Опыт работы«Роль театрализованных игр в развитии речи детей»

Бриль Валентина Владимировна

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное образование городской округ «Охинский»

 

МБДОУ детский сад №5 «Звездочка»

 Опыт работы

Тема: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей»

Автор: Бриль Валентина Владимировна

   Воспитатель  МБДОУ  № 5 «Звездочка»

 

Оха 2017г.

                                            Содержание

Введение...................................................................................................3

Глава I Теоретические основы формирования творческих проявлений    

у детей в театрально-игровой деятельности……………………….….8

  1. Психологические особенности детей младшего возраста………..8
  2. Методика формирования  речи детей в театрально-игровой

 деятельности………………………….……………………………...…9

  1. Театрализованные игры в детском саду…………………………11
  2. Чем хороши театрализованные игры…………………………….13
  3. Как развивать и воспитывать детей в игре………………………16

     Глава II Реализация принципов и методов в формировании речи

     детей в театрализованной деятельности в практике ДОУ…………..18

2 .1 Краткая характеристика детского коллектива и итоги    первого констатирующего этапа исследования……………………………….18

2.2 Система мероприятий направленная на повышение развития речи

детей через игры и занятия……………………………………………22

2.3 Система мероприятий  по формированию речи детей в

театрализованных играх……………..………………………….…….23

2.4 Итоги заключительного этапа исследования…………………….28

Заключение………………………………………………………....…..31

Список литературы…………………………………………………....32

Приложения…………………………………………………………....33

«Чуткость, восприимчивость к красоте

В детские годы несравненно глубже

Чем в поздние периоды развития личности.

Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая непримиримость ко всему пошлому, уродливому».

                                                         В.А.Сухомлинский

Введение

Актуальность

Театральное искусство строится на драматургическом материале и требует от исполнителя навыков перевоплощения. Но, поскольку мы говорим о театральной деятельности дошкольника, то она имеет особый отпечаток — свободный, игровой характер, сохраняющийся даже тогда, когда детьми разыгрывается определенный игровой сюжет.

Действительность дает богатую пищу для воображения. Дети получают огромную массу впечатлений из окружающего мира, которые они стремятся воплотить в живые игровые образы и действия. Игра-драматизация представляет самый распространенный вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах - и как сочинение, импровизирование коротких сценок, и как инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя, эмоциональная насыщенность литературных   сюжетов,   конкретные   активные  действия   персонажей.

Наблюдения театрально-игровой деятельности дошкольников показывают, что дети улавливают в окружающей среде и в прочитанных им литературных произведениях что-то общее, типичное как в изображении характеров персонажей, так и в изображении их поступков. Это общее, типичное ложится в основу исполнения роли, и при этом ребенок не выделяет и не конкретизирует индивидуальные черты героев. Удачное исполнение ролей вызывает положительную реакцию, чувство эстетического удовольствия и у самих исполнителей, и у зрителей.

В процессе театрализованных игр дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но далеко не всегда и не все знают, как надо это делать. Вот почему интонации детей бывают маловыразительными, а движения однообразными.

Дети испытывают неудовлетворенность от своих действий, разочаровываются и теряют порой интерес к играм-драматизациям. Поэтому необходимо выделить и показать детям средства образной выразительности в исполнительской деятельности, которые стимулировали бы творческие проявления детей.

Средства выразительности сценического образа чрезвычайно многообразны. К ним относят речевую интонационную выразительность и пантомимику (жест, позу, походку).

Конечно, при воплощении образа эти средства выступают в совокупности, но для усвоения их целесообразно выделить, чтобы подвести детей к осознанию их многообразия и необходимости поиска наиболее удачного варианта, соответствующего замыслу.

В этой работе я поставила задачу показать, как формируется речь ребенка и какие педагогические воздействия необходимы для того, чтобы обеспечить своевременное развитие речи маленького ребенка. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Проблемами развития речи занимались психологи, педагоги и лингвисты (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубенштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.В.Щерба, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Михеева).

Все авторы педагогики, от П.А.Каменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка.  

Актуальность проблемы  и необходимость разработки  системы мероприятий с  использованием различных форм и методов творческих проявлений у детей в театрально-игровой деятельности дошкольников и определило выбор темы исследования.

Тема: Роль театрализованных игр в развитии речи детей.

Объектом исследования был выбран воспитательно-образовательный процесс.

Предметом исследования является роль театрализованных игр в развитии

            речи детей.

Цель исследования - определить пути и охарактеризовать роль театрализованных игр в развитии речи детей.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа психолого-педагогической и методической литературы определить наиболее действенные методы по развитию речи детей через театрализованные игры.
  2. Разработать наиболее эффективные формы и методы, направленные на формирование речи детей.
  3. Разработать методические рекомендации.

В основу исследования была поставлена гипотеза, согласно которой формирование речи детей будет  проходить наиболее эффективно, если воспитание и обучение    дошкольников рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

Практическая значимость  заключается в разработке системы мероприятий с использованием различных методов и форм развития речи детей, которые могут быть использованы педагогами дошкольных учреждений.

       Исследовательская работа проходила по заранее намеченному плану.

                         Описание этапов.

 I.  Констатирующий этап. 

Выявить уровень сформированности речи детей при помощи следующих методов:     - беседы;

                     - наблюдения;

                     -анкетирования родителей;

                     -экспертных оценок.

  II. Формирующий этап

 Провести этап систему мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности речи детей.

 III. Заключительный этап исследования.

После  проведенной системы мероприятий провести повторный “срез” уровня знаний детей, при помощи тех же методов, что и на первом этапе: беседы, наблюдения, анкетирования родителей, экспертных оценок.

Работа с родителями.

1. Родительские собрания.

1.1 «Роль сказок в формировании личности ребенка».

1.2 «Речевое развитие ребенка».

2. Тематические выставки.

2.1 «Советы логопеда».

2.2 «Сказки по-новому».

2.3 «Музыкальная игра-драматизация».

3. Консультации.

3.1 «Игры на развитие связной речи».

3.2 «Игры-превращалки».

4. Оформление фотостенда.

«В царстве сказок».

Работа с детьми.

1. Занятия.

1.1 «Ознакомление с русской народной сказкой «Колобок».

1.2 «Игровая викторина по стихам А.Барто».

1.3 «В стране чудес».

2. Дидактические игры.

2.1 Игры и упражнения на закрепление правильного произношения звуков:

«Магазин»

«Все спят»

«Дождик»

2.2 Игры на развитие слухового внимания:

«Кого как зовут?».

«Угадай что звучит»

«Чудесный мешочек»

2.3 Игры и упражнения на развитие голосового аппарата и слухового

  восприятия:

«Кто топает?»

«Скажи, как я»

3. Чтение художественной литературы.

4. Просмотр сказок на видеокассетах, прослушивание грамзаписи.

5. Посещение театральных представлений.

6. Использование Т.С.О.

 


I ГЛАВА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Психологические особенности детей младшего возраста  

Любая целостная программа по работе с детьми базируется на определенном философском и психологическом понимании природы человека и законов становления его сущности. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах деятельности. Именно на развитие способностей умственных, художественных, направлена программа.

Вызывая радостные эмоции, развлечения одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.

Сознание человека представляет собой особую структуру высших психических функций таких, как восприятие, мышление, память, воображение. К средствам  психолог Л.Выготский относил особые, существующие в человеческой культуре, «орудия ума». К ним, прежде всего, относятся понятия, слова, которые всегда стоят между человеком и миром, являются средствами открытия наиболее существенных его сторон.

Чему же в развитии ребенка может помочь театрально-игровая деятельность? Скорее всего, и это самое главное, они способствуют формированию личности ребенка, вырабатывая определенную систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают дополнительную возможность закрепить коммуникативные навыки – умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия стимулируют развитие и основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения.

Также актуальна на сегодняшний день проблема владения словом. И в театральных постановках ребенок начинает ощущать его силу и власть, учится «действовать словом».

1.2 Методика формирования речи  детей в театрально-игровой деятельности

«Усваивая родной язык, - писал К.Ушинский, - ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово!»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-эмоциональному развитию детей.

1.3 Театрализованные игры в детском саду

Что мы знаем о театрализованных играх?

По-видимому, они названы так за свою близость к театральному представлению. Зрелищность всегда вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Предлагаю все театрализованные игры разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры - драматизации. К режиссерским играм в детском саду я бы отнесла настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой. На первый план здесь выступает речь, ее темпы, интонационная выразительность, дикция.

Вторая группа - игры - драматизации, которые основаны на собственных действиях исполнителя роли. При этом могут быть использованы куклы - бибабо (куклы, надетые на палец), шапочки. Ребенок в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности -интонацию, мимику, пантомимику. Участвуя в этих играх, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Разновидности режиссерских игр

Настольные театрализованные игры к ним относятся настольный театр игрушек. В этом театре используются самые разнообразные игрушки - фабричные и самоделки, из природного и любого другого материала. Здесь фантазия не ограничивается, главное, чтобы игрушки стояли устойчиво.

Настольный театр картинок. Все картинки - персонажи и декорации -двухсторонние, так как неизбежны повороты. Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены. Важно имитировать нужное движение: бег, прыжки,  ходьбу и  одновременно с этим  проговаривать текст.  Состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего - радостная, грустная, жалобная.

Стендовые театрализованные игры. К ним относится фланелеграф. Картинки хорошо показывать и на экране. Удерживает их сцепление фланели, которой затянуты экран и обратная сторона картинки.

Теневой театр - тут необходим экран из полупрозрачной бумаги, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и других.

Разновидности игр-драматизаций

Участвуя в играх - драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение потому, что создать образ он должен сам с помощью интонации, мимики, жестов, движений.

Игры - драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст. Пальчиковый театр хорош тогда, когда надо одновременно показать несколько персонажей. Например, в сказке "Репка" друг за другом появляются новые персонажи. Такой спектакль может показать один ребенок с помощью своих пальцев. Сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Гуси лебеди» и другие с множеством персонажей могут показать двое, трое детей. Показ таких сказок с массовыми сценами возможен благодаря пальчиковым атрибутам.

Игры - драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляется с помощью движений пальцев, кисти руки. Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, то  есть момент загадочности исчез,  то  водящие могут выходить к зрителям, обращаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку вовлекать в игру и т.д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят. Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они, скорее всего тоже захотят научиться, сами водить их.

Все      перечисленные      виды      театрализованных      игр      требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут   необходимы и выразительные интонации,   типичные   для   определенного   образа,   характеризующие   его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Изображение поведения героев усложняется в игре - драматизации. Пантомима становится тут ведущим  изобразительным  средством.   Образ  рождается  из действий персонажа, мимики, интонации и содержания реплик.

1.4 Чем хороши театрализованные игры?

Театрализованные игры всегда радуют, часто вызывают у детей смех, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость... Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отожествлять себя с полюбившимся образом. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных, так и отрицательных образов. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Но многие темы, сюжеты предполагают борьбу противопоставление добра и зла путем эмоциональной характеристики положительных и негативных персонажей. Дети, наряду с положительными героями, могут подражать и отрицательным, что бывает довольно часто. В театрализованных играх проблема влияния отрицательного персонажа сложнее, чем при обычном чтении литературного произведения. Возникают два вопроса: кому и как изображать негативный персонаж? Каковы последствия его воздействия? Особое значение приобретает реакция зрителей. Очень важно, чтобы они осудили плохой поступок, выразили отрицательное отношение к персонажу, совершившему его.

Отрицательный образ потеряет всю привлекательность, а значит, и влияние, если его представить так, чтобы вызвать всеобщий смех, осуждение. По-видимому, лучше отрицательные роли исполнять воспитателю при помощи различных кукол. Позаботьтесь, чтобы их внешность была отталкивающей. Негативную характеристику можно дополнить интонацией. Водите кукол и высказывайтесь за них так, чтобы вызвать у детей активную реакцию. Например, пусть они устраивают всяческое препятствие волку на его пути к домику, где живет бабушка Красной Шапочки.

Еще одна проблема отрицательного персонажа - последствия его поступков: волк пострадал из-за своей кровожадности (Красная Шапочка), колобок - за доверчивость. Но может быть, иногда следует прибегать к приему творческого изменения концовки, особенно если она трагична, отрицательных героев можно перевоспитать, при активном участии детей. Только раз подайте им такую мысль, и увидите, как они будут творить добрые дела. Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет   использовать   их   как   сильное,   но   ненавязчивое   педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика     практически     не     ограничена.      Она     может     удовлетворять разносторонние интересы детей. Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений, до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.

А умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывании спектакля разговаривать с детьми нужно всегда вежливо, и ласково.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние   театрализованных   игр   может   быть   более   глубоким:   восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

1.5  Как развивать и воспитывать детей в игре

Для этого, прежде всего, необходима правильная организация театрализованных игр. Основными ее требованиями являются:

  1. содержательность и разнообразие тематики;
  2. постоянное,  ежедневное  включение театрализованных игр  во  все формы организации педагогического процесса;
  3. максимальная   активность   детей   на   всех   этапах   подготовки   и проведения игр;
  4. сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры;

    5. последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов.
      Творческое развитие темы начинается с подготовки сценария игры по
 сюжету литературного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, потешки. Далее предполагается импровизация детей на заданную или избранную тему.

Самостоятельность детской игры в большой мере зависит от того, знают ли они содержание сказки, сценария. Авторский текст очень важно сохранить полностью на стадии прослушивания его детьми. Ни в коем случае не искажайте его. Но учить текст с ребятами до начала игры не стоит, потому что получится спектакль, а не игра. Известная и, в общем-то, вполне оправданная рекомендация - чтение произведения до начала игры - требует обсуждения и уточнения. Прочитанное становится понятным, если оно достаточно хорошо иллюстрировано. С этой целью лучше всего показать «живые» картинки на фланелеграфе или на столе, а можно использовать и театр игрушек или кукол бибабо. Так одновременно создаются зрительные образы, демонстрируются способы их эмоциональной выразительности и игры.

 Вначале воспитателю-ведущему лучше самому читать текст, привлекая детей  к  проговариванию  его  отдельных  фрагментов.   В   повторных  играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не надо требовать его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринужденно поправьте ребенка, и, не задерживаясь, играйте дальше.   В   дальнейшем,   когда   текст   будет   достаточно   хорошо   усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре.   Пусть   они   активно   участвуют   в   диалоге,   подыгрывают   основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры. Участники театрализованных игр должны освоить элементы перевоплощения, чтобы характер персонажа, его привычки легко узнавались всеми.

Прежде чем учить детей средствам выразительности, проверьте, готовы ли вы сами к этому. Например, с каким количеством разных интонаций вы можете сказать столь привычные всем слова «здравствуйте», «помогите», «возьмите», «послушайте» и другие. Попробуйте несколько раз изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на ином ее слове): «Вот моя кукла», «Дай мне мяч». Итак, речь воспитателя служит образцом для подражания.

Считаю, что выбор темы взят правильно, я полагаю, что если уделять больше внимания театрализованным играм в процессе воспитания и обучения, то у детей будет значительный скачок в развитии речевой активности, а театрализованные игры в большой степени этому способствуют.

II ГЛАВА.  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ

                  РАЗВИТИЯ  РЕЧИ ДЕТЕЙ В

ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРАКТИКЕ  ДОУ

2 .1 Краткая характеристика детского коллектива и  итоги    первого констатирующего этапа исследования

      Исследовательская работа проводилась на базе ДОУ - 5 “Звездочка” города Охи, Сахалинской области, с 1 ноября 2007г. по апрель 2008г.

       В ходе эксперимента было обследовано 20 детей и 20 человек их родителей.

       Работа проводилась в три этапа:

     - констатирующий;

     - формирующий;

     - итоговый.

  Проводя работу на констатирующем этапе, мы провели анкетирование родителей, следуя цели: выявить отношение родителей к вопросам развития речи детей, его реального существования в семье.

     Анкеты были открытые и закрытые, содержали 7 вопросов:  

  1. Обращаете ли вы внимание на речь вашего ребенка?

  1. Волнуют ли вас ошибки (если они есть) в речи вашего ребенка (построение предложений, согласованность в роде, числе и падеже)?

  1. Считаете ли Вы, что пассивный и активный словарь вашего ребенка достаточен, если нет, как вы его развиваете?

  1. Делаете что-нибудь для обогащения словаря вашего ребенка?

  1. Играете ли Вы с ребенком в словесные игры?

  1. Читаете ли совместно с ребенком художественную литературу?

  1. Дают ли воспитатели консультации, советы по данной теме?

  Предполагаемые ответы: да; нет; иногда. После обработки были получены следующие результаты:

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1 вопрос

40%

50%

10%

2 вопрос

30%

50%

20%

3 вопрос

30%

60%

10%

4 вопрос

55%

30%

15%

5 вопрос

45%

35%

25%

6 вопрос

75%

25%

0%

7 вопрос

25%

65%

15%

                       

Обработав полученные результаты по анкетам, мы пришли к заключению, что необходимо систематизировать работу с родителями по повышению их уровня знаний развития речи детей.

Были проведены задания с детьми, направленные на определение сформированности речи детей. Были тщательно продуманы и составлены задания:

1. «Кого как зовут?».

2. «Чудесный мешочек».

3. «Отгадай и назови».

4. «Скажи как я».

Вначале были составлены программа и протокол для каждого наблюдения.

Программа наблюдения за процессом занятия:

«Ознакомление с русской народной сказкой «Колобок»».

Объект:     Наблюдаем формирующий процесс во время занятий.                  

Цель:  Развивать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности. Пополнить грамматический запас речи.   

Время:   16.11.2015 год.

Продолжительность:  15 минут.

Предполагаемый результат:  наблюдение покажет, у детей развито эмоциональное восприятие.

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что у 45% детей развито эмоциональное восприятие, у 27% развита интонационная выразительность.

Программа наблюдения с использованием русских народных потешек в игре.

Объект: Наблюдение за отражением устного народного творчества в игре.

Цель: Сформировать умение отражать устное народное творчество в повседневной жизни.  

Время: 20.11.2015 года.

Продолжительность:  15 мин

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что в результате проведения  игры дети используют «детский фольклор».

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что 45% детей используют устное народное творчество в свободной деятельности.  

Программа наблюдения за процессом дидактической игры

«Угадай, что звучит», развивающей слуховое внимание.

Объект: дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Цель: определение звучащего предмета, отчетливое произношение его названия.

Время:  25.11.2015 года

Продолжительность:  15 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что в результате проведения  игры дети правильно определяют звучащий предмет, отчетливо произносят название.

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что 40% детей правильно определили звучащий предмет, 35% детей отчетливо произносят название.

В процессе проведения занятий, дидактических игр, проведения наблюдений за детьми, было проведено диагностирование детей при помощи среза знаний.

Определим группу экспертов (3 человека)

Москвитина Н.А.  (Пед. стаж 25 лет, высшее образование, высшая категория)

Сафаргалиева А.М. (Пед. стаж 34 года, средне-спец. образование, высшая категория)

 Котенева В.В.  (Пед. стаж 13 лет, неокончен. средне-спец. образование, II категория)

  1. Условно выделим три уровня развития речи в театральной деятельности у детей: “высокий”, “средний”, “низкий”.
  2. Описание уровней:

Высокий – дети самостоятельно называют 2-3 произведения, пересказывают самостоятельно или с небольшой помощью взрослого сказку, не выговаривают четко только 1-2 звука, имеется самостоятельная фразовая речь, достаточно активный словарь.

Средний” – дети называют 2-3 хотя бы 1-2 произведения с помощью взрослого, но не пересказывают сказку, у детей могут быть дефекты в звукопроизношении, однако уже имеется фразовая речь, дети могут строить предложения с помощью взрослого  

Низкий– дети, которые не могут даже с помощью наводящих вопросов назвать хотя бы одно литературное произведение, дети, имеющие много дефектов в звукопроизношении, практически отсутствует фразовая речь.

Проведено диагностирование по следующим параметрам:

  1. Грамматический строй речи
  2. Связная речь
  3. Формирование словаря
  4. Звуковая культура речи
  5. Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя
  6. Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями
  7. С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок.

После обработки результатов, были подведены итоги работы каждого эксперта (cм. приложение 8, 9, 10, 11).

Анализ анкет родителей, занятий младшей группы показал, что в детском саду недостаточно разработана система комплексных мероприятий обеспечивающих систематическое, последовательное развитие речи, создание предпосылок для самостоятельной деятельности дошкольников.

После обработки полученных результатов было принято решение провести работу по повышению развития речи детей одной группы.

2.2 Система мероприятий направленная на повышение развития речи детей через игры и занятия

Свою работу мы начали с составления перспективного плана по работе с детьми и родителями (см. приложение 2).

Работа с родителями.

Работу с родителями начали с проведения родительского собрания на тему: «Роль сказок в формировании личности ребенка» (см. приложение 3).

На собрании присутствовало 17 человек. Родителям было интересно слушать доклад, они задавали вопросы, высказывали свое мнение. Было решено работать в тесном контакте, педагог и родитель. Далее родителям были предложены следующие консультации:

1. «Игры на развитие связной речи».

2. «Игры-превращалки».

Также вниманию родителей были представлены тематические выставки:

1. «Советы логопеда».

2. «Сказки по-новому».

        3. «Музыкальная игра-драматизация».

В завершение работы с родителями был проведен семинар-практикум  – «Поиграем в словесные игры», где родители демонстрировали свои познания в развитии речи детей.

Также была проведена большая работа с детьми, согласно составленному перспективному плану (см. приложение 4). Первоначально были проведены ряд игр-занятий с детьми.

1. «Ознакомление с русской народной сказкой «Колобок».

2. «Игровая викторина по стихам А. Барто».

3. «В стране чудес».

Чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписи, музыкальных кассет, просмотр сказок на видеокассетах.

2.3 Система мероприятий  по формированию речи детей

в театрализованных играх

  Работая на младшей группе,  обратила внимание на то, что в этом возрасте у детей ограничен запас слов, плохо развиты внимание, память. Многие дети говорят очень тихо, другие – очень громко. К этому времени уже имела небольшой опыт кружковой работы, поэтому решила привлечь детей к театрализованным играм. Зная, что театрализованные игры - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Организуя эту работу, проанализировала речь детей своей группы. Результаты показали: диагностика на начало года 46%, обследовала 20 детей.

Поставила перед собой задачи:

  1. научить говорить не торопясь, внятно отвечать на вопросы;
  2. рассказывать об увиденном 2-4 предложениями;
  3. формировать   простейшие   образно-выразительные   умения   (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);
  4. познакомить с потешками, песенками, сказками.

Чтобы потешка, прибаутка, песенка прочно вошла в жизнь ребенка, надо ему помочь осознать ее содержание. Поэтому не просто напевала ту или иную песенку, а придумывала, в какой форме преподнести, чтобы как можно сильнее воздействовать на чувства ребенка, вызвать эмоциональное отношение к персонажам. Так при пении песенки «Мяу, мяу, плачет котик» показывала как жалобно мяучит котик (используя мягкую игрушку) как гладит лапкой свой животик (см. приложение 1). После таких коротких обыгрываний малыши легко запоминали песенки и переносили их в повседневную игру.

Знакомство с театрализованными играми началось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Давая возможность, детям рассмотреть игрушку, рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Козлик» у них уже было сформировано представление о козлике, какое это красивое, кучерявое животное. Обыграла с детьми потешку «Привяжу я козлика» (см. приложение 1). Участвовало трое детей - Данил изображал козлика, Маша - девочку, Никита - березку. Они производили несложные действия в соответствии с текстом. Роль Маши усложнила: уговаривая козлика, предложила погладить его. Подобные «живые» картинки позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек, затем перенести действие полюбившейся потешки в игры и в повседневную деятельность.

Хочу отметить еще одну особенность потешек, это потешки построенные на диалоге. Получается как бы разговор. Потешку «Кисонька-Мурысонька» постепенно, по мере усвоения обыграла с детьми: одним малышам на палец надела головку кисоньки, а другим - головки мальчиков и девочек (см. приложение 1). Игра проходила в форме вопросов и ответов. Вопросно-ответная форма направляет на то, чтобы ребенок не только слушал, но и сам включался в разговор, в той мере как ему доступно. Это является хорошим средством повышения эмоционального настроения малышей и подготавливает детей к театрализованным играм.

В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных авторских стихов (Барто, Маршака). В этом случае читала литературное произведение, а дети подражали действиям его героев. Подобные игры приобщают детей к участию в общих затеях. При возникновении конфликтных и проблемных ситуаций использовала юмористические стихи.

Пальчиковые игры представляют замечательную возможность поиграть вместе с детьми. Они помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев. Играя вместе со взрослым они овладевают ценным навыком общения (см. приложение 1). Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Так дети приобретают опыт театрализованной игры.  

Дети взрослели, стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. Перед своими слушателями ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально ее прочитать, но и самим ее обыграть. Малыши всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и так далее, в зависимости от того о ком потешка. Далеко не все дети могли передать характер персонажа, но с каким интересом они отнеслись к нашему маленькому «театру» и в нем вскоре появились свои незаменимые артисты. Например, никто не мог лучше Маши сыграть роль лисы, из Ани получился прекрасный цыпленок, а из Андрея - медведь. Но главное, мы добились того, что любой ребенок в группе мог заменить другого и сыграть его роль. Никто не оставался в стороне. Дети не только подражали животным копируя их внешне, но и раскрывали особенности поведения. Поэтому важно было научить детей некоторым способам игровых действий по образцу. В играх «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата» показывала, как машут крыльями маленькие веселые птенчики (летают) и тяжело неуклюже ходят   медвежата.  

Разучивала   сценки   с детьми маленькими   фрагментами,   чтобы каждый ребенок мог попробовать себя во всех ролях. Затем спрашивала детей, какой мишка понравился, Андрея или Данила. Маша: «Андрея сердито рычал, как настоящий медведь». Лиза: «Данилкин медведь рычал тихо и совсем не страшно». Пока ребята учились выступать только перед своими товарищами или куклами. Чтобы развить воображение, фантазию, речь детей перешла к диалогам.

В диалогах дети отрабатывали интонационную выразительность, учились говорить голосами разных животных, птиц, насекомых. Так в диалоге «Мышка и Мишка» ребенок должен был говорить и грубым голосом мишки и тоненьким пискливым голосом мышки. В процессе работы дети узнавали, что совсем непросто уметь вести диалог, что нужно много работать над голосом, движениями. Большое внимание пришлось уделять детям неуверенным в себе, скованным, закомплексованным, такие у нас Данил, Лиза, Андрей, но зато когда у них получилось, предложила ребятам поаплодировать им. Надо было видеть их глаза, они светились радостью. И было понятно, что аплодисменты вдохновляют детей, делают их уверенными в своих силах. И в дальнейшем они уверенней работают, принимают участие в играх - драматизациях.

Учила детей отгадывать и придумывать загадки. Показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Для образца показывала зайчика, который грыз морковку, но потом испугался и убежал, бросив ее. Дети легко отгадывали такие загадки.

Ребятам очень хотелось самим участвовать в кукольном театре, и их мечта осуществилась. Можно сказать, что было итогом моих стараний. Разыгрывание подобных сказок эмоционально раскрепощает детей, повышает уверенность в себе, а это важно для малыша (особенно мнительного, стеснительного), поверить в свои силы.

Продолжая работу по развитию умственных способностей через театрализованные игры,  обратилась к сказкам. Сказки не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к ее персонажам. Чаще всего сама надевала костюм бабушки или Василисы - сказочницы и приходила в группу. Дети встречали меня радостно, приглашали сесть, и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. А бабушка не спешила, начинала с присказки: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Чтобы узнать, как же дети запомнили сказку и поняли ее, подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращаясь к ребятам: «Дети посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?» Вот тут и начиналась беседа, в которой малыши вспоминали события сказки, поступки ее героев. Во время рассказывания использовала разнообразные наглядные пособия и приемы: настольный театр, фланелеграф, живые картинки. При повторении сказки обучала элементам драматизации. Учила их посредством движения передавать характер героя.

При подготовке к сказкам неоценимую помощь оказывали родители, которые помогали сделать пальчиковый театр по сказкам, сшить костюмы, сделать декорации к играм-драматизациям.

Чтобы дети принимали активное участие на занятиях, решила проводить кружок «Режиссерская игра». Чтобы работа шла эффективно, для себя вычертила схему «Роль театрализованных игр в развитии речи детей», она поможет, учитывая   возрастные   и   психологические особенности  детей,    целенаправленно   проводить  работу   по   театрализованным  играм   и   в дальнейшем. Привлекла в кружок  застенчивых детей.  В кружке застенчивый ребенок может раскрыться, наедине со мной показать и рассказать сказку. В то же время он - сам  не  является  действующим  лицом,  а  создает  сцены  и  ведет роль игрушечного   персонажа,   действует   за   него,    изображает   его   мимикой, интонацией.   Он   учится   правильно   видеть   игрушку,   ориентироваться   на игровом поле. Отмечает начало и конец сказки, учится проигрывать всю сказку,  не искажая ее сюжет.   При  показе   одновременно  действует  с игрушками и использует живую речь за персонажа. Проводя кружок «Режиссерская игра» пришла к выводу, что дети, которые были застенчивы, стали активными участниками. Этот кружок способствует развитию речи детей,   обогащению   словаря,   четкому   произношению   звуков,   формирует интонационную выразительность речи.

 Драматизация сказок имеет свою традицию в саду. В них проявляются индивидуальность воспитателя и детей, культурные пристрастия, этические и эстетические идеалы, понимание роли культуры в жизни детей. Сказки это школа творчества и для детей, и для взрослых.

2.4 Итоги заключительного этапа исследования

    Проведя в жизнь систему запланированных мероприятий по развитию речи через театрализованные игры, мы провели повторное диагностирование знаний детей при помощи тех же методов, что и на первом констатирующем этапе: анкетирование, диагностирование, экспертная оценка.

       Начали мы свою работу с анкетирования родителей. В предложенной анкете содержались те же вопросы, что и ранее, анкетированием было охвачено 20 человек.

После обработки анкет, данные следующие:

Вопросы

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1 вопрос

90%

10%

0%

2 вопрос

80%

5%

15%

3 вопрос

100%

0%

0%

4 вопрос

95%

0%

5%

5 вопрос

0%

95%

5%

6 вопрос

100%

0%

0%

7 вопрос

85%

0%

15%

Отследив эти результаты, мы пришли к выводу, что в результате проведённой работы уровень знаний родителей о развитии речи детей повысился на 50%.

Следующим шагом нашей работы была организация повторного наблюдения за детьми: занятия, наблюдения, беседы.

Также были составлены для каждого наблюдения программа и протокол (cм. приложение 12, 13, 14, 15).

Программа наблюдения за процессом занятия:

«Ознакомление с русской народной сказкой «Колобок»».

Объект:     Наблюдаем формирующий процесс во время занятий.                  

Цель:  Развивать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности. Пополнить грамматический запас речи.   

Время:   10.04.2016 год.

Продолжительность:  15 минут.

Предполагаемый результат:  наблюдение покажет, у детей развито эмоциональное восприятие.

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что у 65% детей развито эмоциональное восприятие, у 35% развита интонационная выразительность.

Программа наблюдения с использованием русских народных потешек в игре.

Объект: Наблюдение за отражением устного народного творчества в игре.

Цель: Сформировать умение отражать устное народное творчество в повседневной жизни.  

Время: 19.04.2016 года.

Продолжительность:  15 мин

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что в результате проведения  игры дети используют «детский фольклор».

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что 75% детей используют устное народное творчество в свободной деятельности.  

Программа наблюдения за процессом дидактической игры

«Угадай, что звучит», развивающей слуховое внимание.

Объект: дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Цель: определение звучащего предмета, отчетливое произношение его названия.

Время:  25.04.2016 года

Продолжительность:  15 минут

Предполагаемый результат: наблюдение покажет, что в результате проведения  игры дети правильно определяют звучащий предмет, отчетливо произносят название.

Протокол наблюдений.

Наблюдение показало, что 65% детей правильно определили звучащий предмет, 55% детей отчетливо произносят название.

Было проведено повторное диагностирование детей теми же экспертами при помощи экспертной оценки, обследовались те же параметры.

После проведения экспертной оценки, были обработаны результаты и поведены итоги каждого эксперта.

Результаты, полученные в нашем исследовании, позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась полностью. Проведенные исследования показали, что развитие речи через театрализованные игры будет проходить наиболее эффективно, если формирование рассматривается как целостная система, включающая мотивационный, содержательный и деятельностный компоненты.

     

 

Заключение

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог С.Л.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальн6ости человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Методические рекомендации для воспитателей:

1. Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т.д.);

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Список литературы:

  1. Артемова А.В. «Театрализованные игры дошкольников» М.: Просвещение, 1990г. с.3
  2. Гербова В.В. «Развитие речи I-II младшая группа детского сада» М.: Просвещение, 1993г. с.10
  3. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М.: Просвещение, 1996г. с.59
  4. Колесникова Е.В. «Развитие звуковой культуры речи» М.: Просвещение, 1999г. с.21
  5. Козлова С. А, Куликова Т. А. «Дошкольная педагогика».- М: Академия, 2000.-416с.
  6. Козырев Л.И. «Развитие речи. Дети до 5 лет». - Ярославль: Академия развития, 2001. - 160с.
  7. Максаков А.И., Тумакова Г.А «Учите, играя» М.: Мозаика-синтез, 2005г. с.9
  8. «Методика развития речи детей дошкольного возраста»/ Под. ред. Федоренко Л. П. - М.: Просвещение, 1994. - 240с.
  9. Новикова А.М. «Русское народное поэтическое творчество» М.: Высшая школа, 1999г. с.524
  10. Петрова Т.И. «Театрализованные игры в детском саду». М.: Школьная Пресса, 2000г. с.7
  11. Разумневич В. А. «Раз, два, три, четыре...» //Дошкольное воспитание -1990. №8. с.67
  12. Тарасова Т. К. «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»// Дошкольное воспитание. 1995. №12 с.59
  13. Фесюкова Л.Б. «Развитие детей от 3 до 7 лет» М.: Просвещение, 1990г. с.25
  14. Цвынтарный В.В. «Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем» СПб.: Лань, 1998г. с.31
  15. Журналы «Дошкольное воспитание» № 1, 1989, № 10, 1990, № 6,7, 1991

Приложение  1

«Песенка про котика».

Мяу, мяу, плачет котик

Гладит лапой свой животик

Он не слушал папу с мамой

Он не кушал каши манной

И в животике кота

Разболелась пустота, мяу, мяу!

«Привяжу я козлика».

Привяжу я козлика

К белой березке.

Привяжу я серого

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся,

Белая березка, стой, не качайся.

Игра «Кисонька – Мурысонька».

- Кисонька - Мурысонька, где ты была?

На мельнице.

-        Кисонька - Мурысонька, а что там делала?

  • Муку молола.
  • Кисонька - Мурысонька, а что из муки пекла?
  • Пирожки.
  • Кисонька - Мурысонька, а с кем ела?
  • С детьми.

Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик».

Пальчик - мальчик

Где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песню пел.

Или

Вот дедушка

Вот бабушка

Вот папочка

Вот мамочка

Вот деточка моя

Вот и вся семья.

Приложение 2

Перспективный план по работе с родителями

Ноябрь

  1.  Родительское собрание. Тема: “Роль сказок в формировании личности ребенка”.
  2. Консультация: “Советы логопеда”.

Декабрь

  1. Семинар - практикум: ”Речевое развитие ребенка”
  2. Консультация: ”Игры на развитие связной речи”.

Январь

  1. Консультация: “Игры - превращалки”.
  2. Викторина: ”Настольный театр в жизни детей”.

Февраль

  1. Выставка детских рисунков “В мире сказки”.
  2. Консультация: “Развитие речи через общение”.

Март

1. Тематическая выставка “Сказки по-новому”.

2. Семинар- практикум “Поиграем в словесные игры”.

Апрель

1. Оформление фотостенда “В царстве сказок”.

2. Консультация “Домашний театр”.

Приложение 3

ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ.

ТЕМА: “ Роль сказок в формировании личности ребенка ”

ПЛАН:

1. Сообщение В.В. Бриль «Речевое развитие ребенка».

2. Беседа музыкального руководителя о программе «Гармония».

3. Показ музыкальной сказки «Курочка и Петушок».

4. Семинар- практикум “Поиграем в словесные игры”.

5. Оформление фотостенда “В царстве сказок”.


Приложение 4

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Ноябрь

1. Знакомство с театром «Кукольный театр в гостях у малышей».

2. Знакомство с народными потешками, песенками.

5. Д/и “Кого как зовут?”.

Декабрь

  1. Занятие по программе «Гармония».
  2. Чтение стихов А.Барто.
  3. Д/и “ Скажи как я”

Январь

  1. Показ настольного театра “Курочка ряба”.
  2. Д/и  “Угадай, что съел”
  3. Развлечение “ В гостях у бабушки Загадушки”.

Февраль

1. Драматизация сказки “Теремок”

2. Д/и “Чудесный мешочек”

Март

  1. Музыкальная сказка «Петушок и Курочка».
  2. Д/и “Угадай что звучит”.

Апрель

  1. Посещение театрального представления «В гостях у сказки».
  2. Д/и “Отгадай и назови”.


Приложение 5

Кукольный театр в гостях у малышей

Пр.сод-ие: вызвать у детей желание слушать потешки, пересказывать полюбившиеся, пробудить в детях любовь к театру, песенному творчеству, доставить детям удовольствие.

Ход занятия

Дети сидят полукругом, стоит ширма, звучит музыка «Ах, вы сени». Ведущая зовет детей послушать музыку. Приглашает потанцевать. Все садятся на стулья.

Ведущая: Ночь прошла, темноту увела,

Замолчал сверчок, запел петушок. Петух: Ку-ка-ре-ку! - 2 раза

Ведущая: Ах, ты, Петя-петушок,

Золотой гребешок,

Разбудил моих детишек!

Петух: Ку-ка-ре-ку! - 2 раза

Ведущая: Петя-петушок, а дети знают про тебя песенку.

(Дети поют «Петушок». Петух уходит.) Ведущая: Солнышко - ведрышко

Взойди поскорей,

Освети, обогрей,

Телят да ягнят

Еще маленьких ребят!

(Читает 3 раза, появляется солнце) Солнце: Я солнышко в небе

Я свет и тепло

Меня вы позвали

И вот я пришло!

Песня «Смотрит солнышко в окошке» (поют взрослые, дети хлопают в ладоши).

Ведущий: Пропел петушок, проснулось солнышко. (Раздается мяуканье кота) Кот: Мяу-мяу!

Ведущая: Проснулся котик (кот умывается) рано утром на рассвете умываются мышата, котята, утята. И наш котик будет умываться. А детки расскажут потешку "«Водичка - водичка, умой мое личико» (хором, индивидуально). Ведущая: Умылся котик, чистенький стал,

А сейчас мы угостим его молочком.

Песенка «Кошка» (поют дети индивидуально)

Кошка хвалит детей, что хорошо пели, благодарит за молоко, говорит «до свидания» и уходит.

Раздается стук, входит бабушка (появляется на ширме).

Бабушка: Здравствуйте, внучата. А вы знаете потешку «ладушки»? Я хочу послушать (читают хором, индивидуально).

Бабушка: Всем дала, всех накормила,


А теперь и спать пора,

Ночь пришла, баю-баю-баиньки

Засыпайте детоньки

(Звучит колыбельная, дети спят) Бабушка: Спокойной ночи, внучата! (уходит) Ведущая: Ночь пришла, темноту привела,

Задремал петушок, запел сверчок!

(Выходит воспитатель в шапочке кота)

-    Мяу-мяу!

Хватит спать,

Я хочу с вами играть.

«Кот и скворушки» (игра) Кот: До свиданья, детвора,

Уходить уж мне пора! (Кот уходит)


Приложение 6

Занятие № 1

Цели: учить детей свободно двигаться, используя все окружающее пространство;

  • воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений;
  • помочь детям найти средства выражения образа в движениях,
    мимике, жестах, интонациях.

Ход занятия

  • Ребята, посмотрите, у меня такая тяжелая корзина! (Воспитатель «вносит» воображаемую корзину в группу.)
  • В корзине фрукты для вас. Берите то, что вы любите.

Если дети теряются, то воспитатель сам «раздает» все воображаемые фрукты. Воспитатель спрашивает каждого ребенка:

  • Что у тебя в руках?
  • Вы все любите фрукты?

(Дети берут воображаемые фрукты и пытаются имитировать жевательные движения.)

—        Подкрепились? Теперь можно и поиграть.

Воспитатель вместе с детьми читает стихи А. Барто и предлагает детям обыграть их.

Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу: «Ох, доска кончается, Сейчас я упаду».

(Дети имитируют движения бычка. Слова бычка можно предложить повторить любому ребенку.)

Дали туфельку слону. Взял он туфельку одну. И сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!».

(Роль слона, его слова предложить ребенку проговорить и проиграть.)

Зайка серый умывается, Видно, в гости собирается. Вымыл хвостик, вымыл ухо, Вытер сухо!

(В.Волина)

  • Покажите, как зайка умывался.
  • Каким стал зайка? (Произвольные движения детей.)


По дорожке Валя шла,

Валя тапочки нашла.

Валя тапки примеряла,

Чуть надела — захромала. Стала Валя выбирать,

Кому тапочки отдать?

Ах, как тапки хороши!

На, надень и попляши.

(Во время проговаривания стихотворения дети выполняют движения вместе с воспитателем: как Валя шла, нашла тапочки, удивилась, примеряла тапочки, предлагала тапочки другому ребенку.)

В конце занятия воспитатель хвалит детей:

Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем, Ножками потопаем,

Ручками помашем,

Вместе с вами спляшем!

Включается веселая плясовая мелодия, под которую дети пляшут вместе с педагогом.


Приложение 7

Занятие № 2

Цели: развивать имитационные навыки;

  • вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых

                     произведений;

  • развивать фантазию, эмоциональную память;
  • воспитывать дружелюбные отношения в игре;
  • продолжать работу над интонационной выразительностью

речи детей и их умением имитировать движения

персонажей театрального действия.

Ход занятия

Игровая викторина по стихам А. Барто.

По мере чтения стихов воспитатель пользуется фланелеграфом (театром игрушек) с изображением различных персонажей.

1.        Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

После чтения стихотворения педагог предлагает детям разделиться на пары и имитировать движения хозяина и лошадки.

2.        Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох! Доска кончается,
Сейчас я упаду».

Дети должны «пройти» по тонкой жердочке, раскачиваясь и проговаривая текст стихотворения.

3.        Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.

Дети должны отразить состояние брошенного зайчика в своей мимике и движениях.

4.        Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине,
Кот кататься не привык,
Опрокинул грузовик.

При чтении стихотворения дети должны имитировать движения играющего кота.

5.        Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.


И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня: «Прокати, капитан!»

Воспитатель, а затем кто-то из детей берет на себя роль капитана, а остальные дети имитируют движения скачущих лягушек.

6. Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч.

Педагог предлагает детям изобразить плачущую девочку. Вдруг кто-то стучится в дверь, и в группу заходит «медведь» (родитель или кто-то другой в маске медведя.)

Воспитатель (обращаясь к детям): Посмотрите, кто к нам пришел (Медведь!)

Воспитатель: Мед в лесу медведь нашел.

Медведь: Мало меда, много пчел!

Воспитатель, обращаясь поочередно к каждому ребенку, надевает маску и предлагает проговорить слова медведя. Обратить внимание на интонацию (обида, сожаление).



Предварительный просмотр:

Приложение 8

 Москвитина Н.А.

Итоги экспертной оценки на констатирующем этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

н

н

с

с

с

н

в

2

Софья

н

с

н

н

с

н

н

3

Дима

н

н

с

н

н

н

н

4

Артем

н

с

в

с

н

н

н

5

Данил

н

н

н

н

н

н

н

6

Кирилл

в

с

с

с

с

н

с

7

Полина

с

с

в

с

с

с

в

8

Степа

в

с

с

в

в

с

с

9

Денис

с

в

с

с

в

с

с

10

Семен

с

с

с

с

н

н

с

11

Рита

с

в

с

с

с

с

в

12

Таня

в

с

с

в

с

с

с

13

Вика

с

с

в

с

с

с

с

14

Милана

н

н

с

с

с

н

н

15

Герман

н

н

н

н

н

н

н

16

Ваня

в

с

с

с

с

с

с

17

Вова

н

н

с

с

с

н

н

18

Лера

с

н

н

н

с

н

н

19

Вероника

в

в

в

в

в

в

в

20

Алена

с

с

с

с

с

с

с

в-5-25%

в-3-15%

в-4-20%

в-3-15%

в-3-15%

в-1-5%

в-2-10%

с-7-35%

с-9-50%

с-11-55%

с-12-60%

 с-12-60%

с-11-55%

с-8-40%

н-8-40%

н-7-35%

н-5-25%

н-5-25%

н-5-25%

н-8-40%

н-10-50%

Приложение 9

 Сафаргалиева А.М.

Итоги экспертной оценки на констатирующем этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

c

н

c

н

с

н

н

2

Софья

с

с

с

с

с

н

н

3

Дима

н

н

н

н

н

н

н

4

Артем

с

н

с

н

с

н

н

5

Данил

с

н

с

с

с

н

с

6

Кирилл

н

н

н

н

н

н

н

7

Полина

с

н

с

с

с

н

н

8

Степа

в

с

с

в

в

с

с

9

Денис

в

с

с

с

в

с

с

10

Семен

с

с

с

с

с

с

с

11

Рита

н

н

н

с

с

н

с

12

Таня

в

с

с

с

в

с

с

13

Вика

н

н

с

с

с

н

н

14

Милана

с

с

с

с

в

с

в

15

Герман

в

с

с

н

с

н

н

16

Ваня

с

н

с

н

с

н

н

17

Вова

с

с

с

с

с

с

с

18

Лера

с

с

с

с

н

н

н

19

Вероника

в

в

в

в

в

с

в

20

Алена

с

в

с

с

с

н

с

в-5-25%

в-2-10%

в-3-15%

в-4-20%

в-5-25%

в-0-0%

в-2-10%

с11-55%

с-9-45%

с-14-70%

с-11-55%

с-12-60%

с-8-40%

с-9-45%

н-4-20%

н-9-45%

н-3-15%

н-5-25%

н-3-15%

н-12-60%

н-9-45%

Приложение 10

Бриль В.В.

Итоги экспертной оценки на констатирующем этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

с

в

c

н

с

н

н

2

Софья

н

н

в

н

н

н

н

3

Дима

с

н

с

с

в

н

с

4

Артем

н

н

с

в

с

н

н

5

Данил

с

н

в

н

н

н

н

6

Кирилл

в

н

в

с

н

н

н

7

Полина

с

н

с

с

в

н

н

8

Степа

с

в

с

н

н

н

н

9

Денис

в

с

с

в

в

с

с

10

Семен

с

с

в

с

в

с

с

11

Рита

в

н

с

в

с

н

н

12

Таня

с

с

в

с

в

с

с

13

Вика

с

н

н

н

н

н

с

14

Милана

с

н

с

н

с

н

в

15

Герман

с

н

с

н

н

н

н

16

Ваня

н

н

н

с

с

н

в

17

Вова

с

н

н

с

с

н

н

18

Лера

н

н

н

н

с

н

с

19

Вероника

в

в

в

в

в

н

в

20

Алина

с

с

с

с

с

с

с

В-4-20%

В-3-15%

В-6-30%

В-4-20%

В-6-30%

В-0-0%

В-3-15%

С-12-60%

С-4-20%

С-10-50%

С-7-35%

С-8-40%

С-4-20%

С-7-35%

Н-6-20%

Н13-65%

Н-4-20%

Н-9-45%

Н-6-30%

Н16-80%

Н-10-50%

Приложение 12

 Москвитина Н.А.

Итоги экспертной оценки на заключительном этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

с

с

c

н

н

с

с

2

Софья

с

с

с

с

с

с

с

3

Дима

в

в

в

в

в

в

в

4

Артем

в

в

в

в

с

в

в

5

Данил

с

с

с

н

н

н

с

6

Кирилл

с

с

с

в

в

с

с

7

Полина

в

в

в

в

в

в

в

8

Степа

в

в

в

в

в

в

в

9

Денис

в

с

в

с

в

с

с

10

Семен

с

с

с

с

в

с

с

11

Рита

в

с

с

в

в

с

с

12

Таня

в

в

в

в

с

в

в

13

Вика

в

в

в

с

в

в

в

14

Милана

в

с

в

в

с

с

в

15

Герман

в

в

в

с

с

н

в

16

Ваня

в

с

с

в

в

с

с

17

Вова

в

в

в

с

с

в

в

18

Лера

в

в

в

с

в

в

в

19

Вероника

в

в

в

с

с

в

в

20

Алина

в

в

в

в

в

в

в

В10-50%

В 8-40%

В11-55%

В-10-50%

В-11-55%

В10-50%

В-9-45%

С5-25%

С-9-13%

С-7-35%

С-8-40%

С-7-35%

С-8-40%

С-8-40%

Н-5-25%

Н-3-15%

Н-3-15%

Н-2-10%

Н-2-10%

Н2-10%

Н-3-15%

Приложение 13

 Сафаргалиева А.М.

Итоги экспертной оценки на заключительном этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

с

с

н

н

в

н

с

2

Софья

с

с

с

в

в

с

с

3

Дима

н

н

с

с

н

с

н

4

Артем

в

в

в

в

в

в

в

5

Данил

в

в

в

в

в

в

в

6

Кирилл

в

в

в

в

в

в

в

7

Полина

с

н

с

н

с

с

н

8

Степа

в

в

в

в

в

в

в

9

Денис

с

с

в

в

в

с

с

10

Семен

н

с

н

в

в

с

в

11

Рита

с

с

с

с

с

н

с

12

Таня

в

в

в

в

в

в

в

13

Вика

с

в

в

в

в

в

в

14

Милана

в

в

в

в

в

в

в

15

Герман

с

с

н

н

 

н

с

16

Ваня

в

в

в

в

в

в

в

17

Вова

в

в

в

в

в

в

в

18

Лера

с

с

с

н

н

с

с

19

Вероника

в

в

в

в

в

в

в

20

Алина

в

в

в

в

в

в

в

В12-60%

В10-50%

В11-55%

В-10-50%

В-10-50%

В12-60%

В-12-60%

С6-30%

С-8-40%

С-6-30%

С-6-30%

С-8-40%

С-5-25%

С-6-30%

Н-2-10%

Н-2-10%

Н-3-15%

Н-4-20%

Н-2-10%

Н3-15%

Н-2-10%

Приложение 14

Бриль В.В.

Итоги экспертной оценки на заключительном этапе

Фамилия, имя

Грамматический строй речи

Связная речь

Формирование словаря

Звуковая культура речи

Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя

Рассказывать об увиденном 2-4 предложениями

С помощью взрослого, используя настольный театр, инсценировать отрывки из знакомых сказок

1

Алина

с

н

c

н

с

н

н

2

Софья

с

н

н

с

н

с

с

3

Дима

в

в

в

в

в

с

в

4

Артем

в

в

в

с

в

в

в

5

Данил

в

с

в

в

в

в

в

6

Кирилл

в

в

в

в

с

в

в

7

Полина

в

в

в

в

с

с

в

8

Степа

с

с

с

н

н

с

с

9

Денис

н

с

в

в

в

с

с

10

Семен

с

н

с

с

с

с

н

11

Рита

в

в

в

в

в

в

в

12

Таня

в

с

в

в

в

с

с

13

Вика

н

с

с

с

с

с

с

14

Милана

н

с

с

н

с

н

с

15

Герман

в

с

в

в

в

в

в

16

Ваня

в

в

в

в

в

в

в

17

Вова

с

с

н

с

н

с

с

18

Лера

в

в

в

в

в

в

в

19

Вероника

в

в

в

в

в

в

в

20

Алина

в

с

в

с

в

в

в

В- 10-50%

В-9-45%

В-10-50%

В-11-55%

В-10-50%

В-9-45%

В-10-50%

С- 7-35%

С-8-40%

С-8-40%

С-6-30%

С-7-35%

С-9-45%

С-8-40%

Н-3-15%

Н-3-15%

Н-2-10%

Н-3-15%

Н-3-15%

Н-2-10%

Н-2-10%



Предварительный просмотр:

Приложение 11



Предварительный просмотр:

Приложение 15