Проектная деятельность

Бизяева Валентина Петровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Моя малая родина » Выполнила: ученица 1-го класса Шашуева Алина

Слайд 2

Город Лысково стоит на берегу великой русской реки Волга.

Слайд 3

В городе Лысково находиться множество храмов и соборов Вознесенский собор Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Храм в честь великомученика и Победоносца Георгия

Слайд 4

В городе есть ФОК «Олимп» и ДЮСШ которая находиться в здании стадиона «Торпедо».

Слайд 5

Городской парк В парке гуляют и отдыхают люди, проводят различные мероприятия.

Слайд 6

Лысковская ЦРБ В центральную больницу приходят и приезжают лечиться люди из разных уголков нашего района.

Слайд 7

Парк Победы и мемориал с вечным огнём В парке выставлены многие виды военной техники.

Слайд 8

Памятник первому советскому космонавту Юрию Алексеевичу Гагарину

Слайд 9

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Мои домашние питомцы» Выполнила ученица 1-го класса Большакова Софья

Слайд 2

Моя кошечка Муся

Слайд 3

У меня есть кошка, зовут её Муся. Она очень ласковая, добрая и красивая. Её шёрстка трёхцветная белая, чёрная и рыжая. Она любит со мной играть. Ещё ей нравиться кушать мясо, рыбу, сухой корм и пить молочко. По утрам Муся всех будит и провожает на работу и в школу, а вечером всех встречает. Я очень люблю мою Мусю!

Слайд 4

У бабушки Руфы во дворе живут овечки и барашки. Ягнятки у них очень весёлые и забавные. Летом они пасутся на лугу и щиплют травку, а зимой любят есть овощи, сено и зерно. Ещё у овечек тёплая и мягкая шерсть. Весной и осенью её стригут, и из неё бабушка вяжет нам тёплые носки и варежки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Математика вокруг нас» Узоры и орнаменты на посуде. Выполнила ученица 2 класса Большакова Софья

Слайд 2

У зор – это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней. А орнамент – это узор, состоящий из повторяющихся в определенном порядке элементов. То есть узор и орнамент судя по всему одно и тоже.

Слайд 3

Самые красивые узоры на посуде – это гжель и хохлома. Гжель – очень красивый сине- белый узор на фарфоровой посуде.

Слайд 4

Хохлома – искусство росписи деревянных предметов красками и покрытие лаком.

Слайд 5

Я собрала небольшой набор посуды, которая окружает меня каждый день.

Слайд 6

Это сахарница. На ней незамысловатый узор который состоит из белых кружков на красном фоне .

Слайд 7

Это чайный набор. На нём цветы с лепестками, которые образуют красивый узор.

Слайд 8

Это бокал. Из него очень удобно пить чай. На нём расположенные квадраты, ромбики и линии.

Слайд 9

Это керамический горшочек. На нём неплохо сочетаются прямоугольники треугольники.

Слайд 10

Геометрические узоры повсюду. Это настолько привычное явление, что мы не обращаем на них внимания . Математика вокруг нас всегда и везде.



Предварительный просмотр:

Описание проекта:

«Математика вокруг нас.

Узоры на посуде»

   Проект выполнили учащиеся 2 класса МБОУ Леньковской основной  школы под                  руководством учителя Бизяевой В.П.

2019г.

Тип проекта: групповой.

По содержанию проект можно считать интегрированным, так как в нём используется математическое содержание ( геометрические фигуры), изобразительное искусство (составление орнамента, изображение фигур на посуде), технология ( лепка посуды).

Участники проекта: учащиеся 2 класса.

По характеру результата: — творческий, практико-ориентированный  с элементами исследовательской деятельности учащихся.

По продолжительности: краткосрочный.

Форма представления продукта проекта: презентация.

Цель проекта: выяснить форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом, показать учащимся роль геометрии в повседневной жизни.

Задачи проекта:

1.Научить собирать информацию ( рисунки, фотографии).

2.Научить наблюдать, анализировать и устанавливать правила чередования формы, размера и цвета в отобранных узорах и орнаментах.

3.Самостоятельно составить узоры.

4.Контролировать выполнения правила, по которому составлялся узор.

Гипотеза: если изучить технику выполнения узоров, то можно научиться самим создавать узоры и расписывать посуду.

Актуальность проекта:

Узоры в нашей жизни встречаются на каждом шагу. Украшая части строений, ландшафта или предметы быта, они радуют нас своей неповторимостью и разнообразием.

Узор можно прочесть. Испокон веку с помощью самых разнообразных геометрических линий и форм человек выражал своё мировосприятие, свою культуру, своё отношение к действительности.

Научиться читать узор, значит научиться понимать язык наших предков, не потерять живую связь с прошлым нашего народа.

Личностные результаты:

-формировать интерес к изучению математики;

-формировать активность и мотивацию к изучению предмета;

-формировать позитивную самооценку результатов своей деятельности;

-совместно планировать свою деятельность.

Метапредметные результаты:

-учиться понимать, принимать и сохранять поставленную задачу, решать её в сотрудничестве с учителем, родителями;

-формировать умения работать с информацией создавать дополнительную возможность  для развития логического мышления, пространственного воображения;

-осуществлять поиск нужной информации с помощью родителей;

-представлять собранную информацию в разной форме.

Предметные результаты:

-формировать и отрабатывать универсальные учебные действия;

-закреплять, расширять полученные на уроках знания:

-собирать материал по заданной теме;

-определять и описывать закономерности в отобранных узорах и орнаментах, Составлять геометрические узоры и орнаменты.

-оценивать выполненную работу.

Этапы работа над проектом

1этап. Подготовительный.

1. Сообщение темы занятия:

-Сегодня мы с вами будем исследователями и художниками.

2. Задачи:

- Вам нужно познакомиться с разнообразием орнамента. Узнать из каких элементов они состоят. Для чего их придумывали.  Выполнить самим образцы орнаментов для посуды.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

  1. Обсуждение названия проекта
  2. Планирование
  3. Распределение заданий.

3 этап. Исследование (осуществление деятельности, выполнение работы) 

1.Выяснить , какие узоры есть на вашей посуде и какие могут быть.(обзор и изучение )

2.Просмотр презентации «Узоры и орнаменты на посуде».

3. Оформление  работ.

4 этап. Представление результатов, отчёт.

Защита работы.

Математика повсюду.

Глазом только поведёшь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдёшь.

М.Борзаковский

Работа посвящена красоте орнамента, которые создаются не только природой, но и изящной геометрией. В основу орнаментов положены такие фигуры, как круги, многоугольники. Используется понятие симметрии, повторения, которые являются одним из принципов гармоничного построения мира.

Математика – это не только стройная система законов теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Изучая математику, мы открываем все новые и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

«Во всем царит гармонии закон,

И в мире всё суть ритм, аккорд и тон.»

Дж. Драйд

История происхождения посуды:

Каждый день в быту мы многократно используем различную посуду, но мы никогда не задумываемся о том, как и когда она появилась, как она выглядела и как использовалась. Сегодня нам сложно представить свою жизнь без посуды. Посуда появилась очень давно, ее история уходит в древние века.

Древним  людям долгое время приходилось обходиться без посуды. Свою первую посуду первобытный человек начал делать из коры и дерева, плел корзины из прутьев. Но вся эта посуда была неудобной, в ней нельзя было готовить, нельзя хранить жидкости. Люди пытались использовать для хранения пищи все имеющиеся у них подручные материалы: раковины, скорлупу больших орехов, делали мешки из шкур зверей и, конечно же, выдалбливали сосуды из камня.

И только в эпоху неолита - в последнюю эпоху каменного века  был изобретен первый искусственный материал - огнеупорная глина, из которой стали делать керамическую посуду. Считается, что керамическую посуду изобрела женщина. Женщины больше занимались хозяйством, именно им приходилось заботиться о сохранности еды. Поначалу плетеную посуду просто обмазывали глиной. И, наверное, случайно такая посуда оказалась неподалеку от огня. Тогда-то люди заметили свойства обожженной глины и стали делать из нее посуду.

Чтобы глина не трескалась, в нее добавляли песок, воду, толченый камень, рубленую солому. Гончарного круга тогда никакого не было. Из глины делали жгуты, накладывали их друг на друга по спирали и сдавливали. Чтобы поверхность посуды получилась более ровной, ее заглаживали травой. Сырую посуду обкладывали каким-нибудь горючим материалом и поджигали. Таким образом удавалось обжечь посуду со всех сторон.

Древнейшая посуда проста по форме: дно заостренное, кверху стенки расширяются и напоминают яйцо, у которого срезана верхняя часть. Стенки сосудов толстые, грубые, неравномерно обожженные. Но, уже имея такую посуду, человек смог значительно разнообразить свою пищу, научился готовить каши, супы, похлебки, жарить на жиру и масле, отваривать овощи.

Постепенно первобытные гончары совершенствовали свою посуду, она становилась более тонкой и совершенной по форме. Древние люди стремились делать ее не только удобной, но и красивой. На посуду стали наносить разнообразные рисунки. Грубую посуду покрывали жидкой глиной, расписывали минеральными красками.

Люди с незапамятных времен украшали вещи, которые их окружали в повседневной жизни. Для этого они наносили на стены своих жилищ, посуду, оружие, на изделия из ткани и кожи разные рисунки - цветы и листья, животных, людей, геометрические фигуры.

Иногда узор выцарапывали специальными палочками.

Много тайн могут раскрыть древние орнаменты. Разгадывая их, мы начинаем понимать, что язык символов предков передавал нам свое отношение к природе. Преклоняясь перед ней, как бы прося у нее милости, защиты, покровительства, древний мастер выводил рукой своеобразные заклинания в виде орнамента.  Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь изображался крестом, треугольниками древние люди изображали человека, квадрат, разделённый на 4 части , символизировал засеянное поле, а в виде круга изображали солнце. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Древний земледелец наделял природные явления действиями, чувствами, присущими живым существам, облекая их в форму птиц, животных, фантастических существ. Таким образом человек выражал свои представления о мире в образах.

Узор - это рисунок, созданный при помощи сочетаний линий, красок и теней.

Если поверхность была достаточно большой, то мастера рисовали какой-нибудь один рисунок и многократно повторяли его, заполняя таким образом всю поверхность предмета. Так родился орнамент.

Чаще всего посуду украшали разнообразным орнаментом, это были геометрические фигуры, танцующие люди, цветочные розетки, фигуры животных.

Орнамент - в переводе с латинского языка означает украшение. Он состоит

из ряда последовательно расположенных элементов. В этом случае обязательно соблюдается строгая закономерность, связанная с симметрией и ритмом. Орнамент придает изделию выразительность, красоту, подчеркивает его форму и фактуру.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них — цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции — ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика — в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней»

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента — и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Принципы построения орнамента:

РИТМ – чередование элементов (мотивов) узора в определенной последовательности. Ритм – убывающий, возрастающий. Для орнамента  характерно повторяемость мотивов, наклонов, поворотов, просветов между элементами, мотивами.

ПОВТОРЕНИЕ  -  элементы повторяются через определенное расстояние, что создает чувство покоя, уверенности. (Повтор.)

ЧЕРЕДОВАНИЕ  – элементы  чередуются через определенное расстояние по горизонтали, вертикали, диагонали.

ИНВЕРСИЯ  – элементы располагаются по обе стороны оси или имеют обратное расположение узора.

СИММЕТРИЯ – соразмерность, пропорциональность в расположении частей, располагаются по обе стороны от середины центра, мотив располагается по обе стороны оси.

Виды орнамента :

Растительный - его  составляется из  стилизованных цветов, листьев,

плодов, веток.

Зооморфный включает  изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный — в качестве мотивов используются мужские или женские стилизованные фигуры или отдельные части тела.

Геометрический орнамент состоит из прямых и кривых линий, кругов, овалов, прямоугольников.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности орнамент может быть:

ленточный, сетчатый, композиционно — замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы и напоминает «открытое двустороннее движение». Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен сверху и снизу. Этот орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз — орнаментированная композиция, предназначенная для декоративного оформления верхней части стены внутри или снаружи здания.

Бордюр — полоса, подчеркивающая края какой-либо плоскости или объемной формы.

Кайма — узорная полоса, обрамляющая плоскость (скатерти, ковра, блюда и т. п.).

Посуда, которой мы пользуемся, украшена различными узорами. Но найти дома посуду именно с геометрическим узором оказалось не так уж просто. На помощь нам пришли мамы, папы, бабушки, дедушки, учителя и ресурсы Интернет.

Мы выяснили, что сама  посуда имеет геометрическую форму: квадрат, овал, круг. Это тарелки, чашки, кастрюли и т.д.

Работая над проектом, мы  узнали,   какие узоры и орнаменты  постоянно встречаем в быту, обсуждали их форму, чередование элементов, правила их расположения друг за другом. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Работая над проектом, каждый из учеников попробовал себя в роли дизайнера и художника.

Мы вылепили свою посуду из пластилина. Украсили её узорами

Мы были художниками: расписывали готовые элементы посуды и подбирали цвета для узора и орнамента из геометрических фигур, работая в парах.

Расписали тарелки геометрической формы собственными узорами.

Мы пробовали создать свой геометрический узор

ИТОГИ РАБОТЫ:

Если вообще допустить, что элементы геометрических украшений - треугольники, четырехугольники, круги, волнообразные, зигзагообразные разные и спиральные линии - не существовали с самого начала в представлении доисторического человека как отвлеченные математические формы, а были внесены в его воображение извне, то все-таки допущение это не исключает того, что геометрические украшения, однажды развившись, очень скоро стали повторяться и разрабатываться именно как геометрические формы и на той ступени искусства, которая ими пользовалась, превратились на самом деле в чисто геометрическую игру линий.

Геометрия занимает важное место в практической деятельности архитекторов,

 технологов ткани и народных промыслов других мастеров-орнаменталистов.

 Они хорошо владеют построениями, измерениями и геометрическими

 доказательствами. Геометрия очищает и совершенствует человеческий ум,

прививается постоянно на протяжении всех лет обучения в школе.

Геометрия служит созданию красоты и удобства, т. е. того, что объединяют

 словом  - гармония.

В конце проекта гипотеза наша подтвердилась: мы научились создавать узоры и расписывать посуду.. И, как выяснилось, самые простые геометрические фигуры, украшающие изделие, придают ему неповторимый вид.

Убедились в том, что в основе построения орнамента  и узора лежит наука математика.

В результате мы поняли, что математика – это не только счёт,цифры, задачи, но и уникальное средство познания красоты.

Литература

1.Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика.-Москва «Педагогика», 1985 г.

2. http:// Орнаменты всех времен и стилей - Art Tower.htm.ru

3. http:// Искусство орнамента.htm