Николаевича… Об этой партии я писал в письме, которое найдено при мне, моему брату Николаю Андреевичу Ишутину в Москву. Письмо не было отправлено потому, что я боялся, чтобы каким-либо образом не помешали мне в совершении моего замысла. Оставалось же это письмо при мне потому, что я находился в беспокойном состоянии духа и письмо было писано перед совершением мною покушения на императора. Буква К в письме означает именно ту партию Константиновскую, о которой я сообщал брату. По приезде в Москву я сообщил об этом брату словесно, но брат высказал ту мысль, что это — чистая нелепость, потому что ничего об этом нигде не слышно, и вообще высказал недоверие к существованию подобной партии».

Б) «…Тайное общество, хорошо извещённое обо всех действиях великого князя и всего военного начальства, а также о мыслях офицеров и нижних чинов, проявлявшихся в их разговорах, распорядило действия свои сообразно этим сведениям. Оно знало, что трудно будет или даже и совсем невозможно уверить всех нижних чинов и многих офицеров, что Константин Павлович произвольно отказался от престола. Даже в народе признавали законным не Николая, а Михаила, как родившегося в то время, как отец был императором. Одна привычка к безусловному повиновению и насильство могли заставить солдат присягнуть по требованию их начальников; а так как начальники полков большей частью были мало любимы подчиненными и не имели их доверенности, то легко было поколебать их повиновение. Действительно, когда поутру 14 декабря выведены были в полках люди для присяги, то вообще они оказали недоумение и нерешительность, которые при первых словах офицеров, изъявивших сомнение касательно законности требуемой присяги, обратились в явное упорство».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. События, о которых идёт речь, произошли в 1820-х гг.
  2. Константин, названный в отрывке, был братом императора Александра I.
  3. События, о которых идёт речь, произошли в 1880-х гг.
  4. В отрывке упоминается руководитель революционного кружка.
  5. Константин, упомянутый в отрывке, стал российским императором.
  6. События, о которых идёт речь, произошли в 1860-х гг.

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

12. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А) «Того же лета безбожный злочестивый Ордынский князь Мамай поганый, собрав рати многие и всю землю половецкую и татарскую и [в войско своё нанял] рати фрягов, и черкесов, и ясов, и со всеми ими пошёл на великого князя Дмитрия Ивановича и на всю землю русскую. И был месяц август, [когда] пришли от Орды вести к князю к великому Дмитрию Ивановичу, что движется рать татарская на христиан, <…>, и Мамай нечестивый люто гневался на великого князя Дмитрия <…>, [потому что до этого ордынцы] побиты были на реке Воже. Двигался [Мамай] силою многою, хотел пленить землю русскую. Это же слышав князь великий Дмитрий Иванович, собрав воинов многих, пошёл против них, хотя оборонить свою отчину и за святые церкви, и за правоверную веру христианскую, и за всю русскую землю. И переехав Оку, [он получил] другие вести, узнал, что Мамай за Доном собрав силы, в поле стоит и ждёт к себе на помощь Ягайла с войском литовским. Князь же великий пошёл за Дон и стал в поле чистом и очень большом, и туда подошли поганые половцы, татарские полки, и было то поле чистое на устье [реки] Непрядвы».

Б) «Пришла весть к великому князю, что на него идёт царь Ахмед со всею Ордою своею, и с царевичами, уланами и князьями, и с королем Казимиром заодно. Ведь этот король натравил царя на великого князя, мечтая погубить христиан. Князь же великий пошёл на Коломну, и сам остановился в Коломне, а сына своего великого князя Ивана оставил в Серпухове, а князя Андрея Васильевича Меньшого в Тарусе, прочих же князей и воевод разместил вдоль берега Оки. Когда царь Ахмед услышал, что князь великий стоит со всем своим войском вдоль берега Оки, то пошёл он в сторону Литовской земли, обходя реку Оку, для того, чтобы дождаться шедших к нему на помощь войск короля Казимира, и проводники повели татар к Угре-реке на броды. Князь же великий послал сына, и брата, и воевод своих на Угру со всем своим войском. И встали они на Угре и заняли броды и перевозы».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Современником событий был Сергий Радонежский.
  2. Итогом событий стало поражение русских войск.
  3. Описанным событиям посвящена картина художника М. И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем».
  4. Великий князь Московский, упомянутый в отрывке, заложил основы русского централизованного государства.
  5. Следствием событий стало установление вассальной зависимости русских княжеств от Золотой Орды.
  6. В описанный период времени союзниками русских были крымские татары.

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

13. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Тяжкое бремя возложено на Меня волею Брата Моего, передавшего Мне Императорский Всероссийский Престол в годину беспримерной войны и волнений народных.

Одушевлённый единою со всем народом мыслью, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твёрдое решение в том лишь случае воспринять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, чрез представителей своих в Учредительном собрании, установить образ правления и новые Основные Законы Государства Российского.

Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облечённому всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок, на основании всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, Учредительное собрание своим решением об образе правления выразит волю народа».

Б) «Все действия императора были согласны с моими правилами и моими желаниями. Либерализм, столь нам несвойственный, обезоружен и придавлен; слова "правосудие" и "порядок" заменили слово "свобода". Строгость его никто не смел да и не хотел назвать жестокостью, ибо она обеспечивала как личную безопасность каждого, так и вообще государственную безопасность. Везде были видны весёлые и довольные лица, печальными казались только родственники и приятели мятежников 14 декабря... Затем учреждён Верховный уголовный суд, составленный из всех членов Г осу дарственного совета, Синода и Сената, к коим присовокуплено было несколько полных генералов. В числе судящих находился Сперанский, в числе подсудимых — задушевный друг его, инженерный полковник Батенков, с которым он познакомился в Сибири... и которого удалось ему перевести в Петербург... В первых числах июля... над виновными совершён приговор суда. Полтораста осуждённых выведены на площадь перед крепостью, им прочтено решение суда, над ними переломлены шпаги, сняты с них мундиры и фраки, они облечены в крестьянское платье и отправлены в ссылку. Пять человек были повешены. Всё это происходило вскоре по восхождении солнца и в отдалённой части города, следственно, зрителей не могло быть много. Несмотря на то, в этот день жители Петербурга исполнились ужаса и печали».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В документе повествуется о событиях XIX в.

2) Документ положил начало появлению в России новой династии.

3) Правитель , речь о котором идет в документе подписал Парижский мирный договор.

4) Автора документа зовут Михаил.

5) Документ составлен в XX в.

6) Правитель, речь о котором идет в документе, впоследствии получил прозвище «Палкин»

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

14. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Страна раздвоилась: в одном стане <…> обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Б) «Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей

России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим

последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Реформы проведенные данным императором позволили России закрепиться на Балтийском море.

2) Этот император правил в духе просвещенного абсолютизма.

3) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.

4) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.

5) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.

6) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

15. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «…Внезапная кончина Императора …. поразила всю Россию; скорбь была общая, непритворная, но известные качества Августейшего преемника служили для всех некоторым утешением. Нет необходимости исчислять первых действий нового венценосца, которые Ему в подробности известны по той неутомимой деятельности, с которою Он лично вникает во все отрасли государственного управления; но нельзя прейти молчанием, с какою радостью было встречено Его прибытие к армии и какую неисчислимую пользу принесло личное Его обозрение оной. Государь почти скрывал Своё намерение, и, следуя влечению Своего сердца, предпринял путешествие в Крым вопреки замечаний приближённых к Нему лиц. Впоследствии те самые лица, которые не одобряли этого намерения, увидя, с каким восторгом был принят Государь своею армией и как она оживилась Его присутствием, согласились в преувеличении своих опасений.»

Б) «Ваше Императорское Величество. Простите ради Бога, что так часто тревожу Вас и беспокою. Сегодня пущена в ход мысль, которая приводит меня в ужас. Люди так развратились в мыслях, что иные считают возможным избавление осуждённых преступников от смертной казни. Уже распространяется между русскими людьми страх, что могут представить Вашему Величеству извращённые мысли и убедить Вас к помилованию преступников.

Может ли это случиться? Нет, нет, и тысячу раз нет — этого быть не может, чтобы Вы, перед лицом всего народа русского, в такую минуту простили убийц отца Вашего, русского Государя, за кровь которого вся земля (кроме немногих, ослабевших умом и сердцем) требует мщения и громко ропщет, что оно замедляется.

Если бы это могло случиться, верьте мне, Государь, это будет принято за грех великий и поколеблет сердца всех Ваших подданных.

Я русский человек, живу посреди русских и знаю, что чувствует народ и что требует. В эту минуту все жаждут возмездия. Тот из этих злодеев, кто избежит смерти, будет тотчас же строить новые ковы. Ради Бога, Ваше Величество, да не проникнет в сердце Вам голос лести и мечтательности.

Вашего Императорского Величества верноподданный

Константин Победоносцев».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В отрывке речь идет о кончине императора, подавившем восстание декабристов.

2) В отрывке речь идет о кончине императора при котором Россия потеряла Аляску.

3) В отрывке речь идет о кончине императора при котором к России был присоединен Крым.

4) Император о чьей смерти говорится в отрывке был сыном Павла I.

5) В отрывке речь идет о кончине императора, осуществившего отмену крепостного права.

6) В отрывке речь идет о кончине императора, руководившем страной в войнах с Наполеоновской Францией.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 

16. ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В тяжёлую и скорбную годину император <...> вступил на прародительский трон.

Всё государство с трепетом ожидало, как государь определит общее направление своего царствования. И в ответ на это 29 апреля с высоты трона раздалось твёрдое слово. «Посреди великой Нашей скорби, - говорилось в высочайшем манифесте, — глас Божий повелел Нам стать бодро на дело правления, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких на неё поползновений».

Для обсуждения предположений о необходимых государственных преобразованиях император пригласил в Петербург сведущих лиц из числа земцев на совещание о понижении крестьянских выкупных платежей. Последствием работ этого совещания явилось чрезвычайно важное для крестьян высочайшее повеление о повсеместном понижении выкупных платежей.

Заботясь о сохранении в народе его исконного православно народного духа, держась твёрдо правила «Россия для русских», император всегда стремился к тому, чтобы русский народ занимал в империи принадлежащее ему первенствующее место.

Твёрдое управление императора повысило благосостояние русского народа. Уничтожена была подушная подать, дававшая государству ежегодно 60 миллионов.

Хотя Россия и не вела за это царствование войн, однако положение её среди европейских государств было высокое и с нею все считались.»

Б) «Когда теперь увидели, что эта печальная непогода и буря в общем улеглись, и стали полагать, что все подготовлено для мирного, улучшенного положения, его царское величество в день, когда происходит процессия, велел вызвать народ, чтобы он явился перед ним у помоста вне Кремля, причем присутствовал здесь и вельможа Никита Иванович Романов. Его царское величество стал говорить речь. Он выразил сильное сожаление, что народ, без его ведома, испытал такие бедствия со стороны безбожных

Плещеева и Тихоновича, ныне получивших заслуженное воздаяние. Он сказал далее, что ныне на их места назначены благочестивые люди, которые будут кротко и справедливо управлять народом и соблюдать пользу и благосостояние народные, находясь под бдительным его, царя, оком. Усиленный налог на соль, по его слову, должен также быть отменен. Царь обещал также, при первой возможности, взять обратно выданные им милостивые грамоты о монополиях; кроме того, он обещал расширить и увеличить их привилегии и те льготы, какие у них были. Кроме того, он сказал, что во всем будет, как отец отечества, в царской своей милости благосклонен народу. После этого народ низко наклонил перед ним свои головы и пожелал царю долгой жизни.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В отрывке речь идет речь о правителе России, окончательно установившем крепостное право.

2) В отрывке идет речь о правителе России, правившем в XVIIIв.

3) В отрывке речь идет о правителе России, которого называли миротворцем.

4) В отрывке речь идет об правителе России, который был отцом Петра Великого.

5) В отрывке речь идет о правителе России, являвшемся сыном Александра I.

6) Правление императора началось с казни народовольцев, убивших его отца.

 

Фрагмент А

Фрагмент Б

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/405945/cefa6792-5888-4e32-af8c-f941763603f1/s1200

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/405945/cefa6792-5888-4e32-af8c-f941763603f1/s1200


Предварительный просмотр: