Деловая игра «Речевое развитие дошкольника»
консультация по логопедии (старшая группа)

Ерофеева Надежда Павловна

Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx29.83 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

 «Речевое развитие дошкольника».

Цель: уточнить  имеющиеся знания у педагогов по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

1.Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников.

2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития речи дошкольников.

3.Совершенствовать навыки логического мышления ,памяти, внимания, мелкой моторики.

Уважаемые воспитатели!

Игра – ведущая деятельность дошкольников, но мы, взрослые, любим играть не меньше, чем дети. Сегодня мы с Вами тоже немного поиграем, а тема нашей игры - «Речевое развитие дошкольников .  Образовательная область «Речевое развитие» - стоит на одной ступени с другими областями  и ей, как и другим  образовательным областям, отводится ведущее место.

Основная цель речевого развития дошкольников по ФГОС– это развитие свободного общения со взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Поэтому, чтобы достичь этой цели, мы должны на протяжении всей непрерывной  образовательной деятельности, в режимных моментах, свободной деятельности, дидактических играх, сюжетно – ролевых играх стараться развивать речь воспитанников на протяжении их пребывания в ДОУ от 1  года до 7 лет

    Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в  образовательной области «Речевое развитие» у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Я приглашаем Вас на деловую игру. Но прежде нужно выбрать экспертов, которые будут следить за правильностью выполнения заданий, а в конце игры подведут итог. Для начала нам нужно разделиться на 2 команды:

1 команда – имя педагога начинается на твёрдый согласный звук

2 команда – имя педагога начинается на мягкий согласный звук

Итак, мы начинаем, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл

1 конкурс «Литературная страничка»

Для команды №1

1. Автор сказки «Красная Шапочка»(Шарль Перро.)

2. Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народной

сказке «Теремок». («Рукавичка».)

3. Советские писатели, создававшие произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4. Автор сказки «Гадкий утенок»(Ганс Христиан Андерсен.)

5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)

6. Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях»«Сказка о царе Салтане»«Сказка о попе и о работнике его Балде».)

7. Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Степа.)

8. О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом варианте?

(О мышонке.)

9. Из какого произведения эти строки: Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма от гиппопотама!» («Айболит» К. И. Чуковского.)

10. Сказка, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди».)

Для команды №2

1. Почему Серая Шейка не улетела на юг вместе со всей стаей? (Лиса повредила ей крыло.)

2. Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»(Воробей, мышонок и блин.)

3. Автор сказки «Серебряное копытце»( Павел Бажов.)

4. Как звали мышат из украинской сказки «Колосок»(Круть и Верть.)

5. В какой сказке  девочка могла пролезть в коровье ушко? («Крошечка Хаврошечка»)

6. В какой сказке содержится предупреждение о том, что нельзя пить сырую воду? («Сестричка Аленушка и братец Иванушка».)

7. Про какую царевну говорили, что она «едет в коробчонке»? («Царевна-лягушка».)

8. Из какого произведения эти строки: «Почему у вашей дочки серые щечки?

- Она давно не мылась». («Усатый-полосатый» С. Маршак.)

9. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)

10. Вспомните заклинание, с помощью которого Иванушка-дурачок вызывал Сивку-бурку. («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой».)

2 Конкурс «Теоретический. Блиц»

За 1 минуту участники должны ответить на максимальное число вопросов.

 Для команды №1

1.Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)

2.Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3.Сколько лап у двух котов? (восемь).

4.Самое умное живое существо на планете (человек).

5.Что тяжелее: один килограмм ваты или один килограмм железа? (одинаково).

6.Каким цветом обозначаем гласные звуки? (красным).

7.Дайте характеристику звуку «Р» (согласный, твердый, звонкий, непарный).

8.Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

9.Какой главный артикуляционный орган у человека? (язык)

10. Какое слово лишнее – слон, солнце, солома, заяц (заяц, потому что начинается на звук з)

Для команды №2

1.Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

2.Назовите буквы, которые состоят из двух звуков (я, ё, ю, е).

3.Дайте характеристику  звуку «Ш» (согласный, глухой, твердый, парный).

4.Чем заканчивается «лето» и начинается «осень» (звуком и буквой «о»).

5.Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

6.Каким цветом обозначается символ согласного мягкого звука? (зеленым).

7.Сколько рогов у четырех коров? (восемь).

8.Ведущий прием, используемый при составлении рассказа по картине. (образец)

9.Назовите слово из четырех слогов (велосипед).

10.Подберите однокоренные слова к слову  СНЕГ(Снегурочка, снежинка, снежный, снегокат, снегоход, снеговик, снегоуборочная машина,снежок, снежочек, снежище) 

3 конкурс «Да или нет»

Я зачитываю утверждения, а вы по очереди отвечайте, верны ли они. Отвечайте кратко: «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл

 (вопросы поочерёдно задаются  обеим командам)

  • Общение -ведущее средство развития речи. (Да)
  • Активный словарь ребенка всегда шире пассивного словаря.  (Нет.)
  • Обучение рассказыванию по памяти предшествует обучению рассказыванию по воображению. (Да)
  • Неисправленная грамматическая ошибка – лишнее подкрепление неправильных условных связей не только у говорящего ребенка, но и у других детей, слышащих его в данный момент. (Да)
  • Оснащение группы разнообразным оборудованием относится к разделу развития речи детей. (Нет)
  • Детей пяти лет нельзя научить произносить  буквы.  (Да. Произносят  звуки.)
  • С помощью повторного  чтения можно  сформировать восприятие литературного

произведения. (Да)

  • Логопед,  а не воспитатели должен формировать  звуковую культуру речи .  (Нет)

4 конкурс «Расскажи стихи руками»

Давайте посмотрим, чьи пальчики самые гибкие , выберите по 1участнику из каждой команды. Сейчас я буду читать стихи ,а вы их рассказывать руками. Жюри оценит Вашу оригинальность показа

Для команды №1

Вот мостик горбатый,

Вот козлик рогатый.

На мостике встретил он серого брата.

Упрямцу с упрямцем опасно встречаться

И с козликом козлик стали бодаться.
Бодались, бодались, сражались, сражались

И в речке глубокой вдвоём оказались

Для команды №2

Сидит зайка на опушке,

поднимает зайка ушки

Слышит: шорох раздаётся,

За кустом лиса крадётся.

Вот лиса раскрыла пасть!

Зайка – скок, скок,  скок,

Прыгнул вбок – и наутёк!

5 конкурс «Соотнесите приёмы с методами»

Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой. Давайте их вспомним ( словесный, практический и наглядный), вам необходимо подобрать к каждому из них  приемы.  Каждая команда будет по очереди вытягивать карточки, на которых написаны приёмы ознакомления детей с литературой. Вы должны выбрать, к какому методу относится этот приём и прикрепить его к мольберту 

Словесный 

Чтение произведение 
Вопросы к детям по содержанию произведений
 
Пересказ произведения
 
Заучивание наизусть
 
Выразительное чтение
 
Беседа по произведению
 
Прослушивание грамзаписи
 

Практический 

Элементы инсценировки 
Игры-драматизации
 
Дидактические игры
 
Театрализованные игры
 
Использование разных видов театра
 
Игровая деятельность
 
Наглядный 

Показ иллюстраций, картинок, игрушек 
Элементы инсценировки
 
Движение пальцами, руками
 
Схемы
 
Алгоритмы
 
Просмотр видеофильмов, диафильмов
 
Оформление выставки

6 конкурс «Мозговой штурм»

Уважаемые воспитатели, скажите, пожалуйста, какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой. За правильный ответ команда получает 1 балл

Задачи для команды №1

 Воспитывать умение слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Учить понимать смысл произведения; воспроизводить с помощью вопросов воспитателя содержание в правильной последовательности; выразительно читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.   (2-ая младшая группа)

Задачи для команды №2

Учить различать жанры литературных произведений  и некоторые особенности  каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и выразительно читать наизусть стихотворения. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. (Подготовительная к школе группа)

7 конкурс « Переведи пословицы на русский язык»

За  каждый правильный ответ команда получает 1 балл

 Для команды №1

1.Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони недалеко падает
2.Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь
3.Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
Для команды №2
1.Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
2.Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведет
3.Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке, дует на воду

8 Конкурс «Ромашка»

Предлагаю каждой команде сорвать один лепесток с педагогическим термином, обдумать его, и выбрать зелёный листок, который является ответом. Подобрав лепестки к листьям, мы заслушаем ваши определения. За каждый правильный ответ команда получит 1 балл.

1. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятие.

2. Речь – индивидуальный психофизиологический процесс человека, важнейшая творческая психическая функция; процесс общения людей между собой посредством языка.

3. Словарная работа – обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

4. Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто) .

5. Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет.

6. Диалог – разговор двух или нескольких на тему, связанную с какой – либо ситуацией.

7. Диагностика — количественная оценка и качественный анализ педагогических процессов, явлений и т. п. с помощью специально разработанных учебных методик.

8. Пересказ – выразительное связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.


9 Конкурс «Творческий»

Нужно нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

Для команды №1

 «У страха глаза велики».

Для команды №2

 «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

10 конкурс «Скороговорки».

Участники должны произнести предложенную скороговорку – медленно, быстрее, быстро.

Для команды №1

 «Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят»

Для команды №2

 «Тетерев сидел у Терентия в клетке, а тетерка с тетеревятами в лесу на ветке»

11 конкурс «Сказка ложь, да в ней намек»

Трудно представить детство без сказок. Сказка входит в жизнь ребёнка с раннего возраста и  сопровождает на протяжении всей жизни. Вы согласитесь со мной, что они нужны не только для развлечения, но и  для развития и обучения. Предлагаю командам рассказать друг другу свои сказки. Максимальный балл, который могут получить команды – пять баллов.

Подведение итогов жюри

Рефлексия

Уважаемые, коллеги! Перед Вами сердце нашего коллектива. Оно  у нас бьётся  в унисон во благо развития речи наших воспитанников! Я попрошу Вас сейчас взять маленькое сердечко, прикрепить его  к большому сердцу и сказать, что Вам понравилось и запомнилось на нашей деловой игре «Речевое развитие дошкольников».





Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.


Ведущий: Всем нам известно, что речь педагога влияет на речевое развитие ребенка, т.к. она является образцом для подражания. Но также замечено, что речь не читающего человека очень скудная и бедная. Человек, не читающий книги, воспринимается как не имеющий достаточного уровня интеллекта. Как бы грубо это не звучало, но действительно стоит задуматься о кругозоре человека, который ограничивается глянцевыми журналами и новостной лентой в соцсетях.

Есть такое выражение: «Люди перестают мыслить, когда прекращают читать». И это, безусловно, правда. Без чтения человек не расширяет свой запас знаний и не нагружает мозг так, как нужно было бы. Все благодаря тому, что книга обучает «культуре ума», принуждает глубже мыслить, тренирует внимание, наполняет память
и дисциплинирует ум.

У человека, который не приучен читать, ограниченный малый словарный запас, а в разговоре проскакивают слова-паразиты, вроде «ну», «это», «вот» и т.д. А, читая, человек становится более грамотным, ведь он неосознанно запоминает верное написание слов и употребление их в предложении.

Ведущий: В требованиях к речи педагога имеется пункт, который говорит о том, что речь педагога должна быть выразительной. Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Педагогу необходимо владеть различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), т.е.. каждый педагог детского сада должен быть … театралом. И следующее задание ….

4 задание «Театральная страница»

Ведущий: Каждой команде нужно показать сценку-пантомиму любой детской сказки так, чтобы команда противников могла узнать ее (при этом использовать только мимику и пантомиму). Сказку выбираете сами. На подготовку 2 минуты.

Ответы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Цель: формирование педагогической компетентности педагогов;           развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  ...

Педсовет -деловая игра "Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения"

Педсовет в виде деловой игры с педагогами по речевому развитию детей дошкольного возраста...

"Деловая игра речевое развитие дошкольников"

Уважаемые коллеги предлагаю вам «деловую игру Речевое развитие дошкольников». Данный материал будет полезен воспитателям для использования в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

ПЕДСОВЕТ – ДЕЛОВАЯ ИГРА «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста.Задачи: 1) вызвать у педагогов осознание необходимости расширять свои знания в области развития ...

ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА: Деловая игра «Речевое развитие дошкольников».

Закрепление знаний педагогов ДОУ в деловой игре "Речевое развитие дошкольников"....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольников»

Повышение компетентности педагогов в сфере речевого развития детей дошкольного возраста....

Деловая игра «Речевое развитие дошкольника».

Материал полезен для логопедов, воспитателей...