Главные вкладки

    Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
    рабочая программа на тему

    Поваляева Людмила Викторовна
    Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл PROGRAMMA_SAMOOBRAZOVANIYa.docx43.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Программа самообразования Поваляевой Людмилы Викторовны

    г. Бердск-2007

    Оглавление:

    Введение………………………………………………………………………………….....стр. 3

    1. Этапы реализации программы самообразования…………………………………..…5

    1. Направленность  на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций……………………………………………………..….5
    2. Основные направления и действия для повышения  личного самообразования……………………………………………………………………..….6
    3. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы…………………………...9

    «Воспитание, полученное  человеком, закончено,

                                              достигло  своей  цели, когда  человек  настолько

                                                    созрел, что  обладает  силой  и  волей  самого  себя

                                                образовывать  в  течение  дальнейшей  жизни  и

       знает  способ  и  средства, как  он  может  осуществить

    в  качестве  индивидуума,  воздействующего на мир».

    А.Дистервег

            Ведение:

    Совершенствование качества обучения  и воспитания в МОУ лицей №6  напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров  и конференций   невелика без процесса самообразования учителя.

    Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для   того, чтобы учить других,  необходимо  знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования.  Поэтому и тема, над которой я работаю:  «Компетентностный  подход к формированию здорового образа жизни учащихся»

        Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

    Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

        Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

       Актуальность решения данной проблемы определяется тем, что за последнее десятилетие в РФ на фоне социально-экономических преобразований, повлекших за собой снижение жизненного уровня многих слоев населения, экологического неблагополучия среды обитания, характерных для большинства регионов страны, проявились отчетливые негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков.

    Цель:   Повышение  образовательных компетенций  в области физкультурного образования.

    Задачи:

    - планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий лицея №6;

    - творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

    -  формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

    - организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

    - выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

    - формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

    - устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

    - учитывать и оценивать результаты   работы  с целью определения новых задач;

    - аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

    Предполагаемый  результат:

    1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  4,8, отсутствие  неуспевающих).

    2. Разработанные  авторские программы  по  «Волейболу», «Олимпионик», а также программу «Здоровье».

    3. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  физической  культуры  г. Бердска.

    4. Доклады  и  выступления на конференциях, педагогических чтениях.

    5. Разработка  дидактических  материалов.

             6. Разработка  и  проведение  уроков  по  современным образовательным технологиям, в том числе информационным  технологиям»

    7. Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных  мероприятий.

    8. Организация  работы  спортивных  кружков  и  секций.

    9. Пакет  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

    10. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

    11. Личная  методическая  веб-страница., сайт.

    12. Пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

    13. Подаю  личный  пример  учащимся, участвуя  в различных  спортивных  соревнованиях .

    1. Этапы реализации программы самообразования

         Реализация  программы самообразования запланирована мною в срок от 3 до 5 лет с разбивкой по годам,  с подведением промежуточных итогов и  внесением коррективов в ходе работы над темой.

    1. 2007-2008 учебный год.
    2. 2008-2009 учебный год.
    3.  2009-2010 учебный год. 

    1. Направленность  на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

          В настоящее время в лицее реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни.                                                                  Воспитание  направленности лицеистов на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую  на основе образовательных компетенций:

           1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
         2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, — это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций,  роль спорта и физкультуры в жизни человека.

         3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.
        4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
         5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
       
    6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
       
    7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

         Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

    1. Основные направления и действия для повышения  личного самообразования

    Свою компетентность  в формировании здорового образа жизни лицеистов я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у лицеистов, я определила основные направления и действия для повышения  личного самообразования:

    • Профессиональное направление:

    1. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  учителей  физической  культуры, организованных  в  Институте  образования.

    2. Постоянно  знакомиться  с  современными  исследованиями  ученых  в  области  преподавания  предмета  «Физическая  культура», «ОБЖ».

    3. Знакомиться  с  новыми  примерными  и  авторскими  программами  по  физической  культуре, концепциями  обучения, их  оценками.

    3. Изучать  новую  литературу  по  физической  культуре  и  методике  преподавания.

    4.  Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной  деятельности.

    5. Принимать  активное  участие  в  работе  городском методическом объединении учителей  физической  культуры.

    6. Принимать  участие  на  научно-практических  конференциях,  конкурсах, фестивалях  различных  уровней, в том числе Интернет-конкурсы, семинары.

    7. Посещать  уроки  коллег  и  участвовать  в  обмене  опытом.

    8. Организовывать   кружковую  и  внеклассную  деятельность  по  предмету.

    9. Систематически  интересоваться  событиями  современной  экономической, политической  жизни.

    10.Повышать  уровень  своей  эрудиции, правовой  и  общей  культуры.

    11. Проводить  открытые  уроки  для  анализа  со  стороны  коллег.

    12. Систематически  просматривать  спортивные  телепередачи.

    • Психолого-педагогическое направление:

    1. Совершенствовать  свои  знания  в  области  современной  психологии  и  педагогики.

    2. Изучать  современные  психологические  методики.

    3. Создание  пакета  психолого-педагогических  материалов  для  учителя.

    • Информационно-коммуникативные технологии:

    1. Пройти  курсы  повышения  квалификации  для  получения  пользовательских  навыков  работы  на  компьютере.

    2. Поиск  в  Интернете  информации  по  физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических  технологий.

    3. Изучать  информационно-компьютерные  технологии  и  внедрять  их  в  учебный  процесс.

    • Методическое направление:

    1. Изучать   научно-методическую  и  учебную  литературу.

    2. Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  предметные  издания, через Интернет-сайты.

    3. Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  инновационных  форм  уроков  физической  культуры.

    4. Проводить  научно-исследовательскую  работу  по  проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»

    5. Проводить  мастер-классы  для  коллег  по  работе, учителей  города Бердска.

    6. Разрабатывать  разные  формы  уроков, внеклассных  мероприятий, учебных  материалов.

    7. Внедрять  в  учебный  процесс  компьютеризированные  программы  оценивания  физического  состояния  учащихся:

    8. Разрабатывать  пакет  стандартного  поурочного  планирования  по  темам  «Легкая  атлетика», «Гимнастика», «Спортивные  игры».

    9. Создавать  комплект  дидактики  по  предмету (планирование спортивно-тренировочных занятий по волейболу, оптимально-минимальный  уровень (стандарт)  физической  подготовленности  учащихся, контрольные  тесты-упражнения).

    10. Создавать  пакет  материалов  по  педагогическим  технологиям.

    11. Проектировать  персональный сайт, а также сайт учителей физической культуры МОУ лицея № 6, имеющий личные Веб-страницы для каждого учителя физической культуры.

    12. Создавать  пакет  сценариев  уроков  с  применением  информационных  технологий.

    13. Создавать  пакет  бланков  и  образцов  документов  для  педагогической  деятельности.

    • Эстетическое  направление:

    1. Посещение  спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение  экскурсий.

    2. Участвовать  в  смотрах  художественной  самодеятельности, проводимых в лицее.

    • Охрана  здоровья:

    1. Своевременно  обновлять  инструкции  по  ТБ  на  уроках  физической  культуры, на  занятиях  секции.

    2. Внедрять  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающие  технологии.

    3. Вести  здоровый  образ  жизни, заниматься  спортом (волейболом, настольным теннисом, лыжными гонками, плаванием).

    • Интересы  и  хобби:

    1. Продолжать заниматься творчеством: рисованием и вышивкой, игрой на гитаре.

    2. Участвовать  на  соревнованиях  различных  видов спорта.

        Компетентностный подход акцентирует внимание на результатах образования, причем в качестве результата рассматривается способность действовать в различных проблемных ситуациях. Это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Безусловно, представленные подходы не исчерпывают все разнообразие вариантов определения содержательных и структурных компонентов профессионально-педагогической компетентности.

    Кроме того, это лишь один аспект проблемы реализации компетентностного подхода в практике профессионального образования, целостное рассмотрение которого предполагает изучение подходов к определению целей,  отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий, оценке результатов. Но, тем не менее, именно в результате реализации данного подхода возможно обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.

    1. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы

    Презентация  результатов  работы  перед  педагогическим  коллективом,  на заседаниях лицейского МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на  заседаниях  городского МО  учителей  физической  культуры  г. Бердска

      Форма  отчета  по  проделанной  работе

     Обобщение опыта  работы  на  уровне  лицея и города Бердска.

    Выступления  по  обмену  опытом  работы  на  заседаниях  лицейского и городского МО учителей  физической  культуры. Представление  администрации  лицея  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  учителей.

        Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни лицеистов, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости.  На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни лицеистов на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.

    Учитель физической культуры________________________Л.В.Поваляева


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся».

    Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового о...

    Роль компетентностного подхода в формировании современного специалиста

    Конкурентоспособность обучающегося на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться в гигантских информ...

    Компетентностный подход при формировании учебно-методического комплекса учебной дисциплины

    Данная работа описывает компетентностный подход при формирования УМК дисциплины "Физика", преподавемой в учреждении профессионального образования. В работе описывается методика формирования предметных...

    Индивидуальный самообразовательный план по теме «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни воспитанников»

      Актуальность  темы:  Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых под...

    Тема самообразования: «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС ООО»

    Тема самообразования:        «Системный подход к формированию ценности здоровья и здорового образа жизнедеятельности учащихся начальных классов в условиях введения в ФГОС НОО...

    Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных компетенций выпускника

    Тема модульно-компетентностного подхода в образовании, пожалуй, является самой распространенной  и актуальной, так как наше поле деятельности – выпускники профессионального училища, обеспеч...

    КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ

    КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У УЧАЩИХСЯ...