Взаимодействие с коллегами

Кондратьева Наталья Викторовна

Взаимодействие воспитателя с специалистами в дошкольном образовательном учреждении является неотъемлемым звеном успешного обучения и воспитания детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

Деловая игра для педагогов

 ТЕМА: «Экспериментальная  деятельность в ДОУ как вид деятельности,

помогающий успешной реализации ФГОС.»

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский

Экспериментальная  деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

                                           

                                                   

Тема: Экспериментальная   деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС.

Цель: Уточнить знания педагогов по экспериментальной деятельности в ДОУ.

Задачи:

1.Повысить профессиональную компетентность педагогов  в планировании  работы по экспериментальной деятельности.

2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по поисковой деятельности.

Форма проведения: деловая игра.

Участники: педагоги

Оборудование: карточки с заданием

Подготовительная работа:

        Работая в должности с воспитателя  и  выбирая   направление своей работы, я, не сомневаясь, решила, что это будет именно поисково-исследовательская деятельность. Потому что данный вид деятельности помогает развивать в ребёнке столь необходимые сегодня качества такие как, любознательность, активность, побуждает интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Поисково-исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, помогает в овладении универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

      За это время уже сделано немало:

  • проведен семинар-практикум «Развитие творческих способностей детей раннего возраста средствами экспериментальной деятельности»,
  • индивидуальные консультации по вопросам педагогов,
  • круглый стол с родителями по вопросу «Экспериментальная деятельность   в ДОУ»,
  • приобретена необходимая литература,
  • проведён конкурс исследовательских уголков ДОУ,
  • проведена консультация с педагогами «Практические рекомендации педагогам по организации исследовательской деятельности в группе»,
  • разработана картотека для родителей для совместного проведения экспериментов,
  • создана картотека опытов и экспериментов,
  • разработаны перспективные планы на все возрастные группы ДОУ,
  • созданы папки для педагогов  «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах», «Экспериментальная деятельность детей на занятии»
  • в каждой группе ДОУ создана мини лаборатория,  для проведения опытов,

Ход деловой игры:

- Добрый день, уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре  «Экспериментальная  деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС»

Мне всегда была ненавистна роль стороннего  наблюдателя.

Что же я такое, если я не принимаю участие?

Чтобы быть, я должен участвовать.

Антуан де Сент-Экзюпери.

      Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё  познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской  деятельности.

Наша  игра будет проходить в 5 этапов:

План:

1.Мотивационно-организационный этап.

2. Теоретико-практический этап.

3. Игровой этап.

4.Исследовательский этап.

5.Заключительный этап.

Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- аргументированность участниками каждого принятого решения,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии.

 1 этап. Мотивационно-организационный этап

1 задание :

       Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

А теперь по одному предложению для всех участников:

Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

Лысина — мужское безобразие. (Коса — девичья краса)

На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)

Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)

Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)

Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)

Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)

Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать исследовательской деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается.

Мифы об экспериментальной  деятельности:

  • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  •  Любой эксперимент требует больших  ресурсных и временных затрат.
  • В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься экспериментированием.
  • Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
  • Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
  •  Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
  •  Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

     Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

      Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную  тему.  Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

Наблюдение как способ выявления проблем

       Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как летают бабочки?»  Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и

доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.

       Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть  какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки.  Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

 Задание «Тема одна — сюжетов много»

Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше

сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

        При выполнении следующих заданий  мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован  со всех позиций.

Задание  «Составьте рассказ от имени другого персонажа».

Задание детям формулируется  так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым,  телевизором,  любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

       

   Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить  «Продолжить рассказ», но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.

Задание для педагогов:

перед вами картинка (девочка находится на возле газовой плиты, на окне загорелась штора), попробуйте увидеть проблему(ы). Все варианты фиксируйте на листках бумаги (обсуждаем, жюри оценивает)

Предполагаемые ответы:

  1. Ребёнок дома без присмотра взрослых.
  2. Нахождение опасных предметов в свободном доступе.
  3. Ребёнок не знаком с правилами пожарной безопасности.

Задание для педагогов:  выполняя следующее задание, вы научитесь подводить детей к теме.

  Перед вами известный всем  - снег, камень, песок и тд.

На листке бумаги в первом столбике запишите интересующие вас темы, связанные с этим предметом. Рекомендую сформулировать их конкретно в вопросительной форме. Так в вашем вопросе уже будет обозначена конкретная цель вашего будущего исследования.

- Теперь ваш листок с предложенными темами передайте вправо соседу, который должен выбрать самую интересную, по его мнению,  и поставить плюс. Если ни одна из тем не нравится, то участник ничего не ставит.

       Так листок каждого участника оценивается членами группы и возвращается к первому члену команды. Он должен подсчитать количество набранных баллов (плюсов) и обвести самую интересную по мнению педагогов тему. Таким образом можно выбрать тему исследовательской работы (обсуждаем)

3 этап. Игровой этап

Делимся на две команды, воспитатель задаёт вопрос (карточки с заданиями находятся и на столах команд), если одна из команд не отвечает, то ответить может другая команда.

Содержание беседы с педагогами об организации познавательной

деятельности.

  1. Что вы подразумеваете под понятием познавательная деятельность"? (Активное развитие мысли, творчества ребенка в условиях неопределенности.).
  2. Что такое "проблема"?

 (Затруднение, неопределенность, любая теоретическая или практическая ситуация, в которой нет соответствующего обстоятельствам решения и которая заставляет остановиться и задуматься.).

  1. Что такое "гипотеза"?

(Предположительное знание, не доказанное логически и не подтвержденное опытом.).

  1. Что такое "проект"?

(Наиболее интересный способ решения любой проблемы.)

  1. Как вы понимаете термин "эксперимент"?

(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).

  1. Каково значение познавательной и исследовательской деятельности в развитии старших дошкольников?

(Укрепляет общую познавательную мотивацию; формирует учебную мотивацию на этапе подготовки ребенка к школе; формирует умение ставить цель исследования и искать средства для ее решения; развивает интеллектуальные операции, речь как средство передачи информации; способствует творческому развитию личности ребенка.).

  1. Какие этапы исследования вы знаете?

(Постановка  проблемы,  выдвижение  гипотез  решения  проблемы, проверка гипотез, обсуждение итогов и формулирование выводов.).

  1. Какие методы и приемы поисково-познавательной деятельности можно использовать  в  работе  с  дошкольниками?

(Познавательные  занятия,  опыты, целевые прогулки, наблюдения, чтение научной и художественной литературы,  организация  коллекций  и  выставок,  посещение  музеев, библиотек.).

  1. Как увидеть и сформулировать проблему?

(Увидеть проблему можно путем наблюдения: почему светит солнце, почему весной тает снег и т. д.).

  1.  Как необходимо выдвигать гипотезы?

(Например,  существует  детская  проблемная  ситуация:  как  птицы узнают дорогу на юг? В данном случае могут быть такие гипотезы: птицы  определяют  дорогу  по  солнцу  и  звездам;  они  сверху  видят растения и деревья, которые указывают им направление полета; птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним и т. д.)

    На выполнение данного творческого задания командам отводится 7 минут. Каждая команда за это время должна подготовить выступление.

Творческое задание

         Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.

Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?

Что, на ваш взгляд, для этого не хватает?

Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?

Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?

        

  1. этап. Исследовательский этап.

      Каждая группа педагогов должна выстроить четкий план работы по организации исследовательской деятельности по интересующей их теме  исследования.

       

  1. этап. Заключительный этап

Подведение итогов,  обсуждение за круглым столом.

ИТОГ:

Надеюсь, всё, что мы с вами отработали на этом педагогическом совете  посвящённым проектно-исследовательской деятельности, вам поможет в вашей дальнейшей работе.

А закончить наш педагогический совет я бы хотела  Притчей  «Счастье»

 

 Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины

      Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить педагогический совет. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами.

До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

Мастер-класс для педагогов

 ТЕМА: «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский 2019г.

                                          Мастер-класс для педагогов.

Тема: «Способы разработки проектов в дошкольных образовательных учреждениях»

Цель: формировать представления педагогов о способах разработки проектов в дошкольных образовательных учреждения.

Задачи:

1.Совершенствовать педагогическое мастерство участников мастер класса

2.Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологий проектирования

3.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.

Оборудование: столы и стулья для участников, презентация, доска,  пособие «Мишень», фишки розового, зеленого,  синего цвета два листа формата А3,  набор фломастеров.

Ход мастер - класса.

1 этап. Мотивационно-организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги. Для начала приглашаю всех вас встать в круг и немножко поиграть. Правило игры такое:

Имя свое назови,

Соседям  руки протяни

И улыбку всем  подари.

Уважаемые коллеги, у нас получился замкнутый круг. Это символизирует то, что нас объединяет одна цель – воспитание детей, помощь, поддержка, понимание детей на всех этапах их жизни.

А сейчас, приглашаю вас на педагогическую  площадку. Хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

 Игра «Ассоциация». У меня на листочке написано слово, которое я вам сейчас покажу,  ваша задача записать свое  слово, которое  ассоциируется  с написанным словом на этом листе.

Записали, пока отложите свои листочки. Итак,  давайте посмотрим, что же такое проект и метод проекта?

Проект–в переводе с греческого означает «путь исследования»,  т.е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом, которого является продукт, оформленный тем или иным способом.  Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Коллеги, попрошу вас всех встать,  у нас с вами получилась следующая цепочка. Произнесите каждый свое записанное  слово.  А сейчас, я вас прошу объяснить, почему у вас возникла такая ассоциация с данным словом, почему вы  так считаете. Молодцы. Спасибо, присаживайтесь.

Метод проектов широко используете  в сфере дошкольного образования, он  позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами  находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же  делает образовательную систему дошкольных образовательных учреждений  открытой для активного участия родителей.
В современной жизни к ребенку поступает много разнообразной информации отовсюду! Задача педагогов — помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний.  

     Цель данной технологии — развитие свободной творческой личности ребенка.

Что же такое проект для самого ребенка?

  • Раскрытие творческого потенциала
  • Умение  работать в группе
  • Умение направлять деятельность на решение  интересной проблемы, сформулированной самими детьми
  • Умение презентовать свою работу  

Стержнем технологии проектной деятельности является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Использование этой технологии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их. И так как вы думаете, какие существуют мифы о проектной деятельности. Коллеги,  высказывайте свои предположения

Мифы о проектной деятельности:

* Трудно най.ти и сформулировать проблему исследования.

* Любое исследование требует больших  ресурсных и временных затрат.

* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.

*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.

*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.

*Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.

*Главный результат такой работы – победа на конференции.

*Работа юного исследователя не имеет научной ценности.

2 этап. Теоретико-практический этап

А так ли это, мы попробуем разобраться.

  1. Для начала подробно рассмотрим структуру проекта. 

1 этап – Выбор темы проекта. Формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель- инициатор. Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

Выбор темы можно представить для детей  в виде   таблицы, из которой дети могут увидеть какая именно тема интересует того или иного ребенка в группе.  Ознакомившись с темами детей группы,  ребенок изображает свою тему рисунком, образом, символом, понятным для всех. Далее идет этап выбор темы, где дети отмечают наиболее интересную на их взгляд тему.  Но здесь, надо учесть тот факт, что ребенок, не может выбрать свою тему,  голосовать можно, только за темы других воспитанников. Затем идет подсчет голосов. Та тема, которая набирает большее количество голосов, выливается в проект.

Фото ребенка

Интересующая тема

Голос

2 этап- Планирование. Воспитатель помогает в решении задачи, используя различные методы:

  • «Модель трёх вопросов»
  • «Метод «Мыслительных карт» (Тони Бьюзен)
  • « Метод системная паутинка»

3 этап - Реализация проекта. На данном этапе воспитатель организует деятельность детей в центрах, наполняет центры, уголки оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта.

Большую роль в организации проектной деятельности играет предметно-развивающая среда в группе. Для того,  чтобы дети могли осознанно осуществлять свой выбор и планировать свою деятельность, в группе должны быть созданы центры активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.  Игра для ребенка - это познание, познание – это игра. Центры активности – это игровые зоны, где материалы, оборудование и игрушки подобраны таким образом,  чтобы стимулировать разнообразные игры и виды деятельности. Воспитатель может работать в одном из центров, переходить из центра к центру, оказывая помощь и поддержку детям, там, где это требуется, наблюдать за деятельностью детей, наблюдать за конкретным ребенком, направляет и контролирует его осуществление. Дети на данном этапе  формируют знания, умения, навыки по теме проекта.

4 этап- Завершение проекта. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Далее идет представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности.

/слайд 9/

Таким образом проект можно представить как "Шесть П" .

  • Проблема
  • Проектирование проекта
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация
  • Портфолио проекта.

Сегодня, на нашем мастер-классе  мы будем использовать способ разработки проектов:

1. «Модель трех вопросов»

Благодаря этой модели воспитатель получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, дети участвуют в общем планировании предстоящей познавательной деятельности.

Рассмотрим «Модель трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем? • Что мы хотим узнать? • Как узнаем об этом? таблица «Модель трех вопросов»/

Что знаю?

Что хочу узнать?

Как узнать?

Содержание, то что дети уже знают.

План, тема проекта.

Источник новых знаний, т.е проекта.

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о? » Ответы детей определяют задачи и направления проектной деятельности. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы? И дети опять предлагаю варианты поиска ». Так как в дошкольном возрасте дети еще не умеют читать,  можно придумать символы сбора информации в картинках.

http://www.maam.ru/upload/blogs/19ef1133395ad33f993910cd5d22eed5.jpg.jpg

 Если «Модель трех вопросов» вывесить в раздевалке группы, то родители принимают самое непосредственное участие в работе по теме  проекта с самого начала и до самого конца. В чем плюсы, данного подхода:

- с одной стороны они видят, что появилась новая интересная тема для их ребенка

- видят, как проявляю в этой теме себя дети и их собственный ребенок

- с другой стороны, они могут сразу же внести свои предложения, понять в чем нужна их помощь.

Давайте подробнее рассмотрим «Модель трех вопросов» на практике.  Попрошу вас разбиться на группы, будем работать в малых группах. У вас у каждого на столах лежит  таблица «Модель трех вопросов». Я попрошу вас сейчас обсудить и выбрать  одну из предложенных тем  и заполнить данную таблицу.  ( книги, моя семья, зимующие птицы, животные леса)

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как мы это узнаем

Я смотрю, все закончили, приступим к обсуждению. Начнем с первой группы, прочитайте, что у вас получилось, в первых двух столбиках.

И так, что мы можем запланировать, исходя из полученных ответов в столбике «Как мы это узнаем»

• пригласить ….

• можно сделать мини….

• провести …..

• сделать коллаж ….

• придумать (нарисовать, построить) ….

• организовать сюжетно-ролевую игру ….

• провести фотовыставку …..

Данную модель мы можем применять не только при работе с детьми, но и в своей педагогической работе, в самообразовании.

Что я знаю?

Что я хочу  узнать?

Как я это узнаю?

Рефлексия.

Как вы считаете, после нашего мастер-класса стоит ли  избегать проектной деятельности? Смогли ли мы сегодня развеять эти мифы? /возвращаюсь к слайду о мифах/. Что дал каждому из вас мастер класс?

Упражнение «Мишень.

Уважаемые коллеги, я предлагаю вам оценить себя и прикрепить к мишени фишки. Если вы желаете работать в проектном режиме – прикрепите розовую фишку. Если вы понимаете материал – прикрепите зелёную фишку.  А если вам не понравился наш мастер класс, прикрепите синюю  фишку. А насколько вы понимаете материал и желаете работать в проектном режиме решать вам. Спасибо за внимание!  Благодарю всех за участие в мастер - классе. Желаю вам успеха.

Литература.

1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2008.- 112 с.

2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие) .

3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

Мастер-класс для педагогов

 ТЕМА: Знакомство с технологией организации проектной деятельности в форме «Путешествие по «реке времени»»

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский

Знакомство с технологией организации проектной деятельности в форме «Путешествие по «реке времени»» (Мастер – класс для педагогов ДОУ)

Одной из интересных форм организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является технология «Путешествие по «реке времени»

Тема: «Знакомство с технологией организации проектной деятельности в форме «Путешествие по «реке времени»».

Цель: Знакомство участников мастер - класса с инновационной педагогической технологией «Путешествие по «реке времени».

Задачи:

  1. передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  2. совместная отработка методических подходов, приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  3. популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников;
  4. повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

1 часть

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности. В стандарте указано, что основной формой организации образовательной деятельности с детьми и их родителями является – планирование и реализация проектов. Эта проблема стала темой инновационной деятельности в детском саду, рассчитанная на 2014-2017 г.

Сегодня проект как форма совместной развивающей деятельности взрослых и детей позволяет более эффективно организовать процесс воспитания и обучения дошкольников, обеспечивает продуктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений и выступает серьезной альтернативой такой традиционной форме, как занятие.

         Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение и воспитание я начинаю не с «передачи  готовых» знаний и навыков, а с постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается познавательная активность, формируются творческие способности.

           Предметный мир, окружающие вещи  имеют особое значение в развитии дошкольников. Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность, складываются первые эмоциональные предпочтения. В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память.

    Одной из интересных форм организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является технология «Путешествие по «реке времени»», которую я применяю в практике своей работы. Впервые эта технология предложена Надеждой Александровной Коротковой. Термин «река времени» придуман не  Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».  

«Путешествие «по реке времени»» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она  позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной  деятельности в режимных моментах.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Я  предлагаю отправиться со мной в путешествие по «реке времени» и хочу показать несколько упражнений, которые можно проводить с детьми. 

2 часть Имитационная  игра

Для работы над «рекой времени» используется карта-панно («река времени» - это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см), которая символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» - «старина» - «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» - современный мир, может быть и будущее. Напоминаю, что детям дошкольного возраста не говорят конкретных дат в цифрах.

На панно заранее наклеиваются иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени», предложенный Н.А. Коротковой вы видите на слайде.

  1. Обсуждение реального или вымышленного события
  2. Постановка цели исследования (узнать)
  3. Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала
  4. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»
  5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
  6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения
  7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Как видим, по алгоритму, «путешествие по реке времени» может быть итоговым мероприятием по проекту. Я же его чаще всего использую в начале работы над проектом по изучению элементов приметного мира и их историю эволюции. Заполняем таблицу вместе с детьми по мере получения ими знаний и представлений. Таким образом, остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию, в течение всего проекта обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение  подкрепляются реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером и чернилами).

Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой - панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности, как итогового мероприятия работы над проектом. Вас я приглашаю не только освоить эту технологию, но и выступить в роли детей.

Показ отрывка НОД с участниками мастер-класса

На столе раскладываются картинки осветительных приборов разных эпох.

Воспитатель: Сегодня нас ждет необычное путешествие, в котором мы узнаем много интересного. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по «реке времени». На столе лежат предметные картинки, это осветительные приборы,   мы поможем каждому из них вернуться в свою эпоху.

(На большом панно «река времени» с символическими метками «Древнего мира», «Русской старины» и «Современного времени».)

Воспитатель: На реке времени остановка, она называется «Древний мир».

Сейчас вы попробуете отгадать загадку и узнаете, чем люди в древности освещали свои пещеры

Воспитатель загадывает загадку:

        На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода — хорошо,

Но с собой не понесешь.

Как вы думаете, что это?

Дети: Костёр.

Воспитатель: Верно ребята, они разжигали костёр, на котором готовили пищу. От огня в пещере становилось светлее. Подумайте и скажите, для чего еще древние люди использовали костер? (Тепло, свет, приготовление  пищи, отпугивание животных.) Давайте поместим картинки на «реке времени». Правильно, молодцы. Ребята как вы думаете, нашим далёким предкам не страшно было ходить по улице ночью?

Дети: Страшно.

Воспитатель: А как вы думаете, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью?

Дети: Факелы.

Воспитатель: Этот предмет используется и в настоящее время.

Вот – бегун – олимпиаду

Открывать ему здесь надо.

На трибунах шляпки, фраки

А в руках спортсмена – (факел)

Факел  - это короткая палка с намотанной на неё просмоленной паклей. С факелами ходили по улице; их также укрепляли на стене. И тогда они освещали помещение.

Поместите картинку в ее временную эпоху.

Воспитатель. Время движется, а мы вместе с ним. Следующая наша остановка «Русская старина».

Воспитатель загадывает загадку:

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно, чинно

А зовут ее (лучина)

Лучина это самая обычная щепка, только заострённая на конце.  Обычно лучину делали из берёзы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно правильно установить, чтобы она лучше светила. Удобно ли такое освещение? Почему? (От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.) Давайте поместим лучину рядом с меткой «Русская старина».

Прошли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.

        Будто стройная березка,

Только сделана из воска. 

Как вы думаете, что это?

Дети: (Свеча)

Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала, у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу. Как вы думаете ребята, чем неудобна свеча? (Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.) Найдите картинки с изображением свечи и поместите её на  панно.

Ребята  продолжим наше интересное путешествие. Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья. Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин. Какой же предмет для освещения они придумали?

Со стекла смахните пыль

И ее включите.

У нее горит фитиль,

Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? (Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.) Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите  их на «реке времени».

Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке «Современный мир». Я  вам загадаю загадку, а вы отправьте отгадку «домой».

Дом стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется.  (Лампочка)

Лампочки освещают наши квартиры и улицы. А сейчас ребята появились новые энергосберегающие лампочки (люминесцентные и светодиодные). Они дают много света, а расходует электроэнергии мало. Дома у вас, наверное, у многих такие есть. Благодаря появлению лампочки в наших домах много разных, красивых светильников. Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и размещаем их на панно. 

Воспитатель:  У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас решит, какую временную точку он  выберет на «реке времени» и заполнит её картинками.  Дети  выкладывают картинки на  выбранную временную точку на панно «Река времени».

Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви и т.д.

3 часть. Рефлексия.

Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили    нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна и пример представлены на слайде.

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка - два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с  данным понятием.

Пример:

Путешествие

Развивающее, познавательное

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомиться с миром интересно

Исследование.

(Раздать бумагу и ручки, предложить составить синквейн. Несколько вариантов попросить прочитать)

На этом мастер-класс заканчивается. Благодарю за участие.

Литература

  1. Короткова Н.А.  Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста, М: Линка-Пресс, 2007
  2. Дыбина О.В.  « Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов» – 2-е изд., испр. – Москва: Творческий центр Сфера, 2014. – 160с
  3. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014
  4. Международный образовательный портал Маам [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.maam.ru/detskijsad/-puteshestvie-v-proshloe-osvetitelnyh-priborov.html

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности.

 ТЕМА: « Путешествие любопытного лягушонка».

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский

Мастер – класс для педагогов по опытно – экспериментальной деятельности.

Тема: « Путешествие любопытного лягушонка».

Цель: повысить уровень знаний и умений педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками.

Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость.

Данный мастер – класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, он найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Вступительная часть.

СЛАЙД 1.

Добрый день!

Уважаемые коллегии !

СЛАЙД  2.

    Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

    Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детской любознательности – разнообразие и вариативность работы с детьми.

     Новизна обстановки, разнообразные материалы, интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно каждый раз создавать новую ситуацию, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее навыки, с другой – искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у детей положительные эмоции, радостное удивление, желание творить.

СЛАЙД 3    ФГОС

      В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование в ДОУ.

СЛАЙД  4    Пред.среда

     Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

      В нашей группе оборудован экологический уголок, присутствует и мини-лаборатория, которая постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей, количеством проведенных опытов.

В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов исследовательской деятельности.

СЛАЙД  5   мини лабор

   В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с элементарными правилами безопасности.

   Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности

 СЛАЙД 6 безопасность

 Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога,  небольшими подгруппами (от 7до 12 детей),

СЛАЙД 7 группы детей

что обеспечивает наибольшую познавательную и творческую активность каждого воспитанника, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья.

   В процессе экспериментирования ребёнку важно не только ответить на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Чтобы организация совместной экспериментальной деятельности, обеспечивающая развитие детей, дала положительные результаты, я стараюсь соблюдать два важных условия: становлюсь реальным участником совместного поиска, а не только его руководителем, включаюсь в реальный, фактически осуществляемый ребёнком эксперимент.

СЛАЙД №8  чтение и литератра

   В своей опытно – экспериментальной деятельности с детьми я уделяю методам наблюдения, рассматриванию натуральных предметов, поисковой и практической деятельности, чтению познавательной литературы, сочинению сказок, а так же использую художественные образы по сказке. Внедрение художественного образа по сказке, рассказу в опытнической деятельности принимается детьми успешно, что улучшает процессы умственной работы ребенка, увеличивает интенсивность его развития.

СЛАЙД № 9. этапы

   Начинается опытническая деятельность с предоставления детям материала для исследования, образ которого связывается с художественным (сказочным) образом. Далее создается проблемная ситуация, вызывающая интерес к факту, событию. На начальном этапе я выдвигаю перед детьми задачу (далее дети сами выдвигают задачи), которую можно решить способом экспериментирования.

   Вместе с детьми составляем план предстоящей деятельности: подбираем оборудование, уточняем, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным, определяем, для чего проводится опыт (прогнозируем результат).

   Затем закрепляем последовательность действий, вспоминаем правила безопасности, проводим эксперимент, фиксируем результат на карточках или в альбоме, анализируем результаты (совпадают ли ожидаемые результаты с реальными, какой момент эксперимента был самым интересным, в чём испытывали затруднения). Целью любой экспериментальной деятельности является углубление представлений о живой и неживой природе, умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.

   Я считаю, что немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства.

Практическая часть

   Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

   Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребѐнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам.

СЛАЙД 10

Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова «Упрямый лягушонок». Сегодня я расскажу вам, что же с ним произошло дальше. Приглашаю Вас в сказку-действие.

СЛАЙД 11

Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

СЛАЙД 12

Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1.

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились на солнышке.

Опыт 2.

Оборудование: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки.

Почему пластилин падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

СЛАЙД 15

Опыт 3.

Оборудование: литровая банка, крышка с дырочками, кубики льда, горячая вода.

Налейте в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Что происходит? Почему? Лед тает от теплого воздуха, в дырочки стекает талая вода, имитируя капельки дождя.

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное коромысло.

СЛАЙД 16

Опыт 4.

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа). В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга. Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.

Вывод: солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Все вокруг лягушонку было интересно, но жаль, не было рядом друга, с которым он мог бы поделиться своими открытиями. И он решил его нарисовать.

СЛАЙД 17

Опыт 5.

Оборудование: миска, гуашь, жидкое мыло, вода, трубочки, лист бумаги, карандаши.

Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Дорисуйте способом «спиральки» глаза, ручки, нос, ножки, прорисуйте ротик. Получится друг для лягушонка – Капитошка.

Лягушонку и Капитошке захотелось устроить разноцветный праздник.

СЛАЙД 18

Опыт 6.

Оборудование: тарелка, молоко, пищевой краситель, моющее средство, ватная палочка.

Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель пищевого красителя разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Что происходит? (Молоко начинает двигаться, а цвета перемешиваться). Настоящий взрыв цвета в тарелки!

Как же получился взрыв цвета?

Вывод: Моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение.

СЛАЙД 19

Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопрос, на которые теперь он будет искать ответы со своим другом Капитошкой.

Рефлексия.

Воспитатели делятся своими впечатлениями о мастер – классе. Вопрос :

Что я сегодня узнала?

Что для меня было интересно?

Что для меня было трудно?

Теперь я могу…

Я попробую…

Что меня удивило?

И в заключении хотелось бы отметить что, именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность и активность. Исследовательская деятельность побуждает ребёнка интересоваться новым и неизвестным в окружающем мире. Ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно

Литература.

Дыбина О.В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников). – М.: ТЦ «Сфера», 2002;

Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2004;

Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. // «Ребенок в детском саду», №3, 4, 5 2003;

Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

Консультация для педагогов

ТЕМА: «Современные формы взаимодействия с семьёй»

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский

Консультация для педагогов

 «Современные формы взаимодействия с семьёй»

Перемены, происходящие в нынешнее время в образовательной системе России предъявляют новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, и к организации в них воспитательно-образовательного процесса, и к уровню качества образовательных услуг.

Эти перемены требуют новых подходов в системе отношений «дошкольное учреждение – семья». ФГОС ДО четко определяет место родителей в едином образовательном пространстве – родители не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Мы часто встречаемся с педагогической пассивностью родителей, непониманием родителями своей воспитательной функции, нежеланием установить единые требования к ребенку в детском саду и семье. Все эти факторы способствуют возникновению проблем в системе взаимоотношений «ДОУ – семья», поэтому назрела необходимость нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь дошкольного учреждения. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации системы образования.

На сегодняшний день взаимодействие дошкольного учреждения с семьей требует инновационного подхода, в связи с этим необходимо разработать систему взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, включающую традиционные и инновационные формы работы с родителями. Прежде всего, нужно установить партнерские отношения с семьями воспитанников объединить усилия для развития и воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, а также, развивать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их педагогический статус и уверенность в себе.

Инновационный подход в работе с родителями затрагивает различные направления деятельности педагогов дошкольного учреждения и имеет ряд принципов – сотрудничества, открытости, стимулирования и поддержки семьи, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье. Только при совокупности этих факторов возможно говорить о принципиально новых отношения семьи и ДОУ.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка лучше всего начать с традиционного анкетирования, например, на тему «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Говоря о нетрадиционных способах взаимодействия с семьями воспитанников нельзя отрицать и эффективность традиционных форм, которые можно усовершенствовать и применять их как новые способы сотрудничества. Инновационные технологии способствуют обогащению природных основ детско-родительских взаимосвязей и более гармоничному воспитанию детей в семье. Принципиальным требованием к новой схеме оказания услуг дошкольного образования является создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации. Так, это может быть и сайт дошкольного учреждения и информационное издание детского сада или группы, которые могут информировать об организации работы дошкольного учреждения, о новых нормативных документах, обо всех ярких событиях, достижениях дошкольного учреждения.

Сайт, газета выступают не только средством организации деятельности, сотрудничества, но и, что очень важно, фактором «обратной связи», что позволяет оперативно реагировать на все изменения в жизни детского сада.

Что для любого родителя является самым ценным в «садовской» жизни ребенка? Конечно же, это информация о нем. Именно та скрытая информация, которой владеет только воспитатель. Ведь именно педагог проживает в течение дня много мгновений вместе с детьми и очень важно уметь подмечать «нужную» информацию о том или ином ребенке. Можно вести, допустим, дневник наблюдений и фиксировать самое интересное - и на очередном родительском собрании поделиться с этой информацией с родителями.

Сбор информации о достижениях детей каждый день приносит детям новый опыт, новые знания. Даже самые на первый взгляд незначительные успехи стоит сделать общим достоянием. Для этого нужно вести наблюдения за детьми, стараться подметить, то новое, что появилось в речи, движениях, поведении, играх. Достижение - это безусловны успех ребёнка в чём-либо. Это выработка из фактов, полученных в ходе наблюдений. У каждого ребёнка достижения свои, значимые лично для него, для его родителей.

Данная форма письменного информирования родителей о достижениях детей очень важная перспектива. Этим самым родителям демонстрируются замечательные мгновения жизни ребёнка в детском саду (скрытые от их глаз), чтобы у родителей формировались позитивные взгляды на опыт, который приобретают дети в детском саду, изменились представления о родительской роли в обучении и развитии ребёнка.

Воспитатель общается с родителями посредством и письменной речи и здесь так же важно проявить смекалку, а не использовать формальный, сухой язык просьб и обращений.

Для привлечения родителей к участию в конкурсах, выставках, субботниках по ремонту игрового оборудования, вместо обычных традиционных объявлений о проводимом мероприятии можно изменить содержание объявления. Например:

Дорогие наши мамы и папы!

Теперь у нас на игровой площадке есть настоящий цветник. Мы с удовольствие ухаживаем за цветами. Вот только растениям недостаточно земли. Пожалуйста, помогите цветнику разрастись пышным цветом. А мы в свою очередь обещаем ухаживать за цветами, чтобы они долго радовали ваши глаза!

Ваши детки.

При подготовке к родительским собраниям, беседам, консультациям педагоги могут использовать следующие формы работы с родителями:

«Паровозик мудрости» – в приёмной вывешивается макет паровоза. В головном вагоне обозначается проблема, по которой родителям предлагается высказаться. Вагоны паровоза пустые. Родители записывают на них советы, афоризмы и пожелания по выбранной теме.

Например:

- «Детские капризы»;

- «Я знаю, как научить ребёнка помогать взрослым»;

- «Когда у нас родился второй ребёнок, мы…»;

- «Чтобы ребёнок не болел» и т.п.

«Портрет идеального родителя» (воспитателя)– в приёмной вывешивается лист с изображением контура фигуры человека. Родители записывает на этом листе черты идеального родителя.

«Недописанный тезис» – на стенде размещается фраза, например:

- «Счастливая семья – это…»;

- «Хороший воспитатель – это...»;

- «Семейные традиции – это...» и т.п.

Родители продолжают предложение. Подобные недописанные тезисы могут быть позиционированы как темы будущих родительских собраний.

Особо необходимо отметить инновационную форму работы с родителями, которую можно практиковать - обобщение лучшего семейного опыта с использованием современных мультимедиа технологий.

Для знакомства с семьями воспитанников помимо личных бесед с родителями и членами их семьей можно использовать разнообразные методы и приемы. Одним из них является изучение детей и особенностей их семейного воспитания в процессе учебно-воспитательной работы в детском саду. Многое о жизни детей может стать ясным из их собственных высказываний, из дискуссий на родительских собраниях, из результатов мониторинга и диагностики, из повседневных наблюдений за детьми и родителями в естественных условиях, из анкетирования. В результате можно выявить примеры хорошего воспитания в семье, родителей, имеющих высокую педагогическую подготовленность и заинтересованность в вопросах семейного воспитания.

Исходя из выше перечисленного, можно увидеть, в какой семье воспитательный потенциал высок и кто может поделиться опытом по поднимаемой проблеме на родительском собрании, семинаре или конференции.

Не выходя за пределы своего коллектива, родители легче будут делиться своими успехами, трудностями, сомнениями, маленькими секретами и изюминками семейного воспитания, будут искать выход из проблемных ситуаций. Выступления родителей с живым интересом можно просмотреть и выслушать на собраниях, их можно будет обсудить, что способствует обмену опытом семейного воспитания.

Обобщение семейного опыта родителями может оформиться в продуктивной творческой деятельности в виде плакатов, газет, рассказов, докладов, альбомов, фильмов, фотовыставок, компьютерных презентаций.

Педагогам необходимо сделать повседневным активное участие родителей во всевозможных мероприятиях: акции, конкурсы, проекты и т.д. Все это, в первую очередь, сближает родителя собственным ребенком, а ведь малышу порой так не хватает элементарного внимания мамы и папы. Ведь пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.

Об эффективности проводимой работы с родителями в детском саду могут свидетельствовать:

  • проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
  • возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
  • ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
  • увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
  • стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
  • размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
  • повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов;
  • активность взрослых в жизни детского сада и группы.

Использование разнообразных форм работы с семьёй позволит пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду. 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждения

 «Детский сад «Улыбка»

ЭССЕ - консультация для педагогов

ТЕМА:  «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

                                                     Выполнила: воспитатель Кондратьева

                                                                                                 Наталья Викторовна

пгт. Малиновский

Тема: «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что использование кинезиологических игр и упражнений в работе с детьми старшего возраста является важным для поддержания познавательной активности детей данного возраста, развития их мыслительных процессов, укрепления психофизического здоровья дошкольников.

Современный мир стремительно меняется: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов к восприятию огромного объема информации, должен в нем ориентироваться, постараться стать успешным. Поэтому необходимыми становятся не сами знания, а умение обучаться, развивать личность посредством формирования универсальных учебных действий. В последнее время отмечается увеличение количества детей, имеющих затруднения в обучении, различные нарушения в организме, трудности в адаптации. Для преодоления нарушений имеющихся у них требуется проведение комплексной психологической и коррекционной работы. Кроме того, в системе дошкольного образования можно наблюдать значительные преобразования, которые вызваны изменением материальной, научной, методической базы воспитания и обучения дошкольников. Одним из основных условий обновления выступает использование своременных информационных технологий. Это, с одной стороны дает возможность повысить результативность образовательного процесса, с другой стороны – применить индивидуальный подход в процессе воспитания и обучения.

Одно из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс это использование кинезиологии. Она дает возможность привнести восстановление продуктивности и работоспособности в образовательную деятельность непосредственно [3, с. 95].

Слово кинезиология происходит от греческого слова «кинезис», что значит движение, и «логос», что значит наука, то есть наука о движении, а если точнее, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через движение. Кинезиология существует порядка 2 тысяч лет и используется по всему миру. Кинезиологическими упражнениями пользовались Гиппократ и Аристотель.

Одним из результатов работы ученых в данной сфере является разработка развивающих программ, в которые входят комплексы упражнений, которые стимулируют активность головного мозга, это дает ребенку возможность дольше удерживать внимание, сосредотачиваться, наблюдать за явлениями и предметами и делать из увиденного выводы.

Итак, кинезиология – это наука о развитии физического здоровья и умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиология нацелена на то, чтобы развить связи между левым и правым полушарием, а также добиться их гармоничного развития у ребенка. Следовательно, развивающая работа на основании методов кинезиологии направлена от движения к здоровью и мышлению, а не наоборот [4, с. 523].

Правое полушарие головного мозга по исследованиям физиологов – гуманитарное, творческое, образное – оно отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – знаковое, математическое, речевое, аналитическое, логическое – оно отвечает за восприятие слуховой информации, построений программ и постановку целей.

Единство мозга формируется из деятельности его двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. По мнению кинезиологов и нейрофизиологов развитие межполушарного взаимодействия это основой развития интеллекта.

Таким образом, интегрированное межполушарное взаимодействие это основа развития интеллекта, оно служит для передачи информации между полушариями. Поэтому при активизации левого полушария правое быстрее вовлекается в работу.

Дифференцированное обучение с учетом функциональной асимметрии полушарий головного мозга ребенка – это одно из наиболее сложных, однако, но эффективных способов обучения. Он более продуктивен, нежели поиск совершенных методов, потому как ни один метод сразу для всех детей не подходит [1, с. 105].

Основное развитие межполушарных связей у девочек формируется до 7- лет, а у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование мыслительных и интеллектуальных процессов следует начинать с развития движений тела и пальцев. Развивающая работа должна быть нацелена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного развития и обучения ребенка в школе одним из главных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело можно развить через кинезиологические упражнения.

Специальные кинезиологические упражнения дают возможность создать новые нейронные связи, а также улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе интеллекта и речи.

Понятие методы кинезиологии обширно. В рамках дошкольной педагогики можно выделить такие методы как: кинезиологические упражнения, кинезиологические игры, а также кинезиологические сказки.

Под кинезиологическими упражнениями понимают комплекс движений, который позволяет создать новые нейронные сети, а также активизировать межполушарное взаимодействие.

Главная цель кинезиологиологических упражнений заключается в развитии межполушарного взаимодействия, которое способствует активизации мыслительной деятельности.

Упражнения для развития мелкой моторики влияют на активные точки, связанные с корой головного мозга, и косвенно воздействуют на общее интеллектуальное развитие ребенка, готовят руку ребенка к овладению навыками письма.

Глазодвигательные упражнения дают возможность расширить поле зрения и улучшить восприятие. Разнонаправленные и однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие, а также повышают энергетизацию организма.

Телесные кинезиологические упражнения «оживляют» и оптимизируют образовательный процесс. Понижают утомляемость, заболеваемость детей, повышают работоспособность и стрессоустойчивость организма, совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, гибкость, сила, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростых жизненных ситуациях. В результате повышается уровень эмоционального благополучия ребенка [2, с. 117].

Кинезиологические игры прививают ребенку интерес к выполнению упражнений, с помощью игры он учится коммуникабельности, учится проявлять собственные способности, начинает стремиться к успеху.

Включение сказки в кинезиологию дает возможность заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям. Из разученных упражнений формируется целая история (сказка) и эффективность увеличится в разы [5, с. 261].

Воспитанники подготовительных к школе групп детского сада с удовольствием занимаются кинезиологическими упражнениями, им интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам. Кроме того, дети, выполняя упражнения, знают, что данные упражнения помогают им лучше думать, лучше запоминать, быть внимательными. Да и игровой момент развития интеллекта дает больше пользы, нежели наскучившие методы развития ребенка, тем или иным умениям и навыкам.

Таким образом, кинезиология является перспективным научным направлением, которое синтезирует в себе методы и знания многих отраслей наук, таких как педагогика, медицина, психология, специальная и коррекционная педагогика, логопедия и другие.

Под кинезиологиией, как правило, понимают науку о развитии головного мозга через движение. Она существует проядка 2000 лет и используется по всему миру.

В данной сфере разработаны комплексные упражнения, позволяющие развивать у ребенка как правое, так и левое полушарие, а это в свою очередь способствует:

1) улучшению памяти, речи и внимания;

2) уменьшению утомляемости;

3) повышению способности к произвольному контролю;

4) повышению работоспособности;

5) активизации познавательных и интеллектуальных процессов.

В организме под воздействием кинезиологических тренировок происходят благоприятные структурные изменения. При этом, чем нагрузка интенсивнее (но оптимальна для существующих условий), тем эти изменения значительнее. Сила, подвижность, равновесие, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Развивается координирующая и регулирующая роль нервной системы. Эти методики дают возможность выявить скрытые способности дошкольники, а также расширить границы возможностей деятельности мозга.

 

Список литературы

  1. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. – СПб.: Питер, 2018. – 478 c.
  2. Герасина, Е.В. Детская психология / Е.В. Герасина. – М.: Владос-Пресс, 2018. – 288 c.
  3. Марцинковская, Т.Д. Возрастная психология / Т.Д. Марцинковская. – М.: Academia, 2017. – 319 c.
  4. Таштандинова Ю.П. Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – № 24. – С. 523-526.
  5. Шаграева, О.А. Детская психология. Теоретический и практический курс / О.А. Шаграева. – М.: Владос, 2016. – 368 c.