Самообразование

Вертякова Елена Викторовна

Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

"Всегда — учиться, всё — знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь."  М. Горький

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_plan.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя ДОУ Вертяковой Е.В.

по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста»

Актуальность выбранной темы

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 3-4 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.

Задачи:        

-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;        

-Составить план работы по данной теме;
- научить детей различать основные цвета; форму, величину.
- сформировать навыки самостоятельной деятельности; 
- повысить самооценку детей, их уверенность в себе; 
- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;
-
подготовить картотеку дидактических игр. 
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

В течении года

1. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста. «Мозаика-Синтез», Москва, 2015.

2. А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001. 

3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С.Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.

4. П. П. Дзюба. «Дидактическая копилка воспитателя детского сада».- М. : Феникс, 2008г. 

Анализ изученной литературы в течении года

Работа с детьми

Сентябрь

Октябрь

Знакомство детей с дидактическими играми на цвет, форму, величину.

Игра «Продолжи ряд», «Наряди елочку».

Игра «Найди пару блюдечку», «Заплатки для юбочки»

Ноябрь

Декабрь

Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.

Игра «Составь рассказ по карточкам», «Угадай, кто это?», настольно-печатная игра «Расколдуй сказку»

Игра «Опиши одним словом», «Расскажи сказку по иллюстрациям»

Январь

Февраль

Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений.

Игра «Волшебные цифры», «Посчитай и найди».

Игра «Пришей пуговицы к пальто», «Собери квадратики по рисунку».

Март

Апрель

Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию.

Игра «Малая Родина г.Челябинск», «Угадай профессию», «Расскажи о своей семье».

Игра «Флаг и герб г.Челябинска», «Кому, что нужно для работы», «Наш детский сад»

Май

Дидактические игры на закрепление изученного материала.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.

Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.

В течении года

Консультации: «Использование дидактических игр в жизни детей», «Дидактическая игра как средство развития детей дошкольного возраста», «Играем вместе с ребенком»

Информация в уголке для любознательных родителей.

Октябрь-ноябрь

Подготовка к проведению семинар-практикум для родителей (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы  для самостоятельного получения родителями дополнительной информации).

Семинар-практикум «Развитие сенсорных эталонов в младшем возрасте через дидактические игры»

Декабрь-Январь

Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.

Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».

Апрель-май

1.Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий).

2. Совместная подготовка к летнему оздоровительному сезону. 

Отчёт для родителей «Как мы играли и чему научились за год пребывания в детском саду»

2.Подготовка оборудования для развития игровой деятельности . 

Самореализация

В течении года

Размещение на сайтах статьи, разработка дидактических игр, консультации для родителей и педагогов.

Сайты «Мультиурок», «Компэду», «Интолимп», «Новое поколение», «Портал.р.ю.» и т.д.

Май

Отчёт о результатах работы  на педсовете по теме самообразования.

Презентация на педсовете «Дидактические игры»

Работа с педагогами и специалистами

В течении года

Консультации для педагогов и специалистов «Роль игры в жизни ребенка», «Дидактическая игра как средство обучения и воспитание детей дошкольного возраста».

Информация для воспитателей и специалистов.

Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира полученных впечатлений. В игре ярко проявляются мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу чем на занятии. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдением, беседами, чтением и т.д.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Задачи дидактических игр:        

- Развивать восприятие и мышление детей, внимание и память;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Активизировать познавательную деятельность детей, научить их мыслить нестандартно;

- Развить у них упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения;

 - Закрепить полученные знания и умения, упражнять в применении их к другим видам деятельности, новой обстановке;

 - Развивать такие качества, как самостоятельность и инициативность.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей. Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Предметно-игровая среда должна быть развивающей, т.е.игры и игрушки должны способствовать тому, что ребенок саморазвивался даже без вмешательства взрослого.


 Виды дидактических игр:

1) Игры с предметами (игрушками);

2) Настольно-печатные игры;

3) Словесные игры.

1. Игры с предметами основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Что это такое?», «Что сначала, что потом», «Опиши данный предмет», «Что лишнее».

 2. Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: лото, домино, парные картинки, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.). С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, мелкую моторику рук, логику, внимание, учиться принимать решения, развивать навыки самоконтроля и усидчивости.

 3. Словесные игры для детей дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве, а также для развития самостоятельности мышления и для формирования мыслительной деятельности детей. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, например такие игры, как «Так бывает или нет?», «Какое время года», «Карусель», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

 В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. В ходе игры нам нужно ставить детей в такие условия, которые требуют от них умения комментировать свои действия, рассказывать, о том, как он выполнял задание или как нашел выход из проблемной ситуации, отвечать на вопросы взрослого, общаться со сверстниками (играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым, честным и уступчивым). Таким образом, дидактические игры помогают воспитателю сделать обучение детей с их помощью более интересным и увлекательным. Во время игр воспитатель создает благоприятные условия для ребѐнка, чтобы вызывать у него интерес к процессу игровой деятельности. Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. А также интересные игры создают эмоционально-положительное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка. У детей развиваются способности, умения и навыки, которые помогают при подготовке к обучению в школе. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дидактические игры оказывают положительное влияние на все стороны развития ребенка, а прежде всего они являются одним из главных методов обучения детей дошкольного возраста.

 В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.

 Список использованной литературы: 1. Козлова С.Н., Куликова С.Н. Дошкольная педагогика - Москва, 2000г., 2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду - Москва, 1987 г., 3. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников