Помощь родителям

Дружинина Марина Борисовна

Предварительный просмотр:

Пушкинские проповеди

О милости

Сегодняшнее наше утро начнем с пушкинских строчек, которые знают, наверно, все — они выбиты и на памятнике Александру Сергеевичу в Москве на Пушкинской площади:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Почти каждое слово великого русского поэта заключает в себе сложный смысл, над каждым словом можно задуматься, стараясь понять его хотя бы отчасти. Поэтому мы и назовем наши утренние размышления о жизни и о человеке пушкинскими проповедями — на несколько минут сосредоточимся душой и мыслью на одном слове, одном из тех драгоценных высоких слов, без которых слепа, глуха, мертва душа человеческая. Что такое народ? Что такое добрые чувства? Почему — жестокий век? Почему поэт славит свободу? Почему свобода нуждается в восславлении, словно она Бог? Что значит слово милость? И каких людей мы называем падшими?

Начнем со слова милость. Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет. Милость — это любовь, жалость. Если мы любим человека, мы готовы простить ему все — любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово помиловать — простить, отнестись с любовью и к такому человеку, которого нам простить трудно.

Люди делают много дурного по отношению друг к другу. Бывает, что кто-то нагрубит, скажет дурное слово, обзовет, испортит настроение. Тогда в сердце рождается злость, желание отомстить. Не так ли?

Но научимся быть милостивыми, научимся не озлобляться, а прощать, проявлять милость — проявлять ту любовь к людям, которая живет в душе каждого из нас. Потому что, когда я злюсь, злоба душит меня, а обидчика может и не затронуть.

Вечером, перед тем как уснуть, подумаем: кого я сегодня простил? К кому отнесся с милостью? Чего от меня сегодня стало в мире больше — злобы или милости?

О добрых чувствах

Еще раз вспомним сегодня пушкинскую строчку:

…Что чувства добрые я лирой пробуждал.

Лирой — значит своими стихами, словами, песней. Лира - это старинный струнный инструмент, у лиры нежный звук. Поэтому лира — это значит и поэзия, а лирика — нежная, любовная поэзия.

Пушкин пробуждал в людях нежные, добрые чувства. Но что такое добрые чувства? Почему их надо пробуждать?

Они что — спят в нас? А если спят, то почему? Почему мы не можем всегда быть добрыми, испытывать одни только добрые чувства? Почему на свете так мало добрых чувств? Или по крайней мере меньше, чем хотелось бы каждому из нас?

Однажды ученые опросили много людей: скажите, пожалуйста, каким характером вы хотели бы обладать? Большинство ответило: «Я хотел бы быть твердым, решительным, чтобы никто не мог меня обмануть». Тогда спросили тех же людей: «А какими вы хотели бы видеть других?» И почти все ответили: добрыми.

Все хотят видеть доброту, добрые чувства, но не в себе, а в других.

Добрые чувства — это то, в чем все нуждаются, но не все могут проявить.

Доброе чувство — это богатство, щедрость души. Ведь слово добро означает и нечто хорошее в душе, и хороший поступок, и богатство, имущество: «Стали жить-поживать и добра наживать».

Добро — это богатство. А добро в душе? А добрые чувства?

Это тоже богатство! Богатство души. Добрый — как богатый. У доброго — богатая душа, он всегда может одарить человека любовью, вниманием, добрым словом. А у злого, у нищего душой на других любви не хватает, он любит лишь одного человека на свете — самого себя — и все время боится, как бы его не задели, как бы у него что-нибудь не отняли. Ему все люди кажутся плохими, он всегда злится на других — и добрых чувств в его душе становится все меньше и меньше. Он никого не любит, и от этого его тоже никто не любит.

Каждый легко может проверить, злой он человек или добрый. Если вам кажется, что все люди злые, значит, вы злой человек. Если вам кажется, что все люди добрые, значит, вы добрый человек, у вас есть в душе богатство. Есть добрые чувства.

Иногда говорят, что сейчас люди стали злее, чем они были раньше. Не верьте этому! Всегда были бедные и богатые, злые и добрые. Присмотритесь к себе: не спят ли ваши добрые чувства? К кому вы испытали сегодня доброе чувство? Как вы его проявили? Когда отдают деньги, их становится меньше. Когда проявляют добрые чувства — их становится больше. Становитесь богаче душой, щедро проявляйте добрые чувства! 

О чистоте души

В стихотворении Пушкина «Мой друг, забыты мной следы минувших лет» есть такие строчки:

Душа твоя чиста; унынье чуждо ей;
Светла, как ясный день, младенческая совесть.

Вдумаемся: какое удивительное соединение — «душа твоя чиста» и «унынье чуждо ей». Почему чистая душа не знает уныния?

А что такое уныние? Вы испытывали когда-нибудь чувство уныния, вы склонны к унынию? Каждый из нас знает, что такое плохое настроение, печаль без видимой причины, тоска на сердце. Мы все люди, и очень немногим счастливцам удается всегда оставаться беспечальными, всегда быть в ровном, хорошем настроении — кстати сказать, таких людей очень ценят. Хотите, чтобы вас все любили? Следите за своим настроением, не выходите к людям слишком озабоченными, погруженными в свои неприятности — это все равно что выйти небрежно одетым или с всклокоченными волосами.

Но уныние — не плохое настроение; уныние — тяжелое состояние души, потерявшей надежду.

Вот старый как мир вопрос, над ним давно бьются люди: если человек потерял надежду на лучшее — это беда, не зависящая от него, или, может быть, вина?

Наверное, многие скажут «Конечно, беда. Разве я виноват в том, что мне не на что надеяться, что я в полном унынии?»

Но это не так. Человек, теряющий надежду, впадающий в уныние, — виноват. Это вина! Человек не имеет права предаваться унынию, потому что уныние делает его бессильным перед жизнью, а человек не просто живет — он еще и обязан жить, обязан действовать, обязан сопротивляться обстоятельствам до последнего своего вздоха. Если человек предается унынию, у него не может быть чистой совести — на его совести лежит тяжкий грех бессилия. Кто сдался, кто не действует, не собирается с силами, а предается унынию — тот теряет надежду. Чистая душа — чистая, младенческая совесть, она не может впадать в уныние, она дорожит надеждой и не позволяет себе надежду потерять.

Надежда дается нам, это величайшее свойство человеческой души — надеяться. Дается — но охранять, но сохранять, но беречь ее мы должны, мы обязаны сами. Конечно, человека, потерявшего надежду, впавшего в уныние, жаль. Но не так жаль, как жалеют больного человека. Впавший в уныние — не больной, а виноватый; он достоин пусть и не сурового, но все-таки осуждения.

Будем внимательны к себе самим. Нельзя жить распустехами, впадать в уныние при каждой неприятности, при каждом затруднении. Будем поддерживать надежду в себе и вселять ее в близких нам людей.

Знаете, кого считают лучшими людьми? Смелых, честных, красивых? Да, конечно. Но самые прекрасные люди те, кто умеет вселить надежду и в других, кто не знает уныния и помогает другим не впадать в уныние.

Про таких людей и говорят: чистая душа.



Предварительный просмотр:

Книги для чтения

1. Ульф Старк  « Чудаки и зануды»

2. Жаклин Уильсон  « Девочка – находка»

3. Мэг Кэбот  «Дневники принцессы»

4. Эдуард Веркин  «Друг апрель»

5. Тамара Михеева  «Две дороги – один путь», «Летние истории», «Когда мы остаёмся одни», «Лёгкие горы»

6. Елена Липатова  «Девочки»

7. Аника Тор  «Правда или последствия»

8. Давид Гроссман « С кем бы побегать»

9. Энн Файн « Список прегрешений», « Пучеглазый»

10. Луис Сошар « Ямы»

11. Екатерина Мурашова « Класс коррекции»

12. Кейзира Хайтане «Взгляд кролика»

13. Альберт Лиханов «Никто»

14. Дина Сабитова « Три твоих имени», « Где нет зимы»

15. Светлана и Николай Пономарёвы « Боишься ли ты темноты?»

16. Юлия Кузнецова « Где папа?»

17. Борис Минаев «Детство Лёвы»

18. Мони Нильсон « Цицики и его семья» ( Цикл из 4 книг)

19. Елена Габова «Двойка по поведению»

20. Книги писателей:  Марины Рамштап , Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, Роба Буйе, Роберта Кормье, Шерона Дрейбера.



Предварительный просмотр:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

5 КЛАСС

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.      ПОДВИГИ ГЕРАКЛА.

МИФЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН.     НАРОДНЫЙ МИФ О СОЛНЦЕ.

СКАНДИНАВСКИЕ МИФЫ.

« БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ». « НОВЫЙ ЗАВЕТ» : РОЖДЕСТВО ИИСУСА ХРИСТА. ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ. ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРИТЯНИНЕ.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА:     «СКАЗАНИЕ О КОЖЕМЯКЕ», «СКАЗАНИЕ О БЕЛГОРОДСКОМ КИСЕЛЕ».

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

А.С. ПУШКИН           « ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

И.С ТУРГЕНЕВ         «ХОРЬ И КАЛИНЫЧ»

Н.С. ЛЕСКОВ             «ЧЕЛОВЕК НА ЧАСАХ»

Л. Н. ТОЛСТОЙ         «ХАДЖИ – МУРАТ»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ          «РАСТРЁПАННЫЙ ВОРОБЕЙ»

В.К. ЖЕЛЕЗНИКОВ            «ЧУДАК ИЗ ШЕСТОГО «Б»

А.А. ЛИХАНОВ                     «ПОСЛЕДНИЕ ХОЛОДА»

В.П. АСТАФЬЕВ                   «ДЕРЕВЬЯ РАСТУТ ДЛЯ ВСЕХ»

М.М. ПРИШВИН     «ТАИНСТВЕННЫЙ ЯЩИК» «СИНИЙ ЛАПОТЬ» «ЛЕСНАЯ КАПЕЛЬ»

В.П. КРАПИВИН                 «БРАТ, КОТОРОМУ СЕМЬ» «ЗВЁЗДЫ ПОД ДОЖДЁМ»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

М. ТВЕН             «ИСТОРИЯ С ПРИВИДЕНИЕМ»

О. ГЕНРИ          «ВОЖДЬ КРАСНОКОЖИХ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

6 КЛАСС

ФОЛЬКЛОР :       БЫЛИНЫ ( ПО ВЫБОРУ)

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

А.С. ПУШКИН      «ПОЛТАВА»

Л.Н. ТОЛСТОЙ      «ДЕТСТВО»

А.П. ЧЕХОВ            «РАЗМАЗНЯ»

А.И. КУПРИН         «ИЗУМРУД»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

И.А. БУНИН                    «ЛАПТИ»

А.Т. АВЕРЧЕНКО           «ВЕЧЕРОМ»

В.П. АСТАФЬЕВ             «МАЛЬЧИК В БЕЛОЙ РУБАШКЕ»

В.М. ШУКШИН              «КРИТИКИ»

Р.И. ФРАЕРМАН            «ДИКАЯ СОБАКА ДИНГО, ИЛИ ПОВЕСТЬ О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ»

А.Н. РЫБАКОВ               «ТРИЛОГИЯ О КРОШЕ»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДЖЕК ДОНДОН             «БЕЛЫЙ КЛЫК»

Р. БРЕДБЕРИ                  «ВСЁ ЛЕТО В ОДИН ДЕНЬ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

7 КЛАСС

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА

Н.М.КАРАМЗИН    «НАТАЛЬЯ, БОЯРСКАЯ ДОЧЬ»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

А.С. ПУШКИН «ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»

И.С.ТУРГЕНЕВ «АСЯ»

А.П.ЧЕХОВ «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ»  «ТОСКА»

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

М. ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

А.Т. АВЕРЧЕНКО «О ШПАРГАЛКЕ»

В.П. АСТАФЬЕВ  «АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ»

А.С. ГРИН « БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ»

Ч. АЙТМАТОВ «РАННИЕ ЖУРАВЛИ»

Л.С. СОБОЛЕВ «МОРСКАЯ ДУША»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. ШЕКСПИР  «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»   «ГАМЛЕТ»

ДЖ. СВИФТ «ПУТЕШЕСТВИЯ ГУЛЛИВЕРА»

В. СКОТТ  «АЙВЕНГО»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

8 КЛАСС

СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» (ПЕР. Н. ЗАБОЛОЦКОГО)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА

А.С. ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

А.Н. РАДИЩЕВ «ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ»

А.С. ПУШКИН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

М.Ю. ЛНРМОНТОВ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Н.В. ГОГОЛЬ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»

А.Н. ОСТРОВСКИЙ «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК»

Л.Н. ТОЛСТОЙ «ЮНОСТЬ»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «БЕЛЫЕ НОЧИ»

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВЕКА

И.А. БУНИН «ТЁМНЫЕ АЛЛЕИ»

М.А. БУЛГАКОВ «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»

М.А. ШОЛОХОВ «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЁНИН ДВОР»

ПОВЕСТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Г.Я. БАКЛАНОВА. Ю.В. БОНДАРЕВА, В.В. БЫКОВА

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

У. ШЕКСПИР. КОМЕДИИ И ТРАГЕДИИ

Ж. – Б. МОЛЬЕР. КОМЕДИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

9 КЛАСС

Н.В. ГОГОЛЬ «НОС»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «БЕДНЫЕ ЛЮДИ»  «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

И.А. ГОНЧАРОВ «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

Л.Н. ТОЛСТОЙ «АННА КАРЕНИНА»  «ВОЙНА И МИР»

Н.С. ЛЕСКОВ «ТУПЕЙНЫЙ ХУДОЖНИК» «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»

А.П. ЧЕХОВ «ДЯДЯ ВАНЯ»  «ЧАЙКА» (ПО ВЫБОРУ)

И.С. ТУРГЕНЕВ «ОТЦЫ И ДЕТИ»

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

У. ШЕКСПИР «МАКБЕТ»

О. де БАЛЬЗАК  «ГОБСЕК»

ГИ ДЕ МОПАССАН «ОЖЕРЕЛЬЕ»

Г. ИБСЕН «КУКОЛЬНЫЙ ДОМ»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  НА ЛЕТО

10 КЛАСС



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Как помочь детям в выборе своего жизненного пути».

(Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ребёнка)

Вопросы для обсуждения:

  1. Информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса.
  2. Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей?
  3. Рекомендации педагога по профориентации.
  4. Информация о подготовительных курсах.
  5. Результаты определения профпригодности учащихся
  6. Мнение учащихся о выборе профессии (Мини-сочинения «Профессия, в которой я себя вижу – это…»).
  7. Дискуссия «Дети и родители – профвыбор. За и против».

Цели:

  1. содействовать формированию у родителей отчётливых представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации старшеклассников;
  2. информировать родителей о высших и средних специальных учебных заведениях города и области.

«Честный и по-своему умный сапожник, который

в совершенстве владеет своим ремеслом, выше

плохого генерала, выше педанта-учёного, выше

дурного стихотворца»

В.Г. Белинский.

   С чего начинается зрелость? Как она формируется? Эти вопросы волнуют и ребят, и взрослых. Как идёт этот сложный процесс формирования гражданской зрелости, которая проявляется в способности выполнять ответственную роль взрослого человека во всех сферах – на производстве, в общественной жизни, в семье?

  Сегодня наши дети неплохо разбираются в вопросах, связанных с техникой, освоением космоса, новыми научно-техническими достижениями, они интеллектуально более развиты, чем их сверстники в прошлом. Основным условием гражданского воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского, является нравственная зрелость. Известный педагог подчёркивал: «Молодёжь трудится, в общем-то, немало, но этот труд всегда опекается взрослыми. Очень мало в этом труде самостоятельности мысли… суждения, решения, ответственности – тех качеств, без которых не может быть и речи о гражданственности труда».

   Нередко говорят, что основным критерием социальной зрелости является достижение экономической самостоятельности, приобретение стабильной профессии.

  Выпускник с новеньким аттестатом об образовании – словно былинный витязь на распутье, с той лишь разницей, что перед ним не три дороги, а значительно больше, да перед глазами нет придорожного камня, где было бы чётко написано, какие испытания ждут его на каждой из них.

   В записных книжках А.П. Чехова есть такие слова: «Бездарный учёный, тупица, прослужил 24 года, не сделав ничего хорошего, дав миру десятки таких же бездарных узких учёных, как он сам. Тайно по ночам он переплетает книги – это его истинное призвание; здесь он артист и испытывает наслаждение. К нему ходит переплётчик, любитель учёности. Тайно по ночам он занимается наукой».

     Поменяться бы учёному и переплётчику местами! От этого выиграло бы общество, и сами они занялись бы любимым делом.

    В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором, но манят десятки специальностей. Многие из них очень привлекательны. Но надо выбрать одну, ту, которая максимально соответствовала бы склонностям и индивидуальности молодого человека. А этот выбор сделать не так уж легко.

   Часть молодых людей руководствуется принципом: лишь бы получить диплом. В стремлении к получению высшего образования есть и утилитарный подход. Люди с высшим образованием обладают определёнными преимуществами в смысле общественного престижа, выдвижения на руководящую работу, приобретения жизненных благ и т.п. Поэтому часть молодых людей стремится в вуз не для того, чтобы овладеть системой знаний, а для того, чтобы хотя бы формально приобрести высшее образование.

    На выбор профессии влияет много факторов: её популярность, престиж в обществе, собственная склонность человека, его интерес к данному виду деятельности, возможность творчества, уровень заработной платы и т.д. Однако на выбор профессии могут оказать влияние и другие обстоятельства – советы окружающих, пример друзей, родителей, мода на специальность, просто желание иметь диплом, безразлично какой и т.п.

   Много разочарований возникает в результате недостаточной осведомлённости о требованиях, предъявляемых к той или иной работе. Ошибка в выборе профессии, профессиональная неудача воспринимается порой молодым человеком как жизненная катастрофа. Возникает комплекс неполноценности, неудачник теряет уважение к себе, чувствует себя «несостоявшейся личностью».

    Наша – родителей и школы – задача состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом, без упрёков и натиска.

Выступление представителя учебного заведения начального проф. образования.

Предлагаю всем классным руководителям на классном часу написать с ребятами мини-сочинение «Моя будущая профессия».  Замечательно, что у всех ребят есть мечта, желание посвятить себя тому или другому делу. Однако выбор для некоторых остаётся только мечтой – не верят в себя, сомневаются, окончательно не выбрали дальнейший свой путь.

   Приведу одну цитату: «Я неплохо рисую, разбираюсь в поэзии, увлекаюсь вязанием, но выбрать себе профессию не могу. Как найти своё место в жизни? Как быть с работой, чтобы не тянуть лямку, а делать дело с удовольствием?» Беда девушки в том, что она живёт лишь духовной жизнью. Когда дело доходит до работы, здесь девушка занимает пассивную позицию. Часто такая позиция молодых людей возникает как результат неправильного воспитания в семье. Разрешается попробовать всё, но не воспитывается главное – трудолюбие в широком смысле слова. К сожалению, такое встречается не так уж редко. Главный недостаток таких молодых людей состоит в том, что у них не сформировалась потребность (не привычка, а именно потребность) в труде, в общественно полезной деятельности. (Классные руководители на классных собраниях проинформируют родителей по этой проблеме)

    Труд – главная сфера самоутверждения личности. Главная, но не единственная. И если человек не может найти себя в труде, то ищет другие способы реализации своего «Я» и находит их в бесцельном времяпрепровождении, в ложном самоутверждении, в потребительском образе жизни.

   Кем быть? Проблема профессионального самоопределения волнует не только тех, кто «обдумывает житье», но и их родителей, педагогов, и всех других взрослых, неравнодушных к судьбе молодых людей. Очень важно, чтобы наши дети выбрали профессии по душе, которые для них интересны и привлекательны.

Решение собрания.

  1. Провести в классе час общения детей и взрослых по теме «Мир интересных и нужных профессий». Пригласить на него школьного психолога.
  2. Провести компьютерное тестирование учащихся для уточнения их профессиональных интересов и склонностей.

      Наши дети должны понять, что каждый человек приносит много жертв, чтобы жить в соответствии с собственной оценкой самого себя.

    В 16 лет, по мнению многих учёных и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность. Он познаёт и осознаёт свою индивидуальность. Становление самосознания сталкивает юношей и девушек с рядом вопросов: «Кто я?», «Каково моё место в мире?», «Кем быть?». Поиск ответов на эти и другие вопросы представляет собой процесс осознания самого себя как личности, что необходимо для самоутверждения.

    Вот что пишут наши дети в своих анкетах: «По характеру я холерик, увлекаюсь танцами, хотела бы связать свою жизнь с ними, но дома из-за этого скандал». Или: «Мама почему-то твёрдо решила – мне идти в медицинский, а я всю жизнь боялась крови и мёртвых. Но дома одно слышу: «Врач – это наша семейная профессия». Как быть? Даже домой не хочется идти». И вот ещё интересные мысли: «Я всё время всматриваюсь в себя, много времени провожу у зеркала – меня тревожат недостатки моей внешности. Дома только и слышу: «Чем вертеться у зеркала, подумал бы о дальнейшей судьбе». А что о ней думать? Отец уже всё решил».

    Это только часть откровений наших детей, но и они уже вызывают тревогу и опасение: родителей не интересует «я» своих детей.

   А ведь вы все знаете, чтобы успешно справляться со своей работой, самому получать удовлетворение, необходимо обладать определёнными способностями к той или иной деятельности. Каждая профессия требует от человека определённых способностей. Именно они и определяют впоследствии успешность обучения и совершенствования в ней.

    И ещё вы должны хорошо знать, что способности развиваются в процессе воспитания, самовоспитания.

   В повседневной жизни мы слышим и говорим сами: «он способный» или «он начисто лишён способностей – ему только в ПТУ».

   И здесь начинается самое страшное: человек, ещё совсем юный, теряет веру в себя, в свой успех, в настоящее, в своё удачное будущее.

   Эти ошибки родителей приводят к печальным итогам: «Раз так, зачем мне думать о будущем?», «Родители всё решили, зачем к чему-то стремиться?»

    Наши житейские рассуждения имеют под собой весьма шаткие основания. На самом деле в каждом нормальном человеке заложены самые разнообразные задатки, которые могут развиться или не развиться в те или иные способности.

   Беда только в том, что наши житейские представления о способностях наших детей очень ограничены. Как правило, они сводятся к сферам интеллекта и искусства (музыка, рисование и др.). При этом мы забываем, что способности значительно более разнообразны. Вот некоторые из них:

  • Умственные способности. От развитости их зависит, станет ли ваш сын (или дочь), например, хорошим научным сотрудником, талантливым математиком, оригинальным философом и т.д.
  • Художественные способности выражают эмоциональное состояние. У одних эти способности проявляются в музыкальном, художественном, литературном и иных видах творчества. Другие могут и не сочинять музыку, не писать картины, но сильно развитые экспрессивные способности позволяют им сильнее, глубже, тоньше, чем окружающие, воспринимать произведения искусства, ценить их, наслаждаться ими. У третьих экспрессивные способности проявляются в отношениях с людьми – они глубоко чувствуют состояние другого, могут сильно переживать и сопереживать, проявляют истинный талант в дружбе, любви.
  • Инструментальные способности. Вам, наверняка, приходилось не раз слышать восхищённое: У него золотые руки!» или раздражённое, сожалеющее: «не руки, а крюки!». Это тоже оценки способностей, которые назовём инструментальными. Что же это за способности? Имеется в виду умение делать что-то своими руками, искусно обращаться с инструментами и материалами. Великий Страдивари обладал гениальными руками, которые делали непревзойдённые скрипки. Все физики мечтают найти сотрудника, обладающим особым талантом изготовлять тонкие и точные приборы. Это уже область инструментального таланта.
  • Способность к общению, умение взаимодействия с людьми. А теперь специально хочу остановиться на группе тех способностей, которые особенно необходимы для людей, профессии которых относятся к сфере «человек-человек». В эту сферу входят профессии, основным содержанием которых можно считать взаимодействие между людьми. Сюда относятся специалисты, которые на первый взгляд никак не связаны между собой. Например, учитель и торговый работник. Что в них общее? Это контакт с людьми. Врач и сотрудник учреждения управления какой-то отраслью народного хозяйства. Поводы и содержание этого взаимодействия не имеют ничего общего между собой. Но любое взаимодействие с людьми этих специальностей имеет в своей основе существенное сходство. Чтобы работа этих специалистов была успешной, они должны обладать умением взаимодействия с людьми, способностью к общению.

Способностью к общению обладает каждый нормально развитый человек. Но выражена, развита, сформирована эта способность может быть в весьма различной степени. Оглянитесь вокруг. Вы знаете людей, для которых общаться так же легко, как птице парить в небе. В то же время вам знакомы и те, для которых контакт с другим человеком труден. Но это не значит, что эти люди не имеют способности общаться. Это может означать совсем другое. То, что от природы они не очень общительны, просто они не умеют общаться.

    Значит ли, что для таких ребят закрыты профессии сферы «человек-человек»? Конечно, нет. Помните: способность общаться развивается и формируется в процессе общения. Человек может научиться общаться. Время ещё у нас есть, дорогие родители. Что нужно для того, чтобы научиться общаться? Для начала необходимо разобраться в том, что мешает общению ваших детей с людьми, а что помогает. А затем отрегулировать всё.

   Какова же ваша задача?

  • Не спеша разобраться, к какой же сфере тяготеют больше ваши дети.
  • Помочь определиться в выборе профессии, не навязывая, а в чём-то убеждая.
  • Не бойтесь, если ваши дети начнут уединяться – наедине с собой они ищут пути к себе, к людям, к успеху в будущей своей работе.
  • Обратите внимание на то, что в этом возрасте очень развита потребность в творчестве. Отсюда переживания, самоуничижение или демонстрационное отрицание потребности творить, но последнее – реже. (Потребность в творчестве удовлетворяется по-разному: одни пишут стихи, другие увлекаются рисованием, игрой на гитаре, даже сочиняют музыку и слова песен. Не случайно психолог Анатолий, Александрович Смирнов сказал так: «В этом возрасте поэтом бывает каждый»).
  • Пожалуйста, не обижайте детей словами: «Нечего заниматься выдумками!», «Поменьше фантазируй! Лучше подумай, чем займёшься»,
  • Не оцените вовремя – получите конфликт. А зачем глушить в своих детях «души прекрасные порывы». Они перестанут мечтать, фантазировать. В результате печальное: дети заглушают свою потребность в творчестве. А это уже страшновато.

Можно нудно заучивать задание на дом по какому-то предмету. А можно придумать

свой способ запоминания, можно порыться в энциклопедии, словаре, журнале, книге. Человек в состоянии, зная о том, какие потребности необходимы для его будущей профессиональной деятельности, поставить перед собой цель – развить именно их. Вот и помогите в этом своим детям.

   Я очень хочу, чтобы наши выпускники по-настоящему нашли себя в жизни. Удачи им и вам, дорогие родители!

В классе: размышления родителей о том, куда пойдут после окончания школы их дети. «Что повлияло на этот выбор?» и размышления по поводу, что же можно ещё сделать, чтобы помочь детям выбрать профессию.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые мамы и папы!

Помните!

Самое главное – сохранить физическое

и психическое здоровье ребёнка!

1. Следите за соблюдением режима дня ребёнка.

2. Беседуйте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье, демонстрируя своим примером.

3. Проводите с ребёнком закаливающие процедуры, чаще бывайте вместе с ним на свежем воздухе.

4. Старайтесь посещать с ребёнком спортивные мероприятия, приучайте к занятиям спортом.

5. Следите за правильным питанием ребёнка.

6. Помните, здоровый ребёнок – успешный человек.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Уважаемые мамы и папы!

Помните!

Самое главное – сохранить физическое

и психическое здоровье ребёнка!

1. Следите за соблюдением режима дня ребёнка.

2. Беседуйте с ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье, демонстрируя своим примером.

3. Проводите с ребёнком закаливающие процедуры, чаще бывайте вместе с ним на свежем воздухе.

4. Старайтесь посещать с ребёнком спортивные мероприятия, приучайте к занятиям спортом.

5. Следите за правильным питанием ребёнка.

6. Помните, здоровый ребёнок – успешный человек.



Предварительный просмотр:

ТЕСТ САМОПРОВЕРКИ: «КАКОЙ ВЫ РОДИТЕЛЬ?»

Если Вы хотите убедиться в правильности воспитания детей в своей семье — начните с этого теста.

Отметьте те фразы, которые Вы частенько употребляете в общении с детьми.

1. Сколько раз тебе повторять?    -2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.    -0

3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а)   -1

4. И в кого ты только уродился?     -2

5. Какие у тебя замечательные друзья!    -1

6. Ну на кого ты похож(а)!?   -2

7. Я в твое время...  -2

8. Ты моя опора и помощник(ца).    -1

9. Ну что за друзья у тебя?!   -2

10. 0 чем ты только думаешь?!     -2

11. Какая ты у меня умница!      -1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?   -1

13. у всех дети как дети, а ты?    -0

14. Какой ты у меня сообразительный(ая)!    -1

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.

7—8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.

9—ю баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.

11—12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.

13-44 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.



Предварительный просмотр:

             ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.     Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2.     Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и пожнешь.

3.     Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

4.     Не унижай!

5.     Не давай обещаний, которых не можешь выполнить. Рискуешь потерять авторитет и разрушить веру.

6.     Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - а не делаешь. Помни, для ребенка сделано не достаточно, если не сделано все.

7.     Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

8.     Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему...  Это и есть необратимый закон благодарности.

9.     Относись к своим родителям так, как хочешь, чтобы относился к тебе твой ребенок.

10.  Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым... Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.



Предварительный просмотр:

«Почему школьник плохо учится?»

Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная пробле-ма детей подросткового возраста. Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, ког-да его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь, когда вдруг становится совсем тихо. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кому-то от волнения на уроке становится плохо, и он испытывает приступы тошноты или теряет сознание от страха. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы. Кто-то уходит сам.

Несмотря на непохожее поведение и совершенно разную реакцию, все эти подростки страдают от одной и той же проблемы — плохой успеваемости в школе.

Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его само-оценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы в учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. А что такое неуспеваемость?

Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств её пре-дупреждения требуют использования двух понятий: неуспеваемость и отставание.

Отставание – процесс накапливания невыполнений требований, и каждый отдельный случай такого выполнения, т.е. один из моментов.

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значи-тельного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изуче-нию одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.

       Рассмотрим некоторые из них.

1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.

2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опус-тив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть спи-сывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.

3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ре-бёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.

4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.

5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изу-ченному.

6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ре-бёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.

7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения дол-жны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.

8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые дейст-вия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не использу-ют весь свой интеллектуальный потенциал.

9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы прояв-ляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов в семье. Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится и попытайтесь объяснить, для кого он это делает.

10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?

11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то воз-расте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поде-литься с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.

12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.

      Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к то-му, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обу-чения.  Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа. Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания лишь с небольшой постоянной помощью. И прежде чем обращаться к специалисту, мы можем создать условия для благоприятного развития навыков и мотива-ции.

         Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Не за-бывать поощрять наших детей – подросток должен чувствовать, что родитель принимает его. Не допускать сарказма и издёвок. Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. И напос-ледок, одна и главных причин, это отсутствие сотрудничества между учите-лем, учеником и его родителями. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов.

        Нужно постараться все наши совместные усилия сосредоточить на увеличение положительных моментов, а не на уменьшение отрицательных.

      Хочется напомнить слова М. Горького «Дети очень часто умнее взрослых и всегда искреннее».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вред и польза сотового телефона

Слайд 2

Сотовый телефон Это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей . Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.

Слайд 3

Первый мобильный телефон создал Мартин Купер 33 года назад

Слайд 4

Польза телефона Связь Будильник Калькулятор Интернет Календарь Карты Электронные книги

Слайд 5

Вред телефона Понижает иммунитет Страдает зрение Может спровоцировать попадания в человека молнии Происходит нарушение генного порядка Нарушает фазы сна Плохо влияет на биологические ритмы человека Может привести к развитию раковых опухолей Содержит много бактерий

Слайд 7

Правила безопасного пользования телефоном 1. Не вешайте телефоны на шею, не держите во внутреннем кармане или в кармане брюк, положите его в сумку. 2. Детям и подросткам нужно ограничивать время использования телефонами, поскольку их мозг и нервная система всё ёще находятся в процессе формирования. 3.Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут. 4.Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут. 5.Сократите до минимума разговоры в местах с плохой связью. Помните, что максимальная мощность излучается сотовым телефоном во время установления связи. 6. При покупке телефона будьте внимательны и обращайте внимание на значение SAR, которое должно быть указано в инструкции, оно должно быть в пределах от 1,28 до 1,5 Вт/кг.

Слайд 8

П амятка «Как уменьшить вред мобильного телефона на организм?» Говорите по телефону по необходимости (2-3 минуты разово). Говорите по громкой связи либо используйте беспроводную гарнитуру Не кладите телефон туда, где планируете спать. Ведь электромагнитное излучение телефона активно и воздействует негативно на нервную систему человека и в режиме ожидания. Носите телефон в сумке, рюкзаке, а не в кармане или шее Пусть мобильный телефон лежит на расстоянии минимум 50 см от вас Не используйте телефон в тех местах, где плохой прием связи. Это обычно лифт, транспорт, подземные парковки, сельская местность, метро. Так как в эти моменты излучение вашего мобильника усиливается в несколько раз. Стараться реже пользоваться мобильным телефоном в помещении, так как излучение мобильного телефона в помещении в несколько раз выше, чем на открытом воздухе. Сильнее всего излучение телефона в момент поиска оператора сети, так что не прикладываете его в это время к уху.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание- в 5 классе 20.01.2021 год

Тема: «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти всемогущим»

Джон Уэбстер

Цель: оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

- ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;

- проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;

- выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;

- выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;

- выявить роль семьи и ее значение в адаптации школьников;

- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Форма проведения: консилиум

Участники: родители учащихся 5 «б» класса, классный руководитель, психолог, социальный педагог.

Оборудование и ТСО:

На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.

 Экран, ПК, проектор, музыкальный центр

Подготовительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание.

2. Анкетирование «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».

3. Анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам».

4. Анкетирование учителей-предметников  и обработка результатов.

5.Тестирование родителей «Все ли благополучно у Вашего ребенка в школе?».

6.Тестирование родителей «Какой Вы родитель?».

7.Подготовка буклета для родителей по теме собрания.

План собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

II. Cоветы и рекомендации специалистов.

1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

1.Тест «Какой вы родитель?».

2.Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

IV. Рефлексия.

Ход собрания:

I. Вступительное слово классного руководителя.

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы в среднюю — это сложный и ответственный период.  От того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с ребятами, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.

Сложность этого периода заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того, дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность. И именно сейчас, как никогда им необходима помощь педагогов и родителей.

II. Cоветы и рекомендации специалистов.

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

-  изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;

- быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;

- изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей:

 - создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий: создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря, запись ребенка в спортивную секцию. Во время выполнения домашнего задания следить за осанкой и освещением;

- организация правильного питания: обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей;

- воспитание самостоятельности и ответственности у ребенка за свое здоровье.

  1. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.

- повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

- повышение уровня тревожности самого ребенка;

- зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

 Степень адаптации ребенка зависит от:

- его внутреннего состояния;

- его характера;

- его успеваемости в начальной школе;

- его физического здоровья;

- от психологического климата в классном коллективе;

- а также от его самооценки (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- со стороны родителей обязательное проявление  интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и предоставление возможности общения ребят после школы;

- недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение такого наказания, как лишение удовольствий (например: запрет на пользование ПК).

 - необходимо учитывать темперамент ребенка (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее и дольше проходят период адаптации);

- обязательное предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

-  моральное стимулирование достижений ребенка и не только за учебные успехи;

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если Вы согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к Вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество положительных ответов.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Анализ анкет уч-ся

III. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

 

А сейчас давайте вместе с вами рассмотрим одну жизненную ситуацию.

Ребенок - подросток приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит:

«Не пойду я больше в эту школу!».

 

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами?

Ваши варианты(отвечают родители)

Чаще всего в этот момент приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

приказы, команды, угрозы 

«Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»;

морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;

критика, выговоры 

«У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!,

«Если ты еще раз так сделаешь, то …!»;

высмеивания, обвинения 

«Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.;

«стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;

- а также предложения готовых решений 

«Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…», которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы, а только ухудшает сложившуюся конфликтную ситуацию.

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

 Да, есть один очень важный и действенный прием – умение и желание слушать и слышать своего ребенка.

 

Ритм сегодняшней жизни, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в детской душе, нежелание, а зачастую неумение взглянуть на проблему глазами ребенка, а чаще всего - самодовольная уверенность  в своем жизненном опыте – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

И поэтому эпиграфом сегодняшней встречи я выбрала слова Джона Уэбстера:

«Люди вместе могут совершить то, чего не могут в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение сил  может стать почти всемогущим»

Тест  «Какой вы родитель?».

Конечно, этот тест не дает 100%-го результата, но, надеюсь, он даст предпосылки к размышлению.

 

 Тест  «Какой вы родитель?».

Инструкция:  Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

вопрос

баллы

1

Сколько раз тебе повторять?!

2

2

Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3

Не знаю, чтобы я без тебя делала.                                    

1

4

И в кого ты только такой уродился?!

2

5

Какие у тебя замечательные друзья!

1

6

Не смей этого делать!

2

7

Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8

Я в твое время!

2

9

Ты моя опора и помощник (ца).        

1

10

О чем ты только думаешь?!

2

11

Какая ты у меня умница!

1

12

А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13

У всех дети как дети, а ты…

0

14

Какой ты у меня сообразительный!        

0

                                       Общее количество баллов

 

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 

IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

Какая часть вызвала особый интерес?

Ваши предложения и пожелания на будущее.

В конце собрания родителям выдаются рекомендации в  виде буклета.

В процессе подготовки к родительскому собранию, был проведен опрос среди учителей-предметников. Я хочу познакомить вас с результатами этого опроса.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

(разработана доцентом А.А.Андреевым)

Инструкция:  Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:

4- совершенно согласен,  

3- согласен,

2- трудно сказать,

1- не согласен,

0- совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью

2. В школе у меня обычно хорошее настроение

3. У нас учителя хорошие

4. У меня есть любимые школьные предметы

5. Я привык к новым учителям

6. В начальной школе было лучше

7. На летних каникулах я скучал по школе

8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Обработка результатов.  

Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов.

 Если «У» больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворенности, если «У» больше 2, но меньше 3, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.  

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»

Инструкция:

Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)»

в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».

2.        Я прихожу в школу для того, чтобы...

а)        узнать что-то новое, интересное;

б)        заниматься такими интересными предметами, как...

в)        встретиться с такими хорошими учителями, как...

г)        пообщаться с друзьями;

д)        весело провести время;

е)        не огорчать родителей.

3.        Домашнее задание я делаю так:

а)        совершенно самостоятельно;

б)        обращаюсь за помощью к взрослым;

в)        под контролем родителей;

г)        от случая к случаю;

д)        не делаю никогда.

4.        Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а)        иметь интерес к предмету;

б)        иметь способности к предмету;

в)        хорошо работать на уроке;

г)        иметь хорошие отношения с педагогом;

д)        уметь списывать.

5.        Когда я получаю плохую отметку, то...

а)        стараюсь тут же ее исправить;

б)        стараюсь исправить ее на следующем уроке;

в)        стараюсь исправить в ближайшее время;

г)        ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.

 

Анкета для учителей-предметников.

______________________________________________________________________________________

(ФИО, предмет)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другим пятым классом)?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?

_______________________________________________________________________________________

3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?

_______________________________________________________________________________________

5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вред и польза сотового телефона

Слайд 2

Сотовый телефон Это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей . Но мало кто знает, что новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. Мобильный телефон – это средство связи с внешним миром. Но даже за несколько секунд можно получить болезни, от которых будешь лечиться всю жизнь. Поэтому каждому человеку необходимо знать положительное и отрицательное воздействие сотового телефона на здоровье и жизнь человека, знать, как правильно пользоваться телефоном и в каких временных рамках.

Слайд 3

Первый мобильный телефон создал Мартин Купер 33 года назад

Слайд 4

Польза телефона Связь Будильник Калькулятор Интернет Календарь Карты Электронные книги

Слайд 5

Вред телефона Понижает иммунитет Страдает зрение Может спровоцировать попадания в человека молнии Происходит нарушение генного порядка Нарушает фазы сна Плохо влияет на биологические ритмы человека Может привести к развитию раковых опухолей Содержит много бактерий

Слайд 7

Правила безопасного пользования телефоном 1. Не вешайте телефоны на шею, не держите во внутреннем кармане или в кармане брюк, положите его в сумку. 2. Детям и подросткам нужно ограничивать время использования телефонами, поскольку их мозг и нервная система всё ёще находятся в процессе формирования. 3.Смотрите на дисплей телефона не более 15 минут. 4.Слушайте музыку через наушники не более 10 – 15 минут. 5.Сократите до минимума разговоры в местах с плохой связью. Помните, что максимальная мощность излучается сотовым телефоном во время установления связи. 6. При покупке телефона будьте внимательны и обращайте внимание на значение SAR, которое должно быть указано в инструкции, оно должно быть в пределах от 1,28 до 1,5 Вт/кг.

Слайд 8

П амятка «Как уменьшить вред мобильного телефона на организм?» Говорите по телефону по необходимости (2-3 минуты разово). Говорите по громкой связи либо используйте беспроводную гарнитуру Не кладите телефон туда, где планируете спать. Ведь электромагнитное излучение телефона активно и воздействует негативно на нервную систему человека и в режиме ожидания. Носите телефон в сумке, рюкзаке, а не в кармане или шее Пусть мобильный телефон лежит на расстоянии минимум 50 см от вас Не используйте телефон в тех местах, где плохой прием связи. Это обычно лифт, транспорт, подземные парковки, сельская местность, метро. Так как в эти моменты излучение вашего мобильника усиливается в несколько раз. Стараться реже пользоваться мобильным телефоном в помещении, так как излучение мобильного телефона в помещении в несколько раз выше, чем на открытом воздухе. Сильнее всего излучение телефона в момент поиска оператора сети, так что не прикладываете его в это время к уху.