Обучение чтению по кубикам Н.А.Зайцева
консультация по логопедии (старшая группа)

Ерофеева Надежда Павловна

Главная идея методики - процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребёнка: мышление, слух, зрение, двигательную память. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_po_kubikam_zaytseva.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение чтению по кубикам Н.А.Зайцева

Николай Александрович Зайцев родился в 1939 году в с. Холмы Новгородской области в семье потомственных учителей, (умер в 2018 году в возрасте 79 лет),его детство прошло в трудные военные годы, после войны его семья переехала в Ленинград, в 1956 году он окончил школу, работал на заводе шлифовщиком, в свободное время активно занимался боксом.В 1958 году он поступил на филфак в пед институт им. Герцена, изучал английский язык. В годы учебы Николай начал изучать предметы более углубленно из-за непонимания некоторых вещей, уже тогда он начал чертить таблицы, строить графики. На 5 курсе он проходил практику в Индонезии как переводчик, именно там молодой педагог положил начало  своей оригинальной образовательной системе. Диплом об образовании он так и не получил, потому что  его дипломная работа не отвечала стардартным требованиям. После института Николай Алекс работал воспитателем детского дома, он пробовал свою методику на особых детях, успех был переменчивый, это давало толчок к дальнейшимдоработкам. Затем Николай А. стал учителем словесности в школе.В этот период он разработал наглядную систему преподавания родного языка в школе. Результаты тестирования были отрицательными: ученики не чувствовали родного языка , им проще было зазубрить, их так учили...К концу 70 годов Зайцев определил для себя направление экспериментов:обучающие наглядные программы для малышей с 1,5 лет, все подавалось в игровой форме и вот тут его ждал успех. Его обучение  через кубики легко воспринималось малышами!!До конца 80 годов его методика была не востребованной, только с 1989 года началось активное распространение методики и пособий Зайцева, впервые был налажен выпуск кубиков. С 1991 года методика была адаптирована на детей от 1.5 лет до 4 лет, с 1992 года  автор ее видоизменил для родителей, чтобы ей пользовались дома. В 1993 году на базе петербургского детсада №74 Зайцеву позволили ее использовать, с тех пор этот детский сад стал творческой лабораторией. В 1995 году профессор Рувинский основал академию творческой педагогики: он обьединил всех педагогов - новаторов, где они могли бы обмениваться опытом, повышать свою  квалификацию  и Зайцев  Н.А.тоже был приглашен , а затем и возглавил  эту  акадкемию. К этому времени он уже стал профессором, он живет и работает  в Петербурге, читает лекции по всей стране, разрабатывает новые пособия, у него множество учеников - единомышленников, он ведущий специалист негосуд учреждения дополнительного образования «Методики Зайцева», его кубики используют в 86 странах мира, в 86 странах мира открыты специализированные центры по подготовке педагогов - зайчистов, но эта система в нашей стране  не признана официально до настоящего времени. Автор методики может легко ее приспособить к любому языку мира, уже существуют методики по русскому языку, английскому, украинскому, белорусскому, татарскому, армянскому, французскому языкам. Н.А.Зайцев российский педагог - новатор, разработчик уникальных методик по  математике, английскому языку, русскому языку, по обучению чтению.Он разработал сотни игр, поэтому новый урок не похож на предыдущий.

Главная идея методики - процесс познания должен опираться на все формы восприятия ребёнка: мышление, слух, зрение, двигательную память. При обучению чтению Николай А. использует склад - это слияние согласной и гласной буквы, просто гласная, согласная с мягким знаком - так начинают говорить младенцы и так легче научиться читать. Это идея не новая, она схожа с азбукой Л.Толстого. По методике Зайцева не надо учить буквы целенаправленно, они выучатся  сами в процессе игры с пособиями, на которых написаны склады. Параллельно в работе с детьми  он использует таблицы,.Ник Ал отошел от традиционой системы обучения, он всегда подчеркивал : Только игра, а раз игра, то и нет у детей страха перед ошибкой, отсутствуют замечания, отсутствуют звонки и ребёнок не пререживает,что не успел выполнить звадание, доделать работу, нет оценки. Занятия  шумные, непринужденные. Группы или классы оборудованы по- особому: парты или отсутствуют или расставлены по периметру,  чтобы на заслонять наглядный материал, по стенам развешаны таблицы на высоте 170 см от пола.  Все склады систематизированы на кубиках и настенных таблицах. Для каждого кубика есть своя строка и и столбец в таблице. Поработав с кубиками дети бегут с указкой  к таблицам и находят эти склады в таблицах. Они невольно перебирают десятки вариантов, легко их запоминая. Между таблицами со складами вывешены таблицы «Стосчета», по которым дети учатся складывать и вычитать двузначные числа.Уроки носят естественный соревновательный характер: каждый ребенок хочет дать правильный  ответ, всматривается в таблицу с любой точки класса. Так он считывает информацию с разного расстояния и непроизвольно тренирует зрение. Большую часть заняти  дети проводят в движении с поднятой головой, укрепляя свою осанку. В такой среде, по мнению Н.А., дети активнее мыслят и процесс обучения идет эффективно.

В наборе «Кубики Зайцева» 52 кубика, 7 из них повторяются, чтобы строить слова ПА-ПА,  МА-МА, ДЯ-ДЯ, ТЕ-ТЯ ,на каждый кубик нанесены склады, всего их 200. Кубики отличаются по признакам:

По размеру- большие и маленькие

По цвету- желтые, коричневые, серые , белые

По Звучанию (разный наполнитель)

Эти особенности помогают детям почувствовать разницу между гласными и согласными, твердыми и мягкими, глухими и звонкими.

-Белый  кубик- со знаками препинания

-Большие кубики - с твердыми складами

-Маленькие кубики - с мягкими складами

-Сдвоенные кубики с согласными, которые дружат не со всеми гласными (жа, жо,жи). Складов жы, шы, чя, щя на кубиках нет.

-Звонкие склады - кубик металлический ( серый) - наполнитель - металлические крышечки

-глухие склады - кубик деревянный ( коричневый) - наполнитель деревянные палочки

 - гласные звуки - золотые кубики - наполнитель - бубенчики

Знакомство  со складами начинается с кубиков, и идет параллельно с таблицами.

Методика Зайцева является частью педагогики сотрудничества, если из системы: ребёнок - наставник - родители выпадает хоть одно звено, то обучение становится бесполезным, родители сами должны увлечься обучением, помогать ребёнку с удовольствием, это будет залогом успеха. Надо помнить, что кубики Зайцева - это не игрушки, это учебное пособие.

Каковы же достоинства методики?

быстрое осваивание чтения, счета( 10-12 занятий для дошколят и 7 уроков для первоклашек)

Индивидуальный темп развития

Возможность домашнего обучения

Отсутствие конфликтов

Развитие самоорганизованности ребёнка

Простота, системность, наглядность обучения

Самые главные достоинства - Ребенок находится в движении, действует, ему интересно, нельзя испортить зрение и осанку!!

Недостатки методики

У детей часто возникают трудности с развитием фонематического слуха

Система не развивает творческие способности

Пособие дорогое

Начало занятий!!

Упр. «Как тебя зовут?»Дети назвают свое имя (педагог пишет указкой по таблице)

Упр. «Что будешь кушать?»(педагог пишет указкой по таблице)

Упр. «Выберите понравившийся кубик»( пропевает кубик на детской ладошке)

Упр. «Принесите кубик с буквой А» (выставляют на полку в 1 ряд) и пропевают в медленном темпе, в быстром темпе)

Упр. «Принесите кубик с буквой О» (выставляют на полку в 1 ряд) и пропевают в медленном темпе, в быстром темпе)

Принесите кубик с буквой Я(выставляют на полку в 1 ряд) и пропевают в медленном темпе, в быстром темпе)

Сдвигает «сарделькой» по 2 кубика и дети читают с разным ударением:СА -ся, затем са - СЯ( ударение ставит белым кубиком)

Сдвигает «сосиской» по 3 кубика и дети читают с разным ударением:СА -ся-ся, затем са - СЯ-ся, са-ся-СЯ( ударение ставит белым кубиком), т д

Упр. «Сестрёнки - братишки (ТА - ТЯ), СА - СЯ, ПА - ПЯ, тд

Пишет имена детей фломастером на двери кабинета (БОРЯ, МАША, СВЕТА, ТОЛЯ)

Спрашивает, где написаны Света, Маша, Боря, Толя

Физминутка ПА, По,ПУ, ПЫ - встали, пя, пе,пю, пи - присели,

Затем выполнение физминутки с прочтением таблицы

Упр. «Как тебя зовут?» - педагог указкой показывает , дети хором читают

Упр. «Как маму зовут»  - дети хором читают по указке

 Пишут ма-ма из кубиков, папа

Пишут СЫНОК из кубиков, ставят на полочку , ставят ударение белым кубиком

Пишут СЕМЬЯ

Ник. Ал пишет на ватмане, прикрепленному к двери класса : МАМА, ПАПА, СЕМЬЯ

Показывает на доску и спрашивает: это кто? Дети отвечают: это Женя, мама, папа, дочка (ударный слог пишет черным цветом, бузударный слог - зелёным).

Упр. «Умная указка» - дети подносят свои указки к названному слову

Прочитывают слова:дочка, сынок, сестра,Ира, Денис

Работа по карточкам: нарисован предмет и внизу надпись, дети называют этот предмет (жук, пчела, муха, слон, щука, свинья) - выработка рефлекса на целое слово

Упр. «Прочитай карточку» - педагог уже предлагает карточку со словом без рисунка с одним словом, написанным 3 раза  шрифтом разного размера: КУРЫ, куры, куры;СОВА, Сова, сова, МЫШЬ, МЫШЬ  МЫШь, ФИЛИн, филин, филин, ЧЕРЕпаха, черепаха, черепаха

Отгадывают загадки, находят кубики , затем  ответ записывют с помощью педагога указкой

- что за обедом всех нужнее? (Рот. )

- очень  любят молодца, но  колотят без конца (мяч)

Пропевание таблиц

К комплекту «КУбиков Зайцева»прилагается методичка, но конспекты занятий не разработаны, Николай Ал утверждал, что каждый опытный  педагог, который будет использовать  методику с детьми,  должен самостоятельно разработать занятие, опираясь на свои знания, опыт, профессионализм.

Просит усвоить простую истину - ребёнок идет к чтению через письмо!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева».

                              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  ...

Консультация для родителей «Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева»

Многие родители, когда появляется ребенок, задумываются, когда и как его можно обучать чтению и счету. Существует множество программ и методик, среди которых я бы хотела вам порекомендовать интенсивну...

«Волшебные кубики» (обучение чтению по кубикам Н.Зайцева)

Выступление из опыта работы на практико-ориентированном семинар «Альтернативные и традиционные технологии обучения чтению и письму в коррекционно-образовательном процессе»...

Программа дополнительного образования ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАННЕЕ ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ по методике Н.А.Зайцева кружок «Волшебные кубики»

Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. По словам Л.С.Выготского «только - то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперёд развити...

Методическая разработка обучение чтению по кубикам Зайцева

В связи с последними измениниями в сфере дошкольного образования стандарт требует обращения педагогов к новым формам работы, с детьми, которые бы позволили обучать дошкольников так, чтобы они об этом ...

Консультация «Обучение детей чтению по кубикам Н.А.Зайцева»

laquo;Обучение детей чтению по кубикам Н.А. Зайцева»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...