ОГЭ и ЕГЭ

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Рекомендации по сдаче экзаменов, задания для подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по сдаче ЕГЭ по биологии

Кому обязательно сдавать биологию?

В первую очередь данный предмет необходим ребятам, желающим добиться успеха в изучении различных отраслей медицины, ветеринарии, агрономии или химической промышленности, но в 2019 году сертификат ЕГЭ по биологии будет котироваться также и при поступлении на факультеты физического воспитания, психологии, палеонтологии, ландшафтного дизайна и др. Биология – предмет, который нравится многим школьникам, ведь многие темы близки и понятны учащимся, а лабораторные работы в большинстве связаны с познанием окружающего мира, что вызывает у детей неподдельный интерес. Но, выбирая ЕГЭ по биологии, важно понимать, что на экзамен выносится достаточно большой объем материала, а для поступления на различные факультеты зачастую требуется также сертификат по химии, естествознанию или физике. Важно! Полный перечень необходимых сертификатов ЕГЭ, позволяющий претендовать на бюджетное или контрактное обучение в том либо ином университете РФ можно узнать на сайте интересующего вас учебного заведения.

Структура КИМов по биологии

 Итак, зная уже, какие изменения произойдут в ЕГЭ по биологии, давайте подробнее разберем виды заданий и их распределение в билете. КИМ, как и ранее, будет включать в себя 28 заданий, разделенных на две части:

Часть

Количество

Виды заданий

1 часть

21

Задания с коротким ответом:

  • множественный выбор – 6;
  • взаимное соответствие – 6;
  • установление последовательности – 3;
  • задачи из блока «цитология» – 2;
  • дополнение таблицы – 2;
  •  дополнение схемы – 1;
  • анализ графической информации – 1. 

2 часть

7

Задания, требующие развернутого ответа.

Предложенный формат КИМ позволяет оценить знания выпускника по 7 основным блокам.

Распределение заданий по уровням сложности будет следующим:

Уровень

Количество

Базовый

12

Повышенный

9

Высокий

7

Всего

28

Приносить с собой дополнительные материалы и оборудование, а также использовать их во время ЕГЭ по биологии запрещено!

Оценивание работы

За правильное выполнение 21 задания 1-го блока экзаменуемый может набрать максимум 38 первичных баллов, а за выполнение 7 заданий второго – еще 20, что в сумме составляет 58 баллов, что и будет соответствовать 100-бальному результату ЕГЭ. Первый блок работы, при выполнении которого экзаменуемый заполняет таблицу ответов, проверяется электронным методом, а второй блок оценивается двумя независимыми экспертами. Если их мнение расходится более чем на 2 балла, к проверке работы привлекается 3-й эксперт. Хотя результаты ЕГЭ уже давно не приравнивают к определенным оценкам по 5-тидбальной шкале, многие все же хотят знать, как они справились с заданием. Перевести результат 2019 года в школьную оценку можно будет по такой приблизительной таблице соответствия:

Оценка

Баллы

5

72 и более

4

55-71

3

36-54

2 (не сдал)

0-35

 Секреты подготовки

Хотя на первый взгляд кому-то может показаться, что по предмету «биология» в 2019 сдать ЕГЭ будет не сложно, подготовка к экзамену должна быть основательной, ведь школьный курс довольно обширный, а в билетах есть много «подводных камней». Из основных ошибок, допускаемых выпускниками прошлых сезонов, эксперты выделили: незнание терминологии;

неумение работать с табличными и графическими материалами;

невнимательное прочтение вопроса;

 нарушение правил оформления бланка.

Как же построить работу по подготовке к экзамену?

  1. Ознакомиться с кодификатором и спецификациями, найти которые можно на сайте ФИПИ.
  2. Оценить уровень собственных знаний, выполнив задания ЕГЭ предыдущего года.
  3. Восполнить пробелы в теории.
  4. Отточить навык решения различных видов задач, как можно больше практикуясь.
  5. Еще раз проверить себя, решив демоверсию.
  6. Закрепить полученный результат, продолжая активно решать задания из тем, которые даются сложнее всего.

 Многих 11-тиклассников волнует вопрос, можно ли подготовиться к ЕГЭ по биологии самостоятельно так, чтобы не нанимать дорогостоящих репетиторов. Ответ прост – все зависит от того, какой уровень знаний вы имеете в начале пути и на каком уровне находиться навык самоорганизации процесса самообучения. Для тех, кто чувствует в себе силы справиться с задачей без посторонней помощи, рекомендуем: установить ежедневный минимум работы и строго выполнять его изо дня в день; не лениться искать больше информации, чем дано в учебнике; искать ответы на любой возникающий вопрос; просматривать онлайн уроки, в которых дается разбор сложных заданий.



Предварительный просмотр:

Памятка учащимся 9 класса

при сдаче экзамена в форме тестирования

  • Слушай внимательно, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе всё объяснят: как

заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

  • Постарайся  сосредоточиться  и  забыть  об  окружающих.  Для  тебя

существуют только часы, регламентирующие время выполнения теста и бланк с заданием.

  • Пробегись глазами по всему тесту, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.

  • Торопись  не  спеша.  Читай  задания  до  конца.  Спешка  не  должна

приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

  • Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах которых ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями.

  • Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем, - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

 ✓ Если не знаешь ответа на вопрос, или не уверен, пропусти его и отметь,  чтобы потом к нему вернуться.

  • Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

  • Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

  • Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть

пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Стремись  выполнить  все  задания,  но  помни,  что  на  практике  это

нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень

трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70% заданий

Советы психолога

Мысленные стратегии преодоления страха

при подготовке к экзаменам.

Вызывающие страх мысли

Рациональные спасительные мысли

  • должен был значительно раньше Мне не помогут упреки за ошибки в начать готовиться, теперь мне прошлом. За каждый день занятий я просто не хватит времени для приобретаю все больше знаний. Если я не

основательной подготовки.смогу  восстановить  пропущенное,  то  я

пойду    на    экзамен    с    некоторыми

пробелами   в   знаниях.   Есть   люди,

которые, несмотря на пробелы в знаниях,

выдерживают   экзамен.   Я   сейчас   же

сажусь и учу, и уже это будет полезнее

для дела, чем мои переживания.

Я слишком глуп, чтобы понять этот

Я все же на данный момент что-то знаю.

материал.

Если этот материал мне и трудно дается,

то это не значит, что я глуп. Просто мне

нужно   немного   побольше   времени,

чтобы хорошо это понять. Если я буду

внушать себе, что я глупый, то это мне

прибавит  еще  больше  трудностей.  Я

немедленно  сяду и  буду прорабатывать

необходимый

материал

страницу   за

страницей.

В  мою  голову  ничего  больше  не

Мой  мозг  может  усвоить  очень  много

может войти.

информации.  Если  я  в  данный  момент

ничего  больше  не  могу  усвоить,  это

значит,чтомояголовадолжна

отдохнуть.

Поэтому  я

сделаю  теперь

перерыв  и  отдохну  или  займусь  чем-

нибудь другим. Если я себе внушаю, что

ничего больше не могу освоить, этим я

затрудняю процесс усвоения.

Яобязательнопровалюсьна

Сколько людей сдавали экзамены – и мои

экзамене.

родители, и мои учителя, и все взрослые,

кого  я  знаю.  И  все  прошли  через  это

испытание  благополучно.  Не  я  первый,

не  я  последний.  Как  ни  упирайся,  из

школы   тебя   все   равно   выпустят.

Неотвратимо  настанет  день,  когда  все

будет позади.

Памятка для учащихся по подготовке

к  итоговой аттестации

Старайтесь, как можно чаще использовать проверку

своих знаний в тестовой форме.

Помните, что тестовые задания могут быть разного типа: выбор правильного ответа, верно или неверно, закончите предложение, заполните пробелы, с использованием рисунков, графиков, диаграмм, восстановите последовательность и т.п.

Чем больше вы знаете о тестах, тем легче вам выявить свои слабые места и справиться с тестированием. Ваша цель обнаружить как раз эти слабые места и выработать соответствующую линию поведения.

Вам необходимо обладать некоторыми знаниями о построении теста.

Проанализируйте тест:

  • для проверки какой области знаний он предназначен,
  • сколько времени выделяется на работу с тестом,
  • как необходимо работать с ним,
  • какие типы заданий он включает,
  • есть ли необходимость рисовать графики, писать формулы, составлять

таблицы или схемы?

Данные знания помогут вам быстро сориентироваться в выполнении тестовых заданий, равномерно распределить время на его выполнение, определить стратегию выполнения, правильность оформления ответов – заполнения бланка ответов.

Выгоды такой подготовки заключаются в следующем: формируется уверенность при тестировании, то есть опыт обращения с тестами; опыт действий

  • стрессовых ситуациях и распределения времени; осведомленность о различных видах заданий и о соответствующих стратегиях их выполнения; обеспечивается тренированность в тестовых ситуациях, редко встречающихся в повседневной жизни; опыт преодоления неуверенности и страха перед тестами; вырабатывается поведение в ходе тестирования (умение остановиться вовремя, обращение с таблицами, навыки самопроверки).

Кроме того, помните, чем ближе учебные задания к реальной ситуации тестирования, тем выше будет эффективность подготовки.

Правильно формируйте свое поведение во время проведения экзамена.

Правильное поведение дается не каждому. Помните, что могут возникнуть следующие проблемы: волнение, нервозность, страх, антипатия. Вполне понятно, что перед тестом мы взволнованы, одни в меньшей степени, другие – в большей. Вы знаете, что от успешных результатов зависит ваша аттестация. Страх может быть от того, что мы чего-то подсознательно боимся, что не поймем задания, или неправильно истолкуем указания тестирования. Антипатия может возникнуть, когда тест для нас несимпатичен, поэтому переносим на него наш страх. Хотя вы и привыкли в процессе учебной деятельности укладываться в сжатые сроки контролирующих заданий (текущие контрольные работы, итоговые контрольные работы, переводные экзамены, зачеты и т.п.), однако строгие условия

тестирования для вас чрезвычайно неприятны. Так как знаете, что малейшая ошибка может вызвать лавину ошибок, либо не успевание выполнить другие задания, если вы ''засядете'' с каким-нибудь заданием.

Советы по преодолению этих трудностей

  • Во время подготовки к тестированию придерживайтесь следующей стратегии.

Для обозначения времени, которое вы тратите на тестирование в определенных ситуациях, используя часы и отмечая результаты в тетради для самоподготовки, проделайте следующее:

а) ответьте на все вопросы теста без ограничения времени, то есть потратьте времени столько, сколько вам потребуется для ответов;

б) введите временные ограничения, т.е. обозначьте предварительно для себя конкретное время, какое необходимо потратить в соответствии с требованиями, например 120 минут;

в) сократите время тестирования, например до 90 минут (тренировка в стрессовых условиях);

г) проанализируйте ситуации, отметьте, что с вами происходило, что вы чувствовали, как вели себя, как менялась ваша стратегия работы с тестовыми заданиями, что вам мешало, а что помогало справляться с заданиями. Во время экзаменов используйте только свой положительный опыт.

  • В период подготовки к ГИА, даже если у вас не возникает проблем, ведите дневник самоконтроля, в котором вы будете отмечать:

а) время подготовки, затраченное на упражнения на этапе ненормированного тестирования;

б) время проведения теста, необходимое вам при тестировании согласно требованиям теста;

в) состояние вашей подготовки, на какой стадии вы находитесь в настоящее время.

  • Составьте расписание подготовки (приблизительно от 30 до 60

минут в день), приурочив занятия к определенному времени дня. Это поможет вам сознательно проводить самоконтроль и самодисциплину. Важным признаком самоконтроля является умение принимать решения самостоятельно без давления извне. Помните, что внешнее принуждение, либо надежда, что вы сможете выучить все сразу перед экзаменами, всего за несколько дней, менее эффективны, чем последовательный и упорядоченный процесс обучения. Подготовка под давлением необходимости, как правило, приводить к отторжению материала, который необходимо запомнить.

  • Использование успокаивающих средств накануне или перед экзаменом не принесет вам успеха, так как успокаивающие средства, которые в лучшем случае, сдерживают нервное возбуждение, тем самым снижают важную составляющую успеха, а именно волю к преодолению трудностей, снижают способность к самокритике и работоспособность учащегося. Наличие небольшого уровня волнения является показателем боеготовности экзаменуемого, и оно необходимо для оптимизации поведения при тестировании. Главный прием работы с нервозностью и волнением является хорошая подготовленность, так как тот, кто знает, что его ждет, будет более спокоен, чем тот, кто находится в

неопределенности        и        неизвестности.        Интенсивная        подготовка        к        тестированию

обеспечивает испытуемому значительную психологическую поддержку.

При работе с тестовыми заданиями во время экзамена многое зависит от

тог, что вам удастся вспомнить.

  • Для того, чтобы вспомнить и дать правильный ответ, нужно сосредоточиться и непременно успокоится. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомните что-нибудь приятное или смешное. Спокойно подышите, обратите свое внимание на то, чтобы ваше дыхание стало спокойным, ровным. Для этого вам не придется потратить много времени. И лишь после того, как вы придете в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не может быть, чтобы вы ничего абсолютно не знали. Просто не бывает такого!

  • Начинайте работу с вопроса, на который вы знаете ответ. Это вам поможет почувствовать уверенность в себе, сэкономить время, которые вы можете уделить в последующем на работу с трудными заданиями. При работе над хорошо знаемым вопросом у вас подсознательно будут припоминаться ответы на остальные вопросы.

Помните, что самое первое состояние, с которым сталкивается экзаменуемый не зависимо от формы заданий это состояние, что вы вообще ничего не знаете. Если вами материал усвоен хорошо, то через некоторое время у вас в памяти начнут, как бы всплывать части ответа. Обладая общими знаниями о предмете, много можно додуматься самостоятельно.

  • Ищите смысловые и структурные связи.

Помните, что любой логически связанный текст, строится так, чтобы одна мысль логически предопределяла следующую за ней, поэтому с самого начала постарайтесь понять смысл задания.

  • Используйте ассоциации.

Представив в памяти обстановку, в которой вы готовились и учили материал, вы сможете припомнить и сам материал, необходимый вам для ответа на задание. Это может быть и припоминание определенного урока, и того, что вам говорил учитель, и ваши ответы, и ответы других учеников, и записи, графики, рисунки и т.п.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по биологии

подготовлен Федеральным государственным бюджетным

научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        2 / 39

Единый государственный экзамен по БИОЛОГИИ

Пояснения к демонстрационному варианту контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по БИОЛОГИИ

При ознакомлении с демонстрационным вариантом контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2020 г. следует иметь в виду, что задания, включённые в него, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2020 г. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на едином государственном экзамене 2020 г., приведён в кодификаторе элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена 2020 г. по биологии.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику ЕГЭ и широкой общественности составить представление о структуре будущих КИМ, количестве заданий, об их форме и уровне сложности.

  • демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторые позиции экзаменационной работы.

  • реальных вариантах экзаменационной работы на каждую позицию будет предложено только одно задание.

Приведённые критерии оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, включённые в этот вариант, дают представление о требованиях к полноте и правильности записи развёрнутого ответа.

Эти сведения позволят выпускникам выработать стратегию подготовки к ЕГЭ в 2020 г.

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        3 / 39

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2020 года по БИОЛОГИИ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя

  1. заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится

3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

КИМ        Ответ: КОМБИНАТИВНАЯ.

Ответ: 31 .

Ответ:

1

4

6

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

2

1

1

2

2

Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.

Все        бланки        ЕГЭ        заполняются        яркими        чёрными        чернилами.

Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи

  • черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание

  • бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Желаем успеха!


1

2


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        4 / 39

Часть 1

Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов

  • тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

?

Наследственная

Мутационная

Изменчивость

Ненаследственная  Модификационная

Ответ: ___________________________.

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите

  • ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Частнонаучный метод

Применение метода

Центрифугирование

Разделение органоидов клетки

  • Определение числа хромосом в кариотипе

Ответ: ____________________.

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        5 / 39

ИЛИ

  1. Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Раздел биологии

Объект изучения

Анатомия

Строение внутренних органов

?

Ископаемые переходные формы

организмов

Ответ: ___________________.

ИЛИ

  1. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Уровень        Пример

Популяционно-видовой        Вид слон африканский

?        Сфагновое болото

Ответ: ________________________.

  1. В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом.

Ответ: ___________________________.

ИЛИ

  1. В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.

Ответ: ___________________________%.


4

4


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        6 / 39

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённой на рисунке клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наличие хлоропластов
  2. наличие гликокаликса
  3. способность к фотосинтезу
  4. способность к фагоцитозу
  5. способность к биосинтезу белка

Ответ:

ИЛИ

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. состоит из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль

  1. переносит информацию к месту синтеза белка

  1. в комплексе с белками строит тело рибосомы

  1. способна удваиваться в клетке

  1. в комплексе с белками образует хромосомы

Ответ:

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

5


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        7 / 39

Установите соответствие между процессами и этапами энергетического обмена: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ЭТАПЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО

ОБМЕНА

А) расщепление глюкозы в цитоплазме

1)

бескислородный

Б)

синтез 36 молекул АТФ при

2)

кислородный

расщеплении одной молекулы глюкозы

В)

образование молочной кислоты

Г)

полное окисление веществ до

углекислого газа и воды

Д)

образование пировиноградной кислоты

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


6


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  8 / 39

ИЛИ

По  изображённой  на

рисунке  родословной

определите

вероятность

(в процентах)  рождения

в  браке,  отмеченном

цифрой  1,

ребёнка  с

признаком, проявившимся при полном его доминировании. Ответ запишите в виде числа.

Ответ:


А        Б        В        Г        Д


7


Ответ: _________________%.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют для описания полового размножения организмов. Определите два термина,

6


Определите соотношение фенотипов в потомстве от скрещивания двух гетерозиготных организмов, если за признак отвечает один ген и доминирование полное. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

Ответ: ________________________.


«выпадающих » из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. гонада
  2. спора
  3. оплодотворение
  4. овогенез (оогенез)
  5. почкование

Ответ:

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

8


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        9 / 39

Установите        соответствие        между        примерами        биологических        явлений

  • формами изменчивости, которые эти примеры иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЯВЛЕНИЙ

ФОРМЫ ИЗМЕНЧИВОСТИ

А) появление белоглазых мух дрозофил

1)

наследственная

у красноглазых родителей

2)

ненаследственная

Б) появление мыши-альбиноса у серых

родителей

В) формирование у стрелолиста листьев

разных форм в воде и на воздухе

Г) проявление у ребёнка цвета глаз одного

из родителей

Д) уменьшение размера кочана капусты при

недостатке влаги

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


9


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        10 / 39

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи

  1. четырёхкамерное сердце
  2. наличие диафрагмы
  3. кожные покровы с чешуйками или щитками
  4. непостоянная температура тела
  5. ячеистые лёгкие
  6. развитие зародыша в матке

Ответ:

ИЛИ

Ответ:


А        Б        В        Г        Д

ИЛИ


9


Известно, что бактерия туберкулёзная палочка – аэробный, микроскопический, патогенный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящихся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.

8


Установите соответствие между структурами и зародышевыми листками, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной

  • первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРУКТУРЫ

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) нервная ткань

1)

1

Б) кровь

2)

2

В) скелет конечности

Г) поперечнополосатая мышечная ткань

Д) кожный эпидермис

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


(1)Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2)Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3)При температуре выше 20 °C во влажном

  • тёмном месте сохраняет жизнеспособность до семи лет. (4)Для своего развития организм нуждается в наличии кислорода. (5)Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6)В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.

Запишите в таблицу цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

Ответ:

Ответ:


А        Б        В        Г        Д

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        11 / 39

  1. Установите соответствие между характерными функциями и органами растения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ФУНКЦИИ

ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ

А) осуществление минерального питания

1)

корень

Б)

поглощение воды

2)

лист

В)

синтез органических веществ

из неорганических

Г)

транспирация

Д) образование микоризы

Е)

поглощение углекислого газа

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А        Б        В        Г        Д        Е

Ответ:

  1. Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого крупного. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. Мятлик луговой

  1. Мятлик

  1. Покрытосеменные

  1. Однодольные

  1. Растения

  1. Злаковые

Ответ:

  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Во время бега в организме человека

  1. усиливается синтез желчи клетками печени

  1. останавливается процесс биосинтеза белка в скелетных мышцах

  1. снижается артериальное давление

  1. усиливается приток крови к коже

  1. усиливается потоотделение

  1. повышается активность симпатического отдела нервной системы

Ответ:


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        12 / 39

ИЛИ

  1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. наружный слуховой проход
  2. барабанная перепонка
  3. слуховой нерв
  4. стремя
  5. полукружный канал
  6. улитка

Ответ:

  1. Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ТКАНИ

А) проводит импульсы

1)

эпителиальная

Б)

выполняет функцию опоры

2)

соединительная

В)

образует наружный покров кожи

3)

нервная

Г)

вырабатывает антитела

Д) состоит из тесно прилегающих друг

к другу клеток

Е)

образует серое вещество спинного мозга

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

  1. Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. поступление желчи в двенадцатиперстную кишку

  1. расщепление белков под действием пепсина

  1. начало расщепления крахмала

  1. всасывание жиров в лимфу

  1. поступление каловых масс в прямую кишку

Ответ:

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

15

16


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        13 / 39

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания признаков, которые можно использовать при применении морфологического критерия вида сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Сосна обыкновенная – светолюбивое растение. (2)Когда её семя прорастает, появляется пять–девять фотосинтезирующих семядолей.

(3)Сосна способна развиваться на любой почве. (4)Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5) Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год.

(6)Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

Ответ:

Установите соответствие между указанными объектами изучения и методами исследования, используемыми при их изучении: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЪЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

А) закладка жаберных дуг в онтогенезе

1)

палеонтологический

человека

2)

эмбриологический

Б)

останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г)

сходство зародышей классов

позвоночных

Д) сравнение флоры пермского и триасового

периодов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        14 / 39

  1. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется

  1. большим видовым разнообразием

  1. отсутствием редуцентов

  1. большой численностью хищников

  1. сложной пищевой сетью

  1. колебанием численности популяций

  1. сбалансированным круговоротом веществ

Ответ:

  1. Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ

ФАКТОРЫ

А) повышение атмосферного давления

1)

абиотический

Б)

изменение рельефа экосистемы, вызванное

2)

биотический

землетрясением

В)

изменение численности популяции зайцев

в результате эпидемии

Г)

отношения между волками в стае

Д) конкуренция за свет и воду между соснами

в лесу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А        Б        В        Г        Д

Ответ:


А        Б        В        Г        Д


Ответ:

  1. Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

  1. выход животных на сушу

  1. возникновение фотосинтеза у прокариот

  1. формирование озонового экрана

  1. абиогенный синтез органических веществ

  1. появление клеточных форм жизни

Ответ:

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        15 / 39

Рассмотрите рисунок с изображением бабочек

20        берёзовых пядениц и определите тип приспособления, форму естественного отбора и направление эволюции, которые привели

  • появлению тёмной формы при изменении условий (гибели лишайников). Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Тип

Форма естественного

Материал

приспособления

отбора

для отбора

________________(А)

________________(Б)

________________(В)

Список терминов:

  1. мутация
  2. предупреждающая окраска
  3. конвергенция
  4. движущая
  5. адаптивная модификация
  6. маскировка
  7. половой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        16 / 39

ИЛИ

  1. Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Объекты

Расположение в клетке

Функции

_________(А)

Цитоплазма

Биологическое окисление

Хромосомы

____________(Б)

Хранение и передача

наследственной информации

организма

Рибосомы

Цитоплазма

____________(В)

Список терминов:

  1. гликолиз
  2. хлоропласты
  3. трансляция
  4. митохондрии
  5. транскрипция
  6. ядро
  7. цитоплазма
  8. клеточный центр

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А        Б        В

Ответ:


А        Б        В


Ответ:

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  17 / 39

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  18 / 39

Проанализируйте таблицу «Выживание

птенцов скворца в зависимости

ИЛИ

21

от количества яиц в кладке».

Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.

21

Количество яиц

Доля выживших птенцов (в %)

в кладке

1

100

2

95

3

90

4

83

5

80

6

53

7

40

8

35

9

32

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

  1. Оптимальное количество яиц в кладке – 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.

  1. Гибель птенцов скворца объясняется случайными факторами.
  2. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
  3. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.

5) Количество яиц в кладке зависит от погодных условий и наличия корма.

Выберите утверждения,  которые можно сформулировать на основании

анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми

Ответ: ___________________________.

указаны выбранные утверждения.

Скорость размножения бактерий

1)

всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды

2)

зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии

3)

зависит от генетической программы организма

4)

повышается при температуре 20–35 °С

5)

понижается при температуре выше 36 °С

Ответ: ___________________________.

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        19 / 39

ИЛИ

  1. Проанализируйте гистограмму, в которой представлены позвоночные животные, составляющие пищевой рацион обитающего в тундре животного Z. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

70%

рационе

60%

50%

40%

30%

в

20%

Доля

10%

0%

Млекопитающие

Рыбы

Амфибии

Птицы

Рептилии

Выберите утверждения,  которые можно сформулировать на основании

анализа представленных данных.

Животное Z можно отнести к

  1. всеядным животным
  2. консументам II–IV порядков
  3. автотрофным организмам
  4. теплокровным животным
  5. ночным животным

Ответ: ___________________________.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        20 / 39

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

  1. Известно,  что  концентрация  солей  в  плазме  крови  соответствует

концентрации        0,9%        хлорида        натрия        в        физиологическом        растворе.

  • стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображения нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).

Рис. А        Рис. Б

ИЛИ

  1. Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному для изучения структуры этих пигментов необходимо их разделить. Какой метод он может использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

ИЛИ

  1. Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет

определить        последовательность        расположения        генов        в        хромосоме

  • составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А

  • В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?

Фрагмент хромосомы

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  21 / 39

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  22 / 39

Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рисунках

ИЛИ

23

А и Б? Назовите структуры клетки, непосредственно участвующие в этих

На рисунках изображены скелет

с отпечатком перьев и реконструкция

23

процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке

археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.

амёбы (на рис. А)?

Рис. А        Рис. Б

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой

эре и каком периоде обитало данное животное.

Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки,

нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые

видны на рисунках (не менее трёх признаков).

Геохронологическая таблица*

Эра

Период

Название

Возраст

Название

и продолжительность,

и продолжительность,

(начало эры), млн лет

млн лет

млн лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58

Неоген, 20,45

Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой , 79

Юрский, 56

Триасовый , 51

Пермский, 47

Каменноугольный, 60

Палеозойская, 289

541

Девонский, 60

Силурийский, 25

Ордовикский, 41

Кембрийский, 56

* Составлена        на        основе        Международной        стратиграфической        шкалы

(версия 2017/02) <http://www.stratigraphy.org/index.php/ics-chart-timescale>.

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        23 / 39

  1. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны.

(5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы (адреналин) учащает сердечные сокращения.

  1. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток различное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково.

Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

  1. Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        24 / 39

  1. Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу в одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь – матричная):

5ʹ-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3ʹ

3ʹ-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5ʹ

Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, обозначьте 5' и 3ʹ концы этого фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК от 5ʹ к 3ʹ концу)

Первое

Второе основание

Третье

основание

основание

У

Ц

А

Г

Фен

Сер

Тир

Цис

У

У

Фен

Сер

Тир

Цис

Ц

Лей

Сер

А

Лей

Сер

Три

Г

Лей

Про

Гис

Арг

У

Ц

Лей

Про

Гис

Арг

Ц

Лей

Про

Глн

Арг

А

Лей

Про

Глн

Арг

Г

Иле

Тре

Асн

Сер

У

А

Иле

Тре

Асн

Сер

Ц

Иле

Тре

Лиз

Арг

А

Мет

Тре

Лиз

Арг

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

У

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

Ц

Вал

Ала

Глу

Гли

А

Вал

Ала

Глу

Гли

Г

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        25 / 39

  1. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные.

  • гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.

В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых

  • нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных по гену качества оперения) и селезней с таким же генотипом получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан рядом с номером соответствующего задания.




Предварительный просмотр:


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        26 / 39

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

Правильный ответ на каждое из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом . Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

За полное правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов.

За ответ на каждое из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.

За ответ на каждое из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.

Номер

Правильный ответ

Номер

Правильный ответ

задания

задания

1

комбинативная,

12

456 или 126

эпигенетическая

2

цитогенетический,

13

321213

цитологический,

кариотипирование,

микроскопирование

или

палеонтология,

эволюционная биология

или

биоценотический,

экосистемный,

биогеоценотический

3

28

или

32

14

32145

4

24

или

23

15

245

5

12121

16

21121

6

31

или

75

17

146

7

25

18

11222

8

11212

или

12221

19

45231

9

126

или

145

20

641 или 463

10

112212

21

13, или 45, или 24

11

534621

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        27 / 39

Часть 2

Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

  1. Известно,  что  концентрация  солей  в  плазме  крови  соответствует

концентрации        0,9%        хлорида        натрия        в        физиологическом        растворе.

  • стеклянный стакан, заполненный раствором поваренной соли, поместили эритроциты. Сравните изображения нормального эритроцита в плазме (рис. А) и эритроцита в растворе (рис. Б). Объясните наблюдаемое явление. Определите концентрацию соли в стакане (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).

Рис. А

Рис. Б

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) эритроцит в растворе сморщился из-за потери воды, которая по

закону диффузии (осмоса) поступила из эритроцита в раствор;

2) концентрация раствора соли в стакане – более 0,9%

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

2

биологических ошибок

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2

0

и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

2


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        28 / 39

ИЛИ

  1. Известно, что в растительных клетках присутствует два вида хлорофилла: хлорофилл a и хлорофилл b. Учёному для изучения структуры этих пигментов необходимо их разделить. Какой метод он может использовать для их разделения? На чём основан этот метод?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) метод хроматографии;

2) метод основан на разных скоростях движения веществ смеси

через  сорбент  (связующее  вещество)  в  зависимости  от  их

способности связываться с его частицами ИЛИ метод основан на

разной растворимости пигментов

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

2

биологических ошибок

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2

0

и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

2

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  29 / 39

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.  30 / 39

ИЛИ

Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рисунках

23

А и Б? Назовите структуры клетки, непосредственно участвующие в этих

Анализ результатов нарушения сцепленного наследования генов позволяет

процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке

22

амёбы (на рис. А)?

определить  последовательность

расположения  генов  в  хромосоме

  • составить генетические карты. Результаты многочисленных скрещиваний мух дрозофил показали, что частота нарушения сцепления между генами А

  • В составляет 5%, между генами А и С – 11%, между генами С и В – 6%. Перерисуйте предложенную схему фрагмента хромосомы на лист ответа, отметьте на ней взаимное расположение генов А, В, С и укажите расстояние между ними. Какая величина принята за единицу расстояния между генами?

Фрагмент хромосомы

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Элементы ответа:

1)

А        5        В        6        С

11

  1. за единицу расстояния между генами принят 1% кроссинговера ИЛИ одна морганида (один сантиморган)

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

2

биологических ошибок

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2

0

и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

2


Рис. А

Рис. Б

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) А – фагоцитоз; Б – пиноцитоз;

2) участвует плазматическая мембрана клетки (цитоскелет);

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое

подвергнется перевариванию

Ответ включает в себя три названных выше элемента, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не

2

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя только один из названных выше элементов и

1

не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

два из названных выше элементов, но содержит биологические

ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3,

0

2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        31 / 39

ИЛИ

  1. На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное.

Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трех признаков).

Геохронологическая таблица*

Эра

Период

Название

Возраст

Название

и продолжительность,

и продолжительность,

(начало эры), млн лет

млн лет

млн лет

Кайнозойская, 66

66

Четвертичный, 2,58

Неоген, 20,45

Палеоген, 43

Мезозойская, 186

252

Меловой , 79

Юрский, 56

Триасовый , 51

Пермский, 47

Каменноугольный, 60

Палеозойская, 289

541

Девонский, 60

Силурийский, 25

Ордовикский, 41

Кембрийский, 56

  • Составлена  на  основе  Международной  стратиграфической  шкалы

(версия 2017/02) <http://www.stratigraphy.org/index.php/ics-chart-timescale>.


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        32 / 39

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) эра мезозойская, период юрский;

от современных птиц археоптерикс отличает:

2) наличие челюстей с зубами;

3) наличие длинного хвоста из несросшихся позвонков;

4) наличие развитых пальцев с когтями на передних конечностях

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ включает в себя три из названных выше элементов и не

2

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

четыре из названных выше элементов, но содержит биологические

ошибки

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три

из  названных  выше  элементов,  но  содержит  биологические

ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3,

0

2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        33 / 39

  1. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества – гормоны.

(5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы (адреналин) учащает сердечные сокращения.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Ошибки допущены в предложениях:

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции,

через выводные протоки поступают не только на поверхность тела,

но и в полости внутренних органов;

2) 3 – железы внутренней секреции не имеют протоков, поэтому

секреты поступают непосредственно в кровь;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это

гормон надпочечников.

Если в ответе исправлено четыре и более предложения, то за

каждое  лишнее  исправление  правильного  предложения  на

неправильное снимается по 1 баллу

В ответе указаны и исправлены все ошибки

3

В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них.

2

За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы

не снижаются

В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из

1

них.

За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы

не снижаются

Ответ неправильный:  все ошибки определены и исправлены

0

неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни

одна из них

Максимальный балл

3


Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        34 / 39

  1. В 1724 г. английский исследователь Стивен Гейлз провёл эксперимент, в котором использовал одинаковые ветки одного растения, сосуды с одинаковым количеством воды и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в эти сосуды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Гейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменился неодинаково.

Почему уровень воды в сосудах изменился неодинаково? В результате каких процессов произошло изменение уровня воды? Какие структуры листа обеспечивают эти процессы?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Элементы ответа:

1) уровень воды изменился в зависимости от количества листьев на

ветке:

чем

больше

листьев,

тем

меньше

воды

осталось

в сосуде;

2) изменение

уровня

воды связано

с

процессами  поглощения

и испарения воды растением;

3) устьица обеспечивают испарение, а сосуды – транспорт воды

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит

3

биологических ошибок

Ответ

включает

в

себя

два

из

названных

выше

элементов

2

и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Ответ

включает

в себя

один

из

названных

выше

элементов

1

и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

два из названных выше элементов, но содержит биологические

ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2

0

и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.

35 / 39

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.

БИОЛОГИЯ, 11 класс.

36 / 39

Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное

Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны

26

27

постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не

(концу  в  одной  цепи  соответствует  3ʹ  конец  другой  цепи).  Синтез

менее четырёх процессов и поясните их значение.

нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ конца. Рибосома движется по иРНК в

направлении от 5ʹ к 3ʹ концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице.

Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя

цепь – матричная):

Элементы ответа:

5ʹ-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3ʹ

1) благодаря фотосинтезу кислород выделяется в атмосферу;

2) при дыхании кислород поглощается из атмосферы;

3ʹ-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5ʹ

3) в результате азотфиксации бактериями азот поглощается из

Установите  нуклеотидную  последовательность  участка  тРНК,  который

атмосферы;

синтезируется на данном фрагменте,  обозначьте 5ʹ и 3ʹ концы этого

4) в результате денитрификации азот выделяется в атмосферу

фрагмента и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в

процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует

Ответ включает в себя четыре названных выше элементы,  не

3

содержит биологических ошибок

антикодону тРНК.  Ответ поясните.  Для решения задания используйте

таблицу генетического кода.

Ответ

включает

в

себя

три

из

названных

выше

элементов

2

и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

Генетический код (иРНК от 5ʹ к 3ʹ концу)

все названные выше элементы, но содержит биологические ошибки

Первое

Второе основание

Третье

основание

основание

Ответ

включает

в

себя

два

из

названных

выше

элементов

1

и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя

У

Ц

А

Г

три из названных выше элементов, но содержит биологические

Фен

Сер

Тир

Цис

У

ошибки

У

Фен

Сер

Тир

Цис

Ц

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2

0

Лей

Сер

А

и 1 балла.

Лей

Сер

Три

Г

ИЛИ Ответ неправильный

Лей

Про

Гис

Арг

У

Лей

Про

Гис

Арг

Ц

Максимальный балл

3

Ц

Лей

Про

Глн

Арг

А

Лей

Про

Глн

Арг

Г

Иле

Тре

Асн

Сер

У

А

Иле

Тре

Асн

Сер

Ц

Иле

Тре

Лиз

Арг

А

Мет

Тре

Лиз

Арг

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

У

Г

Вал

Ала

Асп

Гли

Ц

Вал

Ала

Глу

Гли

А

Вал

Ала

Глу

Гли

Г

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        37 / 39

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Схема решения задачи включает:

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК:

5ʹ-ЦГААГГУГАЦААУГУ-3ʹ;

2)  нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий

триплет) соответствует кодону на иРНК УЦА;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует

аминокислота -Сер, которую будет переносить данная тРНК

Ответ включает в себя все названные выше элементы и не

3

содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не

2

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3,

0

2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

  1. У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель

эмбрионов.

В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых

  • нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных по гену качества оперения) и селезней с таким же генотипом получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        38 / 39

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Схема решения задачи включает:

1)

P

♀ AaBb

×

♂ AaBb

хохлатые

хохлатые

с нормальным

с нормальным

оперением

оперением

G

AB, Ab, aB, ab

AB, Ab, aB, ab

F1

1аabb – без хохолка с шелковистым оперением;

6(2AaBВ, 4АаВb) – хохлатые с нормальным оперением;

2Aabb – хохлатые с шелковистым оперением;

3(1ааВВ, 2ааВb) – без хохолка с нормальным оперением;

2)

P

♀ AaBВ

×

♂ AaBВ

G

AB, aB,

AB, aB

F1

2 АаВВ – хохлатые с нормальным оперением;

1 ааВВ – без хохолка с нормальным оперением;

3) в первом скрещивании фенотипическое расщепление – 1:6:2:3,

так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают; во

втором скрещивании фенотипическое расщепление – 2:1, так как

особи с генотипом AAВВ погибают на эмбриональной стадии.

(Допускается иная генетическая символика.)

Ответ

включает в

себя

все названные выше элементы и не

3

содержит биологических ошибок

Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не

2

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три

названных выше элемента, но содержит биологические ошибки

Ответ включает в себя один из названных выше элементов и не

1

содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два

из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3,

0

2 и 1 балла.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

3

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки        © 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2020 г.        БИОЛОГИЯ, 11 класс.        39 / 39

  • соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования

(приказ        Минпросвещения        России        и        Рособрнадзора        от        07.11.2018

№ 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)

«82.  <…>  По результатам первой и второй проверок эксперты

независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания

экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом. <…>

  • случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».

Существенными считаются следующие расхождения.

  1. Расхождение между баллами, выставленными двумя экспертами за выполнение любого из заданий 22–28, составляет 2 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение;

  1. Расхождение между суммами баллов, выставленных двумя экспертами за выполнение всех заданий 22–28, составляет 3 или более балла.

В        этом        случае        третий        эксперт        проверяет        ответы        на        все

задания 22–28.

© 2020 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки