Участие в инновационной, экспериментальной деятельности

Кондратьева Наталья Викторовна

Модернизация ДОУ наиболее эффективна при многообразии видов и технологий управляющей системы, обеспечивающей комплексное и всестороннее воздействие на образовательный процесс в ДОУ, непосредственно на профессиональную деятельность педагогов дошкольного учреждения.

В настоящее время инновационный процесс в ДОУ характеризуется рядом проблем:

  • низким уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности;

  • преобладанием административно-командных методов управления;

  • низкой интеграцией специалистов на межпредметной и междеятельностной основах;

  • отсутствием системы комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения всех субъектов образовательного процесса и, в первую очередь, детей.

Экспериментальная деятельность ДОУ способствует преодолению этих барьеров, интегрирует на междеятельностной основе усилия администрации, воспитателей, специалистов, родителей.

Взаимодействие воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов дошкольного учреждения должно рассматриваться как необходимый компонент экспериментального процесса, обеспечивающий возможность комплексного подхода к подаче и усвоению материала дошкольниками.
В настоящее время сложился определенный заказ общества на модель личности и деятельности педагога дошкольного образования, которая бы учитывала как индивидуальные личностные, так и профессиональные качества каждого педагога, а так же специфику дошкольного учреждения, образовательной работы в ДОУ.

Следуя современным требованиям необходимо основываться на модель педагога, работающего в условиях эксперимента, которая представляет собой системное целостное образование личностных качеств педагога и его профессиональных умений и способствует повышению эффективности процесса взаимодействия педагогов, а, следовательно, и повышению качества образовательного процесса, перехода его на степень, отвечающую современным требованиям.

Наиболее качественной является экспериментальная работа, в которой принимает участие весь коллектив дошкольного учреждения и обязанности участников эксперимента распределяются согласно направлениям инновационной деятельности:

  • контроль за выполнением программы эксперимента и координация деятельности всех его участников.

  • Обеспечение научно-исследовательской и методической работы.

  • Кадровое обеспечение эксперимента.

  • Материально-техническое обеспечение эксперимента.

  • Работа с детьми.

  • Работа с родителями.

  • Работа с социальными организациями.

  • Работа с документами (ведение отчетности, предоставление информации и отчетов о своей деятельности ).

Эффективность экспериментальной работы обеспечивается уровнем самоконтроля педагогов. Наряду с картой профессиональной деятельности педагога необходимо использовать карту участия педагога в экспериментальной работе, в которой регулярно делаются отметки по теме экспериментальной деятельности:

  • Выступление на Педагогическом совете.

  • Работа в творческой группе.

  • Обобщение педагогического опыта.

  • Открытый просмотр.

  • Представление опыта в СМИ.

  • Участие в конференциях, семинарах, выставках.

Такая работа позволяет проследить во временном промежутке активность педагога.

Педагогической наукой инновационная деятельность определяется как комплексная, целенаправленная деятельность по созданию, внедрению и использованию новшеств.

Построение инновационной деятельности в условиях экспериментальной работы дошкольного учреждения должно происходить не хаотично, а быть спрогнозировано управленческим аппаратом, педагогическим коллективом и направлено на достижение конкретной цели: обеспечение развития инновационной деятельности педагогов ДОУ, и как повышение профессионального уровня педагогов.

 

Список литературы:

1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.

2. Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. – 2005. - № 5. – с. 24.

3. Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. - № 1. – с. 23.

4. Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. – М.: АПО, 1994. – 125 с.

5. Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. - № 1. – с. 24.

6. Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. – М.: Новая школа, 2003. – 304 с.

7. Трошкина А.В. Программно-целевой подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. – 2003. - № 5. – с. 15.

 

Скачать:

Предварительный просмотр: