Для самых любознательных!

Гордеева Татьяна Александровна

Предварительный просмотр:

Скажите, сколько в сердце доброты?
Откуда же оно ее черпает?
И как среди бегущей суеты,
Оно так много и легко прощает?
И почему тревожится всегда,
Когда кому-то очень-очень больно?
Всегда есть наготове доброта.
Ее так много, что для всех довольно.
Я поняла, что доброта, как кровь:
Чем больше отдаешь, тем больше будет.
У доброты подруга есть – любовь.
Дарите доброты побольше, люди!

***

Доброта, доброта,
Доброта вам не малость,
В доброте есть любовь,
И, конечно, есть жалость!

Пусть все люди на свете
Очень любят друг друга,
Пусть не встанут меж ними,
Холода, злые вьюги!

Доброту вы дарите,
От души и спонтанно,
И пусть этот поступок
Не покажется странным!

***
Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…
(Зоя Буцаева)

Доброта

Потерян смысл слова доброта,
Ведь нынче с целью все поступки.
«Да, друг, я помогу тебе сполна…
А ты мне сделаешь уступки.»

Чтоб взять другого доброту,
Эх, надо быть богатым мне.
За помощь человека хоть одну,
Отдашь, как минимум ты две.

О, да, напуган ею я серьёзно.
Ведь в наше время доброта,
От всех исходит молниеносно,
А искренья она, лишь иногда.

Навязчиво так все суют её,
Не думая — нужна она тебе.
Но зная, что теперь своё,
Они возьмут с тебя вполне.

Доброта

Если друг твой в словесном споре
Мог обиду тебе нанести,
Это горько, но это не горе,
Ты потом ему все же прости.

В жизни всякое может случиться.
И, коль дружба у вас крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не дай ей зазря разбиться.

Если ты с любимою в ссоре,
А тоска по ней горяча,
Это тоже еще не горе,
Не спеши, не руби сплеча.

Пусть не ты явился причиной
Той размолвки и резких слов,
Встань над ссорою, будь мужчиной!
Это все же твоя любовь!

В жизни всякое может случиться.
И коль ваша любовь крепка,
Из-за глупого пустяка
Ты не должен ей дать разбиться.

И, чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

Но в одном лишь не отступай:
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!
(Асадов Эдуард)

Добрых людей, как всегда, не хватает…

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.
(Генрих Акулов)

***

Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
НО, а мы послушаем стихотворения о доброте.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто.
Направь шаги
Тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
И. Романов

***

Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот…
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья та сердитая речь
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.

***

Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
А. Лесных

***

А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
М. Лисянский

***

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит доброта
Утро доброе у нас
Добрый день и добрый час
Добрый вечер,
Ночь добра
Было доброе вчера
И откуда спросишь ты
В доме столько доброты.







***

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

***

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

***

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
А. Дементьев

***

Давай поговорим о доброте,
о ценностях непреходящих, вечных,
о жизни, что так коротка и быстротечна,
о том, что мы давно уже не те.

Мы разучились верить и мечтать,
мы перестали понимать друг друга,
нас закружила ненависти вьюга —
мы разучились сострадать.

Погрязли в спорах, дрязгах, войнах, суете,
забыв о том, что существует счастье,
о том, что мир огромен и прекрасен,
в нем места хватит всем.
Давай поговорим о доброте!

Баллада о Добре и зле

Однажды с добром встретилось зло,
Встречался со злом кто, тому не везло.
С добром кто встречался, тот вечно был счастлив,
Умен, остроумен и просто удачлив.
И думало зло, что добру точно так же,
Ходить по Земле унижаться и даже
Не делать добра никогда никому,
Но тут вдруг добро прошептало ему:
«Ведь знаешь, что я не такое как ты,
Я жду веселья, а ты ждешь беды.
Я процветаю от детского смеха,
А бить, убивать, это разве потеха?
Откуда взялось ты вообще на Земле?»
А зло, пошатнувшись, сказало: «А мне,
Наплевать, что с другими случится,
Я буду от горя людей веселиться,
Я буду молиться, чтоб кого-то убили,
Потом посижу, посмеюсь на могиле.
А так, как нас больше — я буду плеваться
На всех, кто захочет с тобою остаться!»
Добро от такого шатнулось немного:
«Как можно быть злым и ссылаться на Бога,
Просить у него чьей-то смерти, ведь Он
Творец этой жизни – Примите Поклон».
«А мне наплевать на Него не боюсь я,
Его добрых чар, потому что мне грустно,
Когда кто-то делает только добро.
Пойду я» — «Иди, но запомни одно –
Нас больше и этим все решено!!!»

***

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз мы в этом убеждались сами.
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час
Когда они другим необходимы.

***

— Добрый день! — тебе сказали,
— Добрый день! — ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»
— Будет легче ехать и идти.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно,
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат.

***

Доброе слово лечит, злое калечит.
Торопись на доброе дело, худое само приспеет.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброта нигде не теряет своего достоинства.
Доброта без разума пуста.
Добрые слова дороже богатства.
За доброго человека сто рук.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
В ком добра нет, в том и правды мало.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

***

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

***

И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!

***

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

***

Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.

***

Пусть проходят дни, столетья,
Тысячелетья пронесутся —
Доброта и милосердье
Ценностями остаются.

Прочитайте же стишок —
Наш короткий поздравок
С Днем доброты спонтанной.
Пусть не кажется он странным!

Доброта живет в миру
Даже в злые лихолетья.
Проявляйте доброту —
Будет легче жить на свете!

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

***

Растает ледяная глыба
От слова доброго (спасибо)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь(здравствуйте),
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости пожайлуста)
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят (до свидания)
Товарищи! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю.

***

В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо —
Это Мама, моя мама!

***

В этот необычный день добрее
Станет каждый в мире человек.
Пусть же обнимает мир скорее
Теплоты душевной чистый снег!
Потекут слова любви, заботы,
Словно в марте из берёзы сок,
И шепнёт на ушко Богу что-то
Ласковый, смешливый этот вот стишок.
И тотчас — польётся с неба свет,
Объявляя злобе горькой:«Нет!»



Предварительный просмотр:

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

ПАМЯТКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Орфография

1. Большая буква в начале предложения.

Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.

Выпал снег. Дети рады.

  1. Пропуск буквы.

Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.

Звонок- звонок

  1. Перенос слова.

Раздели слово на слоги для переноса.

Оси-на

При переносе одну букву нельзя оставлять на строке.

  1. Мягкий знак, обозначающий мягкость.

Подчеркни Ь и согласную перед ним, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Ель, тень, пень.

  1. Гласные после шипящих.

Выпиши слово правильно, придумай и запиши еще два слова на эту орфограмму.

Малыши, карандаши

  1. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН.

Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Дочка, речка, мощный

  1. Ударение.

Выпиши слова. Поставь в них правильно ударение.

Алфав`ит, `азбука, портф`ель

  1. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, в корне подчеркни безударную гласную, обозначь орфограмму, подбери проверочное слово и запиши рядом.

Сады – сад; волна - волны.

  1. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Запиши слово три раза и запомни, как оно пишется, поставь ударение, подчеркни эту гласную или согласную.

Ягода, ягода, ягода.

Хоккей, хоккей, хоккей.

  1. Парные звонкие и глухие согласные.

Запиши слово, в котором допущена ошибка, подбери проверочное однокоренное слово, где согласная произносится отчетливо.

Мороз – морозы;

Ягодка – ягода.

  1. Большая буква в имени собственном.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой.

Илья, Соловьев, Омск

  1. Разделительный Ь.

Выпиши слово правильно, запиши два слова с этой орфограммой, подчеркни Ь и гласную букву.

Вьюга, листья, соловьи

Ь пишется после согласных перед гласными Е,Ё,Ю,Я,И в корне слова.

  1. Правописание непроизносимых согласных в корне.

Прочитай слово, подбери такое проверочное слово, где эта согласная произносится отчетливо.

Звездный – звезда;

Честный – честь

14. Гласные и согласные в приставках.

Выпиши слово правильно, выдели приставку. Запиши еще два слова с этой приставкой.

Полетели, побежали, потянули.

  1. Правописание предлога.

Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется отдельно. Обозначь орфограмму – пробел.

К берегу, к (какому?) берегу, к крутому берегу

Предлог - это отдельное слово. Не смешивай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов.

Лодка отплыла от берега

  1. Разделительный Ъ.

Выпиши слово правильно, запиши еще два слова с этой орфограммой, выдели приставку, подчеркни гласную.

Съест, объявления, объем.

Ъ пишется только после приставок на согласную перед Е,Ё,Ю,Я.

  1. Ь на конце существительных после шипящих.

Выпиши слово правильно. Определи род и склонение, запиши два слова с этой орфограммой.

Луч (м.р.), шалаш (м.р.)

Ночь (ж. р., 3 скл.), печь (ж. р., 3 скл.)

Ь пишется на конце существительных ж.р., 3 склонения.

  1. Соединительные гласные в сложных словах.

Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой.

Водовоз, самолет.

  1. НЕ с глаголом.

Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.

Гл. гл.

Не_пришел, не_выучил.

Не с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без НЕ не употребляются: нездоровится, негодовать и др..

  1. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Выпиши существительное. Определи склонение и падеж. Выдели окончание.

На опушке (1 скл., П.п.), у речки (1 скл., Р.п.), нет печи (3 скл., Р.п.)

падежи

1 склонение

2 склонение

3 склонение

Родительный падеж

–и (–ы)

 

–и

Дательный падеж

–е

 

–и

Предложный падеж

–е

–е

–и

  1. Правописание безударных окончаний имен прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь к прилагательному вопрос от существительного. Какое окончание в вопросе, такое и в прилагательном.

К лесу (какому?) дальнему, в лесу (каком?) дремучем, с шариком (каким?) синим.

  1. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа.

Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой.

Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2л., ед.ч.), читаешь (2л., ед.ч.)

Глаголы 2-го лица единственного числа пишутся с Ь на конце слова.

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Выпиши глагол правильно. Поставь глагол в неопределенную форму. Посмотри на гласную перед - ТЬ. Определи спряжение глагола и напиши нужную гласную. В глаголах 1-го спряжения в окончании встречаем Е, в глаголах 2-го спряжения - И

Спряжение глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

Все глаголы НЕ на – ИТЬ

+ исключение БРИТЬ, СТЕЛИТЬ

Все глаголы на – ИТЬ

+ исключения ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ,

ДЫШАТЬ И СЛЫШАТЬ,

СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ,

И ОБИДЕТЬ, И ВЕРТЕТЬ, И ЗАВИСЕТЬ,

И ТЕРПЕТЬ.

Личные окончания глаголов

1-е спряжение

2-е спряжение

–ЕШЬ

–ЕМ

–ЕТЕ

–УТ, – ЮТ

–ИШЬ

–ИМ

–ИТЕ

–АТ, – ЯТ

Пишет – писать (1 спряжение); ставит – ставить (2 спряжение)

  1. Ь в неопределенной форме глагола.

Выпиши слово правильно. Напиши вопрос. Обозначь орфограмму. Запиши еще одно слово с этой орфограммой.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь.

Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда.

Пытаться (что делать?), учится (что делает?), беречь, стеречь.

Пунктуация

  1. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ).

Выпиши предложение правильно. Придумай свое или найди в учебнике предложение с таким же знаком. Подчеркни знак препинания.

Слава нашей Родине Слава труду !

  1. Однородные члены предложения.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни однородные члены. Начерти схему предложения.

Знаки препинания при однородных членах

О, О

О и О

О, а О

О да (=и) О

О, но О

 

О, да (= но) О

 

О и О,и О,и О

Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. О, О

  1. Обобщающее слово при однородных членах.

Выпиши правильно предложение. Выдели обобщающее слово и подчеркни однородные члены.

Знаки препинания при обобщающем слове

О: О, О, О.

О, О, О – О.

На поляне росли разные цветыромашкивасилькинезабудкиО: О, О, О.

  1. Знаки препинания при обращении.

Выпиши правильно предложение. Укажи, где обращение. Помни: обращение не является членом предложения, поэтому его не подчеркивают. Начерти схему.

Знаки препинания при обращении

О!

О,

,О,

Ребята, берегите учебники! О,

  1. Сложное предложение.

Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы.

Дремлют рыбы под водой, почивает сом седой. 1 , 2 .

  1. Предложения с прямой речью.

Запиши правильно предложение. Составь схему.

А кем ты будешь на карнавале?”– спросил Мишка. “ П ?” - а. 



Предварительный просмотр:

С русскими поэтами и писателями связано много любопытных фактов, проливающих свет на то или иное событие. Нам кажется,что мы знаем всё, или почти всё, о жизни великих писателей, но есть страницы неизведанные!

Так, например мы узнали, что Александр Сергеевич Пушкин был инициатором роковой дуэли и сделал все возможное, чтобы она состоялась — это было дело чести для поэта… А Лев Толстой из-за пристрастия к азартным играм проиграл свой дом. А еще мы знаем как обожал называть свою жену в переписке великий Антон Павлович — «крокодил моей души»… Об этих и других фактах русских гениев читайте в нашей подборке «самых интересных фактов из жизни русских поэтов и писателей».

Русские писатели придумали много новых слов: вещество, градусник (Ломоносов), промышленность (Карамзин), головотяпство (Салтыков-Щедрин), стушеваться (Достоевский), бездарь (Северянин), изнемождённый (Хлебников).

Пушкин не был красив, в отличие от своей жены Натальи Гончаровой, которая, плюс ко всему, была на 10 см выше мужа. По этой причине, бывая на балах, Пушкин старался держаться от супруги поодаль, чтобы лишний раз не акцентировать внимание окружающих на этом контрасте.

В период ухаживаний за своей будущей супругой Натальей Пушкин много рассказывал своим друзьям о ней и при этом обычно произносил: «Я восхищен, я очарован, Короче – я огончарован!».

Корней Чуковский — это псевдоним. Настоящее имя (по имеющимся документам) самого издаваемого в России детского писателя — Николай Васильевич Корнейчуков. Он родился в 1882 году в Одессе вне брака, был записан под фамилией матери и первую же статью в 1901 году напечатал под псевдонимом Корней Чуковский.

Лев Толстой. В юности будущий гений русской литературы был довольно азартен. Однажды в карточной игре со своим соседом, помещиком Гороховым, Лев Толстой проиграл основное здание наследного имения — усадьбы Ясная Поляна. Сосед дом разобрал и увез к себе за 35 верст в качестве трофея. Стоит отметить, что это было не просто здание — именно здесь писатель родился и провел детские годы, именно об этом доме тепло вспоминал всю жизнь и даже хотел выкупить обратно, но по тем или иным причинам не сделал этого.

Известный советский писатель и общественный деятель Константин Симонов картавил, то есть не выговаривал буквы «р» и «л». Случилось это в детстве, когда он, играя, случайно порезал себе язык бритвой, и ему стало трудно произносить своё имя: Кирилл. В 1934 году он взял псевдоним Константин.

Илья Ильф и Евгений Петров были уроженцами Одессы, однако познакомились только в Москве непосредственно перед началом работы над своим первым романом. Впоследствии дуэт сработался настолько, что даже дочь Ильфа Александра, занимающаяся популяризацией наследия писателей, называла себя дочерью «Ильфа и Петрова».

 

Александр Солженицын не раз общался с президентом России Борисом Ельциным. Так, например, Ельцин спрашивал его мнение по поводу Курильских островов (Солженицын посоветовал отдать их Японии). А в середине 1990-х, после возвращения Александра Исаевича из эмиграции и восстановления российского гражданства, по распоряжению Ельцина ему была подарена государственная дача «Сосновка-2» в Подмосковье.

Когда русский сатирик-писатель Аркадий Аверченко во время Первой мировой войны принес в одну из редакций рассказ на военную тему, цензор вычеркнул из него фразу: «Hебо синее было». Оказывается, по этим словам вражеские шпионы могли догадаться, что дело происходило на юге.

Настоящей фамилией писателя-сатирика Григория Горина была Офштейн. На вопрос о причине выбора псевдонима Горин отвечал, что это аббревиатура: «Гриша Офштейн решил изменить национальность».

Изначально на могиле Гоголя на монастырском кладбище лежал камень, прозванный Голгофой из-за схожести с Иерусалимской горой. Когда кладбище решили уничтожить, при перезахоронении в другом месте решили установить на могиле бюст Гоголя. А тот самый камень впоследствии был поставлен на могилу Булгакова его женой. В связи с этим примечательна фраза Булгакова, которую он при жизни неоднократно адресовал Гоголю: «Учитель, укрой меня своей шинелью».

После начала Второй Мировой войны Марину Цветаеву отправили в эвакуацию в город Елабуга, что в Татарстане. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принёс верёвку, чтобы перевязать чемодан, и, заверяя в её крепости, пошутил: «Верёвка всё выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась.

Известна фраза «Все мы вышли из гоголевской шинели», которая употребляется для выражения гуманистических традиций русской литературы. Часто авторство этого выражения приписывают Достоевскому, однако на самом деле первым сказавшим его был французский критик Эжен Вогюэ, рассуждавший об истоках творчества Достоевского. Сам Фёдор Михайлович привёл эту цитату в беседе с другим французским литератором, который понял её как собственные слова писателя и опубликовал их в таком свете в своём труде.

В качестве средства от «большого живота» А.П. Чехов прописывал своим тучным пациентам молочную диету. В течение недели несчастные должны были ничего не есть, а приступы голода тушить стограммовыми дозами обычного молока. Действительно, благодаря тому, что молоко быстро и хорошо усваивается, стакан напитка, принятый утром, снижает аппетит. Так, не чувствуя голода, можно продержаться до обеда. Это свойство молока и использовал в своей медицинской практике Антон Павлович…

Достоевский широко использовал реальную топографию Петербурга в описании мест своего романа «Преступление и наказание». Как признался писатель, описание двора, в котором Раскольников прячет вещи, украденные им из квартиры процентщицы, он составил из личного опыта — когда однажды прогуливаясь по городу, Достоевский завернул в пустынный двор с целью справить нужду.

А знаете ли вы, что Пушкин получил в качестве приданого за Н.Н. Гончаровой бронзовую статую? Не самое удобное приданое! А ведь еще в середине XVIII века Афанасий Абрамович Гончаров был одним из богатейших людей России. Выпускаемое на его Полотняном заводе парусное полотно закупали для британского флота, а бумага считалась лучшей в России. В Полотняный завод на пиры, охоты, спектакли съезжалось лучшее общество, а в 1775 году здесь побывала сама Екатерина.

В память об этом событии Гончаровы купили бронзовую статую императрицы, отлитую в Берлине. Заказ привезли уже при Павле, когда опасно было чествовать Екатерину. А потом уже не хватило денег на установку памятника – Афанасий Николаевич Гончаров, дед Наталии Николаевны, получивший в наследство огромное состояние, оставил внукам долги и расстроенное хозяйство. Он и придумал подарить внучке статую в приданое.

Мытарства поэта с этой статуей отражены в его письмах. Пушкин называет ее «медной бабушкой» и пытается продать Государственному монетному двору на переплавку (лом цветных металлов!). В конце концов статуя была продана на литейный завод Франца Барда, видимо, уже после смерти поэта.

Бард продал многострадальную статую Екатеринославскому дворянству, которое поставило памятник основательнице своего города на Соборной площади Екатеринослава (ныне Днепропетровск). Но и попав, наконец, в город своего имени, «медная бабушка» продолжала путешествовать, сменив 3 постамента, а после фашистской оккупации и вовсе исчезла. Обрела ли «бабушка» покой, или продолжает свои перемещения по миру?

Основной сюжет бессмертного произведения Н. В. Гоголя «Ревизор» был подсказан автору А. С. Пушкиным. Эти великие классики были неплохими друзьями. Однажды Александр Сергеевич рассказал Николаю Васильевичу интересный факт из жизни города Устюжна Новгородской губернии. Именно этот случай и лег в основу произведения Николая Гоголя.

На протяжении всего времени написания «Ревизора» Гоголь часто писал Пушкину о своей работе, рассказывал, в какой стадии она находится, а так же неоднократно сообщал о том, что хочет её бросить. Однако Пушкин запрещал ему это сделать, поэтому «Ревизор» все же был дописан.

Кстати говоря, Пушкин, присутствующий на первом прочтении пьесы, остался от нее в полном восторге.

Антон Павлович Чехов в переписке со своей женой Ольгой Леонардовной Книппер употреблял к ней помимо стандартных комплиментов и ласковых слов весьма необычные: «актрисулька», «собака», «змея» и — почувствуйте лиричность момента — «крокодил души моей».

Александр Грибоедов был не только поэтом, но и дипломатом. В 1829 году он погиб в Персии вместе со всей дипломатической миссией от рук религиозных фанатиков. Во искупление вины персидская делегация прибыла в Петербург с богатыми дарами, среди которых был знаменитый алмаз «Шах» весом 88,7 карата. Другой целью визита посольства было смягчение контрибуции, наложенной на Персию по условиям Туркманчайского мирного договора. Император Николай I пошёл навстречу персам и произнёс: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие!».

Лев Толстой скептически относился к своим романам, в том числе к «Войне и миру». В 1871 году он отправил Фету письмо: «Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде „Войны“ я больше никогда не стану». Запись в его дневнике в 1908 году гласит: «Люди любят меня за те пустяки — „Война и мир“ и т. п., которые им кажутся очень важными».

Дуэль, на которой Пушкин получил смертельное ранение, не была инициирована поэтом. Пушкин посылал вызов Дантесу в ноябре 1836 года, толчком к чему послужило распространение анонимных пасквилей, выставлявших его рогоносцем. Однако ту дуэль удалось отменить благодаря стараниям друзей поэта и предложению, сделанному Дантесом сестре Натальи Гончаровой. Но конфликт не был исчерпан, распространение шуток про Пушкина и его семью продолжалось, и тогда поэт отправил приёмному отцу Дантеса Геккерну в феврале 1837 года крайне оскорбительное письмо, зная, что это повлечёт за собой вызов уже от Дантеса. Так и случилось, и эта дуэль стала для Пушкина последней. К слову, Дантес был родственником Пушкина. На момент дуэли он был женат на родной сестре жены Пушкина — Екатерине Гончаровой.

Заболев, Чехов отправил посыльного в аптеку за касторкой в капсулах. Аптекарь послал ему две больших капсулы, которые Чехов возвратил с надписью «Я не лошадь!». Получив автограф писателя, аптекарь с радостью заменил их на нормальные капсулы.

Страстью Ивана Крылова была еда. Перед обедом в гостях Крылов читал две или три басни. После похвал он ждал обеда. С легкостью юнца, несмотря на всю его тучность, он шел в столовую, как только объявлялось: «Обед подан». Лакей-киргиз Емельян подвязывал Крылову салфетку под подбородок, вторую расстилал на коленях и становился позади стула.

Крылов съедал громадную тарелку с расстегаями, три тарелки ухи, огромные отбивные телячьи котлеты — пару тарелок, жареную индейку, которую он называл «Жар-птица», к тому же мочения: нежинские огурчики, бруснику, морошку, сливы, заедая антоновскими яблоками, как сливами, наконец принимался за страсбургский паштет, свежеприготовленный из самого свежего сливочного масла, трюфелей и гусиных печенок. Съев несколько тарелок, Крылов налегал на квас, после чего запивал пищу двумя стаканами кофе со сливками, в которых воткнешь ложку — она стоит.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ

 

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО

 

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

  

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

 

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

3. Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

 

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных  слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

  

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

 

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

 

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

 

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

 

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро,  но правильно.

 

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хорошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

 

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

 

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставления и другие.

 

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

 

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться поставленной цели.

 



Предварительный просмотр:

100 книг, которые должен прочитать каждый образованный человек (по данным соц. опросов):

1. Булгаков М., «Мастер и Маргарита» - 5470 голосов
2. Пушкин А., «Евгений Онегин» - 5219 голосов
3. Толстой Л., «Война и мир» - 4667 голосов
4. Достоевский Ф., «Преступление и наказание» - 4604 голосов
5. Гоголь Н., «Мёртвые души» - 4533 голосов
6. Лермонтов М., «Герой нашего времени» - 4365 голосов
7. Чехов А., рассказы - 4310 голосов
8. Шекспир У., «Гамлет» - 4306 голосов
9. Сент-Экзюпери А., «Маленький принц» - 4303 голосов
10. Дефо Д., «Робинзон Крузо» - 4188 голосов
11. Грин А., «Алые паруса» - 4165 голосов
12. Шолохов М., «Тихий Дон» - 4078 голосов
13. Тургенев И., «Отцы и дети» - 4072 голосов
14. Толстой Л., «Анна Каренина» - 4049 голосов
15. Грибоедов А., «Горе от ума» - 3968 голосов
16. Пушкин А., «Руслан и Людмила» - 3945 голосов
17. Дюма А., «Граф Монте-Кристо» - 3918 голосов
18. Русские народные сказки - 3826 голосов
19. Твен М., «Приключения Гекльберри Финна» - 3804 голосов
20. Андерсен Г. Х., сказки - 3794 голосов
21. Гюго В., «Собор парижской богоматери» - 3692 голосов
22. Кэрролл Л., «Алиса в стране чудес» - 3458 голосов
23. Библия - 3435 голосов
24. Чехов А., «Вишнёвый сад» - 3404 голосов
25. Шекспир У., «Король Лир» - 3382 голосов
26. Гёте И. В., «Фауст» - 3310 голосов
27. Шукшин В., рассказы - 3287 голосов
28. Достоевский Ф., «Братья Карамазовы» - 3215 голосов
29. Свифт Дж., «Приключения Гулливера» - 3130 голосов
30. Крылов И., басни - 3114 голосов
31. Митчелл М., «Унесённые ветром» - 3048 голосов
32. Островский А., «Бесприданница» - 3006 голосов
33. Данте А., «Божественная комедия» - 2992 голосов
34. Пастернак Б., «Доктор Живаго» - 2978 голосов
35. Некрасов Н., «Кому на Руси жить хорошо» - 2965 голосов
36. Милн А. А., «Вини Пух» - 2959 голосов
37. Хайям О., стихотворения - 2935 голосов
38. Уайльд О., «Портрет Дориана Грея» - 2919 голосов
39. Сервантес М., «Дон Кихот» - 2893 голосов
40. Твардовский А., «Василий Тёркин» - 2864 голосов
41. Ремарк Э. М., «На западном фронте без перемен» - 2861 голосов
42. Солженицын А., «Архипелаг ГУЛАГ» - 2846 голосов
43. Рид М., «Всадник без головы» - 2811 голосов
44. Гончаров И., «Обломов» - 2808 голосов
45. Булгаков М., «Белая гвардия» - 2803 голосов
46. Хемингуэй Э., «Прощай оружие» - 2783 голосов
47. Есенин С., «Чёрный человек», стихотворения - 2739 голосов
48. Гомер, «Одиссея» - 2737 голосов
49. Сэлинджер Дж. Д., «Над пропастью во ржи» - 2735 голосов
50. Драйзер Т., «Американская трагедия» - 2727 голосов
51. Гюго В., «Отверженные» - 2725 голосов
52. Стендаль, «Красное и чёрное» - 2702 голосов
53. Бронте Ш., «Джейн Эйр» - 2635 голосов
54. Куприн А., «Яма», «Поединок» - 2612 голосов
55. Бунин И., «Тёмные аллеи» - 2611 голосов
56. Диккенс Ч., «Приключения Оливера Твиста» - 2588 голосов
57. Купер Ф., «Последний из могикан» - 2572 голосов
58. Фонвизин Д., «Недоросль» - 2568 голосов
59. Стругацкие, «Трудно быть богом» - 2558 голосов
60. Мопассан Г., «Милый друг» - 2519 голосов
61. «Слово о полку Игореве» - 2507 голосов
62. Лондон Дж., «Мартин Иден» - 2501 голосов
63. Симонов К., «Живые и мёртвые» - 2500 голосов
64. О’Генри, «Короли и капуста» - 2491 голосов
65. Шекспир У., «Макбет» - 2464 голосов
66. Тургенев И., «Дворянское гнездо» - 2425 голосов
67. Набоков В., «Лолита» - 2406 голосов
68. Шоу Б., «Пигмалион» - 2376 голосов
69. Маркес Г. Г., «Сто лет одиночества» - 2359 голосов
70. Ахматова А., «Реквием» - 2311 голосов
71. Голсуорси Дж., «Сага о Форсайтах» - 2267 голосов
72. Брэдбери Р., рассказы - 2218 голосов
73. Мольер, «Тартюф», «Дон Жуан» - 2195 голосов
74. Блок А., «Двенадцать» - 2172 голосов
75. Достоевский Ф., «Бесы» - 2170 голосов
76. «Тысяча и одна ночь» - 2154 голосов
77. Флобер Г., «Госпожа Бовари» - 2118 голосов
78. Бомарше П.-О., «Женитьба Фигаро» - 2050 голосов
79. Салтыков-Щедрин М., «Господа Головлёвы» - 2038 голосов
80. Боккаччо Дж., «Декамерон» - 2024 голосов
81. Теккерей У., «Ярмарка тщеславия» - 2014 голосов
82. Кизи К., «Пролетая над гнездом кукушки» - 1979 голосов
83. Айтматов Ч., «Плаха» - 1956 голосов
84. Толкиен Дж. Р. Р., «Властелин колец» - 1920 голосов
85. Гоголь Н., «Петербуржские повести» - 1894 голосов
86. Маяковский В., «Облако в штанах» - 1861 голосов
87. Распутин В., «Прощание с Матёрой» - 1839 голосов
88. Шекспир У., «Ричард III» или «Генрих VI» - 1791 голосов
89.По Э. А., рассказы, стихотворения - 1790 голосов
90. Остен Дж., «Гордость и предубеждение» - 1765 голосов
91. Моэм С., «Луна и грош» - 1746 голосов
92. Рабле Ф., «Гаргантюа и Пантагрюэль» - 1646 голосов
93. Гумилёв Н. Стихотворения - 1557 голосов
94. Стругацкие, «Обитаемый остров» - 1514 голосов
95. Берггольц О., «Ленинградский дневник» - 1508 голосов
96. Ницше Ф., «Так говорил Заратустра» - 1505 голосов
97. Бальзак О., «Утраченные иллюзии» - 1504 голосов
98. Оруэлл Дж., «1984» - 1479 голосов
99. Богомолов В., «В августе 44-го» - 1443 голосов
100. Чернышевский Н., «Что делать»



Предварительный просмотр:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке — заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой — флот.
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й. Но большинство из нас помнит лишь йодйога и Йошкар-Олу.
  • В русском языке есть слова на Ы. Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво-, коротко-).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- — закоулок.
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть. Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им- (вын-им-ать). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять, и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии корень -ня- был переосмыслен как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке — это злой.
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого) и а- (авось; устар. «а вось не повезет»), образовавшимися от союзов и и а.
  • Слова бык и пчела — однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела. Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u. Если вспомнить диалектный глагол бучать, имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчелабукашка и бык, то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица.
  • В русском языке на самом деле не шесть падежей, а тридцать восемь. Например, когда мы говорим «крикнуть на петухэ» или «ложить на скамейкэ», формально — это отдельный, т.н. обязывающий, падеж.
  • В пословице «клин клином вышибают» слово «клин» изначально означало небольшую лошадь или осла: оно получило современное значение только в конце семнадцатого века.
  •  В русском языке есть часть речи, в которую входит только одно слово — «поперек».
  • Есть всего три слова оканчивающихся на «вщо» — мавщо, бровщо и эвщо (последнее образовано через французский из латинского haustus)
  • Считается, что в русском языке все звуки произносятся на выдохе, но попробуйте послушать внимательно как вы произносите фразу «Подскажите, пожалуйста, по сколько пачек молока отдается в одни руки? Всего по две?» — в середине получился вдох, правда?
  • В словаре Петербургской академии наук изданном в 1890 году слово «ЭВМ» все еще имеет мужской род.
  • Только в русском языке есть слово, которое может одновременно выступать междометием, прилагательным и наречием. Догадались? Это же слово «производственник»!
  • Слова «бутсы» и «бутылка» на самом деле однокоренные и происходят от латинского buttis, означающего бутсы или бутылку.
  • В русском языке есть только одно слово с уникальным окончанием «ворый» — это слово «хворый».
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «о» заимствованы из аккадского.
  • Самое длинное зафиксированное словарем наречие — «переосвидетельствованно».
  • А вот самое длинное междометие — «переосвидетельствованно-привет!»
  • В русском языке мало полных синонимов. Единственный пример — пара «председатель» и «представитель».
  • Пушкин очень гордился тем, что ни разу в своих стихах не использовал слово «пенопласт».

Русский - язык со странным алфавитом, жестким произношением и репутацией одного из сложнейших языков для изучения.

Русский язык принадлежит к индоевропейским языкам, что связывает его с греческим и латинским. Ближайшие родственники – украинский и белорусский. На его вокабуляр оказывали влияние немецкий, французский, английский и другие языки.

  • Сегодня русский – один из рабочих языков ООН, на нем говорят во всех республиках бывшего СССР, кроме того, крупные русские общины существуют в Израиле, Германии, Турции и США. По примерным оценкам, сегодня на русском говорят более 200 млн человек во всем мире.

    Русский алфавит странный сам по себе. Некоторые буквы в нем точно такие же, как в латинском, а вот другие выглядят так же, а звучат совсем иначе. А еще две буквы – «ъ» и «ь» - не имеют собственных звуков, зачем они вообще нужны?

    Буква «Е» может представлять два разных звука: [йэ] и [йо]. То есть, для [йо] есть отдельная буква, Ё, но эти две точки почти никогда не пишут, так что получается не Ё, а Е. Запутаться можно.

  • В современном русском слово «товарищ» уже не используется, так что русские остались без специального слова-обращения к другому человеку или группе людей. Иногда можно услышать «дамы и господа», но это звучит несколько вычурно и неестественно. Люди могут использовать обращения «мужчина, женщина», но это несколько грубо. За последние 20 лет русские не смогли определиться, как же им обращаться к другим людям, поэтому в каждой ситуации они выбирают наиболее подходящее обращение.

    Не используется глагол «быть» в настоящем времени. А вот в будущем и прошедшем – используется.

    Порядок слов в русском языке свободный, но это не значит, что вы можете ставить слова, как хотите. От порядка слов может кардинально зависеть смысл предложения. Например, «Я иду домой» - просто значит «Я иду домой» (хотя, конечно, много зависит от интонации), а вот «Я домой иду» значит, что «Я иду именно домой, а не куда-то там еще». А «Домой иду я» значит «это я иду домой, а не ты и не кто-то еще. Все остальные остаются здесь и работают!». Так что порядок слов в русском языке зависит от того, что вы хотите сказать.

  •  Чтобы превратить предложение в общий вопрос, менять вообще ничего не надо, только интонацию. «Ты дома» - это утверждение, а «Ты дома?» - уже вопрос.

    У числительных 1 и 2 есть род, а у остальных – нет. Один мальчик, одна девочка, две девочки, два мальчика, но три мальчика / девочки.

    У числительного 1 есть множественное число (одни).

    В прошедшем времени у глаголов есть род, а в настоящем и будущем – нет. Он играл, она играла, он играет, она играет.

  • У русских существительных есть «одушевленность»! Это значит, что некоторые «одушевленные» существительные считаются более живыми, чем неодушевленные. Например, в русском языке «Мертвец» считается более живым, чем «труп». (Вспоминаем школьную программу: виню кого – мертвеца, но виню что – труп).

    Слово из двух букв, в котором можно сделать 8 ошибок – щи. Российская императрица Екатерина Великая, будучи еще немецкой принцессой Софи, написала простое русское слово «щи» вот так: «schtschi», а это 8 букв, все из которых неправильные!

    Самые сложные русские скороговорки: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».




Предварительный просмотр:

 История ребусов

Слово "ребус" происходит от латинского res (вещь) и обозначает представление имен, слов и фраз изображениями, фигурами, композициями из букв и т.п. Само слово появилось из латинской фразы "Non verbis sed rebus", что значит "Не словами, а при помощи вещей". Иногда термин rebus ассоциируют с латинским словом rebis: res (вещь, предмет), rebis (обращение). 

Каждый из нас непременно встречался с ребусами в повседневной жизни. Бесспорно, самый известный и распространённый ребус выглядит так: 
i ♥ u (произноситься на английском языке "I Love You" - "Я тебя люблю"). Таким образом, в современном понимании, ребус представляет собой загадку, состоящую из изображений предметов (рисунков в сочетании с буквенными композициями и другими знаками), созвучных со словами или частями слов разгадки. Несколько ребусов могут быть объединены в одном рисунке или в виде последовательности рисунков с тем, чтобы составить фразу или предложение. В литературных ребусах для составления предложений используются буквы, числа, музыкальные ноты или особым образом расположенные слова. Ребусы могут передавать прямое значение слов, главным образом, чтобы информировать или инструктировать неграмотных людей, либо умышленно скрывать их значение, чтобы информировать только посвящённых. Однако чаще всего ребусы используют в качестве загадки и развлечения. 

Использование примитивных изображений для передачи информации легло в основу ранних письменных систем Древнеегипетской культуры (рубеж 4-го и 3-го тысячелетий до нашей эры). Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах. Ребусы оставались популярными в Средние века - их изображали на зданиях или объектах владения, для обозначения родовых фамилий. 

Практика использовать ребусы в качестве загадок или шуток зародилась в XV веке во Франции. Первоначально ребусом называли особого рода балаганные выступления, содержащие пасквили, которыми паяцы в Пикардии ежегодно потешали народ во время карнавала. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего. Своим выступлениям авторы дали латинское название "De rebus quae geruntur", т.е. "на злобу дня" (дословно "о делах, которые творятся"). 

В ХVI в., когда забавы эти были запрещены администрацией, характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Зачастую это была загадка, состоящая из изображений разных предметов (часто вперемежку с буквами, цифрами и музыкальными нотами), названия которых не обозначают понятий, выражаемых подлежащими разгадке словами, но сходны с ними по произношению или созвучию (без всякого отношения к правописанию). Так, например, изображенные в ребусе конь, чай, тесьма, розы читаются: кончайтесь морозы; лоб, нули - лопнули и т. п. 

Первые известные рукописные сборники ребусов относятся к концу XV началу XVI века. В 1582 (?1562) году появился первый печатный сборник под названием "Les Bigarurres du Seigneur des Accords", имевший большой успех и выдержавший несколько изданий. Автором его был Этьенн Табуро (Etienne Tabourot, 1548-90) - французский поэт, известный под именем seigneur des Accords, превосходный "рифмоплёт", более отличавшийся стихотворными фокусами (акростихами, анаграммами и т. п.), чем действительно поэтическими произведениями. 

Его книжка представляет собой целый трактат о ребусах. Однако рисунков в ней всего с десяток. Большинство ребусов Табуро передает в форме шутливых рассказов. Так, например, некий аббат на приказание оставить аббатство ответил: "Я употребил 30 лет на изучение первых двух букв азбуки (А.В.) и желаю иметь столько же времени на ознакомление с двумя следующими буквами" (С.D.). Под А.В. он подразумевал аббатство (abbaye), a под С.D. - глагол "c e der" (уступить). Из литературной сферы ребус распространился во Франции на дворянские гербы, вывески торговых заведений и даже появился на могильных памятниках и в молитвенниках. Из Франции мода на ребусы перешла в Италию, Англию и Германию. 

Несколько сотен ребусов мастеров XVII - XIX веков хранятся в 
Лондонском Музее. К примеру, 1639 годом датируется работа флорентийского гравера и художника Стефано делла Белла (Stefano della Bella), выполненная в форме овального картуша под названием "Ребус на удачу". 

В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик (Thomas Bewick) в лондонской типографии Т.Ходжсона (T.Hodgson) печатает необычную Библию для детей, в которой события Святого Писания пересказываются в форме ребусов. Выполненная таким образом Библии стала именоваться "иероглифической". В ней некоторые слова из текста заменены картинками с целью пересказать историю в прямой, простой и интересный способ. Через несколько лет, в 1788 году, американский издатель Исайя Томас (Isaiah Thomas) издаёт иероглифическую Библию за океаном. В предисловии к своему изданию Томас представляет первую американскую иероглифическую Библии как более иллюстрируемую нежели его английский прототип. Такие необычные иероглифические Библии стали очень популярной в конце XVIII века, поскольку облегчали преподавания Святого Писания детям. 

Английский писатель и математик Чарльз Лютвидж Доджсон, более известный под псевдонимом Льюис Кэрролл, один из самых популярних детских писателей XIX века, автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье", часто использовал ребусы в многочисленной переписке с юными почитателями своего творчества. В своих письмах, а их не много ни мало около 100 тысяч!, он зачастую заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что не могло не понравиться детям. 

Во второй половине XIX века ребусы стали широко применяться в повседневной жизни. Их изображали на страницах газет и журналов, почтовых открытках, столовых принадлежностях. В законодательнице мод - Франции, выпустили целую серию фаянсовых тарелок на лицевой стороне которых был изображён ребус, а на обороте - разгадка. 

В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадочный журнал "Ребус", в котором, кроме увлекательных головоломок, публиковались интересные статьи о воспитании детей, психологии, различные новости со всего света, беллетристика. За верно угаданные загадки, ребусы и шарады читатели получали небольшую денежную премию и призы. В одном из номеров "Ребуса" был опубликован "премированный" ребус-каламбур выдающегося русского поэта А.С. Пушкина. На самом ребусе изображались играющие на полу дети возле которых на диване сидел мужчина обозначенный словом "умный". А предыстория ребуса была следующей: "Явившись как-то к высокопоставленному лицу, А.С. Пушкин застал его валяющимся на диване и зевающим от скуки. При виде поэта, лицо, разумеется, и не подумало изменить позу, а когда Пушкин хотел удалиться, то получил приказ произнести экспромт. "Дети На Полу, Умный На Диване", - сквозь зубы сказал раздосадованный поэт. "Ну чтоже тут остроумного", - возразила особа, - "Ждал от тебя большего". Пушкин промолчал, а особа повторяя фразу поэта несколько раз и перемещая слоги, наконец, дошла до результата: "ДетиНа ПолуУмный На Диване". За решение этого ребуса-каламбура было обещано вознаграждение в виде нот к одной из опер. 

Журнал "Ребус" был очень популярным и просуществовал до 1918 года. В середине 1930-х годов подшивки "Ребуса" изымались из библиотек и уничтожались. На рубеже XIX и XX веков большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И.Волковым в журнале "Нива" - самом массовом печатном издании Российской Империи. 

Первое упоминание о печатных ребусах во времена Советской власти датируется 1937 годом. Ленинградская полиграфическая фабрика тиражом 25 тысяч экземпляров выпустила небольшого формата раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями (выпусками) и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте со следующей надписью: "Мы даём простой совет: каждый ребус отгадайте, а потом пакет вскрывайте и проверьте свой ответ". Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году московская полиграфическая фабрика москворецкого промторга выпускает сборник ребусов А.А. Рязанова "В часы досуга: ребусы" (иллюстрации И. Телятникова). В 1945 году, после окончания войны выходит небольшая брошюра художника-иллюстратора и иллюзиониста Георгия Кельсиевича Бедарева "Ребусы". 

В послевоенное время ребусы, в большинстве своём, переориентируются на детскую и юношескую аудиторию. В 1947 году в серии "Час досуга" выходи сборник "Занимательные задачи в рисунках" И.Чканикова (художники А. Баженов, Ф. Завалов). Двумя года позже, мытищенская полиграфическая фабрика выпускает тиражом 200 тысяч экземпляров сборник "Подумай, отгадай! Ребусы-книги" Ал. Хаскина, в которую вошло 22 ребуса с зашифрованными фамилиями русских писателей и известных литературных произведений. В 1960-х годах огромной популярностью пользуются книги В.В. Акентьева: "Когда идёт дождь. Головоломки-самоделки" (1959 год), "Смекалка" (1961 год), "Прочти и отгадай. Ребусы - загадки" (1962 год), "Ребусы-пословицы" (1963 год ) "Веселые тайны" (1964 год), "Остров тайн" (1968 год), "Со второго взгляда" (1969 год). Эти книги не только предлагали хитрые и шутливые шарады,задачи, ребусы и кроссворды, но и рассказывали как их разгадывать и составлять самому. Книги Акентьева вобрали в себя наиболее интересные задачи и игры, которые с 1948 года хитроумный Капитан Мореходов (талантливый ленинградский журналист Николай Александрович Садовый) предлагал "Клубу смекалистых ребят" на страницах газеты "Ленинские искры", а позднее журнала "Искорка". 

С началом телевизионной эры на Западе, ребусы попадают на голубые экраны. 29 марта 1965 года американский телеканал "ABC" запускается 30-ти минутное телешоу 
"The Rebus Game" с Джеком Линклеттером (Jack Linkletter). Участникам предлагается разгадать зашифрованные при помощи ребусов слова. За каждый угаданный ребус предусматривалось денежное вознаграждение. Главным призом для победителя телешоу был автомобиль стоимостью 5000 американских долларов. 

В Советском Союзе 1970-80 годов ребусы по прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах. Отдельные сборники ребусов, за небольшим исключением, практически не выпускаются. Одним из таких исключений становится небольшая брошурка детского писателя В.Павлинова "Ребусы-загадки", выпущенная Лениздатом в 1985 году. В аннотации издатель указал следующее: для среднего школьного возраста. 12 ребусов-загадок. 

Распад СССР и последовавший за ним переворот в мышлении людей породил всплеск в развитии альтернативных направлений культуры и искусства на постсоветском пространстве. Ребус перестаёт быть исключительно детским развлечением. 

В 1994 году ленинградский художник и музыкант Сергей "Африка" Бугаев, более известный широкому кругу, как исполнитель роли мальчика Бананана в знаковом фильме Сергея Соловьёва "Асса", выпускает серию работ, а затем и книгу "Ребус". Ребусы в одноимённых работах выполнены методом химического травления хлором кусочков стеклотекстолита. Во многом благодаря это серии, Сергей "Африка" Бугаев становится самым известным на Западе современным российским художником-авангардистом. 

Тридцатилетнее фундаментальное исследование истории ребусов легло в основу выпущенной в 2005 году книги польского писателя и учёного Крыштофа Олешчыка (Krzysztof Oleszczyk). Годами автор изучал материалы тысяч старинных журналов, книг и рукописей. Книга прекрасно иллюстрирована и содержит множество ранее нигде не опубликованного материала. Прежде всего это касается истории развития и роли ребусов в европейской культуре, в том числе польского государства. 

Как известно, история имеет свойство повторяться. Не минула эта участь и ребусы. Уже в этом веке в России и странах Восточной Европы ребус из детской забавы перерос в форму выражения политических взглядов и отношения к власти. 30 июля 2012 года в Киеве состоялся XIV съезд правящей в Украине партии. Окрестности были обвешены странными плакатами с загадочным ребусом "DKFCNM - UFDYJ!". Надо ли говорить, что на съезде было множество охраны и стражей правопорядка, однако никто из них не предпринял никаких действий и плакаты остались не тронутыми. 

Бурное развитие вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Именно поэтому "язык SMS" обзавёлся всяческими аббревиатурами и сокращениями. С ростом популярности Интернета и социальных сетей это направление всячески преобразовывалось и обрастало новыми словами. Вот лишь несколько примеров современного компьютерного сленга: "cul8r" (see you later), "b4" (before), "gr8" (great). Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. Отдельно стоит также упомянуть о "смайликах", как простом и эффективном средстве выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить ;) 



Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\image.jpg

2019 год

Январь

1 января

100  лет со дня рождения русского  писателя Даниила Александровича Гранина  (1919 – 1917)

1 января

100  лет со дня рождения американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера (1919 – 2010)

7 января

120 лет со дня рождения  русского писателя, поэта  Степана Петровича Щипачёва  (1899 – 1980)

10 января

90 лет со дня рождения русской писательницы, художника – мультипликатора, иллюстратора                Татьяны Ивановны Александровой  (1929 – 1983)

19 января

210 лет со дня рождения американского писателя

Эдгара По (1809 – 1849)

22 января

115 лет со дня рождения русского советского  писателя Аркадия Петровича Гайдара  (Голикова) (1904 – 1941)

25 января

260 лет со дня  рождения  шотландского поэта                    Роберта Бёрнса  (1759 – 1796)

27 января

140 лет со дня рождения русского советского  писателя  Павла Петровича Бажова (1879 – 1950)

Февраль

1 февраля

135 лет со дня рождения  русского  писателя  Евгения Ивановича Замятина  (1884 – 1937)

10 февраля

День памяти  А.С. Пушкина

11 февраля

125 лет со дня  рождения русского писателя – анималиста               Виталия Валентиновича Бианки (1894 – 1959)

13 февраля

250 лет со дня рождения русского писателя, баснописца Ивана Андреевича Крылова  (1769 – 1844)

Март

3 марта

120 лет со дня рождения русского советского  писателя  Юрия Карловича Олеши  (1899 – 1960)

3 марта

80 лет со дня рождения русской советской  детской писательницы, поэтессы Ирины Михайловны Пивоваровой (1939 – 1986)

3 марта

90 лет со дня рождения  советской, российской  детской писательницы, поэта, переводчика  Ирины Петровны Токмаковой  (1929 — 2018)

6 марта

90 лет со дня рождения русского писателя, поэта               Фазиля Абдуловича Искандера (1929 – 2016)

15 марта

95 лет  русскому писателю   Юрию Васильевичу Бондареву  (р. 1924)

16 марта

135 лет со дня рождения русского писателя – фантаста  Александра Романовича Беляева  (1884 – 1942)

21 марта

Всемирный День поэзии. В 2019 году состоится 20 -летний юбилей праздника.

27 марта

Международный день театра

Апрель

1 апреля

210 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Николая Васильевича Гоголя  (1809 – 1852)

1 апреля

80 лет со дня рождения детского писателя Валерия Михайловича Воскобойникова  (1939 г.)

2 апреля

Международный день детской книги

19 апреля

100 лет со дня рождения русского поэта – фронтовика Георгия Кузьмича Суворова (1919 – 1944)

23 апреля

455 лет назад родился английский поэт и драматург Уильям Шекспир  (1564 – 1616)

24 апреля

120 лет со дня рождения Владимира Владимировича Набокова  (1899 – 1977)

Май

1 мая

95 лет со дня рождения русского писателя Виктора Петровича Астафьева  (1924 – 2001)

1 мая

90 лет со дня рождения русского писателя – натуралиста Игоря Ивановича Акимушкина (1929 – 1993)

2 мая

160 лет со дня рождения английского писателя Джерома К. Джерома  (1859 – 1927)

7 мая

100  лет со дня рождения русского поэта Бориса Абрамовича Слуцкого (1919 – 1986)

9 мая

95 лет со дня рождения русского поэта, прозаика              Булата Шалвовича Окуджавы (1924 – 1997)

10 мая

95  лет со дня рождения русской поэтессы                           Юлии Владимировны  Друниной (1924 – 1991)

11 мая

155 лет со дня рождения английской писательницы  Этель Лилиан  Войнич  (1864 – 1960)

20 мая

220 лет назад родился  французский писатель               Оноре де Бальзак (1799 – 1850)

21 мая

95 лет со дня рождения русского писателя, драматурга Бориса Львовича Васильева  (1924 – 2013)

22 мая

160 лет со дня рождения английского писателя

Артура Конан Дойла (1859 – 1930)

24 мая

День славянской письменности и культуры

31 мая

120 лет со дня рождения русского советского писателя  Леонида Максимовича Леонова (1899 – 1994)

Июнь

6 июня

220 лет со дня рождения  великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина  (1799 – 1837)

7 июня

225 лет со дня рождения русского поэта, философа, публициста Петра Яковлевича Чаадаева  (1794 – 1856)

14 июня

95 лет со дня рождения русского писателя                 Владимира Алексеевича Солоухина  (1924 – 1997)

18 июня

90 лет со дня рождения русского писателя Юрия Геннадьевича Томина  (1929  — 1997)

20 июня

85 лет назад родился  прозаик, поэт, драматург, бард Юрий  Иосифович Визбор  (1934 – 1984)

23 июня

130 лет со дня рождения русской поэтессы                         Анны Андреевны Ахматовой (1889 – 1966)

Июль

1 июля

215 лет со дня рождения французской писательницы Жорж Санд  (Аврора Дюпен)  (1804 – 1876)

2 июля

180 лет со дня рождения русского художника – Константина Егоровича Маковского  (1839 – 1915)

9 июля

130 лет  со дня  рождения русского советского поэта, переводчика, сценариста  Николая  Николаевича Асеева (1889 – 1963)

13 июля

125 лет со дня рождения русского писателя                       Исаака  Эммануиловича Бабеля  (1894 – 1940)

21 июля

120 лет  назад родился  американский писатель                  Эрнест  Миллер Хемингуэй  (1899 – 1961)

25 июля

90 лет со дня рождения русского писателя, кинорежиссёра, актёра  Василия  Макаровича  Шукшина  (1929 – 1974)

Август

3 августа

95 лет со  дня рождения прозаика, драматурга Анатолия Георгиевича Алексина (1924 – 2017)

3 августа

115 лет назад родился американский писатель – фантаст Клиффорд Саймак (1904 – 1988)

9 августа

125 лет со дня рождения  русского писателя – сатирика Михаила Михайловича Зощенко (1894 – 1958)

22 августа

90 лет со дня рождения русского писателя – сказочника, поэта, сценариста Сергея Григорьевича Козлова (1939 – 2010)

31 августа

270 лет со дня рождения  Александра Николаевича Радищева (1749 – 1802)

31 августа

90 лет со дня рождения русского писателя, художника Виктора Владимировича Голявкина  (1929 – 2001)

Сентябрь

1 сентября

120 лет со дня рождения русского советского  писателя Андрея Платоновича Платонова (1899 – 1951)

15 сентября

230  лет со дня рождения американского писателя Джеймса Фенимора Купера  (1789 – 1851)

23 сентября

195 лет со дня рождения английского писателя Уильяма Уилки Коллинза (1824 – 1889)

24 сентября

100 лет со дня рождения  русского  писателя Константина Дмитриевича Воробьёва  (1919 – 1975)

27 сентября

125 лет со дня рождения русской поэтессы, прозаика, переводчицы Анастасии Ивановны Цветаевой (1894 – 1930)

29 сентября

115 лет со дня рождения русского писателя  Николая Алексеевича Островского  (1904 – 1936)

Октябрь

2 октября

115 лет со дня рождения английского писателя Грэма Грина  (1904 – 1991)

3 октября

195 лет со дня рождения русского поэта  Ивана Саввича Никитина(1824 – 1861)

3 октября

100  лет со дня рождения русского советского  поэта, критика, журналиста  Сергея Сергеевича Наровчатова (1919 – 1981)

3 октября

205 лет со дня рождения русского поэта, драматурга, живописца  Михаила Юрьевича Лермонтова (1814 – 1841)

11 октября

125 лет со дня рождения русского писателя  Бориса Андреевича  Пильняка  (1894 – 1938)

13 октября

120 лет со дня рождения русского советского поэта Алексея  Александровича Суркова  (1899 – 1983)

18 октября

125 лет со дня рождения русского писателя, литературоведа  Юрия Николаевича Тынянова                    (1894 – 1943)

18 октября

85 лет со дня рождения  русского писателя – фантаста Кира  Булычёва  (Игорь Всеволодович Можейко)                 (1934 – 2003)

Ноябрь

3 ноября

95 лет со  дня рождения русского драматурга, писателя, сценариста  Леонида Генриховича Зорина  (р. 1924)

12 ноября

65 лет со дня рождения   советского, российского   писателя, киносценариста, поэта,  драматурга  Юрия Михайловича  Полякова  (р.  1954)

20 ноября

150 лет со дня рождения русской поэтессы, писательницы, драматурга, критика  Зинаиды Николаевны Гиппиус  (1869 – 1945)

Декабрь

1 декабря

150 лет со дня рождения русской поэтессы  Мирры Александровны Лохвицкой  (1869 – 1905)

18 декабря

200 лет со дня рождения русского поэта, прозаика      Якова Петровича Полонского  (1819 – 1898)

24 декабря

95 лет со дня рождения русского советского  писателя Анатолия Ивановича Чмыхало  (1924 – 2013)



Предварительный просмотр:

Это любопытно!


1.Русский язык. Интересные факты и явления - Dist-Tutor.Info


https://dist-tutor.info/course/view.php?id=590&item=7678


2.Интересные факты русского языка - статьи, истории и материалы ...


www.textologia.ru/russkiy/interesnie-fakti-yazika/?q=689

3.Это интересно | Русский язык и литература в школе


russian.nsknet.ru/eto-interesno

 

4.20 интересных фактов о русском языке - Дневник Успеха


dnevnyk-uspeha.com › Интересные факты


5.Приколы. Тонкости русского языка - Orator.ru


www.orator.ru/pr_tonkosti_russkogo_jazyka.html


6.Забавные факты о русском языке: точка зрения иностранцев.


www.openlanguage.ru/russkij/interesno