Методическая копилка

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Здесь вы найдете самые интересные конспекты уроков и другие методические материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plody.docx91.64 КБ
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_reynu.doc88.5 КБ
Файл konspekt_uroka_vitaminy.docx29.73 КБ
Microsoft Office document icon rabochiy_list.doc50 КБ
Файл prilozh_k_uroku_vitaminy.docx204.09 КБ
Файл kollektsii_tsor_i_eor.docx24.08 КБ
Файл 7_kl._biol.docx69.6 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МАОУ «Новокаишкульская СОШ»

«Новоалександровская СОШ»

Тема урока : «Плоды.

Разнообразие и значение плодов»

Учитель биологии и химии :

Абайдуллина Альфия Валерчановна

Новоалександровка-2016 г.

Тема урока:  «Плоды. Разнообразие и значение плодов»

Тип  урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация,  раздаточный материал, учебник биологии.

Планируемые образовательные результаты 

     Предметные:

  • Формировать понятие о плодах и особенностях их строения;
  • изучить разнообразие плодов;    
  • продолжить формировать умение выделять главные признаки в характеристике органов растений.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа;
  • Развивать на уроке активную речевую практику;

Личностные:

  • воспитывать  аккуратность и самостоятельность в работе, экологическую культуру;
  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого.

Решаемые учебные проблемы:

развитие у обучающихся навыков самостоятельности и саморазвития.

Методы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядно-образный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая (по парам).

Ход урока:

  1. Стадия вызова.

Учитель: - Всем добрый день! Я рада  встречи с Вами и надеюсь на вашу   помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладошки, я приглашаю к совместной работе, если Вы принимаете мое предложение, то откройте мне на встречу свои ладони.

 Давайте постараемся настроиться и пожелаем друг другу удачи!

- На наш урок я пришла не с пустыми руками, а с корзинкой, а в корзинке у меня……

- Сейчас я буду доставать всё то, что лежит у меня в корзинке, ваша задача открыть свои тетради и записать, всё то что я буду вам показывать. (приём «Немой диктант»)

( дети записывают  в свои тетради все те плоды, которые показывает учитель, доставая из корзины)

Учитель: - Записали?

- Пожалуйста, перечислите всё то, что я вам показала.

( дети начинают перечислять:  яблоко, груша, грецкий орех, виноград, огурец, банан, арахис, и т.д)

Учитель: - ребята, а как можно назвать всё это одним словом?

( звучат ответы детей  – плоды)

Учитель: - Вы абсолютно правы. Сегодня на уроке мы познакомимся с интересной и значимой как для организмов, так и для нас темой – Плоды. А почему? Мы  попытаемся ответить на этот вопрос в течение урока.

Задумайтесь на секундочку и скажите мне, а нужны ли вам  знания о плодах?  (а что бы вы хотели узнать?) Дети перечисляют (возможные варианты ответов)

1. Что такое плод?

2. Из чего состоит плод?

3. Разнообразие плодов? Какие плоды бывают?

4. Как распространяются плоды?

5. Какое значение имеют плоды в природе и в жизни человека? -  

(прием «Составляем план») - Молодцы! Это и будет планом нашего урока.

- Запишите в тетрадях число и тему урока «Плоды. Разнообразие и  значение плодов.»

Учитель: - Скажите, а что же, по вашему мнению, плод, Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает, что кочан капусты - это плод, а другой, с ним не согласен.  

    Как Вы думаете, кто из них прав?

(варианты ответов детей).

Учитель: (на слайде) - Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения (запись определения в тетрадь)

  1. Этап «Осмысление».

Учитель:

- Чтобы узнать ещё больше о плодах  у  каждой команды распечатанный текст (приложение 1), который лежит у вас на столах, у всех команд он разный.

1 команда будет работать с текстом о строении плода

2 команда с функциями плода

3 команда с классификацией плодов

4 команда с видами плодов.

- Кроме текста, у вас на столах лежат схемы незаполненного кластера,  (приложение 2) и лотки с плодами.  Как раз ваши кластеры это элементы большого кластера на доске, которые вы должны заполнить, прочитав текст на распечатанных листах. А потом, когда вы заполните свой элемент кластера, его текст надо будет перенести на доску. Также каждая команда выберет одного человека, который расскажет о своём тексте и о том, что у команды написано на доске. После его ответа, каждая команда задаст один вопрос по теме текста, а отвечающий должен на него ответить (элемент « Зигзаг» - «вопрос – ответ» учащимися групп друг другу.)

- Приступайте, если у вас будут вопросы, поднимите руку, и я вам помогу.

(чтение текста, обсуждение текста командой, заполнение кластера  «Плоды» на распечатанных листах, ответы команд у доски, дети записывают основное в тетрадь).

Прежде чем раскрыть  следующий вопрос я предлагаю вам отдохнуть,  послушать и посмотреть  сказку: (дети инсценируют сказку)

Сказка о жадном дубе.

На опушке рос дуб, хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней поляне, чтобы и там вырос дубочек».
А дуб как на нее набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам я тебе желудей – пусть все со мной остаются!» Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась.
Жил дуб в полном одиночестве. Временами на нем появлялись желуди. Созрев, они падали на землю, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его потомство было при нем. Но потомству не везло. Всем росткам не хватало места. Они мешали друг другу расти и погибали в юном возрасте.
Прошли годы. Дуб состарился и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены…

В чем жадный дуб был не прав? Почему он погиб в одиночестве? Почему необходимо распространять семена?

Это, конечно, сказка и она, верно, объясняет, для чего семенам нужно путешествовать. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь?

- Изучить способы  распространения семян – я предлагаю в форме игры «разгадывание загадок», с последующей записью способов распространения в тетрадь.

  • Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.

Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.

  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

                   (Одуванчик)

Ветром – лёгкие, имеются крылышки.

  • На сучке -  арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

              (созревшие семена гороха)

  • Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

                (саморазбрасывание семян у акации)

Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.

  • Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

                (Кокос)

Водой – лёгкие, маленькая  плотность.

  • Выпускает он листы

Широченной  широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

                  (Лопух)

 Человеком – крючки, липучки.

     Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и в жизни человека. (Откройте  П. 12, стр 69 учебника, пункт «Значение плодов», выделяем  карандашом значение

                 

В ПРИРОДЕ                                                                          В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

                  Развитие семени                                                                         Продукты питания

                 Созревание семян                                                                                Корм скоту

               Расселение растений                                                                              Лекарство

               Пища для животных                                                                            Сырьё в промышленности

          Освоение новых территорий

(дети перечисляют)

  1. Этап « Рефлексия»

Итак, мы сегодня познакомились с понятием плод, узнали, какое большое значение играют плоды в жизни человека и какое  значение они имеют в жизни растения; познакомились так же со строением плодов и их классификацией. Вы сами смогли определить виды плодов на практике.

Ну, а сейчас, проверим, как вы усвоили сегодняшний урок - сыграем в игру “Верю – не верю”: прочитав предложения, определите правильное оно или нет. Если предложение правильное, тогда в карточке поставьте “+”, если оно не верное, поставьте “-”.

1. Плод – образование, возникающее из завязи растений после

 оплодотворения яйцеклетки и служащее для формирования,

 защиты и распространения заключенных в нем семян.

 2. Плоды бывают сочные и сухие..

 3. Околоплодник – это наружная часть плода,

 образованная из стенок завязи.

 4. Плоды бывают только односемянные.

 5. К сухим плодам принадлежат зерновка, боб,

 стручок, коробочка, орех, семянка.

 6. К сочным плодам относят ягоду, костянку,

 померанец, яблоко, тыквину.

 7. Плоды нужны для вегетативного размножения.

 8. Боб и стручок – это сочные плоды.

 9. В околоплодниках накапливаются питательные

 вещества для привлечения животных.

 10. Плоды образуются только у цветковых растений.        

А теперь, команды поменяйтесь работами, проверьте и оцените

Оценивание и д/з,- № 12 придумайте ребус или же кроссворд, по теме: «Плоды»

приложении

         2команда. 

Функции плодов. Важнейшие функции плода – защита и распространение семян. Защищает плод от механических повреждений, от высыпания семян, от проникновения насекомых внутрь плода. Внутри каждого плода своё количество семян.

1 команда. 

Строение плода. Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник – разросшиеся стенки завязи. Часто в образовании околоплодника участвуют и другие части цветка, основания тычинок, лепестков, чашелистиков, цветоложе.

3 команда.

Классификация плодов. Разнообразие плодов очень велико. Если в цветке только один пестик, то плод, развившийся из него, называют простым( пшеница, горох, вишня). Из цветка, имеющего несколько пестиков, формируется сложный плод ( малина, ежевика)

По количеству семян плоды разделяют на односемянные и многосемянные.

В зависимости от количества воды в околоплоднике различают сочные и сухие плоды. Созревшие сочные плоды имеют в составе околоплодника сочную мякоть.

4 команда.

Виды плодов.

Ягодовидные – так называют плоды с сочным околоплодником, чаще всего многосемянные. К нам относятся подвиды: ягода, яблоко, тыква.

Костянковидные плоды. К ним относят плоды с сочной мякотью и твёрдой косточкой. Имеют два подвида: костянка, многокостянка.

Ореховидные плоды. Это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: орех, жёлудь, семянка, зерновка.

Коробочковидные плоды. Это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником. К ним относятся подвиды: боб, стручок, коробочка.

Кластер для 1 команды.

        

Кластер для 2 команды.

Кластер для 2 команды

        

Кластер для 3 команды.

Кластер для 4 команды



Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по Рейну. Речные системы. Река Волга.

Вид: Интегрированный урок по географии и немецкому языку

Учитель:  Абайдуллина А.В., Смирнова Н.Н.

Цели урока: формирование коммуникативной компетенции и лингвострановедческих навыков при обучении немецкому языку. Познакомить обучающихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой. Расширить знания обучающихся о природных особенностях рек.

Задачи урока по немецкому языку:

  • Повысить интерес к изучению немецкого языка;
  • Познакомить с немецким поэтическим наследием и музыкальной культурой Германии;
  • Проверить умение рассказывать о юродах Германии;
  • Воспитывать ответственность за порученное дело;
  • Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

Задачи урока по географии:

1.На примере реки Волги доказать справедливость утверждения «река – продукт климата», тесную связь рек с другими компонентами природы, устанавливая при этом межпредметные связи.

2. Продолжить формирование любви к России, родному краю, воспитание патриотических и гражданских чувств, воспитание экологического сознания.

3.Закрепить умения учащихся работать с различными источниками географических знаний, продолжение развития навыков работы с картой

Оборудование.

  1. Физическая карта Европейской части России,  карта Германии;
  2.  Мультимедийная презентация, компьютер, Магнитофон и аудиокассета с записью музыки Бетховена;
  3.  Раздаточный материал по теме урока.

Ход урока

  1. Организационный момент (Приветствие. Вступительное слово. Сообщение темы и задач урока)

Учитель географии:

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведем необычный урок - интегрированный, на котором мы будем получать  знания из разных учебных предметов, а именно, географии и немецкого языка

Учитель немецкого языка:

Guten Tag, Madchen und Jugen!

Heute haben wir eine besondere Stunde – Deutsch und Erdkunde zusammen.

Wir spreehen heute zuro Ihema “Zwei große Flusse – zwei grosse Nationen”.

Wir sprceben uber den Rhein, den großten Fluß in Deutschland und uber die Wolga, den großten rzssischen Fluß.

Die Russen nennen die Wolga Mutter – Wolga, die Deutschen nennen den Rhein Vater – Rhein.

II. Основной этап

Учитель географии:

Стихотворение, показ слайдов:

              (Слайд «Исток реки Волга»).

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река….

И не только берега крутые,

И не только тучи-облака,

В Волге, словно в зеркале России,

Судьбы отразились и века.

(Н. Палькин)

О какой русской реке, говорится в  этом стих-е? ( О Волге).

Учитель географии: Местность, окружающая исток Волги, покрыта болотами и почти девственными лесами. Был в тех местах когда-то монастырь, но монахи переселились в более хлебородные места.  

Петр I монастырь велел восстановить, однако вскоре он сгорел, осталась возле истока лишь деревня Волго-Верховье, маленькая в одну улицу.    Над истоком поставили маленькую деревянную часовенку.
В Великую Отечественную войну деревня Волго-Верховье была занята немцами. В своей сводке они сообщали: "Наши доблестные немецкие войска в результате тяжёлых боёв овладели местечком Волго-Верховья и форсировали великую русскую реку Волгу". Они, разумеется,  не указали, что ширина реки в этом месте такова, что её можно свободно перешагнуть. При отступлении  они  сожгли часовеньку над истоком.       В советское время построили на месте истока часовенку с алюминиевыми перилами и  резными колоннами. Внутри нее четырехугольное отверстие в полу, в котором можно увидеть, как пробивается, слабо шевеля струйками  песчинки, родничок.

Вот так начинается р.Волга.

Учитель немецкого языка:

Wo beginnt der großt dentsche Fluß? Einen geografischen Uberblick macht uns Denis A.

(сообщении о Рейне, показ слайдов)

Учитель география:

В течение 5 минут вы будете работать с открытым текстом по вопросу географического положения  р.Волги. Для этого используйте физическую карту России ( в атласе), которые лежат на столе, заполните  пропущенные  слова.

«Волга-это крупнейшая река в Европе, 5-ая  река по длине в России, 6-

ая  река на материке Евразии.   Река протекает по центральной части Восточно-Европейской равнины.  Она начинается с  Валдайской  возвышенности,    до устья  у Каспийского моря.

 Длина реки  Волги 3531 км, площадь бассейна – 1360 тыс. км2.  

Волга принимает около  200 притоков.

  • Молога
  • Ветлуга
  • Кама
  • Самара
  • Большой Иргиз
  •  Ока
  • Сура
  • Свияга

  Два главных притока Волги: левый и правый (левый- КАМА, правый-  Ока). (слайд)

(После заполнения текста, каждый обучающийся прочитывает по 1 предложению, а класс проверяют, если неправильно, то исправляют  текст.) ( в заключении - правильный текст на слайде).

    Вывод: Река, протяженностью 3500 км, площадь бассейна превышает  площадь Франции, Испании, Италии,  вместе взятых, начинается на  Валдайской возв.  Река вытекает из ряда небольших озер, соединенных  между собой.

       На что похожа речная системы Волги? (На дерево).  Действительно,  как гигантское дерево раскинула Волга свои ветви-притоки. Почти 1,5 млн. км2 захватила она в черту своего бассейна.

Учитель немецкого языка:

Die Landschafren am Rhein sind sehr schon.Hier liegen viclc große und kleine Stadte. Dorfer. Sie sind sehr schon. Das ist die Stadt Meinz. Hier wurde J.Gutenberg geboren, der 1440 das erste Buch gedrucki hat.

Учитель географии:

Давайте мы еще раз совершим путешествие вниз по Волге  от истока  и посмотрим какие города расположены на р. Волге (задание  - на контурной карте отметить города,  время на выполнения – 5 мин.), проверяем – ученики перечисляют города, затем города – миллионеры (затем, сравниваем с  правильными  ответами  на слайде )

Вывод: река имеет густую речную сеть, мы увидели,  что много населенных пунктов находятся на ее  берегах.

Вопрос – почему люди поселялись на  берегах рек?  (привлекала красота,  использовали в хозяйственных нуждах, рыболовство, использовали как транспортный путь)

Река Волга объединила многие народы России, связала их судьбы. На ее берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки. Эти народы имеют свои национальные образования – республики: Татария, Чувашия, Мордовия, Марий Эл, Калмыкия.

Учитель немецкого языка:

Jetzt sind wir am Mittelrhein. Man nennt ihn den romantischen Rhein. Lena Ch. Erzahlt uns daruber.

(Показ слайдов и рассказ о романтичном Рейне)

Учитель немецкого языка рассказывает легенду в скале Лорелея. Учащиеся читают стихотворение “Лорелея”.

Учитель географии.

На Волге за годы Советской власти построен каскад гидростанций: Канаковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Чебоксарская, Волжская, Им. В.И. Ленина (г. Жигулевск), Саратовская им. Ленинского Комсомола, Волжская им. XXII съезда КПСС ( г. Волжский ) . У Рыбинской ГЭС возникла Рыбинское водохранилище, за его размеры его называет Рыбинским морем. Когда плывешь по середине, то не видно берегов. Волны в бурю вздымаются в высоту в два человеческих роста.

Другими сложными гидросооружениями являются судоходные каналы, которые связали Волгу с другими реками Русской равнины. Канал им. Москвы связал Волгу с рекой Москвой. Волга – Донской канал им. В.И. Ленина связал Волгу с Доном. Благодаря системе каналов Москва стала портом пяти морей.

Водохранища  выполняют не только положительную роль, но и оказывают отрицательное влияние на окружающую среду. Сейчас вы разобьетесь на 2 группы. Задание 1 –й группе: используя текст учебника, отметить положительную роль водохранилищ,  2-й – отрицательную

А сейчас в тексте выписать в таблицу положительные и отрицательные моменты, возникших с постройкой плотин на реке Волге.

  Положительные моменты: с постройкой плотин были созданы запасы воды, которую можно было использовать для орошения пашни, обводнение пастбищ, для потребления заводами и фабриками. Улучшились условия судоходства на реке. Оказался зарегулирован сток реки Волги, не стало разрушительных весенних половодий и отмелей в летнюю межень. Страна получила дешевую и экологический чистую электроэнергию.

 отрицательными последствиями постройки каскада ГЭС на Волге. При образовании водохранилищ под воду ушли тысячи гектаров плодородной пашни, заливных лугов и пастбищ. В районах водохранилищ поднялся уровень грунтовых вод, а это привело к заболачиванию территории. При затоплении пришлось переносить села и города, а это дополнительные затраты, человеческие переживания и трагедии. Плотины на Волге преградили путь ценным проходным рыбам, идущим на нерест. Волга на всем своем протяжении превратилась в систему озер, а это сказалось на качестве воды.

Результатом работы учащихся стала таблица, которую поочередно заполняет сначала первая, а потом вторая группа.

Положительное влияние водохранилищ

Отрицательное влияние водохранилищ

1. Регулирование речного стока                                                             2. Сокращение ущерба от наводнений                                          3. Улучшение условий судоходства                                        4. Создание зон отдыха                                                                       5. Производство дешевой электроэнергии

1. Затопление пойменных земель                                        2. Заболачивание местности                                               3. Подъем уровня грунтовых вод                                         4. Изменение микроклимата                                                                     5. Загрязнение водоемов, вследствие уменьшения скорости течения воды                                            6. Заиление дна                                                                                 7. Уменьшение численности, а иногда и гибель рыб в связи с наличием плотин.

Учитель немецкого языка

An den Ufem des Rheins liegen viele Stadte. Sie sind sehr schon.

Zuersi besuchen wit die Stadt Bonn. Marina S. Erzahlt uber diese Stadt,

(рассказ о Бонне, показ слайдов, слушаем “Лунную сонату”.)

Die alteste Stadt am Rhein ist Koln.Wollen wir Andrei Sch. horen. Ererzahlt uns uber diese schone Stadt.

(рaccказ о Кёльне, показ слайдов)

Jetzt sind wir in der Stadt Dusseldorf. Hier ist der große deutsche Dichter Heinrich Heine geboren.Uber Dussekdorf erzahlt uns Tanja K.

(рассказ о Дюссельдорфе, показ слайдов)

Dusseldorf ist die Heimatstadt des große Sohnes des deutschen Votkes H. Heine. Er hat viele Gediechte. Prosawerke geschrieben. Danil W. Liest ein lyrisches Gedicht von H.Heine.

(Учащийся читает стихотворение “Im wunderschonen Monal Mai...”

Учитель географии  

Волга в сознании каждого Россиянина – символ России, неотьемлемая часть ее богатейшей истории и культуры. Поэтому дом. задание  будет творческим – выяснив особенности реки и ее окрестностей  предлагаю вам составить герб  Волги ( нарисовать и представить созданный герб)

Дом. задание по немецкому языку

          III. Заключительный этап.

УЧАЩИЕСЯ ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ:

  1. Rhein ist der gröβte Wasserweg;
  2. Rhein gibt das Trinkwasser für die Bevölkerung Europas;
  3. Rhein verbindet 6 Staaten, Alpen und die Nordsee miteinander;
  4. Rhein bildet die Grenze der BRD zur Schweiz und Frankreich und zwischen der Schweiz und Österreich;
  5. Rhein ist das Reiseziel für Touristen.

Роль Волги

  1. Учитывая всё выше сказанное нужно признать важнейший исторический фактор - большую роль великой русской реки в укреплении единого государства, а также современное хозяйственное значение реки
  2. В настоящее время Волжский бассейн - наиболее населенный район России.
  3. Устойчивое развитие бассейна имеет важное политическое и социально-экономическое значение для нашей страны.
  4. Волга была, есть и будет всегда для любого русского человека главной рекой нашей Родины, символом нашей Родины, символом России.

Подводятся итоги урока и выставляются оценки за урок

Учитель немецкого языка:

Мы надеемся, ребята, что вы поняли, что две великие реки – Волга и Рейн для России и Германии не просто реки, что это часть их истории, культуры, природы.

приложении

В течение 5 минут вы будете работать с открытым текстом по вопросу географического  положения  Волги. Для этого используйте физическую карту России ( в атласе),  заполните  пропущенные  слова.

«Волга-это крупнейшая река в _____________________________, 5-ая  река по длине _________________________, 6-ая  река на материке___________________________. Река протекает по центральной части________________________________________равнины.  Она начинается с______________________________возвышенности,    до устья  у __________________________моря.

 Длина реки  Волги –________________________, площадь бассейна –___________________ км2

Волга принимает около  200 притоков. _____________________________________  Два главных притока Волги: левый и правый (левый-______________________, правый-  _____________________________).

Прочитав текст, выписать в таблицу положительные и отрицательные моменты, возникших с постройкой плотин на реке Волге.

   С постройкой плотин были созданы запасы воды, которую можно было использовать для орошения пашни, обводнение пастбищ, для потребления заводами и фабриками. Улучшились условия судоходства на реке. Оказался зарегулирован сток реки Волги, не стало разрушительных весенних половодий и отмелей в летнюю межень. Страна получила дешевую и экологический чистую электроэнергию.  При образовании водохранилищ под воду ушли тысячи гектаров плодородной пашни, заливных лугов и пастбищ. В районах водохранилищ поднялся уровень грунтовых вод, а это привело к заболачиванию территории. При затоплении пришлось переносить села и города, а это дополнительные затраты, человеческие переживания и трагедии. Плотины на Волге преградили путь ценным проходным рыбам, идущим на нерест. Волга на всем своем протяжении превратилась в систему озер, а это сказалось на качестве воды.

Положительное влияние водохранилищ

Отрицательное влияние водохранилищ

В 1770 году родился великий немецкий композитор Л.В. Бетховен. Отец и дедушка Людвиг; профессиональными музыкантами. В 8 лет мальчик дает свой первый концерт, а в 12 пишет собственную музыку.

По своему характеру Бетховен был веселым, добродушным, остроумным. И кроме симфонических произведений он написал множество шуточных веселых песен. По его словам он был склонен к веселью, к развлечениям, но судьба готовила для него иную жизнь: к музыканту подкрадывается страшное бедствие – глухота, и он погружается в одиночество. Но судьба не согнула Бетховена.

Не возможно понять Бетховена без его фортепьянных сонат. Послушайте “Лунную сонату”. Это не только одно из самых изумительных сочинений Бетховена, но и произведение, показывающее нам композитора с новой лирической стороны.

Сам Бетховен назвал это произведение сонатой – фантазией, а название “Лунная” она получила уже после смерти композитора с легкой руки одного из друзей Бетховена – поэта Людвига Рельштабе. “Лунная соната” была создана в ту пору, когда глохнувший композитор влюбился в свою ученицу графиню Джульетту Гвиччарди. Любовь осталась безответной...

Музыка передает печаль, безмерную скорбь музыканта, а в финале чувствуется такой накал страстей, стремление вырваться из оков печали и страданий, какое под силу только подлинному титану.

Много лет назад Рейн не впадал в Северное море. Высокие горы в том месте, где сейчас Семигорье преграждали ему путь. Напрасно бились о скалы волны, Нои не могли пробить себе дорогу к морю. От горя и печали Рейн развернулся, образовалось озеро.

Однажды мимо озера шли семь великанов, они обладали невероятной силой и хотели, чтобы весь мир узнал об этом. Не справедливо, решили они, что величественный Рейн не соединен с морем. Великаны взяли лопаты и стали копать, прокладывая дорогу к морю. Они работали с утра до самого вечера. Стемнело. Великаны решили сбросить с лопат землю. Встряхнули, образовалось семь холмов. Так возникло семигорье.

Пушкин, Лермонтов, Блок, Ленин, Маршак знали и любили немецкий язык. Они были хорошо знакомы с творчеством Гейне. Читали его произведения в оригинале.

Стихотворенье Левика “Lorelie” в переводе Блока потрясает мелодичностью и красотой языка.

Лорелея

Не знаю, что стало со мною,
Печалью душа смущена.
Мне всё не дает покоя
Старинная сказка одна.

Прохладен воздух, темнеет,
И Рейн уснул во мгле.
Последним лучом пламенеет
Закат на прибрежной скале.

Там девушка, песнь распевая,
Сидит на вершине крутой.
Одежда на ней золотая,
И гребень в руке – золотой.

И кос её золото вьётся,
И чешет гребнем она,
И песня волшебная льётся,
Неведомой силы полна.

Безумно охвачен тоскою,
Гребец не глядит на волну,
Не видит скалы пред собою –
Он смотрит туда, в вышину.

Я знаю, река, свирепея,
Навеки сомкнётся над ним,
И это все Лорелея
Сделала пеньем своим.

(перевод В.  Левик )

Не знаю, что значит такое,
Что скорбью я смущен;
Давно не дает покою
Мне сказка старых времён.

Прохладой сумерки веют,
И Рейна тих простор;
В вечерних лучах алеют
Вершины дальних гор.

Над страшной высотою
Девушка дивной красы
Одеждой горит золотою,
Играет златом косы.

Золотым убирает гребнем
И песню поет она;
В её чудесном пеньи
Тревога затаена.

Пловца на лодочке малой
Дикой тоской полонит;
Забывая подводные скалы,
Он только наверх глядит.

Пловец и лодочка, знаю,
Погибнут среди зыбей;
И всякий так погибает
От песен Лорелей.

(перевод А. Блока)

Ich weß nicht, was soll es bedeuten,
Daß ich so traurig bin;
Ein Marchen aus alten Zeiten,
Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

Die Luft ist kuhl und es dunkelt,
Und ruhig fiießt der Rhein;
Der Gipfel des Berges funkelt

Im Abendsonnenschein.

Die schonste Jungfrau sitzet
Dort oben wunderbar,
Ihr goldnes Geschmeide blitzet,
Sie kammt ihr goldenes Haar.

Sie kammt es mit goldenem Kamme
Und singt ein Lied dabei;
Das hat eine wundersame,
Gewaltige Melodel.

Den Schiffer im kleinen Schiffe
Ergreift es mit wildem Weh;
Er schaut nicht die Felsenriffe,
Er schaut nur hinauf, in die Hoh.

Ich gtaube, die Wellen verschiingen
Am Ende Schiffer und Kahn;
Und das hat mit ihrem Singen
Die Lorelei getan.



Предварительный просмотр:

Урок в 8 классе по теме «Витамины»

Цели:

Предметные: формирование представлений о витаминах, как о биологически активных веществах, необходимых организму человека, умение называть основные витамины и их роль в организме человека;

Метапредметные:

познавательные УУД:

 Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником, диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий), умение преобразовывать информацию  из одного вида в другой (составление и заполнение таблицы).

регулятивные УУД:

 Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 коммуникативные УУД:

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Уметь правильно, грамотно, доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Личностные: формировать социальные компетенции учащихся, как творческой личности с положительными нравственными качествами; прививать культуру здорового образа жизни; воспитывать чувство гордости за достижения отечественной науки.

Задачи урока:

Образовательная – сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.

Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.

Воспитательные – научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.

Тип урока: комбинированный

Формы и методы (методические приемы): частично-поисковый, наглядный, словесный;  индивидуальная и групповая работа, работа с учебником и таблицами, ментальные карты

ХОД УРОКА 

              Организационный момент.

 Здравствуйте, ребята!   Я очень рада видеть вас.

       Организм не может функционировать без органов, так и учитель – без своих учеников, поэтому  я рассчитываю на вашу активную работу.

       И надеюсь, что дух партнерства  поможет  нам в этом.

       Теперь обратите внимание на слайд. На ней записаны слова Генриха Форда,  которые я предлагаю взять в качестве девиза урока:

 Собраться вместе – это начало. 

Держаться вместе – это прогресс.

 Работать вместе – это успех.

 

Актуализация знаний.

Мотивация.

- Сейчас я вас всех попрошу встать, задвиньте, пожалуйста, стульчики. Вам сейчас нужно самостоятельно разделиться по командам, принцип построения вы выбираете сами. Для этого у вас есть небольшая подсказка – эмблема, имеющаяся у каждого из вас. Вам для этого отведено всего 40 секунд.

- Скажите, пожалуйста, как вы создали такие команды? (по фруктам и овощам, орехи, молочные продукты  на эмблемах).

- Замечательно! Присаживайтесь каждый в свою команду!

Перед началом работы я напоминаю вам об основных требованиях работы в группе:

 «памятка работы в команде»).

  • взаимодействовать в группе с любым товарищем;
  • работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
  • вежливо и доброжелательно общаться с товарищами;
  • испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих товарищей, всего класса.
  • Главное, надо помнить – мы в одной лодке. Мы команда!

Проблемная ситуация

- Во время одной из экспедиции Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью быстро появлялось чувство усталости, днем возникала сонливость, наблюдалась общая психическая подавленность, лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Кожа принимала грязновато-серый оттенок, десны кровоточили, легко выпадали зубы. Это заболевание получило название «лагерной болезни». Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Корабли причалили к ближайшему острову, оставили товарищам ружья, запас провианта и порох на всякий случай.

Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков. Каково же было их изумление, когда их встретили живые и здоровые товарищи! Остров назвали «Кюрасао», что означает «оздоравливающий». Как выяснилось позже, от гибели моряков спасли фрукты, они и стали лекарством от цинги.

 Скажите, пожалуйста, что в себе содержали фрукты, что моряки смогли пойти на поправку?

  • - ВИТАМИНЫ!

    - Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).   Какие вопросы возникают по теме витамины?

- узнать что за вещества витамины;

-источники витаминов;

- значение витаминов для организма человека;

        

Поэтому цель нашего урока узнать,  какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.

 Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

Изучение нового материала.

- В 1881 году русский врач Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода. Животные второй группы вскоре погибли. Но как объяснить результаты данного опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (в искусственной пище не было витаминов, которые необходимы для организма мышей).

Что предположил Н.И.Лунин?  (Учащиеся высказывают версии).    

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

     Голландский врач Эйкман, работавший в тюрьме на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Куры, питавшиеся на тюремном дворе пищевыми отбросами, в которых был , в основном, только шлифованный рис, болели параличом. Признаки их болезни напоминали болезнь бери-бери, которой болели жители островов.

  В 1911 году польский химик Казимир Функе выделил из рисовых отрубей вещество, которое излечивало паралич голубей.   Функ назвал его «витамин».  (Вита-жизнь, амин- азот).

- Что же такое витамины? Давайте найдем определение в учебнике (п. 38 стр.160

Витамины – это

(запишите определение в свою информационную карту)

- Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. В настоящее время известно более 80 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д. некоторые из них образуют группы, например, витамины группы В (В1, В2, В6, В12 и т.д.).

 Как и все вещества витамины  имеют свою классификацию. Один из основных признаков витаминов является – их растворимость.

Одни витамины хорошо растворяются в воде, поэтому их называют как? (водорастворимые), а другие поступают в организм растворенными в жирах и называются они соответственно как? (жирорастворимые). Поскольку они могут накапливаться в жировой ткани, их ежедневное поступление в организм не обязательно.

К водорастворимым витаминам относятся 8 витаминов группы В и витамин С. Эти витамины не могут запасаться, поэтому должны поступать в организм постоянно, желательно ежедневно (за исключением некоторых витаминов В).

Избытка водорастворимых витаминов практически не бывает, так как в организме они быстро разрушаются и выводятся вместе с мочой. Избыток жирорастворимых витаминов может привести к ослаблению (блокированию) действия других витаминов, а иногда и к серьезным отравлениям.

  К водорастворимым витамина относятся витамины С, В, РР, а к жирорастворимым веществам относятся (А, Д)

Ребята, а как вы думаете, влияет ли на здоровье недостаток витаминов? (Да) А в чем это проявляется? (ответы детей)

А сейчас проанализируйте свое самочувствие и ответьте на вопросы теста: (Слайд 3)

1. Тяжело ли вы просыпаетесь утром (встаете ли вы с ощущением того, что вы абсолютно не отдохнули и не выспались)?

2. Испытываете ли вы сонливость, которая охраняется на протяжении всего дня, вялость, усталость?

3. Испытываете ли вы плохую концентрацию внимания, рассеянность (неспособность удерживать информацию долгое время в голове)?

4. Часто ли вы раздражаетесь (по любому поводу)?

5. Впадаете ли вы в депрессию?

6. Отмечаете ли вы ухудшение состояния вашей кожи (чрезмерная сухость кожи, потрескавшаяся и покрасневшая кожа в уголках губ)?

7. Часто ли вы подхватываете простуду (понижен ли ваш иммунитет)?

      8.Каждый день у вас на столе бывает зелень?

9. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Вывод: В том случае, если Вы ответили на большинство вопросов утвердительно, то вполне возможно, что Вы находитесь очень близко к весеннему авитаминозу.

А что такое «авитаминоз»?

Авитаминоз — заболевание, являющееся следствием длительного неполноценного питания, в котором отсутствуют какие-либо витамины

Если организм все - таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина

Командная работа

- Давайте сейчас познакомимся поближе с каждой группой витаминов и дадим им основную характеристику.

- Мы все с вами без исключения видели различные рекламы, но не всегда реклама является правдивой и интересной для нас. Сейчас вы в своих командах сделаете самостоятельно интересную, правдоподобную, красочную рекламу своего витамина, т.е. мини-проект и по окончании работы защитите его перед классом.

- Для этого у вас на партах лежат ватман, карандаши, клей, ножницы и некоторые заготовки, которые я для вас приготовила.

- У вас на партах имеются желтые листы, в них зафиксированы все задания пошагово, т.е. что именно должно быть в вашем мини-проекте. Перед выполнением ознакомьтесь с ними!

- Но перед тем как начать работу, давайте вспомним правила работы в командах? (на красных листочках у вас расписана «памятка работы в команде»).

Приступаем к работе! Удачи вам! Вам на это дается 10 минут, не забываем, принимать участие в работе должны все члены команды.

Выступление команд. Защита мини-проекта.

 пока первая команда показывает нам свою рекламу, все остальные команды заполняют таблицу в своих маршрутных листах и т.д.

Характеристика витаминов

Витамин

Название

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А

В

С

D

Проверяем правильность заполнения таблицы

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Поход в магазин. 

Набрать как можно больше овощей, фруктов и пищевых продуктов, содержащих витамин вашей команды. (Учащиеся на столах в классе ищут овощи, фрукты, пищевые продукты, картинки с изображением объектов, в которых может содержаться витамин, за который отвечает команда (время1 минута). Результаты обсуждаются, оценивается правильность выполненного задания.

. Самооценка.

- Как вы думаете, вы справились с заданием, оцените, пожалуйста, свою работу. А как считаете вы? (спросить другую группу)

Закрепление изученного материала.

Ребята, на следующий год вы будите сдавать ОГЭ, так вот по биологии экзамен включает задания  из темы Витамины, давайте познакомимся с некоторыми

Решение проблемной задачи

Группе А.   Экспедиция В.Беринга закончилась трагически.  Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков? (Гиповитаминоз витамина С вызвало цингу. Были необходимы свежие овощи, отвар шиповника, варенье черной смородины).

Группе С.  Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную  раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? ( Гиповитаминоз витамина В).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Группе В.  Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся,  а волосы стали ломкие  и секутся.  Что бы вы ответили своей знакомой?

( Гиповитаминоз витамина А, необходимо есть овощи и фрукты, содержащие этот витамин).

Группе D.  На одном из уроков  ученик мне сказал, что съел сразу всю упаковку витаминов, и ничего с ним не было. Что бы вы ответили на моем месте? (Внешние симптомы могут сразу и не проявиться, но может быть нарушение  работы внутренних органов, особенно  почек и печени).

У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении. Что может быть причиной? (витамин А)

Рефлексия.

(Организую этап самооценки, выставляю оценки за урок и выясняю мнение учащихся об уроке).

д/з Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и  смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

(Ответ: у бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем жире этот витамин присутствовал. Витамин А – жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.)



Предварительный просмотр:

Таблица самооценки знаний и умений

Вопросы

Баллы (1-3)

1. Могу дать определение понятию «Витамины».

2.Умею классифицировать витамины, знаю их буквенные обозначения и химические названия.

3. Знаю виды витаминной недостаточности и могу привести примеры их проявлений.

4. Знаю о биологической роли витаминов в организме человека.

Всего баллов:

1-3 балла – низкий уровень

4-6 балла –  средний уровень – «3»

7-9 балла –  достаточный уровень –«4»

10-12 балла –  высокий уровень –«5».

Итоговая оценка

Фамилия Имя __________________________________________________

Рабочий лист

Тема урока

________________________________________________________

Витамины____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

1. Тяжело ли вы просыпаетесь утром (встаете ли вы с ощущением того, что вы абсолютно не отдохнули и не выспались)?

2. Испытываете ли вы сонливость, которая сохраняется на протяжении всего дня, вялость, усталость?

3. Испытываете ли вы плохую концентрацию внимания, рассеянность (неспособность удерживать информацию долгое время в голове)?

4. Часто ли вы раздражаетесь (по любому поводу)?

5. Отмечаете ли вы ухудшение состояния вашей кожи (чрезмерная сухость кожи, потрескавшаяся и покрасневшая кожа в уголках губ)?

6. Часто ли вы подхватываете простуду (понижен ли ваш иммунитет)?

7. Каждый день у вас на столе бывает зелень?

8. Вы много времени проводите на свежем воздухе?                    

Результат: __________________________________________________

Задание 3. Дайте определение понятиям

Авитоминоз______________________________________________________________________________________ Гиповитаминоз_____________________________________________________________________________________

Гипервитаминоз____________________________________________________________________________________

Задание 4. Заполните таблицу

Характеристика витаминов

Витамин

Название

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

(Продукты, содержащие витамины)

Проявление авитаминоза (Возможные заболевания)

А

В1

В6

С

D

Задание 5.  Поход в магазин

Задание 6.  Решение проблемной задачи

Группе А.   Экспедиция В.Беринга закончилась трагически.  Моряки и сам Беринг заболели, болезнь выражалась в том, что кровоточили десна, шатались и выпадали зубы, образовывались синяки на теле, что говорило о кровотечении из сосудов. Многие умерли. Что это была за болезнь? Как можно было спасти моряков?

Группе С.  Мужчина пришел к врачу с жалобой на быструю утомляемость, постоянную  раздражительность, да к тому же ночные судороги ног. Как вы думаете, что предположил врач? 

Группе В.  Ваша знакомая жалуется на то, что кожа стала сухой, трескается, темнеет, ногти крошатся,  а волосы стали ломкие  и секутся.  Что бы вы ответили своей знакомой?

Группе D.  Здравствуйте, доктор, моему ребенку 4 года. Он стал раздражительным, беспокойным,  часто плачет и плохо спит. На его коже развиваются опрелости, потница и гнойнички. Волосы редкие, сухие и ломкие. Мне кажется, что кости теряют свою прочность и становятся мягкими, появляется слабость мышц. Суставы малоподвижны. Большой живот.

Д/З. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и  смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».



Предварительный просмотр:

Историческая справка.

В 1880 году русский врач Николай Иванович Лунин проводил опыты над двумя группами мышей. Одних из них он кормил молоком, а других искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же количествах, что и в молоке. Витамины были открыты в 1881 году нашим соотечественником Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный эксперимент. Взял две группы мышей и поместил в одинаковые условия, но кормил по-разному: одних – натуральным молоком, других – искусственной смесью, в которой содержались все необходимые вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли). Животные второй группы погибли на 11 сутки. На основании многократно  повторенного опыта Лунин решил, что в пище есть еще какое-то вещество необходимое для поддержания жизни. Значит, предположил ученый, существуют еще какие-то вещества, которые он не включил в свою смесь. Так    впервые   научно было доказано, что в состав пищи входят неизвестные  вещества,  позже названные витаминами. 1

Результаты работ Лунина стали оспариваться; их пытались объяснить, например, тем, что искусственно приготовленная пища, которой он в своих опытах кормил мышей, была очень невкусной. В 1890 году К.А.Сосин повторил опыты Лунина с иным вариантом искусственной диеты и полностью подтвердил сделанные им выводы.2

 Но об этом открытии Лунина почти ничего не было известно до тех пор, пока в 1912году польский ученый Казимир Функ получил из рисовых отрубей кристаллики активного вещества, которые вылечивали от судорог и паралича. Так был получен первый витамин – В1(тиамин).  Функ назвал это вещество «витамином»- от слов «vita» -жизнь, «amina»-содержащий азот. Название это закрепилось за витаминами, хотя как выяснилось позже, не все они содержат азот.

   

  Витамины – биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, необходимые в малых количествах для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма.

          Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

        Ферменты - это белки, которые образуются клетками и тканями нашего организма.
Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ.

          В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

          Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

         Все витамины делятся на две большие группы водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К).

  Витамины-вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

  При недостатке того или иного витамина активность соответствующего фермента снижается. Соответственно реакции, которые он катализирует, замедляются или прекращаются. Вследствие этого обмен веществ нарушается, развивается болезнь. Действие витаминов специфично и нельзя, вместо недостающего витамина употребить другой.

  Недостаток витаминов в организме ведет к особому нарушению обмена веществ - гиповитаминозу. Причиной этого может быть как недостаток витаминов в пище, так и плохое усвоение их органами пищеварения. Избыток витамина в организме ведет к гипервитаминозам. При  отсутствии витаминов в организме развивается авитаминоз.

Витамины группы В

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушалась деятельность сердца, поражались нервы конечностей, особенно ног, расстраивалась походка. У больных, будто цепями были скованы ноги. С этим было связано и название болезни – бери-бери, что означало «оковы».

Выяснить причину болезни помогли случайные наблюдения доктора Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери. Многие из них погибали. Куры же спокойно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку находили разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

    Лишь в 1912 году польский биохимик К. Функ получил из рисовых отрубей желтые кристаллики, одной тысячной грамма которых было достаточно, чтобы вылечить от бери-бери. Так был открыт витамин В1(тиамин).

   Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12.

   Заболевание проявляется в поражении нервных стволов, болезненности в области сердца и учащении его ритма, развитии отеков нижних конечностей, ослаблении перистальтики и секреции желудка, судорог, наблюдается паралич мышц с последующей их атрофией, отставание в росте. Эта болезнь часто заканчивается смертью.

Витамин В2 (рибофлавин) 

   Витамин В2 регулирует обмен белков, жиров и углеводов, участвует в кроветворении, в процессах роста организма, возобновлении клеток кожи, слизистых оболочек, нужен для восприятия света и цвета, снижает усталость глаз, облегчает поглощение кислорода клетками.

   Суточная потребность в витамине В2 составляет 1,2 – 1,8 мг.

   Недостаток витамина В2 ведет к снижению аппетита, слабости, сухости кожи,  воспаляются слизистые оболочки, по краям губ образуются болезненные трещины, ухудшается зрение.

Витамин В6 (пиридоксин) 

   Витамин В6 участвует в обмене белков, жиров, обеспечивает нормальную работу нервной системы, снижает уровень холестерина.

Суточная потребность в витамине В6 составляет 1,4-2,0 мг.

При недостатке витамина В6 в организме ребёнка развивается малокровие, желудочно-кишечные расстройства, повышается раздражительность, замедляется рост. У взрослых нехватка витамина вызывает воспаление кожи (дерматит), слизистых оболочек, анемию, судороги, расстройство пищеварения, бессонницу.

Витамин В12 (цианокобаламин)

   Усиливает иммунитет, участвует в кроветворении, необходим для продуцирования красных кровяных телец, является противоанемическим фактором,  нормализует кровяное давление.

  Суточная потребность в витамине В12 составляет 2 мг .

  При его недостатке в организме человека могут возникать тяжёлая, даже злокачественная анемия и дегенеративные изменения нервной ткани.

    Причина возникновения авитаминоза – неполноценное питание, например вегетарианское.

    Витамином В1 богаты пивные дрожжи, хлебный квас, хлеб из муки грубого помола, зерновые и бобовые культуры, высевки пшеницы, ржи, риса, зелень, яичный желток, мясо птицы. Потребность в витамине В1 возрастает, если в пищевом рационе содержится много углеводов.

    В2 содержится: в яйцах, молоке и молочных продуктах: ряженке, кефире, сыре, в зеленых овощах, зерновых и бобовых культурах.

    В6 содержится в  кукурузе, орехах, ячмене, горохе, картофеле, моркови, свёкле,  говядине, яйцах, молоке. В норме витамин В6 в достаточном количестве  образуется микроорганизмами толстого кишечника.

    В12  содержится в основном в продуктах животного происхождения: в мясе, печени, почках, субпродуктах (поэтому его еще называют красным витамином), а также  сыре, устрицах, яйцах, дрожжах, сое.

Витамины группы В содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления т. к. витамин В1окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Витамин С  (аскорбиновая кислота)

         Витамин С – Аскорбиновая кислота.  Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине.      В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

          Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

 В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем   стакан лимонного сока.

          Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек,  пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

         В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

         Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы.

         Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

         Недостаток витамина С приводит к снижению иммунитета, бессоннице, частым простудам, синякам на коже, снижению работоспособности и жизненного тонуса. Как уже было сказано, недостаток витамина С вызывает заболевание цингу,  при котором  набухают и кровоточат десны, выпадают зубы; развивается слабость, вялость, утомляемость, головокружение.

         Витамин С участвует в различных биохимических процессах, помогает организму бороться с инфекциями, обеспечивает прочность тканей, стимулирует обновление клеток, нормальное продуцирование гормонов.

Потребность в витамине С составляет в среднем 50-60 мг.

Структура витамина С (антицинготного)  была установлена только в 1938 г.: им оказалась аскорбиновая кислота (кислота, потому, что кислая на вкус), в просторечии аскорбинка.

          Основным источником витамина С являются растения. Наиболее богаты им цитрусовые, шиповник, облепиха, сладкий перец, белокочанная капуста, черная смородина, разнообразная зелень. Один стакан томатного сока обеспечивает суточную потребность организма в витамине С.

 

Витамин D (кальциферол)

Витамин D вместе с гормонами щитовидной и паращитовидной желёз   участвует в регуляции обмена кальция и фосфора в организме, он обеспечивает нормальное отложение кальция в костях, способствуя формированию скелета.

Суточные дозы составляют в среднем 2,5-10 мг.

Недостаток витамина D в организме ребенка приводит к заболеванию рахитом.  Впервые это заболевание описал английский врач Глассон в 1650 г.

«Болезнью темных углов» называли рахит в Великобритании, и не случайно. Рахитом чаще страдали главным образом дети бедняков, постоянно недоедавшие, жившие в сырых темных жилищах, куда редко проникал солнечный луч. Глассон, описав симптомы заболевания и условия, в которых оно возникло, не смог указать его причину и средства лечения. Позже это средство было найдено чисто эмпирически. Им оказался рыбий жир. Он вылечил им больных людей от рахита. При рахите наблюдается снижение аппетита, беспокойство, плаксивость, неправильное формирование скелета. У детей задерживается появление зубов, а размягчение костей нижних конечностей приводит к их искривлению. Развивается непропорционально большая голова, изменяется грудная клетка. Недостаток кальция вызывает изменение в мышцах, поэтому у больного ребенка живот отвислый.

Рахит это заболевание, возникающее только в детском возрасте, характеризующееся необратимыми изменениями костного скелета, что приводит к искривлению ног, неправильному развитию грудной клетки, костей черепа.

Источниками витамина D являются яичный желток,  сливочное масло,  сливках, рыбий жир, печень трески, скумбрия, сельдь, икра. Он вырабатывается в коже под действием ультрафиолетовых лучей, поэтому его еще называют «солнечным витамином».

Витамин А (ретинол)

        Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке.    В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А.  Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи, на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез. При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Ксерофтальмия – поражение глаз, выражающееся в сухости конъюнктивы и роговицы. Одна из главных причин заболевания – недостаток витамина А. Нарушается сумеречное и ночное зрение – отсюда и название сопутствующей болезни – “куриная слепота”. Этот витамин участвует и в формировании покровного эпителия кожи и слизистых оболочек. При его недостатке усиливается ороговение кожи, затрудняется пото – и салоотделение, образуются угри, кожа становится сухой, шероховатой, воспаляется. Чувствуется сухость слизистых оболочек. Волосы становятся тусклыми, ногти – ломкими. Длительный недостаток витамина А в пище может привести к отставанию детей в росте. У взрослых возникает предрасположенность к онкологическим заболеваниям пищеварительных органов.

Содержится витамин А в продуктах животного происхождения: печени, сливочном масле, сырах. В растениях этого витамина нет, но есть вещество, из которого организм может его синтезировать. Это желтый пигмент каротин. Он содержится в моркови и красном перце, абрикосах, тыкве, в других овощах и фруктах красного цвета.

В сутки необходимо около 1 мг витамина А.

Витамин А влияет на рост и развитие, повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Заболевания, вызванные авитаминозом.

АВИТАМИНОЗЫ  (от а — отрицательная приставка и витамины), группа различных по клиническим проявлениям заболеваний, развивающихся вследствие резкой недостаточности витаминов в организме.

ПЕЛЛАГРА  (от итал. pelle agra — шершавая кожа), заболевание, обусловленное недостатком в организме никотиновой кислоты и некоторых других витаминов группы В; проявляется поражением кожи и слизистых оболочек, поносами, нервно-психическими расстройствами.

ЦИНГА  (скорбут), заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С (аскорбиновая кислота) и Р: слабость, мышечно-суставные боли, кровоточивость, выпадение зубов и др. Профилактика — включение в пищу богатых витамином С продуктов (смородина, шиповник и др.).

РАХИТ (от греч. rhachis — хребет, позвоночник), заболевание преимущественно раннего детского возраста, характеризуется нарушением фосфорно-кальциевого обмена вследствие недостатка в организме витамина D. Проявления: нарушения функций нервной системы, костеобразования и др. Применяют витамин D, рыбий жир, ультрафиолетовое облучение, цитраты, массаж, лечебные ванны. Рахит наблюдается и у животных.

 ПОЛИНЕВРИТ (от поли... и греч. neuron — нерв), множественное воспаление нервов: боли, расстройства чувствительности, парезы, трофические нарушения.

"КУРИНАЯ СЛЕПОТА" (гемералопия), расстройство способности видеть при ослабленном (сумеречном, ночном) освещении. Причина — недостаток в организме витаминов А и В2 (рибофлавина), входящих в состав т. н. зрительного пурпура палочек сетчатки глаза.

БЕРИ-БЕРИ  (от сингальского beri — слабость), заболевание, обусловленное главным образом недостатком в пище витамина В1. Проявления: полиневрит, сердечно - сосудистые расстройства, отеки. Распространено преимущественно на юге и востоке Азии

ДЕРМАТИТ,  воспалительные заболевания кожи, развивающиеся при воздействии на нее внешних (физических, химических, биологических) раздражителей

ВИТАМИННАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ,  болезненное состояние, возникающее в случаях, когда расход витаминов в организме превышает их поступление (авитаминозы, гиповитаминозы).

ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВНЫХ  ВИТАМИНОВ

витамины, суточная норма

Возможные заболевания

Продукты, содержащие витамины

А-ретинол

1,5 мг

Замедление роста, повреждение роговицы глаза, развитие «куриной слепоты», поражение эпителия кожи

Животные жиры, рыба, яйца, молоко, печень, морковь, томаты

Д-эргокальциферол

0,025 мг

Рахит, ухудшение обмена кальция и фосфора

Рыбий жир, мясо жирных рыб, печень, яичный желток

С-аскорбиновая кислота

50-100 мг

Ослабление иммунитета, утомляемость, кровоточивость дёсен, цинга, поражения стенок кровеносных сосудов

Перец, лимоны, чёрная и красная смородина, плоды шиповника, зелёный лук, молоко, печень

В1-тиамин

2-3

Бери-бери, параличи конечностей, атрофия мышц, поражение нервной системы

Оболочки и зародышевая часть зерна риса, ржи, пшеницы, печень, сердце

В6-пиридоксин

1-2 мг

Дерматиты на лице, потеря аппетита, повышенная раздражимость, сонливость

Зерновые и бобовые культуры, свинина, говядина, баранина, сыр, рыба; синтезируется микрофлорой кишечника



Предварительный просмотр:

Биология и экология

Единая коллекция ЦОР. Предметная коллекция «Биология»

http://school-collection.edu.ru/collection Газета «Биология» и сайт для учителей «Я иду на урок биологии»

http://bio.1september. ru Открытый колледж: Биология

http://college.ru/biology В помощь учителю биологии: образовательный сайт ИЕСЭН НГПУ

http://fns.nspu.ru/resurs/nat Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»

http://www.eco.nw.ru Вся биология: научно-образовательный портал

http://www.sbio.infoВ помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова

http://www.biolog188.narod.ru Государственный Дарвиновский музей

http://www darwin.museum.ru Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия

http://www livt.net Заочная естественно-научная школа (Красноярск): учебные материалы по биологии для школьников

http://www.zensh.ru Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам

http://zelenyshluz.narod.ru Зооклуб: мегаэнциклопедия о животных

http://www.zooclub.ru Зоологический музей в Санкт-Петербурге

http://www.zin.ru/museum Концепции современного естествознания: Биологическая картина мира: электронный учебник

http://nrc.edu.ru/est Лаборатория ботаники Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных

http://www.youngbotany.spb.ru Лауреаты нобелевской премии по физиологии и медицине

http://n-t.ru/nl/mf Медицинская энциклопедия. Анатомический атлас

http://med.claw. ru Мир животных: электронные версии книг

http://animal.geoman.ru Московская городская станция юных натуралистов

http://www mgsun.ru Опорно-двигательная система человека: образовательный сайт

http://www.skeletos.zharko.ru Палеонтологический музей РАН

http://www.paleo.ru/museum Популярная энциклопедия «Флора и фауна»

http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm Природа Кузбасса. Материалы для учителя биологии

http://prirodakem.narod.ru Природа Южной Сибири и ее защитники

http://ecoclub.nsu.ru Проблемы эволюции

http://www.macroevolution.narod.ruПроект Ecocom: всё об экологии

 http://www.ecocommunity.ru Проект Herba: ботанический сервер Московского университета

http://www. herba.msu.ru Проект Forest.ru: все о росийских лесах

http://www. forest.ru Проект «Детский Эко—Информ»

http://www ecodeti.ru Птицы Средней Сибири

http://birds.krasu.ru Растения: электронные версии книг

http://plant.geoman.ru Редкие и исчезающие животные России и зарубежья

http://www. aseko.ru Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект

http://edu.greensail.ruТеория эволюции как она есть: материалы по теории биологической эволюции

http://biom.narod.ru Федеральный детский эколого-биологический центр

http://www ecobiocentre.ru Чарлз Дарвин: биография и книги

http://charles-darwin.narod.ru Центр охраны дикой природы: публикации по экологии

http://moseco.narod.ru Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема»

http://www.ecosystema.ru Электронный учебник по биологии

http://www. ebio.ru Олимпиады и конкурсы Биомедицинская олимпиада школьников

http://www.svb-ffm.narod.ru Всероссийская олимпиада школьников по биологии

http://bio.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников по экологии биологии

http://eco.rusolymp.ru Дистанционная эколого-биологическая викторина — телекоммуникационный образовательный проект

http://www.edu.yar.ru/russian/projects/predmets/biology Дистанционные эвристические олимпиады по биологии

http://www eidos.ru/olymp/bio Дистанционные эвристические олимпиады по экологии

http://www eidos.ru/olymp/ecology Общероссийский конкурс проектов «Заповедные острова России»

Коллекции цифровых и электронных образовательных ресурсов

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Коллекция разнообразных ЦОР в различных форматах

http://www.school-collection.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Крупнейший каталог ЦОР в различных форматах

http://fcior.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Каталог ЭОР для учителей-предметиков

http://window.edu.ru

Электронные образовательные ресурсы. Репозиторий планов-конспектов уроков, коллекция ЭОР

http://eorhelp.ru

Всероссийский конкурс педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе. Материалы участников конкурса могут быть полезны учителю

http://www.konkurs-eor.ru/materials

Российский образовательный портал. Коллекция ЦОР

http://www.school.edu.ru

ПЕДСОВЕТ.ORG. Медиатека, включающая ЦОР и методические разработки

http://pedsovet.org/m

Начальная школа - детям, родителям, учителям. Библиотека ресурсов для учителя начальной школы

http://www.nachalka.com

Сеть творческих учителей. Библиотека методик проведения уроков и готовых учебных проектов

http://www.it-n.ru

Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества.. Коллекция ЦОР

http://www.openclass.ru

Ресурсы в помощь учителю

Федеральный институт педагогических измерений

http://www.fipi.ru/view

Федеральный портал Российского образования

http://www.edu.ru/

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

http://www.ict.edu.ru/

Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru/

Интернет – государство учителей

http://intergu.ru/

Уроки.Net

http://www.uroki.net/docinf.htm

Газета «Информатика» издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru/

Журнал «Информатика и образование»

http://infojournal.ru/journal/info/

Методическая копилка учителя информатики

http://www.metod-kopilka.ru/

Учебный курс flash-анимация

http://flash.lutskiy.ru/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru/index.php

Издательство «Бином»

http://www.lbz.ru/

САПР КОМПАС -3D в образовании файл

http://edu.ascon.ru/news/

Право в сфере образования

http://zakon.edu.ru/

Стандарты общего образования нового поколения

http://standart.edu.ru/

Примерные программы основного общего образования

http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3837/

Официальный сайт ЕГЭ

http://www.ege.edu.ru/

Gimp – графический редактор

http://www.gimp.org/

OpenOffice

http://ru.openoffice.org/

Pinta - растровый графический редактор, отлично подходящий для уроков информатики.

http://pinta-project.com/

Inkscape - свободный векторный графический редактор

http://inkscape.org/

Ресурсы в помощь для осуществления проектной и исследовательской деятельности

Портал, посвященный исследовательской деятельности

http://www.researcher.ru/

Сайт конкурса мультимедийных, проектных исследовательских работ «Грант Префекта ЦАО для школьников»

http://www.grant-prefekta.ru

Сайт городской конференции «ПОИСК-НИТ»

http://poisk-nit.ru/

Сайт всероссийского открытого конкурса исследовательских работ им. В.И.Вернадского

http://vernadsky.info/

Электронный образовательный журнал для старшеклассников и учителей «Потенциал»

http://potential.org.ru/

Интернет-портал журнала «Техника молодежи»

http://www.technicamolodezhi.ru/

Научно-образовательный журнал «Компьютерра»

http://www.computerra.ru/



Предварительный просмотр:

Урок - обобщение

«Тип Кишечнополостные. Тип Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Тип Иглокожие»

А. В каждом задании выберите один верный ответ из четырех предложенных.

  1. Тело кишечнополостных животных состоит из:

а) одного слоя клеток; б) двух слоев клеток;  в) трех слоев клеток; г) нескольких слоев клеток.

  1. Нервные клетки гидры образуют:

а) эктодерму; б) кишечную полость; в) диффузную нервную систему; г) щупальца вокруг рта.

  1. Где находятся органы чувств у белой планарии?

а) в брюшной полости; б) в головном отделе;
в) в заднем конце тела; г) органы чувств отсутствуют.

  1. Органы пищеварительной системы у круглых червей:

а) рот – глотка - кишечник

б) рот – глотка – кишечник - анальное отверстие

в) рот – желудок - кишечник

  1. Окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка, характерны для:

а) планарии            б) аскариды              в) дождевого червя

  1. Установите последовательность слоев раковины:

а) роговой – фарфоровый – перламутровый

б) роговой – перламутровый – фарфоровый

в) фарфоровый – перламутровый – роговой

  1. К двустворчатым моллюскам относят:

а) осьминогов                                д) слизней

б) устриц                                        е) беззубок

в) мидий

г) кальмаров

  1. Жизненный цикл какого паразитического червя НЕ связан со сменой хозяина:

а) печеночный сосальщик; б) свиной цепень; в) человеческая аскарида; г) белая планария.

  1. Для кишечнополостных животных характерна:

а) асимметрия; б) лучевая симметрия;
в) двусторонняя  симметрия; г) все ответы верны.

  1. Кто из плоских червей является гермафродитом?

а) белая планария; б) печеночный сосальщик;
в) свиной цепень; г) все ответы верны.

  1. У кольчатых червей кровеносная система:

а) незамкнутая; б) замкнутая; в) отсутствует; г) у одних видов замкнутая, у других незамкнутая.

  1.  Пищеварительная система аскариды человеческой в отличие от плоских  червей:

а) лишена кишечника; б) лишена ротового отверстия; в) имеет анальное отверстие; г) лишена анального отверстия.

13. Выбрасывает в случае опасности внутренние органы:        

    а) дождевой червь;     б) гидра;     в) офиуры;  г) каракатица.

14. Каннибализм – поедание особей своего вида – характерен для

    а) Иглокожих;     б) Моллюсков;     в) Червей;  г) Кишечнополостных.

15. Органом движения этих животных является параподия:

    а) Черви;   б) Моллюски;    в) Иглокожие;    г) Кишечнополостные.

16. У этих животных появляется сердце:

    а) Червей;   б) Моллюсков;    в) Иглокожих;    г) Кишечнополостных.

17. Рефлекс осуществляется:

а) Всеми системами органов;     б) Нервной системой;     в) Органами движения;   г) Органами чувств

18. Газообмен — процесс, в результате которого:

а) В организм поступает атмосферный кислород

б) В организм или клетки поступает кислород из окружающей среды и выделяется в окружающую среду углекислый газ

в) Под действием кислорода окисляются органические вещества с выделением энергии

г) Удаляется из организма углекислый газ

19. У этих животных самка и самец отличаются друг от друга (половой диморфизм):

     а) Черви;    б) Моллюски;     в) Кишечнополостные;     г) Иглокожие.

20. Эти животные имеют медицинское значение:

    а) Черви;   б) Моллюски;    в) Иглокожие;    г) Кишечнополостные.

В1. Установите соответствие между признаками и животными, которыми они характеризуются.

        ПРИЗНАКИ                                                               ЖИВОТНЫЕ

1. жемчужина                                                          А. гидра

2. атоллы                                                                 Б. пиявки

3. почкование                                                          В. дождевой червь

4. гирудин                                                               Г. полипы

5. диапауза                                                              Д. кальмар

6. реактивное движение                                          Е. двустворчатые моллюски

В2. Установите последовательность этапов питания гидры

  1. Добыча попадает через рот в кишечную полость.
  2. Непереваренные остатки пищи удаляются через рот.
  3. Гидра  захватывает щупальцами добычу и парализует ее стрекательными клетками.
  4. Пищевые частицы перевариваются  в клетках энтодермы.
  5. Пища начинает перевариваться в кишечной полости.

Ответ _______________________________

               В3. Найдите соответствие между представителем и его названием типа, к которому он принадлежит:

1) Картинки по запросу белая планария рисунок 2) Картинки по запросу медуза рисунок3) Картинки по запросу кольчатый червь рисунок 4) Картинки по запросу нематоды рисунок5)

     А) Тип Круглые черви; Б) Тип Кишечнополостные; В) Тип Плоские черви; Г) Тип Кольчатые черви; Д) Иглокожие

В4.  Найдите соответствие.

Класс

Признак класса

I. Голотурии
II. Морские звезды III. Морские ежи

A. Мешковидное или червеобразное тело
Б. Тело имеет пять или более лучей
B. Рот находится в центре нижней поверхности тела
Г. Вокруг рта имеется венчик щупалец
Д. Тело шаровидной или уплощенной формы
Е. Панцирь из плотно соединенных известковых пластинок
Ж. Пять рядов небольших ножек
3. Иглы
И. Многочисленные ножки, расположенные вдоль бороздок
К. Обитают в морях