БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Еще одним значимым направлением в моей педагогической деятельности  является экологическое воспитание учащихся, привитие любви к родному краю. В связи с тем, что озеро Байкал (его уникальность) является крупнейшим природным объектом не только российского, но и мирового масштаба, а мы живем рядом с этим объектом, по инициативе Марины Викторовны организовано изучение курса «Байкаловедение» через  дополнительное образование (2009-2010), с 2010г. предмет введен в учебный план школы (5-6 классы).

 Пройдя курсовую подготовку по теме «Экология озера Байкал. Байкаловедение в образовательных учреждениях», я с 2009 года участвую в проведении опытно-экспериментальных исследований по апробации УМК «Байкаловедение» в рамках областной экспериментальной площадки эколого-информационного центра ИИПКРО (руководитель - зав. ЭИЦ ИИПКРО Игольницына  Л.М., д.б.н.).

В июне 2011г. решением городского экспертного совета по инновационной деятельности зарегистрирована адаптированная мною учебная образовательная программа интегрированного курса «Байкаловедение. ОБЖ. 6 класс». С 2011г. педагог ведет интегрированный курс «Байкаловедение. ОБЖ» в 6-х классах. Мною разработано и проходит апробацию учебное пособие «Рабочая тетрадь курса «Байкаловедение. Байкал с древних времен до наших дней», которое рассмотрено и утверждено на заседании городского экспертного совета по инновационной деятельности. Рабочая тетрадь для 5 класса зарегистрирована в МКУ «Центр развития образования» в 2013г..

На параллели 5-6 классов создан Клуб «Байкал». Работа Клуба направлена на формирование  у обучающихся гражданской позиции, ориентированной на природосберегающее поведение и осознание уникальности родного края, на воспитание таких качеств личности, как экологическая культура, патриотизм, толерантность, нравственность.

Ежегодно в рамках Дней Иркутской области проводятся мероприятия, посвященные Байкалу: конкурсы рисунков «В защиту Байкала!», просмотр фильмов о Байкале, создание книги «Царство эндемиков Байкала», интерактивные викторины, акции, проведение старшеклассниками информационных пятиминуток в начальных классах, оформление тематических стендов ( Статья  «Дни Иркутской области» в газете «Кстати», 13.10.2011, № 40 (560).

В 2010г. в рамках реализации городского проекта «Интеллектуальный клуб» я инициировала активное участие учащихся 5-6,7-8, 9-10-х классов (охват 86%) в интеллектуальной игре «Самый умный». По итогам конкурса на лучший пакет заданий по теме «Байкал» 18 человек получили сертификаты.

Итогом сотрудничества с городской детской библиотекой

«Первоцвет» стали реализация проекта «Живи, Байкал» (2010г.) и создание детского экологического журнала «Бурундучок» ,   презентация которого была представлена на городском семинаре «Содержание и организационные формы инновационной деятельности в школе» в рамках Международного дня Земли (2012г.). Учащиеся клуба принимают активное участие в олимпиадах по байкаловедению: на протяжении трех лет являются победителями и призерами, Панина Евгения, учащаяся 7класса, в 2013г. принимала участие во II Международной олимпиаде «Защитим, Байкал!» и за лучшее представление исследовательского проекта «Байкальская нерпа» была награждена Грамотой и ценным подарком - электронной книгой.