Конспект занятий по развитию речи в старшей группе (5–6 лет) Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» по опорным картинкам
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Обучить детей пересказу сказки, при помощи опорных картинок.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» по опорным картинкам.

Цель:

Обучить детей пересказу сказки, при помощи опорных картинок.

Задачи:

• Учить восстанавливать сюжет сказки по опорным картинкам;

• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными;

• обогащать словарный запас;

• упражнять в изменении слов при помощи суффиксов;

• активировать качественный словарь;

• учить видеть характерные особенности героев;

развивать активность, внимание, умение рассуждать, оценивать поступки героев;

• развивать образность речи, творческое воображение;

• развивать умение детей произносить прямую речь героя разной интонацией и тембром голоса;

• развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание;

• воспитывать интерес к русским народным сказкам;

• воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы;

• воспитывать нравственные качества (доброта, сочувствие)

Материалы и оборудование:

Картинки по тексту сказки, лиса (взрослый, скалочка.

Предварительная работа:

Чтение сказки «Лисичка со скалочкой».

Ход занятий:

(встают в полукруг)

Воспитатель: Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Развивать нам речь пора!

Сказки любите, друзья?

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку:

Хитренько взглянула

Хвостиком взмахнула

И исчезла, чудеса

Где ты, рыжая … (лиса)

Воспитатель: Правильно, лиса. Ребята, а какие вы знаете сказки про лису? … (Лиса и волк, Лиса и заяц, Лиса и журавль, Лиса и рак, Лиса и дрозд, Снегурочка и лиса, Кот и лиса, Медведь и лиса).

Раздается стук.

Воспитатель: Слышите, ребята, кто-то стучится?

Появляется лиса (взрослый).

Воспитатель: Здравствуй, лисонька, а что ты такая грустная?

Лиса: Здравствуйте, ребята, через лесок я к вам бежала, скалочку свою потеряла. Помогите, ребята скалочку найти.

Воспитатель: Как же мы тебе поможем? В лес мы не пойдем, еще заблудимся.

Лиса: Да, очень просто, скалочка-то у меня волшебная. Она очень любит, когда про нее сказку рассказывают. Если дети расскажут о ней сказку, тогда она сама вернется.

Воспитатель: Ребята, а вы помните сказку про лису и скалочку? Да, она так и называется «Лисичка со скалочкой». Присаживайтесь на стульчики вместе с лисонькой, я буду рассказывать вам сказку, а вы мне помогать находить картинки к сюжетам нашей сказки.

Воспитатель рассказывает сказку и вызывает поочередно детей выставлять картинки на мольберт с рассказанным сюжетом.

Сказка «Лисичка со скалочкой»

1. Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.

2. Пришла в деревню и стучится в избу:

- Стук-стук-стук!

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку.

Ее пустили.

Вот она легла сама на лавочку, хвостик пол лавочку, скалочку под печку.

Рано утром лисичка встала, сожгла свою скалочку, а потом и спрашивает:

- Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку!

3. Мужику – делать нечего! – отдал ей за скалочку курочку.

Взяла лисичка курочку, идет да поет:

- Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку!

4. Пришла она в другую деревню:

- Стук-стук-стук!

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под печку.

Ее пустили.

Лисичка легла на лавочку, хвостик пол лавочку, а курочку под печку.

Рано утром лисичка потихоньку встала, схватила курочку, съела, а после и говорит:

- Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку!

5. Нечего не поделаешь, пришлось хозяину отдавать ей за курочку гусочку.

Взяла лисичка гусочку, идет да поет:

- Шла лисичка по дорожке,

Нашла скалочку,

За скалочку взяла курочку,

За курочку взяла гусочку!

6. Пришла она под вечер в третью деревню:

- Стук-стук-стук!

- Кто там?

- Я, лисичка-сестричка! Пустите переночевать!

- У нас и без тебя тесно.

- Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, гусочку под печку.

Ее пустили.

Вот она легла на лавочку, хвостик пол лавочку, а гусочку под печку.

Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку, съела да и говорит:

- А где же моя гусочка? Давайте мне за нее девочку!

7. А мужику девочку жалко отдавать. Посадил он в мешок большую собаку и отдал лисе:

- Бери лиса девочку!

Вот лиса взяла мешок, вышла на дорогу и говорит:

- Девочка, пой песни!

А собака в мешке как зарычит! Лиса испугалась, бросила мешок – да бежать…

8. Тут собака выскочила из мешка – да за ней!

Лиса от собаки бежала-бежала да под пенек в нору юркнула.

9. Сидит там и говорит:

- Ушки мои ушки! Что вы делаете?

- Мы все слушали.

- А вы, ножки, что делали?

- Мы все бежали.

- А вы, глазки?

- Мы все глядели.

- А ты, хвост?

- А я все тебе мешал бежать.

10. А, ты все мешал! Ну, постой же, я тебе задам! – И высунула хвост из норы. – Ешь его, собака.

Тут собака ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай ее трепать!

После всех выставленных картинок одна остается лишняя.

Воспитатель: Ребята, а почему вы не поставили эту картинку?

Дети: Она из другой сказки.

Воспитатель: А из какой сказки эта картинка?

Дети: Из сказки «Репка».

Воспитатель: Правильно, это сказка «Репка».

Словарная работа: (дети отвечают полным ответом)

1. Что такое скалочка и для чего она нужна? (деревянная палка для раскатывания теста)

2. Пришла в деревню и стучится в избу. А что такое изба? (деревянный деревенский дом)

3. У нас и без тебя тесно. А что означает слово тесно? (мало места)

4. Утром, чуть свет, лисичка вскочила, схватила гусочку. А что означает чуть свет? (очень рано)

5. Лиса от собаки бежала-бежала да под пенек в нору юркнула. А что значит, юркнула? (быстро и ловко залезла)

Воспитатель: Молодцы! Давайте вспомним: (дети отвечают полным ответом)

1. Что нашла лиса, когда шла в деревню? (скалочку)

2. На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку? (на курочку)

3. На кого поменяла лиса курочку? (на гусочку)

4. Кого просила лиса взамен гусочки? (девочку)

5. А дали хозяева лисе девочку? (нет)

6. А кого дали? (собаку)

7. Куда мужик посадил собаку? (в мешок)

8. Куда спряталась лиса от собаки? (в нору)

9. На кого обиделась лиса и выгнала из норы? (свой хвост)

10. Что сделала собака с лисьим хвостом? (ухватилась за лисий хвост, вытащила лисицу из норы и давай ее трепать)

11. Как вы думаете, за что заслужила, лиса такой конец? (она обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили, напоили)

Воспитатель: Конечно, она обманывала людей.

Лиса: Ребята, мне тоже интересно, как внимательно вы слушали сказку. Давайте с вами поиграем в игру, хлопните в ладоши, когда услышите персонажа из нашей сказки. (ежик, лошадь, лиса, собака, гусочка, медведь, корова, уточка, девочка)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь мы отдохнем, физкультминутку проведем. (дети встают в круг)

Лиса: Я больше так не буду ребята, честное слово, я уже исправилась и стала доброй, веселой и честной. Можно я тоже с вами отдохну?

Физкультминутка «Лиса».

У лисицы острый нос, (показываем «острый» носик)

У нее пушистый хвост, (показываем руками сзади «хвост»)

Шуба рыжая лисы (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает, (идем важно, покачиваясь)

Шубу пышную поглаживает. (поглаживаем себя по плечам, рукам)

Я – охотница до птицы! (хватательные движения перед грудью)

Кур ловить я мастерица!

Как увижу – подкрадусь, (ладонь ставим на лоб «козырьком»)

И тихонька затаюсь. (присесть, сжаться в комок)

После прыгну и схвачу, (прыжок в сторону)

Деткам в норку отнесу. (побежали по кругу)

Воспитатель: Лисонька, теперь мы убедились, что ты исправилась. За это, ребята, тебе сами расскажут сказку, чтобы уже точно скалочка твоя вернулась. Расскажите, ребята?

Воспитатель: Ты, лисонька, садись вместе с ребятами и внимательно слушай. Я еще раз прочитаю вам сказку, а потом вы ребята с помощью наших волшебных картинок сами расскажите сказку.

После прочтения сказки воспитателем, дети рассказывают по очереди сказку сами по опорным картинкам.

Воспитатель: Ребята, да вот, же и скалочка вернулась. (отдает скалочку лисе)

Лиса: Спасибо, вам ребята, с вами было очень интересно и весело. И за это я вам скалочку подарю, чтобы вы с ней играли и меня добрым словом вспоминали. А себе я еще одну найду. До свидания, ребята!

Подведение итогов.

1. С какой сказкой вы познакомились? (Лисичка со скалочкой.)

2. Понравилась ли она вам? Чем? (да, тем, что хитрую лису проучили)

3. Чему она вас научила? (не надо обманывать людей и считать себя умнее других)

4. Что еще нового вы узнали? (новые слова и их обозначение – скалочка, изба, юркнула)

Воспитатель: Ребята, я желаю вам быть честными, правдивыми, добрыми, вежливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"."

Данный  конспект  открытого  занятия  был разработан  и  использован  мною. Творческое  рассказывание -  очень интересный и сложный процесс  совместно...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на материале русской народной сказки "ЛИСА И ЖУРАВЛЬ"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зрения пересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе с нарушением зренияпересказ рассказа с опорой на мнемотаблицы "Купание медвежат" В. Бианки Цель: продолжать обучать связному последователь...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе детского сада. Тема: "Пересказ сказки В.Сутеева "Кораблик".

Работа по развитию монологической речи с помощью пересказа художественных произведений по картинкам особенно актуальна в старших группах детского сада....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием мнемотехники "Пересказ сказки "Теремок".

Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники.Задачи:Обучающая: продолжать учить детей составлять описательные рассказы о диких животных (медведь, заяц, волк) используя мнемотаблицу; упр...