Музыкальный театр в школе как форма взаимодействия с родителями.

Рачина Елена Григорьевна

Родители (единомышленники) –

             учитель (режиссер) –

                       ученик (успешная личность)!

 

Организация музыкально-театральной деятельности открывает перед школьниками возможность для творческого самовыражения. Немного существует учебных предметов, где ребенок обладает такой свободой реального воплощения в конкретных видимых и обсуждаемых результатах, где есть конструктивная игра, а затем коммуникативная значимость результата творческих усилий ребенка. Отличительной особенностью моего музыкального театра, является участие в спектакле всего классного коллектива. Не бывает таких сценариев, где бы было прописано 28 ролей, к примеру, поэтому моя задача придумать не недостающих героев, сочинить им текст, и ввести в сценарий. В результате такой формы деятельности формируется коммуникативная культура мета умений

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Музыкальный театр в школе как форма взаимодействия с родителями.

Рачина Елена Григорьевна

 учитель музыки

г. Усть-Илимск

Родители (единомышленники) –

                         учитель (режиссер) –

                                           ученик (успешная личность)!

         Взаимодействие с родителями учащихся в процессе подготовки театрального спектакля еще одна форма моей внеурочной деятельности. Такой союз родителей учеников и учителя при подготовке спектаклей в моей практике, плодотворно существует много лет. У нас есть своя копилка сценариев к разным праздникам. Сформировалась своя база шумовых эффектов и звуковых файлов.

Свои театры сейчас большая редкость для многих учебных заведений. К сожалению дополнительное образование сокращают.  Тогда как именно школьный театр отчасти помогает решать проблему гиперактивных детей. Их неуёмная энергия направляется в нужное русло. Родители довольны: их ребенок может с пользой для себя провести свободное время. Все это, конечно, так. Но, на мой взгляд, все это вторично. А главное – у детей есть потребность в театре, как средстве реализации своих творческих способностей.

Что мы делаем?

Мы ставим спектакли для родителей, в которых принимает участие весь класс – у каждого ученика есть своя роль! Конечно, трудно найти такой сценарий в котором было бы 26 героев, но мы нашли выход, мы придумываем новые роли и повороты в сюжетах.

Формула театрального пространства

Это страстное и ничем не объяснимое желание играть. Игра, дающая волшебную возможность вместо одной жизни прожить десять, любить и совершать подвиги. Присущее любому человеку желание расширить себя до размеров человечества и пережить ощущение безмерности мира. Странное и загадочное желание личности творчески самореализоваться.

Родители….РОДИТЕЛИ!!!

Именно они, именно с ними в ногу, в одном русле, в одном направлении! Понимающие важность, поддерживающие, помогающие каждый, чем может.

Выйти за рамки школьного урока…

А ведь именно существование в рамках театрального пространства дает возможность любому ребенку найти свой собственный способ учиться, получая гораздо больше «знаний», по сравнению с условиями обычного урока. Не говоря уже о том, что для многих детей существование внутри театрального пространства и есть адекватный их возрасту способ освоения культурных ценностей. Кроме того, подобная форма образования не только расширяет знания, но и создает ситуацию успешного их освоения, а значит, формирует мотивацию к дальнейшему образованию, открывая самому человеку его собственные возможности.

Мимолетные шедевры

Для педагога-музыканта каждое мероприятие, каждое выступление его учеников-это смотр-оценка его работы, критическую оценку этой работе дают администрация и педагоги школы, родители и гости, а для меня главное сами дети: участники и зрители… их оценка очень важна, хочется чтобы они могли хотя бы научиться говорить об искусстве, а на будущее возможно и разбираться в нем. Мимолетные шедевры. Дети никогда не повторяются, что бы ни играли. Но детские шедевры - мимолетны. Эти шедевры непосредственного схватывания действительности. А точно повторять и текст, и мизансцену-это задача уже не детского искусства, а искусства профессионального. Это для детей ???

После полета…

После спектакля те, кто как-то связан с постановкой долго не могут прийти в себя: вспоминают и то, и это, и как тот сыграл, и как этот песенку спел… Я сталкиваюсь с морем, с бурей детского творчества, с их энтузиастом, с чистыми глазами, с их детской правдой - мы как будто нахлебались воздуха! Со всей своей детской достоверностью играют кузнечика, бетономешалоку, курицу, ежиху (в шестом-то классе…)

Театру нужны нормальные зрители

Среди подростков их очень мало. К сожалению, часто приходится во время спектакля делать замечания слушателям, родительское воспитание сейчас не модно. Для того, чтобы иметь взрослого театрального зрителя, его формировать надо в детстве. Нужна театральная культура.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

Сценарий музыкально-литературной гостиной

 «Романс, незнакомы господин…»

Рачина Елена Григорьевна

 учитель музыки

г. Усть-Илимск

Здравствуйте дорогие друзья! Мы рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной!

…Как часто в концерте по радио, телевидению, в грамофонной записи ???,в домашнем музицировании мы слышим вокальные произведения отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос слушателей, а к каждому сидящему в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых казалось бы сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях… Эти произведения называются романсами.

… Родина романса Испания. Там в 12-14 веках зародился новый песенный жанр, в творчестве странствующих певцов и поэтов. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке, поэтому получили название – «романсы»!

Со временем романс, сближается с народным искусством, обретая демократические черты, но сохраняя в отличии от народной песни специфику жанра.

… В 18 веке жанр романса проявляется и в русской музыке. В настоящее время под термином «романс» подразумевается многообразие формы камерно-вокальной музыки. Включаются такие разновидности как баллада, элегия, баркарола, серенада, песня-романс, вокальные фантазии, романсы в танцевальных ритмах.

… Как известно, русский романс возник не на пустом месте. Все достижения музыки и поэзии 19 века составили фундамент для современного камерного-вокального творчества. Русский романс оформился как сам жанр лишь в конце 18 века. В его родословной сплелись многие корни: красота и распевность петровских канонов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи.

… Одна из особенностей романса – быть всегда правдивым, нести в себе радость и печали, страсть и горечь переживаний своих созидателей. Эти свойства романса являются чуть ли не главной его отличительной чертой, поэтому романс всегда современен!

… 20 век, тоже не хотел расставаться с романсом. Его жанр меняется: он то усложнялся становился развернутым монологом или исповедью, как «Маэстро» или «Песня на бис» А. Веднесенского Р. Паулса в исполнении Аллы Пугачёвой, то возвращался к простой и ясной старинной своей форме, когда Л. Сенчина поет романс Матусовского-Баснера (из к/ф «Дни Турбиных») «Белой акации гроздья душистые», многим принимают его за старинный романс.

Но всегда, и в наши дни, как и в прежние времена романс не может прожить и дня без любви.

… Грустит романс тревожно и светло,

    И к вам непостижимо в слове каждом,    

    Приходит откровения само,

    Как вы в мою судьбу вошли однажды…

… Уже в начале нашего века граница между лирической песней и романсом была условной. В «Путеводителе по концертам» впервые изданном в 1919г. Б. Асафиев писал: что романс, по сравнению с песней это усложнённый вид «комнатной, домашней» песни, ставшей более интимной, отзывчивой в отношении передачи тончайших оттенков психики – личного душевного настроения.

Ну а в конце нашего века романс стал ещё более многогранным и разнообразным и потому ещё более близок нам.

Лирические признания в песнях и романсах – никогда не умолкнут пока есть на земле любовь к матери, к друзьям или подруге, к детям, близким людям… Будут рождаться новые песни-романсы вместе с новыми влюбленными. Никогда не отзвучат и старые романсы - бесценный дар на все времена.