Научно-исследовательская работа.

Бунчеева Любовь Валентиновна.

« Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Китайская пословица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 37 с. Запрудное

        

научно-исследовательская работа с участием детей средней группы по естествознанию

На тему: «Волшебное превращение льда»

Научный руководитель

Бунчеева Любовь Валентиновна

Воспитанники средней группы

Горохов Александр

Юлов Богдан

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать –

и я пойму.

Китайская пословица

Тема: «Волшебное превращение льда»

Введение.

Мы все знаем, что вода, замерзая, превращается в лед, но редко задумываемся –  какими удивительными свойствами обладает самый обыкновенный  лед.  С помощью простых, но очень показательных опытов мы сможем  рассказать детям об этом.

Актуальность темы: Гуляя на улице дети стали рассматривать замерзшие лужи и их заинтересовал вопрос, как появляется лед, и каким он бывает, что с ним произойдет, если, на него наступить, взять в руки? И можно ли самим сделать лёд в домашних условиях?

Цель исследования: Научится получать лед в домашних условиях. 

 Развивать наблюдательность детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Формирование действия «превращения» льда.

Задачи: 1. Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает).

2. Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования.

3. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов.

4.Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений.

5. Воспитывать интерес к неживой природе. 

Объект исследования: состав и свойства льда.

Предмет исследования: кубики льда.

Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов, выводы.

Гипотеза: Когда холодно – лед, тепло – вода.

Материал. Лед в формочках, тарелочки, салфеточки (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах). Перчатки (варежки). Тазик с водой, карандаши синего цвета, ложечки для игры со льдом.

Участники проекта. Дети средней группы: Горохов Александр, Юлов Богдан.

Основная часть.

Готовясь к этой теме, стала искать информацию в  сети интернет. И нашла много интересных фактов, вот например….

Морозильник без электричества.

     Задолго до открытия электричества люди использовали лед для охлаждения продуктов, и даже научились готовить мороженое, усиливая охлаждающие свойства льда обыкновенной солью. Лед и соль составляют холодильную смесь. Она охлаждается сама по себе, без затрат энергии, в отличии от электрического холодильника. В конце ХVII в. домохозяйка Нэнси Джонсон из США запатентовала первую  машинку для мороженого. Работала она очень просто: в деревянное ведерко засыпали лёд и дешёвую кормовую соль, в смесь помещали металлический патрон с мешалкой, а в него заливали ингредиенты мороженого. Мороженое замерзало, оставаясь вязким благодаря постоянному помешиванию.

Применение льда. Лёд имеет большое хозяйственное применение. Он используется для понижения температуры продуктов питания, что существенно повышает срок их хранения. В полнее очевидно, что в этом контексте особое значение имеет производство искусственного льда, или если можно так сказать искусственного холода. Также лед широко используется в медицине, для обеспечения и проведения ряда некоторых специфических процедур. Широко используются кубики льда в косметических процедурах и в кулинарии, особенно при приготовлении напитков.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята как вы думаете, как появляется лед?

Дети. Когда на улице холодно лужи замерзают, и получается лёд.

Воспитатель. А как вы думаете, лед можно сделать дома?

Дети. Да. Нужно водичку заморозить в морозилке.

Воспитатель. Правильно, молодцы.

Я вам раздам подносики, а вы посмотрите и скажите, что в них лежит? (Это лед.) Какой лед на ощупь? (Твердый, холодный, скользкий, прозрачный)

Давайте возьмём кусочек льда и бросим его на подносик, что с ним произойдет?

Дети. Он раскололся.

 Воспитатель. Значит он какой? (Хрупкий)

Посмотрите, что с ним стало происходить?

Дети. Он стал таять.

Воспитатель. Правильно, он начинает таять.

Ребятки, а сейчас у нас с вами будут волшебные превращения.

Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые) Лед холодный, ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! «Будем греть лед!»

Дети греют лед в ладонях, появляется вода.

Воспитатель. Откуда взялась вода? (Изо льда получилась вода)

А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали маленькие.) Во что превратился лед?

Дети. Лед превратился в воду.

Воспитатель. Дети, а давайте нарисуем превращение льда в воду. 

Мы нарисуем сначала кусочек льда, потом лужицу.  Дети, а как узнать, что лед превратился в воду?

Дети. Нужно нарисовать стрелку.

Воспитатель. (Саша нарисуй стрелку) Молодец. Ты нарисовал стрелку, и картинка показывает, что лед превратился в воду. А когда лед тает? (Когда тепло.) Когда можно увидеть лед? (Зимой.) А что зимой бывает? (Снег, Холод, лед.) А когда не бывает снега и льда? (Летом.) Правильно! Летом у нас тепло, а зимой….(Холодно.) Летом бывает дождь, можно купаться, а зимой… (Зимой снег, лед на речке.) Когда лед появляется на речке? (Когда холодно.) А когда лед превращается в воду? (Когда тепло.)

Значит: когда холодно – лед, когда тепло – вода.

А сейчас ребятки посмотрите на картинки и скажите, на какой картинке какое время года?

Что нарисовано на первой картинке? (Зима.) А на второй? (Лето.)

На картинке где изображена зима, река замерзла, везде снег, холодно.

А где лето, в речке теплая вода ребятки купаются, светит теплое солнце.

Воспитатель. Молодцы ребятки, хотите еще поэкспериментировать?

Дети. Да

Дети. Давайте наденем на одну ручку варежку и возьмем льдинки в ручки, и посмотрим, где лёд будет быстрее таять, на варежке или на ручке где нет варежки?

Дети. Лёд быстрее тает на ручке, где нет варежки, а где варежка тает, но медленно. Потому что ручка теплее варежки.  

Воспитатель. Молодцы. А теперь сложите все ваши льдинки в тазик с  теплой водой. Что происходит со льдом?

Дети. Он тоже тает.

Воспитатель. Правильно потому что, вода теплая, а лед холодный и поэтому он там растаял.

А теперь отпустим кусочки льда в холодную воду. Что происходит со льдом?

Дети. Лёд плавает 

Воспитатель. Правильно лед плавает, потому что он легче воды, а ещё он умеет «нырять», если его отпустить с высоты вытянутой руки в воду, то он сначала пойдет ко дну, а затем снова всплывет.

Но если мы подождем, то увидим что лёд и в холодной воде тоже растаял.

Потому что вода теплее льда.

В завершение наших исследований, мы с вами поиграем в уже знакомую  игру «Наоборот», Например «Большой». (Маленький.)

- Тяжелый.  (Легкий)

- Холодный. (Теплый. Горячий.)

- Зима. (Лето)

- Тепло. (Холодно)

- Лед. (Вода.)

Заключительная часть

Сегодня, ребята, мы узнали, что лед – волшебный, и умеет превращаться в воду. А вода в лёд. Также вода может, превращается в туман, дождь, снег, росу, снежинки, но о других превращениях воды узнаем позже, на других занятиях.

Подтверждение гипотезы

        В холодных условиях вода превращается в лёд, в тепле лёд тает и превращается в воду.

Домашнее задание родителям

Показать детям морозильную камеру холодильника. Заранее заморозьте лед, предложите ребенку положить лед на тарелку и понаблюдать за превращением льда в воду.

А затем наоборот налейте воду в формочки, Через определенное время, посмотрим, что произошло с водой.

Использованная литература.

1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников

(Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов) МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2012г.

2. Экологические занятия с детьми 5-6 лет (Т. М. Бондаренко.) ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г.

3. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988  №7

4. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3

5. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7

6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007

7. Источник: http://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli18.htm

Приложение

Описание опытов со льдом

Опыт 1.

Цель: ознакомить со свойствами льда.

Ход опыта: бросьте льдинки на стол и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием. Возьмите лёд из формочки, он толще, и расколоть его трудно.

Вывод: Он тонкий, хрупкий и быстро ломается, твёрдый, холодный, в тепле тает и превращается в воду.

   

Опыт 2.

Цель: прозрачность льда.

Ход опыта: Возьмите кусочек льда, возьмите какой либо предмет, лучше чтобы он был ярким (карандаш, ткань, пуговку и. д.) поднесите предмет с обратной столоны льдинки, его будет видно.

Вывод: Лёд прозрачный, потому что через его видно предметы.

        

Опыт 3.

Цель: Где быстрее тает лёд.

Ход опыта: Возьмите варежку наденьте её на одну руку. Возьмите в каждую руку по кусочку льда. Посмотрите, где лёд будет быстрее таять, на руке с варежкой или без варежки.

Вывод: Лед быстрее тает на руке, где нет варежки, чем на руке где есть  варежка, так как рука теплее варежки.

    

        

Опыт 4.

Цель: где лед растает быстрее в теплой или в холодной воде.

Ход опыта: Возьмите миску с холодной и теплой водой, отпустите туда кусочки льда. Что будет происходить? В теплой воде лёд сразу растает, а в холодной воде лед будет плавать.

Вывод: Лед в теплой воде быстро растает, потому что лед в тепле тает.

А в холодной воде лед будет таять, но медленно, и поэтому им за это время можно поиграть (тонет и всплывает).

     

Опыт 5.

Цель: лёд легче воды.

Ход опыта: Возьмите ёмкость с холодной водой отпустите туда кусочки льда на высоте поднятой руки. Лед сначала пойдет ко дну, а затем всплывет.

Вывод: Лед легче воды, поэтому он всплывает на поверхность воды.

        Опыт 6.

Цель: Превращение воды в лед в домашних условиях.

Ход опыта: Налейте воду в формочку, поставьте в морозильную камеру.

Через определенное время, посмотрим, что произошло с водой.

Вывод: Вода при низкой температуре превращается в лёд.

   

Юлов Богдан 13.06.2011г.

 

Горохов Саша 12.02.2011г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с № 37 с. Запрудное научно-исследовательская работа с участием детей средней группы по естествознанию На тему: «Волшебные превращения льда» Научный руководитель Бунчеева Любовь Валентиновна Воспитанники средней группы Горохов Александр Юлов Богдан

Слайд 2

Введение. Мы все знаем, что вода, замерзая, превращается в лед, но редко задумываемся – какими удивительными свойствами обладает самый обыкновенный лед. С помощью простых, но очень показательных опытов мы сможем рассказать детям об этом. «Волшебные превращения льда» Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Актуальность темы: Гуляя на улице дети стали рассматривать замерзшие лужи и их заинтересовал вопрос, как появляется лед, и каким он бывает, что с ним произойдет, если, на него наступить, взять в руки? И можно ли самим сделать лёд в домашних условиях?

Слайд 3

Цель исследования: Научится получать лед в домашних условиях. Развивать наблюдательность детей, их умений сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Задачи: 1 . Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает). 2. Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования. 3. Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов. 4.Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений. 5. Воспитывать интерес к неживой природе.

Слайд 4

Объект исследования: состав и свойства льда. Предмет исследования: кубики льда. Методы исследования: наблюдение, проведение опытов, сравнение и обобщение результатов, выводы. Гипотеза: Когда холодно – лед, тепло – вода. Материал. Лед в формочках, тарелочки, салфеточки (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах). Перчатки (варежки). Тазик с водой, карандаши синего цвета, ложечки для игры со льдом. Участники проекта. Дети средней группы: Горохов Александр, Юлов Богдан.

Слайд 5

Опыт 1. Цель: ознакомить со свойствами льда. Ход опыта: бросьте льдинки на стол и рассмотрите кусочки льда (лед от тепла тает так же, как и снег). Положите на ладошку кусочек льда и понаблюдайте за его таянием. Возьмите лёд из формочки, он толще, и расколоть его трудно. Вывод: Он тонкий, хрупкий и быстро ломается, твёрдый, холодный, в тепле тает и превращается в воду.

Слайд 6

Опыт 2. Цель: прозрачность льда. Ход опыта: Возьмите кусочек льда, возьмите какой либо предмет, лучше чтобы он был ярким (карандаш, ткань, пуговку и. д.) поднесите предмет с обратной столоны льдинки, его будет видно. Вывод: Лёд прозрачный, потому что через его видно предметы.

Слайд 7

Опыт 3. Цель: Где быстрее тает лёд. Ход опыта: Возьмите варежку наденьте её на одну руку. Возьмите в каждую руку по кусочку льда. Посмотрите, где лёд будет быстрее таять, на руке с варежкой или без варежки. Вывод: Лед быстрее тает, на руке где нет варежки, чем на руке где есть варежка, так как рука теплее варежки.

Слайд 8

Опыт 4. Цель: где лед растает быстрее в теплой или в холодной воде. Ход опыта: Возьмите миску с холодной и теплой водой, отпустите туда кусочки льда. Что будет происходить? В теплой воде лёд сразу растает, а в холодной воде лед будет плавать. Вывод: Лед в теплой воде быстро растает, потому что лед в тепле тает. А в холодной воде лед будет таять, но медленно, и поэтому им за это время можно поиграть (тонет и всплывает).

Слайд 9

Опыт 5. Цель: лёд легче воды. Ход опыта: Возьмите ёмкость с холодной водой отпустите туда кусочки льда на высоте поднятой руки. Лед сначала пойдет ко дну, а затем всплывет. Вывод: Лед легче воды, поэтому он всплывает на поверхность воды.

Слайд 10

Опыт 6. Цель: Превращение воды в лед в домашних условиях. Ход опыта: Налейте воду в формочку, поставьте в морозильную камеру. Через определенное время, посмотрим, что произошло с водой. .

Слайд 11

. Юлов Богдан

Слайд 12

.

Слайд 13

. Горохов Александр

Слайд 14

. Использованная литература. 1. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников (Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов) МОЗАИКА-СИНТЕЗ Москва 2012г. 2. Экологические занятия с детьми 5-6 лет (Т. М. Бондаренко.) ТЦ «Учитель» Воронеж 2004г. 3. Аветисян Л. Природа и умственное воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание,1988 №7 4. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3 5. Зенина Т., Туркина А. Наблюдаем, познаем, любим. // Дошкольное воспитание, 2003 №7 6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экологическая деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста СПб: Детство-пресс,2007 7. Источник: http://doshvozrast.ru/roditeli/roditeli18.htm

Слайд 15

. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ