3.4. Участие в инновационной деятельности, в работе стажировочных и пилотных площадок

Людмила Дмитриевна Лаврентьева

ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ

 

  1. Наименование   практики. Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Дорогою добра».
  2. Место реализации практики и целевая аудитория. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», Ханты –Мансийский автономный округ, город Покачи, ул.Мира,9/1, Лаврентьева Людмила Дмитриевна, учитель начальных классов,  lyuda_lavrenteva1975@mail.ru  Реализация программы направлена на учащихся 7-10 лет.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/12/08/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-0

  1. Актуальность практики. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека.
  2. Инновационный характер практики. Социальная значимость реализации программы состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

В современном российском обществе происходят изменения, которые резко актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания учащихся:

  • разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
  • возникновение феномена бездуховности, агрессивного невежества;
  • появление новой системы требований общества к личности;
  • активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
  • переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.

Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора.

Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию в учащихся милосердия и терпимости, которые понимаются как способность не проявлять отрицательных реакций (отталкивания, презрения, ненависти) в общении с людьми, имеющими национальные, этнические, конфессиональные, мировоззренческие и другие отличия, то есть по-другому называем это толерантностью (терпимостью).

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Новизна программы заключается в создании взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.

  1. Цель и задачи в рамках реализации практики. Стратегическая цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Задачи:

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • развитие принятия учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.

Ожидаемые конечные результаты:

  • Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • Получение учащимися опыта:
  •  – переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
  • – самостоятельного общественного действия.
  •  
  1. Содержание практики. Сроки и этапы реализации программы:1 этап – информационно-аналитический (2019 – 2020 гг.), анализ условий, необходимых для реализации проекта;

2 этап – деятельностный (2020 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников;

3 этап – обобщающий (2023 – 2024 гг.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников.

Виды деятельности и формы занятий с учащимися в реализации содержания воспитательной работы:

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

 - ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 – элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 – первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

– опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; – опыт социальной и межкультурной коммуникации;

 – начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

– уважительное отношение к традиционным религиям;

– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

 - ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 – элементарные представления о различных профессиях;

– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

 – осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

 – первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 – ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 – элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 – первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 – первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 – знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

     -  ценностное отношение к природе;

– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 – личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

 – первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

 – первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

– мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

  1. Средства и способы реализации практики.

Основания для разработки программы:

  • Конституция РФ;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Программа развития МАОУ СОШ № 2 на 2016 – 2020гг.

Социально – значимые партнеры:

  • МАУ «Городская библиотека им.А.А.Филатова»,
  • МАУ «Краеведческий музей»,
  • Храм в честь Покрова божией Матери г.Покачи, Ханты – Мансийская епархия.
  1. Данные о результативности. Данный опыт был представлен:
  • рецензия настоятеля храма Покрова Божией Матери г.Покачи иерея Сысоева А.,
  • выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов,
  • городской родительский форум «Духовно-нравственные ценности в системе образования»,
  • публикация в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования.

Так как данная программа находится в процессе реализации, еще рано судить о результативности, но ожидаем таких конечных результатов:

  • Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • Получение учащимися опыта:

   – переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  – самостоятельного общественного действия.

За активное участие при реализации программы с социальными партнерами награждена грамотами:

https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231077

  • МАУ «Городская библиотека имени А.А.Филатова»,

https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231064

  • МАУ «Краеведческий музей»,

https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231035

  • 96 ПСЧ ФГКУ «10 ОФПС по ХМАО – Югре»
  1. Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования.

Программа проходит апробацию, но есть возможность использовать ее в данный момент в системе дополнительного образования и рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.

  1. Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии). Данную программу активно используют коллеги городского методического объединения г.Покачи, так как она адаптирована под категорию учащихся начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

shkola.jpg

Духовно-нравственное воспитание

 направлено на «возвышение сердца»

ребенка как центра духовной жизни

(И.-Г.Песталоцци)

Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Дорогою добра»

Руководитель и основной разработчик программы

Лаврентьева Людмила Дмитриевна,

учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2 г.Покачи.

Основания для разработки программы

  • Конституция;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
  • Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Программа развития МАОУ СОШ № 2 на 2016 – 2020гг.

Стратегическая цель программы

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.

Социально – значимые партнеры

  • МАУ «Городская библиотека им.А.А.Филатова»,
  • МАУ «Краеведческий музей»,
  • Храм в честь Покрова божией Матери г.Покачи, Ханты – Мансийская епархия.

Задачи

  • Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
  • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  • развитие принятия учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап – информационно-аналитический (2019 – 2020 гг.), анализ условий, необходимых для реализации проекта;

2 этап – деятельностный (2020 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников;

3 этап – обобщающий (2023 – 2024 гг.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников.

Ожидаемые конечные результаты

  • Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
  • Получение учащимися опыта:

 – переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

– самостоятельного общественного действия.

При образовании чрезвычайно

вредно развивать только рассудок и ум,

оставляя без внимания сердце…

Св. Прав. Иоанн Кронштадтский

В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека.

Социальная значимость реализации программы, на мой взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

В современном российском обществе происходят изменения, которые резко актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания учащихся:

  • разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
  • возникновение феномена бездуховности, агрессивного невежества;
  • появление новой системы требований общества к личности;
  • активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
  • переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.

Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора. Стратегической целью данного проекта является обеспечение целостного подхода к формированию личности, основам гражданского воспитания, освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры.

Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию в учащихся милосердия и терпимости, которые понимаются как способность не проявлять отрицательных реакций (отталкивания, презрения, ненависти) в общении с людьми, имеющими национальные, этнические, конфессиональные, мировоззренческие и другие отличия, то есть по-другому называем это толерантностью (терпимостью).

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Новизна программы заключается в создании  взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.