Тесты

Дружинина Марина Борисовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обучение аудированию. Русский язык 5 класс.

Тема. Лексика. Устаревшие слова

Текст

За словом в карман.

Приходилось ли вам когда-нибудь слышать такую фразу: «Поменяйте мне одного Петрушу на четыре Катеньки, а остальное дайте мелочью»? О чем это? Сегодня вы такую фразу вряд ли услышите, а вот в дореволюционной России очень даже запросто. А речь здесь идет про деньги. На старинных ассигнациях изображали портреты российских императоров, отсюда и пошли такие интересные названия. Дорогую пятисотрублевую ассигнацию украшал портрет Петра Великого, а на сотенной купюре была изображена Екатерина Вторая. Менялись времена, менялось государство. Нет императоров - нет денег с их портретами, а значит и слова «Петруша» и «Катенька», обозначающие купюры определенного достоинства, уходят в пассивный языковой запас. Они хранятся в памяти языка подобно тому, как обветшалые ассигнации хранятся в собрании коллекционера- нумизмата.

А могут ли слова возвращаться из пассивного запаса? Почему бы и нет. Еще несколько лет назад у доброй половины наших сограждан для обычного похода по магазинам в кармане лежал «лимон»- миллион рублей; все мы еще помним, как внимательно считали на ценниках нули. Да только не помним, что слово «лимон» для обозначения такой суммы денег придумали не в девяностые годы двадцатого века, а гораздо раньше. В первые годы советской власти, трудные, голодные, денег у людей было много, да вот только они ничего не стоили. Именно тогда и стал миллион называться «лимоном», а купить на него можно было совсем немного, а если беспризорники вытащат из кармана «лимон», то тоже не озолотятся. Исчезли миллионы - исчезло и слово. Появились деньги-фантики вновь - и слово, меткое, точное, острое, люди извлекли из языковой памяти.

1.Задание до первого прослушивания текста

- Предположите содержание текста по его заголовку «За словом в карман»

2.Первое прослушивание текста

3. Беседа по вопросам:

-О чем текст? (о названии денежных знаков)

-Совпало ли ваше первоначальное предположение о содержании текста по его заголовку?

3.Задания после второго прослушивания текста

1.Запишите в таблицу ответы на вопросы (у каждого ученика распечатанная таблица с вопросами)

Вопросы

Ответы

1.Верно ли, что в первом предложении текста есть прямая речь? Каким является это предложение по цели высказывания?

1.Да. Вопросительное

2.Как раньше называли любые бумажные деньги, купюры?

2.Ассигнации

3.Какой синоним слов «царь», «правитель» встречается в тексте?

3.Император

4.Как называют коллекционера денежных знаков ?

4.Нумизмат

5.Деньги какого достоинства называли «Петрушей» и «Катенькой»?

5.500 и 100 рублей

6.Когда в языке появилось слово «лимон»?

6. В первые годы советской власти

7.Какое слово, обозначающее деньги малого достоинства, использовань в последнем предложении?

7.Фантики

4. Перескажите текст, опираясь на записи в таблице



Предварительный просмотр:

Контрольный тест по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

1 вариант

1. В каком слове все согласные обозначают ТВЕРДЫЕ звуки?

  1. дело
  2. звук
  3. мир
  4. щука

2. В каком слове пишется Е:

  1. уд…вительный
  2. скр…пучие
  3. д…ловой
  4. св…стеть

3. Укажите лишнее слово:

  1. прекрас…ный
  2. прелес…ный
  3. влас…ный
  4. страс …ный

4. В каком ряду все слова пишутся С Ь:

  1. доч…, рощ…, врач…
  2. лож…, помощ…, глуш…
  3. ключ…, товарищ…, задач…
  4. меч…, грач…, мяч…

5. В каких словах пишется разделительный Ъ?

  1. с…ехать с горы
  2. об…учить ремеслу
  3. двух…этажное здание
  4. зимняя в…юга

6. В каком слове нулевое окончание?

  1. топорик
  2. подписали
  3. посадка
  4. красивый

7. В каком слове НЕВЕРНО выделена ударная гласная?

  1. зАвидно
  2. докумЕнт
  3. твОрог
  4. фОрзац

8. В каком ряду все слова пишутся с буквой А?

  1. пол..гать, изл…жение, вл…жить
  2. подл…жить, сл…гаемое, пол…гать
  3. распол…гать, возл…гать, сл…гать
  4. отл…жение, предпол…жить, предл…гать

9. В каком ряду все слова пишутся с буквой О?

  1. р…сли, выр…щенный, отр…стить
  2. р…сток, зар…сли, пор…сль
  3. отр…сль, подр…стать, водор…сли
  4. р…стение, прор…сли, отр…щу

10. Укажите лишнее:

  1. ж…лтый
  2. ш…рох
  3. ш…л
  4. ч…рствый

11. В каком ряду все слова пишутся с буквой С?

  1. ра…гибать, ра…пилить, ра…ставить
  2. в…пылить, …делать, бе…чувственный
  3. …десь, во…лагать, и…бежать
  4. ра…писание, ра…дел, во…рождение

12. В каком слове пишется И?

  1. ц…ган
  2. птиц…
  3. авиац…я
  4. сестриц…н

13. Укажите ВЕРНОЕ определение вида орфограммы в корне:

  1. лесной – непроверяемая безударная гласная в корне
  2. подросли – проверяемая безударная гласная в корне
  3. глаз - непроизносимая согласная в корне
  4. предположить – чередующаяся гласная в корне

14. Что изучает фонетика?

  1. слово как часть речи
  2. правописание
  3. строение слова
  4. звуки речи

15. Как называются слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению?

  1. многозначные
  2. синонимы
  3. омонимы
  4. антонимы

16. Какое слово является ОДНОЗНАЧНЫМ?

  1. кисть
  2. игла
  3. богатырь
  4. монолог  

17. В каком предложении есть СИНОНИМЫ?

  1. Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.
  2. Жара стояла неделю, и зной измучил путников.
  3. В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.
  4. Яблоки не кислые, а сладкие.

18. В каком словосочетании слова употреблены в  ПРЯМОМ значении?

  1. бегающие дети
  2. тяжелый характер
  3. часы бегут
  4. дождь уснул

19. Какое слово из предложения Говядину можно тушить с овощами имеет ОМОНИМ? Выпишите это слово.

20. Какое слово в предложении На краю опушки выросло маленькое деревце образовано ПРИСТАВОЧНЫМ способом? Выпишите это слово.


Контрольный тест по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

2 вариант

1. В каком слове все согласные обозначают МЯГКИЕ звуки?

  1. цель
  2. мяч
  3. перо
  4. жук

2. В каком слове пишется А:

  1. х…хотать
  2. к…лендарь
  3. гр…хотать
  4. пром…лчать

3. Укажите лишнее слово:

  1. прекрас…ный
  2. вкус…ный
  3. грус…ный
  4. чудес…ный

4. В каком ряду все слова пишутся БЕЗ Ь:

  1. доч…, рощ…, врач…
  2. лож…, помощ…, глуш…
  3. ключ…, товарищ…, задач…
  4. меч…, рож…, мяч…

5. В каких словах пишется разделительный Ь?

  1. с…экономить деньги
  2. в…ехать во двор
  3. шустрые вороб…и
  4. об…явить выговор

6. В каком слове нулевое окончание?

  1. читаешь
  2. подружка
  3. слепил
  4. окно

7. В каком слове ВЕРНО выделена ударная гласная?

  1. зАвидно
  2. докУмент
  3. красивЕе
  4. позвонИт

8. В каком ряду все слова пишутся с буквой О?

  1. пол..гать, предл…гать, вл…жить
  2. подл…жить, сл…гаемое, пол…гать
  3. распол…гать, возл…гать, сл…гать
  4. отл…жение, предпол…жить, изл…жение

9. В каком ряду все слова пишутся с буквой А?

  1. р…сли, выр…щенный, отр…стить
  2. р…сток, зар…сли, пор…сль
  3. отр…сль, подр…стать, отр…щу
  4. р…стение, прор…сли, водор…сли

10. Укажите лишнее:

  1. ш…в
  2. ш…рох
  3. ш…л
  4. капюш…н

11. В каком ряду все слова пишутся с буквой З?

  1. ра…гибать, ра…пилить, ра…ставить
  2. в…пылить, …делать, бе…чувственный
  3. …десь, во…лагать, и…бежать
  4. ра…писание, ра…дел, во…рождение

12. В каком слове пишется Ы?

  1. ц…ркуль
  2. ц…фра
  3. авиац…я
  4. сестриц…н

13. Укажите НЕВЕРНОЕ определение вида орфограммы в корне:

  1. подрастать – непроверяемая безударная гласная в корне
  2. списать  – проверяемая безударная гласная в корне
  3. лестница  - непроизносимая согласная в корне
  4. предположить – чередующаяся гласная в корне

14. Что изучает лексика?

  1. слово как часть речи
  2. слово и его лексическое значение
  3. строение слова
  4. звуки речи

15. Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные  по лексическому значению?

  1. многозначные
  2. синонимы
  3. омонимы
  4. антонимы

16. Какое слово является МНОГОЗНАЧНЫМ?

  1. монолог
  2. диалог
  3. цвести
  4. тюль

17. В каком предложении есть АНТОНИМЫ?

  1. Корень учения горек, а плод его сладок.
  2. Хлеб мягкий, свежий.
  3. Ищи не дом, а соседей.
  4. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.

18. В каком словосочетании слова употреблены в ПЕРЕНОСНОМ значении?

  1. золотые часы
  2. горячий чай
  3. холодный взгляд
  4. мягкое кресло

19. Какое слово в предложении Норка – ценный пушной зверёк имеет ОМОНИМ? Выпишите это слово.

20. Какое слово в предложении Каждый человек хочет быть счастливым образовано СУФФИКСАЛЬНЫМ способом? Выпишите это слово.

Ключ к контрольному тесту по русскому языку в 5 классе (за 1 полугодие).

1 вариант

  1. б)
  2. в)
  3. а)
  4. б)
  5. а)
  6. а)
  7. а)
  8. в)
  9. б)
  10. б)
  11. б)
  12. в)
  13. а)
  14. г)
  15. г)
  16. г)
  17. б)
  18. а)
  19. тушить
  20. выросло

2 вариант

  1. б)
  2. б)
  3. в)
  4. в)
  5. в)
  6. в)
  7. г)
  8. г)
  9. в)
  10. в)
  11. в)
  12. г)
  13. а)
  14. б)
  15. в)
  16. в)
  17. а)
  18. в)
  19. норка
  20. счастливым



Предварительный просмотр:

 ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ФОНЕТИКА И ГРАФИКА» - 5 КЛАСС

1. Выборочный диктант. Записать слова в два столбика:

                   есть звук [й]           нет звука [й]

          Санаторий, яма, юбка, вязкий, мял, счастье, сельдь, пью, питьё, нести, люлька, подъехать, ёлка, птичью, клочья.

2. Написать название букв: ж, к, л, м, п ,с, н , ф, х, ш, щ.

3. Записать только те слова, написание которых расходится с произношением, обозначить графически букву, которую надо  проверить.

           Лодка, пробка, глотка, кружка, подружка, старушка, утка, нагрузка, скользкий, связка, мороз, указка, поездка, гладкая, вершина, город, гром, ненастный.

4. Списать, в словах под буквой а) проставить ударения; под буквой б) рядом со словом написать произношение выделенных букв.                      О б  р а з е ц: антенна[тэ]

           А) алфавит, дожила, стройна, скромна, перелили, задала;

           Б) ателье, кашне, модель, свитер, теннис, партер, чтобы, антенна,

                термин, гантели, шоссе, текст, тенор, что, пионер, музей.

5. Определить «третье лишнее» слово:

            а) конечно, нарочно, игрушечный;

            б) что, чтобы, нечто;

            в) теннис, тема, текст;

            г)  свитер, ателье, тенор;

            д) чувство, баловство, да здравствует.

6. Сделать письменный фонетический разбор слов: показались, день, ей.



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ»

6 класс

  1. Спишите, заменяя числа словами.

Первый чай в России появился в 1638 году, когда монгольский хан прислал русскому царю подарок - 60 килограммов чая в обмен на 100 соболиных шкур.2) Первые коллекции марок в России появились в 1884 году.3) С 1858 года по 1917 в России было произведено 37 выпусков почтовых знаков, состоявших из 139 марок. (Из книги «Самое первое».)

  1. Просклоняйте числительные 96, 587
  2. Выполните морфологический разбор подчёркнутых числительных из текста задания № 1
  3. Образуйте от количественных числительных порядковые, запишите их в родительном и предложном падежах

15,58, 581, 29, 765, 995

  1. Запишите предложения, вставив нужные формы слов оба или обе.

     

              Малышка крепко держала куклу … руками.

              Мальчик вырезал звёзды из … листов бумаги.

              В … случаях ответ был неверным.

              Наташа научилась играть на пианино …руками.

              Все задания олимпиады по русскому языку были правильно выполнены … отличницами класса.

  1.  Выберите нужное числительное, данное в скобках.

  1. Возле кузницы стояло (два, двое) сан.. и (три, трое) телег.
  2. (Два, двое) суток продолжалась метель.  
  1.   Определите синтаксическую роль числительных в данных предложениях.
  1. Пять и семь – двенадцать.
  2. Первый снег выпал ночью.
  3. Пятьдесят четыре тома там стояли за стеклом.
  4. Семеро ребят отправились в поход.
  1. Выпишите в два столбика

Числительные      |   сложные прилагательные

Двухэтажный, семицветный, триста сорок пятый, пятисотый, двухъярусный, девяностолетний (юбилей), трёхмиллионный.

  1. Перепишите, заменяя числа словами.

К 867 прибавить 46; от 657 отнять 56; к 472 прибавить 257; от 469 отнять 17; 657 сложить с 256.



Предварительный просмотр:

Тест « Словообразование и орфография»

1.Вставьте нужную букву в слово  соприк..снулись :

     а) – о -

     б) – а –

2. Вставьте нужную букву в слово заг..рать ;

      а) – о –

      б) – а –

3. Вставьте нужную букву в слово сд..рать :

      а) – е –

      б) – и –

4. Каким способом образовалось слово  берёзовый :

      а) приставочным

      б) приставочно-суффиксальным

      в) суффиксальным

5. Каким способом образовано слово ледокол:

      а) суффиксальным

      б) приставочным

      в) сложением основ

      г) сложением слов.

6. Каким способом образовано слово подоконник:

      а) приставочным

      б) приставочно-суффиксальным

      в) бессуффиксным

      г) суффиксальным.

7. Каким способом образовалось слово пришкольный:

      а) приставочным

      б) суффиксальным

      в) сложением основ

      г) приставочно-суффиксальным

8. Вставьте нужную букву в слово без..мянный:

      а) и

      б) ы

9. Вставьте нужную букву в слово сверх..нициативный:

      а) и

      б) ы

10. Вставьте нужную букву в слово пр..скучный:

      а) и

      б) е

11. Вставьте нужную букву в слово пр..тормозить:

      а) и

      б) е

12. Вставьте нужную букву в слово  пр..морский:

      а) и

      б) е

13. Чем в слове  привет  является при-:

      а) приставкой

      б) частью корня

14. В сложных словах соединительная гласная О пишется:

      а) после мягких согласных, шипящих и ц

      б) после твёрдых согласных.

15. Сложносокращённое слово – это:

      а) сложное слово, состоящее из двух основ

      б) сложное слово, состоящее из двух слов

      в) сложное слово, состоящее из сокращённых частей основ слова.

16. Найдите словообразовательную цепочку, где есть ошибка:

      а) сук – сучок – сучочек

      б) человек – человечный – бесчеловечный

      в) лёт – лётчик – полёт

      г) боль – болезненный – болезненность

17. Каким способом образовалось слово физкультура:

      а) сложением двух целых слов

      б) сложением части слова с целым словом

      в) сложением полных основ с помощью соединительных гласных

      г) сложением сокращённых основ.



Предварительный просмотр:

2 вариант

Часть А

1. В каком слове ударение падает на первый слог?

 А) включишь       Б) звонит        В) квартал         Г) клала

2. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А) пр…творить (мечту), пр…милый, пр…красный

 Б) пр…уральский, пр…открыть, пр…гласить

В) пр…пятствие, пр…одолеть, пр…образовать

Г) пр...небречь, пр…дание, пр…скорбный

а) а, в                        б) б, г                  в) а, г                          г) б, в

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

На большом деревя(1)ом столе стоял серебря(2)ый поднос и глиня(3)ый кувшин со студе(4)ой водой.

А) 1, 2, 3, 4                Б) 1                В) 1, 2, 4                    Г) 2, 3, 4

4. В каком ряду все прилагательные пишутся слитно?

А) русско (немецкий), народно (хозяйственный);

 Б) тёмно (зелёный), древне (русский);

 В) восточно (европейский), дальне (восточный).

5. Найдите сочетание слов без грамматической ошибки.

А) в полтораста километрах                  Б) поезжай в город

 В) с обоих стен                                       Г) с восьмистами рублями

6. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

А) В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды тонкий серп месяца.

Б) Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце.

В) Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью.

Г) Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня.

Часть В

При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами

(1) Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. (2) Заря едва разгорается, и природа еще преспокойно дремлет. (3) В низине расстилается молочно-белый туман. (4) По узкой тропинке среди темно-зеленых зарослей орешника пробираемся к небольшой речонке. (5) Покрытая росой трава касается наших ног. (6) Серебряные росинки переливаются в лучах солнца.

      (7)  Речка здесь неширокая, но достаточно глубокая. (8) Берега ее с каждым годом все больше зарастают тростником, кустами. (9) На песчаном берегу лежат прибитые водой водоросли. (10) Волна тихо плещется о борта рыбачьей лодки. (11) Легкий ветерок коснулся прибрежных камышей, и они тихо качнулись и слегка пригнулись к воде.

(12) Забираемся в камышовые заросли и располагаемся там с удочками.

(По И. Соколову-Микитову)

В1. Запишите, сколько букв и звуков в слове рыбачьей.        

В2. Выпишите грамматическую основу из предложения №4.        

В3. Подберите синоним к слову «переливаются» из предложения №6.         

В4. Из предложений 6-9 выпишите имя прилагательное (ые), в суффиксе которого(ых) пишется одна буква Н.        

В5. Запишите номера предложений с однородными членами.        

В6. Определите морфемный состав слова коснулся.        

C.1 Озаглавьте текст.  Напишите, наблюдали ли вы за красотой дремлющей природы. Что вас удивило?



Предварительный просмотр:

3 вариант

Часть А

1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

а) подкралась;    б) принялась;      в) заперлась;         г) началась

2.  В каком слове пишется приставка пре-?

а) Пр…морский                    б) пр…землиться

в) пр…пятствие                     г) пр…сесть

3. В каком слове пишется одна Н?

а) свежезаморожен...ые овощи                            б) швы отстрочен...ы

в) перевязан...ая рука                                            г) вязан...ые бабушкой носки

4. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?

1) (электро)провод    3) (пол)лайнера   5) (пол)России,            

2) (агро)комплекс      4) (пол)игры         6) (полу) автомат      

А) 1,2,6                         б) 3,4,5                             в) 2, 4, 5         г) 3,5,6

5. Найдите грамматическую ошибку (неправильная форма слова)

А) испечёт хлеб               Б) двоих учениц             В) скучаем по вас

6. В каком предложении требуется запятая перед союзом И

А) Я обещал вернуться домой вовремя и сдержал обещание.

Б) Снег на ёлке искрился и переливался разными цветами.

В) На улице стемнело и мы поспешили домой.

Часть В

При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами

1) Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. 2) На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу.3) Часто головку куклы заменял утиный клюв. 4) Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

5)  Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. 6) Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

         7) Шитьё из меха требует большого умения и мастерства.8) С детских лет девочек приучают к нему. 9) Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. 10) Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

В1. Запишите, сколько букв и звуков в слове шитьё.        

В2. Выпишите грамматическую основу из предложения №9.        

В3. Подберите синоним к слову древними из предложения №4.        

В4. Из предложений 3-6 выпишите имя прилагательное, в суффиксе которого пишется одна буква Н.        

В5. Запишите номера предложений с однородными членами.        

В6. Определите морфемный состав слова приучают.        

С1 Озаглавьте текст.  Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в вашем крае.



Предварительный просмотр:

4 вариант

Часть А

1. В каком слове ударение падает на последний слог?

а) каракуль;      б) торты;              в) положить;                       г) принял

2. В каком слове пишется приставка при-?

а) Пр…умолкла    б) пр…рвали      в) пр…лестный      г) пр…клонить колени

3. В каком слове пишется одна Н?

а) общепризнан...ое мнение           б) сушен...ые в печи грибы

в) стилизован...ый интерьер             г) морожен...ая рыба

4. В каком варианте ответа указаны все слова, которые пишутся через дефис?           А)  (микро)район, (пяти)классник,                    Б) (полу)оборот, (пол)окна

В) (диван)кровать, ) (кафе)мороженое              Г)(зоо)парк, (вело)гонки

5. Найдите предложение без грамматической  ошибки .

А) У обоих девочек были проблемы с математикой.

Б) Лес находился в полтораста километрах от деревни.

В) Сегодня мы собрали более семидесяти белых грибов.

Г) У Вити почерк менее красивее, чем у Пети.

6. В каком предложении не требуется запятая перед союзом И

А) Птенец расправил свои слабые крылышки и полетел в первый раз.

Б) Доктор торопился домой и посетителям тоже пришлось уйти.

В) На улице резко похолодало и ребятишки разбежались по домам.

Часть В

При выполнении заданий запишите ваш ответ словами или цифрами

1) С рубкой деревьев у разных народов связано немало преинтересных суеверий. 2) В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом.

3) У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет».4) Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе пораненное место.

5) Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе.

 (В Борейко)

В1. Запишите, сколько букв и звуков в слове больное.        

В2. Выпишите грамматическую основу из предложения №5.        

В3. Подберите синоним к слову дом из предложения №2.        

В4. Из предложений 4-5 выпишите страдательное причастие.        

В5. Запишите номер предложения с однородными членами.        

В6. Определите морфемный состав слова строили.        

С1. Озаглавьте текст.  Напишите, как с вашей стороны проявляется бережное отношение к природе?



Предварительный просмотр:

Тест «Правописание Н и НН в прилагательных»

1. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) пря…ый, румя…ый

2) листве…ый, звери…ый

3) лебеди…ый, авиацио…ый

4) торжестве…ый, величестве…ый

2. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) мыши…ый, орли…ый

2) голуби…ый, клюкве…ый

3) порцио…ый, композицио…ый

4) ветре…ый, стари…ый

3. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) были…ый, глиня…ый

2) серебря…ый, земля…ой

3) весе…ий, осе…ий

4) деревя…ый, крыс…ый

4. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) карти…ый, песча…ый

2) кож…ый, полотня…ый

3) маши…ый, кон…ый

4) лимо…ый, багря…ый

5. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) соломе…ый, стекля…ый

2) зеле…ый, карто…ый

3) глуби…ый, кровя…ой

4)травя …ой, кури…ый

6. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) коре…ой, соколи…ый

2) гуси…ый, агитацио…ый

3) позицион…ый, масля…ый

4) дружестве…ый, государстве…ый

7. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) ветря…ой, коро…ый

2) дли…ый, лу…ый

3) со…ый, ветчи…ый

4) пья…ый, ю…ый

8. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) исти…ый, божестве…ый

2) карма…ый, сава…ый

3) фаза…ий, сви…ой

4) насте…ый, пле…ый

9. В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) рья…ый ,си…ий

2) сенсацио…ый, бара…ий

3) таинстве…ый, соля…ой

4)сме …ый, безветре…ый

10. В каком ряду во всех словах пишется Н?

1) медле…ый,  каме…ый

2) свяще…ый, торфя…ой

3) нефтя…ой, обыкнове…ый

4) волося…ой, платя…ой



Предварительный просмотр:

Тест.  5 класс.  Имя прилагательное.

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает

а) предмет;

б) признак предмета;

в) действие предмета.

  1. Имена прилагательные в полной форме изменяются

а) по числам, родам, падежам;

б) по числам и родам;

в) по числам, родам и лицам.

  1. Имена прилагательные в краткой форме изменяются:

а) по числам и родам;

б) по числам, родам, падежам;

в) по числам и падежам.

  1. Найдите строчку, где все имена прилагательные в полной форме:

а) белая ромашка, весна красна,  короткая дорога;

б) берёзка стройная,  поляна снежная; печаль светла;

в) капель весенняя,  радуга семицветная, звёздное небо.

  1. Найдите строчку, где все имена прилагательные в краткой форме:

а)  сирень душиста, лист  резной, поле бело;

б) рябина стройна, воздух чист, солнце ярко;

в) тень легка, лучи горячи, пение звонкое.

  1. Найдите строчку, где в правописании слов допущена ошибка:

а) речь родная, поёшь сладко, дуб могуч;

б) печь горяча, ученик хорош, танцуешь кадриль;

в) ночь тепла,  воздух свежь, идёшь по лугу

  1. Найди строчку, где во всех словах пропущена буква О:

а) иду улиц_й, больш_го успеха, горжусь товарищ_м;

б) радоваться всей душ_й, о свеж_м журнале, сижу под крыш_й,

в) в больш_м городе, у чуж_го дома; накрылся плащ_м.

  1. В каком числе, роде, падеже имена прилагательные имеют окончание –ому, -ему:

а) жен.род, ед.число, род.падеж;

б) муж.род, ед. число, дат.падеж;

в) сред. род, ед.число, тв.падеж.

  1. В каком роде, числе, падеже имена прилагательные имеют окончание –ую, юю:

а) ср.род, мн.число, р.падеж;

б) муж.род, ед.число, пред.падеж;

в) жен.род, ед.число, вин.падеж.

  1. В каком роде, числе, падеже имена прилагательные имеют окончание –ого, -его:

а) муж. и сред. род, ед. число, род.падеж,

б) жен.род, ед. число, дат.падеж.

  1. На какие вопросы отвечают краткие прилагательные:

а) какой? какая? какое? какие?

Б) каков? какова? каково? каковы?

В) чей? чья? чьё? чьи?

  1. Найдите строчку, в которой не все прилагательные могут иметь краткую форму:

а) добрый человек, тёмная ночь, осенний день;

б) короткие волосы, умные дети, интересная книга;

в) прекрасный принц, пушистый снег, звонкий голос.

  1. В предложении имена прилагательные чаще всего являются

а) подлежащими и определениями;

б) сказуемыми и определениями;

в) дополнениями и сказуемыми.

Тест.  5 класс.  Имя прилагательное.

  1. Имена прилагательные в краткой форме изменяются:

а) по числам и падежам

б) по числам, родам, падежам;

в)  по числам и родам.

  1. Имена прилагательные в полной форме изменяются

а) по числам и родам;

б) по числам, родам, падежам;

в) по числам, родам и лицам.

  1. Найдите строчку, где все имена прилагательные в полной форме:

а) белая ромашка, весна красная,  коротка дорога;

б) берёзка стройная,  радуга семицветная; печаль светла;

в) поляна снежная, капель весенняя,  звёздное небо.

  1. Найдите строчку, где все имена прилагательные в краткой форме:

а) рябина стройная, воздух чистый, солнце яркое;

б) сирень душиста, лист  зелен, поле бело;

в) тень легка, лучи горячи, пение звонкое.

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает

а) действие предмета

б) признак предмета;

в) предмет.

  1. Найдите строчку, где в правописании слов допущена ошибка:

а) речь родная, поёшь сладко, дуб могучь;

б) печь горяча, ученик хорош, танцуешь кадриль;

в) ночь тепла,  воздух свеж, идёшь по лугу

  1. Найди строчку, где во всех словах пропущена буква Е:

а) иду улиц_й, горжусь товарищ_м,  больш_го успеха;

б) хорош_го настроения, о свеж_м журнале, сижу под крыш_й,

в) в больш_м городе, у чуж_го дома; накрылся плащ_м.

  1. В каком роде, числе, падеже имена прилагательные имеют окончание –ую, юю:

а) ср.род, мн.число, р.падеж;

б) жен.род, ед.число, вин.падеж

в) муж.род, ед.число, тв.падеж;

  1. В каком числе, роде, падеже имена прилагательные имеют окончание –ому, -ему:

а) жен.род, ед.число, род.падеж;

б) сред. род, ед.число, тв.падеж;

в) муж.род, ед. число, дат.падеж.

  1. В каком роде, числе, падеже имена прилагательные имеют окончание –ого, -его:

а) жен.род, ед. число, дат.падеж

б) муж. и сред. род, ед. число, род.падеж,

  1. В предложении имена прилагательные чаще всего являются

а) дополнениями и определениями;

б) сказуемыми и определениями;

в) дополнениями и сказуемыми.

  1. На какие вопросы отвечают краткие прилагательные:

а) чей? чья? чьё? чьи?

Б) каков? какова? каково? каковы?

В) какой? какая? какое? какие?

  1. Найдите строчку, в которой не все прилагательные могут иметь краткую форму:

а) добрый человек, тёмная ночь, тёплый день;

б) короткие волосы, умные дети, библиотечная книга;

в) прекрасный принц, пушистый снег, звонкий голос.



Предварительный просмотр:

Тест по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»

6 класс.

1. Название произведения говорит о том, что перед нами

а) рассказ юного героя о любимых уроках французского

 б) рассказ об уроках нравственности и доброты

в) история дополнительных занятий по французскому языку

г) рассказ о необходимости изучения иностранных языков

2. Определите жанр произведения

а) быль

б) рассказ

в) роман

г) повесть

3. В предложении « И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка» выделенные слова являются..

а) сравнениями  

б) эпитетами

 в) гиперболами

 г)олицетворениями

4. Рассказчик играл в «чику», чтобы

а) завоевать авторитет у ребят

б) накопить деньги и отправить их в деревню

 в) каждый день покупать молоко

г) платить за дополнительные занятия

5. В каком году герой  рассказа пошёл в 5 класс

а) в 1949 году

б) в 1948 году

в) в 1958 году

г) в 1955 году

6. Истинный смысл игры в «замеряшки»

а) стремление заинтересовать ученика изучением французского языка

 б) помощь учительницы способному, но голодному ученику

в) желание учительницы вспомнить детство

 г) стремление ученика развлечься

7.По какому предмету у героя была тройка

а) по алгебре

б) по физике

в) по русскому языку

г) по французскому языку

8.На берегу какой реки жил герой рассказа

а) Волга

б) Днепр

в) Ангара

г) Енисей

9. Сколько стоила баночка молока

а) один рубль

б) два рубля

в) 50 копеек

г) 80 копеек

10. В каком классе учился Вадик главный в игре на деньги

а) в пятом

б) в седьмом

в) в десятом

г) в девятом

11. Герой дал обещание не играть на деньги

а) он его не давал

б) он не сдержал обещание

в) он сдержал обещание

12. Почему героя жестоко избили

а) он обманывал в игре

б) он украл деньги

в) он не хотел больше играть

г) он стал играть лучше всех и выигрывал

13. Какой продукт был в посылке

а) конфеты

б) хлеб

в) картошка

г) макароны

14. Сколько лет было Лидии Михайловне

а) 35

б) 40

в) 24

г) 30

15.Кто вошёл в комнату, когда герой с учительницей играл на деньги

а) директор

б) завуч

в) соседка

г) мама героя

16.Где раньше жила учительница?

а) в Сибири

б) на крайнем Севере

в) на Кубани

г) на Ставрополье

17. Сколько лет в школе работал директор

а) 10 лет

б) 20 лет

в) 30 лет

г) 15 лет

18. Чем закончилось произведение

а) учительница уехала

б) учительница осталась

в) учительница перешла в другую школу

г) учительница скончалась

Ответы:

1

Б

2

Б

3

Б

4

В

5

Б

6

Б

7

Г

8

В

9

А

10

Б

11

Б

12

Г

13

Г

14

В

15

А

16

В

17

Б

18

А



Предварительный просмотр:

Задания школьной олимпиады по литературе 7-8 классы

   

 Вариант № 1.     (максимальный балл – 20)

Среди героев русской и мировой литературы есть такие, которых нельзя однозначно

определить как «хороших» или «плохих», «положительных» или «отрицательных».

Назовите 3–5 примеров таких героев. Кратко охарактеризуйте каждого из них,

используя вводные слова «с одной стороны … с другой стороны…», союз «однако»

или другие средства, который помогут вам оформить высказывание о неоднозначном

герое. Не забудьте подтверждать свои мысли примерами.

Распределение баллов:  по 5-балльной системе оценивается:

а) количество упомянутых героев, соответствующих условию задания;

б) точность и глубина характеристик героев, в) наличие и точность примеров и аргументов;

г) стиль ответа и отсутствие в нём речевых и иных ошибок.

Вариант № 2. Целостный анализ текста (35 баллов)

Прочитайте текст. Напишите о нём сочинение, отвечая на поставленные вопросы.

В чём, по Вашему мнению, заключается смысл названия? К какому жанру Вы бы отнесли этот текст? Почему главным героем Заходер делает Индюка? Охарактеризуйте мысли Индюка. Чему они посвящены, как выражены?  В чём, по Вашему мнению, смысл концовки? Что Вы можете сказать об авторской позиции? Как она выражена?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Борис Владимирович Заходер (1918−2000)

О ЧЕМ ИНДЮК ДУМАЛ

Жил-был на свете Индюк. Жил – и всё думал. Всё – о себе: какой он, Индюк? Только вылупился из яйца – подумал: «Ай-ай-ай, какой я маленький! Надо расти!» Стал расти. Рос, рос − вырос с хорошего поросёнка. Подумал: «Ого-го, какой я большой! Молодец!» И верно – большой стал Индюк. Взрослый. Красные серьги у него под носом выросли. Погляделся в лужу – хвост распустил. Подумал: «Вот он я какой! Красивый!» Маленькая девочка во двор зашла − кинулся на неё, забормотал, забормотал – напугал до полусмерти. И подумал: «Ай да я! Какой я сильный да храбрый!» Кого ни встретит − со всеми у него один разговор: – Балды-балды! «Вы, мол, балды, – думает, – а я – вон какой умный!»

Индюк индюком! Ну, долго ли, коротко ли – пришло время хозяйке Индюка ловить.

А он не дался. Через забор перемахнул – и в лес. Бежит – думает: «Что – взяли? Врёте! Я ого-го какой хитрый!» А Лиса, известное дело, тут как тут... Ощипала Индюка, обедать села. А сама приговаривает:

– Эх, Индюк, Индюк! Всю-то жизнь ты о себе думал, а самого главного так и не понял: какой ты вкусный!

Вариант № 3  

Задание 1

Дайте ответ на вопросы:

  1. Как звали сказочного героя, который называл себя «самым правдивым человеком на земле»?
  2. У какого из русских царей просил кузнец Вакула черевички для своей любимой Оксаны?
  3. Между какими двумя  страшными чудовищами вынужден был проплыть корабль Одиссея?
  4. Назовите подлинное  имя капитанской дочки.

Ответ:

  1. ___________________________
  2. ___________________________
  3. ___________________________
  4. ___________________________

Ответ: Барон Мюнхгаузен, Екатерина II, Между Сциллой и Харибдой,  Маша Миронова.

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)

Задание 2

О каком литературном произведении идет речь? Назовите автора и произведение.

  1. Герой этого произведения так и не сделал предложение молодой девушке-сироте, рожденной  от помещика и его горничной.

Автор:  _____________________

Произведение:________________________

  1. В этой драме автор обращается к исторической теме. Он показывает царя и патриарха, дворянство и народ, перенося действие из  центра русского государства на русско-литовскую границу, из дворца на площадь, из боярских палат – в келью монастыря.

Автор: ______________________

Произведение:_________________________

Ответ: 1 И.С. Тургенев «Ася»     2. А.С. Пушкин  «Борис Годунов»

Итог: 4 балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание 3

Отметьте верные утверждения:

  1. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери был военным пилотом и принимал участие во Второй мировой войне;
  2. Петь Лазаря – это значит развлекать окружающих веселыми песнопениями;
  3. Произведение «Старосветские помещики» написал А. С. Пушкин;
  4. Предки М. Ю. Лермонтова были выходцами из Шотландии;
  5. Ася гуляла по Бежину лугу;
  6. Ямб – трехсложный размер силлабо-тонической системы стихосложения;
  7. Эпос, лирика, драма – роды литературы;
  8. Антитеза -  это художественное противопоставление характеров, обстоятельств, усиливающее эмоциональную окраску речи.

Ответы: ____________________________

Ответы: 1, 4, 7,  8

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0, 5 балла)

Задание 4

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер

     Ф. Тютчев

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный _____,

Бегут,    _____________ …

Они гласят во все концы:

«__________,        _____________,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас ____________!

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых _______ дней

Румяный, светлый _________

Толпится весело __________!»

   Ответ: брег; и блещут, и гласят...; "Весна идет, весна идет; выслала вперед!; майских; хоровод; за ней!..".  Тип рифмовки – перекрестная. Стихотворный размер – 4-хстопный ямб.

Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы  – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.

Вариант № 4

Прочитайте стихотворение Давида Самойлова «Красная осень».  Каким видит поэт мир вокруг себя? Оформите свои впечатления и наблюдения в виде краткого разбора этого стихотворения с элементами литературоведческого анализа. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.

 При работе можете  опираться на следующие вопросы.

1. Как вы представляете себе ситуацию, в которой находится лирический герой стихотворения?  Каким он видит мир вокруг себя? Как создается образ мира и героя в произведении?

2. Составьте список слов, обозначающих в стихотворении подробности видимого мира; какие из них сохраняют основное предметное значение, а какие становятся знаками переживаний лирического героя?

3. Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают поэту создать картину осенней природы?

4. Проанализируйте звуковую организацию стихотворения: выделите звуковые  повторы, соотнесите значение отмеченных этими повторами слов.

5. Какие фрагменты текста показались вам особенно выразительными с точки зрения ритмики?

Давид Самойлов

Красная осень

Внезапно в зелень вкрался красный лист,
Как будто сердце леса обнажилось,
Готовое на муку и на риск.

Внезапно в чаще вспыхнул красный куст,
Как будто бы на нем расположилось
Две тысячи полураскрытых уст.

Внезапно красным стал окрестный лес,
И облако впитало красный отсвет.
Светился праздник листьев и небес
В своем спокойном благородстве.

И это был такой большой закат,
Какого видеть мне не доводилось.
Как будто вся земля переродилась
И я по ней шагаю наугад.

Критерии оценивания:

При оценивании работы рекомендуем распределить баллы в соответствии с предложенными вопросами: до 5 баллов по каждой позиции (итого 25 баллов); 3балла оставить для оценивания богатства речи учащегося и оригинальности его работы.

Максимальное количество баллов – 28.

Задание 2

Узнайте произведения по их сюжету. Назовите автора,  произведение.

  1. Бедный человек, у которого дочь уехала с гусаром в  город, остался один и умер от горя.

Ответ__________________________________

  1. История молодой девушки, которая тайно венчается в церкви с любимым, но, узнав в женихе незнакомца, теряет сознание и расстается с ним. Волею провидения через некоторое время они снова встречаются.

Ответ

1_______________________________________

2_______________________________________

Ответ: 1.А. Пушкин «Станционный смотритель»;    2. А. Пушкин «Метель»

Итог:  4балла (за каждый правильный ответ – 1 балл)

Задание 3

Отметьте неверные утверждения:

  1. Панночка была ведьмой.
  2. Поэт А.С. Пушкин обожал зиму.
  3. Предок Н.В. Гоголя был выходцем из Шотландии.
  4. М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе.
  5. «Песнь о вещем Олеге» написал А. С. Пушкин.
  6. В рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов.
  7. Притча – это небольшой рассказ, содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме.
  8. Дактиль – двусложный размер силлабо-тонического стихосложения.

Ответ ____________________________

Ответ: 2, 3, 4, 8

Итог: 2 балла (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)

Задание 4

Продолжите строчки стихотворения Ф. Тютчева «Неохотно и несмело», вспомнив или подобрав по смыслу рифму. Определите тип рифмы, стихотворный размер

     Ф. Тютчев

       Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей  ___________,

Принахмурилась __________ .

Ветра теплого ______________,

Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы

Зеленее под ____________.

Вот пробилась из-за ____________

Синей молнии струя –

Пламень белый и летучий

Окаймил ее ______________.

Чаще капли _______________,

Вихрем пыль летит с ___________,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще ___________

Исподлобья на __________ -

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Ответ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: поля, земля; порывы, грозой; тучи, края; дождевые, с полей; взглянуло, поля. Тип рифмы  – перекрестная. Стихотворный размер – 4-хстопный хорей.

Итог: 7 баллов (за каждое правильно подобранное слово – 0, 5 балла); тип рифмы – 1 балл, стихотворный размер – 1 балл.

Вариант № 5.

Прочитайте стихотворение К.М. Симонова. Напишите о нём сочинение,

опираясь на поставленные вопросы: Как устроено художественное пространство стихотворения? Как движется время в стихотворении? В чём лирический сюжет стихотворения? С помощью каких художественных средств созданы образы? Каков центральный образ стихотворения и в чём заключается его символическая роль?

Необязательно отвечать на все вопросы последовательно. Вы можете избрать свой путь анализа. Пишите развёрнуто, связно, внятно, свободно.

Константин Михайлович Симонов (1915–1979)

ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА

Меня просил попутчик мой и друг,—

А другу дважды не дают просить,—

Не видя ваших милых глаз и рук,

О вас стихи я должен сочинить.

В зелёном азиатском городке,

По слухам, вы сейчас влачите дни,

Там, милый след оставив на песке,

Проходят ваши лёгкие ступни.

За друга легче женщину просить,

Чем самому припасть к её руке.

Вы моего попутчика забыть

Не смейте там, в зелёном городке.

Он говорил мне, что давно, когда

Ещё он вами робко был любим,

Взошедшая Полярная звезда

Вам назначала час свиданья с ним.

Чтоб с ним свести вас, нет сейчас чудес,

На край земли нас бросила война,

Но всё горит звезда среди небес,

Вам с двух сторон земли она видна.

Она сейчас горит ещё ясней,

Попутчик мой для вас её зажёг,

Пусть ваши взгляды сходятся на ней,

На перекрёстках двух земных дорог.

Я верю вам, вы смотрите сейчас,

Пока звезда горит − он будет жить,

Пока с неё не сводите вы глаз,

Её никто не смеет погасить.

Где юность наша? Где забытый дом?

Где вы, чужая, нежная? Когда,

Чтоб мёртвых вспомнить, за одним столом

Живых сведёт Полярная звезда?