отчёт по самообразованию
материал по рисованию (подготовительная группа)

Головачёва Екатерина Викторовна
Отчет по самообразованию: «Развитие творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования» В подготовительной к школе группе: «УМКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_izo.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №1»

муниципального образования города Братска

Отчет по самообразованию:

«Развитие творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования»

В подготовительной к школе группе: «УМКА»

Составила: Головачёва Екатерина Викторовна,

воспитатель I кв. категории  МБДОУ «ДСОВ № 1»

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

 В. А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. 

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение близкое к его замыслу. 

Нетрадиционные техники рисования - это создание изображения при помощи необычных инструментов, материалов или альтернативными приёмами. Классические занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками. У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение, ориентировка на листе бумаги, развивает мелкую моторику рук, а также подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе.  Применение неожиданных инструментов - нитки, зубные щётки, трубочки и другое - даёт ребёнку огромную возможность экспериментировать, пробовать, искать, а самое главное - само выражаться. 

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.        

Мною была поставлена цель: Создать условия повышение своего теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности по развитию творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования.

Из этой цели выявились следующие задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по развитию творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования.

2.  Разработать перспективный план работы с детьми.

3.  Подготовить и провести диагностику уровня развития творческих способностей у детей подготовительного к школе возраста (в начале и в конце учебного года).

4. Познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразие художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения. 

5.Подготовить и провести консультации, мастер-классы, открытые НОД, сообщения для педагогов на педсовете и др. по теме самообразования.

6. Провести работу с родителями в форме консультаций, предоставлений информации в уголок для родителей и др. форм работы по заявленной теме самообразования.

7. Обогатить и пополнить предметно-пространственную развивающую среду (ППРС) в группе центр «Творчества и искусства»:

-различный материал для нетрадиционного рисования;

-папка репродукций картин знаменитых художников;

-коллекция журналов о знаменитых художниках;

 -составить картотеку игр на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, мелкую моторику, невербальное общение и др.;

-подготовить папку с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения;

-записи музыкальных произведений для использования на занятиях по художественному творчеству.

Свою работу начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды. Разработала и составила план совместной деятельности с детьми и план взаимодействия с родителями на 2023-2024 учебный год. Разнообразила и дополнила развивающую среду группы новыми дидактическими играми на развитие мелкой моторики: «Шнуровка», «Бусы», «Угадай что спрятано» и т.д., словесными играми, подготовила картотеку игр на воображение, фантазию, внимание, память, гибкость мышления, невербальное общение. Обновила и пополнила центр творчества и искусства разнообразным материалом, для детского творчества. Пополнила папку репродукций картин знаменитых художников. Создала опорные схемы рисования, для самостоятельного изучения детьми. Организовала для детей мини - музей, выставка журналов «Сказки о знаменитых художниках». В конце учебного года оформила в группе выставку детских работ (за весь уч. год) «Чему мы научились».

В течении учебного года, дети закрепили свои умения рисовать уже знакомые им нетрадиционные техники: тычок жёсткой и полусухой кистью, рисование пальцем, печать ладошкой, ватными палочками, дисками. Познакомились с новыми нетрадиционными способами рисования: использование метода сторителлинга «по мокрому» листу, набрызг зубной щёткой, техника-граттаж, рисование вилкой, рисование по стеклу-песком, техника-монотипия и многие другие.

 Успешную работу с детьми, по развитию творческих способностей детей подготовительного к школе возраста с применением нетрадиционных форм рисования, невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. В начале учебного года родителей познакомила с темой и задачами своего самообразования и было проведено родительское собрание: Беседа- диалог «Рисуя играем»

Родители привлекались к активному участию в жизни группы и детского сада. Они оказывали помощь в пополнении ППРС группы разнообразными материалами, для художественного творчества детей. Активно прошли анкетирование «Любит ли ваш ребёнок рисовать?». Проанализировав анкеты родителей мною были оформлены родительские уголки папками-передвижками и консультациями: «Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста», памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей в домашних условиях». Для родителей была оформлена в приёмной комнате выставка детских работ «Это может ваш ребёнок». Так же активное участие приняли в детско-родительском конкурсе рисунков в нетрадиционной технике рисования «Зимушка-зима», на котором родители показали своё творчество и заинтересованность к данной теме. Под конец учебного года с родителями был проведён мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования». Дети заранее сделали заготовки для рисования в технике «Граттаж» своим родителям, а на мастер-классе взрослые должны были пофантазировать и нарисовать сюжет на любую свободную тему. Родители с удовольствием выполняли свои работы и были в восторге, что существует большое разнообразных нетрадиционных способов и техник рисования.

Вывод.  Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Специально-организованная работа с дошкольниками по развитию творческих способностей через нетрадиционные формы рисования, прошла не без успешна. У детей сформировалось творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развились художественный вкус, фантазия, изобретательность, пространственное воображение. У дошкольников проявилось яркое желание экспериментировать и познавать что-то новое.

Перспектива. Считаю, что с целями и задачами справилась полностью, удовлетворительно. На 2024-2025 уч. год решила выбрать другую тему по самообразованию «Дидактическая игра как средство общения с детьми раннего возраста». Считаю её актуальной в раннем возрасте, ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него - норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

Отчёт по самообразованию логопеда Тема «Использование ИКТ (электронная почта, персональный сайт, блог, медиаресурсы, Skype) в работе логопеда с родителями подготовительной группы».

Данный материал представлен в виде текстового отчёта по амообразованию логопеда в подготовительной группе по теме "Использование ИКТ в работе  логопеда с родителями подготовительной группы"....

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических представлений, как средство развития умственных способностей у детей».

Отчёт по самообразованию на тему:«Формирование элементарных математических  представлений, как средство развития умственных способностей у детей»....

Отчёт по самообразованию

С этим отчётом я выступила  в 2013 году на в ГБОУ АО "Вычегодская СКОШИ"....

Отчёт по самообразованию "Организация хозяйственно-бытового труда со старшими дошкольниками"

Формирование предпосылок трудового воспитания имеет большое значение для нравственного становления личности ребенка-дошкольника.В презентации отражены виды труда, приемлемые для детей старшего дошколь...

Творческий отчёт по самообразованию:" Формирование национального самосознания дошкольников, на основе традиций русского народа"

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котор...

Мой отчёт по самообразованию

Когда стал выбор, какую тему выбрать ,я долго не раздумывала .Взяла, то что лично меня волнует,ближе ,интереснее.Но тут же в моей душе поселился страх:" А смогу ли ?" А имею ли достаточно знаний, мора...