Образовательный проект «Мир на кончиках пальцев»
проект по обучению грамоте (средняя группа)

Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки  пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_na_konchikah_paltsev.docx75.35 КБ

Предварительный просмотр:

        

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Железнодорожному и Центральному району города

муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 248 «Сказкоград»

Ленина ул., 76 г. Красноярск, 660049, тел. (8-391) 227-48-85

e-mail: dou248@mailkrsk.ru,  ИНН  2466054887/ КПП   246601001

Образовательный проект

«Мир на кончиках пальцев»

    Продолжительность:  долгосрочный

            Участники проекта: воспитанники, родители, воспитатели.

            Сроки проведения:  Октябрь 2023 – май 2024

 Авторы: воспитатели МБДОУ  № 248

                                                                           Тетерчук А.И. , Бочкарева Т.Е.

г.   Красноярск 2023г.

Педагогический проект по развитию мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста «Мир на кончиках пальцев»

         Пояснительная записка

      Развитие детей - одна из самых важных проблем современности. Только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату. Именно это приведет к поиску новых приёмов работы, новых универсальных пособий, дающих возможность работать над формированием всех сторон речи ребёнка.

      Предложив детям игры на липучках, мы поняли, что это универсальное пособие для развития ребёнка. Благодаря безграничной фантазии можно совершенствовать игровую ситуацию и сделать её учебной. Затрагивая все образовательные области, дидактические игры на липучках развивают у дошкольников кругозор, расширяют знания и представления об окружающем мире, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию, и конструированию, формируются представления о математических понятиях, развитие речи, фонетики и звуковой культуры речи. Практика показала что, использование стандартных дидактических игр, не до конца доводит до нужного результата. Детей не всегда легко заинтересовать ими. Поэтому мы стараемся двигаться вместе с детьми в одном направлении. Поэтому изготавливаем не только дидактические игры для познавательного развития дошкольников, а непосредственно «Игры на липучках», которые способствуют всестороннему развитию детей. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не подозревая об этом.
Мелкая моторика – это точные, хорошо скоординированные движения, преимущественно небольшой амплитуды и силы. В социализированных движениях – это движения пальцев руки и органов артикуляционного аппарата. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки  пальцев.

Актуальность

     В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста становится всё актуальней.

     Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению.

     Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.

    Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития.

Новизна опыта состоит  в разработке и создании разнообразных дидактических игр по развитию мелкой моторики.

Цели и задачи:

Цель: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

  • Формировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем осязания, зрения,  тактильно-двигательных ощущений.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных дидактических игр.
  • Развивать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие через стимуляцию мелкой моторики рук).
  • Воспитывать умение работать в коллективе.

Основные этапы реализации проекта «Мир на кончиках пальцев».

1 этап – подготовительный: октябрь 2023 г.

  • Изучение   методической  литературы, сбор материала необходимого для реализации проекта.
  • Создание развивающей среды по теме проекта.
  • Подбор оборудования и пособий, необходимых для практического обогащения проекта.
  • Подбор художественной литературы.
  • Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту.

2 этап – основной: (ноябрь – апрель)

Работа с детьми

Работа с родителями

Ноябрь

Дидактическая игра на липучках: «Разложи урожай по корзинкам».

Цель: Обобщать знания по темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

• Развивать словарь и понимание обращенной речи.

• Закреплять лексику по вышеуказанным темам и дифференцировать данные понятия.

Дидактическая игра на липучках: «Разложи по цвету».

Цель: Развивать сенсорное восприятие детей дошкольного  возраста.

Дидактическая игра на липучках: «Варим компот».

Цель данной игры - закрепить знания о фруктах и овощах, познакомить детей с процессом приготовления пищи.

1. Консультация «Игры на липучках – всестороннее развитие детей дошкольного возраста».

2. Индивидуальные беседы по запросу.

Декабрь

Дидактическая игра на липучках: «Найди рыбке домик»

Цель: формировать умение различать круг, квадрат, треугольник, овал.

Дидактическая игра на липучках: «Наряди елочку».

Цель: Развитие концентрации зрительного внимания.

Дидактическая игра на липучках:

«Что в мешке у деда мороза».

Цель: закрепление навыков нахождения предметов по заданному силуэту, развитие зрительного восприятия.

1. Конкурс «Лучшая дидактическая игра на липучках».

2. Индивидуальные беседы.

Январь

Дидактическая игра на липучках: «Времена года».

Цель: формировать знания детей о временах года и называть их в определенной последовательности, о изменениях в живой и неживой природе;

Дидактическая игра на липучках: «Готовим пиццу».

Цель: расширение знаний детей о продуктах питания; развитие воображения, речи, мелкой моторики рук.

Дидактическая игра: «Подбери по цвету».

Цель: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

Индивидуальные беседы  по интересующим вопросам.

Февраль

Дидактическая игра на липучках: «Чей домик».

Цель: закреплять знания детей о домашних и диких животных.

Дидактическая игра на липучках «Магазин. Сортировка товаров».

Цель: расширение знаний об окружающих предметах и продуктах; развитие речи, навыка классификации.

Дидактическая игра: «Повтори ряд».

Цель: формирование логического мышления, развитие памяти, цветового восприятия.

1.Буклет «Шесть преимуществ дидактических игр на липучках».

2.Индивидуальные беседы  по интересующим вопросам.

Март

Дидактическая игра на липучках:: «Из чего что сделано?».

Цель: совершенствование представления об окружающих предметах, о материале, из которого они изготовлены.

Дидактическое пособие: «Весенний Альбом».

Цель: формирование знаний детей о сезонных изменениях весной  в процессе игровой деятельности.

Дидактическая игра на липучках: «Каждой птичке свой домик».

Цель: закрепить знания цветов.

Индивидуальные беседы  по интересующим вопросам.

Апрель

Дидактическая игра: «Смешение цветов».

Цельзакрепление знаний детей о смешивании красок и получении новых цветов и оттенков; развитие зрительной памяти и цветовосприятия.

Дидактическая игра: «Занимательная головоломка».

Цель: развитие логического мышления, пространственного восприятия, цветовосприятия.

Дидактическая игра: «Профессии»

Цель: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. 

1. Родительское собрание – отчёт «Как мы играли и чему научились за год».

2. Индивидуальные беседы.

3 этап (май) – подведение итогов; представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами и родителями.

Ожидаемый результат.

      Благодаря дидактическим играм на липучках у детей развивается мелкая моторика, сенсорика, речь, звуковая речь, математические представления; идет познание окружающего мира.

      У детей отметилась положительная динамика усвоения программного материала по речевому развитию. Переходя от задания к заданию, в конце обучения дети получили необходимый багаж языковых знаний, умений и навыков для дальнейшего успешного обучения в школе.

Список используемой литературы.

  1. Сhttps://infourok.ru/master-klass-po-izgotovleniyu-alboma-na-lipuchkah-albom-dlya-malchikov-albom-raschitan-na-detej-4-7-let-4560092.html - мастер - класс по созданию альбома на липучках
  2. https://www.sima-land.ru/o-kompanii/novosti-kompanii/6000/ - что собой представляют игры на липучках
  3. Клинченко А.В, Микляева Ю.В. Методическое пособие. Развитие игровой деятельности дошкольников. Айрис-Пресс, 2004.
  4. Давидчук, Антонина Николаевна Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / Давидчук Антонина Николаевна. - М.: Сфера, 2015. - 0 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мир на кончиках пальцев"

Проект по теме "Умные пальчики» Статья отнесена к разделу: Работа с родителями«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»И. КантПояснительная запискаДавно уже необходимость развити...

Проект "Мир на кончиках пальцев"

Современное общество предъявляет все более высокие требования к человеку. Поэтому воспитание, обучение и развитие детей является в настоящее время важнейшей социально - педагогической проблемой.Соврем...

ПРОЕКТ: «Мир на кончиках пальцев»

Актуальность разработки и реализации педагогического проектаВсе знают о роли развития мелкой моторики: связь с речевым центром, развитие зрительно-моторной координации, ловкости и точности движения, р...

ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...