Я-РУКОВОДИТЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ, БИОЛОГИИ, ХИМИИ, ИСТОРИИ.

МАРИНА ВИКТОРОВНА МАЛАХОВА

Тема методического объединения учителей географии, биологии, химии, истории, экономики:

«Совершенствование элементов образовательного процесса, их инновационного содержания и необходимых ресурсов, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей педагогов и обучающихся в условиях перехода к ФГОС второго поколения»

  Цель работы МО:

разработать систему педагогической  деятельности МО учителей биологии, географии, химии, истории, направленную на  реализацию новых целей и содержания школьного образования, выраженных в фгос второго поколения.

                                                                                                                     Заседания МО

                                                                                                                   Сентябрь

 1. Анализ работы МО за 2012-2013 г. (Малахова М.В.)

         2. Утверждение плана работы МО на 2013-2014 г. (Малахова М.В.)

         3.Рассмотрение календарно-тематического планирования, авторских программ, курсов по выбору, программ элективных учебных предметов, их      методического обеспечения.

         4. Утверждение тем по самообразованию. (Члены МО)

          5. Требования к ведению тетрадей по предметам МО, классных журналов, нормы выставления оценок.

          6. Определение состава и утверждение плана работы творческих групп учителей.

          7. Рассмотрение следующих вопросов:

              -Изучение ФГОС второго поколения

              -Предметная неделя

              -Использование ИКТ

              -Профильное обучение, предпрофильная подготовка (Члены МО, работающие в 9 – 11 классах)

              -Участие в конкурсах   

                                                                                                                            Октябрь

   1. Проблемы преемственности при переходе обучающихся на другую ступень обучения. 

   2.  Подготовка к проведению общешкольных олимпиад по предметам в 5-11 классах.

                                                                                                                               Ноябрь

   1.  Анализ итогов 1 четверти.

    2. Результаты школьного этапа предметных олимпиад в 5-11 классах.

    3.  Подготовка к методической неделе «Формирование универсальных учебных действий обучающихся, обеспечивающих их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений».

                                                                                                                       Декабрь

      1.  Элективные курсы.

      2.  Срезы в классах за полугодие. Анализ срезов.

      3.  Прохождение курсов повышения квалификации учителями МО.

                                                                                                                                Январь

              1.   Анализ 2 четверти и 1 полугодия.

       2. Семинар «Инновационные технологии подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации»

       3.  Отчёт членов МО  по работе над темой по самообразованию.

                                                                                                                                   Март

               1. Анализ итогов 3 четверти.  Состояние преподавания в   профильных классах.

                2.  Рассмотрение экзаменационного материала к переводной  аттестации.

                3. Об организации предметной недели экономики, истории, химии.

                4. Отчёт членов МО по работе над темами по самообразованию.

                5. О подготовке творческого отчета по теме «Внедрение ФГОС второго поколения: проблемы и их решения».

                6. О подготовке к научно-практической конференции.

                                                                                                                                   Апрель

                 1.  Рассмотрение учебно-методического обеспечения на 2014-2015 учебный год.

                 2.  Анализ итогов проведения предметной недели.

                                                                                                                                        Май

                 1.  Подведение итогов работы МО, задачи на новый учебный год.

                 2.  Корректировка учебных программ на новый учебный год.

                                                                                         Темы по самообразованию

п/п

Ф.    И.    О.

     Тема по   самообразованию      

 Промежуточный результат

Выход. (выступления, демонстрации уроков)

1.

Малахова М.В.

«Работа с одаренными детьми в урочное и внеурочное время»

Презентация

Выступление на педсовете

2.

Сапрыко Е.А.

«Проектная деятельность с учащимися как средство формирования экологической культуры и познавательного интереса к изучению природы»

Дидактический материал

 

Папка материалов

3.

Дубовик А.А.

«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания»

Изучение литературы.

Дидактический материал

 

Открытый урок в 5В классе по теме «Религия древних египтян»

Обучающий семинар для учителей по теме «Развитие регулятивных УУД»

4.

Маркина Е.А.

 

«Освоение урока в новом формате ФГОС»

Дидактический материал

 

Папка материалов

5.

Пешкова Г.В.

 «Использование информационно-коммуникативных технологий для формирования ключевых компетенций у обучающихся как средства достижения качественно новых образовательных результатов при обучении химии»

Дидактический материал

 

Папка материалов

6.

Серов С.М.

«Формирование коммуникативной компетенции  в процессе организации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории и обществознания»

Дидактический материал

 

Папка материалов

 

Формирование банка данных об уровне педагогического мастерства.

1. Посещение и анализ уроков и внеклассных мероприятий членами МО (в течение года).

2.Анализ работ промежуточного и  тематического контроля (октябрь, январь, май).

Создание УМС образовательного процесса.

1. Анализ рабочих программ по географии, биологии, химии, истории .

2. Разработка дидактического и раздаточного материала с учётом принципов ФГОС второго поколения по предметам МО.

3. Создание системы контроля над качеством ЗУН (в течение года).

4. Разработка системы  заданий развивающего типа.

5. Корректировка рабочих программ (раздела: календарно-тематическое планирование) на новый учебный год.

Работа с одаренными детьми.

1.Организация внеклассной работы исследовательского характера.

2.Индивидуальная работа с использованием дифференцированного подхода, направленная на развитие мыслительных умений, на более глубокое изучение географии, истории, экономики,  биологии, химии учащимися (через проведение предметных олимпиад, работу факультативов,  элективных курсов).

3.Создание пакетов дидактических материалов по обеспечению личностно-ориентированного обучения с учащимися продвинутого уровня по предметам МО, отчёт по их содержанию на выставках  в периоды проведения методических недель в соответствии с планом научно-методической работы школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование учебного процесса в информационной образовательной среде.

 «Вопрос не в том, хотим мы или нет жить в информационном    обществе. Будучи открытой страной и играя заметную роль в международной жизни, мы уже являемся его частью».

(из отчета комитета «Информационное общество»)

Проектирование педагогом учебного процесса в информационной образовательной среде в настоящее время требует иных подходов не только к планированию новых образовательных результатов, но и к отбору содержания обучения, методов и форм организации учебного процесса.

В современной жизни компьютеры занимают все большее место. Настоящее и будущее образования  неразрывно связано с использованием компьютерных технологий. Не воспользоваться компьютером как одним из важнейших инструментов повышения эффективности образования, значит, на мой взгляд, оторвать процесс обучения от реальностей современного уровня развития общества. Использование компьютерных технологий дает возможность индивидуализации образования, повышения  мотивации и эффективности обучения. При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы: научности, сознательности, доступности (посильности), активности, систематичности и последовательности, прочности усвоения, наглядности.

Виды учебной деятельности, которые  используются в информационной образовательной среде, применяя мультимедийное оборудование, интерактивные доски, разнообразные электронные образовательные ресурсы, образовательные ресурсы Интернета, можно классифицировать по следующим признакам: источнику получения информации и формированию образовательного результата.

Существуют разнообразные виды деятельности:

1. Виды деятельности со словесной основой:

 - подготовка и представление публичного выступления в виде презентации;

 - самостоятельная работа с учебником, с ЭОР;

 - поиск информации в электронных справочных изданиях;

 - составление с помощью различных компьютерных средств обучения плана, тезисов, резюме, аннотации и др.;

 -отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательный ресурс сети Интернет, ЭОР, текст учебника, текст научно-популярной литературы).

2. Вид деятельности на основе восприятия образа:

 - просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;

 - участие в телеконференциях;

 - анализ графиков, таблиц, схем;

 - анализ проблемных учебных ситуаций.

3. Виды практической деятельности с практической основой:

 - постановка опытов для демонстрации классу;

 - выполнение работ практикума;

 - проведение исследовательского эксперимента;

 - решение экспериментальных задач;

 -подготовка и оформление с помощью прикладных программ результатов самостоятельной работы в ходе учебной и научно-познавательной деятельности.

Задача учителя - искать новые, более эффективные виды деятельности учащихся, ориентированные на достижение современных образовательных результатов.

Подбор видов учебной деятельности необходимо осуществлять дифференцированно, т.е. в соответствии с уровнями развития школьников (I уровень – репродуктивный (воспроизводящий), II уровень – эвристический (воспроизводяще творческий), III уровень – творческий).

В ходе подготовки урока необходимо отбирать и методы обучения. Выбор методов обучения зависит от планируемых образовательных результатов, от возрастных особенностей учащихся, от уровня их развития и мыслительных способностей, от набора средств обучения.

Метод  обучения, используемый на уроке в информационной образовательной среде, должен обладать специфическими характеристиками: нацеленность на получение индивидуальных образовательных результатов, рефлексивность, коммуникативность, интерактивность. Наиболее эффективны такие методы обучения, как: обучение на основе информационных ресурсов, ассоциативный метод, методы, основанные на использовании искусственного интеллекта (метод вынужденного предположения, метод прецедента, учебное компьютерное моделирование и др.).

Метод обучения на основе информационных ресурсов характеризуется активным использованием учащимися различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации.

Названные технологии служат основой и для ассоциативного метода обучения. Он предполагает создание информационной обучающей среды на базе, например электронных образовательных ресурсов, которые обусловливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определенной учителем последовательности, а свободно, руководствуясь своими потребностями, приоритетами.

Методы обучения, применяемые в условиях учебного процесса, построенного в условиях информационной образовательной среды, ориентированы на достижение новых образовательных результатов: умения выявлять, формулировать и анализировать проблему, выдвигать и оценивать гипотезу, ставить вопросы, классифицировать, определять актуальность и практическую значимость своей познавательной деятельности и многое другое. Важным для достижения новых образовательных результатов является еще и то, что данные методы усиливают интеграцию отдельных учебных предметов.

Средства обучения и технологии на основе информационных и коммуникационных технологий помогают обеспечить индивидуализацию, развитие самостоятельности и творческих способностей, доступ к новым источникам учебной информации. При подготовке к уроку в информационной образовательной среде, основанной на использовании средств ИКТ, учителю необходимо уметь отбирать средства обучения для реализации новых видов учебной деятельности. К таким средствам обучения относятся:

-ЭОР (демонстрационные программы и компьютерные презентации, тренажерные программные средства);

-образовательные интернет-ресурсы (информационно – поисковые, справочные системы, электронные библиотеки и энциклопедии, дистанционные учебные курсы, лекции в Интернете, электронные учебники и учебные пособия, размещенные в Интернете);

-необходимое компьютерное оборудование (компьютер, видеопроектор, принтер, сканер, интерактивная доска и др.);

- средства телекоммуникации и др.

Более подробно я остановлюсь на особенностях дистанционного обучения географии через Интернет. Проникновение в школьную географию Интернет-технологий является совершенно естественной составляющей процесса информатизации образования и приобретает особую значимость в современной России в силу следующих особенностей курса географии:

1. Учителя географии испытывают особо острую потребность в постоянном обновлении и актуализации используемых материалов, статистики, графики, ведь учебники не успевают за динамично изменяющейся географической картиной мира.

2. Внедрение Интернет-технологий при изучении географии позволяет усилить ориентацию на наглядное представление изучаемого материала, а принцип наглядности в географии имеет особое значение.

3. Именно при изучении школьной географии мы находим множество значимых в творческом и исследовательском плане проблем и задач.

4. В программе школьного курса географии рассматриваются как естественные, так и общественные объекты и закономерности, при этом рассматриваются они в системе. И в этом смысле Интернет универсален как источник информации. Содержание многих разделов проблемно по своей сути и хорошо поддается дистанционной сетевой дискуссии. Поэтому с помощью Интернет учитель может повысить географическую любознательность учащихся, ведь проблемы мотивации, интереса к географии в современной школе очень остры.

5. При изучении географических проблем, особенно в экономической и социальной географии, ученики с помощью Интернета овладевают навыками предлагать пути решения проблем, прогнозируют ожидаемые результаты и делают результаты своей деятельности доступными широчайшему кругу пользователей через публикацию результатов путем их выставления в Интернете на различных сайтах.

6. Вопросы, которыми занимается школьная география, - это не только теоретический материал, но и Интернет – проекты, которые хорошо сочетаются с программным материалом курсов географии, весьма интересны и используются для увеличения наглядности и мотивации учащихся при усвоении материала.

            Какие задачи можно решать дистанционно? Прежде всего, относящиеся к развитию творческой составляющей образования и затрудненные для достижения в обучении:

-стимулирование активной роли учащегося в собственном образовании;

-увеличение наглядности географического учебного материала через применение интерактивных форм занятий, мультимедийных обучающих элементов;

-творческое выражение индивидуальности ученика, возможность построения собственной образовательной траектории;

-демонстрация учениками продуктов своей творческой деятельности в виде Веб – сайтов для всей Интернет - аудитории, новые формы оценки и контроля результатов деятельности;

-повышение реальной «состязательности» при участии в одном проекте сверстников, находящихся в различных городах и странах.

            Географическая наука движется вперед и ее проекция – школьный предмет географии – должна, как минимум, поспевать за этими изменениями. Тогда можно быть уверенным за ее стабильное будущее как школьного курса.

Ниже я предлагаю познакомиться с дистанционным уроком по географии с использованием ЭОР.

ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

«Байкал – жемчужина Сибири»

  1. ФИО (полностью): Малахова Марина Викторовна
  2. Место работы: город Усть-Илимск, МАОУ « Средняя общеобразовательная школа № 5»
  3. Должность: учитель
  4. Предмет: география
  5. Класс: 8
  6. Тема и номер урока в теме: «Байкал – жемчужина Сибири», № урока 51
  7. Базовый учебник: Баринова И.И. География:  Природа России. 8 класс. М.: «Дрофа», 2010
  8. Цель урока: показать  значимость Байкала в природе и жизни человека.
  9. Задачи:

- обучающие: расширить и углубить знания об уникальности озера Байкал, рассмотреть особенности природы.

- развивающие: активизировать познавательную деятельность, продолжить совершенствование умения работать с фактическим материалом, анализировать, делать выводы.

- воспитательные: воспитать чувство патриотизма и бережное отношение к природе.

10. Тип урока: изучение нового материала.

11. Формы работы учащихся: индивидуально - самостоятельная.

12. Необходимое техническое оборудование: современный ПК, колонки (гарнитура).

Программное обеспечение:

А) операционная система XP, Windows и  выше.

Б) Браузер Internet Explorer, Google.

В) плагин Аdobe Flash Player.

Г) Microsoft Office 2007: Word, PowerPoint.

13. Структура и ход урока:

Здравствуйте, ребята!

  1. Проверка знаний по прошлому уроку:

Учитель: Мы продолжаем с вами изучать  природу регионов России  «Восточную Сибирь», вспомнив материал прошлого урока, выполните тест: (5 минут).

http://www.fcior.edu.ru/card/27015/gory-yuzhnoy-sibiri-geograficheskoe-polozhenie-v-centre-evraziyskogo-materika-priroda-prirodnye-resu.html (ОЭР №1, таблица 2) .

Ученик: знакомится с содержанием и выполняет его.

Учитель: Сегодня мы «поговорим» об уникальной и неповторимой жемчужине Сибири – озере Байкал.

  В ходе изучения данной темы нам необходимо решить несколько задач:

  1. изучить озеро Байкал как своеобразный природный комплекс
  2. выяснить значимость Байкала в природе и жизни человека.
  3. научиться самостоятельно, работать в режиме онлайн.

Несомненно, знакомство с этим уникальным водоемом мне бы хотелось начать со строк русского поэта М. Сергеева

Лесистых гор полуовалы,

Касанье голубых лекал,

И скалы, срезанные валом,

И небо, павшее в Байкал,

И сам он – величав и вечен,

В гранитной раме вырезной,

И весь - до донышка - просвечен,

И весь – до – капельки – родной…

В чем уникальность озера Байкал? Используя карту России и карту Байкала http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c69d68e-76e3-4d22-ab93-92f2ee270393/?interface=pupil&class=50&subject=28   (ОЭР № 2 и 3) ответьте на вопросы: (5 минут)

  1. Каково направление протяженности Байкала?
  2. В какой части России расположено озеро?
  3. Как расположено озеро по отношению к океанам?

Ученик: внимательно изучает карты, и выполняет задание.

Каково направление протяженности Байкала?________________________________

В какой части России расположено озеро? _______________________.

Как расположено озеро по отношению к океанам? _______________________.

Учитель: Внимательно прочитайте научно-популярный текст http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76ecda3c-e81b-4dfe-b782-0def8dccf37d/?interface=catalog

( ОЭР №4)  и вставьте в текст пропущенные географические факты: (10 минут).  

Примерно _____ % воды, поступающей в озеро, доставляют атмосферные осадки, остальное - _______. ______ рек, впадающих в Байкал собирают влагу в бассейне площадью более ____________ тыс. км. кв. Источник сверхпресной воды скрыт на глубине _______ км. Байкал находится в ________ зоне.

Ученик: изучает текст и выполняет задание.

Учитель: Прочитайте текст «Озеро – море» и рассмотрите иллюстрации http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23fdd75d-006e-476a-ae28-76ed1cfade66/?interface=pupil&class=50&subject=28  (ОЭР №5) и ответьте на вопросы: Кого называют эндемиками?______________________________________________________________  Перечислите эндемиков Байкала ______________________________________ (5 минут).

Учитель: Используя текст http://school-collection.edu.ru/catalog/res/23fdd75d-006e-476a-ae28-76ed1cfade66/?interface=pupil&class=50&subject=28  (ОЭР №  6) определите, в чем уникальность вод озера? Составьте схему и ответьте на вопросы: (5 минут)

                                                          Уникальность вод Байкала

                         

1.Сколько рек вытекает из Байкала? Какие?___________________________________

2.Крупнейшая река, впадающая Байкал?_____________________________________

Ученик: дополняет схему и отвечает на вопросы.

Учитель: Ты, молодец, отлично справился со всем заданиями. А сейчас я тебе предлагаю итоговую работу, которая поможет тебе проверить  знания, полученные при изучении данной темы. http://www.fcior.edu.ru/card/22266/ozera-kontrolnye-zadaniya.html (ОЭР  №7) (5 минут)

Ученик: выполняет итоговый тест.

Учитель: Благодарю за работу!

Таблица

Приложение к плану-конспекту урока

«Байкал- жемчужина Сибири».

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип,

вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация,презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Горы Южной Сибири. Географическое положение в центре Евразийского материка

природа, природные ресурсы. Контрольные задания

Проверочная работа

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/27015/gory-yuzhnoy-sibiri-geograficheskoe-polozhenie-v-centre-evraziyskogo-materika-priroda-prirodnye-resu.html

2

Виды вод суши на территории страны

Карта России

Карта

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c69d68e-76e3-4d22-ab93-92f2ee270393/?interface=pupil&class=50&subject=28 

3

Природные памятники гидросферы

Карта Байкала

Карта

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0c69d68e-76e3-4d22-ab93-92f2ee270393/?interface=pupil&class=50&subject=28

4.

«Родник для всей земли»

Текст с иллюстрациями

Текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76ecda3c-e81b-4dfe-b782-0def8dccf37d/?interface=catalog

5,6

«Озеро – море»

Текст с иллюстрациями

Текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/76ecda3c-e81b-4dfe-b782-0def8dccf37d/?interface=catalog

6

Озера. Контрольные задания

Контрольная

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/22266/ozera-kontrolnye-zadaniya.html