Возможности инклюзивного образования в МДОУ №8

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей»  каждому ребенку гарантированно право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Положения, зафиксированные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и на детей  с ЗПР. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи, в которой протекает жизнь ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто в ней нуждается. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые потребности. 

         Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс ДОУ изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей –у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Инклюзивное образование  меняет всю педагогику в целом,  Она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

          Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.         

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

 Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

 Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

          Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участниковпредполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода.

          Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания.

          Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

 Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

         Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада.

         Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства. (Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный детский сад». – М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду.

 Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход

Требования к воспитателям и специалистам, работающим в инклюзивной группе:

-Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами

обучения и воспитания.

-Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми  и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

-Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

-Способствуют развитию положительной самооценки детей.

-Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

-Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.

-Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.

-Сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах, по телефону и т.п.).

-Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с собственным темпом развития каждого ребенка. Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.

-Предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.

-Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственных занятий.

-Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска газет и других занятий.

-Создают для детей условия безопасности: через организацию четкого ритма распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.

-Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.

-Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

-Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

-Ясно формулируют свои ожидания от детей.

-Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства.

-Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса.

-Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые результаты.

-Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

-Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе («дежурные по...»).

-Организуют активность детей во время таких занятий, как забота о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на приусадебной площадке и т.п.

-Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).

-Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.

-Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение, имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

  • Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.
  • Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.
  • Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.
  • Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать свое мнение и делать выводы.
  • Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.
  • Повышают уровень физического развития.
  • Способствуют социальной инклюзии (включению).

Соответствие требованиям оценивается в процессе супервизии.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

 3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда

для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада

Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом:

1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы

  • Беседа и анкетирование родителей
  •  Диагностика развития ребенка
  • Наблюдение за поведением в группе

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление Индивидуального образовательного маршрута и Индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.

Задачи организации совместной деятельности:

_ создание общности детей и взрослых (вместе мы группа), основанной на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;

_ формирование умения устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми);

_ формирование умения поддерживать друг друга;

_ развитие коммуникативных навыков и культуры общения, создание позитивного эмоционального настроя;

_ активизация способности выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности;

_ развитие умений и навыков игровой, познавательной, исследовательской деятельности;

_ формирование навыков саморегуляции и самообслуживания.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

_ индивидуальные занятия со специалистами

_ активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка)

_ совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми

_ прием пищи

_ дневной сон

_ фронтальные занятия

_ детско-родительские группы

_ праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

          Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание встреч, планируется согласно составленному индивидуальному плану. Специалисты (логопед, психолог, дефектолог, медсестра по массажу, кинезиотерапевт) в своей работе опираются на различные отечественные и зарубежные программы, методы и техники. Индивидуальные встречи проводятся специалистами в соответствии с составленным графиком.

          Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенкаи определения зоны его ближайшего развития. Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий всех специалистов, работающих с ребенком. Так работу логопеда по развитию речи добавляет работа психолога над установлением контакта и работа массажиста над развитием моторной сферы По результату занятия специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп. Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

          Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно педагогами, специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

          Там, где специалисты отмечают сложности и препятствия, возникающие у ребенка в освоении окружающего мира, ребенку предлагают способы позволяющие преодолеть их. Методика М. Монтессори разработана на основе этой технологии.

          Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

          Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого можно использовать дополнительные развивающие программы («Маленький исследователь», программы занятий в керамической и столярной мастерских, программы по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

          Фронтальные формы организации активности детей могут решать как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важным ритуалом группы и всего сада. Атмосфера при подготовке этих мероприятий творческая. Они могут быть подготовлены взрослыми – тогда это будет сюрпризом для детей, что тоже влияет на создание положительной атмосферы.

Учреждение успешно реализует инклюзивную практику, если:

все дети, включенные в образовательный процесс

• показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);

• адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение;

• получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой.

родители детей с ОВЗ

• понимают как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;

• полноценно участвуют в процессе обучения и развития своих детей;

• проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в образовательном учреждении;

• включены в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка.

родители всех детей, посещающих инклюзивный класс

• занимают активную позицию сотрудничества и поддержки по отношению к семье «особого ребенка», учителю, специалистам психолого-педагогического сопровождения.

педагоги

• принимают политику администрации

образовательного учреждения по инклюзивному образованию;

• реализуют инклюзивную практику, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению, принимают участие в разработке и реализации индивидуальных образовательных планов (индивидуальных планов или программ развития в дошкольных образовательных учреждениях);

• эффективно взаимодействуют с родителями, координатором по инклюзии, специалистами психолого-педагогического сопровождения;

• имеют положительную мотивацию в осуществлении своей профессиональной деятельности;

• имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

специалисты психолого-педагогического сопровождения

• участвуют в реализации инклюзивных подходов для задач социальной адаптации и развития детей с ОВЗ и их одноклассников, используя при этом наиболее эффективные инновационные технологии психолого-педагогического сопровождения;

• действуют в междисциплинарной команде, опираясь в планировании и реализации своей профессиональной деятельности на коллегиальные решения и подходы;

• эффективно взаимодействуют с родителями, педагогами (воспитателями и учителями);

• администрация и специалисты сопровождения имеют информацию о возможных ресурсах как внутри образовательного учреждения, так и вне его (в окружном ресурсном центре

по развитию инклюзивного образования, окружном методическом центре, общественных организациях) и активно их используют в профессиональной деятельности.

руководители образовательных учреждений

• создают условия для развития и поддержки инклюзивной культуры, формирования инклюзивных ценностей и соответствующей атмосферы учреждения;

• занимают лидерскую позицию в формировании инклюзивной политики (стратегии) и тактики, развитии инклюзивной практики в педагогическом коллективе;

• понимают важность оказания поддержки сотрудникам, отвечающим за координацию работы, связанной с особыми образовательными потребностями.

представители администрации образовательного учреждения

• понимают свою роль по отношению к к детям с ОВЗ и их родителям,

связанную с их основным функционалом.

координаторы по инклюзивному образованию в окружном управлении образования, окружном ресурсном центре, окружном методическом центре, ППМС -центрах

• своевременно получают информацию

(статистическую и качественную) о детях с ОВЗ;

• своевременно и оперативно получают запрос на ту или иную (организационную, методическую) поддержку педагогического коллектива образовательного учреждения, потребность в психолого-педагогическом сопровождении детей и (или) их родителей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polozhenie_ob_ovz.doc67 КБ
Microsoft Office document icon plan-grafik.doc109.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_raboty.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и молодёжи Администрации города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

                                                                                           Утверждаю

                                                                                          Заведующий МДОУ

                                                                                          Детский сад №8 «Светлячок»

                                                               __________Е.Ю. Вихляева

                                                                                         21 августа 2015г., Пр.№86

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ

 ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ «ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» ГОРОДА АЛУШТЫ

реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья

в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.

г.Алушта

2015г

         В основу Положения заложены принципы образовательной политики в России, которые определены Федеральном законом «Об образовании в Российской Федерации», государственными программами Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы и «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы, Федеральным Государственным Стандартом дошкольного образования. В данных документах речь идёт о реализации гарантированного государством права родителей (законных представителей) ребёнка на осуществление включения детей с ОВЗ в любое дошкольные образовательные учреждения по месту жительства не зависимо от наличия или отсутствия в них адаптированной среды.

       1.Общие положения.

1.1.    Настоящее положение регулирует деятельность ДОУ по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в муниципальном дошкольном образовательном учреждении

 «ДЕТСКИЙ САД №8 «СВЕТЛЯЧОК» города АЛУШТЫ (далее МДОУ),

реализующем основную образовательную программу дошкольного образования по модели «частичная интеграция ребёнка

с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников.

1.2.    Образовательная модель «частичная интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников  является новой формой дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной активной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

1.3.     МДОУ несёт ответственность за жизнь детей с ОВЗ, реализацию их конституционного права на образование в пределах государственного образовательного стандарта, обеспечивает  условия для его обучения, воспитания, социальной адаптации и интеграции в общество.

1.4.         При организации образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья МДОУ  руководствуется следующими нормативными документами:

·         Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ  ч.1 ст. 79.

·         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

·         Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

·         Постановлением Правительства РФ от 12.03.97 №288   «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (с изменениями 10 марта 2000 г. №212).

·          Порядок организации инклюзивного обучения в образовательных организациях Республики Крым, реализующих основные общеобразовательные программы ( Пр. Минобразования Крыма от 26.11.2014 г. № 313)
2. Цели и задачи организации образования детей с ОВЗ в МДОУ.

2.1. Цель: обеспечение равного доступа к получению дошкольного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.

2.2. Задачи:

  • психолого-педагогическая коррекционная работа с детьми, имеющими

трудности в развитии, в том числе с ограниченными возможностями здоровья: определение формы получения дошкольного образования и

режима пребывания в образовательной организации, соответствующих возможностям и специальным потребностям ребенка;

-определение объема, содержания — основных направлений, форм организации психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи; -определение стратегии и тактики (форм и содержания) коррекционно-развивающей работы с ребенком. Здесь же определяются критерии и формы оценки динамики познавательного и личностного развития ребенка, степени его адаптации в среде сверстников;

-определение необходимости, степени и направлений адаптации основной образовательной программы организации;

-определение необходимости адаптации имеющихся или разработки новых методических материалов;

-определение индивидуальных потребностей ребенка в тех или иных материально-технических ресурсах. Подбор необходимых приспособлений, организация развивающей предметно-пространственной среды.

- Выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций

педагогу, родителям (законным представителям) для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе коррекционного обучения и воспитания

3. Основные виды деятельности
по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети ОВЗ) в МДОУ

3.1. Проведение, с согласия родителей (законных представителей), психолого-педагогической  диагностики развития ребёнка.

3.2. Осуществление коррекционной деятельности по адаптированной программе.

3.3. Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.

3.4.Консультирование педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья, предоставление рекомендаций по обучению и воспитанию.

3.5. Просвещение родителей (законных представителей) по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.

3.6. Просвещение педагогов и специалистов служб сопровождения по вопросам обучения, воспитания и развития детей, имеющих трудности в развитии, в том числе ограниченные возможности здоровья.

3.7. Просвещение педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам социальной адаптации детей.
4. Предоставление в МДОУ образовательных услуг для детей с ОВЗ.

4.1. Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом.

 В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения.

4.2. Для организации инклюзивного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья в МДОУ создаются условия

для:

- обеспечения беспрепятственного доступа детей с ограниченными

возможностями здоровья в здания и помещения МДОУ;

- обеспечения необходимыми учебно-методическими и наглядно-

дидактическими пособиями;

- проведения коррекционно-развивающих индивидуальных занятий;

4.3. Решение о частичной интеграции ребёнка  с ограниченными возможностями здоровья в функционирующей группе нормально развивающихся сверстников принимается руководителем образовательной организации с учетом интересов родителей (законных представителей)по согласованию с учредителем.

4.4. Зачисление детей с ограниченными возможностями здоровья

группы  осуществляется в установленном порядке в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.

4.5. Учредитель образовательной организации выделяет в установленном

Порядке:

  • средства для создания специальных условий получения образования

детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия

образования – специальные образовательные программы, методы и средства

обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные),

  • средства коммуникации и связи при реализации образовательных программ, адаптация образовательных организаций и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также

педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ограниченными возможностями здоровья затруднено),

  • обеспечения

дополнительного профессионального образования педагогических работников,

  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья

детей, направленности образовательной программы, категории детей и иных

особенностей образовательной деятельности.

4.6.Учредитель и руководитель МДОУ несут ответственность за организацию, состояние и качество инклюзивного образования.

4.7. В образовательных организациях осуществляется психолого-

педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями

здоровья специалистами психологической службы (педагогами-психологами,

социальными педагогами) таких организаций и соответствующими

педагогическими работниками.

4.8. Для обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения

детей с ограниченными возможностями здоровья в группах

с инклюзивным обучением в МДОУ в соответствии

с потребностями, индивидуально-типологическими особенностями в

познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии воспитанников создаются малые психолого-медико-педагогические консилиумы с обязательным участием родителей (законных представителей). 4.9.Члены психолого-медико-педагогического консилиума участвуют в разработке

  • адаптированной образовательной программы для детей ОВЗ;
  • отслеживают динамику развития ребенка, оценивают успешность в освоении образовательной программы.

4.10.Адаптированная образовательная программа утверждается руководителем МДОУ по согласованию с родителями (законными

представителями) и пересматривается дважды в год (в случае необходимости

чаще) с целью ее корректирования.

4.11. В МДОУ комплектование групп с инклюзивным обучением осуществляется с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, а также в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013№ 26 СанПиН 2.4.1.3049-13«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

4.12. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в группе

с инклюзивным обучением не должно превышать двух воспитанников, при этом их нарушения в развитии должны быть сходными.

4.13. Наполняемость групп с инклюзивным обучением не должно превышать 20 воспитанников с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.

4.15. Содержание образования и условия организации образовательного

процесса для детей с ОВЗ в МДОУ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, с

учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном,

физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся и рекомендаций

психолого-медико-педагогической комиссии.

4.16. При организации получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья в МДОУ с инклюзивным обучением

целесообразно использовать возможности их обучения в установленном

порядке по индивидуальному учебному плану наряду с применением

современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость

образовательного процесса и успешное освоение обучающимися

образовательных программ.

4.17.Личностно-ориентированная направленность учебно-воспитательного

процесса обеспечивается тьютором, ассистентом (помощником), оказывающего обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории. Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организацийв соответствии с рекомендациями психолого-медико- педагогической комиссии из расчета по одной штатной единицы на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

4.18. Дошкольное образование детей с ОВЗ в МДОУ осуществляется

по учебным планам, программам, учебникам и пособиям, рекомендованными

Министерством образования и науки Российской Федерации.

4.19. Расписание организованной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составляется с учетом индивидуальных особенностей их учебно-познавательной деятельности, динамики умственной трудоспособности на протяжении дня и недели.

4.20.МДОУ организует предметно-развивающую среду, обеспечивающую разным детям доступ к развитию их возможностей.

4.21 МДОУ осуществляет промежуточную и итоговую диагностику развития ребёнка с ОВЗ, мониторинг их социальной адаптации, формы и сроки которых установлены основной общеобразовательной программой ДОУ.

4.22 .При выпуске из детского сада дети с ОВЗ направляются на ПМПК для определения формы обучения в школе (общеобразовательной или специальной коррекционной).

III. Финансовое обеспечение

3.1.Образовательные услуги детям с ОВЗ предоставляются бесплатно.

3.2.Дополнительные расходы, связанные с осуществлением воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ, не предусмотренные специальной образовательной программой ребёнка с ОВЗ, утверждённой ДОУ, производятся за счёт средств родителей (законных представителей).

3.3.Платные образовательные услуги, предусмотренные Уставом дошкольного образовательного учреждения, предоставляются детям с ОВЗ, на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

IV. Участники образовательного процесса

4.1. Участники образовательного процесса: педагогические работники, родители и воспитанники.

4.2. Родители (законные представители) имеют право:

-  защищать законные права ребенка;

-  обращаться для разрешения конфликтных ситуаций к администрации ДОУ.

4.3. Воспитанник имеет право:

  • на уважение человеческого достоинства;
  • на моральное поощрение за успехи;

4.4. Педагогический работник имеет права, предусмотренные законом РФ «Об образовании».

V. Порядок управления

Заведующий осуществляет общее руководство воспитанием и обучением детей с ОВЗ, координирует деятельность коллектива детского сада и специалистов системы здравоохранения на основании заключаемого ежегодно договора, осуществляет систематический контроль эффективности работы.



Предварительный просмотр:

Управление образования и
молодёжи Администрации города Алушты

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

          298500, Р. Крым, г. Алушта                                               т.(06560) 5 44 77                                                              

          ул. Ялтинская, дом 19 а

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая  МДОУ  №8 г. Алушта __________ Е.Ю.Вихляева
 Введена в действие

 Приказ от   «_____»   №_________

ПЛАН-ГРАФИК («дорожная карта»)

мероприятий по созданию условий для инклюзивного образования воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в МДОУ №8

на 2015-2016 учебный год

Цель: становление инклюзивной практики и обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными образовательными потребностями.

Алушта

2015г

№ п/п

Направления мероприятий

Сроки

Ответственные

1.

Нормативно-правовое обеспечение реализации инклюзивного образования

1.1.

Проведение совещания при заведующей по реализации плана-графика инклюзивного образования за 2014/2015 уч. г. и созданию условий инклюзивного образования в соответствии с определенными категориями  в новом учебном 2015-2016 учебном году.

май 2015 г.

Администрация МДОУ

1.2.

Подготовка отчета по исполнению плана-графика мероприятий реализации инклюзивного образования за 2014-2015 уч .год

Май  2015

Администрация  МДОУ

1.3.

Разработка локальных актов по подготовке и введению инклюзивного образования в новом учебном году

Июль-август  2015 г.

Администрация МДОУ

1.4.

Итоговое заседание ПМПК МДОУ

май, ежегодно

Администрация МДОУ

2.

Организационное обеспечение реализации инклюзивного образования

2.1.

Проведение мониторинга готовности МДОУ, стартовых условий введения инклюзивного образования, подготовка обобщенной информации мониторинга готовности МДОУ

Июль-август

Администрация МДОУ

2.2.

Организация методического объединения педагогов, реализующих инклюзивное образование, организация их курсовой подготовки

Октябрь 2015

Старший воспитатель

2.3.

Участие в мероприятиях Центра информационно-методического сопровождения

2015-2016 уч год по графику ЦИМФ

Администрация МДОУ

2.4.

Заполнение банка детей с ОВЗ, получающих образовательную услугу в условиях инклюзивного образования

Постоянно (1 раз в год)

Администрация МДОУ

2.5.

Заполнение банка данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов в условиях инклюзивного образования

Постоянно (1 раз в год)

Администрация МДОУ

2.6.

Организация и проведение Недели инклюзивного образования

14–18 марта (ежегодно)

Администрация МДОУ

2.7.

Организация и проведение мероприятий, посвященных Международному Дню инвалидов

ежегодно

Администрация ОО

2.8.

Организация консультирования для родителей детей, включенных в инклюзивный процесс (на базе ПМПК (психолого-педагогического сопровождения МДОУ)

2015

Администрация ОО

3.

Методическое обеспечение реализации инклюзивного образования

3.1.

Методическое сопровождение процессов введения и развития инклюзивного образования

В теч года

Методический совет

3.2.

Составление обращения для приобретения  оборудования для создания универсальной среды

Май 2015

Руководитель МДОУ

3.3.

Разработка раздела ООП «Коррекционная работа»

Июль-август 2015

Старший воспитатель

3.4.

Разработка методических рекомендаций по развитию и внедрению инклюзивного образования в ОО

Ежеквартально

по итогам контроля и мониторинга

Администрация МДОУ

3.5.

Проведение методических консультаций для воспитателей и музыкального руководителя по реализации ООП «Коррекционная работа»

ежеквартально

Старший воспитатель

3.6.

Анализ, отбор материала для обобщения успешного опыта инклюзивного обучения и социализации детей с особенностями развития

Апрель–май 2016

Администрация МДОУ

3.7.

Разработка ООП и рабочих программ педагогов.

Август 2015

Старший воспитатель

воспитатели

4.

Кадровое обеспечение введения инклюзивного образования

4.1

Участие в семинарах-совещаниях по вопросам инклюзивного образования

Постоянно

Администрация МДОУ

4.2.

Участие педагогов на дискуссионной педагогической площадки ЦИМС

2014–2015

Администрация МДОУ

4.3.

Участие в обучающих семинарах, в т.ч. Web-семинарах, для педагогических работников по вопросам инклюзивного образования

2015–2016

Администрация МДОУ

4.4.

Участие в курсах повышения квалификации для педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс с детьми с ОВЗ

2015–2016

Администрация МДОУ

4.5.

Участие в практикоориентированных семинарах для педагогов и специалистов системы сопровождения

2015–2016

Администрация МДОУ

4.6.

Участие в стажировочных мероприятиях организации инклюзивного образования

2015-2016

Администрация МДОУ

4.7.

Обучение педагогических работников инновационным образовательным технологиям в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью. Введение в практику МДОУ инновационных образовательных технологий инклюзивного образования.

2014–2015

Администрация МДОУ

4.8.

Участие в республиканских и муниципальных мероприятиях, организация августовских педагогических чтений

Июль–август 2015–2016

Администрация МДОУ

5.

Финансово-экономическое обеспечение введения инклюзивного образования

5.1.

Разработка перечня необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

Май 2015

Администрация МДОУ

5.2.

Приобретение необходимого оборудования для организации

предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС.

2014–2015

По мере финансирования

Администрация МДОУ

6.

Информационное обеспечение введения инклюзивного образования

6.1.

Создание и наполнение раздела «Солнечное детство» инклюзивное образование» на сайте МДОУ

Постоянно, 1 раз в квартал

Старший воспитатель

воспитатели

6.2.

Участие в вебинарах ЦПМПК

2014–2015

Старший воспитатель

6.3.

Проведение дискуссий, «круглых столов» с педагогами и родителями детей с особенностями развития и других (обычных) детей по вопросам социальной адаптации и обучения детей с ОВЗ

2015–2016

Администрация МДОУ

6.4.

Проведение  конкурса педагогических проектов «Мы вместе»

Март 2016

Старший воспитатель

7.

Материально-техническое обеспечение условий реализации инклюзивного образования

7.1.

Создание универсальной образовательной среды

Сентябрь 2015

Администрация МДОУ

7.2.

Организация  инклюзивной инфраструктуры:

для беспрепятственного доступа в в МДОУ маломобильных групп из числа воспитанников и их родителей:

 пандусы, уголки лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, уголки для коррекционных занятий, медицинский кабинет, спортивный зал и др.

В теч года по мере финансирования

Администрация МДОУ

7.2.

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса обучающим и развивающим игровыми материалами и оборудованием в соответствии с ФГОС ДО

В теч года по мере финансирования

Администрация МДОУ

Ответственный исполнитель:

Старший воспитатель Попко О.В.

т. 06560 5 44 77



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Светлячок» г. Алушты

                         УТВЕРЖДАЮ

                         Заведующая

                         МДОУ  №8 г. Алушта

                         __________ Е.Ю.Вихляева
                      Введен в действие

                     Приказ от   «_____»   №_________

                                              График

плановых заседаний ПМПк

МДОУ «Детский сад №8 «Светлячок»  г. Алушты

на 2015-2016 учебный год

Заседание

Дата проведения

Ответственный

1

Организационное заседание:

Утверждение плана работы ПМПк.

Предварительная работа:

- сбор информации о детях, нуждающихся в психолого-медико-педагогическом сопровождении;

- комплектование групп ДОУ по направлениям ПМПК на 2015-2016 уч. год.

 25.09.2015г.

Председатель ПМПк

2

Плановое заседание:

1.«Диагностика-путь к определению форм и методов с детьми, нуждающимися в психолого-медико-педагогическом сопровождении».

2. промежуточные результаты по реализации индивидуальных программ развития детей; отчёты ПМПк  о работе за первое полугодие.

  20.01.2016 г.

Председатель ПМПк

4

Плановое заседание: Итоговое.                      Отчет  по итогам коррекционной работы.

15.05.2016г.

Председатель ПМПк

Программы и учебно-методические комплекты (УМК)

для детей с недостатками речи.

1.​ Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (для детей подготовительной к школе группы). Составители: Г. А. Каше, Т. Б. Филичева.

Программа адресована логопедам и воспитателям дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, является руководством при обучении детей с недоразвитием фонетического строя речи в подготовительной к школе группе.

Задачи программы: 1) помочь детям в овладении фонетической системой языка; 2) подготовить к овладению грамотой общепринятым аналитико-синтетическим методом и усвоении некоторых элементов грамоты.

Ступеньки развития (концепция построения адаптивной модели обучения и воспитания детей с ЗПР и программно-методический материал)

 Автор Н.Ю.Борякова

Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста Авторы: О.П.Гаврилушкина, Н.Д.Соколова