Презентации по русскому языку

Дружинина Марина Борисовна

Презентации по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ Готовимся к

Слайд 2

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки и вставляя, где это не­обходимо, пропущенные буквы и знаки препинания. Текст 1 В ст...рину книги писались от руки. Р...бота подв...галась медленно . На изготовление одной рук...писи-книги ух ...дило иногда пять-семь лет. Писец должен был обладать ч... тким и красивым поч...рком . Каждая буква часто даже не писалась а рисовалась. 4 Подб ... рались тщательно ч ...рнила писали даже растворённ...м зол ...том или серебром . Начальную строку новой главы выделяли 2 красными чернилами отсюда и пошло выражение — н...чать с красной строки. Переписанные листы укр...шали рисунками од...вали в пере­плёты из д...ревянных досок, о...тянутых кожей, делали изобра­жения-тиснения. На обло...ках 3 пом...щали драгоценные камни зол...тые или серебряные застё... ки 1 . В ст...рину любили говорить «(К/ к ) нижное слово в ж...мчугах ход...т ».

Слайд 3

Проверьте себя! Текст 1 В стАрину книги писались от руки. РАбота подвИгалась медленно . На изготовление одной рукОписи-книги ухОдило иногда пять-семь лет. Писец должен был обладать чЁтким 1 и красивым почЕрком . Каждая буква часто даже не писалась , а рисовалась. 4 ПодбИ рались тщательно чЕрнила , писали даже растворённ Ы м золОтом или серебром . Начальную строку новой главы выделяли 2 красными чернилами , отсюда и пошло выражение — нАчать с красной строки. Переписанные листы укрАшали рисунками од Е вали в переплёты из дЕревянных досок, оБтянутых кожей, делали изображения-тиснения . На обло Ж ках 3 помЕщали драгоценные , камни золОтые или серебряные застё Ж ки . В стАрину любили говорить : «Книжное слово в жЕмчугах ходИт ».

Слайд 4

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы: (1) – фонетический разбор слова застё...ки 1 ; (2) – морфемный разбор слова выделяли 2 ; (3) – морфологический разбор слова обло...ках 3 ; (4)– синтаксический разбор предложения: Каждая буква часто даже не писалась а рисовалась. 4

Слайд 5

3. Поставьте знак ударения в следующих словах: Приняла, щавель, банты, красивее, дозвонятся. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! принялА , щавЕль , бАнты , красИвее , дозвонЯтся .

Слайд 6

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи в предложении отсутствуют. Ранним утром на дощатый стол в саду мы насыпали крошки и крупу для синиц.

Слайд 7

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ! Ранним утром дощатый стол саду мы насыпали крошки крупу синиц . Прил . Прил. Сущ . на на в для и Нареч. Сущ . Сущ . Сущ . Мест. Глаг. Сущ . Нет имени числительного, частицы, междометия

Слайд 8

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены .) Расставьте необходимые знаки препинания . Составьте схему предложения. 1) Внук лесника Ваня сказал что принёс нам выкопанную с кор­нем берёзу. 2) Посадите берёзу в кадку на зиму посоветовал нам Ваня. 3) Зачем ты её выкопал и притащил чудак 4) По мнению Вани берёза зимой будет напоминать нам о лете. Ответ:–––––––––––––––––––––––– ––––-

Слайд 9

Проверьте себя! «Посадите берёзу в кадку на зиму», - посоветовал нам Ваня . «П», - а.

Слайд 10

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую / запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. По вечерам в нашем деревенском доме ярко горели лампы. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра. А утром хрустели подмёрзшие дороги листья на крыльце стебли цветов. Густой снег таял в чёрной воде озера и порошил серым дымом леса. Ответ :–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Слайд 11

Проверьте себя! А утром хрустели подмёрзшие дороги , листья на крыльце , стебли цветов. Запятые ставятся между однородными членами. [ , , ] _____ _____ _____

Слайд 12

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены .) Напишите, чем обусловлен Ваш выбор. Ранним утром я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой и сон сразу прошёл . Сквозь мглу были видны далёкие и нежные страны золотых и розовых облаков. В саду падали листья и укрывали землю красивым пушистым ковром. Ответ :––––––––––––––––––––––––––

Слайд 13

Проверьте себя! Резкий воздух обмыл лицо холодной водой , и сон сразу прошёл. Предложение сложное: в нём 2 грамматические основы. [ ___ ___ ], u [ ___ ____ ] .

Слайд 14

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12. Текст 2 ( 1)Во дворе рядом с деревенским домом стояла деревянная миска с мутной водой — в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. (2)Однажды утром Фунтик, рыжая кривоногая такса, подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку. (З)Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. (4)Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. (5)Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж. (б)Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром, — петух разъярился. (7)Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. (8)Раздался короткий и крепкий стук. (9)Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. (10) Он просидел под домом несколько часов и только вечером вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. (11)Морда у него была в пыльной паутине , к усам прилипли высохшие пауки. (По К. Паустовскому )

Слайд 15

8. Определите и запишите основную мысль текста. 9. Почему петух Горлач разъярился? Ответ запишите. 10 . Определите, какой тип речи представлен в предложениях 7-10 текста. Ответ запишите. 11. В предложениях 3-5 найдите слово со значением «склонный к ссорам» . Выпишите это слово . 12. И предложениях 9—11 найдите антоним к слову «утром» и выпишите его.

Слайд 16

Проверьте себя! 8 . Нельзя без спроса брать чужое: за это можно поплатиться. 9. Сварливый петух Горлач никак не мог поверить, что на его глазах здесь , рядом, среди бела дня происходит грабёж, и разозлился. Повествование. Сварливый. Вечером.

Слайд 17

Домашнее задание Однажды с моим приятелем 3 на охоте 1 произошёл 2 такой случай 4 .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемная ситуация Ц ...РК УЛИЦ... Ц...ПЛЕНОК АКАЦ...Я Произнесите слова вслух и определите, какой звук вы слышите после твердого ц? сочетание ЦЫ Ы Ы и и Посмотрите, как пишутся эти слова. Спишите.

Слайд 2

Сформулируйте тему сегодняшнего урока

Слайд 3

____ Ы И _____

Слайд 4

Буквы И-Ы после Ц в корнях слов цифра, цинга в словах на – ция корпорация, авиация В суффиксе – ЫН сестрицын в окончании улицы , птицы в корнях слов-исключений цыган, цыпленок, на цыпочки, цыц, цыкнуть После ц буква И пишется: После ц буква Ы пишется:

Слайд 5

Страничка из словаря Корпорация. Общество, союз, группа лиц, объединенных общностью сословных или профессиональных интересов. Цинга. Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся кровоточивостью десен, общей слабостью.

Слайд 6

Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку: "Цыц!" Как легче запомнить?

Слайд 7

Образец рассуждения 1. Смотрю, какая часть слова. 2. Смотрю, требует ли слово запоминания. ДА НЕТ Пишу Ы Запомнить: цыпленок, цыган, на цыпочках, цыкнуть, цыц. Пишу И Циферблат, цифра 2. Смотрю, есть ли в опорном слове сочетание на - ция. ДА НЕТ Пишу И акация Пишу Ы улицы

Слайд 8

Делегация, цилиндр, купцы, репетиция, лисицын хвост, цыган, модницы, цирк, станция, продавщицы, медицина,дверцы. Объясни, применяя алгоритм рассуждения.

Слайд 9

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически покажите, в какой части слова пропущена буква. Затем передайте мел и вызовите к доске своего друга. Н-р, цыган Ц…рк, медиц…на, порц…я, ц…ган, молодц.., рукавиц…, ц…фра, модниц…, ц…почки, красавиц…, огурц…, ц…нга, девиц…, операц…я, акац…я, нац…я, купц…, лисиц…н, хвост, делегац…я, жильц…, плантац…я, принц…, голубц…, пальц…, ц…клон, ц...рюльник, скитальц…,певц…, ц…пленок, панц…рь. Игра "Передай мелок другу"

Слайд 10

Задание на смекалку Подумайте, слово ц...лина и ц..на тоже на правило "Буквы и-ы после ц" или на другое правило. Докажите. Слова «целина» и «цена» проверяются слова целый и цены. Правило «Безударная гласная, проверяемая ударением». Целина - никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля.

Слайд 11

Творческий диктант Точная выдержка из текста Прикрикнуть на кого-нибудь с угрозой Систематическое собрание каких-либо предметов Плодовые деревья, к которым принадлежат лимоны, апельсины, мандарины Бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью Род перчаток с отделением только для большого пальца ЦЫКНУТЬ КОЛЛЕКЦИЯ ЦИТРУСОВЫЕ ЦИКЛОН РУКАВИЦЫ ЦИТАТА

Слайд 12

А теперь, ребята, проверьте свои знания!

Слайд 13

В каком слове пишется буква Ы? РЕПЕТИЦ…Я Ц…КОРИЙ МОТОЦ…КЛ Ц…КНУТЬ Отлично! Ты справился! Так держать! Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!

Слайд 14

В каком слове пишется буква И? ДЕКОРАЦ…Я Ц…ГАН СЕСТРИЦ…Н Ц…КНУТЬ Отлично! Ты справился! Так держать! Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!

Слайд 15

В каком слове пишется буква И? (две) РОВЕСНИЦ… ЛЕКЦ…Я Ц…Ц ГОЛУБЦ… Отлично! Ты справился! Так держать! Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!

Слайд 16

В каком слове пишется буква И? НА Ц…ПОЧКАХ ПЫШНЫЕ РЕСНИЦ… Ц…РКУЛЬ Ц…ПЛЕНОК Отлично! Ты справился! Так держать! Увы! Ты ошибся! Подумай ещё!

Слайд 17

В каком ряду все слова написаны верно? РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, ЦИГАН ЦЫРК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ ЦЫПЛЕНОК , АКАЦЫЯ, ЦЫЦ ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ МОЛОДЕЦ! ПОДУМАЙ ЕЩЁ!

Слайд 18

В каком ряду все слова написаны верно? ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ ЦЫРК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦЫЯ ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦЫЯ, БУФЕТЧИЦЫ Отлично! Увы!

Слайд 19

Подведем итоги С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке? Каков опознавательный признак изученной орфограммы? - Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и или ы после ц?

Слайд 20

Домашнее задание 1. Выучить правило на стр. 57-58 2. Выполнить упражнение № 433, 434.

Слайд 21

Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №3 г. Липекца Половой Ириной Васильевной Примечание. Презентация выполнена с помощью триггеров, которые использованы на слайдах 11, 13-18. При нажатии на варианты появляются сказочные персонажи, которые подсказывают, Правильно ли было выполнено задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание природы . Урок развития речи в 6 классе Урок развития речи. Описание природы. Зима. 6 класс

Слайд 2

Цели урока: Определить место описания в различных речевых ситуациях; научиться писать пейзажную миниатюру ( составление книжки – малышки); учиться внимательно наблюдать за окружающей природой.

Слайд 3

План работы. 1.Представление объекта речи: -выбор темы; -определение цели описания. 2.Описание признаков объекта речи: - выбор наиболее характерных признаков; - сбор рабочего материала. 4. Проверка черновика, устранение недостатков в тексте. 5 . Оформление работы для книжки- малышки.

Слайд 4

Чем ближе человек к природе, тем богаче, образнее, ярче его язык. Для полного овладения русским языком необходимо общение с природой.

Слайд 5

Пейзаж 1) вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении. ( По «Словарю русского языка» С.И.Ожегова )

Слайд 6

Типы речи

Слайд 7

Рубиновый глаз Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин.)

Слайд 9

Тропы (слова в переносном значении) метафора эпитет олицетворение

Слайд 10

У слова СНЕГ более 100 эпитетов! блистающий искрящийся переливающийся ослепительный сверкающий серебристый нарядный чистый бездонный глубокий лёгкий мохнатый мягкий пушистый пышный колючий ноздреватый хрустящий веселый печальный и другие

Слайд 11

1 Создание миниатюр-зарисовок 1. Что с первого взгляда привлекает в картине? 2. Какие признаки наступающего вечера вы видите? 3. В чем особенность построения картины, ее композиции? Где находится художник? 4. Каким изобразил художник небо в предвечерний час? 5. Какими изображены деревья? 6 . Попытаемся озвучить картину. Что мог услышать художник? 7. Палитра художника. Какие цвета использовал художник для описания зимнего вечера? 8. Что вы чувствуете, о чем думаете, когда смотрите на этот пейзаж? Опишите свои чувства.

Слайд 12

Примерный план 1. Зима (снег, небо, солнце, тени). 2 . Особенности композиции (передний план, задний план, центр картины). 3 . Палитра художника. 4 . Какие чувства и мысли вызывает пейзаж.

Слайд 13

И.И.Шишкин «Зима» Домашнее задание: подготовить презентации: «Зима на полотнах художников»

Слайд 14

картинки http://wap.lensart.ru/entire-uid-d00-sh-1.htm?ps=14 http://www.liveinternet.ru/users/el-ena-k/ http://wap.foto.mail.ru/mail/vitkuse/ http://www.liveinternet.ru/users/el-ena-k/ http://www.photosight.ru/photos/1957539/ http://www.klopp.ru/foto/nature/113930-zimnijj-pejjzazh.html http://deswal.ru/nature_winter_scenes/1280-1024/00000202.php http://club.foto.ru/gallery/photos/selected.php?page=7&author_id=90819&selected=1 http://freeyandex.ru/60787-beloe-bezmolvie.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносокращенные слова

Слайд 2

Из истории Сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. Советский “ новояз ” 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа “местком ”, “Моссовет”, “ревтрибунал”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК”, “ВГИК” и т. п.

Слайд 3

“местком” -( местный комитет ), “ Моссовет ”-( Московский городской совет ), “ ревтрибунал ”-( Революционный трибунал ), “ ЧК ”-( чрезвычайная комиссия ), “ ЦК ”-( ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ), “ ВЦИК ”-( Всероссийский центральный исполнительный комитет ), “ ВГИК ”-( Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова ).

Слайд 4

Как определить род у сложносокращенного слова? Способ образования Начальные буквы Найдите главное слово Род главного слова

Слайд 5

Сравните. Чем отличаются слова первого столбика от слов второго? ? Светомузыка Землекоп Бензобак Овощехранилище Снегопад ? Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

Слайд 6

Сложные слова: Сложносокращённые: Свет о музыка Земл е коп Бенз о бак Овощ е хранилище Снег о пад Завхоз Медсестра Вуз Спорттовары Завуч

Слайд 7

Что означают эти сложносокращённые существительные? Правильно их прочитайте. Найдите соответствия: США Спецкорр НИИ Управдом ЧГУ ПК НЛО 1 . Научно-исследовательский институт 2. Неопознанный летающий объект 3. Чувашский Государственный университет 4. Персональный компьютер 5. Соединённые Штаты Америки 6. Управляющий домом 7. Специальный корреспондент

Слайд 8

Самая знаменитая сталинская высотка расположилась на Воробьевых горах, это главный корпус … МГУ Московский государственный университет

Слайд 9

Здание … на Смоленской-Сенной площади – одно из лучших московских зданий, оно отличается сдержанностью декора и целостностью композиции. МИД Министерство иностранных дел

Слайд 10

… находится в Северо-Восточном округе. Территория этого выставочного центра богата различными архитектурными памятниками, известными во всем мире. ВДНХ Выставка достижений народного хозяйства

Слайд 11

Недалеко от ВДНХ расположена знаменитая Останкинская телебашня. Именно она позволяет осуществлять работу ОРТ . Общественное российское телевидение

Слайд 12

Образуйте сложные существительные, о бозначьте в них корни и соединительные суффиксы 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить сталь варить труба чистить падать лист чёрная земля воздух плавать кофе молоть полк водить

Слайд 13

Проверь себя! 1 основа (корень) 2 основа (корень) Сложное слово море ходить мореход сталь варить сталевар труба чистить трубочист падать лист листопад чёрная земля чернозем воздух плавать воздухоплаватель кофе молоть кофемолка полк водить полководец

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причастие как часть речи.

Слайд 2

Родник Лесной Наполняющийся Глубокий Утоляющий Холодный Бьющий

Слайд 3

причастие Особая форма глагола Которая обозначает признак предмета по действию Отвечает на вопросы Какая? Какой? Какое?

Слайд 4

Цель урока Познакомиться с причастием и важнейшими признаками этой языковой категории Учиться отличать причастия от слов других частей речи

Слайд 5

Прилагательное и причастие Летучий корабль Летящая походка Прилагательное Образуется от существительных Можно заменить синонимом Морфемный признак – суффиксы – уч -, - юч -. Причастие Образуется от глаголов Можно заменить сочетанием « местоим . который + глаг » в н.в. и пр. в. Морфемный признак – суффиксы – ащ -, - ящ -.

Слайд 6

Сравните пары предложений и сделайте вывод о роли причастий в речи Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана. За столом сидят ученики и читают книгу. Мы встретили старика, который жил в избе, стоящей на опушке леса. Лежащая на столе книга уже прочитана. За столом сидят ученики, читающие книгу.

Слайд 7

М. В. Ломоносов «Они служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Орфоэпия. Повторение и обобщение. Ударение. Особенности русского ударения. Акцентологические нормы. Произношение отдельных сочетаний звуков.

Слайд 2

Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх

Слайд 3

Орфоэпия - ( от греч. orthos «простой, правильный» и epos «речь» ) – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы совокупность правил , устанавливающих нормализованное произношение.

Слайд 4

Орфоэпическая норма Ударение Произнесение отдельных сочетаний

Слайд 5

Ударение- выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

Слайд 6

Роль ударения в слове Различает разные слова Различает формы разных слов Различает формы одного слова Различает функционально-стилистические варианты

Слайд 7

Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т разные слова зам О к – з А мок, мук А –м У ка, трус И т – тр У сит, погуж Ё нный – погр У женный

Слайд 8

Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т формы разных слов нош У – н О шу, кружк И – кр У жки, стрелк И – стр Е лки, белк И – б Е лки

Слайд 9

Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т формы одного слова кос И те – к О сите, нос И те – н О сите

Слайд 10

Роль ударения в слове Р а з л и ч а е т функционально-стилистические варианты лавр О вый лист – семейство л А вровых (научн.)

Слайд 11

Роль ударения в слове Различает разные слова Различает формы разных слов Различает формы одного слова Различает функционально-стилистические варианты

Слайд 12

Особенности русского ударения Разноместность Подвижность

Слайд 13

Разноместность русского ударения * русский язык – кнИга, мЕдленно, лежАть, картИна, магазИн, побежАли, чистописАние стоматологИческий * польский язык – jeziOro (рус. озеро), kolorOwy (рус. цветной), przystAnek ( рус. остановка ) , obcOwa č (рус. общаться) сравните

Слайд 14

Подвижность русского ударения кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами вернУсь, вернЁшься, вернУтся лист, листА, листУ, лИстья плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете сравните

Слайд 15

Ударение в русском языке

Слайд 16

Виды ударения Основное зелЁный, победИть, вЕсело Дополнительное желЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница Не имеют ударения служебные части речи: союзы, предлоги, частицы под гор О й, цвет Ы и л И стья, скаж И -ка

Слайд 17

Внимание! Правила орфоэпии в области ударения помогут п р е д у п р е д и т ь соответствующие ошибки .

Слайд 18

Произносительная норма Имена прилагательные Полные формы неподвижное ударение на основе на окончании прил Е жный больш А я прил Е жной больш О му прил Е жных больш И х

Слайд 19

Произносительная норма Имена прилагательные Полные формы вариативное ударение кружк О вый кружков О й м Е ньший меньш О й автозав О дский автозаводск О й м И нусовый минусов О й

Слайд 20

Произносительная норма Имена прилагательные Последовательная норма Ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных С О Х Р А Н Я Е Т С Я ударным в краткой форме крас И вый-крас И в- крас И ва-крас И во-крас И вы

Слайд 21

Произносительная норма Имена прилагательные Краткая форма ПЕРЕНОС УДАРЕНИЯ с основы на окончание м.р. пр А в ср.р. пр А во ж.р. прав А мн.ч. пр А вы

Слайд 22

Условия переноса ударения односложные слова без суффикса имеющие основы с простейшими суффиксами -Н-, -К- НО : нарушение нормы – смотри словарь п О лны- полн Ы ; дл И нны- длинн Ы ; св Е жи- свеж И ; гл У хи - глух И

Слайд 23

Произносительная норма Степени сравнения прилагательных жив А жив Е е, жив Е йший стройн А стройн Е е, стройн Е йший НО: крас И ва крас И вее, крас И вейший удобн А уд О бнее, уд О бнейший переносится сохраняется

Слайд 24

Произносительная норма Глагол Около 300 глаголов гн А ть - гн А л, гн А ло, гн А ли, гнал А зв А ть - зв А л, зв А ло, зв А ли, звал А НО: вЫ гнать вЫ звать вЫ лить вЫ гнал вЫ звал вЫ лил вЫ гнало вЫ звало вЫ лило вЫ гнали вЫ звали вЫ лили вЫ гнала вЫ звала вЫ лила

Слайд 25

Произносительная норма Глагол З а п о м н и т е: класть – клАла; красть – крАла; слать – слАла; послать – послАла.

Слайд 26

Произносительная норма Возвратные глаголы нач А ться — началс Я , начал А сь, начал О сь, начал И сь; подн Я ться — поднялс Я, поднял А сь, поднял О сь, поднял И сь. переносится

Слайд 27

Произносительная норма Глагол Особое внимание! звонИть – звон И шь звон И м звон И т звон И те звон Я т

Слайд 28

Произносительная норма Причастия УДАРЕНИЕ проведЁННый— проведЁн, проведенА , проведенО , проведенЫ п е р е н о с и т с я

Слайд 29

Произносительная норма Отдельные сочетания сч или зч = [щ´щ´] г в -ого (-его)обозначает [в] – тс(я) и –тьс(я) = двойной [ц] чн = только [ч’н] только [шн] [ч’н] и [шн]

Слайд 30

Произносительная норма Отдельные сочетания чт = [шт] [γ] только в словах о Боге , ага , бухгалтер , е й-богу , Господи [г] → [к] (не [х]!)

Слайд 31

Внимание! Трудные случаи произношения о т р а ж е н ы в ОРФОЭПИЧЕСКИХ СЛОВАРЯХ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нам тихий свой привет Шлет осень мирная. Ни резких очертаний, Ни ярких красок нет… Природа вся полна последней теплоты…

Слайд 2

Урок по русскому языку в 8 классе «ДОЛГО БУДЕТ КАРЕЛИЯ СНИТЬСЯ…» ( Описание картины В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»)

Слайд 3

Цели: Образовательные: закрепление орфографических и пунктуационных навыков , научить создавать свой текст на предложенную тему (сочинение-описание местности по картине), добиться усвоения основных элементов построения текста данного типа. Развивающие: совершенствовать умение правильного отбора языковых средств, установления логических связей между частями текста, грамотного оформления своего высказывания. Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русской живописи и родному языку; добиваться повышения познавательной самостоятельности учащихся.

Слайд 4

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…

Слайд 5

Пейзаж, как народная песня, должен нести светлые чувства. В.В.Мешков

Слайд 6

М.Нестеров. Осенний пейзаж

Слайд 7

И.Левитан. Золотая осень

Слайд 8

И.Левитан. Сумерки. Луна

Слайд 9

А.Куинджи. Вид на Москву с Воробьевых гор

Слайд 10

В.Мешков. Золотая осень в Карелии

Слайд 11

Сбор материала к сочинению. Словарная работа: Ламба , ламбушка – небольшое лесное озеро (диалект.) Сельга – невысокие горы из сплошного камня (диалект.) Валуны – большие округлые гладкие камни.

Слайд 12

Сведения о географическом положении Карелии, климате, территории. Карелия – республика, входящая в состав России, расположенная в пределах Балтийского щита. Столица – Петрозаводск. Карелия граничит с Финляндией и с Санкт-Петербургом. Половину территории республики занимают хвойные и смешанные леса. Карелию называют «краем озер», т. к. на ее территории находится сорок тысяч больших и малых озер.

Слайд 14

Работа со словарем. Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей произведений литературы, искусства. Колорит – система цветовых сочетаний в произведениях искусства. Ландшафт – вид земной поверхности. Валуны – большие округлые камни. Холст – ткань, на которой пишут картины.

Слайд 15

Подготовительная работа к описанию картины В. В. Мешкова «Золотая осень в Карелии» ( Работа по заданиям к упражнению № 54). - Что изображено на картине? На картине художника В. В. Мешкова изображен живописный пейзаж Карелии. Это север России, лето здесь короткое. Художник на своем полотне запечатлел яркое прощание величественной и суровой природы Карелии с северным летом. Буйство красок ранней осени впечатляет зрителя. -Что зритель видит на переднем плане картины? На переднем плане картины зритель видит осинки, березки, кусты, позолоченные осенними холодами, хилые елочки, высокие суровые сосны, серовато-зеленые валуны, озерцо

Слайд 16

- Что изображено на заднем плане картины? На заднем плане картины – озеро с отражающимися в нем деревьями, дальше – зеленая полоса хвойного леса, и над всем – низкое сероватое небо в облаках - По каким деталям можно определить, что эта картина изображает Карелию? То, что картина изображает Карелию, можно определить по таким деталям: слегка холмистый рельеф почвы, редкая растительность с негустой листвой, обилие валунов и озер, лес, уходящий за горизонт

Слайд 17

- Какие цвета и оттенки использует автор для изображения осени? Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму: яркие, теплые золотистые, коричневые, красноватые оттенки сочетаются с холодноватыми серо-зелеными, серо-голубыми. Краски прозрачные, чистые, неброские. Колорит картины передает праздничность и в то же время суровость карельской осенней природы - Каковы особенности композиции картины? Художник выбирает для картины удлиненный горизонтальный формат холста, чтобы передать широту, спокойствие, протяженность, простор карельской осенней природы

Слайд 18

- Какое впечатление произвела на вас картина? Картина производит впечатление умиротворения, тишины, спокойствия, легкой грусти

Слайд 20

Примерный план. 1. Представление картины. 2. Красота русской природы осенью. 3. Мастерство художника. а. Яркие краски суровой Карелии. 4. Композиция картины. а. Что изображено на переднем плане картины? б. Что изображено на втором плане картины? 5. Что хотел выразить художник своей картиной? 6. Впечатления от картины.

Слайд 22

Примеры словосочетаний и предложений: В композиции картины; обилие валунов; поэтичность ландшафта; цепь озер; высокие суровые сосны. Колорит картины передает величественность и праздничность карельской осени. Для изображения осени автор использует выразительную цветовую гамму. Чтобы показать безграничность просторов карельского пейзажа, художник использует горизонтальный формат холста

Слайд 23

Синонимы Художник – Василий Васильевич Мешков, он, пейзажист, певец русской природы, мастер пейзажа и другие

Слайд 25

Для других моя сторонка Нелюдима да сурова, Для меня земля Ижоры Всех желанней и нежнее. Здесь порожистые реки И студеные озера. Здесь леса молчат угрюмо, А поляны пахнут медом. ( карельская поэтесса Ларин Параске (1833-1904) .

Слайд 26

Задание : Написать сочинение-описание по картине В.В.Мешкова «Золотая осень в Карелии»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку по теме «Союзы»

Слайд 2

Союз- служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а также предложения в тексте. Союзы: Простые составные Союзы: Сочинительные подчинительные

Слайд 3

Простые и составные союзы Союзы, состоящие из одного слова ,- простые. Союзы, состоящие из двух и более слов ,- составные. И А НО ПОКА ЧТОБЫ КОГДА ЕСЛИ … ПОТОМУ ЧТО НЕ ТОЛЬКО…НО И ТАК КАК КАК БУДТО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ С ТЕМ ЧТОБЫ ЗАТЕМ ЧТОБЫ …

Слайд 4

Сочинительные и подчинительные союзы Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинен-ного предложения Подчинительные союзы связывают простые предложения в составе сложноподчинен-ного предложения

Слайд 5

Сочинительные союзы По значению сочинительные союзы делятся на три группы : 1. Соединительные ( И, ДА(=И), НЕ ТОЛЬКО - НО И, КАК – ТАК И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ) 2. Противительные (А, НО, ДА(=НО), ОДНАКО(ЖЕ), ЗАТО) 3. Разделительные (ИЛИ, ЛИБО, ТО – ТО, НЕ ТО – НЕ ТО)

Слайд 6

Примеры предложений с сочинительными союзами * Звезды меркнут и гаснут . (Соединит.) * Не от росы урожай, а от поту . ( Противит .) * Пошел не то дождь со снегом, не то снег с дождем . (Разделит.) * Мал ерш, да колюч. ( Противит .) * Лес ли со стоном сосны клонит, или вьюга свой мне стон несет ? ( Разделит.) * Здравствуй , солнце да утро веселое ! (Соединит.)

Слайд 7

Подчинительные союзы По значению : 1. Причинные (ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ТАК КАК, ВВИДУ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО…) 2. Целевые (ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, С ТЕМ ЧТОБЫ…) 3. Временные (КОГДА, ЕДВА, ЛИШЬ, ПОКА…) 4. Условные (ЕСЛИ, ЕСЛИ БЫ, РАЗ, ЛИ, КАК СКОРО…) 5. Сравнительные (КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, КАК БУДТО…) 6. Изъяснительные (ЧТО, ЧТОБЫ, КАК…)

Слайд 8

Примеры предложений с подчинительными союзами В сотый раз я пожалел, что не родился художником . ( Изъяснит.) Мы пошли вдоль берега, чтобы найти место поглубже и выкупаться . (Целевой) Было так тихо, будто город вымер . (Сравнит.) Утром, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов . (Временной)

Слайд 9

Морфологический разбор союза План разбора 1. Часть речи. Общее значение. 2. Морфологические признаки: а) сочинительный или подчинительный; б) простой или составной . Пример разбора Каштанка оглянулась и увидела, что по улице прямо на нее шел полк солдат . (А.П.Чехов) И – союз. 1.= и =. 2.Морф.призн.: сочинит., простой. ЧТО – союз. 1. [ ] , ( что…). 2.Морф.призн.: Подчинит., простой.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое пособие по развитию речи КАК НАПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Слайд 2

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ : Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её. Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок, в одном стиле. Слова должны быть употреблены в правильном значении. Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным. ???

Слайд 3

ЗАГОЛОВОК Любое сочинение должно иметь название, которое отражает содержание всего сочинения в целом, но кратко. Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова: Эти слова – всему голова. (С.Бондаренко) Хорошо, если тебе удастся подобрать к сочинению эпиграф ЭПИГРАФ - это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Слайд 4

ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведи его к теме ПОСТЕПЕННО . Начать вступление можно по-разному: С вопроса к читателю (А знаете ли вы…?) С определения (Дружба – это…) С обычного утверждения (Я хочу вам рассказать о…)

Слайд 5

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает идею, главную мысль. Все абзацы нужно связывать между собой. Для этого используй в своих предложениях словосочетания: «НЕ ТОЛЬКО, НО И» «ПОЭТОМУ» « ПОТОМУ ЧТО» « ТАК КАК» «ЭТИМ ОН МНЕ И» «МОЖЕТ БЫТЬ»

Слайд 6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Слайд 7

СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ Это текст, в котором названы ПРИЗНАКИ предмета, человека или животного. Оно отвечает на вопрос «КАКОЙ?» Поэтому для текста – описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем – либо. Используй слова «КАК БУДТО», «КАК», «СЛОВНО», «ПОХОЖ НА». В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел ты; чтобы читатель испытывал те же чувства, что и ты. ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТА: Размер, форма, цвет, вкус, запах Материал, из которого изготовлен Возраст, черты характера Внешний вид

Слайд 8

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ОПИСАНИЯ Представление предмета (человека, животного). Основные признаки . Твоя оценка, твоё отношение к предмету. Твоё заключение (вывод).

Слайд 9

СОЧИНЕНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ Это текст, в котором даётся ОБЪЯСНЕНИЕ какому – либо явлению, событию, проводятся размышления о предмете. Текст отвечает на вопрос «ПОЧЕМУ?». Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Используй слова: «ВО-ПЕРВЫХ», «ВО- ВТОРЫХ», «ТАК КАК», «ПОЭТОМУ», «ВЕДЬ», «ПОТОМУ ЧТО», «ЗНАЧИТ», «КРОМЕ ТОГО», «СЛЕДОВАТЕЛЬНО», «ИТАК».

Слайд 10

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - РАССУЖДЕНИЯ Вступление. Тезис ( то, о чём хочешь рассказать ). Аргументы ( доказательство тезиса ): доводы, примеры, случаи, факты, цифры, мнения других людей, цитаты. Выводы.

Слайд 11

СОЧИНЕНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ Это сочинение отвечает на вопросы: «КТО? ЧТО ДЕЛАЛ? ГДЕ? КОГДА? КАК?» . Главная особенность такого текста – СООБЩЕНИЕ о развивающихся действиях и об их завершении. В повествовании много глаголов. Используй слова: «СНАЧАЛА», «ПОТОМ», «ЗАТЕМ», «ТОГДА», «СНОВА», «ЕЩЁ», «УЖЕ».

Слайд 12

СЮЖЕТ ВСТУПЛЕНИЕ (место, время действия) НАЧАЛО ДЕЙСТВИЯ (завязка) КУЛЬМИНАЦИЯ (самый напряженный момент) КОНЕЦ ДЕЙСТВИЯ (развязка) это последовательность развития действия, ход событий

Слайд 13

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ - ПОВЕСТВОВАНИЯ Вступление. Развитие действий – завязка (поступки героев и причины этих поступков). Кульминация (самый напряженный момент сюжета) действия. Заключение (развязка).

Слайд 14

С ЧЕГО НАЧАТЬ РАБОТУ НАД СОЧИНЕНИЕМ Продумай название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении . Сформулируй, вырази основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти? Определи жанр своего сочинения (это может быть сочинение – описание, повествование, рассуждение). Составь план (обрати внимание на соразмерность частей – вступление и заключение намного короче основной части).

Слайд 15

КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК В СОЧИНЕНИИ Не перегружай сочинение подробностями, без которых вполне можно обойтись. Переход от одной части сочинения к другой делай плавным. Следи за правильным употреблением слов. Не искажай написание слов, не заменяй их на те, которых нет в языке. Следи за своевременным и правильным употреблением местоимений, чтобы было понятно, о ком или о чём идёт речь. Не употребляй в одном предложении слово, которое уже входит в состав соседнего предложения. Учись заменять слова синонимами. Не повторяй одну и ту же мысль разными словами. Следи за тем, чтобы используемые слова и выражения не выходили за рамки литературного языка, не допускай неприличных и непристойных слов. Старайся не употреблять слов – паразитов. Следи за соблюдением плана сочинения (каждая часть с красной строки). Проверь грамотность: сверься с орфографическим словарём, расставь знаки препинания.

Слайд 16

Желаю удачи!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как писать сочинения?

Слайд 2

«Жизнь людей не проста, и если мы хотим изучать жизнь,- а язык есть кусочек жизни людей,- то это не может быть просто и схематично… Важно не то, чтобы дети бойко и без ошибки, по старой или новой системе, классифицировали слова, а важно то, чтобы дети сами подмечали существующие в языке категории, вдумывались в слова, в их смысл и связи. Я знаю, что думать трудно, и тем не менее думать надо и надо бояться схоластики, шаблона, которые подстерегают нас на каждом шагу, всякий раз, как мысль наша слабеет.» ( Л.В.Щерба)

Слайд 3

Сочинение- это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему. Изложение учит правильно передавать своими словами чужие мысли, а сочинение – правильно излагать собственные мысли.

Слайд 4

С чего начинать работу над сочинением? Продумайте название. Чтобы это сделать, нужно точно определить, о чём пойдёт речь в сочинении. 2. Сформулируйте, выразите основную мысль сочинения. Чтобы это сделать, нужно ответить на вопрос: «Что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?» 3. Определите жанр (тип) своего сочинения (сочинение - описание, повествование, рассуждение). Решите вопрос о стиле речи. 4. Соберите материал для сочинения. 5. Составьте план. Обратите внимание на соразмерность частей.

Слайд 5

Сочинение- это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным правилам.

Слайд 6

Правила написания сочинений Заголовок. Любое сочинение должно иметь название. Тексты без заголовка называются «текстами ни о чём». Заголовок должен быть ёмким, т.е. отражать содержание всего сочинения в целом, но кратким.

Слайд 7

Заголовок – окошко для взгляда вперёд. Посмотри и подумай: что тебя ждёт? Заголовок – это не просто слова; Эти слова – всему голова. (С. Бондаренко)

Слайд 8

2. Эпиграф Украшением сочинения может стать эпиграф. Подобранный точно и к месту, он поможет настроится на определённый эмоциональный лад. Укажет на идею сочинения, уточнит и углубит её.

Слайд 9

3. Вступление Лучше не бросать читателя сразу в гущу событий. Подведите его к теме постепенно. Помните, что вступление – это лицо сочинения.

Слайд 10

Начать вступление можно по -разному: с вопроса к читателю («А знаете ли вы, что…»); с определения («Дружба - это…»); с обычного утверждения («Я хочу вам рассказать о …») и т.д.

Слайд 11

4. Основная часть От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть состоит из четырёх и более тезисов. В этих тезисах надо полостью раскрыть идею, главную мысль. Из одного тезиса должен вытекать другой.

Слайд 12

Все предложения и абзацы в сочинении нужно уметь связывать между собой. Для этого используйте в своих предложениях словосочетания: «не только, но и …», «поэтому»; «за это я его»; «этим он мне» и т.д.

Слайд 13

Средства связи предложений в тексте Синонимы, повторяющиеся слова, заменяющие их местоимения – это примеры средств связи предложений в тексте. Они употребляются как при последовательном, так и при параллельном способе связи предложений.

Слайд 14

Все три средства связи : повтор, синонимы, местоимения - можно встретить во всех стилях речи. Однако в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов , что обеспечивает точность речи. Синонимы обычно встречаются в художественном стиле и особенно характерны для публицистики (для газетных текстов). Местоимения же широко используются во всех стилях речи.

Слайд 15

5. Заключение Теперь осталось, казалось бы, самое лёгкое – написать заключение. На самом деле всё не так просто. В заключении нужно подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Слайд 16

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ Сочинение ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ТЕМЕ, РАСКРЫВАТЬ ЕЁ. Текст должен быть содержательным и лаконичным, грамотным, без ошибок, выдержанным в одном стиле. Повествование должно быть оригинальным и выразительным. В сочинении слова должны быть употреблены в правильном значении. Изложение мыслей в сочинении должно быть последовательным.

Слайд 17

Подсказки Помните о соотношении всех частей работы и их размере (вступление и заключение намного короче основной части).

Слайд 18

Следите за тем, чтобы отдельные части сочинения были связаны между собой по смыслу. Чтобы переходы от одной части к другой были плавными.

Слайд 19

Чтобы доказать своё мнение, иллюстрируй цитатой каждое своё наблюдение, мысль.

Слайд 20

Различают несколько видов (типов) сочинений: Сочинение - описание Сочинение – повествование Сочинение – рассуждение

Слайд 21

Сочинение - описание - это текст, в котором названы признаки предмета (человека, животного). Описание отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста - описания нужны имена прилагательные. Описанию помогают сравнения с чем – либо. Поэтому в нём используются слова : как будто, как, словно, похож на и т.д.

Слайд 22

В описании нет действия, движения. Описание даётся для того, чтобы читатель (слушатель) смог увидеть то, что видели вы; чтобы читатель испытал те же чувства, что испытывали вы.

Слайд 23

Описание должно быть взволнованным, изображение красочным. Признаки предмета (человека, животного) бывают разные. Это размер, форма, цвет, вкус запах, возраст, черты характера, внешний вид. В описании, как правило, говорится об основных признаках.

Слайд 24

План сочинения – описания Представление предмета (человека, животного). Основные признаки предмета (человека, животного). Твоя оценка, твоё отношение к предмету (человеку, животному). Твоё заключение, вывод.

Слайд 25

Сочинение – повествование отвечает на вопросы: кто? что делал? где? когда? как? Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, ещё, уже и т.д.

Слайд 26

Главная особенность повествования - сообщение о развивающихся действиях и об их завершении, поэтому в повествовании много глаголов.

Слайд 27

План сочинения – повествования План сочинения – повествования такой же, как сюжет художественного произведения.

Слайд 28

И план сочинения, и сюжет художественного произведения состоят из следующих частей: Вступление (место, время действия). Начало действия, его развитие– завязка (поступки героев и границы этих поступков). Кульминация действия (самый напряжённый момент сюжета). Заключение (развязка).

Слайд 29

Сюжет Кульминация Вступление Завязка Развязка

Слайд 30

Сочинение – рассуждение – это текст, в котором даётся объяснение какому – либо явлению, событию, приводятся размышления о предмете. Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которое отвечает сочинение – рассуждение.

Слайд 31

В таком сочинении обычно используются слова: во – первых; во - вторых; так, как; поэтому; ведь; потому что; значит; кроме того; следовательно; итак и т.д.

Слайд 32

Рассуждение строится по следующему плану: сначала высказывается какая – либо мысль, потом приводятся доказательства этой мысли, а затем итог – то есть вывод из доказательств.

Слайд 33

План сочинения – рассуждения Вступление. Тезис. Аргументы: доводы; примеры, случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, цитаты. 4. Вывод.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стили речи

Слайд 2

Прочитайте и сравните тексты 1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. 2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый. Температура днём 15-17 градусов. 3. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло. О чём говорится в текстах – об одном и том же или о разном? Как говорится – одинаково или по-разному? Где может быть использовано каждое высказывание?

Слайд 3

Наши высказывания зависят от того, ГДЕ мы говорим, С КЕМ и ЗАЧЕМ , то есть от речевой ситуации С кем говорим? Где? С какой целью? С одним человеком Со многими людьми В официальной обстановке В неофициальной обстановке общение сообщение воздействие

Слайд 4

Как вы понимаете выражение ОФИЦИАЛЬНАЯ и НЕОФИЦИАЛЬНАЯ обстановка? Сгруппируйте примеры официальная обстановка неофициальная обстановка дома На работе В школе на уроке В школе на перемене В музее На прогулке в лесу В магазине В гостях На собрании В поликлинике

Слайд 5

Как вы понимаете слова ОБЩЕНИЕ, СООБЩЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ? общение сообщение воздействие Отвечать урок здороваться Делать замечание нарушителю дисциплины Делиться летними впечатлениями с товарищами Делать доклад Объяснять задачу однокласснику Приглашать ребят в поход Обсуждать маршрут Рассказывать сказку

Слайд 6

Речь разговорная книжная Используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней (неофициальной) обстановке Обращена ко многим людям. Она используется в книгах, газетах, на радио, телевидении, в официальных беседах и выступлениях

Слайд 7

Перед вами два текста. Обозначьте речевую ситуацию для каждого из них и укажите, к разговорной или книжной речи они относятся 1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога оказала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча увеличилась. 2. Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно бьёт с ходу. Мяч со свистом летит в ворота.

Слайд 8

Разговорный стиль Используется в беседах со знакомыми людьми Задача речи – общение Высказывание обычно бывает непринуждённым, живым, свободным Характерные особенности: разговорные слова и выражения, суффиксы очк, еньк, ик, к, оват, еват, побудительные, вопросительные и восклицательные предложения, неполные предложения

Слайд 9

Прочитайте тексты. Охарактеризуйте речевые ситуации. Выделите высказывание разговорного стиля. Докажите, что это текст разговорного стиля. 1. – Это ребятишки по чужим садам озоруют, -объяснила Ольге молочница. – Такой народ пошёл… хулиганы. Я ночью просыпаюсь, и чудится мне, что по двору шныряет кто-то, шмыгает. Однако бог миловал – ничего не украли. Пошмыгали, пошмыгали и ушли. 2. Рассвело. Пропел деревянный рог пастуха. Из-за куста акации, стараясь не греметь пустыми вёдрами, выскочило пятеро мальчуганов, и они бросились к колодцу. Обливая холодной водой босые ноги, мальчишки мчались во двор, опрокидывали вёдра в дубовую кадку и, не задерживаясь, неслись обратно к колодцу.