Конспект открытого занятия по развитию речи для детей старшей группы по теме «Звуки [А,О,У,И], буквы А, О, У, И».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Карданова Мадина Станиславовна

 

Конспект открытого занятия по развитию речи

для детей старшей группы

по теме «Звуки  [А,О,У,И], буквы  А, О, У, И».

 

Цель: Закрепление знаний о звуках [А, О, У, И] и буквах А, О, У, И.

Задачи:

Обучающие:

  1. Закрепить понятия звук и буква, гласные звуки и буквы.
  2. Формирование умения читать сочетания гласных букв.
  3. Формирование фонематических функций (восприятия, анализа).

Развивающие:

  1. Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику.
  2. Развивать графомоторные навыки, тактильную чувствительность.
  3. Развивать зрительно-пространственное восприятие, умения конструировать и реконструировать буквы из счётных палочек.  

Воспитательные:

  1. Создание психолого-педагогических условий для общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
  2. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование для детей: игровой чехол «Автобус», карточки с изображением остановок, билеты с картинками, счётные палочки, листы с заданиями, цветные карандаши.

Оборудование для педагога: интерактивная доска, презентация.

Предварительная работа: выучить чистоговорки, гимнастику для глаз, пальчиковую гимнастику.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями.

В: Ребята, в Буквограде случилось несчастье, пропали 4 гласные буквы. А без них ни одного слова не прочитаешь. Надо их найти, поможем жителям Буквограда? (Да).

  1. Актуализация знаний о гласных звуках и буквах.  

В: А что такое буква?

Д: Это то, что мы видим и читаем (символ).

В: А что такое звук?

Д: Это то, что мы слышим и говорим?

В: Отгадайте, на каком транспорте мы отправимся в путешествие.

Для этого нужно отгадать загадку:

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нём.

Носит обувь из резины,  

И питается бензином.

Д: Автобус.

В: Правильно, это автобус. Ребята, на какой звук начитается слово «автобус»?

Д: На звук «А».

В: А какой это звук?

Д: Гласный.

В: Почему мы его называем гласным?

Д: Потому что он состоит из голоса, воздух проходит свободно, без преград.

В: А какие ещё гласные звуки вы знаете?

Д: О, У, И.

В: Ребята, кто управляет автобусом?

Д: Водитель.

В: Сейчас с помощью считалочки мы выберем водителя.

«Что везёшь, автомашина? –

Всё, что есть на букву «А». –

Вот арбузы, апельсины, абрикосы и Айва!»

Водитель берёт руль (далее, ребёнок озвучивает остановки по карточкам).

В: Все остальные ребята будут кем?

Д: Пассажирами.

В: Что необходимо иметь пассажиру для проезда в автобусе?

Д: Билет.

  1. Развитие фонематического восприятия.

В: Сейчас я раздам вам билеты. Занимаем места согласно купленным билетам. Если название картинки начинается на звук А, вы садитесь на первый ряд, на звук О – на второй, на звук У – на третий, на звук И – на четвертый.  

Картинки: ананас, арбуз, апельсин, обувь, ослик, обруч, игла, индюк, утка, утюг, удочка. 

Все заняли свои места. Поехали.

  1. Чистоговорка на звук Ш-Ш-Ш.

Дети вместе с воспитателем произносят чистоговорку.

Двери закрываются: ш-ш-ш. 

Колеса зашуршали: ш-ш-ш. 

А мы смотрим в окно:

- ша-ша-ша – погода хороша;

- ша-ша-ша – едем не спеша;

­- шу-шу-шу – песню попрошу.

Водитель озвучивает остановку.

  1. Остановка «Игровая».

– Ребята, давайте с вами пройдем к интерактивной доске и поиграем в игру «Где спрятался звук «У»?».  (определение места звука «У» в слове: в начале, в середине, в конце).

В: Какой буквой обозначается звук У?

Д: Буквой У.

В: Из каких элементов состоит буква У?

Д: Из двух палочек: длинной и короткой.  

В: Найдите её в волшебном мешочке. Один обучающийся находит на ощупь в волшебном мешочке букву У и прикрепляет её на доску.

Наше путешествие продолжается. Дети садятся в автобус на свои места.

  1. Гимнастика для глаз.

Мы в автобусе сидим,

Во все стороны глядим. (глаза вправо, влево)

Глядим назад, глядим вперед,

А автобус не везет.

Внизу речка – глубоко, (вниз посмотрели)

Вверху птички – высоко. (вверх посмотрели)

Щётки по стеклу шуршат

Все капельки смести хотят. (Следим за движением рук вправо, влево)

Колёса закружились             (Круговые движения глазами).

Вперёд мы покатились.

 

  1. Остановка «Звуковая».

Дети выходят из автобуса, встают в круг.

В: А сейчас я узнаю, как вы умеете различать звуки на слух.

На звук «А», руки в стороны.

На звук «О» – руки вверх.

На звук «И» – руки вниз. 

Из ряда звуков: а, о, и, о, о, и, о, а, и, а, о.

Из слогов: ам, то, ит, оп, ла, ов, ми, бо.

Из слов: дом, мак, мох, сок, кит, рот, газ, рак.

Какая буква спряталась на этой остановке, отгадайте?

Загадка:

Буква та – луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Обучающийся, отгадавшей загадку вытаскивает из волшебного мешочка букву О и прикрепляет на доску.  

В: Возвращаемся в автобус и продолжаем путешествие.

  1. Пальчиковая гимнастика.

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)

Едет-едет наш автобус,

Дворниками бжик-бжик, бжик-бжик. (параллельно двумя руками влево-вправо)

Едет едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом.

Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)

Едет-едет наш автобус,

Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)

Едет-едет наш автобус

Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)

 

Водитель озвучивает остановку.

  1. Остановка «Художественная».

Дети садятся за столы. На столах листочки с заданием «Наложенные буквы».

В: Какие знакомые буквы вы видите на листочке? (А, О).

Выберите любую букву и раскрасьте её красным цветом. Почему красный цвет выбираем? Потому что это гласные буквы.

Обучающиеся раскрашивают букву на выбор.

Кто догадался, какая буква спряталась в мешочке? Буква А.

Обучающийся достаёт из волшебного мешочка букву А и прикрепляет на доску.

 

  1. Упражнение «Занимательные палочки».

В: Какую гласную букву нам осталось найти?

Д: Букву И.

В: Перед вами лежат счётные палочки. Выложите из них букву И.

Дети выкладывают букву.

В: А теперь переложите одну палочку так, чтобы получилась буква А.

В: Переложите две палочки так, чтобы из буквы А, получилась большая буква У.  

Один обучающийся достаёт из волшебного мешочка букву И, прикрепляет её на доску.

В: Нам пора возвращаться в детский сад.

  1. Чтение букв.

Дети садятся в автобус на свои места. Достают свои билеты. Прочитайте слова, которые у вас напечатаны на обратной стороне билета. Дети по очереди читают свои слова.

  1. Скороговорка на дифференциацию звуков [ш, с].

Дети вместе с воспитателем произносят чистоговорку.

По шоссе спешат машины.

Шелестят, шуршат их шины.

Больше на шоссе машин –

Дальше слышен шорох шин.

Водитель озвучивает остановку.

  1. Остановка «Детский сад». Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Дети выходят из автобуса и становятся в круг.

Воспитатель:

-Ребята, вспомните, пожалуйста, о каких буквах и звуках мы говорили на занятии? Какие задания у вас вызвали затруднения? Какие вам запомнились, понравились?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2024g_2.docx2.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру, развивать мелкую маторику. Совершенствовать навыки изменять имена существительные по числам и родам, по падежам. Умение составлять предложения по серии ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группеТема: «Сказка в гости к нам приходит»  Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Сад, Фрукты"

Цели: Закрепление представлений о фруктах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме “Сад. Фрукты”. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, воспитание ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе. На тему: «Сказка в гости к нам приходит».

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Сказка в гости к нам приходит» Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством художественной литературы ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Волшебный самолёт».

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе. Занятие-путешествие по контитнентам нашей планеты....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая шкатулка».

Конспект открытого занятия по развитию речи "Звуковая шкатулка". Занятие направлено на формирование слухового восприятия звуков окружающего мира....

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Купание медвежат».

Развитие связной речи - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь развивается постепенно вместе с развитием мышления, с усложнением детской деятельности и разными формами обще...