Воспитательная работа как важный фактор становления и развития компетентной личности

Чернышова Наталья Ивановна

Большое внимание уделяю воспитательной работе, формированию и сплочению детского коллектива, установлению дружеских отношений, основанных на взаимном уважении и принятии индивидуальности каждого члена ученического сообщества.  На ведущее место выношу проблему физического и психического здоровья ребёнка. Для выяснения объективной характеристики положения каждого ученика в системе личных взаимоотношений для определения удовлетворённости каждого школьника в общении использую социометрические методы исследования (авт. Г.Ф. Гаврилычева):

•          учебное общение;

•          общение, связанное с игровой деятельностью;

•          дружеское общение;

•          диагностику «Определение самооценки личности» (авт. Т.В.  Дембо,  С.Я. Рубинштейн);

Это позволяет регулировать межличностные отношения,  содействовать общему благоприятному психологическому климату в классном коллективе, оказывать психолого-педагогическую помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств. Изучаю становление коллектива с помощью анкет (анкета оценки, анкета желаний), социометрии (всего коллектива и по микрогруппам), определения уровня развития коллектива, анкетирования и бесед с родителями, наблюдения и совместной работы с психологом.

Воспитательную работу учащихся осуществляю по направлениям:

•          гражданско-патриотическое и правовое воспитание,

•          духовно-нравственное воспитание,

•          физкультурно-оздоровительное и экологическое воспитание,

•          художественно-эстетическое воспитание,

•          трудовое воспитание.

Большое внимание уделяю духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. Развиваю и обогащаю мировоззренческие и поведенческие качества личности, творческие способностей учащихся. Формирую осознанное поведение, основанное на принятых в обществе представлениях о добре и зле, укрепляю позитивную нравственную самооценку, самоуважение и жизненный оптимизм.

Важную роль в процессе воспитания отвожу «классным рефлексиям», которые проводятся раз в неделю. Для развития умения размышлять над возникающими проблемами человеческих взаимоотношений, самостоятельно и вместе со сверстниками класса находить  ответы на трудные вопросы использую 3 вида рефлексий:

•          рефлексии с социальной проблематикой, где обсуждается социальный аспект поведения учащихся;

•          интеллектуальные рефлексии без подведения итогов, с помощью которых  решаются важные интеллектуальные задачи, связанные с окружающей жизнью или со школьной программой (подобные рефлексии на первом этапе обучения служат стимулом для изучения многих предметов начальной школы);

•          образовательно-диагностические рефлексии, помогающие учителю определить, насколько эффективны применяемые им методы, а учащимся понять основные идеи школьной программы по предметам.

Обучаю детей самоуправлению -  участию младших школьников на демократических основаниях в управлении жизнью класса.  Учитывая основные интересы и потребности учащихся, выделяю следующие направления ученического самоуправления:

•          самоуправление в процессе обучения;

•          самоуправление в области творчества;

•          самоуправление в области внеурочной деятельности и досуга;

•          самоуправление в области трудовой деятельности.

Наиболее продуктивной формой организации совместной деятельности считаю групповую работу, позволяющую подключить к коллективной жизни всех детей, на основе максимального учёта их индивидуальных возможностей, потребностей, мотивов. Групповая работа позволяет создать условия не только для развития личности через реализацию её интересов, способностей и личных ресурсов, но и для развития коллектива класса через межгрупповое взаимодействие.

Посещаю с учащимися художественные выставки, музеи города Североморска и Мурманска, организую поездки в театры, океанариум, планетарий, культпоходы в  детские библиотеки.  Провожу семейные праздники, викторины, КВН, соревнования.

В рамках внеурочной деятельности исследовательскую и проектную деятельность направляю на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов обучающихся с различным уровнем развития.