Современная лексика в речевой работе со старшими дошкольниками
консультация по логопедии (старшая группа)

Ерофеева Надежда Павловна

Лексика – это раздел русского языка, который изучает значение  слов. Лексика русского языка очень динамична, в  ней постоянно появляются новые слова, а другие слова переходят из активного  словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значение слов понимаем и можем объяснить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennaya_leksika.docx60.67 КБ

Предварительный просмотр:

Современная лексика  в речевой работе со старшими дошкольниками

Уважаемые воспитатели!!!! Вы знаете, что существует несколько разделов русского языка. Давайте вместе их вспомним:

1. Фонетика – изучает  звуковой состав слова – звук, слог.

2. Орфоэпия – изучает нормы литературного  произношения.

3. Грамматика - изучает строй  языка.

4.Лексика - изучает  значение слов.

5.Стилистика – изучает  стили речи.

6. Графика - изучает буквы, изображение букв на письме.

7. Орфография - изучает правила написания слов.

8. Фразеология изучает стойкое сочетание слов.

9. Культура речи - изучает  практическую реализацию  норм литературного языка.

10. Морфемика – изучает словообразование.

Тема семинара – практикума - «Современная лексика  в речевой работе со старшими дошкольниками». Лексика – это раздел русского языка, который изучает значение  слов. Лексика русского языка очень динамична, в  ней постоянно появляются новые слова, а другие слова переходят из активного  словаря в пассивный – тот, которым мы не пользуемся, но значение слов понимаем и можем объяснить.

По своему происхождению лексика русского языка разделяется на две большие группы:

  • исконную;
  • заимствованную.

 Исконно русские слова – состоят из 4 групп:

- собственно  русские слова (ворковать, разредить, размозжить, брюзжать, облучок, обложка, голубцы, кулебяка, обман, обиняк)

-восточно – славянские слова (сизый, хороший, зяблик, белка, сегодня, внезапно)

-общеславянские слова (дуб, липа, ель, сосна, клён, , лес, бор, дерево, лист, мотыга, челнок, сени, пол, кров, курица, гусь ,квас, кисель, сало)

-индоевропейские слова (мать, брат, дочь, бык, волк)

 Слова заимствовались из  иранского языка (бог, рай, собака, топор),  греческого языка

(ад, грамота, игумен, икона, каторга, магнит, огурец, палата, парус),  тюркского  (алмаз, башка, башмак, бирюк, изюм, кабан, казна,  кандалы, капкан, караул,  ковёр, колбаса, лошадь, очаг, сарай, сундук). В XVI—XVII в. основной источник  заимствований — польский язык, через который  в русский язык  проникали латинские и германских слова (алгебра, аптека, Африка, гонор, казарма, клавиши,  кухня, маляр, музыка, муштровать, панцирь,  Париж, потрафить, почта, приватный, пудра, пунцовый, рейтузы, рота)

В настоящее время самым мощным источником заимствований  является английский язык (аврал, айсберг, бар, бокс, вокзал, клоун, ковбой, коктейль, лифт, митинг, ром, сквер, спорт, старт, фешенебельный, финиш,  хулиган, шорты, более новые — бизнес, бизнесмен, брифинг, гаджет, дефолт, джинсы, диспетчер, клиринг, комбайн, контейнер, компьютер, контент, лизинг, маркетинг, менеджер, рейтинг, тренд, уикенд, файл, холдинг , президент, бренд, брокер, диверсификация, дистрибьютор, инвестор, ритейлер, ноу – хау, прайм – тайм, прайс – лист, риэлтор, допинг, провайдер, хакер, аутсайдер, гламур, импичмент , лузер, секьюрити, селфи, ток – шоу, худи, маст- хев, лайфхак, локдаун ) . Это процесс вторжения заимствованных слов из США , называют американизацией.

Уважаемые воспитатели, как вы думаете, нужно ли нам с вами использовать эти слова, которых с каждым днем становится все больше, которые увеличиваются в огромной геометрической прогрессии или мы должны искусственно ограничивать их употребление, подбирая слова - синонимы?

Вопросу развития лексики ребенка посвящено большое количество исследований.

По мнению Д.Б. Эльконина  существует 3 фактора, способствующие  развитию лексики:

1. Развитие представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

2. Речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

3. Социальная среда, в которой воспитывается ребенок. 
Все три фактора переплетены и связаны друг с другом. Выделяются количественная и качественная стороны этого процесса у детей с нормальным речевым развитием. Объем индивидуального словаря - объект, трудно поддающийся измерению. Границы его подвижны, фиксировать его почти невозможно до      старшего дошкольного возраста, по причине большой неопределенности расстояния между тем, что ребенок знает, понимает и тем, что и как он употребляет в разных речевых ситуациях. Вильям Штерн приводит такие средние цифры для словаря детей в возрасте от 1,6 до 6 лет: к полутора годам у ребенка насчитывается от 20 до100 слов, к 2 годам - 300-400, к 3 годам -1000, к 4 годам - 1500, к 5 годам - 2000 слов, к 6 годам около 7000 тысяч. По данным А.Н. Гвоздева (1961), в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов, междометий и частиц.

Дидактические игры и задания для формирования лексики

1.Игра «Назови одним словом»

2.Игра «К обобщающему слову подбери слова»

овощи

фрукты

мебель

бытовая техника

посуда

чайная посуда

столовая посуда

кухонная посуда

3.Игра «Назови  лишнее  слово»

Логопед называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

а) «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

автобус, комбайн, трамвай, велосипед, мотоцикл;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка;

море, озеро, река, мост, пруд;

круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник;

Николай, Саша, Иванов, Миша, Петр;

Москва, Новгород, площадь, Петербург, Псков;

молоток, топор, ложка, пила, клещи;

Илья, Федор, Петров, Андрей, Женя;

сыр, будка, мороженое, масло, творог;

бутылка, банка, сковородка, кувшин, стакан;

молоко, сливки, сыр, сало, сметана;

дом, сарай, изба, хижина, здание;

береза, сосна, дерево, дуб, ель;

книга, альбом, блокнот, краски, тетрадь;

торт, портфель, сумка, рюкзак, чемодан;

месяц, день, год, небо, час;

гнездо, кора, муравейник, курятник, берлога;

молоток, гвоздь, топор, клещи, долото;

минута, секунда, час, вечер, сутки;

грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

б) «Лишнее» слово среди имен прилагательных.

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

в) «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

 бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

 пришел, явился, посетил, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

налил, накапал,  насорил, вылил;

подбежал, вошел, подошел, подбрел

4.Игра» Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).

Тарелка и миска

hello_html_710c91c5.jpg

Стул и кресло


Кофта и свитер
hello_html_m5fd4ac31.jpg

hello_html_5ae1ea26.jpg

Береза и дуб

hello_html_m585bdaf1.jpg

5.Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).

Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).

Машина — мотор, лодка (парус, вода, палуба).

Стол — скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

Молоток — гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

Костюм — ткань, дом (забор, кирпич, лестница).

Стул — дерево, булка (стол, колос, нож).

Окно — дом, глаз (рот, очки, лицо).

Телефон — ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

Шапка — голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

Шерсть — овца, молоко (сыр, корова, кот).

Гвоздь — молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

Ручка — пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

Кошка — котенок, курица (утка, петух, цыпленок).

Трамвай — троллейбус, стол (книга, кресло, дерево)

Курица — петух, кошка (котенок, кот, молоко).

Машина — шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

Чтение — буква, счет (задача, число, вопрос).

6.Игра «Назови овощи»

Послушайте слова. Какие из них обозначают овощи? Назовите эти слова

К какой группе относится лишнее слово

 Лук, репа, подорожник, баклажан, перец

Чеснок, редис, роза, брюква.

Смородина, кабачки, морковь, огурцы.

Картофель, яблоко, клубника, ромашка.

7 Игра «Догадайтесь, каким будет четвертое слово»

Гвоздь — молоток, шуруп...

Дом — крыша, книга...

Квадрат — куб, круг...

Птица — яйцо, растение...

Хорошо — лучше, медленно...

Огонь — пожар, вода...

Зерно — амбар, деньги...

Электричество — выключатель, вода...

Одежда — голый, обувь...

Школа — обучение, больница...

Человек — ребенок, собака...

Птица — гнездо, человек...

Пальто — пуговица, ботинок...

Утро – вечер, зима - …..

Утро — ночь, зима...

8. Игра «Выбери правильный ответ,  повтори ответ полностью»

В году месяцев (7, 12, 16, 24).

Отец старше сына (иногда, часто, всегда, никогда).

У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы).

Зимний месяц (ноябрь, март, февраль, июнь).

Всегда горячий (утюг, грелка, кипяток, пар).

9. Игра «Назови части».

Возможны два варианта:

а) по картинке;

б) по представлению.

Логопед называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.

Например: кот — тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть.

Грузовик — ..,

дом — ..,

дерево — ..,

часы — ...

10.Игра «Отгадай предмет по названию его частей».

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

11. Игра «Закончи предложение и назови слова — «неприятели».

Слон большой, а комар ...

Камень тяжелый, а пушинка ...

Золушка добрая, а мачеха ...

Зимой погода холодная, а летом ...

Дерево высокое, а куст ...

Дедушка старый, а внук ...

Суп горячий, а компот ...

Сажа черная, а снег ...

Лев смелый, а заяц ...

Молоко жидкое, а сметана ...

Река широкая, а ручеек ...

Работать трудно, а отдыхать ...

Днем светло, а ночью ...

Сегодня мне весело, а вчера было ...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...

Кричат громко, а шепчут ...

Я больна, но скоро буду ...

Я живу близко от реки, а мой друг ...

Продавец продает, а покупатель ...

Друзья часто ссорятся, но легко ...

Легко заболеть, но трудно ...

Воспитатель спрашивает, а дети ...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом ...

При встрече здороваются, а при расставании ...

Вечером ложатся в кровать, а утром ...

12. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Одеть — (раздеть),

поднять — (опустить),

бросить — (поймать),

спрятать — (найти),

положить — (убрать),

дать — (взять),

купить — (продать),

налить — (вылить).

 13Игра Выберите из 3 слов 2 слова-«приятеля».

Дом, солдат, маршал.

Конь, собака, лошадь.

Дом, улица, здание.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Веселый, крепкий, прочный.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Взять, схватить, идти.

Думать, ехать, соображать.

Торопиться, спешить, ползти.

Радоваться, веселиться, наряжаться.

14. Игра « Придумайте слова-«приятели» к данным словам:

здание— (дом),

хворостина — (прут),

печаль — (грусть),

конь — (лошадь),

солдат — (боец),

Отчизна — (Родина),

приятель — (друг),

идти — (шагать),

льется — (течет),

глядеть — (смотреть),

торопиться — (спешить),

крошечный — (маленький),

смелый — (храбрый),

прежде — (раньше).

15.Игра «На что похоже?»

Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на ... (что?) Синий лед похож на ... Густой туман похож на ... Чистый дождь похож на ... Блестящая на солнце паутина похожа на ... Слова для справок: вата, пух; стекло; белый дым; слезы;серебро.

16. Игра «У кого?» «У чего?».

Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки.

 Язычок — у человека, у ботинка.

 Глазок — у ребенка, у двери.

Горлышко — у ребенка, у бутылки.

Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.

17. Игра Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

Бежит: кто? (человек, собака...); что? (река, ручей, молоко, время).

Идет: кто? (девочка, кошка...); что? (время, дождь, снег, град).

Растет: кто? (ребенок, щенок...); что? (дерево, цветок).

Можно также дать задание подобрать картинки, названия к которым употребляются с данным словом (глаголом).

18. Игра«Кто как голос подает?»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает,

воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает,

петух кукарекает, сова ухает, овца блеет,

курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит,

гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет,

утка крякает, медведь рычит, собака лает.

«Что какие звуки издает?»

Дверь — скрипит, ветер — свистит, машина — гудит, дождь — шумит, листья — шелестят, ручеек — журчит, гром — грохочет, бумага — шуршит, град - стучит.

 19.Игра«Кто что делает?»

Логопед предлагает детям картинки с изображением людей различных профессий. Дети называют, кто что делает.

Учитель  учит, доктор лечит, повар варит (готовит), уборщица убирает, дворник подметает, маляр красит, художник рисует, парикмахер стрижет, чертежник чертит, плотник рубит топором, пилит, стругает, строитель строит дома, шофер водит машину, продавец продает, покупатель покупает, портной шьет.

20 Игра «Какой?», «Какая?», «Какие?»

Например: трава — какая она? — Зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая, скользкая, сухая, болотная ...

Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.

— Взошло (какое?) солнце...

Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).

дождь...

небо...

ветер...

облака...

листья...

земля...

день...

трава...

21. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».

На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс речевых игр и упражнений на развитие лексико - грамматических умений у старших дошкольников

С помощью представленных игр и упражнений можно эффективно развивать у детей навыки образования новых слов, узнавать их значение, тренироваться в подборе суффиксов, приставок....

Организация оздоровительной работы со старшими дошкольниками в современном детском саду

Материал включает в себя актуальность, цели, задачи, краткое описание организации оздоровительной работы в старшем дошкольном возрасте в современном детском саду....

Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие.

Знакомство детей с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозоре детей, но информирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способству...

Выступление на Муниципальном Методическом Объединении "Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно речевое развитие"

laquo;Современные подходы к ранней профориентации старших дошкольников через познавательно-речевое развитие» К сожалению, очень часто не только дошкольники, но и дети школьного возраста им...

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией

Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматического недоразвития у старших дошкольников с дизартрией...

КАРТОТЕКА РЕЧЕВЫХ ИГР «Формирование лексико-грамматических конструкций у старших дошкольников через использование русских народных сказок»

Все дети любят сказки. Исользуя русско-народные сказки, можно формировать грамматический строй речи детей, а так же расширять, уточнять и активизировать словарь....