Проект "Мнемотехника - путь к развитию речи детей"

Метс Анна Яновна

Проект по развитию речи в старшей возрастной группе с применением мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkdou_tekst_proekta.docx38.9 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ №4 «Звездочка» ЗАТО п. Солнечный

  • Проект «Мнемотехника – путь к развитию речи детей».
  • По доминирующей деятельности: практико-ориентированный.
  • По количеству участников: групповой.
  • Характер контактов: среди детей одной группы.
  • По продолжительности: среднесрочный (2 месяца)
  • Заявитель: дети старшей группы, воспитатели, родители.
  • Автор проекта: воспитатель Метс Анна Яновна
  • 2019 год

В ходе НОД по развитию речи в старшей возрастной группе было замечено, что у детей возникают трудности  в построении монолога.  Речь детей односложная, состоит из простых предложений. Словарный запас небольшой, отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Исходя из этого, была проведена диагностика  индивидуального уровня развития речи воспитанников по методике О. С. Ушаковой. Согласно данным уровень развития связных описательных высказываний лишь у 15 % был высокий, у 30% - средний, а у 55% детей – низкий.

В результате анализа сложившейся ситуации были выявлены следующие противоречия:

между

-требованиями ФГОС (ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желанияможет использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности) и несформированностью у большинства детей навыков связной речи;

-необходимостью выполнения программы ДОУ по «Речевому развитию» и несоответствие оптимальных условий для речевого творчества и развития коммуникативных навыков;

-ожиданием родителей по сформированности необходимых предпосылок к учебной деятельности детей и реальными результатами для перехода на следующий уровень начального общего образования.

Проблема: низкий уровень развития связной речи дошкольников старшей возрастной группы МК ДОУ №4 «Звездочка».

Данную проблему можно решить, используя приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры текста, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Приемы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциации.  Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте, у детей преобладает зрительно-образная память. Для решения данной проблемы в контексте мнемотехники был создан проект «Мнемотехника – путь к развитию речи детей»

Проблема

Низкий уровень развития связной речи дошкольников старшей возрастной группы МК ДОУ №4 «Звездочка».

Цель проекта

Развитие связной речи детей посредством использования приемов мнемотехники.

Причины

1.Существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;

2.Педагоги недостаточно уделяют внимание проблеме развития связной речи;

3.Использование однотипных методов при составлении детьми описательных и повествовательных рассказов.

Новизна

Задачи

1.Повысить педагогическую компетентность участников проекта по проблеме развития связной речи детей дошкольного возраста;

2.Создать предметно-пространственную среду, способствующую формированию речевого развития с использованием мнемотехники в соответствии с требованиям ФГОС;

3.Привлечь родителей к активному участию в проекте по речевому развитию детей;

4. Создать благоприятные условия для развития творческих способностей воспитанников по развитию связной речи;

Гипотеза

Если систематически использовать приемы мнемотехники то сформируется связная речь, что в дальнейшем приведет к развитию познавательной активности и коммуникативных навыков, которые в свою очередь помогут в социальной адаптации ребенка

1.Этапы реализации проекта

Этапы реализации

Сроки

Содержание и методы деятельности

Продукт проекта, прогнозируемые результаты

Ответственные

1этап - организационно-подготовительный этап

  • 1. Анализ ресурсных возможностей образовательного учреждения, формирование инициативной группы; корректировка календарно-тематического планирования.
  • 2. Определение стратегии и утверждение проекта;

  • 3. Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей; обогащение методической базы, информационно-методических ресурсов по данной проблеме;
  • 4.Изучение исходного уровня индивидуального развития речи воспитанников (по методике О. С. Ушаковой);
  • 5. Выявление детей с дефектами речи;

6. Оформление сенсорной комнаты

  • 7. Проведение родительского собрания «Что такое мнемотехника»?

Разработка проекта

План реализации проекта

Приказ об утверждении проекта

Утвержденный проект

Разработка собственных методических пособий, серий конспектов с использованием мнемотехники, схем, таблиц, коллажей, тактильных карточек

Аналитическая справка по результатам мониторинга.

Аналитическая справка

Подготовленное помещение для проведения занятий

Включение родителей в проектную деятельность

Инициативная группа

Администрация ДОУ

Воспитатель, психолог, логопед

Педагог-психолог, воспитатель

Логопед

Инициативная группа, родители

Воспитатель

Воспитатель, логопед, педагог-психолог

2 этап - практический

Организованная деятельность с детьми

  • Блок 1. Дидактические игры ( в процессе НОД, режимных моментов и свободной деятельности детей)

  • «Копилка слов», «Волшебники», «Зашифруем слово».

«Цветик – семицветик»,

«Теремок»

 «Сказка на новый лад»

(метод «чепухи» - ассоциативные цепочки).

«Сказка в мешочке»

(по принципу «тактильных дощечек»).

 «Я расскажу вам о…»

( мнемотаблица, коллаж,тактильные карточки, карта - схемы)

«Расскажи стихотворение»

(принцип «крокирования» - схема-набросок)

«Писатели».

«Моя любимая сказка»

Формирование умения детей

преобразовывать абстрактные символы в образы
(перекодирование информации);

Обогащение словарного запаса, логического мышления и долговременной памяти.

Развитие интереса детей к режиссёрской игре;

Обучение пересказу сказок (рассказов) с опорой на тактильные ощущения.

Формирование умения у детей составлять описательные рассказы.

Создание условий для развития воображения, ассоциативного мышления детей

Воспитатель, педагог- психолог, логопед

Блок 2. Непосредственная образовательная деятельность

1.Чтение стихотворений о весне. Составление описательного рассказа о весне при помощи мнемотехники.

- Заучивание стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная» при помощи мнемотаблицы.

- Чтение сказки В. Катаев «Цветик–семицветик» Составление мнемотаблиц для пересказа.

-  Пересказ рассказа К. Паустовского « Кот -  ворюга». Составление коллажа

- Чтение РНС «Финист-Ясный сокол. Составление мнемотаблицы для пересказа.

- Беседа «Наши пернатые друзья»

-  Беседа «Загадочный космос». Составление рассказа при помощи коллажа «Космос».

- Беседа « В мире

насекомых». Самостоятельное составление коллажа по темам: «Пчелы», «Бабочки», «Муравьи».

2.Занятия в сенсорной комнате

3.Индивидуальная работа с детьми по формированию ЗКР

4.Организация свободной деятельности детей в уголках конструирования, театра и изо-деятельности.

Формирование умения применять приемы мнемотехники для развития связной речи:

  • обогащение словарного запаса:
  • увеличение использования в речи разнообразных лексических средств;
  • использование интонационной выразительности, плавности речи;
  • повышение уровня развития умения детей общаться со взрослыми и со сверстниками.

Создание условий для развития воображения, ассоциативного мышления детей

- Сочинение сказки, рассказов по тактильным дощечкам (обыгрывание данных сказок, рассказов);

-сочинение сказок, рассказов по сюжетным рисункам, нарисованными детьми;

- Составление собственных мнемотаблиц, коллажей к различным темам.

Воспитатель,

педагог- психолог,

логопед

воспитатель

Блок 3 Взаимодействие с родителями (законными представителями)

  • 1.Консультации по вопросам развития связной речи детей с использованием мнемотехники.
  • 2.Выпуск папок-передвижек «В помощь родителям».
  • 3.Выставка мнемотаблиц в родительском уголке для самостоятельной работы дома.

4. «Родительский час»

Создание благоприятных условий для решения проблемы развития связной речи.

Папки-передвижки.

Закрепление ранее полученных знаний.

Создание условий для самостоятельного изготовления мнемотаблиц и коллажей составление описательных рассказов

Мнемотаблицы по сказкам:       В. Катаева «Цветик-семицветик», ( Чуракова) РНС «Финист - ясный сокол».(Вернова

Коллаж «Как мы с семьей проводим выходные»(Чалова

Воспитатель

3 этап - заключительный

  • Проведение открытого занятия по развитию речи с приемами мнемотехники.

Мониторинг индивидуального речевого развития детей после реализации проекта;

  • Обобщение и распространение полученных результатов;

Создание условий для демонстрации

Аналитическая справка.

Выставление отчета результатов проделанной работы на личном сайте портала образования;

презентация методической разработки «Применение мнемотехники в старшем дошкольном возрасте»

Выступление на педагогическом совете по данному вопросу.

Воспитатель, педагог-психолог

2.Необходимые условия реализации проекта.

Нормативно-правовой ресурс:

  • 1.Федеральный Закон «Об образовании РФ» N 273-ФЗ в ред. от 23.07.2013 N 203-ФЗ;
  • 2.СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций;
  • 3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • 4.Письмо Министерством образования и науки органам исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке ООП ДО от 21.09.2010 г. №03-248»;
  • 5.Устав  МК ДОУ №4 «Звездочка» должностные инструкции воспитателя.

Научно-методический ресурс:

1.Большова Т.В. «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью приёмов мнемотехники.- СПб.:  « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2001.

2.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста.-.-СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010.

3.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитие связной речи. « Логопед» 2008.

4.Ткаченко Т.А. «Использование схем в составлении описательных рассказов» Дошкольное воспитание. 1990.-

5.Ефименкова Л.Н. « Формирование речи у дошкольников». М. Дрофа 1985.

6.Широких Т.Т. «Учим стихи – развиваем память» Ребёнок в детском саду. 2004.

7.Акимова Г.Память-на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых).- Екатеринбург: « У-Фактория», 2006.

8.В.К. Воробьёва. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи»

9.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

10. Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. Москва, 2005.

11.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб: Детство-Пресс, 2009.

12.Т.ЮБардышев, Е.Н. Моносова «Обучение связной речи детей 6-7 лет

Кадровый ресурс

Воспитатель , педагог-психолог, логопед

Технический ресурс

Персональный компьютер

Ноутбук

Проектор

Принтер цветной

Бюджет проекта

Наименование

Ед. измерения

Цена за ед. руб

Количество

Стоимость

Приборы и материалы длительного пользования

Контейнер для сыпучих материалов

шт

45

2

90

Лампы для подсветки

шт

2

песочница

шт

2

Расходный материал

Бумага для принтера белая

уп

370

2

740

Фломастеры (6 цветов)

уп

45

6

270

Клей карандаш

шт

40

6

240

Клей момент

шт

70

1

70

Ватман

шт

20

6

120

ДВП

лист

320

1

320

Набор цветной бумаги

уп

32

3

96

Ножницы канцелярские

шт

42.5

6

255

Картон белый

уп

45.5

5

227.5

Самоклеющиеся обои

рулон

330

1

330

ДВП

лист

320

1

320

Карандаш простой

набор

1

Ручки шариковые

шт

10

крупы

кг

37.5

3

112.5

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • овладение навыками связной речи детей в соответствии с возрастом;
  • повышение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности детей для перехода на уровень начального образования;
  • улучшение условий образовательной среды для выполнения программы по речевому развитию( накопление дидактического материала, создание методической разработки, функционирование сенсорной комнаты)

В процессе реализации проекта возникли следующие трудности:

Риски

Пути решения

Частое использование готовых схем может привести к нежеланию планировать свою деятельность

Чередование использования готовых схем и планирование собственной деятельности

Потеря интереса ребенка к деятельности по теме

Чередование разных приемов мнемотехники

Низкая степень участия родителей

Выбор более интересных и эффективных форм сотрудничества

Таким образом, данный проект:

  • Выполняет государственный заказ по обеспеченью предшкольной подготовки детей дошкольного возраста по развитию речи;
  • Обеспечивает реализацию учебного плана образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ № 4 «Звездочка» ЗАТО п. Солнечный в полном объеме;
  • Способствует речевому развитию детей дошкольного возраста, обозначенному в Федеральном государственном образовательном стандарте.

Результатами использования мнемотехнологий в нашей возрастной группе на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, в режимных моментах и в свободной деятельности детей стали: повысился уровень развития связных описательных высказываний детей  (Ушаковой О.С., Струниной Е.М.).В начале реализации проекта уровень развития связных описательных высказываний детей лишь у 15 % был высокий, у 30% - средний, а у 55% детей – низкий (см. приложение). После реализации проекта результаты педагогической диагностики показали, что детей с высоким уровнем стало на 4% больше, со средним уровнем на 10% больше, а с низким на 14% меньше.

Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: систематическое использование средств мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах и в свободное время дошкольников, формирует связную речь, развивает познавательную активность и коммуникативные навыки.