трудности в общении

Бунчеева Любовь Валентиновна.

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам? 

Вот на этой странице и будет идти речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №37 с.Запрудное.

Комплекс мероприятий с детьми, имеющими трудности в общении

Подборку игр подобрала

 воспитатель средней группы

 Бунчеева Л.В.

http://okami.ru/uploads/images/17969648.jpg

2016-17 у.г.

Утреннее приветствие 
Содержание. Все встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). 
Воспитатель говорит: «С добрым утром, солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись». 
Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. 
Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И <Таня> здесь ... И <Саша> здесь ... И<Люба> здесь...». 
Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь...». 
Затем воспитатель говорит: «Все здесь!» 
Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!» 
После этого медленно опуская руки, садятся на корточки.

Давайте поздороваемся 
Содержание. Дети по сигналу воспитателя начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). 
Здороваться надо определенным образом: 
1 хлопок - дети здороваются за руку; 
2 хлопка - касаются друг друга плечиками; 
3 хлопка - касаются спинками.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

Хлопок по спине 
Содержание. Дети садятся в круг, повернувшись лицом к сидящему слева и глядя ему в спину. 
Ведущий хлопает по спине сидящего впереди него, а тот, в свою очередь, передает хлопок следующему участнику. 
Таким образом игра продолжается по кругу.

Детям следует сидеть спокойно, сосредоточившись на «сообщении», передаваемом по кругу. Рекомендуется предложить детям поиграть с закрытыми глазами. Можно передавать по кругу определенное число хлопков.

Это я, узнай меня. 
Содержание. Дети сидят на ковре. Водящий поворачивается спиной к остальным участникам игры. 
Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я, узнай меня». 
Водящий должен отгадать, кто до него дотронулся.

В роли водящего должен побывать каждый ребенок.

Доброе животное 
Содержание. Все встают в круг и берутся за руки. 
Воспитатель говорит: «Представьте, что мы одно большое доброе животное. Давайте подышим вместе. На вдох - делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад». 
Дети выполняют инструкцию, психолог продолжает: «Так дышит животное и так же ровно и четко бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте подышим и послушаем стук сердца доброго животного».

Зеркало 
Содержание. Дети встают в круг. 
Водящий входит в центр круга. Он показывает различные движения, а остальные участники («зеркало») копируют увиденное. 
Затем водящий меняется, упражнение продолжается.

 В роли водящего должен побывать каждый ребенок. Упражнение может выполняться в парах

Липучки

Оборудование. Магнитофон, аудиозапись веселой музыки. 
Содержание. Выбираются двое водящих - «липучки». Они, держась за руки, пытаются поймать остальных детей. При этом «липучки» произносят (напевают): «Я - липучка-приставучка, я хочу тебя поймать». 
Каждого пойманного ребенка «липучки», взяв за руки, присоединяют к своей компании. 
Когда все участники станут «липучками», психолог включает аудиозапись веселой музыки. 
Дети танцуют и напевают: «Мы - липучки-приставучки. Будем вместе мы плясать».

Пока дети не освоят игру, в роли водящего выступает взрослый.

Лягушки

Оборудование. Подушечки-думочки. 
Содержание. Дети сидят на маленьких подушечках-думочках. 
По сигналу взрослого они начинают передвигаться на подушечках по ковру, хором произнося: 
А лягушечки с утра 
Съесть хотели комара. 
Далее взрослый говорит: 
Комары все улетели, 
И лягушки их не съели. 
Дети встают с подушек и, взявшись за руки, пляшут и напевают: 
Тара-ра, тара-ра, 
Веселиться всем пора.

Добрый медвежонок 
Содержание. Дети встают в колонну. 
Взрослый просит детей погладить впередистоящих участников по голове, по плечам, по спине, по рукам. 
Затем детям предлагается положить руки на талию (на плечи) впередистоящих и представить, что все они превратились в одного маленького доброго медвежонка. 
«Медвежонка» просят подышать, походить по комнате, присесть, встать и т.п.

Гусеница 
Оборудование. Воздушные шары или мячи. 
Содержание. Дети встают в колонну, кладут руки на плечи впередистоящих участников, зажимают воздушный шар или мяч между животом одного играющего и спиной другого. 
Взрослый предлагает детям представить, что все они превратились в одну большую гусеницу. 
«Гусеницу» просят походить по комнате, огибая препятствия (стулья, мягкие игрушки и т.п.).

Участник, стоящий во главе колонны, держит шар (мяч) на вытянутых руках.

Волшебный круг

Содержание. Дети встают в круг. 
По команде взрослого и под счет участники «превращают» круг в квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб.

Постепенно следует увеличивать скорость выполнения упражнения.

Кенгуру

Содержание. Дети разделяются на пары. 
Один из детей, входящих в пару - «кенгуру», - стоит, второй - «кенгуренок» - сначала встает к нему спиной, а затем приседает. 
Дети берутся за руки и движутся в таком положении до указанного места (до стены, до окна и т.п.). 
Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

Пугливый ежик

Содержание. Дети разделяются на пары. 
Один из детей, входящих в пару, сворачивается в клубочек, изображая ежика. Другой должен его развернуть, не используя при этом силовые приемы, щекотку, уговаривание словами.

Упражнение считается выполненным, если «ежик» производит непроизвольные движения, т.е. если есть реакция на действия партнера.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №37 с.Запрудное.

Консультация для родителей

«Комплекс мероприятий с ребенком, имеющим трудности общения»

Подготовила

 воспитатель Бунчеева Л.В.

2015-16у.г.

Игры для снятия агрессии.

«Ножки топают».

Цель: снять раздражение, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

    Взрослый: «Скажите, бывало ли с вами так: вы сердитесь и вам хотелось топнуть ногой? Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься делами, нужно от него избавиться. Лучший способ – топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче». Когда дети подтвердят, что стопы стали горячие, предложите нарисовать на карточке со ступнями солнышко.

Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций.

«Зайчики»

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий — силу, темп, резкость — и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

Например, ведущий говорит: “Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения”.

«Знакомство со сказочными персонажами».

Цель: учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.

  В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они совершают разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой.

 

«Эмоции героев».

Цель: выработка умений подбирать эмоции к соответствующим ситуациям.

  Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на парте несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героев в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен, подавлен…    В эту игру лучше играть либо индивидуально, либо в малой подгруппе. Текст сказки не должен быть очень большим, должен соответствовать объему внимания и памяти детей определенной возрастной группы.

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

    Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 Родители могут также воспользоваться следующими играми, которые очень просто организовать дома.

  Кукла «Бобо» - кукла предназначена для вымещения агрессии.                  Это чехол, набитый ватой или песком. Ребенок может бить эту куклу, вымещая на ней накопившуюся агрессию.

    Учите детей снимать напряжение через направленную игру: догонялки, прыгалки, зарядку дети с удовольствием играют в такие игры со взрослыми.    Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку.

  Также детям очень нравятся игры, направленные на расслабление, снятие напряжения.

  «Снеговик». Родитель и ребенок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.    Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол.

      Игра с песком, как и с глиной, очень нравится детям. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и, только после этого закапывают. Закапывая-раскапывая игрушки, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается. Таким образом, мир восстанавливается.

О психотерапевтических свойствах воды написано много хороших книг, и каждый взрослый, вероятно, умеет использовать воду в целях снятия агрессии и излишнего напряжения детей. Вот несколько примеров игр с водой, которые придумали сами дети.

1. Одним каучуковым шариком сбивать другие шарики, плавающие на воде.

2. Сдувать из дудочки кораблик.

3.Сначала топить, а затем наблюдать, как “выпрыгивает” из воды легкая пластмассовая фигурка.

4. Струей воды сбивать легкие игрушки, находящиеся в воде (для этого можно использовать бутылочки из-под шампуня, наполненные водой).

Хорошо снимает напряжение лепка из глины. Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака».

Родителям необходимо знать что, агрессивность ребенка проявляется, если:

  • ребенка бьют;
  • над ребенком издеваются;
  • ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
  • родители заведомо лгут;
  • родители пьют и устраивают дебоши;
  • родители воспитывают ребенка двойной моралью;
  • родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
  • родители не умеют любить одинаково своих детей;
  • родители ребенку не доверяют;
  • родители настраивают детей друг против друга;
  • родители не общаются со своим ребенком;
  • вход в дом закрыт для друзей ребенка;
  • родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
  • родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

  Что же делать родителям, как вести себя с агрессивным ребенком? Нужно помнить и следовать следующим правилам:

- первым делом нащупать все болевые точки в семье;        

- нормализовать семейные отношения;

- ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, видя все, подражает;

- принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками;

- что-то требуя от ребенка, учитывать его возможности, а не то, как Вам хотелось бы это видеть;

- попытайтесь погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло;

- дать понять ему, что он любим, даже если в семье появился новорожденный.        

- научить его общению ос сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад;

- при драчливости ребенка главное – не разъяснить, а предотвратить удар;

-помнить, что слово может ранить малыша;

- понимать ребенка!