Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Чернышова Наталья Ивановна

Большое внимание уделяю  вопросам сохранения и укрепления здоровья детей,  созданию здоровьесберегающей среды.  Изучаю и использую приёмы и методы здоровьесберегающих технологий при составлении расписания, конструировании урока, планировании внеурочной деятельности. Осуществляю «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебных нагрузок, провожу гимнастику до учебных занятий,  физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, упражнения по профилактике нарушения зрения и осанки. Использую инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии  «БОС-Здоровье» для системы дошкольного и общего образования».

Разработала комплект физкультурных минуток «Тренинги самосовершенствования» для сохранения и укрепления зрения, предупреждения утомления, повышения сопротивляемости организма. Вместе с психологом и врачом веду карту наблюдений за состоянием здоровья каждого ребёнка, которая позволяет выявить отклонения  в его психофизиологическом состоянии и его психоневрологическом статусе, выявить пограничные состояния здоровья по поведенческим реакциям. Используя здоровьесберегающие технологии,   создаю условия для охраны, укрепления физического и психического здоровья учащихся, а, значит, для повышения качества образования. Обобщила  опыт работы по теме «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе в условиях реализации ФГОС нового поколения»  в рамках Всероссийского научно-практического семинара с международным участием «Физическая культура и спорт, туризм и безопасность: проблемы и перспективы развития» (20.03.2015 г., МГГУ).

Анализирую собственную деятельность, своевременно корректирую её. Использую методики анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Р.Г Чураковой),  с позиции оптимизации (М.М. Поташника), с позиции развития (Л.В. Занкова), с точки зрения личностно ориентированного обучения (М.В. Зверевой).

Прогнозирую состояние образовательного процесса. В системе провожу мониторинговые исследования, благодаря которым имею возможность отслеживать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и всего класса в целом. Результаты мониторинга фиксирую в технологических картах, листах наблюдений, таблицах. Отслеживаю продвижение учащихся в развитии, динамику становления интеллектуальных способностей и творческого мышления, систематизирую по годам в коллективном Портфолио достижений обучающихся и   учитываю при отборе методов и средств обучения. Владею следующими диагностиками:

  • диагностика готовности к школьному обучению (авт. Е.А. Ларцева);
  • диагностика учебных способностей для 1 класса (лингвистическая и математическая части комплекса) (авт. В.В. Тарасун.);
  • диагностика развития логических операций (авт. В.В. Тарасун);
  • диагностика «Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников» (по 12 направлениям) (авт. Н.В. Нечаева);
  • диагностика «Определение уровня развития учащихся на уроках математики по системе Л.В. Занкова» (авт. И.И. Аргинская);
  • диагностика межличностных отношений (социометрия) (авт. Г.Ф. Гаврилычева);
  • диагностика «Определение самооценки личности» (авт. Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн);
  • диагностика творческого мышления (авт. Дж. Гибфорд, Е.Г. Торранс, С. Медник);
  • диагностика по определению наиболее выраженной одарённости у учащихся, включающая 8 блоков-индикаторов с характерными признаками той или иной одарённости (авт. А.де Хаан, Г. Каф);
  • диагностические матрицы, опросники для систематизированного наблюдения за развитием одарённых учащихся (авт. А.И. Доровской);
  • диагностика «Рейтинг поведенческих характеристик одарённых детей» (авт. Дж. Рензулли);
  • диагностика «Паспорт моих достижений» (Тетрадь успеха), разработанная на основе опыта английской системы образования (авт. Г. Манчестер);
  • диагностика задатков и склонностей личности (В.П. Симонов);
  • диагностика готовности младших школьников к обучению в среднем звене (авт. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов) и др.
  • тестовая диагностика по предметам.