Лабораторный практикум

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Материалы для лабораторных работ по биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для исследовательской работы

Алоэ – зеленый доктор

Аннотация

        Алоэ, или столетник - обитатель  почти всех подоконников. Редко можно встретить жилье, где бы не стояло это комнатное растение. Поскольку алоэ обладает уникальными целебными свойствами, то наш «Аптекарский огород» на подоконнике никак не сможет обойтись без него.

Алоэ, что мы знаем и чего не знаем про него? Правда ли, что он помогает от многих заболеваний, в том числе и онкологических, а может алоэ стимулирует рост семян?

Цель моей работы: изучить, как сок алоэ влияет не только  на здоровье человека, но и на рост, развитие семян.

Задачи:

  • Аналитический обзор литературы по теме.
  • Ознакомление с характеристикой, видами и особенностями произрастания комнатного растения.
  • Изучение полезных свойств алоэ.
  • Проведение опытов и анкетирования среди учащихся и учителей.
  • Составление рекомендаций и изучение народных рецептов лечения при помощи алоэ.

Выполняя свою работу, я пришла к выводу, что алоэ действительно имеет целебные свойства и многие из опрошенных мною люди используют сок алоэ при лечении ран, синяков, при заболевании гриппа, горла, при отеках ног.

Прочитав и проанализировав много материалов из книг, и в социальных сетях я узнала, что своими лечебными свойствами алоэ обязан аллантоину, который содержится в его листьях.

Наибольшую силу имеет сок листьев возрастом от 3-х лет и старше. И необходимо знать, что сок алоэ вызывает ускорение роста всех клеток, в том числе и недоброкачественных...

Так что, не злоупотребляйте!

Содержание:

Стр.

Введение…………………………………………………………….

3

I.

.

Основная часть

1. Алоэ – зеленый доктор на вашем подоконнике

1.1  Характеристика, история названия и родина алоэ………

1.2  Разновидности алоэ .............................................................

1.3  Условия  произрастания в комнатных условиях …..

1.4  Применение алоэ в медицине …………..............................

5

5

5

7

8

9

II.

Практическая часть

2.1  Проведение опыта с соком алоэ……………………………

2.2  Выявление  противовоспалительных и ранозаживляющих свойств…………………………………………………………….

2.3  Изучение мнения учащихся и их родителей об использовании   сока алоэ в народной медицине ……………………………

2.4  Рецепты народной медицины………………………………

11

11

11

12

13

  Заключение……………………………………………………….

14

Библиография…………………………………………………….

15

         Приложение………………………………………………………

       16

Введение

        Алоэ, или столетник - обитатель  почти всех подоконников. Редко можно встретить жилье, где бы не стояло это комнатное растение. Поскольку алоэ обладает уникальными целебными свойствами, то наш «Аптекарский огород» на подоконнике никак не сможет обойтись без него.

         Почему-то считают, что алоэ расцветает лишь однажды в сто лет, а потом умирает. Оттого и имя у цветка- столетник. Арабы считали алоэ символом терпения – за стойкость к засухе, за неприхотливость. Выпаренный сок так и называли – сабур (сабр в переводе с арабского значит «терпение»), это название дошло до наших дней.

         Терпение у цветка и впрямь удивительное. Путешествуя на фрегате «Паллада», И.А. Гончаров видел на мысе Доброй Надежды цветок алоэ, который рос без всякого грунта. «Посади его в пустой стакан, в банку, поставь на окно или повесь на стену  – он будет расти, не завянет, не засохнет.

         Удивительно, что обитатель знойной Африки не потерял своих свойств вдали от родины, прижился у нас.

Алоэ, что мы знаем и чего не знаем про него? Правда ли, что он помогает от многих заболеваний, в том числе и онкологических, а может алоэ стимулирует рост семян?

Цель моей работы: изучить, как сок алоэ влияет не только  на здоровье человека, но и  на рост, развитие семян.

Задачи:

  • Аналитический обзор литературы по теме.
  • Ознакомление с характеристикой, видами и особенностями произрастания комнатного растения.
  • Изучение полезных свойств алоэ.
  • Проведение опытов и анкетирования среди учащихся и учителей.
  • Составление рекомендаций и изучение народных рецептов лечения при помощи алоэ.

Гипотеза: действительно ли сок алоэ имеет целебные свойства, о которых говорят и пишут на страницах журналов и газет и социальных сетях интернет

Актуальность моей работы заключается в том, что большинство людей пожилого возраста лечатся народными методами. В наше время очень много разных лекарств и стоят они  дорого. Поэтому я считаю, что знание о целебных свойствах алоэ поможет оказать медицинскую помощь в домашних условиях без применения лекарств.

При выполнении работы использовала методы:  

  • анализ литературы
  • эксперимент
  • наблюдение
  • анкетирование
  • формулирование выводов

  1. Основная часть.
  1.  Алоэ. Зеленый доктор на вашем подоконнике.

1.1  Характеристика, история названия и родина алоэ

         Правильное название столетника – агава американская (Agave americana). Agayos значит «красивый», «гордый», «статный», «видный». В мире насчитывается более 340 видов алоэ. Алоэ – вечнозеленое многолетнее растение семейства лилейные, распространенных в тропических районах Африки, на острове Мадагаскар и Аравийском полуострове. По внешнему виду алоэ очень разнообразны: это древовидные, кустарниковые и даже лианы но, в основном это многолетние травы. В комнатных условиях это растение цветет крайне редко, именно с этой особенностью связано его народное название - столетник, как бы цветущий раз в сто лет. Высота комнатного растения - до 70 см. Теплолюбивое, при температуре + 1...-3 градусов растение погибает. Алоэ в переводе с арабского означает «горький». Арабы считали алоэ символом терпения – за стойкость к засухе и неприхотливость. Сгущённый затвердевший сок из алоэ так и называли – сабур (по-арабски – терпение). Это растение, не смотря на свою невзрачность, описывали писатели в своих произведениях. По имени этого растения названа Мексика – «место агавы». На своей родине, в Мексике, листья у агавы достигают трёх-четырёх метров длины, а стебель – двенадцати метров, и один раз в жизни на нём распускается огромное соцветие – четыре тысячи цветов. Они очень похожи на лилии.

        В древности ацтеки изготавливали из сока агавы  сахар. Листьями её укрывали хижины. Колючки агав они употребляли как булавки, иглы а из волокон вили верёвки, канаты, и даже делали бумагу. В Мексике и сейчас можно купить на рынке запечённые стебли агавы – там это изысканное блюдо.

        Совершая долгие переходы по пустыне, люди и животные вынуждены были подолгу обходиться скудной пищей. Истощенные жарой и усталостью, они легко подвергались болезням, вызванным многочисленными инфекциями. Потребляя простую грубую пищу, караванщики страдали кишечными расстройствами и болями в желудке. Сухой и горячий ветер неблагоприятно действовал на кожу, а ослабленный организм с пониженной регенеративной функцией превращал небольшие порезы и ссадины в незаживающие язвы. Но алоэ издревле помогало переносить тяготы и лишения кочевой жизни. Недаром оно считалось у арабов символом терпения. Из-за целебных свойств алоэ использовали как магическое растение при совершении ритуалов исцеления.

Неизвестно, кто из колдунов древней Африки впервые заметил способность листьев алоэ придавать силы и возвращать здоровье заболевшему человеку, но растение стали добавлять в пищу и питье воинов, совершавших длительные переходы, участвующих в многочисленных стычках и битвах. Быстрее заживляли раны, которые еще недавно считали смертельными, и суровые песчаные бури не так сильно изматывали в пути караваны.

Негры – аборигены Южной Африки – приписывали ему способность влиять на их жизнь. Племенные колдуны считали, что каждое рождение ребенка сопровождается появлением нового побега на алоэ, достигающего в Южной Африке поистине гигантских размеров - около 6-8 метров. Во время появления ребенка на свет алоэ пополнялось новой молодой веточкой, символизировавшей начало новой жизни.

Согласитесь, что, глядя на скромный кустик нашего домашнего алоэ, трудно представить себе растение подобной величины.

Характеристика растения

Алоэ - древовидное многолетнее травянистое растение, очень сочное, достигающее 60-80 см в высоту. Корень алоэ длинный, ветвистый и прямой. Стебель растения слегка мясистый, сочный, зеленого цвета, гладкий и прямостоячий. Листья алоэ довольно мясистые и сочные, растут поочередно, сближенные, линейно-ланцетные, имеют заостренную верхушку и зубчатый край. Это цветущее растение. Его цветки беловато – зеленого цвета, с красным отгибом зубцов околоцветника. Околоцветник простой, состоящий из шести лепестков, сростнолистный. Плод алоэ представляет собой коробочку. Комнатное алоэ, часто выращиваемое как декоративное растение, цветет очень редко или вообще не цветет.

В качестве лекарственного сырья используют листья алоэ, а если быть точнее – сок, выжатый из листьев алоэ семейство лилейные.

В культуре цветет зимой, нерегулярно, обычно не образуя семян. В диком виде растет в Южной Африке, преимущественно в саваннах. В России широко распространено в комнатной культуре; культивируется в приморской части Аджарии. Алоэ является основным источником сабура (сгущенный досуха сок алоэ).

1.2 Разновидности алоэ.

Встречаются следующие разновидности алоэ: 

Алоэ древовидное. Декоративно, размножается черенками, поэтому выращивается чаще других. В качестве декоративного оно произрастает не только на родине, но и в Северной и Юго-Западной Африке.

 Ряд видов алоэ – кустарниковые лианы. Наиболее распространено алоэ реснитчатое, растущее в Южной Африке. Это растение имеет почти плоские ланцетовидные пластины листьев. Ствол ветвистый, до 6-ти метров в высоту, цепляется за растущие рядом кустарники и деревья.

Наиболее многочисленную группу составляют травы с листьями в виде прикорневой розетки, отличающиеся разнообразием внешнего вида. Есть среди них растения высотой до 40 см с узколинейными, более менее суккулентными листьями. Это злаковидные алоэ. К ним относят алоэ колючелистное, книпхофиевидное, алоэ облачный.

Алоэ настоящее, Барбадосское или алоэ Вера ( Aloe Barbadensis | Aloe Linne) принадлежит к многолетним травянистым растениям. Это сочное растение, похожее на кактус, но на самом деле оно принадлежит семейству лилий, куда входят лук, чеснок, спаржа. Для производства продукции из алоэ лучше всего использовать листья взрослого растения, в которых наиболее ценными являются внутренняя часть листа алоэ, содержащая сок растения и внутренние клетки листа алоэ

Кроме алоэ древовидного, в России разрешено использовать в медицинской практике более морозоустойчивый вид - алоэ полосатое, у которого слабомясистые листья. В России культивируется во влажных субтропиках как однолетняя культура в полевых условиях

Хотя насчитывается более двухсот видов алоэ, только пять видов имеют целебные качества. Среди них Алоэ Вера (Aloe Barbadensis / Aloe Linne), обладает наибольшим потенциалом. Именно поэтому Алоэ Вера еще называют Алоэ Истинное.

Алоэ Вера сочное растение, более похожее на кактус, но на самом деле оно принадлежит семейству лилий, куда входят также лук, чеснок и спаржа. Для производства продукции из алоэ лучше всего использовать листы взрослого растения, в которых наиболее ценными является внутренняя часть листа алоэ, содержащая сок растения и внутренние клетки листа алоэ.

                                       

1.3 Условия произрастания в комнатных условиях

 Свет: самое солнечное место, хорошее проветривание. На лето лучше выносить в открытый грунт.

Температура: комнатная или слегка теплее. Зимой оптимально не выше 150С

Субстрат:  питательные, тяжелые, но проницаемые земли. Лучше всего смесь из крупнозернистого песка и 1/3 глинистой земли.

Влажность:  во время роста поливать после того, как земля высохнет. Зимой полив лишь изредка, в зависимости от температуры. Сухой воздух растения переносят хорошо.

Удобрение: с мая по сентябрь два раза в месяц поливать удобрением для кактусов.

1.4  Применение алоэ в медицине

         Алоэ во всем мире славится своими чудодейственными лечебными свойствами. Целебные свойства алоэ известны с древнейших времен и широко использовались древними египтянами, греками, римлянами, индейцами и китайцами еще тысячу лет назад. В медицине используются листья алоэ, длина которых может достигать от одного до двух футов.

        Своими волшебными лечебными свойствами алоэ обязан аллантоису, который содержится в его листьях. Алоэ содержит натуральные антиоксиданты в форме витаминов B, комплекса витаминов C и E, а также бета-каротин, который в организме превращается в витамин А. Все эти питательные вещества очень важны для здоровья кожи.

         Алоэ не только является одним из ингредиентов дорогостоящих увлажняющих кремов для лица и средств против солнечных ожогов. Он используется и в бесчисленном количестве косметических средств и средств для ухода за волосами. Однако листья этого кактусообразного растения можно использовать и в натуральном виде. Сок, который выделяется с внутренней стороны листа алоэ, обладает невероятными увлажняющими свойствами. Его можно сразу же втирать в кожу при ожогах, порезах, царапинах и воспалении кожи - сок алоэ оказывает успокаивающее действие. Кроме того, алоэ можно втирать в кожу для разглаживания морщин и уменьшения зуда, жжения и отеков после укусов насекомых.

         Алоэ славится не только тем, что оказывает на кожу целебное действие, но и увлажняет и смягчает ее. Сок алоэ помогает при лечении синяков, угревой сыпи, мелких дефектов кожи, дерматита, кожных язв. Алоэ также справляется с лечением таких косметических дефектов, как варикоз вен. В медицине применяется для лечения гастритов, энтероколитов, гастроэнтеритов, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.

         Алоэ ускоряет заживление ран, уменьшает рубцы, замедляет проявления старения, а содержащиеся в нем смягчающие средства проникают глубоко в кожу, увлажняя ее. Если у вас нет алоэ и вы не чувствуете особого желания выращивать его дома (хотя это не требует особого труда), можно воспользоваться лекарственными средствами на его основе, которые наносят на кожу или принимают внутрь.

        При использовании натуральных листьев алоэ и выдавливании сока, помните, что алоэ может завянуть, а обрезанный кончик листа окисляется через 4 часа после обрезания. Попробуйте поместить отрезанный лист в пластиковый пакет и использовать в течение нескольких часов после срезания. Если этот вариант для вас неприемлем, воспользуйтесь лекарствами, содержащими 98-99% чистого алоэ. Несколько столовых ложек такого приготовленного сока алоэ можно добавлять к любому увлажняющему средству, чтобы улучшить его эффективность.

        Сейчас алоэ применяется в виде свежего или сгущенного сока, называемого сабуром, а также мази, сиропа, спиртовой настойки, эмульсии. В аптеке можно увидеть сабур изготовленный промышленным способом. В хирургии часто используют не только сок алоэ, но и мазь на его основе.

        В аптеках продается сироп алоэ с железом, а также водный экстракт, предназначенный для инъекций. Это препараты промышленного производства. Внешне сироп выглядит как мутноватая жидкость, цвет которой варьируется от светлого до темно-бурого. Он имеет горьковато-сладкий вкус с небольшим металлическим привкусом. Применяется сироп при анемии, возникшей после инфекционного заболевания, интоксикациях, кровотечениях, лучевой болезни.

        Отвары и настои алоэ относятся к лекарственным формам, для приготовления которых, кроме самого растения, применяется вода. Обычно настои делают из листьев, стеблей, а для приготовления отваров используют корни. Части растения сначала высушивают и измельчают. Существует раствор сока алоэ для инъекций. Препараты алоэ не обладают побочным действием.

 

2.4  Рецепты народной медицины.

  1. При истощении:  сок алоэ – 100мл, ядра грецкого ореха – 100 г.,  мед – 100 г., лимонный сок – 100 мл. Все тщательно перемешать и принимать по 1 десертной ложке за 30 минут до еды. Можно готовить эту смесь и без лимонного сока.
  2. При истощении: сок алоэ – 200 мл., мед – 300 г., вино красное сухое – 350 мл. Смесь выдерживают в течение недели в темном месте при комнатной температуре. Принимать по 1-2 чайные ложки 3 раза в день за 20-40 мин до еды.
  3. Для предотвращения появления морщин: протирание лица или примочки на 10 минут 2-3 раза в неделю свежим соком алоэ. При сухой коже после протирания и примочек на лицо наносится питательный крем. Особенно полезны такие маски при стареющей и увядающей коже. Курс 20-25 процедур. После снятия маски вытирать лицо сухой ватой. При плохой переносимости сока разбавляйте его на ½ водой. Протирание соком алоэ рекомендуется при жирной, пористой коже лица, угревой сыпи, раздражении.
  4. С помощью алоэ можно вылечить язву желудка: пропустить через мясорубку листья алое и смешать с таким же количеством меда, настоять 10 дней и принимать внутрь по столовой ложке до еды. Достаточно 2-3 месяца чтобы излечиться.
  5. Если приложить разломленный лист алоэ к свежему вздувшемуся мозолю,  он быстро сдуется и заживет.
  6. Для лечения насморка  влить свежий сок алоэ по 5-6 капель в каждую ноздрю. Достаточно 2-3 вливания с промежутком в несколько часов.

         Необходимо помнить, что наибольшую силу имеет сок листьев возрастом от 3-х лет и старше. И необходимо знать, что сок алоэ вызывает ускорение роста всех клеток, в том числе и недоброкачественных… Так что, не злоупотребляйте!

         В народной медицине свежий сок алоэ применяют для лечения невралгии, радикулитов, головных болей, ожогов, нарывов, пародонтозов, стоматитов и т. д. Чтобы приготовить водный настой алоэ, листья растения пропускают через мясорубку, добавляют пятикратный объем воды, настаивают в течение часа, кипятят 2-3 минуты и процеживают. Водным настоем делают примочки при заболеваниях кожи, полощут рот о гортань при воспалительных процессах,  и пьют по 1 чайной ложке 2-3 раза в день при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Заключение

Выполняя свою работу, я пришла к выводу, что алоэ действительно имеет целебные свойства и многие из опрошенных мною люди используют сок алоэ при лечении ран, синяков, при заболевании гриппа, горла, при отеках ног.

Прочитав и проанализировав много материалов из книг, и в социальных сетях я узнала, что своими лечебными свойствами алоэ обязан аллантоину, который содержится в его листьях. Алоэ содержит натуральные антиоксиданты в форме витаминов B, комплекса витаминов C и E, а также бета-каротин, который в организме превращается в витамин А. Все эти питательные вещества, очень важны для здоровья кожи.

Алоэ ускоряет заживление ран, уменьшает рубцы, замедляет проявления старения, а содержащиеся в нем смягчающие средства проникают глубоко в кожу, увлажняя ее. Если у вас не растет алоэ и вы не чувствуете особого желания выращивать его дома, то можно воспользоваться лекарственными средствами на его основе, которые наносят на кожу или принимают внутрь.

Наибольшую силу имеет сок листьев возрастом от 3-х лет и старше. И необходимо знать, что сок алоэ вызывает ускорение роста всех клеток, в том числе и недоброкачественных... Так что, не злоупотребляйте!

         В народной медицине свежий сок алоэ применяют для лечения невралгий, радикулитов, головных болей, ожогов, нарывов, пародонтозов, стоматитов и т.д.  

. Прочитав и проанализировав много материалов, я узнала, что сок алоэ лучше влияет на прорастание семян.

Приложение 1

Рецепты народной медицины

№ 1. Для подростковой кожи (жирной, пористой, склонной к угреобразованию) рекомендуется протирать кожу консервированным соком алоэ. Для консервации к 4 частям сока добавляют 1 часть спирта. Хранить во флаконе в прохладном темном месте.

№ 2. Алоэ применяют для удаления мозолей. Кашицу из листьев приложить к мозоли, кожу вокруг нее смазать вазелином, заклеить пластырем и завязать. Через сутки размягченный роговой слой осторожно соскоблить чистым ножом, ножницами или пемзой. После этого кожу смазать кремом для ног. Если мозоль осталась процедуру повторить несколько раз.

№ 3. При ожогах. Обожженные участки кожи рекомендуется смазывать соком из свежих листьев алоэ.

№ 4. Для предотвращения появления морщин полезно делать протирание лица или примочки на 10 минут 2 – 3 раза в неделю свежим соком алоэ. При сухой коже после протирания и примочек на лицо наносится питательный крем. Особенно полезны маски из сока алоэ при стареющей увядающей коже (продолжительность 15 – 20 минут). Курс 20 – 25 процедур. После снятия маски вытереть лицо сухой ваткой. При плохой переносимости сока алоэ его на половину разбавляют водой. Протирание соком алоэ рекомендуется при жирной, пористой коже лица, угревой сыпи, раздражении.

№ 5. Сок алоэ, смешанный с питательным кремом, наносится на лицо через день при увядающей коже.

№ 6. С помощью алоэ можно вылечить язву желудка: пропустить через мясорубку листья алое и смешать с таким же количеством меда, настоять 10 дней и принимать внутрь по столовой ложке до еды. Достаточно 2-3 месяцев, чтобы полностью излечиться. №7 Для восстановления зрения: пить сок алоэ по 1 ч. ложке 3 раза в день после еды и капать его в глаза 1 раз в день по 2-3 капли, лучше на ночь.

№8 При стоматите: Очистить от кожуры толстый лист алоэ, порезать его на кусочки и жевать, но не проглатывать. Достаточно 2 процедур, чтобы боль прошла, а язвочки уменьшились, через несколько дней исчезнут и они.

№9 При бронхиальной астме Взять 0,5 стакана сока алоэ, яблочный уксус, 3-4 дольки тертого чеснока, 0,5 стакана меда. Все надо смешать и выдерживать в течение 3-4 дней, регулярно встряхивая. Как закончится лекарство, сделать новое, чтобы лечение не прекращать. Пить по 1 ч. ложке 3 раза в день целый год ежедневно утром и вечером натощак. Приступы удушья пройдут.

№10 Для лечения пневмонии Взять 250 г алоэ, столько же березовых почек, по 0,5 кг несоленого сливочного масла, внутреннего смальца и меда, 0,5 л водки. Смешать масло, смалец, мед и водку. Измельченные листья алоэ и березовые почки поместить в марлевый мешочек и опустить в смесь (чтобы не было в составе "мусора"). Средство довести до кипения, мешочек вынуть и отжать. Принимать смесь по 1 ст. ложке 3 раза в день перед едой с теплым молоком (1 ст. ложку средства развести в 0,5 л молока). После этого выпить сырое яйцо от домашней курицы или съесть кусочек сливочного масла. Через 20 минут можно принимать пищу.

№11 Язва желудка и двенадцатиперстной кишки Рецепт 1. Взять 200 г сока алоэ, 250 г коньяка, 0,5 кг меда, 200 г чаги (березового гриба) или 100 г бефунгина (он продается в аптеке), 6,5 ст. ложки тысячелистника, 5 ст. ложек сосновых почек, 5 ст. ложек шиповника и 1 ст. ложку полыни. Измельченную чагу, тысячелистник, сосновые почки, шиповник и полынь залить 3 л кипятка и кипятить на медленном огне 2 часа. Затем снять с огня, укутать и поставить на 24 часа в теплое место. Потом процедить и добавить сок алоэ, коньяк и мед. Размешать, хорошо закупорить и оставить на 4 дня в прохладном месте. Принимать лекарство в следующем порядке: 5 дней 3 раза в день по 1 ч. ложке за 2 часа до еды, а затем по 1 ст. ложке 3 раза в день за 1 час до еды. Так нужно лечиться до тех пор, пока не кончится лекарство. Минимальный срок курса – 2-3 месяца.

Рецепт 2. Нужно смешать 300 г алоэ, 500 г меда и 340 г кагора (1 бутылка). Алоэ (возраст растения 3-5 лет) перед применением не поливают 5 дней, затем пропускают его через мясорубку, смешивают с мёдом, кагором и настаивают 5-7 дней в бутылке из темного стекла в темном месте. Готовую смесь принимают по 1 ч. ложке 3 раза в день за 1 час до еды в течение 5 дней. Потом делают 5-дневный перерыв. Всего курс лечения длится 2-3 месяца. Этого времени достаточно, чтобы язва зарубцевалась.

Рецепт 3. Взять 0,5 стакана сока алоэ и по столько же сока свеклы, моркови, лука, черной редьки, добавить 100 г сливочного несоленого масла, 100 г меда и 100 г кагора, все перемешать. Посуду, где будут все лечебные ингредиенты, желательно сверху замазать тестом и поставить в темное место (можно у батареи) на 2 дня. Принимать приготовленное лекарство нужно по 1 ст. ложке 3 раза в день за 20 минут до еды. Лечение длится 2 недели. Боли исчезнут, и язва зарубцуется.

№12 Выпадение волос Смешать 1 ст. ложку сока алоэ с 1 ст. ложкой меда и 1 ч. ложкой сока чеснока. В смесь добавить яичный желток. Нанесите средство на кожу головы, накрыть целлофаном, затем теплым платком и держать 30 минут. Потом промыть волосы и нанести на голову еще 1 яичный желток, ополоснуть отваром полевого хвоща, крапивы или ромашки аптечной. Смесь можно заготовить впрок и хранить в холодильнике в стеклянной банке.

№13 Насморк При первых проявлениях насморка взять 1 часть сока алоэ, 2 части морковного сока, перемешать и перелить в пузырек. Закапывать в нос по 3-5 капель через каждые 5 часов. При хроническом насморке сорвать несколько больших листьев алоэ (неделю перед этим растение не поливать), измельчить 1 красный горький перец, нарезать 1 ст. ложку чистотела (можно взять сухой аптечный чистотел, 1 ст. ложку с верхом) и залить все это 0,5 л водки (50%-ным спиртом). Поставить настаиваться в прохладное место на 10 дней. Готовой настойкой смазывать переносицу и носовые пазухи при насморке и гайморите.

Приложение 3

Результат анкетирования

№ п/п

Вопрос

Результат

взрослые

ученики

1.

Знаете ли вы о полезных свойствах алоэ?

2.

Встречали ли вы публикации об этом в газетах, журналах?

3.

Используете ли вы полезные свойства алоэ?

4.

Хотите ли больше узнать об этом растении?



Предварительный просмотр:

«Определение качества марок яблочного сока»

(теоретическая часть для исследовательских работ)

Введение

Самым распространенным среди плодовых растений в нашей стране является яблоня. Она известна человечеству с древнейших времен. Яблоню знали в Египте, Палестине, Греции, Риме. На Руси первые яблоневые сады были заложены в Киеве на территории Киево - Печерской лавры при Ярославле Мудром. К яблокам на Руси всегда относились с почтением. В конце августа в России праздновали яблочный спас, а после заготавливали яблоки впрок: сушили, вымачивали, консервировали и делали яблочный сок.

        Яблочный сок является в нашей стране одним из самых популярных: он не только очень вкусен и полезен, но и всегда доступен. Ведь яблоки – это фрукты, которые на территории России растут почти повсеместно, и их сортов выведено множество.

        Яблочный сок – вкусный и ценный питательный продукт, несомненно, самый популярный сок в России. Он низкокалорийный, содержит много железа (помогает при малокровии), фруктовые кислоты (препятствуют старению), пектиновые вещества (очищают организм от шлаков).

        Он повышает сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям, помогает при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, проблемы с легкими, противодействует образованию почечных камней, улучшает пищеварение и стимулирует работу кишечника.

        Яблочный сок применяют при атеросклерозе, болезнях печени, мочевого пузыря, почек, мочекаменной болезни. Высокое содержание сахаров и органических кислот способствует быстрому восстановлению после физических нагрузок.

        Потребление населением соков и сокосодержащих продуктов привело к увеличению числа производителей соков, а увеличение числа производителей привело к падению качества. По данным экспертиз, в продаже имеется большое количество продукции, имеющей отклонения от показателей качества. В кислых соках сахаром поправляют вкус. Пресные соки «исправляют» добавлением органических кислот: лимонной, янтарной и некоторых других. Эти добавки дороже сахара, но дешевле натурального сока.

 На полках в магазинах можно встретить огромное количество марок яблочного сока.  Все они рекламируются как полезные, сохраняющие витамины и минеральные вещества.

Чтобы определить, так ли полезен сок, который продается в упаковках в магазинах, я провела свое исследование.

Цель исследования: выяснить яблочные соки каких производителей наиболее качественные и безопасные.

Предмет исследования: органолептические и физико-химические показатели яблочного сока.

Объект исследования: яблочный сок  различных торговых марок.

Гипотеза: если провести анализ яблочного сока и выяснить, какой производитель выпускает самый качественный и полезный сок, то можно рекомендовать эту марку для регулярного потребления.

Методы:

  • Органолептический
  • Качественный анализ
  • Статистический
  • Сравнительный

Актуальность исследования: поскольку яблочные соки являются любимым напитком всех детей и взрослых, значит, мои исследования будут иметь перспективы применения полученных знаний на практике в будущем.

I. Основная часть

1.1. История развития сока

           С древнейших времен люди изготавливали различные напитки. Еще несколько тысяч лет назад египтяне умели приготовлять напитки типа кваса и пива. Александр Македонский во время походов в Персию употреблял фруктовые соки со снегом. Народный опыт приготовления напитков передавался из поколения в поколение подобно фольклору. В старинных российских изданиях называются исконно русскими напитками огуречный рассол, сок квашеной капусты, морсы, квасы, ягодные водички, меды простые и с пряностями. Многие из напитков были забыты и их рецептура навсегда утеряна.

Как ни странно, происхождение слова "напиток" связано не со словом "пить", а со словом "напитать", что означает накормить, насытить. Первоначально этим словом в России стали называть заморские подкрепляюще-питающие жидкости – кофе, какао, чай. Их "кушали", "откушивали". Постепенно название "напитки" стали употреблять для собирательного обозначения всякого рода питья. В современных словарях слово напиток понимается как любая, специально приготовленная жидкость.

Развитие технологии хранения и переработки плодов началось издавна.

Первоначально применяли простейшие методы: продукцию хранили в ямах, погребах, переработка ограничивалась мочением плодов и ягод, маринованием, сушкой.

По мере развития науки и технического прогресса стали применять стерилизацию, быстрое замораживание.

Так же, немаловажным фактором развития отрасли является переработка плодоовощной продукции в соки, которые являются не только богатым источником витаминов, микроэлементов (особенно калием), полезных  для иммунной системы организма человека, но и своеобразным резервом, который можно употреблять круглый год, а особенно зимой и весной при отсутствии свежих фруктов, практически полностью сохраняя все полезные вещества продукта.

1.2. Химический состав и пищевая ценность сока яблочного восстановленного

        Считалось, что соки по пищевой ценности превосходят свежие фрукты, так как малосъедобные и не съедобные части плодового сырья (семена, кожица, грубая клетчатка мякоти) остаются в основном в отходах сокового производства. Однако позднее было установлено, что в отходах сокового производства наряду с балластными веществами остаются физиологически активные жирорастворимые витамины, пектины, гемицеллюлозы, некоторые красящие и ароматические вещества. Это потребовало разрабатывать новые технологии получения наиболее ценных в физиологическом отношении соков. Некоторые фруктовые соки имеют не только пищевкусовое, но диетическое и лечебное значение.

       Пищевая ценность и вкусовые свойства соков обусловлены, прежде всего, довольно высоким содержанием сахаров (глюкозы, фруктозы и сахарозы): в натуральных соках — 6,3—14%, а в соках из сырья с высокой естественной кислотностью — до 16—18% .

       Физиологическую ценность сокам придают минеральные вещества, которые играют большую роль в поддержании кислотно-щелочного равновесия плазмы крови.

       Аскорбиновая кислота является наиболее ценной частью многих соков. Содержание витамина С в яблоках не высоко 5–15 мг. Яблоки богаты витамином Р 150–200 мг.

       Особое значение имеют яблоки в зимнее и весеннее время, когда увеличивается потребление мяса и рыбы, дающих большое количество кислых продуктов обмена, вредных, в частности, для тканей мозга. Яблоки препятствуют накоплению в крови и тканевой жидкости кислых продуктов обмена, тем самым, предотвращая преждевременное старение.

       Недавние исследования, проведенные в университете Хиросаки (Япония), показали, что употребление сока стимулирует иммунную систему и помогает побороть рак. Если ежедневно выпивать стакан сока, организм сам начинает вырабатывать клетки, разрушающие раковую опухоль.

       Яблоки укрепляют иммунную систему и помогают поддерживать постоянный уровень сахара в крови.

       Ученые из университета в штате Масачусец (США) выяснили, что яблочный сок может помочь сохранить ясность ума в старости. Эксперименты на животных показали, что вещества, содержащиеся в яблочном соке, способны защищать клетки мозга от стресса, ведущего к потере памяти и снижению интеллекта.

1.3. Факторы, формирующие качество сока

1.3.1. Сырьё для производства сока яблочного восстановленного

       Яблочный восстановленный сок получают разбавлением водой концентрированного сока.

       По внешнему виду концентрированный сок напоминает джем, по цвету схожий с цветом исходного сырья (яблок), из которых он изготовлен, а в замороженном виде по своей консистенции напоминает фруктовое мороженое.

       Вода – важнейший компонент в производстве продуктов. Она служит средой и активным участником биохимических, микробиологических процессов.

       На технологические цели должна использоваться вода, отвечающая требованиям стандарта на питьевую воду, а также дополнительным требованиям, учитывающим специфику данного производства.

       Вода, применяемая в пищевом производстве, должна обладать качествами питьевой, быть прозрачной, бесцветной, без запаха и привкуса, не содержать вредных примесей и болезнетворных микроорганизмов.

       Требования к жесткости воды зависят от индивидуальных целей производства. В зависимости от величины жесткости воду классифицируют на очень мягкую, мягкую, умеренно жесткую, жесткую и очень жесткую. В технологии приготовления восстановленного сока применяют воду очень мягкую.

1.3.2. Технология производства сока яблочного восстановленного

        При производстве восстановленного яблочного сока используют концентрат, который разбавляется водой примерно в соотношении 1:5. Концентрированные яблочные соки вырабатываются осветленными.

        Подготовка сырья. Заключается в том, что его освобождают от битых, гнилых плодов, посторонних примесей – веток, листьев, плодоножек и т.п. Одновременно сырье сортируют по цвету, степени зрелости.

         Затем осуществляется мойка в моечных машинах разного типа. При мойке с поверхности сырья удаляют остатки земли, микроорганизмы, ядохимикаты.

        Дробление осуществляют с помощью дробилок. Яблоки – это плоды с твердой структурой, поэтому их измельчают до кашицеобразного состояния. Цель дробления – разрушить не менее 75% клеток, что необходимо для выделения клеточного сока.

        Извлечение сока осуществляется несколькими способами прессованием (прямой отжим), центрифугированием и мембранно-ультрафильтрационным способом.

        Процеживание сока необходимо для очищения его от грубых примесей (веточек, семян, кусочков мезги).

        Осветление – это разделение сока на прозрачную жидкую фракцию и осадок. Осветление осуществляют нагреванием сока яблочного до 80 – 90°С в течение 1–3 минут и быстрым охлаждением.

        Разлитый сок укупоривают и направляют на стерилизацию при температуре 100°С в течение 10–60 минут в зависимости от вместимости тары.

1.3.3. Условия и режимы хранения и транспортирования

          Хранят восстановленный яблочный сок в сухих, хорошо вентилируемых и затемненных складских помещениях на деревянных стеллажах или поддонах при относительной влажности не более 75%.

       Оптимальная температура хранения для большинства соков колеблется от 0 до 20°С. Срок хранения сока со дня выработки:

– в стеклянной таре

для светлоокрашенных – 3 года;

для темноокрашенных – 2 года;

– в металлической таре

для светлоокрашенных – 2 года;

для темноокрашенных – 1 год;

– в алюминиевой тубе – 1 год;

– в потребительской таре из комбинированных и полимерных материалов – 9 мес.;

– в двухслойной полиэтиленовой пленке – 10 суток.

2. Влияние яблочного сока на организм человека.

Богатое сочетание полезных веществ в яблочном соке оказывает на организм положительное влияние при многих заболеваниях. Он полезен при болезнях печени, желудка, кишечника, почек, мочевого пузыря и т.д.

Содержащийся в яблоках пектин приводит в норму работу кишечника.

А вот воздействие на мозговые клетки – это уже совсем другое. Яблочный сок защищает их от разрушения, и даже предотвращает развитие очень серьёзного заболевания – болезни Альцгеймера.

Эксперименты на мышах показали, что яблочный сок защищает клетки мозга от окислительных процессов, возникающих во время стресса – а это говорит о его мощных антиоксидантных свойствах. Достаточно выпивать по 300 г яблочного сока в день, чтобы избежать развития склероза сосудов головного мозга.

Благодаря натуральным сахарам и органическим кислотам, яблочный сок помогает нам восстанавливаться после тяжёлых нагрузок, укрепляет сердце и сосуды. При заболеваниях желудка – гастритах с пониженной кислотностью, или запорах, рекомендуется употреблять сок кислых яблок.

Медики рекомендуют пить яблочный сок при малокровии, авитаминозе, после инфаркта и других тяжёлых заболеваний.

Регулярное употребление яблочного сока приводит в норму уровень холестерина в крови, поддерживает работу сердца, защищает от радиации.

Свежевыжатый сок яблок оказывает выраженное мочегонное и желчегонное действие, повышает тонус организма, утоляет жажду и освежает, укрепляет иммунитет, предотвращает образование камней в почках.

  При нарушениях обмена веществ, атеросклерозе, подагре, высоких умственных нагрузках яблочный сок поддерживает и оздоравливает организм; при инфекционных заболеваниях он уничтожает микробы; улучшает сон; помогает ликвидировать последствия переедания.

У яблочного сока есть и недостатки. Он противопоказан при обострении гастрита, язвенной болезни, панкреатите. Избыток сока может привести к развитию диабета, поскольку учёными доказано, что количество сахара очень высоко и иногда достигает 6 чайных ложек на 250 миллилитров!

Здоровому человеку можно выпивать до 1 литра в сутки – конечно, не за один приём. Особенно полезен яблочный сок детям.

Однако так ли безопасен яблочный сок, если его употреблять в больших количествах? Оказывается, что нет. Как и всякий пищевой продукт, тем, более продукт, насыщенный биологически активными соединениями, сок имеет показания и противопоказания, а так же оптимальный режим дозировки.

Следовательно, при оптимальном употреблении яблочного сока мы не только утоляем жажду, но и получаем полезные вещества и витамины, необходимые нашему организму, что способствует улучшению иммунитета. Но необходимо соблюдать правильный режим приема данного напитка, чтобы он влиял на организм человека исключительно благотворно.

(материал взят из разных источников)



Предварительный просмотр:

Инструкция

по охране труда при работе в кабинете биологии

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

  1. Опасные производственные факторы:
  • химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов
    кислот, щелочей и других едких веществ;
  • термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка
    ми;
  • порезы  и уколы рук при небрежном обращении' с лабораторной
    посудой, режущим и колющим инструментом;
  • отравления  ядовитыми  растениями  и  ядовитыми веществами
    грибов.

1.2. Для  тушения  очага  возгорания кабинет биологии должен быть
обеспечен первичными средствами пожаротушения:  огнетушитель пенный  и
углекислый ящик с песком;

  1. При получении травмы оказать  первую  помощь  пострадавшему,
    сообщить об атом администрации учреждения, при необходимости отправить
    пострадавшего в
     ближайшее лечебное учреждение.
  2. После  окончания  работ тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.

  1. Подготовить к работе необходимое оборудование,  инструменты,
    препараты, проверить их правильность,  целостность лабораторной посуды
    и приборов из стекла,
  2. Убедится в наличии и исправности первичных средств пожаротушения, а также укомплектованности медицинской аптечки необходимыми  медикаментами
    и перевязочными средствами.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.

  1. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест  для  учащихся,
    приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактивов.
  2. В кабинете биологии не должно быть растений, содержащих ядовитые
    вещества  (олеандр, молочай и др.), а также колючих растений.
  3. Пребывание учащихся в помещении кабинета биологии и в  лаборантской
    допускается только в присутствии учителя (преподавателя) биологии.

Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки  шкафах  с глухими дверными створками без стекол.

  1. В кабинете на видном месте должны быть  вывешены  инструкции
    по охране  труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических
    работ,  во время работы на учебно-опытном участке  при  проведении
    экскурсий биологии.
  2. Запрещается иметь и использовать  в  работе  электронагревательные
    приборы с открытой спиралью.
  3. При работе с лабораторной посудой,  приборами из стекла соблюдает
    особую  осторожность,  не  нажимать  сильно пальцами на хрупкие
    стенки пробирок, колб, брать предметные и покровные стекла за края легко,
    во избежание порезов пальцев.
  4. При работе с твердыми химреактивами набирать их  из  баночек
    специальными пластмассовыми  или  фарфоровыми ложечками,  не допускать
    попадания растворов кислот и щелочей на кожу, глаза и одежду.
  5. Запрещается  использование инсектицидов для борьбы с насекомыми-
    вредителями комнатных растений.
  6. Не  сливать  отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой  вместимостью
    не менее Зл.
  1. Не мыть лабораторную посуду мылом, так  как  она  становится
    скользкой и ее легко уронить и разбить.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

4. 1. При разливе легко воспламеняющихся жидкостей или ее воспламенения эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.8. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.

4.3. При получении травмы сообщить оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ.

  1. Привести в порядок рабочее место.  Убрать в лаборантскую  в
    шкаф оборудование, приборы, инструменты, препараты.
  2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся
    стеклянный сосуд вместимостью не менее З л  для последующего уничтожения.
  3. Тщательно вымыть руки с мылом.

 

Инструкция  № 1

 по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных и практических работ с использованием микроскопа

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся  при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с использованием микроскопа. Опасности в работе:  уколы частей тела при небрежном обращении с препаравальными иглами;

порезы рук при небрежном обращении с предметами и покровными стёклами.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик знакомится с устройством микроскопа и в его исправности, с правилами работы с микроскопом.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с микроскопом в отношении соблюдения порядка действий.  

Ученик соблюдает осторожность при работе с препаравальными иглами, предметными и покровными стёклами.                  

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в исправности микроскопа.

Ученик перед работой с микроскопом знакомится с правилами.

Учащийся не берёт без разрешения учителя биологии микроскоп, препараты и другое оборудование с других рабочих мест, не встаёт с рабочего места и не ходит по кабинету во время эксперимента.

Учащийся не выносит из кабинета микроскоп, предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы и пинцеты.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик собирает предметные и покровные стёкла, препаравальные иглы, пинцеты, протирает салфеткой и укладывает в предназначенные для этого футляры. Затем сдаёт всё учителю биологии на хранение. Протирает объектив и окуляр микроскопа салфеткой, выводит микроскоп из рабочего состояния, зачехляет его и сдаёт учителю биологии на хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите.

Инструкция №  2

по охране труда для учащихся при выполнении практических и лабораторных работ, связанных  с гербарным материалом в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся при выполнении в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с гербарным материалом.

Опасности в работе:

аллергические реакции на сухой гербарный материал;

уколы шипами, колючками гербарных растений при небрежном обращении с ними;

попадание частичек гербарного материала в глаза и слизистую носоглотки с повреждённых гербариев.

Требования безопасности перед началом работы.

Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность гербарного материала, применяемого в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с гербарным материалом.  

Ученик заблаговременно сообщает учителю о предрасположенности к аллергии на пыль, на частички сухого гербарного материала.

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в целостности гербарного материала.

Учитывая хрупкость сухих растений (гербариев) – ученик соблюдает осторожность в работе с ними во избежание засорения глаз и попадания в дыхательные пути частичек гербария.Не передавать гербарии друг другу. Работать с тем гербарием, который выдал учитель биологии.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт гербарный материал учителю биологии на хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите их работу, сообщите об этом учителю.

Инструкция № 3

 по технике безопасности для учащихся при проведении лабораторных занятий, практических работ и демонстрационных опытов в кабинете биологии

Правила по технике безопасности во время лабораторных занятий

 демонстрaционных опытов:

  • Учащиеся должны приобрести прочный навык брать инструменты только за ручки, не направляйте их заострённые части на себя и соседей  (при изготовлении микропрепаратов учащимися 6,8,10 классов; черенковании комнатных растений - 6 классов).
  • Категорически запрещается иметь в кабинете биологии электронагревательные  приборы с открытой спиралью. При демонстрационных опытах допустимо использование электронагревательных приборов с закрытой спиралью.
  • Перед выполнением лабораторных работ, в процессe которых проводится нагревание жидкости в пробирках, учитель обязан сообщить правила нагревания пробирки (держать её необходимо отверстием от себя), необходимо показать как правильно закрепляются пробирки в зажимах штативов. Категорически запрещается придерживание пробирок бумажными полосками.
  • Инструктаж надлежит сопровождать показом правильных приемов ра­боты, (проводится при выполнении лабораторных работ действие слюны на крахмал и желудочного сока на белок).
  • При выполнении лабораторной работы – сфикированными в формалине материалами его необходимо накануне извлечь и тщательно промыть под струей холодной воды.
  • При проведении лабораторной работы - получение вытяжки xлорофила из зелёного листа, необходима проинструктировать учащихся как работать с хрупкой стеклянном посудой: химическими стаканами, пробиркой, предметными стеклами и т.д.
  • При демонстрации опытов, связанных с использованием кислот, щелочей и других химических реактивов, не допускать попадания этих веществ на одежду, необходимо проинструктировать школьников как работать с серной кислотой.
  • В кабинете биологии запрещается использование инсектицидов для борьбы с насекомыми- вредителями растений. Допускается обработка растений мыльным раствором, раствором мочевины, табачным настоем.
  • При использовании технических средств обучения принимаются меры предосторожности, установленные в общем порядке для всех учебных предметов.
  • Для оказания первой помощи при травмах в кабинете биологии обязательно надо иметь аптечку, в которой должны находиться: бинт, вата, йод, растворы соды, перманганата калия, нашатырный спирт, зелёнка.

Инструкция № 4

по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ с влажными препаратами в кабинете биологии

Общие положения.

Данная инструкция предназначена для учащихся  в кабинете биологии лабораторных работ, связанных с влажными препаратами.

Опасности в работе:

  • отравление вредными испарениями при небрежном обращении с влажными препаратами и их разгерметизации при этом;
  • порезы рук при небрежном обращении со стеклянной поверхностью влажных препаратов.

Требования безопасности перед началом работы.

 Ученик внимательно изучает содержание и порядок выполнения лабораторной работы, и безопасные приёмы её выполнения.      

Перед началом каждой лабораторной работы, учитель биологии  проводит инструктаж учащихся, обучает безопасным правилам поведения при проведении лабораторной работы, экспериментов. Не оставляет учащихся без присмотра на перемене и во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик освобождает рабочее место от посторонних предметов.

Ученик проверяет наличие и целостность влажных препаратов, применяемых в лабораторной работе.

Ученик должен точно выполнять все указания учителя биологии.

Ученик не загромождает проходы портфелями и сумками.

Требования безопасности во время работы.  

Ученик точно выполняет указания учителя биологии при работе с влажными препаратами.  

Ученик соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами, без надобности не переставляет с места на место, не передаёт друг другу и не берёт влажные препараты с других столов.  

Ученик приступает к работе только тогда, когда убедился в герметичности влажных препаратов.

Ученик перед работой с влажными препаратами знакомится с правилами.

Учащийся соблюдает осторожность при работе с влажными препаратами во избежание повреждения, так как можно порезаться осколками стекла или отравиться вредными испарениями формалинового раствора, в котором находится изучаемый объект.

Требования безопасности после окончания работы.

По окончании работы ученик сдаёт влажные препараты учителю биологии на хранение.                            

По окончании работы ученик приводит своё рабочее место в порядок.      

После окончания работы обязательно тщательно вымойте руки с мылом.

Не выходите из кабинета (класса) без разрешения учителя.

Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае выявления неисправностей в приборах, установках немедленно остановите работу и оповестите учителя.

В случае травмы или ожога сразу же обратитесь к учителю.  

При возникновении аварийной ситуации:

сообщить администрации, директору;

сообщить пожарной охране;

принять меры по эвакуации учащихся из помещения;

отключить электросеть.

Требования по оказанию первой помощи.

Если произошло повреждение влажного препарата, и при этом произошла утечка вредных испарений и раствора, необходимо, во избежание отравлений и аллергических реакций, вывести учащихся из кабинета, нейтрализовать раствор, убрать его остатки и проветрить кабинет.

Если при этом наблюдается наличие порезов осколками стекла, необходимо смазать края раны йодом и наложить стерильную повязку, при необходимости отправить учащегося в медицинский пункт.

Инструкция  №5

по правилам безопасности для учащихся на  пришкольном участке.

I. Общие требования безопасности

Соблюдение данной инструкции обязательно для всех работающих на участке учащихся. Работать  на учебном участке в халатах или перчатках.

Пользоваться соответствующими возрасту сельскохозяйственными орудиями.

Не переносить тяжести с помощью носилок, вёдер до достижения 15 лет.

Пользоваться лейками вместимостью не более 4-х литров.

Учащиеся 4-5 классов работают на участке 2 часа, через каждые 20 минут работы 10 минутный перерыв, 7-8 классы работают 3-4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

Нельзя работать с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

Все работы выполнять после указания учителя, руководителя трудовой практики.

Не производить прополку руками, только рыхлителями, мотыгами и в перчатках.

Травмоопасность на учебном участке:  солнечный удар; порезы и ушибы при работе с инвентарём; отравление ядохимикатами и т.п. веществами.

 II. Требования безопасности перед началом занятий

Пройти   инструктаж по ТБ при  выполнении любого вида работ.  

Надеть рабочую одежду и защитные перчатки.

Получить, соответствующие своему росту лопату, мотыгу и др. орудия труда.

Получить конкретное задание на ближайшие 20 - 30  минут  от  учителя -  руководителя  работ.

При наличии порезов кисти, пальцев рук учащийся освобождается от работы с землёй.

 III. Требования безопасности во время занятий

Приступить к работе после указания учителя.

Лопату, грабли, вилы, мотыгу переносить только рабочей частью вниз.

Работу по обработке земли производить в защитных перчатках.

Прополку вести только инвентарём, но не руками.

Очищать почву от камней, осколков стекла, обломков металла проводить граблями, лопатой и т.д.

Соблюдать порядок и дисциплину во время работы.

Защитить голову от солнечных лучей платком, косынкой, кепкой.

Проводить 10 минутный отдых в тени.

 IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

В случае возникновения аварийных ситуаций (буря, ураган, пожар и т.п.) покинуть участок по указанию учителя или руководителя работ.

При травматизме обратиться за помощью к учителю.

При плохом самочувствии, внезапном заболевании сообщить учителю.

 V. Требования безопасности по окончании занятий

Сдать рабочий инструмент и инвентарь учителю.

Снять рабочую одежду и защитные перчатки, сдать учителю.

Вымыть тщательно с мылом руки, лицо.

О всех недостатках, замеченных во время работы на участке, сообщить учителю.

Инструкция №6

 по охране труда при проведении демонстрационных опытов по биологии

1. Общие требования безопасности.

1.К проведению демонстрационных опытов по биологии допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний  по состоянию здоровья. Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов не допускаются.

2. Лица,  допущенные к проведению демонстрационных опытов по биологии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

3. При проведении демонстрационных опытов по биологии возможно воздействие следующих опасных и вредных поизводственных факторов:

- химические ожоги при попадании на кожу и в глаза растворов кислот, щелочей и других едких веществ;

- термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом;

- отравления ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.

4.Кабинет биологии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с  Приложением 5  Правил для оказания первой помощи при травмах.

5. При проведении демонстрационных опытов по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, знать расположение первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным, ящиком с песком.

6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.

7. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

8.  Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.Требования безопасности перед началом работы.

 Подготовить к работе необходимое оборудование , инструменты, препараты, проверить их исправность, убедиться в целостности лабораторной посуды и приборов из стекла.

Требования безопасности во время работы.

1. Пребывание учащихся в помещение кабинета биологии и в лаборантской допускается только в присутствии учителя.

2. Обеспечить безопасное состояние рабочих мест для учащихся, приборов, оборудования, инструментов, хранение химреактовов.

3. Стеклянная посуда, колющие и режущие инструменты, химреактивы должны храниться в лаборантской в закрывающихся на замки шкафах с глухими створками без стекол.

4. В кабинете на видном месте должны быть вывешены инструкции по охране труда для учащихся при выполнении лабораторных работ и практических работ, на учебно-опытном участке и при поведении экскурсий по биологии.

5. В кабинете не должно быть растений, содержащих ядовитые вещества ( олеандр, молочай и др.) а также колючих растений.

6. Запрещается иметь и использовать в работе электронагревательные приборы с открытой спиралью.

7. При работе с лабораторной посудой, приборами из стекла соблюдать осторожность, не нажимать сильно пальцами на хрупкие стенки пробирок, колб. Брать предметные и покровные стекла за края легко во избежание порезов пальцев.

8. При работе с твердыми химреактивами набирать из баночек специальными пластмассовыми или фарфоровыми ложечками, не допускать попадания растворов кислот и щелочей на кожу, в глаза и на одежду.

9. Не сливать отработанные растворы химреактивов в канализацию, использовать для их сбора стеклянную тару с крышкой вместимостью не менее 3 литров.

10. Не мыть лабораторную посуду с мылом, так как она становится скользкой и ее легко уронить и разбить.

11. Запрещается использование в кабинете инсектицидов для борьбы с насекомыми – вредителями комнатных  растений.

3.Требования безопасности по окончании работы.

1. Привести в порядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью неменее 3 литров с крышкой для их последующего уничтожения.

3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки.

Инструктаж №7

 для учащихся школы

по охране труда при проведении экскурсий по биологии

 1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.

 1.1. К участию в экскурсиях по биологии допускаются учащиеся с 6-ro класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

 1.2. При проведении экскурсии по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

 - травмирование ног при передвижении без обуви, а также без брюк или чулок;

 - укусы ядовитыми животными и пресмыкающимися (змеи, паукообразные, многоногие и пр.);

 - заражение инфекционными болезнями при укусе их переносчиками (грызуны, клещи, насекомые и пр.);

 - отравления ядовитыми растениями, плодами и грибами;

 - заражение желудочно-кишечными болезнями при употреблении воды из открытых непроверенных водоемов.

 1.3. При проведении экскурсии по биологии обязательно иметь аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

 1.4. Учащиеся обязаны во время экскурсии по биологии соблюдать правила пожарной безопасности, не разводить костры и не пользоваться открытым огнем в лесу.

 1.5. При проведении экскурсии по биологии группу учащихся должны сопровождать двое взрослых.

 1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить руководителю экскурсии, которому оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить администрации учреждения.

 1.7. Во время экскурсии по биологии учащиеся должны соблюдать правила поведения, не нарушать установленный порядок проведения экскурсии, соблюдать правила личной гигиены.

 1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ ЭКСКУРСИИ.

 2.1. Перед проведением экскурсии по биологии ее руководитель обязан тщательно обследовать тот участок местности, куда будут выведены учащиеся, выбирая места, где отсутствуют опасности для детей, а также безопасные маршруты передвижения.

 2.2. Ознакомиться по плакатам с местными ядовитыми и опасными животными, пресмыкающимися, насекомыми, растениями, плодами и грибами.

 2.3. Надеть соответствующую сезону и погоде одежду и обувь. Для предотвращения травм и укусов ног надеть брюки или чулки. Чтобы избежать натирания ног обувь должна быть подобрана по размеру.

 2.4. Убедиться в наличии аптечки и ее укомплектованности необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.

 3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ.

 3.1. При передвижении не снимать обувь и не ходить босиком во избежание травм и укусов пресмыкающимися и насекомыми.

 3.2. При изучении флоры и фауны водоема избегать глубоких мест, не входить в воду. Для ознакомления с живыми объектами водоема использовать сачки на длинных ручках. Использование лодок или мостков не разрешается.

 3.3. Во избежание лесных пожаров и ожогов не разводить костры.

 3.4. Запрещается использовать ядовитые вещества (хлороформ, серный эфир и др.) для замаривания насекомых.

 3.5. Во избежание отравлений не пробовать на вкус какие-либо растения, плода и грибы.

 3.6. Во избежание укусов и травм не трогать руками ядовитых и опасных пресмыкающихся, животных, насекомых, растений и грибов, а также колючих кустарников и растений.

 3.7. Не выкапывать растения из грунта незащищенными руками, использовать для этой цели лопатки, рыхлители и др.

 3.8. Во избежание заражения желудочно-кишечными болезнями не пить воду из открытых непроверенных водоемов, для этого использовать воду из фляжки, которую необходимо брать с собой.

 4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

 4.1. При укусе ядовитыми животными, пресмыкающимися, насекомыми немедленно отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

 4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

 5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЭКСКУРСИИ.

 5.1. Проверить по списку наличие всех учащихся.

 5.2. Сдать руководителю экскурсии инвентарь и собранные образцы.

 5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.



Предварительный просмотр:

Ссылка на сайт Виртуальные лабораторные работы по биологии

 http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=7&Itemid=102

Ссылка на сайт "Атлас анатомии человека"

https://farmakosha.com/anatomiya/